Научная статья на тему 'Фандрайзинг в гуманитарных науках'

Фандрайзинг в гуманитарных науках Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
983
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фандрайзинг в гуманитарных науках»

. Т Те продается вдох-«Х Хновенье, но можно рукопись продать» — эти знаменитые слова А. С. Пушкина знакомы каждому еще со школьных лет. Дело ученых-филологов, преподавателей русской литературы углубляться в смысл процитированных строк. Обычно интерпретаторам Пушкина здесь видится противостояние «поэта» и «толпы», «черни». Однако если отойти от такого привычного толкования, то слова Пушкина применимы для описания совсем иной ситуации. Речь идет о жизни современного ученого, которому теперь нужно не только проводить научные исследования, но и самому искать источники их финансирования. Понятно, что настоящая наука делается подвижниками, энтузиастами своего дела. Гениальные открытия возможны без компьютера, доступа к сети Интернет, без собственных электронных баз данных. И все же прорваться, а тем более удерживаться на передовых рубежах науки XXI века, не имея прочной материально-технической базы исследований, невозможно — уровень развития цивилизации в целом и науки в частности не позволяет.

Социальный идеал современного ученого вмещает в себя сразу две «ипостаси» — «физика» и «лирика», «прагматика» и «романтика», «материалиста» и «идеалиста», как кому нравится называть это сочетание. Суть «единства противоположностей» заключается в том, что ученый должен жить и работать по «вдохновению», но в то же время демонстрировать деловые качества, быть своего рода предпринимателем. Для того чтобы успешно взаимодействовать с научными фондами, ассоциациями, иными благотворительными организациями и частными спонсорами, важно умение «позициониро-

вать» и «продавать» результаты своей научной деятельности, иными словами, необходимо профессионально вести переговоры, работать с документами, разбираться в азах бухгалтерии и т д.

Российское научное сообщество продемонстрировало деловые качества в 19921994 гг., когда фундаментальная наука погибала из-за катастрофического отсутствия финансирования. Благодаря совместным усилиям ряда известных ученых и организаторов науки, а также пониманию и поддержке со стороны министра науки РФ Б. Г. Салтыкова, удалось создать Российский фонд фундаментальных исследований (1992 г.) и Российский гуманитарный научный фонд (1994 г.). Ученые получили возможность через развернутую трехуровневую экспертную систему сами определять приоритетные направления научных исследований и финансировать их через фонды.

Приблизительно в этот же период на территории России активизировались и зарубежные научные фонды. Но политика у европейских и американских спонсоров науки была и остается иная. Они сами выбирают и предлагают для конкурсов темы или направления исследований. Фактически зарубежные фонды через гранты «выкачивают» из российских ученых интересующую их информацию, правда, за деньги, в разы превышающие возможности отечественных фондов.

В итоге наиболее активная часть ученых перешла к постоянному сотрудничеству с благотворительными организациями, финансирующими научные исследования. И в ответ на появление новых жизненных реалий в русском кодифицированном литературном языке утвердилась норма употребления слова «фандрайзинг».

А. Б. Тарасов Фандрайзинг в гуманитарных науках

Сложный термин-понятие «фандрайзинг» образован из двух английских слов — fund (фонд, денежные средства) и rising (повышение, улучшение положения, прибавка к зарплате). Таким образом, ясно, что речь идет о дополнительном финансировании, о взаимодействии с фондами, с помощью которых улучшается ситуация в той или иной области человеческой жизнедеятельности.

Когда мы говорим о фандрайзинге в гуманитарных науках, то по сути, имеем в виду научное проектирование, искусство подготовки, написания и сопровождения заявок на конкурсы, организованные научными фондами и иными благотворительными учреждениями, с целью привлечения денежных средств для реализации проектов по проведению научных исследований и научно-организационных мероприятий.

