Научная статья на тему 'Факультативный курс "Глобальная география" как способ повышения уровня образования учащихся старших классов'

Факультативный курс "Глобальная география" как способ повышения уровня образования учащихся старших классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС / ГЛОБАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ / СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ / ЕГЭ ПО ГЕОГРАФИИ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ELECTIVE COURSE / GLOBAL GEOGRAPHY / SOCIO-ECONOMIC GEOGRAPHY / THE UNIFIED STATE EXAMINATION ON GEOGRAPHY / SECONDARY SCHOOL / QUALITY OF EDUCATION / TECHNOLOGY OF GEOGRAPHICAL TRAINING / PROJECT ACTIVITIES / ACTIVE TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бессмертный Илья Валерьевич, Меринова Юлия Юрьевна, Латун Владимир Владимирович

В условиях современного быстро меняющегося мира на первый план выходит способность быстро находить и анализировать нужную информацию. Развивать эту способность необходимо начиная со школы. География как предмет, синтезирующий в себе естественнонаучное и гуманитарное начала, максимально подходит для этой цели. В статье представлена разработка факультативного курса для учащихся старших классов «Глобальная география» и результаты её применения на практике. Курс обладает междисциплинарной направленностью, позволяет систематизировать полученные ранее знания общегеографических процессов и закономерностей, раскрывает географическое многообразие, выявляет основные глобальные проблемы современности и показывает возможные способы их решения. Изучение факультатива «Глобальная география» в старших классах позволяет интегрировать знания, полученные по другим предметам и максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии. Авторами раскрывается, что освоение данного курса через межпредметные связи способствует развитию логического мышления учащихся, расширению их географического кругозора. Факультативная дисциплина формирует метапредметные и предметные знания, умения и навыки. «Глобальная география» ставит целью познание учащимися пространственных проявлений общепланетарных процессов и явлений и параллельно подготовку школьников к сдаче ЕГЭ. В статье рассмотрены дидактические основы проведения данного курса, описаны методы, которые использовались в процессе обучения, приведены примеры внеклассной работы, которую целесообразно использовать в совокупности с основными аудиторными занятиями. Авторы, основываясь на результатах промежуточных тестирований в формате ЕГЭ и текущих оценках слушателей курса, анализируют динамику успеваемости и качества знаний школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бессмертный Илья Валерьевич, Меринова Юлия Юрьевна, Латун Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elective course ’’Global Geography” as a way to improve the quality of education of high school students

. In the conditions of today's rapidly changing world, the ability to quickly find and analyze the necessary information comes to the fore. It is necessary to develop this ability starting from school. Geography as a subject synthesizing the natural-science and humanitarian principles, is most suitable for this purpose. The article presents the development of an optional course for high school students “Global Geography” and the results of its application in practice. The course has an interdisciplinary focus, allows you to systematize the previously obtained knowledge of general geographical processes and patterns, reveals geographical diversity, identifies the main global problems of our time and shows possible ways to solve them. Studying the Global Geography elective in high school allows you to integrate knowledge gained in other subjects and make the most of the general educational and cultural potential of geography. The authors reveal that the development of this course through interdisciplinary communication contributes to the development of logical thinking of students, expanding their geographical horizons. Optional discipline forms multidisciplinary and subject knowledge and skills. "Global geography" aims to learn students of the spatial manifestations of planetary processes and phenomena and in parallel to prepare students for the Unified State Exam. The article discusses the didactic foundations for conducting this course, describes the methods that were used in the learning process, gives examples of extracurricular work that it is advisable to use in conjunction with the main classroom activities. The authors, based on the results of intermediate tests in the Unified State Exam format and current assessments of course participants, analyze the dynamics of academic performance and the quality of knowledge of high school students.

