Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕОЛОГИЗМОВ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ'

ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕОЛОГИЗМОВ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
220
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / АНГЛОЯЗЫЧНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / НЕОЛОГИЯ / НЕОЛОГИЗМЫ / ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НЕОЛОГИЗМОВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вахитова Эльвира Вильдановна, Дзюба Елена Вячеславовна

В статье подчеркивается актуальность изучения неологизмов современного англоязычного педагогического дискурса. Отмечается закономерность выбора данного типа дискурса для выявления экстралингвистических и интралингвистических факторов развития языка (образование всегда являлось одной из ключевых детерминант развития общества, а основные характеристики образования: его открытость и мульти- или точнее - метадисциплинарность, - оказываются особенно актуальными в эпоху цифровизации). Формулируется цель исследования - выявить наиболее актуальные факторы внеязыковой действительности, способствующие образованию неологизмов в англоязычном педагогическом дискурсе. С привлечением общенаучных и собственно лингвистических методов и приемов анализа (общенаучные: описательный метод, включающий в себя наблюдение, интерпретацию, обобщение и классификацию анализируемого материала; лингвистические: контекстуальный анализ, основанный на синтагматических связях изучаемых единиц лексики и учитывающий влияние контекста на значение; дискурсивный анализ, позволяющий установить социокультурные факторы влияния на образование неологизмов в педагогической коммуникации) на примере некоторых неологизмов, используемых в британских и американских источниках, выделяются следующие экстралингвистические факторы образования неологизмов: экономический (grannybank, education mortgage, school poor), социальный (dropout factories, bullycide, bully proofing, bully-free), фактор изменения психолого-педагогической среды (helicopter parents, teacup) и фактор дигитализации образования (transliteracy, Wikipedia kid). Указывается, что выделенные факторы влияют на сферу образования новой лексики в современном педагогическом дискурсе. Подчеркивается, что семантический и лингвопрагматический анализ неологизмов позволяет, с одной стороны, выявить некоторые закономерности развития языка, с другой стороны, проследить сущностные изменения, свойственные самому языковому коллективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS INFLUENCING NEOLOGISMS GENESIS IN THE ENGLISH PEDAGOGICAL DISCOURSE

The article emphasizes the urgency of neologisms analysis in contemporary English language pedagogical discourse. The choice of this discourse type to identify extralinguistic and intralinguistic factors of language development is explained (education has always been the main determinant of society development; its basic characteristics are openness and multi-, or to be more exact, meta-disciplinary nature that are especially relevant in the digital transformation period). The goal of this research is to single out the most relevant factors of extralinguistic reality that stimulate neologisms formation in the English language pedagogical discourse. The following general scientific and linguistic methods have been used: general scientific methods - descriptive method that includes observation, interpretation, generalization and classification of the analyzed material; linguistic methods - contextual analysis based on syntagmatic relations between the lexical units with regard to the influence of the context upon the word meaning; discourse analysis that allows to identify socio-cultural factors that influence coinage of new words and phrases in pedagogical communication. On the basis of some neologisms used in the British and American sources, it is possible to single out the following extralinguistic factors in neologisms formation: economic (grannybank, education mortgage, school poor), social (dropout factories, bullycide, bully proofing, bully-free), the factor of psychological and pedagogical environment transformation (helicopter parents, teacup) and the factor of digital transformation of education (transliteracy, Wikipedia kid). It is argued that these factors influence the sphere of modern words formation in pedagogical discourse. It is underlined that semantic and linguo-pragmatic analysis of neologisms helps, on the one hand, to reveal certain tendencies in language development, and on the other hand, to track the essential changes typical of the language community.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕОЛОГИЗМОВ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ»

Факторы возникновения неологизмов в англоязычном педагогическом дискурсе

ЛЕКСИКА. НЕЙТРАЛЬНАЯ, СПЕЦИАЛЬНАЯ, ЭКСПРЕССИВНАЯ/ LEXICS. NEUTRAL, SPECIAL PURPOSE, EXPRESSIVE

УДК 811.111; 81.373.43

DOI: 10.24412/2413-693X-2021-2-103-107

Факторы возникновения неологизмов в англоязычном педагогическом дискурсе

ВАХИТОВА Эльвира Вильдановна

аспирант кафедры межкультурной коммуникации, риторики и русского языка как иностранного

Факультета филологии и межкультурной коммуникации Уральского государственного

педагогического университета, Россия, г. Екатеринбург

E-mail: elvahitova@gmail.com

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5728-8645

Author ID:

