Научная статья на тему 'Факультативные признаки объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 251 уголовного кодексаРоссийской Федерации «Загрязнение атмосферы»'

Факультативные признаки объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 251 уголовного кодексаРоссийской Федерации «Загрязнение атмосферы» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3451
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
AIR POLLUTION / CRIMINAL RESPONSIBILITY / THE OBJECTIVE SIDE OF THE CRIME / THE ADDITIONAL CHARACTERISTIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бокуц Елена Юрьевна

Автор статьи рассматривает вопросы квалификации загрязнения атмосферы, предусмотренного ст.251 Уголовного кодекса Российской Федерации, по факультативным признакам объективной стороны состава преступления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article considers the issues of qualification of air pollution under Art. 251 of the Criminal code of the Russian Federation, under the additional characteristics of the objective side of crime.

Текст научной работы на тему «Факультативные признаки объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 251 уголовного кодексаРоссийской Федерации «Загрязнение атмосферы»»

10. Определение Верховного Суда РФ от 22.04.2004 N 14-Г04-8. Опубликовано не было // СПС «Консультант Плюс» - [элек. рес.]: http://www.consultant.ru. (дата обр. 09.06.2015 г.).

11. Определение Верховного Суда РФ от 20.06.2007 N 71-Г07-10. Опубликовано не было // СПС «Консультант Плюс» - [элек. рес.]: http://www.consultant.ru. (дата обр. 10.06.2015 г.).

III. Источники права зарубежных государств:

12. United States Code. - Title 42; Title 52. - Chapter 301. Пер.автора // [элек. рес.] Официальный сайт Федеральной комиссии по выборам США: http://www.fec.gov/law/feca/us code.shtml.

IV. Литература:

Учебники, монографии:

13. Колюшин Е.И. Выборы и избирательное

право в зеркале судебных решений.- М.: Норма, Ин-фра-М, 2010 г.- 384 с.

14. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для студентов / Отв. ред. С. И. Носов. -М.: Статут, 2014 г.- 391 с.

15. Шапиев С.М., Биктагиров Р.Т., Шапиев А.С. Участники избирательного процесса: статус, полномочия, ответственность. - Грозный: ФГУП «Издательско-полиграфический комплекс «Грозненский рабочий», 2011 г. - 336 с.

Электронные ресурсы:

16. Командирова Т.Г., Кузнецова О.В., Немча-нинов А.Л. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2003 года N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (постатейный). 2010 г. СПС «КонсультантПлюс» - http://www.consultant.ru/ (дата обр. 06.06.2015 г.).

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 251 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ»

Бокуц Елена Юрьевна

старший помощник Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора Ленинградской области прокуратура Ленинградской области г. Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ

Автор статьи рассматривает вопросы квалификации загрязнения атмосферы, предусмотренного ст. 251 Уголовного кодекса Российской Федерации, по факультативным признакам объективной стороны состава преступления.

ABSTRACT

The author of the article considers the issues of qualification of air pollution under Art. 251 of the Criminal code of the Russian Federation, under the additional characteristics of the objective side of crime.

Ключевые слова: загрязнение атмосферы; уголовная ответственность; объективная сторона состава преступления; факультативный признак.

Keywords: air pollution; criminal responsibility; the objective side of the crime; the additional characteristic.

Ст. 8 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает, что основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом.

Определив главную функцию состава преступления - быть основанием уголовной ответственности, УК РФ не раскрывает самого понятия «состав преступления». Данное понятие дается в науке уголовного права.

Состав преступления - это система обязательных объективных и субъективных элементов, образующих и структурирующих общественно опасное деяние, признаки которых описаны в диспозициях уголовно-правовых норм Общей и Особенной частей УК [5, с. 100].

Состав преступления представляет собой не простую совокупность, а структурированную систему взаимосвязанных между собой элементов, которая в свою очередь взаимодействует с метасистемой: системами иных правонарушений и уголовно-правовой политикой.

Системность как основная характеристика состава преступления означает, что отпадение хотя бы

одного из его элементов или их признаков влечет распад всей системы состава преступления.

Элементами состава преступления являются объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Признаки элементов составов преступлений определяют их специфику, позволяют отграничить один состав преступления от другого, а также от составов иных правонарушений. Признаки элементов составов преступлений представлены в диспозициях норм Общей и Особенной частей УК РФ.

Они подразделяются на обязательные и факультативные.

К факультативным признакам объективной стороны состава преступления в науке уголовного права традиционно относят место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершения преступления.

