Научная статья на тему 'ФАЛЬСИФИКАЦИЯ И КАЧЕСТВО ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ'

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ И КАЧЕСТВО ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / КАЧЕСТВЕННАЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / АССОРТИМЕНТНАЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / СТОИМОСТНАЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / КОМПЛЕКСНАЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / FALSIFICATION / QUALITATIVE FALSIFICATION / ASSORTMENT FALSIFICATION / QUANTITATIVE FALSIFICATION / INFORMATIONAL FALSIFICATION / COST FALSIFICATION / COMPLEX FALSIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вернигора Д.С.

в данной статье рассматривается проблема фальсификации качества продовольственных товаров в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FALSIFICATIONANDQUALITYOFFOODPRODUCTS

this article discusses the problem of falsification of the quality of food products at present.

Текст научной работы на тему «ФАЛЬСИФИКАЦИЯ И КАЧЕСТВО ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ»

УДК 65, 658.62.18.2

Вернигора Д.С. студент

ФКПОУ Оренбургский государственный экономический колледж-интернат Министерства труда России Россия, г. Оренбург

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ И КАЧЕСТВО ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ

ТОВАРОВ

Аннотация - в данной статье рассматривается проблема фальсификации качества продовольственных товаров в настоящее время.

Ключевые слова: фальсификация, качественная фальсификация, ассортиментная фальсификация, количественная фальсификация, информационная фальсификация, стоимостная фальсификация, комплексная фальсификация.

Vernigora D.S. student

FKPOU Orenburg State Economic College of Boarding Ministry of Labor of Russia Russia, Orenburg

FALSIFICATIONANDQUALITYOFFOODPRODUCTS

Аnnotation - this article discusses the problem offalsification of the quality offood products at present.

Key words - falsification, qualitative falsification, assortment falsification, quantitative falsification, informational falsification, cost falsification, complex falsification.

На сегодняшний день подавляющее число хозяйствующих субъектов решают свои организационно-технические и экономические вопросы самостоятельно. Отсутствие вышестоящих отраслевых организаций, которые могли бы контролировать их работу, несовершенное налогообложение и многое другое не способствуют повышению качества продукции, товаров, услуг.

Актуальность фальсификации обусловлена тем, что немаловажное значение имеет фактор сохранности здоровья населения, так как фальсифицированные товары нередко оказываются опасными для здоровья человека. Законодательство любой страны должно защищать свой рынок от фальсифицированных товаров.

Фальсификация (от лат. falsifico - подделываю) - действия, направленные на обман получателя или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстными целями.

Главные причины распространения фальсификации:

1. Безнаказанность фальсификаторов, что обусловлено существенным ослаблением органов государственного контроля.

2. Недостаточность нормативно-правовой базы и государственного регулирования в области предотвращения фальсификации и контрафакции продукции, а иногда и заведомо неверная трактовка в свою пользу определенных норм действующих законов.

3. Стремление организаций торговли закупать товары только с учетом критериев низких цен.

4. Отсутствие или недостаточное количество в торговых организациях товароведов-специалистов по качеству, замена их менеджерами, приемщиками, торговыми представителями, часто не имеющих специального профессионального образования.

5. Наличие на потребительском рынке значительного сегмента потребителей, которые в силу своего материального положения отдают предпочтение товарам по низким ценам, заранее зная или предполагая их невысокое качество, а иногда и контрафакцию.

6. Широкое распространение фальсифицированных, в том числе и контрафактных товаров приобрело характер эпидемии, вследствие чего у потребителя, даже обеспеченного, остается немного возможностей приобретения высококачественных, нефальсифицированных товаров.

В настоящее время правовая ответственность за ввоз, производство и продажу фальсифицированной продукции предусмотрена КоАП РФ, ГК РФ, УК РФ. Однако ни в одном из указанных кодексов нет прямого указания на «фальсификацию» или «фальсифицированную продукцию» (товары). Ранее административная ответственность за изготовление и оборот фальсифицированных пищевых продуктов предусматривается ст. 29 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Анализ показал, что в правовом смысле к фальсификации относят: нарушение авторских прав - ст. 7. 12 КоАП РФ; незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг) - УК РФ Статья 180; обман потребителей — ст. 14.7 КоАП РФ; мошенничество - ст. 159 УК РФ.

