Научная статья на тему 'Фарфоровая фабрика Ф. Я. Гарднера и его потомков: историко-культурологическое исследование'

Фарфоровая фабрика Ф. Я. Гарднера и его потомков: историко-культурологическое исследование Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1538
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРФОР / Ф. Я. ГАРДНЕР / ВЕРБИЛКИ / ФАРФОРОВАЯ ФАБРИКА / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / PORCELAIN / GARDNER / VERBILKI / PORCELAIN FACTORY / HISTORICAL AND CULTURAL RESEARCH / DECORATIVE AND APPLIED ARTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Розина Ольга Владимировна

В данной статье проводится комплексное историко-культурологическое исследование первой российской частной фарфоровой фабрики, открытой в подмосковных Вербилках Ф. Я. Гарднером. «Гарднеровский период» продолжался более 100 лет со времени открытия Францем Яковлевичем в 60-е гг. ХVIII в. до продажи всего производства его наследниками М. С. Кузнецову в 1892 г. Историко-культурологический подход позволяет представить историю отдельного производства в контексте общей истории России и культурных процессов, повлиявших на изменение ассортимента изделий и технологических приемов их изготовления. Кроме того, фарфоровые изделия этот не только престижные или утилитарные предметы быта, но и произведения декоративно-прикладного искусства, эволюцию которого можно также проследить в указанный период. Начальная история фарфоровой фабрики связана с деятельностью великобританского подданного Ф. Я. Гарднера, талантливого и удачливого коммерсанта. Именно благодаря его авантюризму и амбициозности удалось открыть в России производство фарфора, не уступающего по качеству знаменитым саксонским образцам. Основатель производства заложил и основные его принципы, которые старались сохранить потомки: безупречное качество технологии, стилистическая новизна изделий и разнообразие ассортимента, как по видам, так и по ценовым группам. На определенном периоде времени фарфоровая фабрика Ф. Гарднера являлась образцом для иных подобных производств. Однако в последние годы она испытывала большие трудности, связанные с глубинными изменениями в мировоззрении русского народа пореформенного периода. Не только рабочие стали иными, но и сами хозяева не могли, да и в значительной мере не хотели в условиях ожесточившейся конкурентной борьбы уделять все свое время и силы поиску новых способов и технологий, улучшать ассортимент и качество изделий. Творческие интересы самореализации, стремление к личностному саморазвитию не находили применения в производственной сфере. Все это привело к тому, что некогда процветающее производство было продано более предприимчивым и целеустремленным конкурентам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

F. Ya.Gardner and His Descendants’ Porcelain Factory: Historical and Culturological Research

In this article the author makes a comprehensive historical and cultural research of the first Russian private porcelain factory, opened in Verbilki near Moscow by F. Ya.Gardner. The «Gardner period» lasted more than 100 years since the opening by Frants Gardner in the middle of the XVIII century till the sale of the entire manufactory by his heirs to M. S. Kuznetsov in 1892. The historical-culturological approach allows us to present the history of a certain factory in the context of the general history of Russia and cultural processes, which influenced the change in the range of products and technological methods of manufacture. In addition, porcelain products these are not only prestigious or utilitarian household items, but also works of decorative and applied art, the evolution of which can also be traced in the specified period. The initial history of the porcelain factory is connected with the activities of the British citizen F. Gardner, who was a talented and successful merchant. His success was assured by adventurism and ambitiousness, which helped him to open the porcelain production in Russia, which was not inferior in quality to the famous Saxon designs. The founder of production laid his basic principles, which the descendants tried to preserve: the impeccable quality of technology, the stylistic novelty of products and the diversity of the range, both by type and by price groups. For a certain period of time, the F. Gardner porcelain factory was a model for other similar industries. However, in recent years it experienced great difficulties associated with the profound changes in the worldview of the Russian people of the post-reform period. Not only the workers became different, but the owners themselves could not, and, to a significant extent, did not want to devote all their time and energy to finding new ways and technologies in the face of fierce competition, to improve the range and quality of products. The interests of self-realization, the pursuit of personal self-development did not find application in the industrial sphere. All this led to the fact that the successful factory was sold to more enterprising and purposeful competitors.

Текст научной работы на тему «Фарфоровая фабрика Ф. Я. Гарднера и его потомков: историко-культурологическое исследование»

DOI 10.24411/2499-9679-2019-10405 УДК 738.1; 338(470)(091)»1714/1892»

О. В. Розина https://orcid.org/0000-0002-7664-0640

Фарфоровая фабрика Ф. Я. Гарднера и его потомков: историко-культурологическое исследование

В данной статье проводится комплексное историко-культурологическое исследование первой российской частной фарфоровой фабрики, открытой в подмосковных Вербилках Ф. Я. Гарднером. «Гарднеровский период» продолжался более 100 лет - со времени открытия Францем Яковлевичем в 60-е гг. XVIII в. до продажи всего производства его наследниками М. С. Кузнецову в 1892 г. Историко-культурологический подход позволяет представить историю отдельного производства в контексте общей истории России и культурных процессов, повлиявших на изменение ассортимента изделий и технологических приемов их изготовления. Кроме того, фарфоровые изделия - этот не только престижные или утилитарные предметы быта, но и произведения декоративно-прикладного искусства, эволюцию которого можно также проследить в указанный период. Начальная история фарфоровой фабрики связана с деятельностью великобританского подданного Ф. Я. Гарднера, талантливого и удачливого коммерсанта. Именно благодаря его авантюризму и амбициозности удалось открыть в России производство фарфора, не уступающего по качеству знаменитым саксонским образцам. Основатель производства заложил и основные его принципы, которые старались сохранить потомки: безупречное качество технологии, стилистическая новизна изделий и разнообразие ассортимента, как по видам, так и по ценовым группам. На определенном периоде времени фарфоровая фабрика Ф. Гарднера являлась образцом для иных подобных производств. Однако в последние годы она испытывала большие трудности, связанные с глубинными изменениями в мировоззрении русского народа пореформенного периода. Не только рабочие стали иными, но и сами хозяева не могли, да и в значительной мере не хотели в условиях ожесточившейся конкурентной борьбы уделять все свое время и силы поиску новых способов и технологий, улучшать ассортимент и качество изделий. Творческие интересы самореализации, стремление к личностному саморазвитию не находили применения в производственной сфере. Все это привело к тому, что некогда процветающее производство было продано более предприимчивым и целеустремленным конкурентам.

