Научная статья на тему 'Факультет экономики и управления: ориентация на качество образования'

Факультет экономики и управления: ориентация на качество образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факультет экономики и управления: ориентация на качество образования»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ:

ОРИЕНТАЦИЯ

НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.В. Данилкявичене

^Образование - особая сферажизнедеятельности общества и государства, вкоторой совершается передача и воспроизводствоне только знаний, умений, навыков и культурного опыта поколений, но и самого характера мышления, миропонимания, мироощущения, духовных ценностей, исторического и нравственного самосознания нации. Возможность трудоустройства молодых специалистов с учетом необходимости и перспективы обучения в течение всей трудовой жизни во многом будет лучше обеспечена через черты и свойства, присущие качественному образованию: разнообразие подходов и профилей дисциплин; гибкость программ, позволяющих иметь много возможностей вхождения и выхода из них; развитие навыков и умений, таких, как коммуникация и языки; способность мобилизовать знания, решать проблемы, работать в команде и развиваться социально.

ДАНИЛКЯВИЧЕНЕ Елена Викторовна -кандидат

экономических наук, декан факультета экономики и управления Поволжской академии государственной службы

им. П.А. Столыпина

Основным условием создания среды доверия, мобильности, совместимости и привлекательности в зоне современного европейского высшего образования является обеспечение качества учебного процесса. Признано, что в соответствии с принципом автономии вузов, провозглашенным в Болонской декларации, основная ответственность за обеспечение качества лежит на каждом из них. В Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина разработана собственная система качества образования, а в рамках ее концепции применяется внутрифакультетская система качества подготовки специалистов.

Факультет экономики и управления как отдельная структурная единица ПАГС существует с 1998 г. (до сентября 2002 г. - факультет менеджмента). За восемь лет, на наш взгляд, сложилась стабильная управляющая система, включающая философию факультета, кадровую политику, условия образовательного процесса и труда преподавателей, отработан механизм координа ции деятел ьности дека ната и кафедр через деятельность учебнометодического совета, учебно-стипендиальной комиссии, совета факультета (студенческого самоуправления).

В настоящее время на факультете экономики и управления обучается более 1200 студентов из различных регионов, в основном входящих в Приволжский федеральный округ. Здесь обеспечивается подготовка квалифицированных кадров, способных успешно трудиться в малом, среднем и крупном бизнесе в условиях рыночной экономики и проведения реформ, а также управлять ходом этих реформ, работая в органах государственной власти и местного самоуправления.

Факультет активно участвует во всех сферах жизнедеятельности академии, осуществляя учебно-воспитательную, учебно-методическую, научно-исследовательскую, управленческую, маркетинговую и хозяйственную функции. Деятельность факультета экономики и управления подчинена задаче обеспечения качествен ногопрофессионального образования и воспитания студентов. Коллектив научно-педагогических работников и сотрудников деканата способен обеспечить единство учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской и инновационной работы на всех стадиях и этапах подготовки конкурентоспособных выпускников - молодых специалистов, деятельность которых в будущем может способствовать позитивному социально-экономическому развитию Поволжского региона.

Обучение на факультете осуществляется по очной и заочной формам; кроме того, имеется возможность освоения программ в сокращенные сроки. В настоящее время студенты факультета обучаются по следующим специальностям: «Менеджмент организации» (квалификация - менеджер); «Антикризисное управление» (квалификация - экономист-менеджер);

«Управление персоналом» (квалификация - менеджер); «Маркетинг» (квалификация - маркетолог); «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (квалификация - экономист); «Экономика и управление на предприятии отрасли (операции с недвижимым имуществом)» (квалификация - экономист-менеджер); «Налоги и налогообложение» (квалификация - специалист по налогообложению). Факультет динамично развивается, о чем свидетельствует то обстоятельство, что за последние три года были введены пять новых специальностей, соответствующих потребностям рынка труда современной России. В 2005/06 учебном году студентам представится возможность обучаться по направлению «Менеджмент» с получением степени (квалификации) бакалавра в области менеджмента (срок обучения - 4 года).

На протяжении всего периода существования факультета в деятельности его руководства и профессорско-преподавательского состава особое внимание уделяется повышению качества образовательного процесса, его учебно-методического обеспечения, эффективности контроля качества подготовки будущих специалистов, состоянию делопроизводства на кафедрах, совершенствованию внутрифакультетской системы контроля качества. Учебно-методический совет и деканат факультета нашли поддержку со стороны руководства академии в стремлении поднять престиж диплома, полученного на коммерческом факультете, изменить психологию абитуриента, чья довузовская подготовка заведомо ниже, чем у абитуриента, проходящего конкурсный отбор на бюджетные специальности.

Текущий контроль деятельности кафедр в области повышения качества подготовки специалистов осуществляетучебно-методический советфакуль-тета. Ведется плодотворная и планомерная работа по обновлению программы учебных дисциплин. Программы промежуточной аттестации и диагностических средств учитывают все требования к выпускникам и содержанию дисциплин, указанных в ГОС ВПО. Внутрифакультетская система контроля качества подготовки специалистов включает контроль со стороны деканата и кафедр факультета за качеством учебных занятий, подготовкой и проведением промежуточной и итоговой аттестации знаний студентов, внутри-семестровую проверку путем контрольного срезазнаний с использованием собственного фонда контрольных заданий и приобретенных тестов УМО.