ДЗЮБА Елена Вячеславовна

д. ф. н., профессор кафедры межкультурной коммуникации, риторики и русского языка как иностранного

Факультета филологии и межкультурной коммуникации Уральского государственного

педагогического университета, Россия, г. Екатеринбург

E-mail: ev_dziuba@uspu.me

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3833-516X

SPIN-код: 5698-3104

Аннотация: В статье подчеркивается актуальность изучения неологизмов современного англоязычного педагогического дискурса. Отмечается закономерность выбора данного типа дискурса для выявления экстралингвистических и интралингвистических факторов развития языка (образование всегда являлось одной из ключевых детерминант развития общества, а основные характеристики образования: его открытость и мульти- или точнее — метадисциплинарность, — оказываются особенно актуальными в эпоху цифровизации). Формулируется цель исследования — выявить наиболее актуальные факторы внеязыковой действительности, способствующие образованию неологизмов в англоязычном педагогическом дискурсе. С привлечением общенаучных и собственно лингвистических методов и приемов анализа (общенаучные: описательный метод, включающий в себя наблюдение, интерпретацию, обобщение и классификацию анализируемого материала; лингвистические: контекстуальный анализ, основанный на синтагматических связях изучаемых единиц лексики и учитывающий влияние контекста на значение; дискурсивный анализ, позволяющий установить социокультурные факторы влияния на образование неологизмов в педагогической коммуникации) на примере некоторых неологизмов, используемых в британских и американских источниках, выделяются следующие экстралингвистические факторы образования неологизмов: экономический (grannybank, education mortgage, school poor), социальный (dropout factories, bullycide, bully proofing, bully-free), фактор изменения психолого-педагогической среды (helicopter parents, teacup) и фактор дигитализации образования (transliteracy, Wikipedia kid). Указывается, что выделенные факторы влияют на сферу образования новой лексики в современном педагогическом дискурсе. Подчеркивается, что семантический и лингвопрагматический анализ неологизмов позволяет, с одной стороны, выявить некоторые закономерности развития языка, с другой стороны, проследить сущностные изменения, свойственные самому языковому коллективу.

Ключевые слова: педагогический дискурс; англоязычный педагогический дискурс; неология; неологизмы; экстралингвистические факторы формирования неологизмов

SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2021 Том 15 № 2

Factors influencing neologisms genesis in the English pedagogical discourse

Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, научный проект № 19-01300895.

Для цитирования: Вахитова Э.В., Дзюба Е.В. Факторы возникновения неологизмов в англоязычном педагогическом дискурсе // Сервис Plus. 2021. Т. 15. № 2. С. 103-107. DOI: 10.24412/2413-693X-2021-2-103-107 Статья поступила в редакцию: 02.04.2021. Статья принята к публикации: 02.05.2021.

Factors influencing neologisms genesis in the English pedagogical discourse

VAKHITOVA Elvira Vildanovna

Post-graduate Student, Department of Intercultural Communication, Rhetoric and Russian as a Foreign Language, Faculty of Philology and Intercultural Communication, Ural State Pedagogical University Russia, Ekaterinburg

DZIUBA Elena Vyacheslavovna

Doctor of Philology, Professor, Department of Intercultural Communication, Rhetoric and Russian as a Foreign Language, Faculty of Philology and Intercultural Communication, Ural State Pedagogical University Russia, Ekaterinburg

Аbstract: The article emphasizes the urgency of neologisms analysis in contemporary English language pedagogical discourse. The choice of this discourse type to identify extralinguistic and intralinguistic factors of language development is explained (education has always been the main determinant of society development; its basic characteristics are openness and multi-, or to be more exact, meta-disciplinary nature that are especially relevant in the digital transformation period). The goal of this research is to single out the most relevant factors of extralinguistic reality that stimulate neologisms formation in the English language pedagogical discourse. The following general scientific and linguistic methods have been used: general scientific methods — descriptive method that includes observation, interpretation, generalization and classification of the analyzed material; linguistic methods — contextual analysis based on syntagmatic relations between the lexical units with regard to the influence of the context upon the word meaning; discourse analysis that allows to identify socio-cultural factors that influence coinage of new words and phrases in pedagogical communication. On the basis of some neologisms used in the British and American sources, it is possible to single out the following extralinguistic factors in neologisms formation: economic (grannybank, education mortgage, school poor), social (dropout factories, bullycide, bully proofing, bully-free), the factor of psychological and pedagogical environment transformation (helicopter parents, teacup) and the factor of digital transformation of education (transliteracy, Wikipedia kid). It is argued that these factors influence the sphere of modern words formation in pedagogical discourse. It is underlined that semantic and linguo-pragmatic analysis of neologisms helps, on the one hand, to reveal certain tendencies in language development, and on the other hand, to track the essential changes typical of the language community.