В качестве факультативных они выступают лишь применительно к общему понятию состава преступления. В конкретных составах преступлений, где они предусмотрены, названные признаки являются обязательными.

Таким образом, факультативные признаки любого состава преступления, в том числе и загрязнения

атмосферы, предусмотренного ст. 251 Уголовного кодекса Российской Федерации, играют наряду с обязательными не менее важную роль в процессе квалификации преступлений.

Место совершения преступления представляет собой, с одной стороны, общее условие уголовной ответственности, а с другой - факультативный признак состава преступления.

Как общее условие уголовной ответственности он предусмотрен ст. ст. 11 и 12, включенными в главу 2 под названием «Действие уголовного закона во времени и в пространстве» раздела I, именуемого «Уголовный закон», УК РФ, в которых закреплены принципы действия УК РФ в пространстве (территориальный принцип и принцип гражданства). На основании этих принципов регламентирована уголовная ответственность за преступления, совершенные на территории РФ и вне пределов Российской Федерации.

Факультативным признаком место совершения преступления является тогда, когда оно специально обозначено в диспозиции статьи Особенной части УК РФ, устанавливающей ответственность за соответствующее преступление.

В диспозиции ст. 251 УК РФ место совершения преступления специально не поименовано. В других статьях главы 26 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за экологические преступления, в качестве обязательного факультативного признака основных и квалифицированных составов преступлений - места совершения преступления - указаны особо охраняемые природные территории (ст. 256 «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов» и ст. 258 «Незаконная охота» УК РФ), в том числе и территория заповедника или заказника (ст. 250 «Загрязнение вод» УК РФ), зона экологического бедствия и зона чрезвычайной экологической ситуации (ст. 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов», ст. 250 «Загрязнение вод», ст. 254 «Порча земли», ст. 256 «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов» и ст. 258 «Незаконная охота» УК РФ).

В связи с чем представляется возможным рассмотреть вопрос о включении вышеуказанных мест совершения преступления в качестве обязательных факультативных признаков в квалифицированный состав загрязнения атмосферы, так как совершение данного преступления в таких местах может иметь более тяжкие последствия для общества и окружающей среды (под «последствиями» в данном случае имеются в виду социальные и иные негативные последствия совершения преступления в целом, а не обязательный признак объективной стороны материального состава преступления).

Кроме того, следует отметить, что место совершения общественно опасного деяния и место наступления общественного опасных последствий в виде загрязнения или иного изменения природных свойств воздуха могут различаться в пространстве.

Это особенно наглядно можно проиллюстрировать, на примере квалифицированных составов загрязнения атмосферы, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 251 УК РФ. Обязательными признаками этих составов яв-

ляются причинение вреда здоровью или смерть человека. Так, например, облако поступившего в атмосферу в результате выброса ядовитого газа (например, зорина, зомана и т.п. веществ, используемых в качестве химического или биологического оружия), унесенное ветром на расстояние в несколько километров от источника выброса, загрязняет атмосферный воздух и способно причинить вред человеку.

При квалификации загрязнения атмосферы имеет значение и время совершения преступления.

Время совершения преступления так же, как и место его совершения, выступает в качестве и общего условия уголовной ответственности, и факультативного признака. Как общее условие уголовной ответственности оно регламентировано ст. 9 и 10, помещенными в названную главу 2, а также ст. ст. 78 и 86, включенными соответственно в главы 11 и 12, поименованные «Освобождение от уголовной ответственности» и «Освобождение от наказания» раздела IV «Освобождение от уголовной ответственности и от наказания» УК РФ и имеет значение для применения в целом УК РФ во времени. Роль факультативного признака время совершения преступления играет в случаях, когда оно специально указано в диспозиции статьи Особенной части УК РФ, предусматривающей ответственность за соответствующее преступление.

Временем окончания преступления, предусмотренного ст. 251 УК РФ, состав которого также является материальным, будет момент наступления общественно опасных последствий в виде загрязнения или иного изменения природных свойств воздуха. Причем данные последствия могут наступить по истечении определенного времени с момента совершения общественно опасного деяния в виде конкретного нарушения или нарушений правил охраны атмосферного воздуха (правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов).

Это обусловлено, прежде всего, сложностью физических и химических процессов, протекающих в атмосфере, влиянием природных и антропогенных факторов (например, скорость ветра, наличие фонового загрязнения, при контакте с которым незаконно выброшенные в атмосферный воздух вредные вещества могут вступать в сложные химические реакции).

