Научная статья на тему 'Фарфоровая скульптура завода Гарднера из Краснодарского художественного музея им. Ф. А. Коваленко'

Фарфоровая скульптура завода Гарднера из Краснодарского художественного музея им. Ф. А. Коваленко Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
436
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРФОРОВАЯ СКУЛЬПТУРА / ЗАВОД ГАРДНЕРА / МАРКА ФАРФОРА / PORCELAIN STATUETTE / GARDNER MANUFACTURE / MARK PORCELAIN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Костюков Ю.В.

В статье приводятся результаты изучения фарфоровой скульптуры завода Гарднера из фондов Краснодарского художественного музея им. Ф.А. Коваленко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PORCELAIN STATUETTES OF THE GARDNER MANUFACTURE FROM THE KOVALENKO ART MUSEUM

The article presents the results of studying porcelain statuettes of the Gardner manufacture from the collection of the Kovalenko art museum.

Текст научной работы на тему «Фарфоровая скульптура завода Гарднера из Краснодарского художественного музея им. Ф. А. Коваленко»

Ю.В. Костюков

научный сотрудник Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко

ФАРФОРОВАЯ СКУЛЬПТУРА ЗАВОДА ГАРДНЕРА ИЗ КРАСНОДАРСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМ. Ф.А. КОВАЛЕНКО

Аннотация. В статье приводятся результаты изучения фарфоровой скульптуры завода Гарднера из фондов Краснодарского художественного музея им. Ф.А. Коваленко.

Ключевые слова: фарфоровая скульптура, завод Гарднера, марка фарфора.

Yu.V. Kostyukov, Kovalenko Art Muséum, Krasnodar

PORCELAIN STATUETTES OF THE GARDNER MANUFACTURE FROM THE KOVALENKO ART

MUSEUM

Abstract. The article presents the results of studying porcelain statuettes of the Gardner manufacture from the collection of the Kovalenko art museum.

Keywords: porcelain statuette, Gardner manufacture, mark porcelain.

В собрании Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко (ККХМ) коллекция фарфоровой скульптуры завода Гарднера насчитывает около 10 фигур и относится к концу XVIII - последней трети XIX веков. Сложилась она в 30-е годы XX века за счет поступлений из Государственного музея фарфора и через закупочную комиссию. Результаты атрибуции скульптуры завода Гарднера нашли отражение в соответствующем разделе Генерального каталога, т. II [2].

Фарфоровый завод в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии был основан Францем Яковлевичем Гарднером в 1766 году [4, с. 383]. В организации предприятия принимали участие старший сын Гарднера, Франц Францевич, керамисты Гаттенбергер, Мейс-нер и др. Первыми мастерами на заводе были иностранцы, выписанные из Саксонии. Благодаря этому Гарднер довольно быстро наладил производство изделий из фарфора.

В одном из первых отчётов, посланных в Мануфактур-коллегию, в перечне вырабатываемых изделий были указаны фарфоровые фигуры [3, с. 6]. Производство скульптуры на предприятии началось с копирования майсенских образцов периода директорства К. Марколини. Это были различные фигуры на пасторальные темы. В собрании ККХМ данная серия представлена несколькими образцами, например скульптурой «Мальчик-садовник» (Пр-385) (рис. 1). Особенностью изделия является его марка, относящаяся к 70-90-м годам XVIII века. Она представляет букву G, написанную от руки под глазурью кобальтом и состоящую из одной дужки, похожей на крючок [4, с. 56].

Рисунок 1 - Мальчик-садовник. Завод Гарднера. 70-90-е гг. XVIII века

После смерти Франца Яковлевича завод перешел к его сыну, Францу Францевичу, а затем - к жене Ф.Ф. Гарднера, Сарре Александровне [4, с. 383, 417]. В начале XIX века завод переходит к ее сыновьям, Александру Францевичу и Петру Францевичу, сумевшим возродить производство, к этому времени находившееся в упадке [4, с. 417]. Об этих успехах свидетельствует тот факт, что на 1-ой общественной выставке российских изделий в Санкт-Петербурге в 1829 году изделия завода Гарднера были отмечены особо [5, с. 11].

Фарфоровая скульптура первой трети XIX века считается лучшей за всю историю завода Гарднера. Создавалась она в основном по образцам тиражной графики известных изданий, например, по гравюрам А.Г. Венецианова из журнала «Волшебный фонарь» [5, с. 7]. Согласно графическому оригиналу в фигурах сохранялись многословные детали. Декоративную выразительность фарфоровых скульптур определяла их роспись. Часто использовались синяя и зелёная краски. Ими расписывалась одежда без попытки передать «натуральность» ткани. Пропорции фигур подчинены эстетике высокого классицизма. Они более вытянуты и стройны, чем их графические прототипы. В коллекции ККХМ есть скульптура из этой серии - «Кучер» (Пр-369) (рис. 2) с характерным тисненым штампом «ГАРДНЕРЪ» на оборотной стороне постамента. По этой марке изделие датируется 30-ми годами XIX века [3, с. 65].

Рисунок 2 - Кучер. Завод Гарднера. 1830-е гг.