Ключевые слова: фарфор, Ф. Я. Гарднер, Вербилки, фарфоровая фабрика, историко-культурологическое исследование, декоративно-прикладное искусство

O. V. Rozina

F. Ya.Gardner and His Descendants' Porcelain Factory: Historical and Culturological Research

In this article the author makes a comprehensive historical and cultural research of the first Russian private porcelain factory, opened in Verbilki near Moscow by F. Ya.Gardner. The «Gardner period» lasted more than 100 years - since the opening by Frants Gardner in the middle of the XVIII century till the sale of the entire manufactory by his heirs to M. S. Kuznetsov in 1892. The historical-culturological approach allows us to present the history of a certain factory in the context of the general history of Russia and cultural processes, which influenced the change in the range of products and technological methods of manufacture. In addition, porcelain products - these are not only prestigious or utilitarian household items, but also works of decorative and applied art, the evolution of which can also be traced in the specified period. The initial history of the porcelain factory is connected with the activities of the British citizen F. Gardner, who was a talented and successful merchant. His success was assured by adventurism and ambitiousness, which helped him to open the porcelain production in Russia, which was not inferior in quality to the famous Saxon designs. The founder of production laid his basic principles, which the descendants tried to preserve: the impeccable quality of technology, the stylistic novelty of products and the diversity of the range, both by type and by price groups. For a certain period of time, the F. Gardner porcelain factory was a model for other similar industries. However, in recent years it experienced great difficulties associated with the profound changes in the worldview of the Russian people of the post-reform period. Not only the workers became different, but the owners themselves could not, and, to a significant extent, did not want to devote all their time and energy to finding new ways and technologies in the face of fierce competition, to improve the range and quality of products. The interests of self-realization, the pursuit of personal self-development did not find application in the industrial sphere. All this led to the fact that the successful factory was sold to more enterprising and purposeful competitors.

Keywords: porcelain, Gardner, Verbilki, porcelain factory, historical and cultural research, decorative and applied arts.

История фарфорового производства в России давно привлекает внимание исследователей. Вышли в свет издания, носящие как общий, так и частный характер, посвященные отдельным предприятиям, судьбе их мастеров, описанию выпускаемой продукции. Однако

большинство из опубликованных материалов касается либо Императорского фарфорового завода, либо является описанием коллекций фарфора в разных музеях, либо расширенными выставочными каталогами. Часть из них богато иллюстрирована [3; 9;

© Розина О. В., 2019

17; 21; 22]. История фарфоровой фабрики Франца Гарднера представлена в общих работах фрагментарно, а в краеведческих исследованиях - слишком обобщенно [1; 6; 7; 11; 23]. Существует немногочисленная справочная литература по маркам фарфора [5, 8].

Вместе с тем «гарднеровский» этап развития фарфоровой фабрики (60-е гг. XVIII в.-1892 г.) является периодом становления российского

предпринимательства, а судьба Франца Гарднера и его потомков отражает общие тенденции этого процесса. Кроме того, фарфоровые изделия - это не только престижные или утилитарные предметы быта, но и произведения декоративно-прикладного искусства, эволюцию которого можно также проследить в указанный период. С именем Гарднера связаны лучшие страницы возникновения и расцвета фарфорового производства в России во второй половине XVIII в., а с его потомками - дальнейшее его развитие под влиянием культурно-исторических процессов своего времени.

История Франца Яковлевича Герднера (1714-1796) -это история зарождавшегося русского предпринимательства, отчасти авантюрного, отчасти удачливого, как и любые бизнес и коммерция. Это было время заимствований и подражаний, начатое Петром I, восхищавшимся европейскими технологиями, социокультурными достижениями, модой,

привычками - ему все казалось достойным российского Отечества. Видимо тогда зародился миф о возможности вхождения России в западноевропейский мир, причем на равноправной основе. Стоит только «перенять и догнать». Идея интеграции с Западом становится ведущей в государственной политике. До первого серьезного цивилизационного конфликта, разгоревшегося в начале XIX в. и вылившегося в Отечественную войну 1812 г. и последующих попыток «людей 14 декабря» (В. О. Ключевский) перенести на русскую почву западноевропейские идеи модернизации государственной системы, было еще далеко. Пока же стремление верхушки русского дворянства к потребительским стандартам правящего класса европейских стран проявлялось в желании обладать статусными вещами, к которым относился, в частности, фарфор.

Фарфоровые изделия - посуда и предметы декоративно-прикладного искусства - были объектом гордости их владельцев: они стоили не дешево, а качественные изделия встречались не часто и долгое время были исключительно импортными.

Европа познакомилась с фарфором из Китая, где его производство было развито еще в период правления династии Хань (с III в до н. э.), начиная со второй

половины XIII в. благодаря итальянцу Марко Поло и купцам «Великого шелкового пути». Кропотливым трудом китайцам удалось усовершенствовать производство керамики, ставшей непроницаемой для воды и газа, легкой и почти прозрачной. Со временем они научились изготавливать большой ассортимент изделий, также расписывать их подглазурной кобальтовой а затем и надглазурной эмалевой росписью. Такой фарфор был в баснословной цене и являлся предметом коллекционирования и любования, отражая статус владельца и престиж его рода.

За пределами Китая фарфоровое производство впервые появилось в Саксонии, где путем многолетних экспериментов по разгадке китайского фарфора в начале XVIII в. был получен его аналог - мейсенский фарфор, ставший не только предметом гордостью владельцев изделий из него, но и образцом высокого декоративно-прикладного искусства. Вслед за Мейсеном фарфоровые сервизы, мелкую посуду, статуэтки стали изготавливать в Дрездене и Лейпциге.

Родоначальником производства фарфоровых изделий в России стал сподвижник М. В. Ломоносова бергмейстер Дмитрий Иванович Виноградов (1720-1758), которому удалось раскрыть технологические секреты производства твердого фарфора из гжельской глины. Он успел изготовить для императрицы Елизаветы Петровны фарфоровый сервиз, названный «Собственный». Но судьба самого первооткрывателя была печальной: он умер в 38 лет от пристрастия к спиртному. Однако Невская порцелиновая мануфактура, на которой работал Д. И. Виноградов, со временем стала Императорским фарфоровым заводом (основан в 1744 г.). В музеях хранится всего 9 изделий с авторской маркой Д. И. Виноградова [4].

Европейские фарфоровые мануфактуры середины XVШ в. условно можно объединить в две группы: те, что поддерживались правящими монархами и существовали фактически на государственные средства, и частные, в которых, как и в любом коммерческом предприятии, могли быть размещены заказы королевской семьи. В Нидерландах, Германии, Дании, Австрии, Франции, Италии фарфоровое производство существовало на деньги правящих династий, в Великобритании это были частные заведения. В России сочетались обе группы предприятий. Но тайну изготовления фарфора («белого золота») строго хранили на любом из них, так как он рассматривался как один из элементов престижа государства и его правителя.