Гуманитарные научные фонды объявляют конкурсы научных проектов по следующим областям знаний гуманитарных наук: археология, искусствоведение, история, литературоведение, науковедение, педагогика, политология, правоведение, психология, социология, философия, экономика, этнография; языкознание. Самый крупный в России гуманитарный научный фонд — РГНФ — помимо перечисленных предлагает ученым подавать заявки по таким направлениям исследований, как социальные проблемы медицины и экологии человека, а также комплексное изучение человека.

Основными видами конкурсов (типами научных проектов) на сегодняшний день являются следующие:

t конкурс научно-исследовательских проектов;

t конкурс проектов по развитию научных телекоммуникаций и материальной базы научных исследований в области гуманитарных наук;

t конкурс проектов создания информационных систем;

t конкурс проектов по организации научных мероприятий (конференций, семинаров и т. д.);

I конкурс проектов по изданию научных трудов;

I конкурс экспедиционных проектов экспедиций (полевых исследований);

I конкурс экспериментально-лабораторных и научно-реставрационных работ;

I конкурс проектов участия российских ученых в научных мероприятиях за рубежом.

Как правило, к научным конкурсам фонды допускают ученых любого статуса. Декларированная независимость результатов экспертизы проектов от возраста, ученого звания, ученой степени или должности авторов заявок, а также независимость от ведомственной принадлежности научной организации, в которой работает участник конкурса, разумеется, не работает на все 100%. Однако фонды дают реальный шанс молодым ученым реализовать свой научный потенциал. Многие отечественные и зарубежные фонды даже специально в условиях конкурсов призывают молодых исследователей участвовать в их научных программах.

В Московском гуманитарном университете (МосГУ) фандрайзинг в области гуманитарных наук признан одним из существенных направлений деятельности не только Отдела по координации научных исследований, но и всего Университета в целом.

Сотрудники Отдела по координации научных исследований поставили на постоянную основу сбор информации о российских и зарубежных организациях, финансирующих гуманитарные научные исследования. В настоящий момент имеются данные о 10 российских и 53 зарубежных фондах. На основе анализа полученной информации отобраны 6 российских и 37 зарубежных организаций — потенциальных партнеров МосГУ по финансированию научных проектов, а также созданы две соответствующие базы данных.

В настоящий момент Отдел включился в работу по подготовке заявок на научные конкурсы, объявленные двумя российскими и двумя американскими фондами. На очереди стоят около 30 научных проектов. С каждым из проектов — индивидуальная, подчас

многоэтапная организационно-методическая работа. Часть из них находится сейчас в самой начальной стадии — формулирование названия и целей — и требуют особого внимания. А пять заявок уже отправлены на конкурс.

Понятно, что не все заявки пройдут конкурсы и станут победителями. Но если 7080% проектов получат поддержку, то результат можно будет сопоставлять с лучшими научно-исследовательскими институтами Российской академии наук, которые двенадцать лет занимаются фандрайзингом и технологию оформления заявок отработали до автоматизма.

Важно отметить, что некоторые проекты направлены целиком на интересы всего Университета, а не отдельных ученых. Все заявки ориентированы на приращение знаний, на умение транслировать новые знания. Ответы на вопросы, предусмотренные формами заявок, способствуют более глубокому пониманию учеными-преподавателями предмета своих исследований, своей области знания в целом. В этом отношении научное проектирование напрямую влияет на качество преподавания ученых, работающих с фондами.

Элементом фандрайзинга следует считать то, что сотрудниками Отдела по координации научных исследований организована безвозмездная передача Университету 1357 книг, издание которых профинансировал Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). Приблизительная рыночная стоимость коллекции составляет 50 000 руб. Книги РГНФ прошли серьезную экспертизу научного сообщества, их качество оценивали ведущие специалисты по всем отраслям социальных и гуманитарных наук. Важно, что эти книги отличает высокий уровень полиграфического исполнения.

