Научная статья на тему 'Фальсификация истории России в контексте идентичности: новая плоскость противостояния'

Фальсификация истории России в контексте идентичности: новая плоскость противостояния Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
708
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИИ / ЭКСТРЕМИЗМ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СПИСОК ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / CIVIL IDENTITY / FALSIFICATION OF HISTORY / EXTREMISM / YOUTH POLICY / THE FEDERAL LIST OF EXTREMIST MATERIALS / SOCIOLOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дождиков Антон Валентинович

Фальсификация российской истории в настоящее время на ценностно-смысловом уровне — процесс, призванный разрушить культурно-историческую основу нашего государства, возможности формирования гражданской идентичности, уничтожить защитные механизмы и средства адаптации общества к вызовам современности. По своей сути это явление может быть приравнено к ведению экстремистской деятельности — с теми же целями и задачами, но осуществляемой другими средствами и методами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FALSIFICATION OF RUSSIAN HISTORYIN THE CONTEXT OF IDENTITY: A NEW PLANE OF CONFRONTATION

The Falsification of Russian history on value-semantic level is a process designed to destroy the cultural and historical basis of our government, opportunities for the formation of the civil identity, the protective mechanisms and means of adapting to the challenges of our society at the present time. At its core, this phenomenon can be likened to the conduct of extremist activity — with the same goals and objectives, but carried out by the other means and methods.

Текст научной работы на тему «Фальсификация истории России в контексте идентичности: новая плоскость противостояния»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

Фальсификация истории России в контексте идентичности: новая плоскость противостояния1

Фальсификация российской истории в настоящее время на ценностно-смысловом уровне — процесс, призванный разрушить культурно-историческую основу нашего государства, возможности формирования гражданской идентичности, уничтожить защитные механизмы и средства адаптации общества к вызовам современности. По своей сути это явление может быть приравнено к ведению экстремистской деятельности — с теми же целями и задачами, но осуществляемой другими средствами и методами.

Ключевые слова: гражданская идентичность, фальсификация истории, экстремизм, молодежная политика, федеральный список экстремистских материалов, социологические исследования.

История любого государства является той основой, которая позволяет формировать идентичность граждан, воспитывать чувство патриотизма у подрастающего поколения. Одним из средств разрушения идентичности является фальсификация истории как процесс сознательного искажения исторической действительности, негативной оценки и интерпретации событий отечественной истории. Фальсификация истории происходит бурно в периоды трансформаций, идеологических и политических противостояний, когда существующая гражданская идентичность либо уже разрушена, либо находится в состоянии разрушения. Наиболее наглядным примером подобной ситуации является фальсификация истории в странах Прибалтики и на Украине, когда пересмотру подвергается история советского периода, а политика России определяется как «захватническая» и «оккупационная».

1 Статья подготовлена на базе результатов проекта «Политико-психологический анализ политического сознания современной российской молодежи: механизмы трансляции социальной и исторической памяти» по государственному контракту № 16.740.11.0694 от 08 июня 2011 г. в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009—2013 гг.».

© Дождиков А.В., 2012

А.В. Дождиков

В нашей стране на протяжении постсоветских лет наблюдается всплеск фальсификации истории. На государственном уровне предпринимаются меры, направленные на борьбу с данным явлением. В последние годы противостояние фальсификаторов и борцов с фальсификацией перешло в новую плоскость.

Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 183 указ от 15 мая 2009 № 549 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России» признан утратившим силу. Однако необходимость борьбы с фальсификацией истории была актуальной и остается таковой сейчас, поскольку продолжают действовать мировые силы, заинтересованные в геополитическом ослаблении России [1]. Однако отказ от работы данного органа свидетельствует лишь о следующем:

успешная борьба с фальсификациями возможна, если согласован общий формат дискуссии и общие методологические принципы работы даже при отсутствии единства мнений. А с участием персоналий в составе комиссии, диаметрально протитивостоящих друг другу не только по политическим ценностям, но и специфике деятельности — чиновники, журналисты, профессиональные историки, депутаты и политологи, — работа становится просто невозможной, погрязает в пучине согласований и административной рутине;

противодействие фальсификации истории только силами публичной политики в современных условиях или за счет работы академического сообщества — так же является невозможным. Большинство российских граждан не знакомо даже с основными научными трудами по данной теме, а публичные мероприятия силами одних только журналистов превращаются скорее в трибуну для откровенных фальсификаторов, активно работающих над имиджем «обиженных и угнетенных»;

традиционные форматы политической коммуникации, в которых поднимается тема «борьбы с фальсификацией», непонятны и не принимаемы современной российской молодежью — основной мишени фальсификаторов.