Keywords: pedagogical discourse; English language pedagogical discourse; neology; neologism; extralinguistic factors of neologisms formation

Acknowledgments: the research is accomplished with financial support of the Russian Foundation for Basic Research, Project No. 19-013-00895.

For citation: Vakhitova E.V., Dziuba E.V. (2021) Factors influencing neologisms genesis in the English pedagogical discourse. Service plus, 15 (2), 103-107. DOI: 10.24412/2413-693X-2021-2-103-107 (In Russ.).

Submitted: 2021/04/02.

Accepted: 2021/05/03.

2021 Том 15 № 2

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Факторы возникновения неологизмов в англоязычном педагогическом дискурсе

О непрерывном изменении языка неустанно напоминают не только труды теоретиков прошлого и современных исследователей, но и регулярно обновляющиеся словари неологизмов и даже набирающая популярность практика выбора «Слова года». По данным американской компании «The Global Language Monitor», занимающейся сбором, анализом и выявлением трендов современного английского языка, ежегодно возникает примерно 5 400 новых слов, из них только около 1 000 (широко используемых населением) попадает в печатные издания [6]. Данный факт еще раз подтверждает, что лексическая система языка является наиболее подвижной, она меняется вместе с развитием языкового коллектива.

Специфика неологизмов такова, что они отражают реально функционирующий язык, поэтому уже давно была констатирована необходимость их исследования для выявления современных тенденций развития языка. Очевиден также факт социального влияния на язык: функционально-прагматические характеристики неологизмов позволяют выявить основные тенденции социокультурного развития самого общества. В настоящее время заметно значительное обогащение лексической системы педагогического дискурса за счет неологизмов, что, с одной стороны, отражает влияние определенных социокультурных факторов на развитие взаимоотношений субъектов образовательного процесса, с другой стороны, обнажает действие внутренних закономерностей развития языка.

Теоретические основы неологии в отечественном языкознании были заложены еще в XIX веке в работах А. А. Потебни, А. М. Селищева, Л. В. Щербы, Л. П. Якубинского и др. Тем не менее, формирование неологии в отдельную лингвистическую специализацию произошло только во второй половине нашего столетия, этот процесс связывают с именами С. И. Алаторцевой, А. А. Брагиной, Т. Н. Буцевой, Р. А. Будагова, В. Г. Гака, Е. А. Земской, В. Г. Костомарова, В. В. Лопатина, А. Г. Лыкова, Р. Ю. Намито-ковой, И. Ф. Протченко, Е. В. Розен, Н. И. Фельдман, Эр. Ханпиры и др. [2, с. 8].

Исследование неологизмов в настоящее время приобретает актуальность в свете новой когнитивно-семасиологической парадигмы. Когнитивный подход позволяет рассматривать неологизмы на уровне изменения языковой картины мира. Так А. Рэй подчеркивает социальный и прагматический аспекты нео-

логии, ссылаясь на Л. Гилберта, который утверждал, что «создание неологизма нельзя рассматривать, не принимая во внимание конкретного создателя, его интегрированность в общество и тот дискурс, в рамках которого он само выражается в конкретной ситуации» [5, p. 66].

Известно, что сам процесс неологизации обусловлен экстралингвистическими и внутрилингви-стическими факторами. Действие внутриязыковых факторов обусловлено «стремлением к обобщению, тенденциями к регулярности внутриязыковых отношений, дифференциации, употреблению более экспрессивных значений известных явлений, а также законами аналогии и языковой экономии» [1, с. 123]. Факторы экстралингвального характера требуют от языка выполнения его номинативной функции. Воздействие новых вещей, явлений, воззрений являются «первыми внешними силами, ведущими к изменению словарного состава языка» [2, с. 13].