Административная ответственность влечет наложение штрафа с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака (ст. 14.10 КоАП РФ). Уголовная ответственность наступает в случае неоднократного незаконного использования товарного знака или если его использование причинило крупный ущерб. Величина причиненного ущерба исчисляется с учетом прямых убытков, понесенных потерпевшими, чьи права были нарушены, и упущенной выгоды в результате совершения преступления. Если чужой товарный знак использует организация или предприниматель, то это квалифицируется как незаконное использование товарного знака. То же деяние, совершаемое лицом, не зарегистрированным

в качестве предпринимателя, квалифицируется как присвоение товарного знака.

Таким образом, анализ законодательной базы по правовой ответственности показал, что в российском законодательстве нет четких норм ответственности за ввоз, производство и продажу фальсифицированных товаров. Не определено законодательно и само понятие «фальсификация».

Фальсификацию продовольственных товаров рассмотрим на примере товарной группы «Сахаристые кондитерские изделия».

Поскольку спрос на продовольственные товары постоянно растет, то в месте с ним на рынках России появляется все больше различных видов фальсификации, таких как: качественная, ассортиментная, количественная, стоимостная, информационная, комплексная.

Качественная фальсификация продовольственных товаров, наиболее широко применяемая при их производстве, включает: недовложение компонентов, предусмотренных рецептурой; замена дорогостоящего компонента менее ценным; пересортица сырья и т.п.

К ассортиментной фальсификации относят умышленные изменения таких основных товароведных характеристик, как наименование, назначение, происхождение, тип, марка, и т. п.

Количественная фальсификация сахаристых кондитерских изделий — это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара, превышающих предельно допустимые нормы отклонений.

Стоимостная фальсификация - обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных, или товаров меньших размерных характеристик по цене больших.

Информационная фальсификация сахаристых кондитерских изделий — это обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре на маркировке. К информационной фальсификации относится также подделка сертификата качества, товарно-сопроводительных документов, таможенных документов, штрихового кода и др.

Комплексная фальсификация продовольственных товаров включает в себя два или более отдельных видов подделок товара.

Для решения вопроса по снижению уровня фальсификации необходимо усилить контроль за качеством выпускаемых товаров. Торговля должна работать в тесной связи с контролирующими органами по выявлению очагов фальсификации. На государственном уровне должны быть разработаны нормативно-правовые документы в области предотвращения фальсифицированной продукции. А потребители при покупке кондитерских изделий по низким ценам должны задуматься, какой товар они покупают.

Если решить все эти вопросы, то производителей фальсификата в стране заметно уменьшится.

Использованные источники:

1. Боровская Т.В. Патентная защита интеллектуальной собственности в кондитерском бизнесе //Кондитерское производство. - 2004. - №2. - С.38-39;

2. Василевский Д. Анализ рынка продовольственных товаров повседневного спроса/Маркетинг. - 2004. - №6(79). - С. 63-68;

3. Васильева Н.О. Об обязательных требованиях и основных свойствах товаров //Стандарты и качество. - 2007. - №12. - С.68-72;

4. Вилкова С.А. Экспертиза потребительских товаров: Учебник. - М.: Дашков и Ко, 2007. - 251 с.;

5. Дмитриченко М.И. Экспертиза качества и обнаружение фальсификации продовольственных товаров: Учебное пособие для вузов. - Спб.: Питер, 2003. - 150 с.;

6. Драчева Л.В. Аналитические методы измерений и приборы в пищевой промышленности//Кондитерское производство. - 2007. - №4. - С.36;

7. Дубцов Г.Г. Ассортимент и качество кулинарной и кондитерской продукции: Учебное пособие для образовательных учреждений сред. Проф. образования. - М.: Мастерство, 2001. - 233 с.;

8. Елисеева Л.Г. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Учебник для вузов. - М.: МЦФЭР, 2006. - 798 с.;

9. Малютенкова С.М. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров: Учебное пособие. - Спб.: Питер, 2004. - 480 с.;

10. Попова О.Г., Смоленцев В.М. Оценка качества кондитерских изделий// Кондитерское производство. - 2006. - №6. - С.30-31;

11. Рыжакова А.В. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров: Учебник для вузов. - М.: Академия, 2005. - 224 с.;

12. Сергунов В.С., Жирова Н.В. Проблема контроля качества пищевого сырья и продукции на производстве, оптовых складах и в торговой сети//Пищевая промышленность. - 2007. - №№7-8. - С.66-68;

13. Хуршудян С.А. Фальсификация пищевых продуктов: научные, методологические и нормативно-правовые основы противодействия //Пищевая промышленность. - 2008. - №9. - С.56-57;

14. Чепурной И.П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров: Учебник. 2-е изд. - М.: Дашков и Ко, 2002. - 459 с.;

15. Чепурной И.П. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров: Учебник. - М.: Дашков и Ко, 2002. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.