Может быть, имеется другой механизм и другое направление деятельности по противодействию фальсификации истории? Ответить на этот вопрос мы постараемся в рамках данной статьи на основе анализа мнений целевой аудитории — российской активной молодежи, в частности, участников форума «Селигер» [2].

Большинство респондентов по социальному статусу относится к студенчеству — эмоциональной и политически активной части российской молодежи. Рассмотрим вначале отдельные примеры тех мифов, которые выделили участники опроса в отношении истории России по группам, используя, в том числе, прямые цитаты:

I. Мифы об истории России (общие мифы).

1. Русские всегда были самой пьющей нацией.

2. Миф о врожденном национализме, ксенофобии, склонности к фашизму у русских.

3. Русские — культурно отсталая раса, истребившая элиту и неспособная к самоуправлению и демократии.

4. Россия — страна тиранов и рабов.

II. Мифы о современном периоде времени.

1. Миф о том, что Россия напала на Грузию 8.08.2008.

III. Мифы о Новейшей истории.

1. Русские (Советский Союз) начали (развязали) Вторую мировую войну.

2. Миф о нападении (подготовке нападения) СССР на Гитлеровскую Германию.

3. Миф о массовых репрессиях 30-х годов: о гигантском числе (несколько десятков миллионов) репрессированных.

4. Миф о тождестве гитлеризма и сталинизма.

5. Миф о советской оккупации Восточной Европы.

6. Миф о том, что Вторую мировую войну выиграл не СССР (уменьшение роли СССР в победе).

7. Организация голодомора на Украине русскими и лично Сталиным.

8. Миф о нападении России на Польшу в 1920 году.

9. Миф о том, что УПА (украинская повстанческая армия) и банде-ровцы боролись с фашизмом.

10. Миф о зверствах и насилиях армии СССР на оккупированных землях после Второй мировой войны.

11. Миф о том, что Великую Отечественную войну выиграли уголовники и «штрафбаты».

12. Миф о генерале Власове — борце за свободную Россию.

IV. Мифы о истории России до ХХ века.

1. Миф о злодеяниях Ивана Грозного.

2. Миф об отсутствии татаро-монгольского ига.

3. Миф о существовании «протоукраинской нации» (протоукров).

4. Миф о «военно-оккупационном» русском режиме в Грузии и недобровольном присоединении к России.

5. Миф о том, что Минин и Пожарский сорвали вступление России в лоно западной цивилизации.

6. Миф о том, что московиты — помесь угро-финов и татар, а не славян.

7. Миф Фоменко и Носовского о том, что история имеет всего 1000 лет и современная «научная» хронология является фальсификацией.

8. Миф о том, что русские (славяно-арии, русо-анты и т. п.) произошли от (атлантов, инопланетян, гиперборейцев и т. п.).

Именно при изучении современных мифов и источников их распространения, упоминаемых студентами, в рамках исследования был сделан вывод о том, что тема «фальсификации истории» очень совпадает с другим «идеологическим» направлением деятельности современного российского государства.

Анализ современных списков экстремистских материалов, показывает, что две трети публикаций размером больше листовки содержат одновременно призывы к осуществлению экстремистской деятельности и умышленное искажение исторических фактов и событий.

Работ фальсификаторов, характерных для так называемого «русского национализма», к сожалению, достаточно много [3].

Результаты социологического опроса показали, что в большинстве случаев (примерно 70%) интернет-публикаций, в отношении которых можно вынести смысловое определение «искажение истории», логично предположение в тексте статьи и оправданий деятельности экстремистской направленности. Посмотрим, какое юридическое определение «экстремизма» имеется в российском законодательстве и насколько здесь имеются связи с фальсификацией истории.