Самым известным и самым, пожалуй, лучшим частным фарфоровым производством в России на начальном периоде развития русского фарфора стала

мануфактура Франца Гарднера, размещенная в подмосковных Вербилках.

Шотландец по крови из графства Стаффордшир, великобританский подданный (он так и остался им до конца жизни), Френсис Джейкоп Гарднер (ставший в России Францем Яковлевичем) начал свой бизнес в новой стране, приехав в 1746 г. в Санкт-Петербург. Но первоначальный капитал он скопил не в результате изготовления и продажи фарфора, производство которого требовало немалых средств и, главное, знаний тонкостей самого процесса и соответствующего сырья, а с леса, записавшись лесопромышленником. Это занятие принесло ему доход, но вскоре Гарднер обратил внимание на более прибыльное и новое для России сахарное производство. Он купил поместья в Крыму и Малороссии, стал заниматься продажей сахара, не оставляя идеи когда-нибудь открыть в России фарфоровое производство.

Сложившиеся обстоятельства предоставили Гарднеру такую возможность: в Черниговской губернии он нашел глину, пригодную для изготовления фарфора. В окрестностях с. Полошки недалеко от города Глухова были обнаружены крупные месторождения кремнекислого глинозема, получившее название Глуховские, которые «долгое время оставались главными и почти единственными. Они снабжали фарфоровой глиной все главные заводы России. Из Глуховской глины выделывался весь фарфор и фаянс Московской, Петербургской, Тверской и Черниговской губерний» [10]. Некоторые авторы утверждают, что «завод в Вербилках до сих пор работает на черниговском сырье. Несмотря на политические коллизии, поставки глины в Подмосковье продолжаются бесперебойно» [19].

Из Малороссии Франц Гарднер возвратился не в Петербург, а в Москву и поселился в Немецкой слободе, где еще со времени царя Алексея Михайловича селились иностранцы. В Корниловском переулке, примыкающем к Немецкой (Бауманской) улице, он приобрел участок земли, на котором был построен дом, а переулок с тех пор стал называться Гарднеровским. Во время пожара в период французской оккупации города в 1812 г. дом сгорел. Потомки Франца Гарнера построили новый деревянный дом на каменном фундаменте (сохранился).

Помимо особой глины для открытия предприятия по производству фарфора необходимо было знать и секреты его изготовления. Франц Гарднер изучал этот вопрос еще на родине, но опыта не имел. И здесь выдался случай.

В Москве за Таганскими воротами была расположена первая майоликовая мануфактура,

основанная в 1724 г. купцом Афанасием Кирилловичем Гребенщиковым - «Трубочная и ценинная фабрика». Здесь из гжельской глины изготовляли плитку, посуду, столовые сервизы, табачные трубки. Технологию производства совершенствовали братья Иван и Андрей Гребенщиковы, которые в 1747 г. наладили производство фарфора из гжельских глин. В 1754 г. Андрей, после смерти брата Ивана, стал владельцем фабрики, но вскоре разорился. На помощь обанкротившемуся хозяину пришел Франц Гарднер, став его поручителем при возвращении долга, но в обмен на секреты изготовления фарфора. Позже Андрей Афанасьевич Гребенщиков возглавил производство на фабрике Ф. Гарднера в Вербилках, чем и объясняется сходство первых изделий новой фабрики с ассортиментом бывшей фабрики Гребенщиковых.

За 20 лет проживания в России бывший шотландский купец приобрел различные деловые связи, познакомился с представителями многих дворянских фамилий. В 1766 г. Франц Гарднер покупает у князя Николая Васильевича Урусова сельцо Верболово (Вербильцы, ныне Вербилки) с прилегающими землями (более 1000 десятин), расположенными недалеко от впадения в реку Дубна притока Якоть. Однако приобрести будущих работников своей мануфактуры он не мог: законы Российской империи не позволяли владеть крепостными душами лицам, не имеющим российского подданства. Тогда Гарднер, будучи человеком предприимчивым, оформляет купчую на имя своего должника - русского помещика В. Вырубова, а на себя - аренду на них. Незаконность этой сделки будет обнаружена позже, но не окажет никаких последствий для деловой репутации Франца Гарднера, хотя и доставит ему немало хлопот. Кроме крепостных крестьян на его фабрике работали вольнонаемные и отходники.

Дмитровская земля для строительства фарфоровой фабрики была выбрана не случайно: помимо особой по составу глины для обжига фарфора требуются печи, работающие также на особом топливе. Такими топливом стали торфяные кирпичи (брикеты), которые изготавливались на кирпичном заводе известных местных предпринимателей Ляминых в Яхроме, в 35 км от Вербилок. По мнению И. Шумейко, «именно сочетание благоприятной деловой среды, традиций художественных промыслов Дмитровского уезда, подходящие кадры притянули сюда лучший и мощнейший частный фарфоровый завод России» [24].

Франц Гарднер имел амбиционные планы: он стремился к тому, чтобы его производство не уступало ни по качеству изделий, ни по их популярности знаменитому мейсенскому фарфору. Фабрика

открылась в 60-е гг. XVIII в. В 1767 г. на реке Якоть была построена мельница для измельчения кварца и белой «глуховской» глины. Это производство стало первой в России частной фарфоровой фабрикой (другая известная подмосковная фабрика в Дулево начнет работать только в 1832 г.).

Долгое время датой открытия фабрики считали 1754 г., когда земля еще принадлежала Урусовым, эта датировка указывалось в фабричных документах. Но Ю. А. Арбат, изучая историю производства, впервые датировал его начало 1766 г. [1]. Документ, подтверждающий этот факт, ввели в научный оборот Е. Н. Мачульский, А. А. Зилов, Ю. Н. Кравцова [11]. Это Протокол Мануфактур-коллегии от 18 января 1766 г., согласно которому прошение Франца Гарднера об открытии фарфоровой фабрики в Вербилках было удовлетворено. Но дискуссию о дате основания фабрики продолжил Ф. Н. Семевский в рецензии на книгу Е. Н. Мачульского, А. А. Зилова,

Ю. Н. Кравцовой [16]. Он предложил считать датой основания не официальное решение Мануфактур-коллегии, а 1756 г., как упомянутый в документах правительства Александра II. Однако никаких иных обоснований автор не приводит, кроме сомнений, что к 1769 г. (то есть через три года после решения коллегии) фабрика смогла выпустить более 7 тысяч фарфоровых изделий. При этом он же упоминает, что Александр и Петр Гарднеры в 1814 г. написали книгу по истории фабрики, располагая не дошедшим до нас фабричным архивом. Братья указали на 1760 г., как год основания фабрики [16].