В 20-40-х годах XIX века завод Гарднера часто тиражировал фигуры, изготовленные по моделям скульптора С.С. Пименова.

Облачённую в уподобленный античному хитону сарафан, «Крестьянку» (Пр-368) (рис. 3) повторяли в разных размерах и цветовых вариантах. Возвышенный образ русской крестьянки С.С. Пименова стал для гарднеровских мастеров эталоном при создании фигур крестьянских девушек. По тисненому штампу «ГАРДНЕРЪ» на основании фарфоровой скульптуры; она датируется 30-40-ми годами XIX века [3, с. 65].

Рисунок 3 - Крестьянка. Завод Гарднера. 30-40-е гг. XIX века

От Александра Францевича и Петра Францевича в конце 1840-х годов завод переходит к Владимиру Петровичу и Александру Петровичу [4, с. 417]. Им пришлось искать новые пути в развитии предприятия, а из многочисленных правнуков Ф.Я. Гарднера только трое попытались продолжить семейную традицию. Поэтому середина XIX века была связана с застоем и даже упадком производства, несмотря на попытку объединить усилия семьи в «Компании гарднеровского фарфоро-фаянсового завода» [1].

В 1860-е годы, после крестьянской реформы в России, начался бурный промышленный подъем. При Павле Петровиче Гарднере предприятие поступательно развивалось, его владелец активно инвестировал средства в приобретение новой техники. После упадка завода А.Г. Попова в 1860-х годах многие его мастера (мастера поповского завода были в значительной части бывшими иконописцами из Сергиево-Посадских слобод) перешли на завод Гарднера, что положительно сказалось на качестве красок и росписей изделий. И, несмотря на острые противоречия между новым владельцем и рабочим коллективом, возникшие в первые пореформенные годы, именно на этот период приходится начало нового расцвета завода в Вербилках.

С 60-х годов XIX века скульптура завода преимущественно выполнялась из бисквита, декорированного матовыми красками. В отдельных местах накладывали тонкий слой специальных красок, что придавало блеск и оживляло однородную фактуру материала. Скульптуру специально не покрывали глазурью, чтобы придать «натуралистичность» образам. Фигуры утрачивали декоративный эффект глазурованного фарфора и выглядели проще.

Серия жанрово-бытовых фигур из бисквита представляла различные темы из жизни крестьян. Скульптура, изображающая танцующую крестьянку (Пр-489) (рис. 4), есть и в фондах ККХМ. По своим художественным принципам она близка к искусству русских художников-передвижников, поэтому и называется «передвижнической» [4, с. 418].

Скульптура «Танцующая крестьянка» (Пр-489) маркирована характерным для 70-х годов Х!Х века надглазурным изображением государственного герба с надписью «Фабрика Гарднера в Москве», выполненным красной краской [3, с. 74].

В конце 70-х годов XIX века царское правительство резко снизило ввозной таможенный тариф, и многие частные фарфоровые производства, в том числе завод Гарднера, стали испытывать серьезные затруднения со сбытом продукции.

В 80-е годы XIX века владелицей завода становится жена третьего брата, Павла Петровича, - Елизавета Николаевна [4, с. 417]. В этот период на заводе выпускаются этнографические и анималистические серии скульптур, но предприятие работает уже по инерции: керамическая техника в Вербилках находится в застое.

С целью стимулирования производства завод Гарднера в 1882 году был удостоен права изображать на своих изделиях государственный герб. Но это не изменяет ситуации на предприятии. К концу 80-х годов XIX века производство на заводе Гарднера оказалось нерентабельным [5, с. 14].

т

Рисунок 4 - Танцующая крестьянка. Завод Гарднера. 1870-е гг.

Лишь небольшое количество фарфоровой скульптуры было изготовлено в этот период.

В 1891 году владелица завода Е.Н. Гарднер продает его М.С. Кузнецову. Непосредственной причиной этого являлось неудовлетворительное финансовое состояние предприятия [4, с. 417]. Завод Гарднера перешёл к Кузнецовым со всем своим оборудованием, формами, образцами декоративных росписей изделий, а также с основной массой мастеров, рабочих и художников.

В заключении отметим, что коллекция фарфоровой скульптуры завода Гарднера из фондов ККХМ позволяет в общих чертах проследить характер деятельности и производственные возможности предприятия с конца ХУШ-го и до последней трети XIX веков.

Список литературы:

1. Вербилки. История фарфорового завода Ф.Я. Гарднера. - М.: Авангард, 2005.

2. Искусство России XVI-XIX веков: каталог / Краснодар. краевой художеств. музей им. Ф.А. Коваленко. - Краснодар: Тип. № 1, 2008. - 358 с.: ил.

3. Марки российского фарфора и фаянса. 1750-1960. - М.: Изд-во Ирины Касаткиной, 2003. - 430 с.: ил.

4. Салтыков А.Б. Русская керамика XVIII - начала ХХ веков // Избранные труды. М.: Совет. художник, 1962. - 728 с.: ил.

5. Фарфор в России XVIII-XIX веков. Завод Гарднера: [альбом]. - СПб.: Palace Editions, 2003. - 280 с.: ил. - (Альманах; вып. 34).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.