«В Российской Федерации наряду со специально принятым Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» действуют статьи УК об ответственности за ряд преступлений, которые именуются экстремистскими: публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ); организация экстремистского сообщества (ст. 2821 УК РФ); организация деятельности экстремистской организации (ст. 2822 УК РФ)» [4]. Однако, как справедливо отмечает автор там же: «Отсутствуют четкие критерии отнесения деяний к экстремизму; сформировано чрезмерно широкое понятие экстремизма; в число экстремистских включены деяния, не обладающие экстремистским характером».

«Экстремизм — какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон» [5].

Насильственное изменение конституционного строя и посягательство на общественную безопасность являются главными целями в фальсификаторской деятельности, той ее части, тесно связанной с экстремистской.

Фальсификаторы истории представляют существующий строй «несправедливым» и баланс социальных отношений — дискриминационным, смещенным в пользу какой-либо социальной группы. И обосновывают это обстоятельство, используя псевдоисторические и паранаучные концепции. В этом контексте сознательное искажение исторических фактов и событий с целью оправдания экстремизма и терроризма, побуждения к насильственным действиям в адрес социальных групп должно считаться преступлением, приравненным по тяжести к покушению на основы государственного строя, равно как и распространение фальсификаторских материалов в любой из доступных форм.

Категория — «сознательное», то есть «умышленное», здесь является ключевой. Именно наличие умысла позволяет говорить о преступлении. Поскольку искажение исторических событий и фактов может произойти в результате: неправильной научной теории, обобщения фактов, сделанных на их основе выводов; неправильного перевода, понимания или интерпретации исторических источников; искажения исторических фактов в целях исторического моделирования, обучения или более детального изучения объекта исследования; намеренного искажения исторических фактов в художественных произведениях, обусловленного творческим вымыслом автора (если при этом само произведение не является экстремистским).

Экстремистская деятельность всегда обусловлена прямым умыслом. Однако в отношении фальсификации истории — вопрос более сложный.

«При косвенном умысле интеллектуальный момент тот же, что и в прямом, однако виновный предвидит не закономерную неизбежность, а лишь реальную возможность наступления последствий в данном конкретном случае. С точки зрения волевого элемента, виновный не желает, но сознательно допускает их наступление или относится к ним безразлично [6, с. 93—94].

Фальсификация истории в целях оправдания экстремиссткой деятельности имеет признаки косвенного умысла. Фальсификатор может напрямую не призывать к осуществлению экстремистских, уголовно наказуемых деяний. Однако его умопостроения могут использоваться соответствующими лицами для вербовки сторонников и оправдания экстремистских актов.

Иными словами, если использовать аналогию с армией, ведущей боевые действия, экстремист является непосредственным организатором, бойцом, командиром, а фальсификатор — «политкомиссаром».

Таким образом, развивая дальнейшие дефиниции критерия «умысел» в случае с фальсификацией истории в целях оправдания экстремистской деятельности, мы можем говорить о том, что этот умысел — заранее обдуманный (даже паранаучный труд требует времени на подготовку).

Фальсификация истории в информационных ресурсах позволяет массово набирать сторонников, создает идейную среду для экстремизма, апеллируя к комплексу ущербности, неполноценности личности (при вербовке) или социальной группы.

Подвергать уголовному преследованию собственно за фальсификацию истории — представляется бессмысленным, т. к. определить грань между умыслом, добросовестным заблуждением, историческим моделированием, искажением в учебных целях достаточно трудно. Но, безусловно, в рассмотрении преступлений экстремистской направленности использование идеологических конструкций, основанных на фальсификации истории, должно быть признано отягчающим обстоятельством.

В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». В целях противодей-

ствия использованию исторических фальсисификатов это определение может быть дополнено пунктами со следующей примерной формулировкой:

«умышленное искажение истории страны и истории народов, ее населяющих, совершенное в целях оправдания и призывов к экстремистской деятельности»;

«публичное (в том числе с использованием средств массовой информации и Интернет) отрицание, искажение результатов Второй мировой войны, международных норм и соглашений, связанных с запретом на идеологию, символику, публикацию нацистских и сотрудничавших, приравненных к ним организаций и движений».

