DOI: 10.24412/2226-0773-10-7-982-993
Фантазия для симфонического оркестра, хора и солистов «Колокола» ор. 35 С.В. Рахманинова в прочтении китайского музыканта
Цю Нин
Институт музыки, театра и хореографии Российского Государственного Педагогического Университета имени А.И. Герцена
199155, г. Санкт-Петербург, переулок Каховского, д. 2
Institute of Music, Theater and Choreography of the Herzen State Pedagogical University of Russia
Kakhovskogo side-str., 2, Saint Petersburg 199155 Russia
Ключевые слова: композитор, кантата, поэзия, музыка, содержание, оркестр, хор, солисты, исторический контекст.
Key words: composer, cantata, poetry, music, content, orchestra, choir, soloists, historical context.
Резюме: В статье исследуется исторический контекст создания С.В. Рахманинов «Колокольчики-фантазии». Накануне Первой мировой войны (1914 г.) в России назрели сильнейшие противоречия в социальной, политической и экономической жизни, которые в 1917 г. привели к распаду царской России. В «Фантазии колокола» исторический контекст ярко отражен в музыкальном содержании. В статье раскрывается специфика взаимоотношений поэтического текста (Эдгар По в переводе К. Бальмонта) и его музыкального воплощения. Указаны особенности оркестровки, хоровой партии, значение солистов. Отмечена специфика музыкальной формы и ее структуры.
Abstract: The article examines the historical context of the creation of S.V. Rachmaninov “Bells Fantasy”. On the eve of the First World War (1914), the strongest contradictions in social, political and economic life ripened in Russia, which in 1917. led to the collapse of tsarist Russia. In “The Bell Fantasy”, the historical context is vividly reflected in the musical content. The article reveals the specificity of the relationship between the poetic text (Edgar Poe in the translation of K. Balmont) and its musical embodiment. The features of orchestration, choral part, the importance of soloists are indicated. The specifics of the musical form and its structure are noted.
[Qiu Ning Fantasy for symphony orchestra, сhorus and soloists “Bells”, op. 35 S.V. Rachmaninoff as read by a Chinese musician]
Введение. Музыка С.В. Рахманинова широко известна во всём мире. В Китае особой популярностью пользуются фортепианные концерты С.В. Рахманинова в исполнении китайских прославленных пианистов: Ланг Ланга, Ли Юньди, Чен Са. Эти пианисты выпустили свои студийные альбомы с записями фортепианных концертов С.В. Рахманинова. Фортепианные произведения Рахманинова - прелюдии, этюды-картины, музыкальные моменты широко используются в музыкально - педагогической практике китайских консерваторий, педагогических университетов и колледжей. Изучение романсового творчества Рахманинова происходит также достаточно активно в вокальном сегменте музыкальной культуры Китая. Что касается научного изучения музыки Рахманинова, то китайская теоретическая мысль ещё не в полной мере охватила весь объём творчества великого русского композитора. До сих пор нет полноценной биографии Рахманинова на китайском языке, а другие сферы творчества Рахманинова ещё ждут своих китайских исследователей. О «Фантазии для симфонического оркестра, хора и солистов «Колокола» ор.35 в Китае в настоящее время опубликовано только несколько статей, имеющих обобщающий характер. Учитывая вышеизложенное, нами в данной статье предпринимается попытка произвести углублённый анализ музыкального содержания данного произведения, что вполне коррелируется с установкой современной китайской музыкальной науки, направленной на активное изучение европейского музыкального опыта.
Цель статьи: рассмотреть исторический контекст создания С.В. Рахманиновым «Фантазии “Колокола”, выявить специфику взаимосвязи поэтического текста (Эдгар По в переводе К. Бальмонта) и его музыкального воплощения (оркестровка, хор, солисты, музыкальная форма и её структура).
