УДК [378.096:657]:63(476.4)
ФАКУЛЬТЕТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА: ПОЛВЕКА ПОД ДЕВИЗОМ «НАУКА, СОВЕСТЬ, НЕЗАВИСИМОСТЬ» Н. В. ВЕЛИКОБОРЕЦ, С. С. СКОРОМНАЯ
УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия» г. Горки, Беларусь, 213407
(Поступила в редакцию 12.10.2016)
Бухгалтерия - это искусство. Профессия, требующая таланта и терпения.
Особый дар видеть за цифрами сложный мир экономики в ее взаимосвязях и гармонии.
И. Штеммлер, немецкий философ
История бухгалтерского учета насчитывает почти шесть тысяч лет и относится к IV веку до н.э.
По историческим меркам, 50-летний возраст факультета бухгалтерского учета совершенно незначительный, в то же время архивные данные свидетельствуют, что дисциплины бухгалтерско-экономической направленности преподавались в Горках практически с открытия Горыгорецкой земледельческой школы (ГЗШ). По «Положению о Горыгорецкой земледельческой школе» от 24 апреля 1836 г. во втором разряде «...из специальных агрономических наук намечались общая агрономия, сельская архитектура, лесоводство, осушка болот резание торфа и необходимые сведения из географии, истории и статистики сельского хозяйства» [3]. Изучение счетоводства и бухгалтерии было предусмотрено уже в низшем разряде ГЗШ. Составить учебный план теоретических курсов и практических занятий для высшего разряда Горыгорецкой земледельческой школы, было поручено профессору агрономии Б. А. Целлинскому. Несмотря на то, что Богдан Андреевич Целлинский работал профессором агрономии, тема его диссертации «Анализ нового основного налогового кадастра в Саксонии» говорит об агроэкономической направленности его научной деятельности. В учебный план предметов Б. А. Целлинский предлагал включить и сельскохозяйственную бухгалтерию. Трехлетний учебный план, утвержденный ученым комитетом Министерства государственного имущества 10 июня 1842 г. для высшего разряда Горыгорецкой земледельческой школы, был планом широкого профиля: он должен был готовить агрономов-универсалов с уклоном в административно-экономическую специальность. Среди учебных предметов значатся предметы: «Бухгалтерия и политическая арифметика», «Финансы и кадастр», «Хозяйственная география и статистика». На изучение дисциплины «Бухгалтерия и политическая арифметика» выделялось два часа во втором полугодии третьего класса, «Финансы и кадастр» изучались в первом полугодии третьего класса, а «Хозяйственная география и статистика» изучалась уже в первом классе. Кроме теоретических занятий в учебном плане предусматривались и практические работы. Во втором полугодии третьего класса были предусмотрены практические упражнения по счетоводству.
После преобразования в 1848 г. высшего разряда земледельческой школы в Горыгорецкий земледельческий институт были утверждены четырехлетние учебные планы, которые предполагали подготовку агронома универсала: одновременно и полевода, и животновода, и экономиста. Согласно Положению о Горыгорецком земледельческом институте от 30 июня 1848 г., из общих предметов преподавалась «Хозяйственная статистика России и других европейских стран», из специальных - «Сельская бухгалтерия». Четырехлетний срок обучения позволил увеличить число часов на некоторые предметы, прежде всего на технические и экономические. На экономические дисциплины число учебных часов увеличивалось в 2,5 раза. На третьем курсе выделялось 16 часов на изучение дисциплины «Сельскохозяйственная бухгалтерия», на 4 курсе предусматривалось 32 часа на изучение предмета «Сельскохозяйственная статистика в России». Одним из первых преподавателей сельскохозяйственной статистики в институте был Азаревич Иван Васильевич, ученый-экономист, юрист. После окончания юридического факультета Киевского университета с 1843 по 1859 гг. работал преподавателем в Горках. Основной специализацией И. Азаревича было правоведение, но он также преподавал статистику и политическую экономию. В 1855-1856 учебном году преподавание дисциплины «Сельскохозяйственная статистика» было поручено выпускнику Киевского университета, кандидату философии, старшему преподавателю Ф. А. Венцковскому. Сельскохозяйственную бухгалтерию в начале 50-х годов преподавал младший профессор В. И. Краузе. В 18551856 учебном году преподавание этого предмета было поручено адъюнкт профессору А. А. Гинцелю. Александр Александрович Гинцель окончил Киевский университет. С 1853 по 1864 гг. работал в Горках на кафедре Кадастра и люстрации. Среди основных учебников и учебных пособий экономической направленности в монографии С. Г. Цитовича отмечены: «.И. В. Азаревич - по хозяйственной статистике; А. И. Бутковский - «Опыт о народном богатстве», И. Я. Горлов - «Экономическая статистика России» и статистические очерки, составленные К. И. Арсеньевым» [3]. В Горыгорецком земледельческом училище среди специальных предметов изучалась и «Сельская бухгалтерия».