Нам представляется, что такая путаница в датах могла возникнуть из-за нерешенности методологического вопроса: какой факт считать началом фабричной деятельности? Это могли быть различные даты: время создания проекта, разработки пробных образцов, их получения, начало строительства фабричных зданий, получение на разрешение производства, выпуск товарной продукции, получение первой прибыли и т. п. В любом случае 60-е гг. XVIII в. можно считать началом фабричной истории.

В организации фабрики Францу Гарднеру помогал его старший сын Франц и профессор Женевского университета Франц Гаттенберг, вскоре возглавивший Императорский фарфоровый завод. Младший Франц Гарднер неоднократно посещал европейские страны, привозя оттуда образцы продукции фарфоровых предприятий. На фабрику в Вербилках были приглашены иностранные мастера, хорошо знакомые с производством европейского фарфора - живописец Иохим Кестнер (в 1773 г.) [см. подробнее: 14; 18; 23] и скульптор Иоганн Миллер, до этого работавший на Императорском фарфором заводе и знакомый с

опытами Д. И. Виноградова по совершенствованию фарфоровой массы. Они же занимались подготовкой русских мастеров, так как на заводе было «множество русских учеников, коих тамошние дворяне отдают туда без платы» [цит. по: 20]. Небольшой (из 5 предметов) гарднеровский сервиз 1775 г. росписи И. Кестнера (победа России в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.) стал первым российским сервизом, отразившем в росписи важную политическую тему (хранится в Русском музее).

Первоначально на фабрике изготавливали лишь опытные образцы фарфора в небольших количествах. Но в 1777 г. неожиданно вскрылась афера с покупкой крепостных на подставное имя: помещик Вырубов попал в тюрьму за воровство, а все его имущество вместе с крестьянами подлежало отчуждению. С трудом налаженное «фарфоровое дело» Ф. Гарднера оказалось под угрозой.

Но и здесь талантливый предприниматель находит неожиданный выход: он срочно приступает к изготовлению орденского сервиза для подарка императрице Екатерине II.

В 1778-1785 гг. были изготовлены четыре орденских сервиза, именуемых в архивных документах XIX века «под орденом Св. Великомученика Георгия» (1777-1778), «под орденом Св. Апостола Андрея Первозванного» (1778-1780, «под орденом Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского» (1778-1780), «под орденом Св. Князя Владимира» (1783-1785) [15]. Это было некое подражание подаренному курфюрстом Саксонии Фридрихом Августом II (королем Польши Августом III) императрице Екатерине II Андреевскому («Золотому») сервизу из мейсенского фарфора. Орденские сервизы состояли из нескольких сотен до полутора тысяч предметов и использовались при сервировке стола в дни чествования кавалеров этих орденов [см. подробнее: 2]. Они были настоящими произведениями декоративно-прикладного искусства, расписывались орденским лентами и лавровыми гирляндами, на плоских предметах изображались орденские звезды и ленты.

Подарок первого из серии орденских сервизов («Георгиевского») позволил Францу Гарднеру решить сложную кадровую проблему на личной аудиенции с императрицей, несмотря на то, что он отказался принять русское подданство. После этого московский генерал-губернатор разрешил ему на изделиях ставить клеймо с изображением московского герба, а князь Юсупов, ранее управлявший Императорским фарфоровым заводом, даровал свое покровительство. Остальные три орденских сервиза были изготовлены уже по заказу императорского двора.

В дальнейшем гарднеровский фарфор успешно конкурировал с ведущим европейскими фарфоровыми производствами и Императорским заводом. Кроме орденских сервизов по заказу императорского двора для дворца наследника престола Павла Петровича в Павловске был изготовлен столово-десертный сервиз «Собственный» с монограммами супругов «РМ» (Павел и Мария). Придворные заказы способствовали росту авторитета фабрики, ее изделиями стали интересоваться состоятельные заказчики. Так, в 1782-1785 гг. на фабрике Ф. Гарднера было изготовлено два многопредметных сервиза для московского губернатора графа 3. Г. Чернышева и князя И. А. Безбородко, младшего брата А. А. Безбородко -государственного канцлера и известного дипломата.

Франц Гарднер, будучи удачливым коммерсантом, не остановился на достигнутом успехе, и развернул на своей фабрике производство не только посуды для сановных господ и домов аристократов, но и приступил к изготовлению повседневной посуды - чайные и столовые сервизы, суповые чаши, блюда, тарелки, кувшины, предметы сервировки стола и т. п. Массовая посуда завоевала популярность у купцов, мещан и обывателей, которым был недоступен мейсенский фарфор, но у которых было желание иметь хотя бы его упрощенную копию. Своеобразной визитной карточкой гарднеровского фарфора к 1780-м гг. становится свой собственный рисунок: немного раскрывшиеся бутоны розы и шиповника, нанесенные крупными мазками. Ориентация на различные социальные слои населения вскоре повлияла на расширение ассортимента: вместе с различного рода посудой фабрика стала производить изделия мелкой фарфоровой пластики, в дальнейшем продолжая расширять ее ассортимент.

В семье Франца Яковлевича и немки Сарры Александровны Гарднер было четверо сыновей -Франц, Александр, Николай, Петр и дочь Екатерина (близнец старшему брату). Чтобы находиться ближе к фабрике, Гарднеры приобрели дом в 7-ми км от Вербилок в с. Новоникольское, к этому времени находящемуся во владении детей стольника Волынского. Дом не сохранился.

Франц Яковлевич скончался в один год с императрицей Екатериной II - в 1796 г. В некоторых исследованиях и справочных изданиях указывается дата 1790 г., но это не верно.

В наследство вступил его старший сын Франц, помогавший отцу в становлении производства. Однако он ненадолго его пережил, и умер молодым (ему было около 20 лет).