Краткий обзор литературы, изданной на китайском и русским языках. Издания на китайском языке о «Колоколах» С.В. Рахманинова не многочисленны. Это: Чжан Цзюнь. Возьмем в качестве примера хоровую симфонию «Колокола», чтобы рассказать о славном периоде музыкального творчества Рахманинова // Журнал «Художественное образование»; Цицикар, Китайская Культурная Медиа-группа, 2011. С. 102-102; Чжао Мэнфань. Хоровая симфония Рахманинова «Колокола» (соч.35). Сианьская консерватория музыки. Магистерская диссертация. URL. CNKI, 2020; Ян Синь. Жизнь как песня, Изящная мелодия. Музыкальный анализ «Колоколов» Рахманинова, соч. 35, Части 1 и 2. // Журнал «Художественное Образование»; Цицикар. Китайская Культурная Медиа-группа 2012. С. 74-75. Издания на русском языке о «Колоколах» С.В. Рахманинова составляют большой пласт научной литературы, созданной авторитетными российскими учёными и самим композитором в виде «Литературного наследия»: Б.В. Асафьев Русская музыка XIX-XX века. Л.: 1979; Б.В. Асафьев. О хоровом искусстве. Л.: 1980; Т.С. Бершадская. О гармонии Рахманинова // В сб.: русская музыка на рубеже XX века. М.-Л., 1966; В.Н. Брянцева. С.В. Рахманинов. Л.:1972; В.Б. Валькова Вокальная симфония Рахманинова «Колокола»: музыкальные отражения символисткой поэзии // С.В. Рахманинов и русская музыкальная культура его времени. Тамбов, 2014.с.131-155; Воспоминания о Рахманинове в 2-х т. М.: 1974; Н.В. Бекетова. Сергей Рахманинов и проблема исторической памяти России//Международная научно-практическая конференция. СПб.: 2016. C. 3-14; А.И. Кандинский. Симфонизм Рахманинова и его поэма «Колокола» // Советская музыка, 1973, 1989, № 6, 7; Ю.В. Келдыш. Рахманинов и его время. М.:1973; С. В. Рахманинов. Литературное наследие в 3-х томах. М.: 1978; С.В. Рахманинов. Воспоминания, записанные О. фон Риземаном. М.: 1992. Л.А. Скафтымова. Вокально-симфоническое творчество С.В. Рахманинова и русская кантата начала XX века. СПб.: 1998.
Методология. В статье использованы методы исторического, источниковедческого, музыкально-теоретического и сравнительного анализа.
Основная часть. С.В. Рахманинов создал вокально-симфоническую поэму «Колокола» в 1913 году в канун Первой мировой войны. В выборе сюжета, в общей музыкальной концепции этого произведения сильнейшим образом отразился исторический контекст эпохи. В социальном, экономическом и политическом состоянии России того периода уже были ощутимы предчувствия тех грозных потрясений, которые в 1917 году, с Октябрьской революцией полностью изменят жизнь России. Впереди было поражение в Первой мировой войне, свержение самодержавия, кровопролитная Гражданская война, с последующим «красным террором», с изгнанием из России выдающихся философов и учёных, с вынужденной эмиграцией лучших представителей русской художественной интеллигенции. В 1917 году из Петербурга, направляясь на гастроли в Скандинавию, С.В. Рахманинов вместе с семьёй навсегда покинул Россию. Фантазия «Колокола» для Рахманинова в 1913году оказалась тем провидческим произведением, где в эмоциональном и мощном интеллектуальном творческом порыве композитор предсказал трагическую картину разрушения и гибели старой России.
В биографии С.В. Рахманинова сохранились сведения о том, что текст «Колоколов» (поэма Эдгара По в переводе К. Бальмонта) композитор получил в анонимном письме, где автор письма утверждал, что эти «стихи идеально ложатся на музыку» и обязательно привлекут композитора. Как отмечал в последствии композитор, сразу же по прочтении этого письма, он начал работать: «Это произведение, над которым я работал в лихорадочном возбуждении, и по сей день остаётся, на мой взгляд, лучшим моим произведением» (Рахманинов, 1992: 164).
«Колокольность», как явление русской жизни в самом широком аспекте, была близка духовному строю Рахманинова. С раннего детства его привлекали новгородские церковные колокола по большим престольным праздникам, которые он посещал с бабушкой. Память детства, которая глубоко вкоренилась в сознание Рахманинова, воссоздавала колокольный звон впоследствии во множестве его произведениях: в фортепианных Прелюдиях cis-moll, Es-dur, в Этюдах-картинах, в Музыкальных моментах, в Фортепианных концертах. Колокола России - набатные, предвещающие беду и войну, венчальные перезвоны, символизирующие начало счастливой жизни человека, погребальные, завершающие путь земной жизни - все колокола с раннего детства для Рахманинова стали музыкальным символом России и сущностью его творческого credo в течении всей жизни. Как отмечают многие исследователи (Асафьев, 1979, 1980; Бекетова, 2016; Брянцева, 1972; Келдыш, 1973) «колокольность» в творчестве С.В. Рахманинова стала чертой «национальной образности». Помимо «колокольности» Рахманинов в трактовку основной идеи «Фантазии для симфонического оркестра, хора и солистов “Колокола” ор.35 вложил глубокий философский смысл обобщения этапов человеческой жизни. При этом, философско-этическая сторона содержания рахманиновского произведения оказалась намного шире и выше символического текста Эдгара По, что было замечено современниками Рахманинова сразу же после премьеры этого произведения. Так, известная писательница Мариэтта Шагинян писала, что тон рахманиновской музыки «иной, совсем не похожий на жуткую, внепространственную Мистику Эдгара По» (Апетян, 1974, т. 2: 163).