8 декабря 1859 г. было утверждено новое Положение о Горыгорецком земледельческом институте. Вместо четырехлетнего обучения вводилось трехлетнее. Согласно этому Положению, было увеличено количество часов на практику и уменьшалось на лекционно-теоретические занятия. Согласно новому учебному плану, в начале 60-х гг. среди обязательных предметов бухгалтерско-экономической направленности изучалась только дисциплина «Устройство хозяйства, счетоводство и управление
1 /-чА г /-ч ^
имением», на что выделялось восемьдесят часов. Среди необязательных - «Сельскохозяйственная статистика», на её изучение предполагалось 32 часа. В 1859 г. профессором Горыгорецкого земледельческого института зачислен Ю.Э. Янсон, впоследствии известный экономист и статистик. Юлий Эдуардович Янсон читал курс по политической экономии и статистике. А после закрытия института в Горках преподавал статистку и политэкономию Петербургском земледельческом институте. После восстановления в 1919 г. Горецкого сельскохозяйственного института, все вопросы учебной деятельности института первоначально рассматривались в специальных предметных комиссиях, которые были межфакультетские. Среди дисциплин, подведомственных экономической комиссия были: «Статистика общая и сельского хозяйства», «Бухгалтерия», «Счетоводство».
Судьбоносным событием для Горецкого сельскохозяйственного института явилось постановление Совета Народных Комиссаров БССР от 5 августа 1925 г. о слиянии Горецкого сельскохозяйственного института с Белорусским институтом сельского и лесного хозяйства и образовании Белорусской государст-
венной академии сельского хозяйства имени Октябрьской революции. В преобразованном вузе было четыре факультета: агрономический с тремя отделениями (животноводческим, растениеводческим и экономическим), землеустроительный, лесной и мелиоративный. Работало 34 кафедры, среди них значится кафедра статистики. Учебный план агрономического факультета на 1937 г. предусматривал изучение предметов «Высшая математика с вариационной статистикой» и «Учет, отчетность и анализ баланса». На инженерно-землеустроительном факультете изучали «Сельскохозяйственную статистику». На зоотехническом факультете изучали «Вариационную статистику», была здесь дисциплина «Учет и таксация». На факультете агрохимии и почвоведения изучалась дисциплина «Высшая математика с вариационной ста-тистикой»[2]. Согласно учебному плану агрономического факультета 1939 г., изучались дисциплины
л л ^ ^ 1 1 ^ и ^ тт
«Статистика», «Счетоводство», «Экономика и организация сельскохозяйственного производства». На Зоотехническом факультете изучались: «Сельскохозяйственная и вариационная статистика», «Организация сельскохозяйственного производства с учетом и отчетностью». На агрохимическом факультете -«Экономика и организация сельскохозяйственного производства». На инженерно-землеустроительном -«Экономика и организация сельскохозяйственного производства», «Учет земель» [3].
После окончания Великой Отечественной войны начался перевод всех отраслей народного хозяйства на производство продукции мирного назначения. Одним из самых масштабных преобразований в послевоенный период стала экономическая реформа 1965 г. Преобразования затронули промышленность, сельское хозяйство, сферы строительства и управления. Экономике нужны были квалифицированные кадры во всех отраслях народного хозяйства. Приказом № 778 от 26 сентября 1966 г. по Белорусской сельскохозяйственной академии из состава факультета Экономики и организации сельского хозяйства с 10 октября 1966 г. выделен факультет бухгалтерского учета с подчинением кафедр: бухгалтерского учета, финансов и механизации учета, статистики и экономического анализа.