Текст научной работы на тему «Факультативный курс "Глобальная география" как способ повышения уровня образования учащихся старших классов»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com

2019, №1, Том 7 / 2019, No 1, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-1-2019.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/85PDMN119.pdf

Статья поступила в редакцию 14.02.2019; опубликована 05.04.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Бессмертный И.В., Меринова Ю.Ю., Латун В.В. Факультативный курс «Глобальная география» как способ повышения уровня образования учащихся старших классов // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/85PDMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Bessmertnyi I.V., Merinova Yu.Yu., Latun V.V. (2019). Elective course "Global Geography" as a way to improve the quality of education of high school students. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/85PDMN119.pdf (in Russian)

УДК 371.214.41 ГРНТИ 14.25.19

Бессмертный Илья Валерьевич

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия

Магистрант 2 курс МБОУ «Лицей №3», Батайск, Россия Учитель географии E-mail: bessmertny74@gmail.com РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=959242

Меринова Юлия Юрьевна

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия Доцент кафедры «Социально-экономической географии и природопользования»

Кандидат географических наук E-mail: yuliyamerinova@yandex.ru РИНЦ: http://elibrary. ru/autho r_profile. asp ?id=729553

Латун Владимир Владимирович

ФГАОУ ВО «Южный Федеральный Университет», Ростов-на-Дону, Россия Заведующий кафедрой «Социально-экономической географии и природопользования»

Кандидат географических наук, доцент E-mail: vlatun@yandex.ru РИНЦ: http://elibrary. ru/autho r_profile. asp ?id=365432

Факультативный курс «Глобальная география» как способ повышения уровня образования учащихся старших классов

Аннотация. В условиях современного быстро меняющегося мира на первый план выходит способность быстро находить и анализировать нужную информацию. Развивать эту способность необходимо начиная со школы. География как предмет, синтезирующий в себе естественнонаучное и гуманитарное начала, максимально подходит для этой цели.

В статье представлена разработка факультативного курса для учащихся старших классов - «Глобальная география» и результаты её применения на практике. Курс обладает междисциплинарной направленностью, позволяет систематизировать полученные ранее знания общегеографических процессов и закономерностей, раскрывает географическое многообразие, выявляет основные глобальные проблемы современности и показывает

https://mir-nauki.com

возможные способы их решения. Изучение факультатива «Глобальная география» в старших классах позволяет интегрировать знания, полученные по другим предметам и максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии. Авторами раскрывается, что освоение данного курса через межпредметные связи способствует развитию логического мышления учащихся, расширению их географического кругозора. Факультативная дисциплина формирует метапредметные и предметные знания, умения и навыки. «Глобальная география» ставит целью познание учащимися пространственных проявлений общепланетарных процессов и явлений и параллельно - подготовку школьников к сдаче ЕГЭ.

В статье рассмотрены дидактические основы проведения данного курса, описаны методы, которые использовались в процессе обучения, приведены примеры внеклассной работы, которую целесообразно использовать в совокупности с основными аудиторными занятиями. Авторы, основываясь на результатах промежуточных тестирований в формате ЕГЭ и текущих оценках слушателей курса, анализируют динамику успеваемости и качества знаний школьников.

Ключевые слова: факультативный курс; глобальная география; социально-экономическая география; ЕГЭ по географии; общеобразовательная школа; качество образования; технологии географического обучения; проектная деятельность; активные методы обучения

Разностороннее и постоянное развитие интеллектуального и личностного потенциала обучающихся, умение развиваться и самообразовываться, наличие знаний в различных областях способствует их дальнейшей успешной интеграции в общество. «Раздвигать границы» познания необходимо со школьной скамьи. Важным элементом для достижения этих целей служат факультативные занятия. Факультативы - это занятия в группах от 5 человек, направленные на повышение заинтересованности обучающихся в предмете, углубление их содержания, активизацию исследовательской и познавательной деятельности, интеллектуально развитие, подготовку к продолжению образования и профессиональную ориентацию.