Младшие братья были в более юном возрасте, поэтому фабрикой стала управлять вдова Франца Яковлевича - Сарра Александровна Гарднер (в

будущем - Гарднер-Граф). В целом ей удалось сохранить фабрику, как единственный источник семейного благополучия, и даже вложить немалые средства в обновление обветшалого московского дома. Но в целом ее руководство привело производство в упадок: новые технологии не использовались, ассортимент изделий не обновлялся, на фабрике усилилось воровство. Против воли С. А. Гарднер (повторно вышедшей замуж) купеческая гильдия с целью охраны имущества несовершеннолетних детей назначила опекунами купцов Герасима Ивановича Целибеева и Степана Ивановича Зорина, которые не были специалистами по фарфору. Кроме того на состояние фабрики повлияла и общая неблагоприятная ситуация в империи: войны с Персией (1796, 1804-1813) и Турцией (1806-1813), наполеоновской Францией (1805-1814) и Швецией (1808-1809), что подрывало экономическую ситуацию в целом. «Гарднеровский» фарфор становился не конкурентно способным.

Сын Николай в юном возрасте поступил на военную службу, приняв российское подданство. Он первый из семьи получил дворянство, выйдя в отставку в 1826 г. в чине подпоручика. Будучи в отставке, он жил в Вербилках, выучил 4 иностранных языка, имел богатую библиотеку[12].

Пока Николай был на службе, вся надежда на возрождение былой славы гарднеровского фарфора была связана с братьями Александром и Петром, и они ее оправдали. Старший Александр стал заниматься производственными вопросами, младший Петр -коммерческими. Со временем Александра, отошедшего от фабричных дел, заменит брат Николай. За успехи на «мануфактурном поприще» братья Николай и Петр Гарднеры были награждены орденами святого Станислава III степени, что дало возможность и Петру Францевичу стать российским дворянином. Николай Францевич умер в 1846 г., фабрика перешла в управление Петра Францевича.

Благодаря трудам братьев Александра, Петра и Николая гарднеровский фарфор, несмотря на появление к этому времени иных частных фарфоровых фабрик, вновь стал привлекать покупателей изяществом изделий, отражающих как передовые европейские тенденции, так и свои национальные особенности, а сами изделия для появившихся конкурентов становятся объектом для подражания.

Весной 1821 г. Петр, выйдя из купеческой гильдии, поступил на государственную службу (копиистом в Сенат) в надежде, что так будет проще решать различные фабричные вопросы с Министерством финансов, но уже в 1827 г. он был вынужден уволиться по причине болезни глаз. Однако Петр Францевич и до

и после увольнения со службы продолжал посещать крупные ярмарки (в том числе Нижегородскую) и заниматься торговыми проблемами сбыта изделий, внимательно следя за возникающими потребностями покупателей. Такой «коммерческий мониторинг» давал возможность братьям Александру, а затем Николаю вносить изменения в ассортимент изделий, учитывая «веяния моды».

Так, еще сразу же после окончания Отечественной войны 1812 г., учитывая национальный и патриотический подъем народного духа, на фабрике стали изготовлять предметы сервировки стола и частные коллекции с портретами героев войны. Чайная чашка с таким портретом считалась достойным подарком, со временем обрастая легендами о его личном происхождении от изображенного лица. Кроме того, на изделиях часто изображались различные батальные сцены войны и заграничные походы русской армии. Пользовались популярностью так называемые «именные чашки», выполненные по индивидуальным заказам, поэтому весьма разнообразные по росписи: дворянские, княжеские, графские гербы и короны, монограммы, орнаменты и пр. Массовость подобных заказов привела к созданию некоторых шаблонных вариантов росписей.

Уже в начале XIX в. появилась тенденция украшать жилые помещения небольшими статуэтками, которые выставляли на кружевных или вышитых салфетках группами или поодиночке на предметах мебели. В 1817 г. среди различных слоев населения приобрела популярность изданная в Санкт-Петербурге книга «Волшебный фонарь, или Зрелище расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображенных в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию». Все персонажи были представлены на гравюрах и в словесном диалоге друг с другом. По мотивам этой книги на Гарднеровской фабрике была выпущена целая серия небольших фарфоровых фигурок, пользующаяся огромным коммерческим спросом. Аналогичная серия фигурок (только на иной форме постамента) будет выпущена в 30-е гг. XIX в. Декоративная выразительность статуэток достигалась наличием мелких деталей и росписи. С 1820-х гг. также выпускались фигурки «Франтов» и Франтих», одетых по последней моде этих лет. Общее увлечение романтизмом привело к тому, что в 40-е гг. XIX в. появились статуэтки полуобнаженных женских фигурок. В 50-е годы приобрели популярность фигурки из бисквитного фарфора, то есть прошедшие только первичный обжиг. Изделия из него получаются более пористыми и тяжелыми, но прочными и

напоминающими мраморные. По такой технологии Гарнднеровская фабрика изготавливала различные изделия малой пластики - фигурки, жанровые и бытовые сценки.

В изготовлении сервизов, отдельных столовых и чайных предметов также находили отражение наиболее популярные тенденции. Так, например, на длительном отрезке времени (1780-1830-е гг.) неизменным спросом пользовались английские тоби - пивные кружки в виде сидящих или стоящих джентльменов. Фабрика Гарднера выпускала их почти полвека. В столовых и чайных изделиях использовались наиболее популярные росписи: пейзаж, архитектурные виды, военные и охотничьи сюжеты. Однако появились и свои, характерные и отличительные черты, как в стилистике изделий, так и в росписи. Большое внимание уделяется мелким пластическим деталям - навершиям крышек, фигурным подставкам, сложным рельефам бортиков круглых предметов, а также технологическим приемам (прорези, каннелюры, ажур, плетение). Появляются и свои, характерные цветочные росписи, а также цветовые фоны - синий, сине-голубой, зеленый, кобальтовое крытье. Гарднеровские мастера владели самыми сложными способами декорирования изделий: подглазурная и надглазурная роспись, техника печати, цветные люстры, пластический декор, рельефные композиций, золочение и т. п. Часто фабрика в Вербилках становилась законодательницей мод в стилистике изделий и их росписи. В 1855 г. фабрике Гарднера дается право маркировать изделия изображением двуглавого орла. С 1856 г. «Мануфактура Гарднеръ в Вербилках» обладает званием «Поставщик Двора Его Императорского Величества», это звание подтверждалось и в дальнейшие годы [12].

В 1853 г. владельцами фабрики становятся братья Владимир (1819-1886) и Александр (1820-?) - сыновья Петра Францевича Гарднера. Владимир Иванович, отслужив в Московском жандармском дивизионе, вышел в отставку в чине штабс-ротмистра. Младший Александр, также отслужив в Санкт-Петербурге в лейб-гвардии Саперном батальоне, уволился в скромном чине лейб-гвардии подпоручика [13].

