Научная статья на тему 'Фао - специализированное учреждение ООН'

Фао - специализированное учреждение ООН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
909
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антонова И. В.

В статье предпринимается попытка проанализировать организационно-правовую структуру ФАО для ознакомления с масштабом ее деятельности и для адекватного представления ее важности в деле обеспечения продовольственной безопасности, являющейся одним из важных элементов системы международной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Антонова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAO - a Specialized United Nations Agency

The article represents an attempt to analyze the organizational and legal structure of the FAO in order to familiarize with the scale of FAO's activities and to adequately depicture FAO's importance in securing food safety, which is one of the important elements of the international security system.

Текст научной работы на тему «Фао - специализированное учреждение ООН»

ФАО — СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ООН

И.В. Антонова

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье предпринимается попытка проанализировать организационно-правовую структуру ФАО для ознакомления с масштабом ее деятельности и для адекватного представления ее важности в деле обеспечения продовольственной безопасности, являющейся одним из важных элементов системы международной безопасности.

18 февраля 2006 г. был ратифицирован Федеральный закон «О принятии Российской Федерацией Устава Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций» № 25-ФЗ [2]. Это еще один шаг для скорейшего вступления России в ВТО. По различным причинам в отечественной правовой литературе (и других сферах тоже) мало внимания уделялось деятельности ФАО, которая является главным специализированным учреждением в системе ООН по проблемам сельского хозяйства и продовольствия.

Предпосылки и история создания ФАО таковы: Вторая мировая война нанесла разрушительный удар сельскому хозяйству многих стран, что, в свою очередь, вызвало продовольственный кризис во всем мире. В сложившейся ситуации возникла крайняя необходимость создать специальную международную организацию для решения общих для мирового сообщества проблем в области сельского хозяйства и продовольствия. В период с 18 мая по 3 июня 1943 г. в городе Хот-Спрингсе (Но! Springs, штат Вирджиния, США) проходила Международная межправительственная конференция по вопросу о создании продовольственной и сельскохозяйственной международной межправительственной организации, в которой принимали участие государства антигитлеровской коалиции, включая СССР.

Несмотря на значительные расхождения во мнениях по целям и задачам новой международной межправительственной организации, все представители государств на этой Конференции были едины по вопросу о необходимости создания самой международной межправительственной организации как таковой в области сельского хозяйства и продовольствия. В результате Конференцией был принят ряд важных рекомендаций для государств по развитию национального сельского хозяйства и снижению тарифных барьеров для сельскохозяйственных продуктов. Конференция одобрила также согласованное название предполагаемой новой международной организации — Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (The Food and Agriculture Organization of the United Nations — FAO).

На конференции в Хот-Спрингсе была создана Временная комиссия для выработки уставных положений ФАО. Данная Комиссия заседала в Вашингтоне. Она представила в августе 1944 г. проект учредительного акта ФАО — Устав для рас-

смотрения государствами — участниками Конференции, проходившей в Хот-Спрингсе в 1943 г. В представленном проекте Устава ФАО нашли закрепление два основных подхода государств — участников Конференции: 1) организация должна способствовать ликвидации голода и развитию сельского хозяйства; 2) организация должна обработать статистические данные о сельском хозяйстве и давать рекомендации государствам-членам в данной сфере [4].

Проект Устава ФАО и другие разработки Временной комиссии были утверждены на первой сессии Конференции ФАО, которая проходила в Квебеке (Канада) с 16 октября по 1 ноября 1945 г. Главный итог этой сессии — официальное объявление о создании новой международной межправительственной организации по вопросам продовольствия и сельского хозяйства в лице ФАО. Принятие Устава ФАО датируется 16 октября 1945 г. [3].

Поскольку в Уставе ФАО не нашли отражения предложения СССР по принципиальным вопросам, касающихся функций ФАО, СССР не подписал Устав ФАО. Несмотря на это, СССР принимал активное участие в различных органах ФАО, а также в ее мероприятиях.