Целенаправленно методическое и педагогическое изучение факультативов началось со второй половины ХХ века. Идеи о необходимости проведения дополнительных занятий с отдельными учащимися с целью углубленного изучения предметов возникла у педагогов в конце XIX века. В России эта форма учебной работы была введена только в 1966 году постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней образовательной школы», в котором было рекомендовано всем школам проведение в 7-10 классах факультативных занятий «...для углубления знаний учащихся, для развития их интересов и способностей» [11]. Это, по мнению В.В. Фирсова, «...явилось важным

https://mir-nauki.com

шагом в деле совершенствования системы среднего образования» [13]. С этого времени факультативные курсы стали одним из основных видов внеклассной работы со школьниками.

Наиболее длительно и детально данную проблематику рассматривал М.А. Мельников, который работал над дифференциацией учебного процесса в контексте необходимости начального профессионального обучения [4] и В.А. Юдин, определявший факультативный курс как «необязательные занятия школьника по предмету, его занятия приносят большую пользу не только учащимся, но самому учителю. Они заставляют его пользоваться литературой и таким образом обновлять, и углублять свои познания, косвенно повышая качество классной работы и выявлять способных учеников, желающих продолжать образование». Д.А. Эпштейн был сосредоточен на разработке содержания факультативов по естествознанию и ввел в педагогику основные его характеристики. Согласно Д.А. Эпштейну, любой факультатив должен:

1. обеспечить углубленное изучение понятий, рассматриваемых в основном курсе;

2. быть цельным, не состоять из множества разрозненных и мелких вопросов;

3. иметь объём, не выходящий за рамки школьной программы [14].

Образовательно-воспитательное значение факультативов определяется не только тем, что они углубляют знания школьников, по сравнению с программными, но и тем, что они вооружают обучающихся приёмами учебной работы, необходимыми для дальнейшего образования и самообразования. Учителя ведут факультативные занятия по утвержденной программе, однако присутствует вариативность в выборе отдельных разделов. Структурно каждое занятие представляет органическое сочетание теоретических и практических частей, в которых практические занятия представляют наибольший интерес и дают возможность активизировать деятельность учащихся [9].

Развитием и совершенствованием научных подходов и методики проведения факультативных занятий занимаются многие отечественные учёные. Так, И.Д. Зверев работал в направлении развития метапредметных связей посредством создания курсов в области экологического образования [5], М.Н. Скаткин и Э.Т. Костяшкин рассматривали факультатив как способ активизации познавательной деятельности и разработали модель школы будущего, в которой особая роль уделялась факультативным курсам [10]. Д.В. Аносов, В.И. Арнольд, В.И. Кузьминов, В.Д. Щадриков, при участии многих других учёных-педагогов, разработали «Концепцию модернизации российского образования» [8], в которой проблема профильной дифференциации обучения посредством курсов по выбору поставлена приоритетной задачей реформирования средней школы.

Формирование гармоничного развитой личности, обладающей целостной научной картиной мира, помимо прочего, предполагает географическую наполненность естественнонаучных и гуманитарных знаний. География является единственной школьной дисциплиной, синтезирующей социальное и естественное направления в науке. Её изучение в достаточном объёме, с учётом жесткой ограниченности выделенных аудиторных часов, возможно только в рамках факультативных курсов, читающихся помимо основной учебной программы. В этой связи возникает необходимость в разработке и введении факультативных курсов географической направленности в старших классах неспециализированных общеобразовательных учреждений или школ с углубленным изучением отдельных предметов общегуманитарного, филологического или математического блоков. Таким образом, основной целью данного исследования стала разработка и апробация автором факультативного курса «Глобальная география». Эффективность факультатива оценивалась при помощи анализа результатов обучения.

Факультативный курс «Глобальная география» является программой повышенного уровня обучения для учащихся 10-11 классов естественнонаучного профиля Лицея № 3 города Батайска Ростовской области. В соответствии с учебным планом образовательного учреждения, объём курса составляет 70 часов на протяжении двух лет обучения (запланировано проведение 35 часов аудиторных занятий в десятом и одиннадцатом классах), причём второе полугодие одиннадцатого класса полностью посвящено непосредственной подготовкой к ЕГЭ. Учебная нагрузка составляет 1 час в неделю [3]. Общее количество школьников, регулярно посещающих факультатив, составляет 6 человек.