В 1866 г. Владимир и Александр первым из семьи Гарднеров стали помещиками Александровского уезда Владимирской губернии, приобретя крупные имения в селе Нушполы в месте впадения речки Нушполки в Дубну в 20 км от Вербилок, а также земли в Жуково и Стариково по другую сторону Дубны в 6 км от Вербилок. В 1876 г. сыновья Владимира Петровича -Борис и Владимир также были причислены к владимирскому дворянству [13]. Борис Владимирович стал надворным советником и в начала XX в. вице-губернатором Ставропольской губернии, а Владимир Владимирович Гарднер служил земским начальником

Сапожковского уезда Рязанской губернии. Его супруга - Елена Михайловна Пржевальская - была племянницей известного путешественника Николая Михайловича Пржевальского.

Братья продолжали активно развивать производство после отмены крепостного права. Приобретались новые машины, позволявшие совершенствовать технологию. Владельцы внимательно следили за качеством товара. Все изделия делились на шесть сортов, имевших различную стоимость. Демократизация общественной жизни 60-70-е гг. XIX в. находит отражение в создании серии статуэток на тему жизни крестьян и городской бедноты, а также популярных литературных образов. Внукам удается сохранить и модернизировать основные принципы, заложенные еще дедом - стилистическая новизна изделий, качественность технологии и разнообразный по ценам ассортимент. На Мануфактурных выставках 1849, 1853, 1870, 1882 гг. изделия из фарфора фабрики Гарднера привлекали посетителей изяществом форм и разнообразием росписей, а лучшие из них - белизной и тонкостью работы. Но в пореформенной период возросла конкуренция среди владельцев фарфоровых предприятий: требовалась модернизация производства и изделий в соответствии с требованиями новых покупателей, поиск рынков сбыта требовал коммерческой мобильности, условия труда и быта рабочих нуждались в улучшении и т. п.

На последнем этапе «гарднеровского периода» фабрика переходит во владение второй жены четвертого сына Петра Францевича Гарднера - Павла Петровича (1826-1869) Елизавете Николаевне Гарднер, урожденной Леман (1838-1913), дочери начальника артиллерии Московского военного округа, выпускницы Московского училища ордена св. Екатерины. В семье было двое детей - сын Алексей и дочь Мария. Дела производства вдову интересовали мало: она была увлечена музыкой. Со временем сын Алексей стал хорошим музыкантом и служил в уездной земской управе Дмитрова, занимался благотворительностью. Музыкальный талант Елизаветы Николаевны передавался потомкам в нескольких поколениях, но никто из них не имел интереса к производственно-коммерческой деятельности.

Помогать семье Гарднеров в управлении фабрикой пытался Николай Николаевич Зилов - владелец д. Кушки, в 10 км от Вербилок, ставший в 1882 г. зятем Елизаветы Николаевны. У Марии Павловны и Николая Николаевича в 1883 г. родился сын Лев (1883-1937), ставший поэтом и детским писателем. Но брак родителей распался в 1890 г. Вместе с тем Николай Николаевичу Зилову удалось добиться некоторых успехов в изготовлении статуэток. В 1880 г. в Москве и Твери были открыты лавки, торговавшие продукцией фабрики.

В 1892 г. Елизавета Николаевна Гарднер продает фабрику Матвею Сидоровичу Кузнецову вместе с моделями, формами, рисунками, образцами. «Гарднеръ» становится частью «кузнецовской фарфоровой империи». Для нового владельца это было,

несомненно, выгодное приобретение: более 120 лет безупречной деловой репутации, сложившиеся традиции, квалифицированные специалисты, отработанные технологии, широкой круг покупателей. Многие годы после сделки М. С. Кузнецов продолжал ставить на продукции фарфоровой фабрики в Вербилках прежнюю маркировку.

Продажа «гарднеровского наследства» более удачливому конкуренту не является лишь результатом производственного характера: фабрика в Вербилках по-прежнему приносила доход, но уже новому владельцу. Эта сделка отразила, на наш взгляд, глубинные изменения в мировоззрении русского народа пореформенного периода. Социалистическая пропаганда материализма привела к потере духовных ориентиров широкими слоями населения. Причем не только «низами», но и «верхи» не считали нужным отдавать свою жизнь на служение «вере, царю и Отечеству», предпочитая увлекаться идеями Вольтера, Герцена, Толстого, а затем и социалистов. Попытки самореализации и различные творческие поиски -характерное явление интеллигентской среды этого времени. Управлять рабочими, зараженными идеями переустройства мира, - сложное и неблагодарное занятие. Логика деградации элиты, обладающей финансовым и политическим могуществом, в ее апостасии и культурном вырождении. В то время как сохранившие твердые духовные и нравственные устои, традиции предков проявляют стрессоустойчивость, что позволяет им пережить переломные исторические периоды. Поэтому старообрядец М. С. Кузнецов и стал владельцем фарфоровой фабрики в Вербилках.

Как видно, изучение предпринимательства одной купеческой семьи позволяет сделать выводы о влиянии исторического контекста на становление фабричного производства в России в Новое время. Во-первых, риски предпринимательства в России иностранные купцы, учитывая специфику властных отношений в стране, стремились минимизировать, налаживая связи с императорским двором и получая его покровительство. Во-вторых, они использовали в маркировке товаров символы и культурные коды, значимые для высшего общества. В-третьих, они чутко отслеживали появление новых стандартов жизни и запросов покупателей, внося изменения в номенклатуру и качество выпускаемых изделий. В-четвертых, выживаемость предпринимательства иностранцев в России во многом обеспечивалась адаптацией к условиям страны. История предпринимательства Гарднеров доказывает, что развитие российской промышленности определялось не искусственной поддержкой государством, а естественным рыночным путем, и развивалась по законам коммерческого производства, испытывая влияние общеисторических процессов и культурных тенденций своей эпохи.

Библиографический список

1. Арбат, Ю. А. Фарфоровый городок [Текст] / Ю. А. Арбат. - М. : Московский рабочий, 1957. - 248 с.

2. Багдасарова, И. Орденские сервизы завода Гарднера. Из собрания Государственного Эрмитажа [Электронный ресурс] // Журнал Коллекция. - URL: https://clubic.ru/?p=2533 (дата обращения 15.01.2019)

3. Барон, Н. Б. фон Вольф. Императорский Фарфоровый Завод. 1744-1904 [Текст]. - СПб. : Санкт-Петербург оркестр, 2012. - 422 с.

4. Безбородов, М. Дмитрий Иванович Виноградов. Создатель русского фарфора [Текст] / М. Безбородов. - М-Л. : Изд-во АН СССР, 1950. -512 с.