Данное исследование посвящено изучению неологизмов в англоязычном педагогическом дискурсе конца XX — начала XXI вв. Цель состоит в выявлении факторов внеязыковой действительности, способствующих образованию неологизмов в англоязычном педагогическом дискурсе. Выбор проблемы изучения неологизмов в данном типе дискурса не случаен: образование всегда являлось одной из ключевых детерминант развития общества, а основные характеристики образования (его открытость и мультидис-циплинарность) особенно актуальны в эпоху цифро-визации.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: изучить англоязычные тексты педагогической направленности и данные словарей неологизмов с целью отбора языкового материала; произвести анализ языкового материала с учетом факторов влияния внеязыковой действительности на образование неологизмов в англоязычном педагогическом дискурсе.

В ходе исследования в методологическом плане применялся следующий комплекс общенаучных и частных методов и приемов анализа: описательный метод, включающий в себя наблюдение, интерпретацию, обобщение и классификацию анализируемого материала; контекстуальный анализ, основанный на синтагматических связях изучаемых единиц лексики и учитывающий влияние контекста на значение; дискурсивный анализ, позволяющий установить со-

SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2021 Том 15 № 2

Factors influencing neologisms genesis in the English pedagogical discourse

циокультурные факторы влияния на образование неологизмов в педагогической коммуникации.

В результате проведенного исследования были выявлены следующие факторы воздействия внея-зыковой реальности на лексическую систему английского языка.

Экономический фактор. Последствия мирового экономического кризиса отразились, в частности, на стоимости обучения. Высокая стоимость высшего образования спровоцировала появление неологизма grannybank «savings held by grandparents and used to pay for their grandchildren's education, first home, and other expenses» (накопленные бабушками и дедушками сбережения на покупку первого жилья, оплату образования и иных расходов своих внуков) [3]. Но далеко не все бабушки и дедушки способны оплатить обучение своим внукам. Еще одним способом оплаты обучения является получение education mortgage (кредита в банке): студенты вынуждены оформлять кредит на образование на столь долгий срок, что его стали сравнивать с ипотекой (mortgage), отсюда и произошло составное наименование из двух слов education (образование) и mortgage (ипотека).

В 1995 году британская газета «Daily Report Card» писала: «... these factors have resulted in 'education mortgages,' where students begin their careers in debt and are unable to invest in education for the next generation» (эти факторы привели к «education mortgage»; ситуации, когда студенты начинают свою карьеру, погрязнув в долгах, и не в состоянии инвестировать в образование последующих поколений) [7].

Проблемы с оплатой обучения испытывают и родители школьников, в результате появился неологизм school poor, образованный по аналогии с house poor (человек, тратящий значительную часть своего дохода на содержание недвижимости). Таким образом, school poor описывает родителей, испытывающих финансовые трудности по причине посещения их ребенком дорогой школы. В 2014 году американская газета «The Washington Post» указывала на этот факт: «... indeed, the school-poor families are probably the ones who are sacrificing the most for their children's educations» (в действительности родители, тратящие значительную часть своего дохода на обучение детей в школе, жертвует ради этого обучения больше всего) [7].

Социальный фактор. Описанная выше жертвенность родителей ради обучения детей в платной шко-

ле продиктована, как правило, социальной необходимостью. Дифференциация стоимости недвижимости приводит к образованию целых районов, которые считаются неблагоприятными. Школы в таких районах на современном английском языке принято называть dropout factories, ведь максимальный процент выпускников таких школ составляет лишь 60%. Американское издание «The New York Times» в 2007 году писало: «there are nearly 1,000 high schools where more than half of the students won't graduate — they're called 'dropout factories'» (существует около 1.000 старших школ, в которых половина студентов не выпустится, они называются «dropout factories») [7].

Значительный пласт неологизмов связан с темой психологической травли школьников и студентов. Так неологизм bullycide обозначает запугивание ребенка, подтолкнувшее его самоубийству. Американская газета «Norfolk Daily News» в 2007 отмечала: «Jared High was 13 when he committed suicide (now often referred to as bullycide) in 1998 after being bullied at school» (в 1998 году тринадцатилетний Джаред Хай совершил самоубийство (которое сейчас часто называют «bullycide») из-за психологической травли в школе) [7]. Еще одним видом психологического давления является allergy bullying (запугивание одноклассника обещаниями накормить его едой, на которую у него аллергия). Так шотландский таблоид «Sunday Mail» в 2007 писал: «she said any cases of allergy bullying would be «regrettable», but believed it was rare in primary schools» (она сказала, что случаи «allergy bullying» прискорбное явление, однако (по ее убеждению) они происходят редко) [7].