Необходимость введения факультатива была обусловлена увеличением количества учащихся, желающих сдать единый государственный экзамен по географии. По результатам обработки заявлений на участие в ЕГЭ в 2019 году было определено пять учащихся, выбравших для сдачи географию, до этого данный экзамен сдавался лишь единожды в 2013 году только одним учеником.

Курс «Глобальная география» разработанный автором с отчётливой междисциплинарной направленностью, позволяет систематизировать полученные ранее знания общегеографических процессов и закономерностей, раскрывает географическое разнообразие и, вместе с тем, единство мира, выявляет основные проблемы, с которыми сталкивается человек в процессе хозяйственной деятельности, и показывает возможные способы их решения. Изучение факультатива в старших классах позволяет интегрировать знания, полученные по другим предметам, максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного курса, сочетать концентрический и линейно-ступенчатый принципы обучения. Курс ставит целью познание учащимися пространственных проявлений общепланетарных процессов и явлений и, одновременно, подготовку школьников к сдаче ЕГЭ.

Освоение данного курса через межпредметные связи способствует развитию логического мышления учащихся, расширению их географического кругозора. Факультатив формирует метапредметные и предметные умения (объяснять, сравнивать, классифицировать, определять, обобщать, составлять описания, находить информацию). На занятиях запланировано проведение информационных занятий, рассматривающих базовые термины, определения, игровых форм обучения, способствующих развитию самостоятельного мышления, практических и творческих задач с использованием картографического материала, закрепляющих навыки работы с картами. Содержание материала подобрано с учётом возрастных особенностей обучающихся, их интересов, знаний и способностей.

Курс «Глобальная география» предполагает определенную логику построения занятий: от обзора глобальных естественнонаучных и общественных проблем к более детальной характеристике отдельных проблем человечества и особенностям пространственного развития государств мира, с одновременной тренировкой решения заданий ЕГЭ соответствующей темы. В процессе освоения курса учащиеся рассматривают территориальную структуру и трансформацию социально-экономические и этнокультурных систем и процессов, трансграничное взаимодействие и миграционные процессы, географические аспекты рационального природопользования и охраны окружающей среды в условия глобальных и региональных изменений, демографические процессы на примере Ростовской области в парадигме реализации регионального компонента образования. Такой подход направлен на поддержание и повышение мотивации обучающихся и на целостное восприятие дисциплины.

Занятия по факультативу проводятся как в традиционной форме уроков под руководством учителя, так и в виде индивидуальных заданий, предполагающих самостоятельную проработку учениками отдельных тем, работу над домашними заданиями. Содержание факультатива, в виде названий разделов и тем, представлено в таблице 1.

Таблица 1

Содержание факультативного курса «Глобальная география»

Название раздела Темы раздела

Введение Глобальная география: терминология и содержание. Систематизация глобальных проблем.

Современный облик Земли Изменившийся облик Земли. География населения. Этнография. Политическая карта современного мира. Экономическая дифференциация мира. Крупнейшие страны мира. Социально-экономическая характеристика крупнейших стран мира. Международные организации.

Глобальные проблемы человечества и их отражение в Ростовской области Демографическая проблема. Проблема здоровья и долголетия. Глобальный этнический кризис. Демографическая характеристика Ростовской области. Проблема отсталости. Продовольственная проблема. Энергетическая проблема. Сырьевая проблема. Проблема Мирового океана. Другие глобальные проблемы современности: проблема преступности, терроризм и региональные конфликты; проблема урбанизации; проблема технологических аварий; проблема дефицита демократии и свободы; предотвращение ядерной войны и сохранение мира на Земле; всемирное наследие ЮНЕСКО.

Геоэкология Биосфера как планетарная организация жизни. Техногенез: глобальные масштабы и региональные проявления. Глобальная экология. Экология атмосферы, гидросферы, педосферы. Социальная экология. Геоэкология России и Ростовской области.