5. Борок, В., Дулькина, Т. Марки немецкого фарфора. 1710-1999 [Текст] / В. Борок, Т. Дулькина. - М. : Аксамит-информ, 1999.-224 с

6. Гарднер XVIII-XIX вв. Фарфоровая пласти-ка[Текст]. - М. : Говоровъ и сыновья, 2002. - 320 с.

7. Иванова, Е. Фарфор в России XVIII-XIX веков. Завод Гарднера [Текст] / Е. Иванова. - СПб. : Palac Editions, 2003.- 280 с.

8. Карякина, Т. Марки русского фарфора, фаянса и майолики. Полный энциклопедический справочник [Текст] / Т. Карякина. - СПб. : Деан, 1998. - 192 с.

9. Кудрявцева, Т. В. Русский императорский фарфор [Текст] / Т. В. Кудрявцева. - М. : Славия, 2003. -280 с.

10. Лубов, Г. В. Фаянсовый завод Ауэрбаха в XIX веке. Часть 8 [Электронный ресурс] / Г. В. Лубов. -URL: http://faience-shop.ru/read/fayans_aurbaha_19_vek.html (дата обращения 18.01.2019)

11. Мачульский, Е., Зилов, А., Кравцова, Ю. Вербилки. История фарфорового завода Ф. Я. Гарднера [Текст] / Е. Мачульский, А. Зилов, Ю. Кравцова. - М. : Авангард, 2005 - 528 с.

12. Никифорова, Л. Кто такой Гарднер? [Электронный ресурс] / Л. Никифорова. - URL: https://nikiflove.ru/kto-takoj-b-gardner/ (дата обращения 01.02.2019)

13. Отпрыски «фарфоровых принцев» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.prizyv.ru/2016/02/15/otpryski-farforovyx-princev/ (дата обращения 15.01.2019)

14. Попов, В. А. Русский фарфор. Частные заводы [Текст] / В. А. Попов. - Л., 1980.

15. Российский государственный исторический архив, Ф. 469. Придворная Е. И. В. Контора МИДа, Оп. 14, д. 738, лл. 1 об.-6 об.

16. Семевский, Ф. Н. Рецензия на книгу по истории фарфорового завода, основанного Ф. Я. Гарднером [Электронный ресурс] / Ф. Н. Семевский. - URL: http://samlib.ru/s/semewskij_fedor_nikolaewich/recenzija doc.shtml (дата обращения 12.01.2019)

17. Свиридов, Д. Н. Россия. Частные заводы. Фарфоровые скульптуры [Текст] / Д. Н. Свиридов. -СПб. : Свое издательство, 2017. - 710 с.

18. Трощинская, А. В. Живописец гарднеровской фарфоровой мануфактуры XVIII в. И. К. Кестнер и его произведения в собрании музея МГХПА им. С. Г. Строганова [Текст] // Декоративное искусство и

предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА Издательство: Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова. - 2014. - № 2. - С. 51-61.

19. Фарфоровое чудо. Поездка на мануфактуру в Вербилках. Секрет вековых технологий [Электронный ресурс]. - URL: https://welcome.mosreg.ru/stories/gardner-porcelain-verbilki (дата обращения 12.01.2019)

20. Фарфоровый завод Гарднера [Электронный ресурс]. - URL: http://5oclocktea.com.ua/%D1 %84 %D0 %B0 %D1 %80 %D1 %84 %D0 %BE%D1 %80-%D0 %B2-

%D1 %80 %D0 %BE%D1 %81 %D1 %81 %D0 %B8 % D0 %B8/262-

%D1 %84 %D0 %B0 %D1 %80 %D1 %84 %D0 %BE% D1 %80 %D0 %BE%D0 %B2 %D1 %8B%D0 %B9-%D0 %B7 %D0 %B0 %D0 %B2 %D0 %BE%D0 %B4-%D0 %B3 %D0 %B0 %D1 %80 %D0 %B4 %D0 %BD %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %B0.html (дата обращения 15.01.2019)

21. Хмельницкая, Е. С. Август Штис и Императорский фарфоровый завод. Жизнь, посвященная фарфору [Текст] / Е. С. Хмельницкая. - М. : Любимая книга, 2012. - 448 с.

22. Частные фарфоровые заводы Российской империи. 1756-1917 гг. [Текст] / под ред. Н. Н. Знаменов. - СПб. : Санкт-Петербург оркестр, 2011. - 566 с.

23. Черный, Н. В. Фарфор Вербилок: Из истории русского и советского фарфора [Текст] / Н. В. Черный. - М. : Изобразительное искусство, 1970. - 296 с.

24. Шумейко, И. Фарфор. Соревнование монархов [Электронный ресурс]. - URL: https://историк.рф/special_posts/%D1 %84 %D0 %B0 % D1 %80 %D1 %84 %D0 %BE%D1 %80-

%D1 %81 %D0 %BE%D1 %80 %D0 %B5 %D0 %B2 % D0 %BD%D0 %BE%D0 %B2 %D0 %B0 %D0 %BD%D 0 %B8 %D0 %B5-

%D0 %BC%D0 %BE%D0 %BD%D0 %B0 %D1 %80 % D1 %85 %D0 %BE%D0 %B2/ (дата обращения 10.01.2019)

Reference list

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Arbat, Ju. A. Farforovyj gorodok = Porcelain town [Tekst] / Ju. A. Arbat. - M. : Moskovskij rabochij, 1957. -248 s.

2. Bagdasarova, I. Ordenskie servizy zavoda Gardnera. Iz sobranija Gosudarstvennogo Jermitazha = Medal services of Gardner plant. From the Hermitage collection [Jelektronnyj resurs] // Zhurnal Kollekcija. -URL: https://clubic.ru/?p=2533 (data obrashhenija 15.01.2019)

3. Baron, N. B. fon Vol'f. Imperatorskij Farforovyj Zavod. 1744-1904 = Imperial Porcelain Plant. 1744-1904 [Tekst]. - SPb. : Sankt-Peterburg orkestr, 2012. - 422 s.

4. Bezborodov, M. Dmitrij Ivanovich Vinogradov. Sozdatel' russkogo farfora = Dmitry Ivanovich

Vinogradov. Creator of the Russian porcelain [Tekst] / M. Bezborodov. - M-L. : Izd-vo AN SSSR, 1950. - 512 s.