Штаб-квартира ФАО изначально располагалась в Вашингтоне, а в 1951 г. было решено переместить ее в Рим. В 1946 г. между ООН (через ЭКОСОС) и ФАО было заключено соглашение, на основе которого ФАО стала специализированным учреждением системы ООН.

В преамбуле Устава ФАО закреплены цели создания Организации. В нем государства-члены выразили решимость содействовать достижению «всеобщего благосостояния» путем принятия с их стороны самостоятельных и коллективных мер в целях: «повышения качества питания и уровня жизни людей в рамках их соответствующих юрисдикций»; «обеспечения роста эффективности производства и распределения всех продовольственных и сельскохозяйственных продуктов»; «улучшения положения сельского населения». Перечисленные цели ФАО направлены на содействие росту мировой экономики и избавление человечества от голода. В преамбуле Устава закреплено намерение государств-членов через ФАО «отчитываться друг перед другом о принятых мерах и достигнутом прогрессе» в указанных областях.

Поскольку основная сфера деятельности ФАО касается сельского хозяйства, в п. 1 ст. I Устава ФАО дается разъяснение о том, что понятие «сельское хозяйство» и производные от него включают в себя «рыболовство, морепродукты, лесоводство и первичные лесопродукты».

На основании п. 2 ст. I Устава, посвященной функциям ФАО, Организация: поощряет и, при необходимости, рекомендует предпринимать на национальном и международном уровнях действия в отношении:

- проведения научных, технических, социальных и экономических исследований, касающихся питания, продовольствия и сельского хозяйства;

- улучшения образования и управления в области питания, продовольствия и сельского хозяйства и ознакомления общественности с теорией и практикой правильного питания и сельскохозяйственной деятельности;

- сохранения природных ресурсов и освоения передовых методов сельскохозяйственного производства;

- улучшения переработки, сбыта и распределения продовольствия и продукции сельского хозяйства;

- разработки стратегий по обеспечению надлежащего сельскохозяйственного кредитования, как национального, так и международного;

- принятия международной политики в отношении соглашений по продукции сельского хозяйства.

В соответствии с п. 3 ст. I Устава в функции Организации также входят:

- оказание технической помощи, которую запрашивают правительства;

- организация в сотрудничестве с заинтересованными правительствами таких миссий, которые могут быть необходимы для оказания им помощи в выполнении обязательств, вытекающих из принятия ими рекомендаций Конференции ФАО и Устава ФАО;

- принятие в целом всех необходимых и соответствующих мер по достижению целей, изложенных в Уставе ФАО.

По мнению профессора К.А. Бекяшева, Устав ФАО содержит и подразумеваемые полномочия в неназванных прямо областях. В частности, речь идет о проблемах охраны живых ресурсов моря, включая регулирование морского рыболовства [1, с. 6].

Общей и вместе с тем основной функцией ФАО является служение нейтральным форумом для обсуждения сельскохозяйственной политики и заключения международных соглашений. Эта работа осуществляется на глобальном уровне разных технических комитетов ФАО, на советах и конференциях, во время специальных заседаний министерств, а также на таких важнейших глобальных форумах, как всемирные продовольственные Саммиты, которые состоялись в 1996 и в 2001 гг. Эти многообразные форумы ФАО охватывают работы различных комиссий, включая Комиссию по контролю за пустынной саранчой или Европейскую комиссию по коровьему бешенству. В принятом в 2001 г. Международном договоре о растительных генетических ресурсах для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства сформулированы принципы, которые создают возможность иметь свободный доступ к генетическим ресурсам, и каждый сможет извлекать из них пользу. Поскольку ФАО не стремится навязывать странам сельскохозяйственную политику и идеологию, ее воспринимают как добросовестного посредника, играющего нейтральную роль.

