Фантастическое в творчестве Дорис Лессинг (на примере рассказа «Отчет о городе») Луцик В.И.
Луцик Владимир Игоревич /Lucik Vladimir Igorevich - аспирант, кафедра германских языков и переводоведения Дрогобычский государственный педагогический университет имени Ивана Франко, институт иностранных языков,
г. Дрогобыч, Украина
Аннотация: в статье предпринимается попытка определить основные подходы к текстообразованию в жанре научной фантастики английской писательницы Д. Лессинг в 70-х годах ХХ века. Рассмотрены и проанализированы особенности построения художественной действительности в рассказе «Отчет о городе» («Report on the Threatened City», 1972).
Abstract: the article aims at defining Doris Lessing's major approaches to writing in the genre of science fiction through the 70's of the XXth c. Artistic, aesthetic and philosophical elements have been disclosed and analyzed. They pertain to artistic world creation in the short story «Report on the Threatened City» (1972).
Ключевые слова: Д. Лессинг, малая проза, фантастика, художественное мироздание, суфизм, рассказ «Отчет о городе», моральный выбор.
Keywords: D. Lessing, short fiction, science fiction, artistic world creation, Sufism, «Report on the Threatened City», moral choice.
Литературный ландшафт 60-70-х гг. ХХ века характеризуется расцветом жанра англоязычной научной фантастики. В этот период литературные критики начинают использовать термин «Новая волна» («New wave») по отношению к авторам, творчество которых промаркировано авангардными, радикальными и эклектичными элементами. Выдающийся австралийский фантаст Дамьен Бродерик отмечал, что данное литературное направление было реакцией «на истощение жанра, у которого отсутствует формальное определение» [3,49]. Сам же термин ввел в научный оборот английский писатель Кристофер Прист, автор сборника «Бесконечное лето» («An Infinite Summer», 1979).
Творческой площадкой для представителей экспериментальной научной фантастики являлся лондонский журнал «Новые миры» («New Worlds»). В этом периодическом издании вышли произведения выдающихся английских писателей-фантастов Майкла Муркока, Джеймса Балларда, Эдвина Таба Брайана Олдисса, Джона Браннера. Представители нового направления переосмыслили специфику жанра, логику его формы, стиля и эстетики.
В этом контексте целесообразно отметить, что уход от устоявшихся канонов научной фантастики с ее упором на логику, рассудок и здравый смысл воспринимался многими литературоведами отрицательно. Например, известный английский новеллист и поэт Кингсли Эмис (1922-1995) критически отмечает присутствие «элементов шока, манипуляций с типографским средствами, абзацев размером в одно предложение, натянутых метафор, неопределенности в содержании, восточных религиозных верований и левых идеологических постулатов» [5,22].
Связь с восточным морально-этическим учением суфизма отчетливо проступает в творчестве Д. Лессинг, приходящемся на 70-е гг. ХХ в. Английская писательница подчеркивает необходимость целостности и активного морального выбора. Этот выбор, по мнению известной американской исследовательницы Ненси Топпинг Безин, направлен на «достижение совершенства внутреннего мира через единение с окружающими и природой» [1,10]. Целостность и взаимозависимость такой действительности противопоставляется неизбежной катастрофе. Морально-этическое учение суфизма предполагает онтологическое измерение целостности и оперирует образами «человеческой души в поиске и приближении к состоянию конечной гармонии и интеграции со всем живым» [1,11]. Именно такой вид поиска предлагает английская писательница в своих малых прозаических произведениях исследуемого периода.
В рассказе «Отчет о городе» («Report on the Threatened City», 1972) Д. Лессинг определяет важность достижения личностного, общественного и космического единства. Сложность реализации даного замысла заключается в «неспособности и нежелании западного патриархального общества рассматривать мир сквозь призму множественности субкультур и феноменов человеческой вселенной» [6,75]. Измерение внутренней личности в рассказе Д. Лессинг приравнивается к сакральным возможностям творческого потенциала человека.
Необходимость изменения устоявшихся шаблонов собственного отношения и поведения провоцирует болезненные реакции и сопротивление при переходе в состояние внутреннего единства. Нежелание жителей города принимать информацию о неизбежности катастрофы наглядно демонстрирует их пассивное восприятие смерти не только своей, но и многих тысяч себе подобных. Американский культурный антрополог Эрнест Бекер отмечает в фундаментальном труде «Отрицание смерти» («The Denial of Death», 1974), что наиболее глубинная потребность человеческого существа проявляется в «избавлении от страха смерти и небытия, которые несет жизнь» [2,66]. Признание катастрофы, согласно этому определению, - это констатация кризиса собственной идентичности и признание неэффективности
старых подходов. Следовательно, люди обречены на ограниченное существование из-за невозможности преодоления экзистенциальных вызовов. Иллюстрация из произведения:
Текст на языке оригинала:
«Everyone in the System knows that this species is in the process of self - destruction, or part destruction. This is endemic. The largest and most powerful groupings - based on geographical position - are totally governed by their war - making functions» [7,496].