Подготовка к ЕГЭ Географические модели. Литосфера. Атмосфера. Гидросфера. Формы, размеры, движение Земли. Географическая оболочка как крупнейший природно-территориальный комплекс. География отраслей промышленности.

Составлено авторами

Особое место в дидактической составляющей курса является использование исследовательского и метода проектного обучения. География - это дисциплина в которой использование метода проектного обучения может принести наиболее существенные результаты. Особенность географии как дисциплины, непосредственно привязанной к пространству, открывает возможности для включения метода проектов при изучении факторов пространственного размещения промышленности, миграционных потоков, изучения политического и административного устройства государств и регионов, становления и развития агломераций и конурбаций. Помимо очевидной дидактической пользы проектного метода в географии, он также стимулирует интерес к предмету и познавательную активность посредством активизации стремления мотивированных подростков положительно выделиться на фоне остальных.

В процессе прохождения курса обучения учащиеся выполняют два проекта, посвящённых геоэкологической и демографической сторонам факультатива. Первый из них предполагает разработку проекта «собственного» предприятия какой-либо отрасли промышленности, по выбору обучающегося с проработкой природоохранных, экономических и логистических аспектов производства. В предложенной работе обучающиеся самостоятельно формулируют цели и задачи, которые необходимо решить в процессе создания проекта, выбирают место размещения будущего производства на основе факторов размещения конкретного вида промышленного предприятия с использованием геоинформационных систем таких как Google Maps и Яндекс Карты, обосновывают свой выбор, представляют основные характеристики участка (его размеры, площадь, близость авто и железнодорожных магистралей, наличие сопутствующих коммуникаций), дают характеристику самого производства (выпуск какой продукции планируется, необходимое сырьё и оборудование, необходимость или ее отсутствие для размещения лабораторий или исследовательских центров на базе предприятия). Помимо этого, учащиеся формируют необходимый штат персонала, описывая его примерное количество и уровень квалификации, формулируют логистические аспекты деятельности предприятия, возможные рынки сбыта продукции. Особое внимание в проекте уделяется природоохранным аспектам производства, а именно: какие вредные

https://mir-nauki.com

вещества образуются в производственном процессе, какие существуют методы минимизации экологических рисков, степень возможного влияния и трансформации окружающих ландшафтов. Подготавливая проект обучающиеся усваивают на практике как общегеографические знания (факторы размещения производств, работа с простейшими геоинформационными системами), так и узкоспециализированные междисциплинарные знания конкретной области промышленного производства.

Второй проект нацелен на получение и усвоение обучающими знаний в области географии населения и основ демографии. Слушателям факультатива предлагается выполнить максимально полную, исходя из их возрастных особенностей, характеристику населения одной из крупнейших стран мира (США, Китай, Великобритания, Канада, Бразилия, Мексика, Индия, ЮАР, Австралия, Япония, Пакистан, Турция), которая заключается в раскрытии следующих аспектов: численность населения и её динамика (включая расчет перспективной численности населения), воспроизводство населения, половая и возрастная структуры населения, состояние здоровья, продолжительность и образ жизни, расовый, этнический, языковой, религиозный и социальный состав населения, его размещение (с самостоятельным расчетом плотности населения страны в целом и её отдельных регионов), городское и сельское населения, урбанизация, трудовые ресурсы и их использование. На аудиторных занятиях учителем дается характеристика Ростовской области согласно приведенному выше плану в рамках реализации регионального компонента образования. Рассматривая демографическую характеристику Ростовской области, учащиеся формируют умение работать со статистическим материалом, находить необходимую статистку использую различные официальные источники информации, анализировать найденные данные и делать выводы по ним. На факультативах учитель приводит обобщенную информацию по каждой из характеристик населения, а учащиеся дополняют ее, самостоятельно используя поисково-исследовательский метод. Население Ростовской области рассматривается очень детально, в частности, приводятся основные тенденции динамики численности населения, рождаемости и смертности, брачности, разводимости и их пространственной дифференциации в разрезе муниципальных районов области.