ФАО выполняет функцию информационной сети. Сотрудники ФАО, включающие агрономов, специалистов в области лесного, рыбного и сельского хозяйств, диетологов, социологов и экономистов, собирают, анализируют и распространяют информацию, способствующую достижению целей в области развития.

ФАО работает от имени своих членов. Она сотрудничает с тысячами партнеров во всем мире — от фермерских объединений до индивидуальных предпринимателей, от неправительственных организаций и специализированных учреждений ООН до банков развития и частных компаний.

Устав на основе ст. II различает следующие категории членства ФАО: первоначальные государства-члены; новые государства-члены; организации-члены; ассоциированные члены.

В Приложении I к Уставу ФАО перечислены первоначальные государства — члены Организации — их 45 (включая СССР). Как уже было отмечено, СССР не подписал Устав ФАО.

После распада СССР, в новых политических и экономических реалиях, в условиях растущей роли России в мировой экономике стало необходимым полноправное участие России в ФАО. Вступление России в ФАО отвечало национальным внешнеполитическим и экономическим интересам страны, стремлению использовать международные организации для интеграции России в мировую экономику и, учитывая специфику ФАО, для борьбы с бедностью. Вопрос о вступлении России в ФАО рассматривался неоднократно, однако его решение откладывалось до стабилизации финансово-экономической ситуации в стране. Одним из серьезных факто-

ров, ранее вызывавших возражения против вступления России в ФАО, являлся высокий уровень ежегодных членских взносов.

Генеральный директор ФАО в официальном письме на имя Президента Российской Федерации подтвердил, что ФАО признает право Российской Федерации стать членом названной Организации простым принятием ее Устава, без направления обращения в какие-либо руководящие органы ФАО.

18 февраля 2006 г. был принят соответствующий Федеральный закон о ратификации Устава ФАО. Таким образом, Российская Федерация как продолжатель СССР и, следовательно, первоначальный член ФАО, стала полноправным ее членом в 2006 г.

В п. 2 ст. II Устава ФАО речь идет о приеме нового государства — члена ФАО. Данный пункт гласит, что Конференция ФАО может большинством в две трети голосов, при условии присутствия большинства государств — членов Организации, принять решение о приеме в качестве нового члена Организации любое государство, представившее прошение о вступлении в члены и сделанное в официальном порядке заявление о том, что оно примет на себя обязательства по Уставу ФАО, действующие на момент приема.

В соответствии с п. 3 ст. II Устава членом ФАО может стать любая организация региональной экономической интеграции. На данный момент организацией — членом ФАО является Европейское сообщество.

На условиях, касающихся необходимого большинства и кворума, Конференция ФАО может принять решение о принятии в ФАО в качестве ассоциированного члена любой территории или группы территорий, не несущих ответственности за ведение своих международных дел, после подачи от их имени прошения страной-членом или органом, ответственными за ведение их международных дел.

По данным на 1 января 2008 г., 189 государств и Европейское Сообщество являются членами ФАО. Из нынешних государств — членов ООН членами ФАО не являются: Андорра, Бруней-Даруссалам, Лихтенштейн и Сингапур. Вместе с тем членами ФАО являются: Острова Кука, остров Ниу, которые не являются государствами — членами ООН.

В структурном отношении уставными органами ФАО являются: Конференция, Совет и восемь главных комитетов.

В соответствии со ст. III Устава учреждается Конференция ФАО, на которой каждое государство-член и ассоциированный член представлены одним делегатом. Ассоциированные члены имеют право участвовать в работе Конференции, но они не могут фигурировать в числе должностных лиц или иметь право голоса.

Каждое государство-член имеет только один голос. Государство-член, за которым числится задолженность по уплате ФАО денежных взносов, лишается права голоса на Конференции, если сумма его задолженности равняется или превышает сумму взносов, причитающихся с него за два предыдущих календарных года.

