САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 24-26 СЕНТЯБРЯ 2008 ГОДА
концентрация Кс достигает базального уровня у животных обеих групп. После аппликации холодового стресса только у крыс с Poly I:C значительно повысился уровень Кс во все регистрируемые сроки. Введение АКТГ вызывало адекватное 2—3-кратное повышение уровня Кс у контрольных животных и значительное снижение концентрации Кс на 7 и 9-е дни у крыс, получавших Poly I:C, что, по-видимому, связано с изменением чувствительности клеток надпочечников к АКТГ. Введение гидрокортизона также вызывало значимое снижение уровня Кс на 7, 9, 14-е дни у животных с Poly I:C по сравнению с уровнем гормона у контрольных животных, что свидетельствует о нарушении проявления механизма отрицательной обратной связи.
Полученные данные позволяют заключить, что хотя уровень циркулирующего Кс в крови радикально не изменен у животных, получавших Poly I:C на фоне стрессорного воздействия, однократное введение этого препарата вызывает нарушение функций ГГАКС за счет снижения чувствительности клеток надпочечников к АКТГ и угнетения основного механизма центральной регуляции функций ГГАКС — механизма отрицательной обратной
Действие женских половых стероидов на дофаминовые рецепторы головного мозга овариэктомированных самок крыс
Харчилава О.М., Валеева Л.А.
Башкирский государственный медицинский университет; Ленина ул., 3, Уфа, 450000
Дофаминовые рецепторы головного мозга играют важную роль в регуляции эндокринной системы, полового, пищевого, оборонительного поведения, мышления, в возникновении аффективных и психических расстройств (П.В. Сергеев и соавт., 1999). Нейроэн-докринные и психоэмоциональные нарушения у женщин часто возникают в период менопаузы. Пик психических заболеваний также приходится на постменопаузальный период (R. Boose et al., 1998). Однако роль дофаминовых рецепторов мозга в патогенезе нейроэндокринных нарушений в климактерическом периоде изучена недостаточно. Нет также четких представлений о характере действия препаратов женских половых на дофаминовые рецепторы мозга в период менопаузы.
Методы исследований. Опыты были поставлены на 500 белых беспородных крысах-самках весом 140 — 160 г. Менопаузу моделировали путем хирургической овариэктомии (Я.Д. Киршенблат, 1989).
В эксперименте участвовали 6 групп: ложноопе-рированные крысы, крысы, подвергшиеся хирургической овариэктомии, овариэктомированные крысы, в течение двух недель, получавшие 17Р-эстрадиол (20 мкг/сут), дидрогестерон (100 мкг/сут) и фемостон (17Р-эстради-ол + дидрогестерон в тех же дозировках) или плацебо. Крыс забивали путем декапитации, выделяли мозг и получали мембранную фракцию гомогената мозга путем
дифференциального ультрацентрифугирования. Дофаминовые рецепторы определяли радиолигандным методом (Lim, 1989) с использованием блокатора Dj-рецепторов [3Н]-спиперона в концентрации 0,5 нМ и 2-2381 2 нМ. Белок определяли по Лоури (Lowry, 1951).
Результаты. После хирургической овариэктомии уровень специфического связывания [3Н]-спиперона в концентрации 0,5 нМ повысился в 4 раза, а в концентрации 2 нМ — в 30 раз по сравнению с ложно-оперированными животными. Таким образом, после хирургической овариэктомии количество сайтов связывания [3Н]-спиперона в низкой и высокой концентрациях в головном мозге увеличивается.
Концентрация 0,5 нМ близка к Kd [3Н]-спиперона, а величина Kd лиганда характеризует его сродство к рецепторам, характеризуя аффинность рецепторов, при концентрации 2 нМ происходит насыщение мест связывания [3Н]-спиперона, характеризуя количество дофаминовых рецепторов в мозге (П.В. Сергеев и соавт., 1999). Можно предположить, что билатеральная овариэктомия приводит к повышению аффинности и плотности дофаминовых рецепторов в мозге. При этом более чувствительным к дефициту половых стероидов является количество дофаминовых рецепторов.
Двухнедельное введение ^ß-эстрадиола с первого дня овариэктомии повысило уровень связывания [3Н]-спиперона в концентрации 0,5 и 2 нМ в 2,5 и 2 раза относительно овариэктомированных крыс, получавших плацебо. Дидрогестерон оказывал аналогичное действие. У овариэктомированных крыс, получавших фемостон, количество сайтов связывания меченого лиганда в концентрации 0,5 нМ повысилось в 2 раза, а в концентрации 2 нМ — снизилось в 8 раз по сравнению с овариэктомированными крысами, не получавшими препарат. Таким образом, фемостон снижает плотность дофаминовых рецепторов, приближая ее к уровню интактных животных, оказывая модулирующее действие на Dj-рецепторы мозга.
Фармакологическая коррекция постстрессорных нарушений липидного обмена при терапии алиментарной дистрофии
Хныченко Л.К., Сапронов Н.С.