Согласно вышеназванному Приказу:
§1. В связи с увеличением контингента студентов на факультете бухгалтерского учета и необходимостью улучшения руководства учебной, научной и воспитательной работой выделить с 10 октября 1966 г. из состава факультета экономики и организации сельского хозяйства факультет бухгалтерского учета с подчинением кафедр бухгалтерского учета, финансов и механизации учета, статистики и экономического анализа.
§2.Назначить исполняющим обязанности декана факультета бухгалтерского учета кандидата экономических наук Г. И. Гринмана.
Чтобы по достоинству оценить профессию бухгалтера и вклад, вносимый им в повышение эффективности хозяйственной деятельности и ее результативность Международный конгресс бухгалтеров в 1946 г. утвердил герб бухгалтера, предложенный знаменитым французским ученым Ж. Б. Дюмарше. На гербе бухгалтеров, признанном в качестве интернациональной эмблемы счетных работников, изображены солнце, весы и кривая Бернулли, и начертан девиз: «Наука, доверие, независимость». Солнце символизирует освещение бухгалтерским учетом финансово-хозяйственной деятельности, весы - баланс, а кривая Бернулли - символ того, что учет, возникнув однажды, будет существовать вечно.
Подобный подход к бухгалтерскому учету отражает как возросшую его роль в повышении требований к специалистам-бухгалтерам, так и интерес к этой профессии. Важнейшее качество бухгалтера -принципиальность, воля к справедливости, бухгалтер поступает по совести, т. е. все, что он делает, он делает согласно букве и духу закона. Это формирует его натуру цельной и наполняет содержание его работы глубоким смыслом. Бухгалтер должен обладать внимательностью, точностью, вдумчивостью, трудолюбием и выдержкой. За последние годы на факультете проведена большая работа по качественному обновлению содержания образования. На основе образовательных стандартов нового поколения разработаны учебные планы и программы с учетом инновационных технологий сельскохозяйственного производства, новых экономических моделей. Инновационные педагогические технологии на факультете развиваются по следующим направлениям: психолого-педагогическая переориентация профессорско-преподавательского состава (полноценное педагогическое общение со студентами, перенос центра тяжести на творческую самостоятельную работу студентов в сотрудничестве с преподавателями, формирование творческой личности путем индивидуального обучения, привитие потребности в самообразовании); применение модульно-рейтинговой системы обучения в целях активизации самостоятельной работы студентов, а также их научной и социальной деятельности; развитие методик обучения (информационные технологии, тестовый контроль знаний и др.); принцип воспитывающего обучения; совершенствование лекционной формы обучения, повышение дидактической значимости лекционных курсов, управление познавательной деятельностью студентов в процессе лекционного обучения, применение методов проблемного изложения учебного материала; обучающе-исследовательский принцип (развивающее обучение), реализация дидактического постулата «от школы памяти - к школе мышления»; ориентация учебных планов и программ на экономико-управленческую и инновационную деятельность; реализация компетентностной модели подготовки для деятельности в сфере АПК.
Факультет бухгалтерского учета имеет славную 50-летнюю историю, динамично развивается и осуществляет свою деятельность в рамках современных требований к образовательной, научной и воспитательной работе. Для подготовки специалистов высокого уровня у факультета бухгалтерского
/— /— и 6 1 т/ Ж. т/ 1 и
учета есть все необходимые условия: бесценный накопленный опыт, высококвалифицированный профессорско-преподавательский коллектив, современная материальная и крепкая учебно -методическая база, научные школы и многолетние традиции, целеустремленные и творческие студенты. Здесь уважают и ценят каждого, специальности учат с любовью.
Согласно мнению сотрудников факультета, его студентов и выпускников, на протяжении многих лет профессия бухгалтера остается не только одной из самых востребованных на кадровом рынке профессий, но и одновременно дает шанс сделать блестящую карьеру, организуя бухгалтерский учет на предприятиях АПК, в министерствах и ведомствах, контрольных и ревизионных службах.
ЛИТЕРАТУРА
1 Справочник для поступяютттих в Белорусский сельскохозяйственный институт. — Горы-Горки, 1937. — С. 6—8.
2 Справочник для поступяютттих в 1939 году — Горыт-Горки 1939 — С 5—10
3 ТТитович С Г Горытгоренкий земледельческий институт — первая в России высшая сельскохозяйственная школа (1836—1864 гг.) / С. Г. Цитович. — Горки, 1960. — С. 50, 133.