Слушатели факультативного курса представляют результаты своих исследований, используя мультимедийные технологии такие как презентации Power Point, интерактивные карты и другие ресурсы: Google Maps, Google Street View, а также Google Таблицы и Google Презентации, которые открывают возможности совместного использования и редактирования материалов в режиме реального времени.

Оправданным, в рамках факультатива, представляется применение таких актуальных методов активизации познавательной активности обучающихся как: деловые игры и брейн-ринг. Брейн-ринг используется при изучении тем, требующих скорости реакции, навыков работы с картой, умений быстро отвечать на вопросы, запоминать точные, детальные факты и названия (политическая карта мира, столицы государств и их основные города, административное деление стран). Деловые игры применяются при изучении более обширных тем, тренирующих умения дискутировать, рассуждать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, прогнозировать ситуацию, делать собственные выводы и предложения, путём проведения дебатов по актуальным мировым событиям (глобальные проблемы человечества, формирование модели ООН) [6]. Участие в данных мероприятиях, помимо постоянно посещающих факультатив школьников, регулярно принимают ещё порядка 5-7 учащихся 10-11 классов. Таким образом, реализуется концепция метапредметного образования, происходит синтез географии и общественных дисциплин: истории, права, экономики и др.

Кроме вышеперечисленных интерактивных занятий, реализуемых в стенах школы, доказало свою эффективность посещение учащимися различных внеурочных мероприятий

https://mir-nauki.com

географической направленности, которые были направлены на повышение качества географических знаний и умений и на улучшение интеллектуального и эмоционального настроя учащихся, повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время [9]. Слушатели курса принимали участие в олимпиадах и конференциях (муниципальный и региональный этапы Всероссийской олимпиады школьников по географии, Олимпиада ЮФУ по географии, школьная секция всероссийской научной конференции «Проблемы социально-экономической географии и природопользования» ИНоЗ ЮФУ), научных и образовательных акциях (Географический диктант, Фестиваль науки Юга России), в мероприятиях Недели науки Института наук о Земле ЮФУ (посещение крупнейшего на юге России Минералогического музея, участие в мастер-классах, открытых лекциях, работе коворкинг-лаборатории).

В целом, разработанный факультативный курс «Глобальная география» выгодно отличается именно систематическим использованием системно-деятельностного подхода и комбинированием исследовательской, традиционной лекционной и игровой деятельности обучающихся в соотношении 50х20х30.

В процессе апробации разработанного факультативного курса проводился естественный педагогический эксперимент. Согласно М.Н. Скаткину, педагогический эксперимент это «...метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт» [10]. Ю.З. Кушнер понимает его как «... активное вмешательство исследователя в изучаемое им педагогическое явление с целью открытия закономерностей и изменения существующей практики» [7]. И.Ф. Харламов определяет эксперимент как «.специальную организацию педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных предположений, или гипотез» [12].

Естественный эксперимент, объектом которого стали методы и формы обучения географии в рамках факультатива «Глобальная география», проводится в форме обычных уроков или внеклассных занятий. Суть его состояла в том, что исследователь, анализируя те или иные педагогические явления, стремится создать педагогические ситуации таким образом, чтобы они не нарушали привычного хода обучающей деятельности и, в этом смысле, носили естественный характер. Гипотеза поставленного эксперимента заключалась в том, что факультативный курс будет способствовать повышению успеваемости обучающихся.

Для оценки качества и глубины знаний обучающихся, в рамках проведения естественного эксперимента, были использованы следующие виды и формы контроля: стартовый, текущий и итоговый контроль; собеседование, зачёт, семинары, практикумы, рефераты, контрольные и тренировочные упражнения, периодические тестирования в формате ЕГЭ. Так как одной из целей создания факультатива является непосредственная подготовка к ЕГЭ, на каждое занятие обучающиеся самостоятельно решают один вариант теста из следующих ресурсов: сборника тренировочных заданий Эртель А.Б., сборника ЕГЭ-2019 [15] и ЕГЭ-2019 Барабанова В.В. [1; 2], конструктора КИМ ЕГЭ сайта «Решу ЕГЭ». Средний балл ЕГЭ по учебному заведению заложен на уровне не менее 70 баллов по результатам сдачи единого государственного экзамена.