В ответ на проблему травли появилось два неологизма bully proofing и bully-free. Новообразование bully proofing (учебный план, составленный таким образом, чтобы уменьшить и искоренить психологическое давление сверстников) фигурировало в статье американского издания «The Denver Post» в 2001 году: «suddenly, bullyproofing' was the new buzzword in public education» (неожиданно, «bullyproofing» стало модным словечком в области государственного образования) [7]. Прилагательное bully-free используется для описания школ, в которых отсутствует психологическая травля сверстниками [4].

Фактор изменения психолого-педагогической среды. Данный фактор влияния на формирование неологизмов обусловлен с изменениями во взглядах

2021 Том 15 № 2

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Факторы возникновения неологизмов в англоязычном педагогическом дискурсе

на воспитание. Например, родителя, который словно вертолет нависает над своим ребенком, дабы неустанно контролировать его, называют helicopter parent. В 2003 году газета «USA Today» писала: «...known as Generation Y or simply the children of soccer moms, these boomers are confident, achievement-oriented and used to hovering «helicopter» parents keeping tabs on their every move» (также известное как поколение Y или просто дети мамаш-наседок. Эти дети уверенны в себе, нацелены на успех и привыкли к тому, что их «helicopter parents» следят за каждым их движением) [7]. Как результат подобной чрезмерной опеки появилось поколение детей с хрупкой психикой. Такого студента колледжа, которого легко вывести из состояния равновесия называют teacup (по аналогии с чайной чашкой). Самое раннее упоминание принадлежит американской газете «Los Angeles Times», которая в 2002 году фиксировала: «the teacups break because they literally don't know when to eat, and what to eat and when to sleep» («teacups» ломаются, потому что (в буквальном смысле) не знают, когда и что нужно есть, а когда нужно спать» [7].

Фактор дигитализации сферы образования.

Значительная группа неологизмов связана с цифро-визацией (здесь используется термин дигитализация, предполагающий перевод информации в цифровой формат). Примером может служить ранее существующее слово transliteracy. Однако если раньше этот термин использовался для обозначения работы с печатным текстом, то теперь оно обозначает навыки грамотной работы в том числе с электронными материалами.

С процессом цифровизации огромных объемов информации, возникла проблема в рациональном ее использовании. Чрезмерное злоупотребление ресурсами интернета-сети при выполнении домашнего задания породило проблему Wikipedia kid (так называют учащегося со слаборазвитыми навыками анализа информации, не приученного размышлять самостоятельно). Британский «The Times Educational Supplement» в 2009 году писал: «as an English professor at Algonquin College in Ottawa, I was very impressed by the report's neologism: «Wikipedia kids»» (будучи профессором в Алгонкинском колледже в Отаве, я был очень поражен использованным в отчете неологизмом «Wikipedia kids») [7].

В настоящее время фиксируется значительное пополнение лексического состава, актуального для педагогического дискурса, за счет неологизмов. На примере контекстуального анализа некоторых англоязычных новообразований, функционирующих в современном британском и американском педагогическом дискурсе, отмечен ряд экстралингвистических факторов влияния на образование неологизмов (экономический, социальный, фактор изменения психолого-педагогической среды и фактор дигитализации образования). Указанные тенденции современной английской неологии демонстрируют, что образовательная сфера в настоящее время претерпевает существенные изменения; фиксация же неологизмов педагогического дискурса, их семантический и лингвопрагматический анализ позволяют, с одной стороны, выявить некоторые закономерности развития языка, с другой стороны, проследить некоторые сущностные изменения, свойственные самому языковому коллективу.

Список литературы

1. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Логос, 2001. 302 с.

2. Сенько Е. В. Неологизация в современном русском языке: межуровневый аспект. СПб.: Наука, 2007. 354 с. DOI: 10.17513/np.171.

3. Academic Dictionaries and Encyclopedias [Electronic resource]. URL: http: // www.enacademic.com/ (accessed: 28.12.2020).

4. Corpus of Contemporary American English [Electronic resource]. URL: https: // www.english-corpora.org/coca/ (accessed: 28.12.2020).

5. Rey A. Essays on Terminology. Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 1995. 223 p. DOI: 10.1075/btl.9.

6. Global Language Monitor [Electronic resource]. URL: https: // languagemonitor.com/ (accessed: 28.12.2020).

7. Wordspy [Electronic resource]. URL: https: // www.wordspy.com/ (accessed: 28.12.2020).

SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2021 Том 15 № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.