Научная статья на тему 'Факультативные занятия как способ повышения языковой компетенции студентов'

Факультативные занятия как способ повышения языковой компетенции студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1046
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВАЛЬВАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ / НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / MORAL CULTURE / ПРOФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / PROFESSIONAL ADAPTATION / ПОДЧИНЯТЬСЯ ЗАКОНАМ / TO CONFORM TO THE LAWS / СОЦИАЛЬНАЯ ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ / SOCIAL DISCREPANCY / УВАЖАТЬ МНЕНИЕ / TO RESPECT THE OPINION / НЕГАТИВНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / NEGATIVE STEREOTYPES / ОТКАЗ ОТ НАСИЛИЯ / КУЛЬТУРНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ DEVALUATION OF VALUES / CULTURAL PLURALISM / REFUSAL OF VIOLENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теплова Наталья Владимировна

Данная статья затрагивает проблемы организации внеаудиторных занятий в технических высших учебных заведениях. Автор подробно описывает основные методы повышения уровня языковой подготовки студентов на факультативных занятиях по иностранному языку. Активное использование нашими студентами иностранных языков в своей профессиональной деятельности остается сегодня одной из основных задач. Факультативный курс помогает сделать саму систему преподавания иностранного языка более гибкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Теплова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article bellow deals with problems of organization of out-of-classes activities at the technical higher educational establishments. The author in details describes the main techniques of increasing the students’ level of language training within the course of optional studies. The active usage of the foreign languages by our students in their professional activity remains one of the essential tasks today. Optional courses help to make the system of the language training itself more flexible.

Текст научной работы на тему «Факультативные занятия как способ повышения языковой компетенции студентов»

УДК 371.31

H. В. Теплова, преподаватель (БГТУ)

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

Данная статья затрагивает проблемы организации внеаудиторных занятий в технических высших учебных заведениях. Автор подробно описывает основные методы повышения уровня языковой подготовки студентов на факультативных занятиях по иностранному языку. Активное использование нашими студентами иностранных языков в своей профессиональной деятельности остается сегодня одной из основных задач. Факультативный курс помогает сделать саму систему преподавания иностранного языка более гибкой.

The article bellow deals with problems of organization of out-of-classes activities at the technical higher educational establishments. The author in details describes the main techniques of increasing the students' level of language training within the course of optional studies. The active usage of the foreign languages by our students in their professional activity remains one of the essential tasks today. Optional courses help to make the system of the language training itself more flexible.

Введение. Модернизация системы образования и ее содержания повысила значимость иностранного языка как дисциплины, направленной на формирование коммуникативных языковых компетенций. В первую очередь это касается языка специальности, который становится необходимой и обязательной составляющей профессиональной подготовки студента, основой его успешной профессиональной деятельности как будущего специалиста. Качество подготовки специалиста в настоящее время определяется его способностью адаптироваться в современных быстро меняющихся условиях, а также владением профессиональными умениями и навыками, позволяющими эффективно использовать полученные знания при решении задач профессиональной коммуникации.

Таким образом, совершенно очевидно, что требования, предъявляемые к уровню языковой компетенции учащихся, достаточно высоки. К сожалению, не все студенты обладают необходимыми знаниями в области иностранного языка в силу того, что средняя школа не всегда способствует достижению требуемого вузом уровня сформированное™ языковых навыков и речевых умений. Решить эту проблему позволяет организация внеаудиторных занятий, чаще это факультативы, которые значительно расширяют возможности преподавания языка и делают саму систему обучения языку более гибкой с учетом различного уровня языковой подготовки учащихся.

Основная часть. Само слово «факультатив» имеет латинское происхождение (facultas) и переводится как «возможность». По определению факультатив — это необязательный учебный курс, изучаемый по выбору студента для углубления и расширения научно-теоретических знаний. Поэтому практика показывает, что основной целевой аудиторией факультативного курса по иностранному языку являются студен-

ты, чей уровень языковой компетенции не отвечает предъявляемым требованиям.