5. Borok, V, Dul'kina, T. Marki nemeckogo farfora. 1710-1999 = Brands of the German porcelain. 1710-1999 [Tekst] / V. Borok, T. Dul'kina. - M. : Aksamit-inform, 1999.-224 s

6. Gardner XVIII-XIX vv. Farforovaja plastika = Porcelain plasticity [Tekst]. - M. : Govorov# i synov'ja, 2002. - 320 s.

7. Ivanova, E. Farfor v Rossii XVIII-XIX vekov. Zavod Gardnera = Porcelain in Russia of the XVIII-XIX centuries. Gardner plant [Tekst] / E. Ivanova. - SPb. : Palac Editions, 2003.- 280 s.

8. Karjakina, T. Marki russkogo farfora, fajansa i majoliki. Polnyj jenciklopedicheskij spravochnik = Brands of the Russian porcelain, faience and majolica. Full encyclopedic reference book [Tekst] / T. Karjakina. -SPb. : Dean,, 1998. - 192 s.

9. Kudrjavceva, T. V Russkij imperatorskij farfor = Russian imperial porcelain [Tekst] / T. V. Kudrjavceva. -M. : Slavija, 2003. - 280 s.

10. Lubov, G. V Fajansovyj zavod Aujerbaha v HIH veke. Chast' 8 = Auerbach faience plant in the XIX century. Part 8 [Jelektronnyj resurs] / G. V Lubov. - URL: http://faience-shop.ru/read/fayans_aurbaha_19_vek.html (data obrashhenija 18.01.2019)

11. Machul'skij, E., Zilov, A., Kravcova, Ju. Verbilki. Istorija farforovogo zavoda F.Ja. Gardnera = History of F.Ya. Gardner porcelain plant [Tekst] / E. Machul'skij, A. Zilov, Ju. Kravcova. - M. : Avangard, 2005 - 528 s.

12. Nikiforova, L. Kto takoj Gardner? = What is Gardner? [Jelektronnyj resurs] / L. Nikiforova. - URL: https://nikiflove.ru/kto-takoj-b-gardner/ (data obrashhenija 01.02.2019)

13. Otpryski «farforovyh princev» = Offsprings of «porcelain princes» [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.prizyv.ru/2016/02/15/otpryski-farforovyx-princev/ (data obrashhenija 15.01.2019)

14. Popov, V A. Russkij farfor. Chastnye zavody = Russian porcelain. Private plants [Tekst] / V A. Popov. -L., 1980.

15. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv, F. 469. Pridvornaja E. I.V Kontora MIDa, Op. 14, d. 738, ll. 1 ob.-6 ob.

16. Semevskij, F. N. Recenzija na knigu po istorii farforovogo zavoda, osnovannogo F.Ja. Gardnerom = The review of the book on history of the porcelain plant founded by F.Ya. Gardner [Jelektronnyj resurs] / F. N. Semevskij. - URL: http://samlib.ru/s/semewskij_fedor_nikolaewich/recenzija doc.shtml (data obrashhenija 12.01.2019)

17. Sviridov, D. N. Rossija. Chastnye zavody. Farforovye skul'ptury = Russia. Private plants. Porcelain sculptures [Tekst] / D. N. Sviridov. - SPb. : Svoe izdatel'stvo, 2017. - 710 s.

18. Troshhinskaja, A. V. Zhivopisec gardnerovskoj farforovoj manufaktury XVIII v. I. K. Kestner i ego proizvedenija v sobranii muzeja MGHPA im. S. G. Stroganova = The painter of Gardner porcelain manufactory of the XVIII century I. K. Kestner and his works in collection of the museum of MSAIA named after S. G. Stroganov [Tekst] // Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaja sreda. Vestnik MGHPA Izdatel'stvo: Moskovskaja gosudarstvennaja hudozhestvenno-promyshlennaja akademija im. S. G. Stroganova. - 2014. - № 2. - S. 51-61.

19. Farforovoe chudo. Poezdka na manufakturu v Verbilkah. Sekret vekovyh tehnologij = Porcelain miracle. Trip to the manufactory in Verbilki. Secret of century technologies [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://welcome.mosreg.ru/stories/gardner-porcelain-verbilki (data obrashhenija 12.01.2019)

20. Farforovyj zavod Gardnera = Porcelain plant of Gardner [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://5oclocktea.com.ua/%D1 %84 %D0 %B0 %D1 %80 %D1 %84 %D0 %BE%D1 %80-%D0 %B2-

%D1 %80 %D0 %BE%D 1 %81 %D1 %81 %D0 %B8 % D0 %B8/262-

%D1 %84 %D0 %B0 %D1 %80 %D1 %84 %D0 %BE% D1 %80 %D0 %BE%D0 %B2 %D1 %8B%D0 %B9-%D0 %B7 %D0 %B0 %D0 %B2 %D0 %BE%D0 %B4-%D0 %B3 %D0 %B0 %D1 %80 %D0 %B4 %D0 %BD %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %B0.html (data obrashhenija 15.01.2019)

21. Hmel'nickaja, E. S. Avgust Shtis i Imperatorskij farforovyj zavod. Zhizn', posvjashhennaja farforu = Augustus Shtis and Imperial porcelain plant. The life devoted to porcelain [Tekst] / E. S. Hmel'nickaja. - M. : Ljubimaja kniga, 2012. - 448 s.

22. Chastnye farforovye zavody Rossijskoj imperii. 1756-1917 gg. = Private porcelain plants of the Russian Empire. 1756-1917. [Tekst] / pod red. N. N. Znamenov. -SPb. : Sankt-Peterburg orkestr, 2011. - 566 s.

23. Chernyj, N. V Farfor Verbilok: Iz istorii russkogo i sovetskogo farfora = Verbilki porcelain: From history of the Russian and Soviet porcelain [Tekst] / N. V. Chernyj. - M. : Izobrazitel'noe iskusstvo, 1970. -296 s.

24. Shumejko, I. Farfor. Sorevnovanie monarhov = Porcelain. Competition of monarchs [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://istorik.rf/special_posts/%D1 %84 %D0 %B0 %D1 %80 %D1 %84 %D0 %BE%D1 %80-

%D1 %81 %D0 %BE%D 1 %80 %D

0 %B5 %D0 %B2 %D0 %BD%D0 %BE%D0 %B2 %D0

%B0 %D0 %BD%D0 %B8 %D0 %B5-

%D0 %BC%D0 %BE%D0 %BD%D0 %B0 %D1 %80 %

D1 %85 %D0 %BE%D0 %B2/ (data obrashhenija

10.01.2019)

Дата поступления статьи в редакцию: 06.04.2019 Дата принятия статьи к печати: 18.04.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.