На первом занятии факультатива было проведено входное тестирование в формате ОГЭ-9, для определения общего уровня владения предметом записавшихся слушателей. Оно выявило пробелы в знаниях по общему землеведению, строению и свойствам геосфер, практическим умениям работы с картографическим материалом.

В течение первого года обучения «Глобальная география» были проведены четыре контрольных теста в формате ЕГЭ с целью мониторинга качества усвоения теоретического материала и умения применять полученные знания при решении тестов ЕГЭ. Первое тестирование - после первого полугодия (2017-2018 учебный год), второе - в конце мая (2018

года), третье - в начале нового учебного года (2018-2019), четвертый - в январе 2019 года. Оценивание полученных результатов также проводилось в формате ЕГЭ с использованием первичного и вторичного тестовых баллов. Результаты тестов по всем слушателям факультатива были обобщены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты тестирования слушателей факультатива «Глобальная география» в формате ЕГЭ-11

№ Первый контроль Второй контроль Третий контроль Четвертый контроль

Первичный балл Вторичный балл Первичный балл Вторичный балл Первичный балл Вторичный балл Первичный балл Вторичный балл

1 21 49 32 61 31 60 38 67

2 17 44 24 52 25 53 35 64

3 14 41 22 50 22 50 32 61

4 23 51 37 67 35 64 41 74

5 31 60 41 74 40 69 42 78

6 33 62 43 83 43 83 44 87

Составлено авторами

Как видно из представленной таблицы, динамика качества и глубины знаний обучающихся в целом положительная. По результатам третьего входного контроля наблюдается некоторая отрицательная тенденция, что, может быть объяснено временем проведения контроля: после летних каникул без предварительного повторения изученного ранее материала. Данный контроль наглядно показывает, какие навыки и знания были усвоены на недостаточном уровне. Остаточные знания по первой части ЕГЭ были сопоставимы со вторым контролем перед каникулами, однако полностью были утрачены навыки решения заданий цикла земля как планета, среди некоторых обучающихся отмечено снижение качества решения задач на построение профиля рельефа местности. Четвертый контроль наглядно демонстрирует улучшение качества усвоения учебного материала. Средний вторичный балл по образовательному учреждению по результатам четвертого контроля составляет 72, что соответствует заявленной планке.

~5

4 -----

3 -----

2

1

0 _1----------------

Оценки в аттестате Первое полугодие Второе полугодие Третье полугодие Прогнозируемые

оценки четвертого полугодия

□ оценка "5" □ оценка "4" □ оценка "3"

Рисунок 1. Распределение итоговых оценок слушателей факультатива (составлено авторами)

Помимо более уверенного решения тестов ЕГЭ, слушатели факультатива улучшили и текущие оценки по предмету, что подтверждается их итоговыми оценками за полугодия (рис.

https://mir-nauki.com

1). Из шести учеников, постоянно посещающих факультативный курс, в аттестате за 9 класс один ученик получил оценку «отлично», четверо - «хорошо», и ещё один -«удовлетворительно». По результатам первого полугодия 2018-2019 учебного года двое слушателей справились с дисциплиной на «отлично», остальные учащиеся «хорошо». По итогам проведенного эксперимента гипотеза исследования подтвердилась, успеваемость слушателей факультатива, согласно результатами проведённых тестирований, выросла. Обучающиеся успешно справляются практически со всеми заданиями блока социально-экономической географии и основной частью заданий блока физической географии.

Таким образом, факультативный курс «Глобальная география» способствует повышению качества знаний обучающихся в области социально-экономической географии; поддерживает мотивацию и интерес к изучению предмета; формирует пространственное мышление, как на глобальном, так и на региональном уровнях; развивает способности обучающихся к поиску и анализу географической информации; учит работе с базами данных государственной статистики. Включение игровых, исследовательских и проектных методов обучения в факультатив не только способствует повышению общего уровня образования учащихся старших классов, но и формирует самостоятельность и умение работать в команде. Как итог апробации, курс будет продлен на новый учебный год, что поспособствует его дальнейшему совершенствованию, как с методической стороны, так и с позиции тематического разнообразия.

https://mir-nauki.com

ЛИТЕРАТУРА

1. 2.