Не достигнув к моменту поступления в вуз по тем или иным причинам необходимого уровня владения иностранным языком, учащиеся уже на первом курсе сталкиваются с серьезными трудностями. Им приходится иметь дело со специальной лексикой, которая представляет совершенно новый пласт, требующий серьезного осмысления. Ситуация осложняется также и тем, что на начальном этапе студенты не обладают достаточными знаниями в профессиональной области на русском языке. Откуда, например, первокурсник даже экономического факультета может знать, что такое «клиринговый банк» или «акцизные ставки», «монополизация хозяйственной жизни», «налог на добавленную стоимость»? А в текстах по специальности встречаются подобные определения. В соответствии с программными требованиями выпускник технического вуза должен быть готов к активному использованию иностранного языка в своей будущей профессиональной деятельности. И мы должны его к этому готовить.

Количество часов, отведенных в рамках программы на изучение иностранного языка в неязыковом вузе, является недостаточным для того, чтобы подобная категория студентов самостоятельно могла преодолеть все трудности и выйти на требуемый уровень языковой компетенции. Все это может привести не только к отставанию в учебном процессе, но и к утрате интереса к изучаемому предмету, а следовательно, к потере мотивации, что негативно сказывается на профессиональной подготовке будущего специалиста. В данной ситуации организация факультативного курса позволяет увеличить время, которое отводится на повторение, закрепление и активизацию материала, помогает восполнить существующие пробелы как в области так называемого общего языка, так и в языке

202

ISSN 1683-0377. Трулы БГТУ. 2013. № 5. История, философия, филология

специальности. В конечном итоге это даст возможность студентам более уверенно чувствовать себя на занятиях и будет способствовать повышению активности учащихся в стремлении овладеть иностранным языком.

Особенностью факультативного курса по иностранному языку является то, что, с одной стороны, в основе его лежит стандартная учебная программа, а с другой стороны, он представляет собой определенный этап в серии занятий, преследующий цели, отличающиеся от тех, которые ставит основная программа. В целях обеспечения успешности процесса программа курса должна строиться с учетом потребностей и ожиданий самих студентов так, чтобы они не воспринимали факультативные занятия как простое повторение того, что изучалось во время основных занятий, а рассматривали данный курс как средство повышения уровня владения языком [1].

В основу факультативного курса по иностранному языку должно быть положено дальнейшее развитие максимального количества речевых умений на том лексическом и грамматическом материале, который изучается студентами во время основных занятий. Однако преемственность основного курса и факультативных занятий не означает дублирование тем, форм и методов работы. В подобной ситуации факультативный курс должен быть ориентирован не столько на расширение лексического и структурного запаса студентов, сколько на возможность использования полученных ими знаний, что позволяет им строить наиболее полные, разнообразные и логичные высказывания в пределах, не выходящих за рамки программного профессионально-ориентированного материала. Следовательно, работа над лексическими и грамматическими навыками на факультативных занятиях должна ориентироваться на развитие продуктивных языковых навыков и их активизацию, а также развитие умения моделировать и структурировать устную и письменную речь в пределах изучаемой тематики. Задача преподавателя заключается в том, чтобы найти определенные методические приемы, способствующие наиболее эффективному проведению занятия, определить тему, подобрать соответствующий материал и расположить по степени сложности задания, направленные на его отработку, используя различные способы реализации коммуникативных задач.

Любое занятие в рамках факультатива должно представлять управляемый системный процесс, направленный в первую очередь на формирование коммуникативной компетенции навыков устного общения, т. е. формирование у учащихся умения использовать язык в разных

ситуациях общения для достижения любых, в том числе и профессиональных, целей.

В зависимости от цели занятия могут быть посвящены совершенствованию лексических или грамматических навыков построения высказывания, обучению монологическому высказыванию и диалогическому общению или могут совмещать вышеупомянутые навыки с развитием навыков чтения и аудирования. Развитию коммуникативных навыков способствует выполнение речевых упражнений, а также обсуждение изучаемых тем в парах и группе в целом [2].