В структуре факультета пять выпускающих и две общеакадемические кафедры, на которых проводится внутрисеместровая аттестация с целью повышения качества организации и содержания учебного процесса, практической подготовки студентов. Используются современные методики обучения и организационные формы учебного процесса. При всем их многообразии можно выделить следующие: ситуационные, ролевыеуправленческие игры, кейс-стади, тренинги, диспуты, комплексные занятия, занятия на

предприятиях, компьютерные практикумы, разбор конкретных ситуаций с применение интерактивных компьютерных программ, проведение семинарских занятий самими студентами. Все перечисленные методы обучения и формы организации учебного процесса применяются как при чтении основных курсов, так и на дисциплинах специализации. Выбираемые методики обучения являются многовариантными и разноплановыми.

За период обучения студентам предоставляется возможность закрепить и апробировать полученные теоретические знания на практике. В учебном процессе предусмотрено несколько видов практики, которые проходят на предприятиях различных организационно-правовых форм (более 80 организаций Саратова и Саратовской области). Студенты имеют возможность выбора места практики соответственно темам дипломных и курсовых проектов. Следует отметить, что в большинстве официальных отзывов работодателей отмечается высокая профессиональная подготовка студентов и их компетентность в решении производственных задач.

На факультете взят курс на непрерывную практическую деятельность студентов. Одной из форм получения практических навыков являются студенческие стажировки. В настоящее время несколько лучших студентов 3-го курса специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» проходят стажировку в Высшей школе государственного управления и финансов г. Людвигсбурга. Студенты специальностей «Управление персоналом», «Менеджмент организации» приглашены на стажировку в ОАО «Банк "Поволжское ОВК"» и в представительство ОАО «МДМ-банк».

На факультете регулярно анализируются сведения по востребованности будущих специалистов. Отмечается позитивная динамика по трудоустройству студентов и по персональным запросам на выпускников факультета. Активную помощь в трудоустройстве выпускников оказывает Студенческое кадровое агентство «Комильфо». Ежегодный мониторинг показывает, что специалисты, которые готовятся на факультете, востребованы на рынке труда. Подтверждением тому служит показатель трудоустройства: к моменту завершения обучения свыше 40% студентов уже имеют место работы. За все время существования факультета не получено ни одной рекламации с места работы выпускников.

В целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, культурно-массовой и спортивной работы развивается студенческое самоуправление. Студенты являются полноправными партнерами в управлении процессом получения высшего образования, принимают активное участие в жизни факультета, участвуют в органах студенческого самоуправления, занимаются в творческих коллективах студенческого клуба и спортивных секциях. В течение трех лет на факультете действует студенческий

волонтерский отряд, который активно сотрудничает с Саратовским отделением Детского фонда и занимается благотворительной деятельностью. Факультетские структуры студенческого самоуправления работают в тесном взаимодействии с деканатом, академическим центром развития творчества студентов, студенческим профкомом, кафедрой физической культуры и Советом НСО ПАГС, составляя целостную саморазвивающуюся систему.

Оценивая состояние воспитательной и внеучебной работы, анализируя количество и качество факультетских мероприятий, а также степень участия в них студентов, определяя роль кураторов и системы студенческого самоуправления, можно рассматривать эти элементы в качестве важной составляющей учебно-воспитательногопроцесса и действенного средства продвижения вуза на рынке образовательных услуг. Весь комплекс внеучебных мероприятий факультета экономики иуправления направлен на всестороннее развитие личности студента, воспитание активной жизненной позиции и совершенствование качества подготовки будущих специалистов.

Определяющими показателями деятельности факультета и составляющих его кафедр становятся итоговая аттестация выпускников, востребованность выпускаемых специалистов, соответствие учебной документации государственным образовательным стандартам. Исходя из этого, главным в перспективном развитии факультета является разработка инновационной политики и программ в рамках перспективного развития академии.

Анализ деятельности факультета за последние годы показывает, что произошли значительные позитивные изменения:кардинально улучшилась его материальная база; возросло число кафедр и укрупнились коллективы; обновляются профилирующие направления; открываются новые специальности; изменился качественный состав студентов (в частности, возросло количество медалистов, поступающих на коммерческие специальности); появились элементы содействия трудоустройству выпускников.

Как указывается во Всемирной декларации по высшему образованию, принятой на международной конференции по высшему образованию в ноябре 1998 г., качество высшего образования - это многомерное понятие, охватывающее все стороны деятельности вуза: учебные и академические программы,учебную и исследовательскуюработу профессорско-преподавательского состава и студентов, учебно-материальную базу и ресурсы.

В современном обществе создается среда, из которой рыночная конкуренция будет выбраковывать нежизнеспособных специалистов, исключать неэффективные формы и методы обучения. Предприимчивость станет одним из решающих способов осуществления образовательных процессов, а новый хозяйственный механизм - мощным рычагом, побудительной силой хорошей, инициативной работы специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.