Текст на русском языке:
«Каждый в Системе знает, что этот вид находится в процессе самоуничтожения или частичного уничтожения. Это эндемично. Наиболее крупные и влиятельные группирования - по географическим параметрам - в своей деятельности полностью руководствуются военными функциями» (перевод - В. Л.).
Повествование малого прозаического текста «Отчет о городе» сфокусировано на передаче чувства ответственности за сохранение жизней тысяч людей. Сама Д. Лессинг определяет свои моральные принципы как старомодные и «отказывается подвергаться новому и всеохватывающему ощущению беспомощности» [6,141]. Английская писательница стремится разбудить читателя перед катастрофой. Неадекватность мировосприятия сегодняшней науки, по мнению автора, под силу преодолеть путем обращения к экстрасенсорике и исследованию внутреннего мира человека.
Текст на языке оригинала:
«Here we approach the nature of the block, or patterning, of their minds - we state it now, though we did not begin to understand it until later. It is that they are able to hold in their minds at the same time several contradictory beliefs without noticing it. Which is why rational action is so hard for them» [7,498].
Текст на русском языке:
«А теперь рассмотрим структуру человеческого сознания - мы анализируем его сейчас, хотя мы только начали его понимать. Люди, сами того не замечая, способны удерживать в уме несколько противоречивых взглядов. Поэтому рациональные поступки настолько трудны для них» (перевод - В. Л.).
«Инопланетный» взгляд, избранный для подачи информации о человеческой цивилизации, по мнению английского литературоведа Бетси Дрейн, способствует «дистанцированию условного реципиента от земной суеты и облегчает понимание проблематики произведения» [5,150]. Созвучное мнение высказал выдающийся хорватский критик Дарко Сувин в своей монографии «Метаморфозы научной фантастики» («Metamorphoses of Science Fiction», 1979). Он сформулировал принципы и подходы к текстообразованию в области научной фантастики. При этом основным условием выступает присутствие и взаимодействие «альтернативной реальности, которая идет в разрез с принципами эмпирической науки» [8,8]. Механизм отчуждения от реальности гибко встроен в тело рассказа Д. Лессинг. Изменение угла зрения достигается формальным стилем в лексике и синтаксисе произведения, а также подачей информации в виде официальных документов отчетности. Такое размещение материала создает плюрализм земных и инопланетных точек зрения. Отношение гостей с других планет к землянам также варьируется в широком диапазоне эмпатии.
Следует отметить, что в произведении отсутствует детальная характеристика главных персонажей. По наблюдению Б. Дрейн, большинство героев «изображены статически, личностное и психическое развитие отсутствует» [4,151]. Заслуживает внимания и отсутствие в данном рассказе центрального героя как такового. В этом смысле «Отчет о городе» соответствует нормам научной фантастики. Тематическое наполнение этого жанра больше касается общей судьбы большого количества людей, чем личностных трансформаций на уровне отдельных индивидов. Ключевой задачей такого подхода становится необходимость охвата широких временных и пространственных горизонтов.
Рассказ «Отчет о городе» ведет краткое изложение истории человечества: войны, идеологические догмы, условия проживания и природные катастрофы. Многочисленные вставки из периодических изданий и телевизионных программ подают читателю отдельное видение земного существования. Переплетение этих двух путей повествования отчетливо проступает в текстовой ткани. Множественность взглядов достигается посредством использования типографских средств. Инопланетное и человеческое видения представлены контрастным набором шрифтов и различаются в средствах редактирования. Такое комбинированное изложение материала делает возможными частые переходы между планами повествования.
В 70-х гг. творчество Д. Лессинг активно включает элементы научной фантастики. При этом подходы английской писательницы к текстообразованию в произведениях данного периода отличаются уходом от устоявшихся канонов научной фантастики с ее упором на логику, рассудок и эмпирические данные. На первый план выходят морально-этические принципы суфизма, которые предполагают измерение внутренней целостности и гармонии. Плюрализм взглядов, интерпретаций и прочтений, на взгляд Д. Лессинг, должен помочь читателю сформировать объективное видение мира.
Литература:
1. Bazin N. T. Androgyny or Catastrophe: The Vision of Doris Lessing's Later Novels // Frontiers: A Journal of Women Studies. 1980. № 3. P. 10-15.
2. Becker E. The Denial of Death. New York: The Free Press, 1973. 225 p.
3. Broderick D. New Wave and Backlash: 1960-1980 // The Cambridge Companion to Science Fiction. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. P. 48-63.
4. Draine B. Substance Under Pressure. Madison: University of Wisconsin Press, 1983. 240 p.
5. KingsleyA. The Golden Age of Science Fiction. Harmondsworth: Penguin, 1981. 368 p.
6. Lessing D. Small Personal Voice. London: Flamingo, 1995. 192 p.
7. Lessing D. Stories. New York: Alfred A. Knopf, 1978. 696 p.
8. Suvin D. Metamorphoses of Science Fiction. New Haven:Yale University Press, 1979. 336 p.