Это глубоко русское произведение Рахманинова состоит из четырёх частей. I часть «Звон бубенцов» - Allegro ma non troppo (cолист -тенор). II часть «Свадебный звон» -метафора любви - Lento (cолист-сопрано). III часть «Набат», метафора угрозы и страха - Presto (для хора и оркестра). IV часть «Похоронный звон»-метафора смерти - Lento lugubre (cолист-баритон). Разнообразные музыкальные образы в произведении объединяются одной философско-этической и поэтической идей: человек перед лицом жизни и смерти; это своеобразные этапы жизненного пути, в конце которого стоит понятие бессмертие, что для композитора может принести только музыка и творчество.
Первая часть открывается картиной весёлой скачки мчащихся саней, сопровождаемых звоном бубенцов:
Колокольчики звенят…/ Этим пеньем и гуденьем о забвенье говорят/ говорят они о том, что за днями заблужденья наступает возрожденье, наслажденья сладким сном.
Первая часть по форме представляет трёхчастную структуру (a b a1), основная тональность As-dur- cветлая, серебристая. Изменение тональности в средней части на «тёмный», тоскливый cis-moll связана с изменением музыкального образа, где, как отмечает В.Н. Брянцева: «словно сама смерть, подкравшись к юному существу, вкрадчиво запела ему- как в песне Мусоргского-свою жуткую колыбельную (Брянцева, 1972: 445). Но все компоненты оркестровки, хора, солистов призваны создавать музыкальный образ счастья в юном возрасте, которое не может омрачить скорбное предчувствие. Серебристая мелодия флейты, игривая и весёлая, с короткими тематическими мотивами, опирается на аккомпанемент шестнадцатых нот «хрустальной» челесты и треугольника, вызывает ассоциации летящих снежинок и коней, радостно несущих сани. Это современный «Jingl bells» предсказанный за сто лет Рахманиновым.
Рис. № 1.
Многие российские исследователи (Асафьев, 1979, 1980; Бекетова, 2016; Брянцева, 1972; Келдыш, 1973) отмечали сложный и многоуровневый тематизм «Колоколов» Рахманинова, подразделяя их на группы диатонической или хроматической системы с «определённой закономерностью в изложении тематического материала хором и оркестром. Так, некоторые темы получают развитие и в хоровой, и в оркестровых партиях, другие же только в оркестровой» (Скафтымова, 1998: 175). - Пример Рис. № 2.
Рис. № 2.
Исследователями отмечено также лейтмотивное строение мелодики «Колоколов» Рахманинова: одни близки древнерусским напевам, другие - средневековой секвенции Dies irae. Лейтмотивное развитие составляет сложное и напряжённое развитие оркестровой и хоровой партий на протяжении всего произведения. Партии солистов (сопрано, тенор, бас) своими тембрами создают колористическое разнообразие всей партитуры.
Вторая часть: «Свадебный звон» - метафора любви - Lento(cолист-сопрано). Тональность D-dur. Музыкальная форма трёх частная (a b a1). Настроение части определяют строки, звучащие у хора: «Слышишь к свадьбе зов святой, золотой». Они являются своеобразным рефреном, неоднократно всплывающим на протяжении части, в которой нежная лирика сочетается с торжественностью и трепетным ожиданием. Солирующее сопрано интонирует широкую, плавную, по-рахманиновски щедрую мелодию. Это - лирический центр произведения. Хор здесь выступает в качестве церковного хора, присоединенный к монофоническим, чистым колоколам.
Рис. № 3.
Рахманинов широко использует тембровое чередование хора и солистки-сопрано, тембры мужчин и женщин, что создаёт красивую колористическую картину. В оркестровой партии особое значение имеет звук Ре в низком регистре, имитирующий звон церковного колокола. В середине этой части чувствуется глубокая печаль. Медленные и длинные мелодичные строки полны нежности, словно описывают золотое солнце, брызнувшее сквозь витражи церкви в зале, невесту, одетую в белое свадебное платье, медленно идущую навстречу жениху, включающий их любовную встречу, знакомство друг с другом, слезы, красивый и с трудом завоеванный долгий путь друг к другу.
В третьей части - «Набат», Presto, тональность f-moll - оркестровыми и хоровыми средствами Рахманинов рисует образ грандиозной «вселенской» катастрофы, в которой рушатся все человеческие мечты, надежды и ожидания.
Грозная, неумолимая стихия, обращает всё в руины и пепел. Текст гласит: Слышишь, воющий набат / Точно стонет медный ад, / А меж тем огонь безумный/ Вновь спадает, вновь рыдает медно-стонущий прибой!
В музыке этой части господствует чувство панического ужаса, страха и отчаяния, объединяющее массу людей, застигнутых внезапным бедствием. Особое образное значение имеет трагический, набатный колокол оркестрового вступления, основанного на остинатном повторении трёх трезвучий VI, IV и I мелодического минора.