Таким образом, как справедливо отмечает П.У. Исмаилова, применительно к делам о преступных загрязнениях атмосферного воздуха этот элемент состава преступления включает в себя следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные составные части: 1) время совершения противоправного деяния, повлекшего выброс вредного вещества в атмосферный воздух; 2) время наступления вредных последствий: загрязнение воздуха либо иное изменение природных свойств. Наступление вредных последствий в данном случае обусловлено именно взаимодействием между деянием и обстановкой его совершения. Загрязнение воздуха (по ст. 251 УК РФ) признается преступным лишь тогда, когда помимо других условий оно осуществляется в определенных пространственно-временных границах, которые в свою очередь установлены не произвольно, а в связи с объективными процессами [1, с. 27-28].

Как видим из всего вышеизложенного, время и место совершения преступного загрязнения атмосферы неразрывно связаны с обстановкой или условиями совершения данного преступления.

Обстановка (условия) совершения преступления, как уже отмечалось ранее, также является признаком состава преступления, факультативным по отношению к его общему составу и обязательным в конкретных случаях, специально очерченных в диспозициях статей Особенной части УК РФ. Обстановка (условия) - это обстоятельства, в которых или при наличии которых совершается преступление.

Обстановку совершения загрязнения атмосферы могут формировать постоянно или временно существующие в месте его совершения природные или антропогенные факторы (например, скорость ветра, наличие осадков и другие природные условия, фоновое загрязнение атмосферного воздуха и т.п.).

Способ совершения преступления - это «прием, действие, метод исполнения какой-либо операции. Применительно к объективной стороне состава преступления способ - это метод, прием, набор тактических средств, с помощью которых достигается успех преступного деяния или его неудача» [3, с. 165].

С позиции общего понятия состава преступления способ совершения преступления выступает в двух значениях: 1) обязательного, в том числе альтернативного, признака объективной стороны и 2) факультативного ее признака. В первом значении способ идентичен описанному в диспозиции статьи Особенной части УК РФ деянию, характеризующему соответствующий вид преступления, индивидуализирует данный вид преступления в целом и отличает его от других видов преступлений. Во втором значении - факультативного признака - способ совершения преступления выступает тогда, когда он дополнительно предусмотрен в диспозиции статьи Особенной части УК РФ в качестве квалифицирующего признака [2, с. 156157].

Проблема определения орудий и средств совершения преступления и их отграничения друг от друга представляется крайне недостаточно исследованной в теории отечественного уголовного права. В частности, в юридической литературе указано, что «средства совершения преступления представляют собой орудия, приспособления, химические вещества и др., при помощи которых было совершено преступление» [4, с. 146], то есть согласно этому определению орудия являются одной из разновидностей средств совершения преступления.

В связи с чем предлагалось, что при определении орудий и средств совершения преступления и отграничении их друг от друга следует исходить из такого критерия, как уголовно-правовое значение действия, при совершении которого тот или иной предмет используется, то есть является оно действием, для запрета которого установлена конкретная уголовно-правовая норма или нет [2, с. 157].

На основании названного критерия орудие совершения преступления - это предмет внешнего мира, используемый при совершении действия, для запрета которого установлена данная уголовно-правовая

норма и которое определяет уголовно-правовую природу соответствующего вида преступления.

Согласно указанному критерию средства совершения преступления - это предмет внешнего мира, используемый при совершении иного действия, т.е. сопутствующего тому действию, которое определяет уголовно-правовую природу данного преступления и ради запрета которого установлена конкретная уголовно-правовая норма, и повышающего эффективность последнего.

Результатом специальных научных исследований проблемы определения и разграничения орудий и средств совершения преступления может стать выявление, установление и обоснование других, в частности, более наглядных для восприятия, ярких критериев отграничения орудий от средств совершения преступления.

Вместе с тем важно констатировать, что отличия орудий от средств совершения преступления с позиции их уголовно-правового значения для квалификации преступлений не имеют.

Применительно к рассматриваемому нами составу загрязнения атмосферы в качестве орудий или средств совершения преступления в тех или иных ситуациях могут выступать различные установки, сооружения или иные объекты.

Таким образом, нами были рассмотрены особенности квалификации составов преступлений, предусмотренных ст. 251 УК РФ.

Подводя итог анализу признаков объективной стороны состава загрязнения атмосферы, можно сделать вывод о том, что действующая редакция ч. 1 ст. 251 УК РФ в отличие от статей, посвященных другим экологическим преступлениям, не содержит таких отягчающих уголовную ответственность квалифицирующих признаков, как совершение преступления на особо охраняемой природной территории, в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуации. При том, что совершение данных деяний на этой территории способно повлечь более серьезные отдаленные социальные и экологические последствия. Поэтому включение их в уголовный закон путем дополнения квалифицированных составов загрязнения атмосферы позволило бы с одной стороны унифицировать все составы экологических преступлений, предусмотренные УК РФ, с другой стороны усовершенствовать действующие нормы, устанавливающие уголовную ответственность за загрязнение атмосферы.