НИИ экспериментальной медицины РАМН; акад. Павлова ул., 12, Санкт-Петербург, 197376
Известно, что избыточный вес и ожирение — факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, нарушений функции печени. Другой не менее важной проблемой является дефицит массы тела. Существует опасность, что при необоснованном похудении недостаточная масса тела может привести к ухудшению здоровья, увеличению смертности от инфаркта миокарда и инсульта головного мозга. У пациентов с недостаточной массой тела по сравнению с больными других групп чаще возникает блокада правой и левой ножек пучка Гисса, наблюдается снижение
1-Я НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ ПСИХОНЕЙРОЭНДОКРИНОЛОГИИ (РАПНЭ)
уровня ХС ЛПВП, повышение уровня ХС атерогенных ЛПНП и нарушение толерантности к глюкозе, что в совокупности является фактором клинического риска 2-2382 при ишемической болезни сердца.
Экспериментально установлено, что возникающая при стрессорном воздействии, обусловленном голоданием, дистрофия массы тела и органов сопровождается снижением концентрации общего белка, усилением процессов перекисного окисления липидов, активацией функции гипофизарно-адреналовой системы, угнетением гонадотропной функции гипофиза и для устранения этих нарушений целесообразно использование препаратов метаболического типа действия в сочетании с диетой, обогащенной белком.
Целью данного исследования явилось изучение влияния производных таурина, синтезированных в отделе нейрофармакологии НИИЭМ РАМН, на показатели липидного обмена при реабилитации крыс из состояния алиментарной дистрофии.
В опытах на крысах установлено, что при терапии животных с алиментарной дистрофией производными таурина в сочетании с диетой, обогащенной белком сои, сниженные уровни холестерина и триглицеридов увеличивались, а концентрация неэтерифицированных жирных кислот (НЭЖК) снижалась до значений наблюдаемых у интактных крыс. Выявленное нами свойство производных таурина снижать содержание НЭЖК при стрессорной ситуации, обусловленной голоданием, свидетельствует о способности этих соединений восстанавливать цикл трикарбоновых кислот, препятствовать развитию ацидоза и накоплению недоокисленных продуктов, устраняя тем самым повреждающее влияние недоокисленных продуктов НЭЖК на мембраны.
Психонейроэндокринный статус женщин с риском невынашивания беременности
Ходаревская Т.Н.1, Губарева Л.И.2
1Краевой клинический перинатальный центр; Ломоносова ул., 44, Ставрополь, 355002
2Ставропольский государственный университет; Пушкина ул., 1, Ставрополь, 355009
В последнее время наметился значительный прорыв перинатальной психотерапии в акушерскую практику, и эта тенденция прослеживается во всем мире. Связана она с нарастающей потребностью в психотерапевтическом сопровождении беременности как со стороны врачей, так и со стороны пациенток. С учетом этого важное значение имеет поиск наиболее валидных методов психодиагностики патологии течения беременности.
Исследования проводились на базе гинекологического отделения № 2 Краевого клинического перинатального центра. Обследовано 216 женщин 18—40 лет со сроком беременности от 6 до 38 недель. В исследовании приняли участие пациентки с диагнозом «Угроза
прерывания беременности». Контрольную группу составили женщины с нормальным течением беременности.
У беременных методом иммуноферментного анализа определяли содержание эстриола (Э), прогестерона, хорионического гонадотропина (ХГЧ) в крови. Психологическое тестирование проводили с использованием следующих методик: клинический опросник для выявления оценки невротического состояния (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич, 1978), уровень формирования доминанты беременности (Г.Г. Филиппова, 2002), уровень тревожности (УТ) по Спилбергеру.
Результаты исследования показали, что у женщин опытной группы уровень Э снижен по сравнению с контрольной в 1,4 раза (Р < 0,05), уровень прогестерона — в 1,5 раз (Р < 0,01), содержание ХГЧ — в 1,7 раза (Р < 0,01). Нарушение гормонального статуса сочеталось с отклонениями психоэмоциональной сферы — повышением уровня общей, личностной и ситуативной тревожности, обсессивно-фобическими и вегетативными нарушениями. У женщин с риском невынашивания беременности отмечали незрелость или значительное отставание формирования доминанты беременности.
Анализ коэффициентов корреляции выявил выраженные и тесные связи между уровнем Э, прогестерона и уровнем личностной тревожности, астенией, истерическим типом реагирования и обсессивно-фобическими нарушениями.
Таким образом, функциональные нарушения генеративной системы женского организма, детерминируют нарушение в психической сфере и как следствие — нарушение формирования доминанты беременности и ее невынашивание. С другой стороны, не исключено, что нарушения психической сферы обусловливают нарушения эндокринного статуса беременной женщины и риск невынашивания беременности.
Полученные нами данные дают возможность рекомендовать для прогнозирования течения беременности методы психологического тестирования.
Изучение метеоадаптогенных свойств антигипоксантов в условиях быстрой сменяемости климатических факторов
Шабанов П.Д., Ганапольский В.П., Прокопенко С.М.
Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова; акад. Лебедева ул., 6, Санкт-Петербург, 194044
Метеоадаптогены представляют собой средства срочной адаптации к быстро меняющимся метеорологическим условиям внешней среды.
В задачу исследования входило изучение новых средств с потенциальными метоадаптогенными свойствами из группы антигипоксантов. Исследование проводили в климатической камере «Табай» (Япония) Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова.