Научная статья на тему 'Фальсификация евразийства'

Фальсификация евразийства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
735
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фальсификация евразийства»

Сергей Беляков

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ЕВРАЗИЙСТВА

Мы говорим «Дугин» — подразумеваем «евразийство». Мы говорим «евразийство» — подразумеваем «Дугин». Ну, в крайнем случае, не евразийство, а хотя бы неоевразийство. Современный российский интеллектуал скорее всего не заметит подмены. В тени Дугина вовсе потерялись даже настоящие ученики и последователи Гумилёва. Время от времени предпринимались попытки развенчать миф о главном идейном наследнике евразийства, но всё, кажется, без толку. Даже после того, как Павел Зарифуллин написал о Дугине разоблачительную статью и создал Центр имени Льва Гумилёва (от идей Льва Гумилёва тоже далекий), в глазах большинства Дугин остается самым главным евразийцем: «...все эти годы как было евразийство связано со мной, так оно и остается», — с гордостью замечает Александр Гелиевич1.

Между тем читателю стоит только вчитаться в сочинения Дугина и сравнить их с книгами Льва Гумилёва и Георгия Вернадского, со статьями Петра Савицкого и Николая Трубецкого, чтобы чары этого колдуна тут же рассеялись. Давайте вчитаемся.

1.Гносеология

Удивительно, что даже такие тонкие и эрудированные критики Дугина, как Владимир Можегов, не обратили внимания на, пожалуй, самое главное отличие «дугинианства» от евразийства — принципиальный отказ от научной картины мира и от современной науки как способа постижения действи-

тельности. Более того, Можегов даже и сам успех дугинского «традиционализма» объясняет тем, что традиционализм этот «имеет видимость "философии", "научного знания" — все еще живых богов модерна, которым молилось человечество все Новое время»2.

На самом же деле Дугин категорически отрицает как раз науку, научное знание именно как явление ненавистного ему модерна. Иначе и быть не может, ведь Дугин был и остается последователем философа Рене Генона. Дугин называет его «самым правильным, самым умным и самым главным человеком XX в.»3. Генон — мыслитель, в принципе отрицавший цивилизацию Нового времени как «деградировавшую», «профанную», отрицал и современное научное знание: «. наука, которой так гордятся наши современники, есть не что иное, как извращение и вырождение подлинной науки, коей является для нас наука традиционная и сакральная»4, — писал он. Сакральная наука — явление совершенно особое, никак не связанное с современными представлениями о научном познании. К отраслям сакральной науки относятся, например, астрология, алхимия, сакральная география и т.п.

Дугин заявил о своей верности идеям Рене Генона еще в своей самой первой книге «Пути Абсолюта» (1989), опре-

_ 1 Дугин А.Г. Интервью порталу Правая.

66 ру от 22 фев. 2006 г. // http://pravaya.ru/ _ Ы^451/б742?рпт=1

2 Можегов В. Ползущий ангел. Архитектоника и эволюция «правой идеи» в постмодерне (сквозь призму восхождения Александра Дугина) // Континент. 2011. №2 (148). С. 373.

3 Дугин А.Г. Философия традиционализма. М.: Арктогея-Центр, 2002. С. 21.

4 Генон Р. Кризис современного мира //

http://lib.ru/POLITOLOG/genon.txt

делив свое мировоззрение как «точку зрения интегральной Традиции» или, иными словами, как «тотальный традиционализм» (позднее он стал использовать другой термин — «интегральный традиционализм» или просто «традиционализм»), понимая под этим учение, ратующее «за полный и бескомпромиссный возврат к ценностям традиционной священной цивилизации, чьим абсолютным отрицанием является современная, материалистическая и се-кулярная цивилизация»5.

Интегральный традиционализм предполагает существование особой нематериальной реальности, единственно достойной познания, но познания, разумеется, не научного, а «традиционного».

«...Традиционалисты, полностью признавая непререкаемый авторитет сакральной и религиозной Традиции и доводя до последних границ применение традиционных учений ко всей сфере цивилизационных и исторических феноменов <...> свободны от предрассудков "гуманистического" и "позитивистского" (читай — научного. — С.Б.) сознания»6, — писал Дугин еще в начале 1990-х.

Позднее он целиком посвятит критике научного мировоззрения свою книгу «Эволюция парадигмальных оснований науки». Явно принимая желаемое за действительное, Дугин утверждает, что наука якобы, «как и все в постиндустриальном обществе, утрачивает свою серьезность, свою роль, свое качество. наука смещена сегодня с той центральной позиции, которую она занимала последние 300 лет. Ее значение реля-тивизировано <...> Сегодняшняя эпоха может быть названа, в определенном смысле, постнаучной»7. На основании

того, что в начале XX в. физиками была пересмотрена классическая (Ньютонова) научная картина мира, Дугин делает вывод не только об относительности научного знания, но и о кризисе науки вообще.

Любопытно, что книга, посвященная критике науки, полна фактических ошибок. Всякий раз, когда Дугин по той или иной причине бывает вынужден обратиться к историческому знанию или к физической, а не «сакральной» географии, он допускает нелепые промахи. Так, он перепутал имя убийцы Бориса и Глеба, назвав Святополка Окаянного «Ярополком»8. Разрушителя Иерусалима Тита Флавия Веспасиана перепутал с известным античным автором Титом Ливием9, Кемалистскую революцию с Младотурецкой10. Дугин всерьез полагает, что кальвинизм является государственной религией Англии11. В «Основах геополитики» он сделал выдающееся географическое «открытие», поведав читателю, что тянущиеся от Байкала до Тихого океана «северные леса постепенно и незаметно переходят в леса тропические»12.

Над познаниями Дугина в классической и релятивистской физике потешаются уже давно: «Уравнение Шредин-гера, по его мнению, звучит так: "энергия (постоянная) частицы равна частоте волны, умноженной на Ь (постоянная Планка), а импульс частицы, который меняется в поле сил от точки к точке, равен постоянной Ь, деленной на длину соответствующей волны, подобным же образом меняющейся в пространстве" (с. 144) Этот пассаж напоминает анекдот о двоечнике, который сдает экзамен по физике. Его спрашивают:

5 Дугин А.Г. Пути Абсолюта. М., 1989 // http://www.arctogaia.com/public/putiabs/

6 Он же. Конспирология. Парадигмы заговора //http://www.arctogaia.com

7 Он же. Эволюция парадигмальных оснований науки. М., 2002. С. 19.

8 Он же. Консервативная Революция. М., 1995 // http://www.arctogaia.com/public/ котгеу^геат.^т

9 Там же.

10 Он же. Основы геополитики. М.: Аркто-гея, 1997. С. 184.

11 Там же. С. 396.

12 Там же. С. 336.

67

"Чему равна постоянная Планка?" Он пишет: 11=3. "Чепуха! Но скажите хотя бы, что такое 1?" — "А это высота этой планки!" Примерно такого же уровня вся эрудиция Дугина в области физики, хотя он и очень "образованность хочет показать", жонглируя такими словами, как "суперструны", "фракталы", "дао-материя"»13.

Дугин пишет о науке в античном мире, даже не упоминая имен Архимеда, Эратосфена, Плиния-старшего. Он ограничивается пифагорейцами и кратким очерком античной философии. С научными достижениями эпохи эллинизма и ранней Римской империи Дугин как будто не знаком.

Эти ошибки говорят не о невежестве Дугина. Просто историческая и географическая реальность, равно как и другие феномены материального мира, не имеют для него существенного значения. Для него важнее «священная, сакральная подоплёка».

«Сакральный подход к реальности в целом, рассмотрение той или иной ее стороны с точки зрения Традиции отличается от профанической позиции тем, что сакральное мировоззрение понимает все как символ, как нечто неравное самому себе, как нечто указующее на иные, духовные, метафизические сферы, на трансцендентные модальности Бытия»14, — писал Дугин еще в «Консервативной революции», давнем, но очень интересном сборнике статей.

При «сакральном» подходе к реальности методом познания становится «эзотерическое» толкование священных книг (от Библии до Бхагават-Гиты), «сакрально-лингвистическая» расшифровка имён, «интеллектуальная интуиция» (по мнению Рене Генона, это и есть главный способ познания), просто

68

13 Режабек Б. Мерзлая земля евразийца Дугина // Лебедь: Независимый альманах. №248. 2 декабря 2001 // http://www.kbed. сош/2001/а«2744.^ш

14 Дугин А.Г. Консервативная Революция.

философская спекуляция и даже фантазия, подчас весьма буйная.

Рок-музыкант Егор Летов, некогда соратник Дугина по Национал-большевистской партии, вспоминал такой случай: «Жили мы как-то у Курехи-на. просыпаемся, я открываю форточку, Дугин задумчиво лежит на кровати, спрашивает: "А вот где у нас Омск находится?" Я говорю: "Ну, где: на югах Сибири. Рядом с Казахстаном". — "Казахстан рядом у вас? А что если казахи ветер отравили? Они же могут ветер отравить! Ну-ка, срочно форточку закрой: ветер отравленный!" Причём на полном серьёзе: испугался страшно, начал по комнате ходить. "Казахи, блин, ветер отравили, — как же я пойду? <...> Я знаю, у них есть камышовые люди. У них есть озеро Балхаш, и там в больших количествах растет тростник, камыш. И там живут тростниковые, камышовые люди, которые никогда не высовываются, только через трубочку дышат". Потом еще подумал и говорит: "А посередине Балхаша есть огромный остров, где живет гигантский, исполинский кот, которому все они поклоняются"»15.

Иногда Дугин ссылается на тайные источники знания, открытые ему или неким Жаном Парвулеско, или «таинственным человеком», который, по его собственному утверждению, был «крупным деятелем масонских и ок-культистских организаций». Последний, представившись «братом Маркио-ном», поведал Дугину одну великую конспирологическую тайну16.

Но судя по сочинениям Дугина, основным источником информации для него служат сочинения европейских философов-традиционалистов, эзотериков, мистиков, ариософов, геополитиков. Он отбирает те идеи, что соответствуют его собственным представлениям (сформированным под влиянием сочинений Р. Генона и Ю. Эволы),

15 МожеговВ. Указ. соч. С. 377. Примеч. 16.

16 Дугин А.Г. Консервативная Револю-

ция.

по-своему их интерпретируя. Поэтому книги Дугина выглядят компиляциями из идей Рене Генона, Юлиуса Эво-лы, Карла Шмитта, Мартина Хайдег-гера, Карла Хаусхофера и др. В трудах европейских мистиков, философов, геополитиков он черпает и идеи, и фактический материал для построения собственной концепции.

Так, «Пути Абсолюта» представляют собой, по признанию самого автора, «свободное изложение» идей Рене Ге-нона. «Гиперборейская теория» — интерпретация Дугиным идей Германа Вирта. Вторая часть «Конспирологии» представляет собой скорее хрестоматию мировой конспирологической мысли. Это изложение взглядов Сент Ив д'Альвейдра, Мигеля Серрано, Жана Робена, Жана Парвулеско17. В третьей части, взяв в качестве исследовательской базы теорию борьбы «суши» и «моря» (см. ниже) Х. Макиндера и теорию борьбы двух всемирных заговоров, Дугин создает собственную версию истории Советского Союза, опираясь не на факты, а на домыслы, собственные и заимствованные. Сборники «Консервативная Революция» и «Тамплиеры пролетариата» на добрую половину состоят из эссе о заинтересовавших Дугина мыслителях: Ги Деборе, Жане Тириаре, Алене де Бенуа, Али-стере Кроули, Эрнсте Юнгере, и вновь об Эволе, и вновь о Геноне.

В сущности, Дугин отказывается от верифицируемого, позитивного научного знания в пользу веры. Веры в авторитет, в случае Дугина в авторитет мыслителей, принадлежащих к «Единой Сакральной Традиции». В вопросе соотношения веры и разума Дугин делает однозначный выбор в пользу веры. И здесь Дугин, вне всякого сомнения, совершенно расходится с евразийцами.

17 Реальность последнего и вовсе вызывает сомнения. В. Можегов полагает, что Жан Парвулеско — мистификация, созданная самим А.Г. Дугиным (см.: Можегов В. Указ. соч. С. 365).

Евразийцы были людьми своего времени, культурными и образованными европейцами. Многие даже преподавали в европейских (П. Савицкий, Л. Карсавин, Н. Трубецкой) или североамериканских (Г. Вернадский, Н. Толль) университетах. Их критика Запада ничего в этом смысле не меняла, равно как и вероисповедание.

Хотя евразийцы были православными людьми, они относились к той категории ученых, что пытаются согласовывать свои религиозные взгляды с научными представлениями (а не наоборот). Л.Н. Гумилев, которого часто и в значительной степени неоправданно причисляют к евразийцам, вообще был последовательным материалистом. Он не только дал материалистическое обоснование проблеме движущих сил истории, но даже вечный спор о природе добра и зла попытался разрешить в материалистическом ключе, противопоставив материю как творящее Бытие — Бездне, Небытию, которое соотнес с физическим вакуумом18.

Мировоззрение евразийцев и Л.Н. Гумилева Генон назвал бы «про-фанным», а мы назовем научным, современным и европейским. По сути, само евразийство было не чем иным, как неудачной попыткой подвести научный базис под идею единства народов России-Евразии, дать научное обоснование сохранению целостности российского государства.

Евразийцы действовали в рамках научной парадигмы: они не прибегали к отрицанию тех или иных научных концепций как излишне материалистичных, противоречащих религиозным принципам. Напротив, они стремились доказать научную обоснованность своих взглядов. Другое дело, что их сочинения порой были откровенно дилетантскими.

Среди евразийцев-эмигрантов не было, например, ни одного востоко-

18 См.: Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфе-

ра Земли. М., 1993. С. 452-485.

69

веда — специалиста по Центральной Азии19. Не зря Георгий Флоровский, сам бывший евразиец, обратил внимание на прекраснодушное невежество своих бывших товарищей и посоветовал им изучить хотя бы печальную историю православных миссий в «евразийском» мире, прежде чем судить о евразийском единстве20. Профессиональным востоковедом был Л.Н. Гумилёв, но его безграничная и совершенно иррациональная симпатия (в его собственной терминологии, «положительная комплимен-тарность») к тюркским и монгольским народам лишили его исследования, в особенности поздние, научной объективности.

Тем не менее ни Гумилёв, ни старшие евразийцы не выходили за рамки научного подхода к реальности. Свои взгляды они стремились обосновать, используя научные методы, в исследованиях исходили из существующих в науке принципов, подчеркивали соответствие своих выводов научной картине мира.

Дугин же и по мировоззренческим принципам, и по исследовательским методам резко отличается от евразийцев. Отрицая сам принцип научного, позитивного знания, Дугин неизбежно приходит и к отрицанию евразийцев, занимавшихся вполне «позитивистскими» исследованиями.

2. Онтология

Теории познания полностью соответствует и картина мира. Главный по-

70

19 Многотомная «History of Russia» Г.В. Вернадского, с обширными экскурсами в историю евразийских степей, появится уже в США, когда от классического евразийства останутся одни воспоминания. Да и Г.В. Вернадский, как честный и квалифицированный историк, откажется там от многих евразийских мифов.

20 Флоровский Г. Евразийский соблазн // Современные записки. Париж, 1928. Кн. 34. С. 312-346 // Азиопа: Сайт против евразийства // http://www.nationalism,org/aziopa/ florovsky-eurasian-tempt.htm

стулат Дугина был сформулирован по крайней мере на заре 1990-х: логика истории «предопределена метафизической структурой Бытия и подчиняется исключительно закону Высшего Божественного Провидения»21. А этот закон велит миру постепенно деградировать. Единственный путь развития — это путь удаления от Творца, деградации духовного начала и развития начала материального.

С тех пор изменилось многое. Мало кому известный мыслитель, оппозиционер и маргинал стал модным идеологом, убежденным сторонником власти и весьма респектабельным господином. Но взгляд Дугина на историю ничуть не переменился: «. процесс истории есть процесс прогрессирующей десакрали-зации. <. > Распыление шара бытия составляет смысл мировой истории»22.

У мира есть только один исток, одно начало — Абсолют. Но появление твар-ного мира, отделившегося от Творца, порождает неизбежный космологический дуализм. Соответственно, в мире действуют две силы: одна представляет силы закона деградации, она ведёт человечество от «Небесного Рая» духовности к «Земному Аду» материальности. Другая сила стремится вернуть человечество к его истоку, преодолеть закон деградации и вновь соединиться с Творцом. Этот глобальный дуализм проявляется в виде дуализма тайных центров власти, дуализма расового, сакрально-географического, геополитического и конспирологического.

Дугин, вслед за Рене Геноном, говорит о наличии двух центров планетарной духовной власти: инициатиче-ского и контр-инициатического. Первый возглавляет «Король Мира» или «Чакраварти». Он является «БогоЧеловеком», «Медиатором», «Великим посредником» между Землёй и Небом. Являясь центром земной власти,

21 Дугин А.Г. Конспирология...

22 Он же. Философия традиционализма.

С. 548.

он направляет историю человечества в соответствии с Божественным замыслом, с волей Провидения. Контр-инициатический центр мира возглавляет «князь мира сего», который, естественно, отождествляется с дьяволом. Борьба между этими двумя полюсами власти и является основным содержанием человеческой истории.

Тем не менее сам закон деградации и кажущееся торжество «князя мира сего» входит в планы Провидения, и дьявол, таким образом, оказывается лишь инструментом в руках «Короля Мира». Достижение «Земного Ада» завершает цикл истории человечества, за которым последует возвращение к «Раю Небесному» и начало нового «Великого цикла Сына Божьего», то есть нового цикла мировой истории23. Это высший, тайный, главнейший уровень, на котором разворачиваются события мировой истории. Другие уровни только отражают его.

Вслед за расистом Германом Вир-том, одним из основателей печально известного общества «Аненербе», Дугин говорит о существовании в мире двух враждебных рас: нордической расы, якобы населявшей в глубокой древности мифический континент Арктогею, и южной расы, населявшей палеокон-тинент Гондвану. Эти расы, по Дуги-ну и Вирту, соотносятся «как белое и черное»24. «Нордический человек», «белый человек», «человек-субъект», «человек-царь» является полной противоположностью звероподобному представителю «гондванической расы», «человеку-объекту», «бессловесному и безмозглому» «античеловеку». Долгое время эти расы якобы жили на своих континентах не смешиваясь, но в начале четвертичного периода, «в соответствие с логикой Великого цикла Сына Божьего», Арктогея замерзла, а затем

ушла под воду, а Гондвана распалась на несколько континентов. Представители нордической расы ушли на юг, где частично смешались со «звероподобным населением Гондваны», что привело к «замутнению Божественной мысли» у потомков смешанных браков25.

Таким образом, вслед за Виртом и Юлиусом Эволой Дугин осуждает смешение рас. При этом Дугин отмечает, что расовые различия не сводятся к различию в «физических характеристиках». «Гиперборейская (нордическая. — С.Б.) раса» является расой «не в биологическом, но в чисто спири-туальном, метафизическом смысле»26. Несмотря на эту оговорку, он принимает теорию Вирта о соотношении «метафизических» рас с группами крови (I группа — потомки представителей нордической расы с примесью гондва-нической расы, II группа — чистые потомки жителей Арктогеи, III группа — потомки представителей гондваниче-ской расы)27. В сущности, это чистой воды расизм. Но для нас сейчас важнее отметить, что расовый дуализм Дуги-на соотносится с полюсами инициации и контр-инициации: нордическая раса связана с духовным, инициатическим началом, гондваническая раса с началом материальным, животным, контр-инициатическим.

Сравнивать взгляды Дугина со взглядами евразийцев 1920-1930-х гг. практически невозможно, потому что последние никогда не касались подобных вопросов. Только в обширном идейном наследии Льва Гумилёва можно найти весьма оригинальное дуалистическое учение об антисистемах. Но дуализм Гумилёва совсем не похож на ду-гинский.

Гумилёв разделил все религии и философские учения по одному признаку — отношению к биосфере и, шире, к природе и миру. Для жизнеутвержда-

23 Он же. Конспирология...

24 Он же. Гиперборейская теория // http:// www.arctogaia.com/public/wirth/gipteor/ peoples.htm

25 Там же.

26 Дугин А.Г. Основы геополитики. С. 480.

27 Он же. Гиперборейская теория.

71

ющих учений материальный мир — это благо, для жизнеотрицающих материальный мир — зло. Первые славят Бытие, вторые — Небытие, Пустоту, Ничто. Первые защищают богатство и разнообразие жизни, вторые мечтают или уничтожить жизнь, или преобразовать ее до неузнаваемости. Первые охраняют природу, вторые ее разрушают. К жизнеотрицающим учениям Гумилёв отнес гностицизм, манихейство, исма-илизм, павликианство, богомильство. Если вокруг такого учения формируется община из людей, искренне принимающих жизнеотрицание, то Гумилёв называл такую общину «антисистемой». Антисистемы враждебны миру, природе, биосфере, они очень опасны для существования нормальных этносов.

За дуализмом Дугина скрывается единая воля Провидения. Дуализм Гумилёва радикальнее: это непримиримая борьба добра и зла. В мире Дугина есть конец света, точка, с которой начнется возврат к Творцу. В материалистичном мире Гумилёва вообще нет места для эсхатологии.

Расовый дуализм у Дугина напрямую связан с дуализмом географическим, с противопоставлением севера и юга. География — наука естественная. Она чужда Дугину, как и любая другая отрасль научного знания. Иное дело «сакральная», или «традиционная» география, родная сестра алхимии и астрологии. «Сакральная география в значительной степени отличается от географии обычной, физической, — пишет Дугин, — Сейчас мы должны отложить глобус, забыть о куске материи, носящемся в безжизненном космосе, и обратиться к волшебному миру сакральной географии»28.

Научные понятия, такие как «ландшафт», «литосфера», «биосфера», «геобиоценоз», Дугину чужды. Ему не интересна проблема взаимодействия этноса с ландшафтом, так занимавшая

Гумилёва, он не принимает предложенного Гумилёвым деления на этноланд-шафтные регионы. Дугин предпочитает формальное деление на стороны света, деление, которому он, разумеется, придаёт «сакральный», эзотерический смысл.

Так, «Восток» в системе сакральной географии считается «землёй духа», «землёй рая, земной полноты, изобилия, "родиной" Сакрального в наиболее полном и совершенном виде». Запад, напротив, понимается как «страна смерти», «мир мёртвых», «царство изгнания», это «анти-Восток», страна заката, упадка, деградации: «По оси Восток-Запад выстраиваются народы и цивилизации. чем ближе к Востоку, тем ближе к Сакральному, к Традиции, к духовному изобилию, чем ближе к Западу, тем больше упадок, деградация и омертвление Духа»29. Пара Восток-Запад, в представлениях Ду-гина, есть не что иное, как перевёрнутое древнее противопоставление Север-Юг: «Восток есть горизонтальная проекция севера вниз, Запад — горизонтальная проекция Юга вверх». Север (все та же Арктогея Германа Вир-та) отождествляется с истоком, с «первоначальным нордическим раем» (с той самой Арктогеей), с прародиной нордической расы: «Север — сторона света, избранная изначальным Логосом для того, чтобы проявить себя в Истории. Сакральная география соотносит Север с духом, светом, чистотой, полнотой, единством, вечностью». Юг же, напротив, олицетворяет материальный мир, тьму, смешение, хаос.

Противопоставление Север-Юг не сводится к противопоставлению добра и зла: «Это, скорее, противостояние Духовной Идеи и её огрублённого материального воплощения»30. При этом автор опять-таки оговаривается, что понятия «Восток», «Запад», «Север», «Юг» трактуются им не в буквальном, а в «ме-

28 Он же. Русское сердце Востока // http:// www.arctogaia.com/public/sacrgeo.htm

29 Он же. Основы геополитики. С. 475.

30 Там же. С. 475.

тафизическом» смысле. Северные европейские народы отличаются характерным для «метафизического юга» материализмом и меркантилизмом, в то время как многие южные народы сохраняют и по сей день «подлинно сакральные формы цивилизации». Таким образом, стороны света здесь предстают как некая «метаисторическая и метагеогра-фическая реальность».

Продолжением сакрально-географического дуализма на более материализованном уровне становится дуализм геополитический. В основу геополитического дуализма положена идея глобального противостояния «суши» и «моря», «теллурократии» (сухопутного могущества) и «талассократии» (морского могущества). Идея этого геополитического противостояния морских и континентальных стран была выдвинута впервые британцем Хэлфор-дом Макиндером, мыслителем, в общем, непримечательным, но необыкновенно подходящим для Дугина.

Планетарный дуализм «суши» и «моря» Дугин считает основным законом геополитики: «Вне постулирования этого дуализма все остальные выводы теряют смысл. По своей значимости он сопоставим с законом всемирного тяготения в физике»31. Все страны и народы, все культуры и цивилизации Дугин разделяет на морские и континентальные, или, в более узком смысле слова, на евразийские и атлантистские. Для континентальных цивилизаций будто бы характерны традиционализм, авторитаризм, иерархичность, идео-кратия, коллективизм. Им якобы чужды демократия и дух предпринимательства. В свою очередь, для морских цивилизаций характерны демократия, индивидуализм, предприимчивость, торгашество, динамизм.

Согласно Дугину, в древности тел-лурократия преобладала. Становление талассократии как «самостоятельного планетарного образования» проис-

31 Там же. С. 92.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ходит в эпоху Великих географических открытий. В Новое время талассокра-тия концентрируется в англосаксонском мире (Великобритания и США). Ему противостояли континентальные державы: Россия, Германия, Австро-Венгрия. Франция занимала промежуточное положение, тяготела то к одному, то к другому полюсу.

Испанию и Португалию Дугин вовсе не упоминает. Это не случайно, ведь история этих стран противоречит основному геополитическому догмату Дугина: для этих вполне «морских» наций, совершивших львиную долю великих географических открытий, дух предпринимательства характерен не был, демократия же в них утвердилась лишь в семидесятые годы двадцатого века.

Наиболее ярким примером борьбы талассократии и теллурократии стала «холодная война». При этом все те войны и конфликты, что не вписываются в схему глобального противостояния «суши» и «моря», с точки зрения Дуги-на, носят искусственный характер. Следовательно, борьба на Восточном фронте в Первую и Вторую мировые войны была не чем иным, как «искусственным внутри евразийским конфликтом»! Как ни удивительно, этот исторический абсурд одно время был чрезвычайно популярным, ведь Дугин по-новому обосновал необходимость и неизбежность «холодной войны», тем самым польстил ее ветеранам и всем, кто привык смотреть на мир сквозь черно-белые очки советско-американского противостояния. Таких людей и теперь немало. Не случайно же «Основы геополитики» стали первым и, в сущности, единственным бестселлером Дугина.

Геополитический дуализм не исчерпывается противостоянием Великобритании и США со всем остальным миром. Борьба между «евразийской» (континентальной) и «атлантистской» (морской) идеями идет в пограничных зонах: во Франции, в Китае, даже в мусульманском мире. Последний пример

наиболее одиозен: Дугин причисляет Иран к евразийскому миру, а Саудовскую Аравию к атлантизму, суфизм и шиизм считает континентальными направлениями, а ваххабизм (!) атлан-тистским и, следовательно, прозападным. Боевиков Рашида Дустума Дугин объявил воинами Евразии, а талибов (!) западниками и атлантистами32.

Надо сказать, что евразийцы-эмигранты не разработали собственной концепции всемирной истории. Они, правда, были убеждены, что народы, населяющие Россию-Евразию, обладают особой судьбой, отличной от судьбы народов Западной и Центральной Европы. Николай Трубецкой, вслед за Николаем Данилевским и Освальдом Шпенглером, подверг резкой критике европоцентризм, общепринятое отождествление всемирной истории с историей романо-германских народов Западной Европы, европейской культуры с культурой общечеловеческой. Трубецкой отрицал наличие общего, магистрального пути развития челове-чества33. И все же самостоятельной теории, наподобие теории Данилевского, он не создал. Великий лингвист в исторической науке был дилетантом.

Собственную теорию исторического процесса создал Л.Н. Гумилёв, но она даже отдаленно не напоминает взгляды Дугина и его учителей-традиционалистов.

Гумилёв предложил «историоскопи-ческий» метод исследования, при котором во всемирно историческом процессе выделяются уровни: 1-й уровень — глобальный: развитие человечества в целом (исследованиями на этом уровне Гумилёв не занимался); 2-й —

история цивилизаций (по Гумилёву — суперэтносов); 3-й — история этносов, наций и т.д., вплоть до биографий отдельных личностей34. При этом Гумилёв не утверждал, что только открытые им закономерности определяют развитие исторического процесса, а считал их лишь одним из (наряду с закономерностями социально-экономического развития и т.д.) важнейших факторов. Гумилёв сосредоточился на исследовании этнической истории.

В мировой истории Гумилёв выделил множество накладывающихся друг на друга процессов этногенеза. Евразийцев часто и небезосновательно обвиняли в географическом детерминизме. Действительно, по мнению евразийцев, «месторазвитие» (Савицкий) или «кормящий и вмещающий ландшафт» (Гумилёв) играют исключительно важную (хотя и далеко не единственную) роль в формировании и развитии народов и государств. Именно существование особой географической целостности — «Евразии», с точки зрения Трубецкого, определило формирование «евразийской нации»35. Влияние ландшафта на формирование и развитие этнической общности не мистическое, а вполне материальное: «Географический ландшафт воздействует на организмы принудительно, заставляя все особи варьировать в определённом направлении. Тундра, лес, степь, пустыня, горы, водная среда, жизнь на островах и т.д. — всё это накладывает особый отпечаток на организмы»36, — писал выдающийся географ Л.С. Берг, на исследования которого в данном случае опирался Л.Н. Гумилёв.

74

32 См.: Дугин А.Г. Ислам против ислама. // Вторжение. №7 // http://www.arctogaia. coш/public/dug7.htш

33 Трубецкой Н.С. Европа и человече-

ство // http://gumilevica.kulichki.net/TNS/

tns03.htm; Он же. Вавилонская башня и сме-

шение языков // http://gumilevica.kulichki.

net/TNS/tns13.htm

34 Гумилёв Л.Н. Из истории Евразии // Он же. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. М., 1993. С. 75-76.

35 Трубецкой Н.С. Общеевразийский национализм // Он же. История. Культура. Язык. М., 1995. С. 107.

36 Цит. по: Гумилёв Л.Н. Этно-ланд-шафтные регионы Евразии за исторический период // Он же. Ритмы Евразии. С. 252.

Географическая среда влияет не только на культуру, на хозяйство, но даже на политический строй. Только никакой мистики нет: сплошная экономика. Вот только один пример: «Над территорией Северной Монголии в зимнее время находится центр антициклона и зимние осадки почти отсутствуют. Летом пустыни Центральной Азии раскаляются за счет инсоляции, фронт полярного воздуха отступает на север Монголии. В размытую таким образом барическую депрессию вторгается влажный воздух, и в эти месяцы здесь выпадает до 90% осадков в виде летних дождей. В регионе Алтая и Тар-багатая наоборот: атлантические циклоны несут много влаги, выпадающей зимой в виде снега, зато лето обычно сухое настолько, что трава в степи выгорает. <. > На востоке скот все время пасся в степях, и пастухи постоянно встречались друг с другом, что создало привычку общения и возможность координации в масштабах всей страны. В предгорьях Тянь-Шаня и Тарба-гатая кочевники летом выгоняли скот на джейляу — горные пастбища. Подъем в горы проходил по узким долинам, каждая из них принадлежала отдельному роду, равно как и альпийские луга, на которых скот пасся летом. Так создавались навыки изолированного ведения хозяйства, что и отразилось в характере политических образований: вместо ханств здесь возникали племенные союзы»37.

Никакой «борьбы суши и моря», никаких мистических «хартлендов». Географический детерминизм Гумилева строго материалистичен.

Что общего у этого последовательного материализма с мистической геополитикой Дугина? Разумеется, ничего. Но есть еще один уровень, на котором разворачивается исторический процесс, — конспирологический. Евразийцы 1920-1930-х гг. были очень далеки от конспирологии. Лев Гумилев, слу-

37 Там же. С. 261.

чалось, увлекался конспирологически-ми построениями, но не столько в научных исследованиях, сколько в частных беседах38. Сама же его теория этногенеза совершенно чужда теории заговоров.

Другое дело Дугин. Борьба между теллурократией и талассократией, а значит, борьба Севера и Юга, Востока и Запада, инициации и контр-инициации, «Короля мира» и «Князя мира сего» протекает и на уровне борьбы тайных организаций, борьбы заговоров. Борьбой пронизана жизнь не только пограничных, но и вполне континентальных (Россия, Германия) государств. Дугин, ссылаясь на полумифического Жана Парвулеско, пишет о многовековой борьбе двух мировых заговоров, заговора евразийцев и заговора атлан-тистов. Это мистические, оккультные заговоры, «смысл и метафизическая подоплека» которых часто остаются неизвестными не только для рядовых участников, но и для ключевых фигур этих заговоров39.

За этими заговорами стоят два тайных общества — «Орден евразийцев» и «Орден атлантистов». Оба ордена якобы располагают собственными филиалами и агентами влияния во всех государствах. У обоих орденов есть своя символика, имеющая свой сакральный, метафизический смысл. Орден евразийцев — это орден «Мужского Начала», орден «Солнца», орден «Гора», «Аполлона», «Ормузда», «Солнечного Христа-во-Славе». Орден атланти-стов — это орден «Женского Начала», орден «Сета», «Красного осла», «Танцующей смерти», «Пифона», «Арима-на». Всю историю СССР Дугин рассматривает сквозь призму борьбы «Ор-

38 См., напр.: Рогачевский А. Лев Гумилев и еврейский вопрос // Заметки по еврейской истории. Сетевой журнал еврейской истории, традиции, культуры. №25 // http://www.berkovich-zametki.com/Nomer25/ Rogachevsky1.htm

39 Дугин А.Г. Конспирология...

дена КГБ» (филиала Ордена атланти-стов) и «Ордена ГРУ» (филиала Ордена евразийцев)40. Более того, противостояние двух орденов разделяет на два лагеря (консервативно-революционный, евразийский и ортодоксальный, атлан-тистский) и мировое масонство, и даже еврейский народ41. Кстати, именно эту теорию позаимствовал у Дугина Александр Проханов. История СССР как история борьбы заговоров ГРУ и КГБ, которая, в свою очередь, является отражением борьбы двух всемирных заговоров, положена в основу сюжетов романов, вошедших в эпопею «Последний солдат империи» (собственно «Последний солдат империи», «Господин Гек-соген» и др.).

Итак, перед нами две концепции всемирной истории, настолько различные между собой, что даже их критическое сопоставление представляется затруднительным. Евразийцы и Дугин говорят о разных предметах и на разных языках. Роднит их разве что неприязнь к ценностям западного общества. Различия же принципиальны: материализм, особенно ярко выраженный у Гумилёва, и идеализм Дугина; научный поиск природных закономерностей, определяющих исторический процесс, и постулирование картины мира, в которой реальность материальная является лишь отражением некой сакральной реальности. Оба взгляда на всемирную историю принципиально отрицают друг друга.

3. Идеология и эсхатология

П.Н. Савицкий в одной из своих программных работ, «Географические и геополитические основы евразийства»,

называет «Евразией» «область степной и пустынной полосы, простирающейся от Карпат до Хингана, взятой вместе с горным её обрамлением (на юге) и районами, лежащими к Северу от неё (лесная и тундровая зоны)». Савицкий подчёркивает, что этот регион следует отличать от «старой Евразии А. фон Гум-больта», охватывающей весь евразийский континент42. Г.В. Вернадский понимал под Евразией «не совокупность Европы и Азии, а именно Срединный материк как особый исторический и географический мир»43. Л.Н. Гумилёв определял Евразию как один из этно-ландшафтных регионов (наряду с Европой, Индией и т.д.), который «лежит между Китаем, горными цепями Тибета и западным полуостровом — Европой»44.

Для Дугина понятие «Евразия» означает весь Евразийский континент45. Это различие принципиально.

Евразийство было не научной школой и даже не направлением философской мысли. Евразийцы пытались прежде всего создать политическую идеологию. Наука и философия были у евразийцев служанками политики. Географическая целостность Евразии, по мнению евразийцев, является важнейшей предпосылкой для создания единого общеевразийского государства. Евразийцы доказывали, что многочисленные народы России, хотя и различаются между собой и происхождением, и образом жизни, и религией, но все-таки составляют особую «многонародную личность», «евразийскую нацию». Правда, серьезных доказательств они, на мой взгляд, так и не представили.

76

40 Там же.

41 Дугин А.Г. Консервативная Револю-

ция... Кстати, именно эту, действительно до-

вольно необычную идею и поведал Алексан-

дру Гелиевичу «брат Маркион». Что ж, столь

оригинальной трактовки еврейского вопроса

мировая антисемитская мысль, кажется, ещё

не знала.

42 Савицкий П.Н. Географические и геополитические основы евразийства // http:// gumilevica.kulichki.net/SPN/spn05.htm

43 Вернадский Г.В. Начертание русской истории // http://gumilevica.kulichki.net/ VGV/vgv04.htm

44 Гумилёв Л.Н. Из истории Евразии // Он же. Ритмы Евразии. С. 67-68.

45 См.: Дугин А.Г. Основы Геополитики.

Но сейчас для нас важнее другое. Евразийцы пытались создать на основе этой концепции политическую идеологию, которая смогла бы со временем занять место коммунизма, неизбежный крах которого ожидался в самом скором времени. Перефразируя Маркса, Савицкий утверждал: «Евразийцы объясняют историческую действительность и в то же время ставят своей задачей сделать ее иной»46. На самом же деле «преображение мира», в сущности, касалось только России: смены власти и общественного строя.

Задачи Дугина несопоставимо масштабнее. Цель его — борьба с «великим злом», то есть с глобальной десакрали-зацией мира.

Разумеется, на боевом знамени такое не напишешь, поэтому в книгах и статьях, обращенных не к эзотерикам, а к людям попроще, Дугин все чаще заводил речь о США: «Америка — наш абсолютный враг, Западная цивилизация — смертельна для нашего исторического пути. "Торговый строй", "карфагенский порядок", не совместим с нашим евразийским наследием. Либо мы, либо они»47.

Для победы в этой борьбе необходимо создание мощной континентальной империи, способной к территориальной экспансии, ибо второй закон геополитики гласит, что «логика истории диктует необходимость расширения территорий, входящих в состав либо единого государства, либо стратегического блока нескольких государств, для того, чтобы соответствовать меняющимся историческим условиям и оставаться конкурентоспособным»48.

46 Савицкий П.Н. Евразийство как исторический замысел // http://gumilevica. kulichki.net/SPN/spn12.htm

47 Дугин А.Г. Философия войны. М., 2004 // http://www.arcto.ru/modules.php?name=N ews&file=article&sid=1287

48 Он же. Экономика — геополитика // http://www.arcto.ru/modules.php?name=New s&file=article&sid=974

Следовательно, для борьбы с атлан-тизмом необходимо создание «Новой Империи», гигантского континентального военно-стратегического блока, который представлял бы собой «конфедерацию больших пространств»: Европейской империи, объединенной вокруг Германии; Тихоокеанской империи (вокруг Японии); Среднеазиатской империи (вокруг Ирана); и Русской империи, которая заняла бы центральное место в этом блоке49.

Эта «Новая Империя», «империя многих империй», со временем (после победы над атлантизмом) должна превратиться в «Империю Мировую»50. Ее создание станет важнейшим условием победы «консервативной революции». Искоренением атлантизма эта революция не исчерпывается, поскольку «смысл революционной борьбы. заключается в создании абсолютно новой общественной и государственной системы. небывалой экономической и социальной реальности»51.

На самом деле этот призыв обращен к профанам, потому что сам Дугин знает: борьба эта обречена на поражение, коль скоро десакрализация мира, «умаление сакральности» и «распыление шара бытия» составляют «смысл мировой истории». То есть Дугин поднимает на войну, заведомо бессмысленную.

Через несколько лет после выхода «Основ геополитики» Дугин признался, что еще в конце восьмидесятых начал писать книгу под названием «Тамплиеры Иного»: «Эта книга содержала метафизический взгляд на наш мир, на качество нашего исторического момента с позиции предельной безысходности»52. В самом деле, о какой победе в каком

49 Он же. Основы Геополитики. С. 214-249.

50 Там же. С. 246-249.

51 Дугин А.Г. Цели и задачи нашей Революции. М., 1995 //http://www.arctogaia.com

52 Он же. Философия традиционализма. М.: Арктогея-Центр, 2002. С. 547.

77

«Endkampf»53 может идти речь, когда на дворе последний период Кали-юги? Впереди «ночь Брахмы», то есть «малое» уничтожение мира. А значит, Бытие вернется к Абсолюту и все начнется сначала. Зачем же тогда Endkampf? Исход «великой эсхатологической битвы» все равно предрешен.

Рене Генон и Юлиус Эвола были современниками классического евразийства, но ничего не знали о нем. В свою очередь, евразийцы, кажется, ничего не знали и о традиционализме Генона. Они жили как бы в параллельных мирах. Эсхатология индуизма, заимствованная традиционалистами, евразийцев явно не привлекала. Николай Трубецкой сравнивал ведических богов с бесами, а в буддизме видел проповедь «духовного самоубийства», в которой видна «печать сатаны»54. Другие просто не разбирались в таких сложных, непривычных русскому и европейскому интеллектуалу тех лет материях. Православный Лев Гумилёв был намного толе-рантнее к другим религиям, но он эсхатологическими проблемами не интересовался.

4. Фальсификация евразийства

Каким же образом Александр Гелие-вич Дугин, человек, совершенно чуждый евразийству и в его «классическом», и в «гумилевском» вариантах, оказался главным идеологом евразийства?

До начала девяностых Александр Гелиевич Дугин был вполне андегра-ундным персонажем. Поклонник мистика Юрия Мамлеева, соратник оккультиста Евгения Головина и тогда еще безвестного Гейдара Джемаля, Дугин выучил несколько европейских языков и увлекся идеями европейских эзотериков, мистиков, геополитиков и

78

53 Впервые это понятие встречается у Ду-гина еще в книге «Конспирология. Великая война континентов».

54 Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. С. 284.

просто ультраправых мыслителей, совершенно не известных в Советском Союзе. В 1989 г. Дугин написал свою первую монографию «Пути Абсолюта», где и начал пропагандировать традиционализм Рене Генона. Не стану больше утомлять читателя цитатами, книги Дугина можно найти в Интернете и в приличной библиотеке. Но вот названия нескольких глав из «Путей Абсолюта»: «Метафизика, Абсолют и Трансцендентность», «Принципы и ряды символических чисел», «Крест и слог "ом" в Трибхуване». Интересно? Интересно для любителей эзотерики и мистики. Вряд ли намного больше читателей нашлось у «Гиперборейской теории». Для простого российского неонациста чтение слишком интеллектуальное, для интеллектуала — слишком одиозное.

Хотя уже в начале 1990-х гг. Дугин приобрел репутацию правого интеллектуала, фантастически эрудированного и оригинального мыслителя, он все еще оставался подлинным маргиналом и как философ, и как политический деятель. В середине 1990-х Дугин писал о консервативной революции и национал-большевизме, трактуя идеи Эрнста Юнгера, Артура Мюллера ван ден Брука, Николая Устрялова в «гено-новском» ключе, стремясь встроить их в эклектику интегрального традиционализма. Однако идеология консервативной революции также представляла скорее академический интерес. Не получилось и с национал-большевизмом.

Выбраться с обочины политической жизни, где он прозябал вместе с «не-рукопожатными» тогда Прохановым и Лимоновым, Дугину помогло евразийство: «Евразийцы оказались теми, к кому можно было апеллировать в отечественной истории, для того чтобы выразить по-русски геноновский традиционалистский и консервативно-революционный <...> дискурс. В отечественной истории политической мысли — это самое подходящее. Более всего традиционалистское мировоз-

зрение соответствует евразийству»".

В сущности, здесь Дугин просто признался: евразийство — это всего лишь прикрытие для идей Генона. Причем, видимо, не самое лучшее и не самое желанное даже для самого Дугина. Павел Зарифуллин утверждает, что он, вместе «со своими евразийцами-студентами», уговаривал Дугина не отказываться от евразийства, когда Александр Ге-лиевич решил оставить евразийский проект, чтобы заняться созданием Консервативно-Революционной пар-

тии56.

Дугин утверждает, будто познакомился с идеями евразийцев еще в середине 1980-х гг.57. Однако в его ранних произведениях влияние евразийских идей не заметно. Даже в книге под названием «Мистерии Евразии» евразийству посвящен всего один абзац в начале второй главы: «Наиболее глубокие русские мыслители ХХ века, высказавшие действительно важные соображения о судьбе России, — это, бесспорно, "евразийцы", идеологи особого "третьепутистского" крыла первой русской эмиграции»58. Ни имен, ни ссылок. Дальше там много интересного про Гиперборею, Гардарику, «Россию — Деву Солнечную» и «зеленую страну» Америку», но к евразийству и Гумилеву все это отношения не имеет. В книге «Кон-спирология: Великая война континен-

55 Информационный портал «Правая. ру». 22 фев. 2006 г. // http://www.pravaya.ru/ ludi/45l/6742?print=1

56 Дугинское евразийство умерло. Да здравствует евразийство! Беседа с бывшим руководителем ЕСМ Павлом Зарифул-линым // http://www.apn.ru/publications/ article22117.htm

57 Информационный портал «Правая. ру». 22 фев. 2006 г. // http://www.pravaya.ru/ ludi/45l/6742?print=1

58 Дугин А.Г. Мистерии Евразии. М., 1991 // http:// www.arctogaia.com/ public/ mistevr/

mistevr2.htm

тов» Дугин охотно использовал словосочетание «Орден евразийцев», но там речь шла о конспирологических идеях Жана Парвулеско, от евразийства совершенно далеких.

В 1992 г. Дугин начал издавать журнал «Элементы», который получил подзаголовок «Евразийское обозрение». В этом журнале понятие «евразийство» чаще всего относилось к трудам знаменитого немецкого геополитика Карла Хаусхофера и европейских «новых правых» — Алена де Бенуа и бывшего эсэсовца Жана Тириара.

И только в «Основах геополитики» наконец появились очерки о Савицком, Гумилеве, Алексееве и Трубецком. Но места им досталось немного. Зато слово «евразийство» Дугин употреблял систематически, и со временем его стали считать главным евразийцем, точнее, неоевразийцем страны, преемником Савицкого и Гумилева: «.все эти годы как было евразийство связано со мной, так оно и остается», — с гордостью замечает Дугин59.

Дугину поверили не только журналисты, но также философы, политологи и прочие ученые люди. Что делать, в наши дни «интеллектуалы» поверхностно знакомятся с научными и философскими концепциями, довольно сложными для неспециалиста. Идеология, философское учение и научная теория из системы идей и доказательств превратились в набор ассоциаций.

Дугин понял раньше многих, что в современном мире важна не идеология, а бренд, не лицо, а маска. Александру Ду-гину хватило лишь одного слова, чтобы много лет выдавать себя за ученика и последователя евразийцев, добившись того, что его имя ставится рядом с именами Савицкого и Гумилева.

59 Информационный портал «Правая. ру». 22 фев. 2006 г. // http://www.pravaya.ru/ ludi/45l/6742?print=1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.