Научное проектирование позволило Отделу по координации научных исследований не только собрать сведения об отечественных и зарубежных фондах, но создать еще пять баз данных, очень важных для Университета: «Ученые МосГУ», «Финансирование

проектов ученых МосГУ из внешних источников» (с отдельными позициями по привлечению средств на инфраструктуру МосГУ и по чистой денежной прибыли), «Финансирование проектов ученых МосГУ из внутренних источников», «Новые проекты ученых МосГУ», «Партнеры МосГУ» (по персоналиям и организациям). На основе этих баз данных существенно меняет свою структуру и содержание научный сайт Университета www.nauka.mosgu.ru.

Сбор и структурирование сведений о научных фондах и их программах, о научных интересах ученых МосГУ дает возможность подбирать под фонды соответствующие научные кадры или, наоборот, предлагать ученым тот или иной фонд под их конкретные исследования или разработки. Благодаря научному проектированию Университет приобретает необходимое знание о собственном научном потенциале, о динамике и структуре спроса на конкретные научные исследования в России и за рубежом, понимание собственных перспектив в области гуманитарных наук и отработанную технологию, умение осуществлять полный цикл научного исследования (от его замысла до финансового и научного отчета по результатам).

По условиям фондов руководители научных проектов для выполнения своих исследований могут привлекать специалистов со стороны, т. е. из любых других организаций. Следовательно, технологии фандрайзинга дают возможность приглядеться к научной работе таких специалистов, оценить их профессиональные знания и умения, вовлечь лучших из них в научный и учебный процесс Университета. Иными словами, мы получаем механизм для осуществления кадровой политики в области науки и образования.

Определяя и укрепляя свой научный потенциал, мы обретаем понимание того, как и куда нам двигаться дальше, какие направления исследований признавать приоритетными, в какие фонды обращаться за поддержкой. Количество и качество заявок на этом этапе должно существенно увеличиться.

Сама форма и суть научного проектирования, условия и правила научных фондов способствуют развитию процесса интеграции, повышают оперативность и эффективность исследований, мобильность ученых. Делая опору на фандрайзинг, Университет на своей территории концентрирует интеллектуальные и финансовые ресурсы, значительно улучшает свой имидж, получает широкую известность, а значит, уже к нему и его сотрудникам будут обращаться за образовательными услугами, научными консультациями, исследованиями и экспертизой. Кстати говоря, немаловажна и собственно экономическая сторона фандрайзинга.

Существенно, что базы данных Отдела по координации научных исследований позволяют любому ученому, будь то преподаватель, сотрудник Университета, аспирант или студент, оперативно и грамотно составить необходимую заявку под свой научный проект и отправить ее в определенный, самый подходящий для реализации проекта фонд. При этом сотрудники Отдела оказывают консультативную и организационно-техническую помощь на всех этапах подготовки заявки и финансирования поддержанного проекта. Иначе говоря, они осуществляют научно-организационное сопровождение проекта.

Таким образом, ученым МосГУ создаются комфортные условия для реализации

творческих научных замыслов, с одной стороны, и для совершенствования материально-технической базы исследований, повышения уровня личного дохода, с другой.

Развитие такого направления, как фандрайзинг в сфере гуманитарных наук, целиком согласуется с основными задачами Московского гуманитарного университета в области науки, среди которых особо отметим следующие:

I осуществление интеграции высшего образования и науки в МосГУ;

I анализ научного потенциала Университета, обеспечение его эффективного использования и развития;

I организационное обеспечение проведения и финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований, а также научных разработок в МосГУ;

I организация и совершенствование работы научной экспертной системы Университета.

Усилия организаторов университетской науки должны быть направлены на достижение главной цели любого вуза — на повышение качества образования, а значит, качества жизни человека. Научное проектирование в МосГУ стимулирует процесс интеграции образования, науки и, условно говоря, «производства», т. е. тех сфер жизнедеятельности, которые наиболее важны для Университета, для конкретных работодателей, для нашей страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.