Конференция ФАО может предложить любой международной межправительственной организации, занимающейся сходными с ФАО вопросами, быть представленной на ее заседаниях на условиях, определенных Конференцией, однако представитель такой организации не имеет права голоса. В работе Конференции в качестве наблюдателя могут участвовать неправительственные организации.

Конференция является высшим руководящим органом ФАО. Она собирается на очередную сессию один раз в два года. Последняя очередная, по счету 34-я, сессия была проведена в ноябре 2007 г. Конференция ФАО может созывать специальную сессию в следующих случаях: если на любой очередной сессии Конференция

большинством голосов примет решение провести сессию на следующий год; если Совет ФАО даст соответствующее поручение Генеральному директору ФАО или если соответствующую просьбу выскажет не менее одной трети государств-членов.

Конференция ФАО избирает своих собственных должностных лиц.

За исключением случаев, когда в Уставе ФАО или в правилах, принятых Конференцией, прямо предусматривается иное, все решения Конференции ФАО принимаются большинством голосов.

Конференция ФАО определяет политику, одобряет программу работы, утверждает бюджет Организации и осуществляет другие полномочия, которыми она наделяется согласно Уставу ФАО. На своих сессиях Конференция правомочна обсуждать любые вопросы, касающиеся деятельности ФАО. В функции Конференции ФАО входит принятие Общих правил и финансовых положений Организации.

Конференция ФАО может создавать комитеты, комиссии, рабочие группы для изучения вопросов, относящихся к функциям ФАО. Она может также заключать соглашения с другими международными организациями. Конференция ФАО вправе утверждать соглашения, подписанные другими органами ФАО.

Конференция ФАО также может: большинством в две трети голосов давать рекомендации государствам-членам и ассоциированным членам по вопросам, касающимся продовольствия и сельского хозяйства, с целью их рассмотрения государствами-членами на предмет выполнения в рамках национальной деятельности. Рекомендации Конференции, содержащиеся в ее резолюциях, в целом не являются обязательными. Однако профессор К.А. Бекяшев считает, что резолюции Конференции могут иметь обязательную силу для государств, если они приняты в пределах Устава ФАО, Общих правил ФАО и не противоречат современному международному праву. При этом ученый делает одну оговорку: обязательность рекомендации для государств — членов ФАО возникает в тех случаях, когда обязывающая сила резолюции вытекает из соответствующего международного документа. Эти резолюции, по мнению профессора К.А. Бекяшева, являются специфической формой межгосударственного соглашения и обязательны для государств лишь в том случае, если приняты ими или не отклонены в установленный Конференцией срок [1, с. 16-17].

На основании ст. V Устава Конференция ФАО избирает Совет в составе 49 государств-членов в качестве постоянно действующего исполнительного органа Организации на три года на основе ротации ее государств-членов. Совет был создан в 1948 г. на III сессии Конференции ФАО, и тогда он состоял из 18 государств-членов. По состоянию на 1 января 2005 г. членами Совета ФАО были 16 государств, чьи сроки полномочий истекли в том же году, 15 государств-членов, чьи сроки полномочий истекли в следующем, 2006 г., и 18 государств-членов, чьи сроки полномочий истекли в 2007 г.

Каждое государство — член Совета имеет одного представителя и только один голос. Каждый член Совета может назначать заместителей, помощников и советников для своего представителя. Совет может определять условия участия этих лиц в его работе, но при любой форме участия они не имеют право голоса, за исключением случаев, когда кто-то из них подменяет представителя. Срок полномочий и другие условия службы представителей в Совете определяются правилами, установленными Конференцией ФАО.

Председателя Совета назначает Конференция ФАО.

Совет обладает такими полномочиями, которыми его может наделить Конференция ФАО. Однако по Уставу Конференция ФАО не может наделять полномо-

чиями, определенными в его пунктах 2 и 3 ст. II, ст. IV, п. 1 ст. VII, ст. XII, п. 4 ст. XIII, пунктах 1 и 6 ст. XIV и ст. ХХ.