Список литературы:

1. Исмаилова П.У. Противодействие загрязнению атмосферы (региональный аспект). - М.: СГА, 2009. - 200 с.

2. Уголовное право. Актуальные проблемы теории и практики: сборник очерков / под ред. В.В. Лу-неева. - М.: Издательство Юрайт, 2010. - 779 с.

3. Уголовное право. Общая часть: учебник для вузов / Отв. ред. И.Я. Козаченко и З.А. Незнамова. 2-е изд., стер. - М.: Изд. группа НОРМА - ИНФРА-М, 2000. - 516 с.

4. Уголовное право России: учебник для вузов. В 2 т. - Т. 1. Общая часть / отв. ред. А.Н. Игнатов и Ю.А. Красиков. - М.: Изд. группа НОРМА -

ИНФРА-М, 1998. - 635 с.

5. Уголовное право Российской Федерации.

Общая часть: Учебник для вузов. / Под ред. В.С. Комиссарова, Н.Е. Крыловой, И.М. Тяжковой. - М.: Изд-во: «Статут», 2012. - 879 с.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОГО

ГОСУДАРСТВА

Гончаренко Вячеслав Дмитриевич

Канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры теории и истории права и государства ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет»,

г. Волгоград

Аннотация: В данной статье дается краткая характеристика проблематики практической реализации конституционно-правового режима использования вооруженных сил России за пределами территории государства в соответствии со Стратегией национальной безопасности РФ и Военной доктрины России. Доказана значимость для Российской Федерации совершенствования правовых основ, касающихся необходимости сбалансированного, взвешенного подхода к использованию вооруженных сил за пределами территории государства.

Abstract:

This article summarizes the practical implementation of the constitutional issues legal regime of the use of Russian armed forces outside the territory of the State in accordance with the National Security Strategy and Military Doctrine of Russia. It proved the importance of the Russian Federation for the improvement of the legal framework relating to the need for a balanced, measured approach to the use of armed forces outside the territory of the State.

Ключевые слова: правовая политика, правовой режим, конституционно-правовой режим, правовое регулирование, использования вооруженных сил за пределами территории государства, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Концепция внешней политики Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, миротворцы.

Keywords: legal policy, legal regime, the constitutional and legal regime, the legal regulation, the use of armed forces outside the territory of the State, the National Security Strategy of the Russian Federation Foreign Policy Concept of the Russian Federation, the Military Doctrine of the Russian Federation peacekeepers.

Из множества видов правовых режимов, рассматриваемых в юридической науке, следует выделить блок, включающий конституционно-правовые режимы. Конституционно-правовой режим - специфический вид правого регулирования конституционных отношений, выраженный в своеобразном сочетании комплекса нормативных правовых средств (дозволений, запретов, обязываний, правовых ограничений, стимулов, общедозволительного и разрешительного порядка регулирования и др.).

Особенность конституционно-правового режима использования вооруженных сил за пределами территории российского государства определяется юридическими средствами обеспечения конституционного поведения - использованием стимулов такого поведения или мер принудительного воздействия -юридической ответственности, мер правовой защиты, превентивных и иных средств государственного принуждения. При этом использование конституционно-правового режима использования вооруженных сил за пределами территории российского государства ставится в зависимость от различных обстоятельств, в частности от субъектов регулируемых отношении.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, выступая в качестве официально признанной системой стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития

государства на долгосрочную перспективу, устанавливает, что Россия будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств [4].

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации 9 ноября 2009 г. Президент РФ Д.А. Медведев подписал федеральный закон, предусматривающий, что Вооруженные Силы РФ могут оперативно использоваться за пределами территории России для решения следующих задач: 1) отражение нападения на Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации; 2) отражение или предотвращение агрессии против другого государства; 3) защита граждан Российской Федерации за рубежом; 4) борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства» [1].

Таким образом, российское государство, исходя из национальных интересов, юридически признало институт международной гуманитарной интервенции, вопрос о правомерности применении которого остается дискуссионным в международном и национальном уровне.

Основной смысл в разработке правового подхода к применению гуманитарного вмешательства заключается в непозволительности подмены терминов и ошибочной трактовки разнообразных акций государств за пределами их территорий. Исключительно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.