3.

4.

5.

6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Баранов В.В. ЕГЭ-2019. География. Типовые тестовые задания / Москва / Экзамен, 2018.

Баранов В.В. ЕГЭ-2018. География. Типовые тестовые задания / Москва / Экзамен, 2017.

Бессмертный И.В., Меринова Ю.Ю., Латун В.В. Факультативный курс «Глобальная география» в общеобразовательной школе. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные вопросы наук о Земле в концепции устойчивого развития Беларуси и сопредельных государств» / Гомель, 2018.

Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия / М.: «Большая Российская энциклопедия», 1993.

Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе / М.: Педагогика, 1981.

Коновалов А.Н., Сажнёв Т.М., Меринова Ю.Ю. Использование активных методов обучения в преподавании социально-экономической географии в школе // сб. материалов международной научно-практической конференции Наука, образование, общество - Тамбов: Издательство: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. - с. 61-63.

Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования / Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Москва, 2002.

Пресняков В.Н. Организация внеклассной работы по географии / Саранск, 2010.

Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении / М.: АПН РСФСР, 1965.

Фирсов В.В. Состояние и перспектива развития факультативных занятий / М.: Просвещение, 1976.

Харламов И.Ф. Педагогика / М.: Гардарики, 1999.

Хрестоматия по истории советской школы и педагогики.: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. гл. - корр. АПН СССР, д-ра пед. наук, проф. А.Н. Алексеева и канд. пед. наук, доцента И.П. Щербова. - М.: Просвещение, 1972.

Эпштейн Д.А. Проблема политехнизации средней общеобразовательной школы / М.: «Знание», РСФСР, 1977.

Эртель А.Б., Чичерина О.В., Соловьева Ю.А. ЕГЭ-2019. География. Тренировочные варианты. 20 вариантов / Эксмо-Пресс, - Москва, 2018.

https://mir-nauki.com

Bessmertnyi Ilia Valerievich

Southern federal university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: bessmertny74@gmail.com

Merinova Yuliya Yurievna

Southern federal university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: yuliyamerinova@yandex.ru

Latun Vladimir Vladimirovich

Southern federal university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: vlatun@yandex.ru

Elective course "Global Geography" as a way to improve the quality of education of high school students

Abstract. In the conditions of today's rapidly changing world, the ability to quickly find and analyze the necessary information comes to the fore. It is necessary to develop this ability starting from school. Geography as a subject synthesizing the natural-science and humanitarian principles, is most suitable for this purpose.

The article presents the development of an optional course for high school students - "Global Geography" and the results of its application in practice. The course has an interdisciplinary focus, allows you to systematize the previously obtained knowledge of general geographical processes and patterns, reveals geographical diversity, identifies the main global problems of our time and shows possible ways to solve them. Studying the Global Geography elective in high school allows you to integrate knowledge gained in other subjects and make the most of the general educational and cultural potential of geography. The authors reveal that the development of this course through interdisciplinary communication contributes to the development of logical thinking of students, expanding their geographical horizons. Optional discipline forms multidisciplinary and subject knowledge and skills. "Global geography" aims to learn students of the spatial manifestations of planetary processes and phenomena and in parallel - to prepare students for the Unified State Exam.

The article discusses the didactic foundations for conducting this course, describes the methods that were used in the learning process, gives examples of extracurricular work that it is advisable to use in conjunction with the main classroom activities. The authors, based on the results of intermediate tests in the Unified State Exam format and current assessments of course participants, analyze the dynamics of academic performance and the quality of knowledge of high school students.

Keywords: elective course; global geography; socio-economic geography; the Unified State Examination on geography; secondary school; quality of education; technology of geographical training; project activities; active teaching methods

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.