В целом функции Совета разнообразны: он изучает вопросы, касающиеся продовольствия и сельского хозяйства; осуществляет контроль за административной деятельностью органов ФАО; решает вопросы, имеющие правовой характер; подготавливает сессии Конференции ФАО и т.д.

Совет назначает своих должностных лиц (помимо Председателя) и, в зависимости от решений Конференции ФАО, принимает свои собственные правила процедуры. Совет может учреждать комитеты, рабочие группы, созывать Конференции ФАО.

За исключением случаев, когда в Уставе ФАО или в правилах, принятых Конференцией или Советом, прямо предусматривается иное, все решения Совета принимаются большинством голосов.

В настоящее время в Совете функционируют следующие департаменты: сельского хозяйства и защиты потребителей; экономики и социального развития; рыболовства и аквакультуры; лесоводства; человеческих, финансовых и материальных ресурсов; знаний и коммуникаций; управления природными ресурсами и окружающей среды; технического сотрудничества.

В рамках структуры ФАО функционируют восемь главных комитетов, которые подотчетны Совету. Их состав и полномочия определяются правилами, принятыми Конференцией ФАО [3].

Комитет по программе оказывает помощь Совету в осуществлении программной деятельности ФАО. Функции данного Комитета определены в правиле XXVI Общих правил ФАО. Члены Комитета избираются Советом сразу на следующий день после окончания сессии Конференции ФАО на срок три года в составе 11 государств-членов.

Финансовый комитет оказывает помощь Совету в осуществлении контроля над финансовой деятельностью ФАО. Его функции определены в правиле XXVII Общих правил ФАО. Данный Комитет проводит свои сессии совместно с Комитетом по программе с целью выполнения их функций. Члены Комитета избираются Советом сразу на следующий день после окончания сессии Конференции ФАО на срок три года в составе 11 государств-членов.

Комитет по уставным и правовым вопросам оказывает правовую помощь Совету по вопросам, возникающим с выполнением функций ФАО в соответствии с требованиями ее Устава. Его функции прописаны в правиле XXXIV-3 Общих правил ФАО. Члены Комитета избираются Советом сразу через день после окончания сессии Конференции ФАО на срок три года в составе 7 государств-членов.

Все три упомянутых комитета проводят по две сессии в год.

Комитет по проблемам сырьевых товаров оказывает помощь Совету по аспектам, связанным с сырьевыми товарами, придавая им международный характер по причине того, что эти товары непосредственно влияют на производство, торговлю и потребление. Функции Комитета определены в правиле XXIX Общих правил ФАО. Он проводит одну сессию раз в два года. Заинтересованные государства-члены путем простого уведомления становятся членами Комитета.

Комитет по рыболовству (КОФИ) является ведущим органом ФАО по вопросам рыболовства. Он оказывает помощь Совету в осуществлении программы в сфере рыболовства, подготавливает периодические доклады по проблемам международного рыболовства, а также предложения по их решению. Функции Комитета определены в правиле XXX Общих правил ФАО. Комитет формируется Советом на два года, и для членства в нем необходимо лишь предварительное уведомление со

стороны государства — члена ФАО. Данный Комитет полностью подотчетен Совету. Роль этого Комитета возросла после 1971 г., когда он стал открытым органом для всех государств — членов ФАО.

Комитет по лесоводству подготавливает периодические обзоры по проблемам лесоводства и предлагает пути их решения. Он также оказывает помощь Совету в осуществлении положений по текущей программе ФАО в сфере лесоводства. Его функции определены в правиле XXXI Общих правил ФАО. Комитет формируется на два года, и для членства в нем необходимо лишь предварительное уведомление со стороны государства — члена ФАО.