Рис.№ 4.
Последующее развитие сопряжено с огромным динамическим нарастанием и в партии оркестра, и в партии хора, создающие театральный эффект «поющего» и «оркестрового» колокола. Звук гонга в тоне ля и фортепиано создают мощную кульминацию этой части, где грозным символом звучит тема Dies irаe. Богатая инструментовка оркестра и мощная партия хора, созданная крупными звуковыми пластами, создают атмосферу тревожного колокольного звона, паники, ужаса, беспокойства и мучительной борьбы за жизнь.
Четвёртая часть - Lento lugubre, тональность cis-moll - печальный эпилог, полный глубокой скорби «страдальцу, уснувшему вечным сном». Мерный ритм похоронного марша, выдержанные гармонии с тяжелыми, гулкими басами создают безысходно тоскливое, мрачное настроение:
Рис. № 6.
Текст, который поёт солист-баритон: «Похоронный слышен звон/
Горькой скорби слышны звуки» по своему мелодическому складу напоминает широкий эпический напев, который создаёт печальное и трагическое настроение части. Здесь вновь появляется тема Dies irae в партии виолончели pizzicato:
Рис. № 7 тема Dies irae.
Сочетание оркестровой колокольности c тембрами медных духовых, литавр и темы Dies irae, диссонирующие гармонические переплетения, казалось бы ведут к кульминации, где смерть и зло будут торжествовать:
Рис. № 8. Кульминация «Фантазии Колокола» С.В. Рахманинова.
Но композитор трактует финал «Фантазии Колокола» совершенно особым образом: страшному лику смерти противопоставляется философская мудрая идея бессмертия человеческого духа в нежном кратком мажорном заключении (D-dur). Человеческий дух, который творит в вечных и прекрасных образах искусства: музыки, поэзии, живописи. Необычайно тепло и проникновенно напевная лирическая тема в насыщенном унисоне скрипок, альтов и виолончелей воспаряет в высокий светлый регистр как символ бессмертной творческой души.
Обсуждения и выводы. Изучение «Фантазии для симфонического оркестра, хора и солистов “Колокола” ор.35 С.В. Рахманинова» заставляет задуматься о многих моментах нашей современной жизни. Уже в самом названии этого произведения есть много тайных и явных смыслов. Так что такое колокол? Основная функция колокола - сообщать время, давать людям ощущение, что история, вся материя в мире движется во времени, и в тоже время имеет форму времени. Время - это суть жизни. Время всегда проходит, и люди всегда стареют. У жизни всегда есть конец. Каждый использует свою ограниченную жизнь, чтобы жить в бесконечном времени. Чем больше время и пространство, тем больше жизни. Всегда есть время, которое нужно помнить и ценить, поэтому более глубокая роль колокола заключается в том, чтобы быть бдительными, звон колоколов - ознаменование начала или конца жизненного пути. В тот момент, когда звонит колокол, время представляется чем-то необычным. Кажется, что человек слушает время. Будь то на похоронах, на свадьбах, в церквях или на фестивалях, колокола будут внушать трепет. Колокол - очень представительный субъект для России. Его можно назвать символом нации.
Заключение. Творчество С.В. Рахманинова, величайшего русского композитора, воплотило в себе «русскую идею», бескрайность русских просторов и особенности русского характера и менталитета. Прикосновение к такому значительному произведению С.В. Рахманинова, как «Фантазия “Колокола” для студентов- иностранцев открывает целый мир под названием «Россия».
ЛИТЕРАТУРА
Асафьев Б.В. 1979. Русская музыка XIX-XX века. Л.: Музыка. 341 с.
Асафьев Б.В. 1980. О хоровом искусстве. Л.: Музыка. 216 с.
Бекетова Н.В. 2016. Сергей Рахманинов и проблема исторической памяти России. - В сб. Международная научно-практическая конференция. СПб-Тамбов: изд-во Першина Р.В. С. 3-14.
Брянцева В.Н. 1972. С.В. Рахманинов. Л.: Советский композитор. 680 с.
Воспоминания о Рахманинове в 2-х т. Составление, редакция, комментарии и предисловие З. Апетян. 4-е изд. М.: Музыка, 1974. т. II. 479 с.
Келдыш Ю.В. 1973. Рахманинов и его время. М.: Музыка. 469 с.
Рахманинов С.В. 1992. Воспоминания, записанные О. фон Риземаном. М.: Радуга. 256 с.
Скафтымова Л.А. 1998. Вокально-симфоническое творчество С.В. Рахманинова и русская кантата начала XXвека. СПб.: Канон. 256 с.
Получена / Received: 15.07.2021
Принята / Accepted: 30.08.2021