Однако необходимо предостеречь о возможности «охоты на ведьм» в рамках борьбы с фальсификацией истории при помощи «антиэкстремист-ского законодательства».

Естественно, не может быть приравнена к экстремистской деятельности научная работа с историческими источниками и материалами о современной политической жизни государства и общества, равно как и использование материалов в научно-образовательных и просветительских целях. Большинство экстремистских материалов можно отнести к материалам, отражающим социально-политические настроения определенных общественных слоев.

От возможных обвинений связи с фальсификаторством должны быть освобождены работы по воспроизведению, тиражированию и передачи информации в рамках ограниченной целевой (научной, учебной) аудитории.

Иными словами, републикация книги «Моя Борьба» Гитлера, других теоретиков и основоположников нацизма, равно как и публикация современных материалов, признанных экстремистскими, должна быть пресечена, если предполагает открытый доступ.

Но в то же самое время в целях изучения и противоборства экстремизму часть данных материалов должна быть доступна представителям профессионального сообщества, объединенного общими этическими нормами и правилами, когда каждый участник которого несет ответственность за свою деятельность. Этот участник должен рисковать в случае злонамеренного использования данных материалов как минимум своей репутацией (доступом в профессиональное сообщество), а в некоторых случаях — возможностью уголовных и административных санкций.

Таким же образом, не может быть приравнена к экстремистской деятельности публикация целостных научных работ, художественных произведений (в прозе или стихах) авторов, признанных российской и международной научной и литературной общественностью, даже при содержании отдельных высказываний, которые, будучи взятыми единично, могут интерпретироваться как экстремистские.

В то же самое время выборочное цитирование, цитирование с искажением, цитирование с собственными комментариями, компиляция цитат,

направленные на оправдание экстремистской деятельности, на введение в заблуждение потребителя информации, на подмену авторской позиции позицией компилятора, бесспорно, также должны квалифицироваться как фальсификаторская деятельность. При условии свободного распространения данной информации в ненаучных, необразовательных и непросветительских целях.

По мнению автора, противодействие фальсификации истории в новых условиях может базироваться на трех основных компонентах.

Во-первых, это изменение в законодательстве РФ об экстремизме с обязательным уточнением понятия «фальсификация истории России в целях оправдания экстремистской деятельности».

Во-вторых, создание профессионального сетевого сообщества антифальсификаторов и экспертов в области фальсификации истории, экспер-тов-политологов, криминалистов, психологов.

В-третьих, работа постоянно действующей общественной организации, отслеживающей факты фальсификации истории и направляющей материалы в правоохранительные органы с учетом экспертиз представителей сообщества профессиональных историков, политологов, социологов, лингвистов и криминалистов.

Литература

1. Нарышкин С.Е. Современный мир: история не остается безучастной // Власть. — 2011. — № 12. С. 4—10.

2. Опрос «Фальсификация истории — мина замедленного действия» проводился с 20 апреля по 1 июня среди зарегистрированных пользователей сайта «Селигер-2011». По состоянию на 18.00 1 июня 2011 года было зафиксировано 1600 ответов респондентов. Опрос «Оценка уровня удовлетворенности участников Форума качеством тренинговой программы» проводился с 1 июля по 2 августа (период работы Форума «Селигер-2011»). По состоянию на 3 августа 2011 было зафиксировано 963 анкеты.

3. Федеральный список экстремистских материалов, размещенный на официальном сайте Министерства юстиции российской Федерации — http:// www.minjust.ru/ru/activity/nko/fedspisok/ Печатная версия — «Российская газета». Федеральный выпуск №5498, 8 июня 2011 г.

4. Бабий Н.А. Методологические подходы к установлению уголовно-правового соотношения между насилием, терроризмом, экстремизмом и агрессией// Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. — 2009. — № 1. С. 113—132.

5. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Заключена в г. Шанхае 15.06.2001) // Дипломатический вестник. — 2002. — № 3. С. 51—56.

6. Уголовное право России. Части Общая и Особенная / Под ред. А.И. Раро-га. — М., 2004. С. 93—94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.