Комитет по сельскому хозяйству подготавливает периодические обзоры по продовольствию и сельскому хозяйству с целью выработки конкретных предложений для государств-членов и самой ФАО. Он также следит за выполнением программных положений ФАО, уделяя особое внимание социальным, техническим, экономическим и институциональным аспектам продовольствия и сельского хозяйства. Его функции определены в правиле XXXII Общих правил ФАО. Членство в Комитете обновляется каждые два года.

Комитет по всемирной продовольственной безопасности служит в качестве форума в системе ООН по вопросам определения политики всемирной продовольственной программы. Его функции определены в правиле XXXIII Общих правил ФАО. Членство в Комитете обновляется каждые два года. Для членства в Комитете необходимо лишь предварительное уведомление об этом со стороны государства — члена ФАО.

На основании ст. VI Устава Конференция ФАО или Совет могут создавать комиссии, включая региональные, членами которых могут стать любые государства-члены и ассоциированные члены. На основе даной статьи были, например, созданы: Региональная консультативная комиссия по рыболовству в Юго-Западной Атлантике; Комиссия по рыболовству в Индийском океане; Комиссия по рыболовству в западной части Центральной Атлантики; Комитет по рыболовству в восточной части Центральной Атлантики и т.д. Следует подчеркнуть, что правовой статус организаций, созданных на основе пунктов 1 и 2 ст. VI Устава ФАО, отличается тем, что в первом случае членство открыто для всех государств — членов ФАО, а во втором случае — только для отдельных государств — членов ФАО.

ФАО руководит Генеральный директор, назначаемый Конференцией ФАО на шестилетний срок. Он имеет право быть повторно назначенным на эту должность (пункты 1 и 2 ст. VII Устава ФАО). Назначение Генерального директора ФАО осуществляется в соответствии с такими процедурами и условиями, какие могут быть определены Конференцией ФАО. При условии общего надзора со стороны Конференции и Совета Генеральный директор обладает всей широтой полномочий для того, чтобы руководить работой ФАО.

Генеральный директор ФАО или назначенный им представитель участвуют, без права голоса, во всех заседаниях Конференции и Совета и формулируют для рассмотрения Конференцией и Советом предложения о соответствующих действиях в отношении вопросов, находящихся на их рассмотрении.

В настоящее время Генеральным директором ФАО является д-р Жак Диуф (Сенегал), избранный на эту должность Конференцией в 1994 г. и два раза впоследствии переизбранный.

Персонал ФАО назначается Генеральным директором ФАО в соответствии с процедурой, которая определяется правилами, установленными Конференцией, и подотчетен ему. Обязанности персонала носят исключительно международный ха-

рактер, т. е. он не должен запрашивать или получать указания относительно их выполнения от какой бы то ни было власти, посторонней для ФАО.

В настоящее время число профессиональных работников ФАО составляет 1586 человек, а численность вспомогательного персонала — 2048 человек. Благодаря повышению эффективности труда число сотрудников ФАО сократилось за последние несколько лет на 30%. Две трети сотрудников находятся в штаб-квартире в Риме, остальная часть — в офисах ФАО, расположенных по всему миру.

Генеральным директором ФАО на основании ст. X Устава с одобрения Конференции принимаются решения о создании региональных и субрегиональных офисов. В настоящее время ФАО имеет пять региональных офисов: по Европе и Центральной Азии (офис из Рима недавно перевели в Будапешт, и он стал региональным), Африке; Азии и Тихому океану; Латинской Америке и Карибскому бассейну; Ближнему Востоку. До недавнего времени ФАО имела пять субрегиональных офисов для Южной Африки, тихоокеанских островов, Карибского бассейна, Северной Африки и Восточной Европы. В рамках реализации планов по децентрализации ФАО недавно открыла четыре новых субрегиональных офиса: в Эфиопии, охватывающий Восточную Африку; в Габоне — для центральной Африки; в Гане — для Западной Африки и в Турции — для Центральной Азии. ФАО насчитывает также пять офисов по взаимодействию и 74 офиса по странам, включая те, что находятся в региональных и субрегиональных офисах, а также штаб-квартиру в Риме. Генеральный директор ФАО может назначать сотрудников для взаимодействия с конкретными странами с согласия соответствующего правительства.