Направленность на совершенствование навыков означает, что занятия могут строиться на материале, где преобладает либо лексический, либо грамматический аспект. При этом грамматические явления обобщаются так, чтобы обеспечить на занятии определенную совокупность разнообразных коммуникативных заданий. Если одновременно отрабатывается несколько конструкций, то подбираются такие коммуникативные задания, где все эти грамматические явления были бы одинаково необходимы для достижения цели. Если идет работа над одним сложным грамматическим явлением, то в речевых заданиях следует показать различные возможности его применения для выполнения нескольких коммуникативных задач.

Среди основных принципов, на которых строятся факультативные занятия, можно выделить следующие: определение цели занятия, способов ее достижения и ожидаемых результатов, взаимосвязь видов речевой деятельности, коммуникативная направленность этапа тренировки и дальнейший переход к речевой практике, предупреждение ошибок, чему во многом способствуют подобранные в определенной последовательности с учетом сложности задания. Учитывая тот факт, что на факультативном занятии не вводятся грамматические явления сверх основной программы или принципиально новые лексические темы, этап ознакомления с языковым материалом, как правило, не бывает подробным, развернутым и занимает довольно незначительную часть времени. В результате появляется возможность больше, чем на обычном занятии, уделять внимания коммуникативным заданиям. Если на занятии, где вводится и подробно объясняется новый сложный материал, приходится ограничиваться коммуникативными заданиями в рамках четко определенной схемы, то факультативное занятие предоставляет возможность включить речевые задания, главным критерием которых является информативность высказывания. Речевые задания развивают речевые умения, сформированные ранее. При этом предпочтение отдается заданиям, связанным с выражением собственного

мнения. Выражению своего мнения можно учить на каждом занятии, причем не только на этапе речевой практики, но и на этапе тренировки. Подобная организация занятий ведет к совершенствованию структуры речи, грамматического построения высказывания, развитию всех языковых навыков, осознанию единства формы и содержания высказывания.

В связи с тем, что на факультативные занятия отводится ограниченное время, особое значение приобретает самостоятельная работа учащихся. Для этой цели могут привлекаться ресурсы интернета (например, портал открытого доступа УоиТиЬе, 81иёю41еагшп§), являющегося источником языкового материала, используемого в различных контекстах. Эти материалы способствуют удовлетворению познавательных интересов учащихся, а также повышению мотивации к овладению иностранным языком [3].

Особая роль в системе факультативных занятий отводится контролю и оценке деятельности студентов. В ходе контроля преподаватель получает информацию как об эффективности своей работы в целом, так и об эффективности используемых им отдельных методов и приемов в процессе обучения языку.

Заключение. Факультативный курс, обладая относительной самостоятельностью, тем не менее, проводится параллельно с основным курсом и составляет с ним единое целое. Являясь по своей сути отдельной системой занятий, он предоставляет широкие возможности для формирования и развития языковых компетенций и, следовательно, мотивирует студентов к изучению иностранного языка с целью использования его в своей дальнейшей профессио-

нальной деятельности. В результате помимо решения обычных учебных задач - формирования лексико-грамматических навыков, навыков чтения и т. д. - решаются и сопутствующие, но не менее важные задачи: повышение интереса к учебному процессу, формирование и дальнейшее развитие коммуникативных компетенций, осознание их полезности.

Правильно подобранные, профессионально-ориентированные, представляющие собой источник специальной лексики и доступные в языковом отношении тексты, интересные задания и разнообразные стимулы для работы должны помочь избежать однообразия в организации учебного процесса и являются одним из ключевых компонентов успешного проведения факультативных занятий. Факультативные занятия позволяют развивать такие важные умения, как сопоставление, обобщение, четкое формулирование своей точки зрения, принятие решения в связи с поставленной проблемой, что особенно важно, так как может быть в будущем использовано в профессиональной деятельности студентов.

Литература

1. Фокин, К. В. Методика преподавания иностранного языка / К. В. Фокин, Л. Н. Терно-ва, Н. В. Костычева. - М.: Высшее образование, 2008.- С. 27-29.

2. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова. - М.: Аркти - Глосса, 2000. - С. 34-38.

3. Common European Framework of Reference for Languages: learning, teaching, assessment. -Cambridge University Press, 2007. - P. 16-18.

Поступила 15.03.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.