Конференция ФАО предусматривает урегулирование административным трибуналом споров, касающихся условий службы и назначения персонала.

ФАО обладает статусом юридического лица для совершения в соответствии со своими целями любых юридических действий, которые не выходят за рамки полномочий, предоставляемых ей Уставом.

Бюджет ФАО на 2006-2007 гг. составил 765,7 млн. долл. США и распределялся следующим образом (цифры округлены): 220 млн. долл. США — устойчивые продовольственные и сельскохозяйственные системы; 189 млн. долл. США — обмен, политика и пропаганда знаний; 107 млн. долл. США — услуги по управлению и контролю; 104 млн. долл. США — программа технического сотрудничества; 103 млн. долл. США — децентрализация и сотрудничество с ООН; 25 млн. долл. США — затраты на основные средства и безопасность; 18 млн. долл. США — корпоративное управление; 1 млн. долл. США — прочее.

В целях обеспечения тесного сотрудничества между ФАО и другими международными организациями со сходными функциями Конференция ФАО может заключать соглашения с компетентными органами таких организаций, распределяющими обязанности и определяющими методы сотрудничества.

На основании ст. XVII Устава ФАО любой вопрос или спор в отношении толкования Устава, не решенный Конференцией ФАО, передается в Международный Суд ООН в соответствии со Статутом Суда или в другой орган, который может определить Конференция ФАО.

Конференция может вносить поправки в Устав ФАО большинством в две трети голосов при условии, что такое большинство составляет более половины государств — членов ФАО.

23 ноября 2007 г. в Риме на 34-й сессии Конференции ФАО было принято решение придать русскому языку статус официального языка Организации. В связи с этим были приняты соответствующие поправки в Устав ФАО. Отныне с деятельно-

стью ФАО смогут знакомиться 170 миллионов человек, для которых русский язык является родным, и еще 350 миллионов человек, которые его понимают. Таким образом, в настоящее время официальными языками ФАО являются шесть языков: русский, английский, французский, испанский, арабский и китайский, и, следовательно, тексты Устава ФАО на этих языках являются аутентичными.

Генеральный директор ФАО осуществляет функции депозитария в отношении более 20-ти соглашений, которые были заключены вне рамок ФАО, однако затрагивают вопросы продовольствия и сельского хозяйства. Россия участвует в двух из них: Международном соглашении о сохранении атлантических тунцов 1966 г. и Соглашении о сохранении живых ресурсов Юго-Восточной Атлантики 1969 г.

Из изложенного видно, какую важную роль играет ФАО в развитии сельского хозяйства и обеспечении продовольственной безопасности. ФАО как специализированное учреждение ООН выступает важным механизмом отстаивания интересов развивающихся стран.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бекяшев К.А. ФАО и правовые вопросы охраны живых ресурсов открытого моря. — М., 1976.

2. Федеральный закон «О принятии Российской Федерацией Устава Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций» от 18 февраля 2006 г. № 25-ФЗ.

3. Basic tests of the Food and Agricultural Organization of the United Nations. Volume I-2006 edition. — Rume, 2006.

4. United Nations Interim Commission on Food and Agriculture. The work of FAO. — Washington. 1945.

FAO — A SPECIALIZED UNITED NATIONS AGENCY

I.V. Antonova

The Department of International Law Peoples’ Friendship University of Russia

Miklykho-Maklaya st., 6, Moscow, Russia, 117198

The article represents an attempt to analyze the organizational and legal structure of the FAO in order to familiarize with the scale of FAO’s activities and to adequately depicture FAO’s importance in securing food safety, which is one of the important elements of the international security system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.