Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ПУТЕШЕСТВИЯ В РОССИЙСКОМ ТУРИЗМЕ'

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ПУТЕШЕСТВИЯ В РОССИЙСКОМ ТУРИЗМЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
735
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ В ТУРИЗМЕ / СТРУКТУРА ВИДОВ ПОЕЗДОК / СТАТИСТИКА ПОЕЗДОК

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Огурцова Юлия Николаевна

Последние годы негативно отразились на состоянии отрасли туризма как в мировом, так и в национальном масштабах. Массовые ограничения передвижения, закрытие границ, повышенные требования к санитарноэпидемиологическим нормам, ухудшение платежеспособности потребителей -все это привело к невозможности граждан путешествовать, а предприятия индустрии гостеприимства были вынуждены кардинально пересмотреть правила и методы работы. Туризм в России переориентируется на внутренние поездки и ближнее зарубежье, но не всегда туристы возвращаются удовлетворенные путешествием. Поэтому понимание того, какие процессы происходят сейчас, и какие факторы влияют на принятие решения путешественником при выборе тура, имеет большее значение, чем когда-либо, для принятия осознанных решений в сфере бизнеса. Материалы исследований данной статьи содержат анализ предпочтений российских туристов, влияющих на выбор поездки, основанный на результатах исследований Национального исследовательского университета Высшей школы экономики, данных Ростуризма и Ассоциации туроператоров России и предложения мер по развитию городского пространства, созданию вариантов пляжного туризма на реках и озерах, формированию и продвижению брендовых маршрутов во всех регионах России для повышения удовлетворенности туристов поездками с целью развития внутреннего и внутрирегионального туризма в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AFFECTING TRAVEL CHOICES IN RUSSIAN TOURISM

Recent years have negatively affected the state of the tourism industry, both globally and nationally. Massive restrictions on movement, border closures, increased requirements for sanitary and epidemiological standards, a deterioration in consumer solvency - all this led to the impossibility of citizens to travel, and hospitality enterprises were forced to radically revise the rules and methods of work. Tourism in Russia is reoriented to domestic travel and near abroad, but tourists do not always return satisfied with the trip. Therefore, understanding what processes are happening now, and what factors influence a traveler's decision making when choosing a tour, is more important than ever for making informed decisions in the field of business. The research materials of this article contain an analysis of the preferences of Russian tourists who influence the choice of travel, based on the results of research by the National Research University of the Higher School of Economics, data from Rostourism and the Association of Tour Operators of Russia and proposals for measures to increase tourist satisfaction with travel for the development of domestic and intra-regional tourism in Russia.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ПУТЕШЕСТВИЯ В РОССИЙСКОМ ТУРИЗМЕ»

Обзор Review

УДК 379.85

DOI: 10.18413/2408-9346-2022-8-3-0-3

Огурцова Ю.Н.

Факторы, влияющие на выбор путешествия в российском туризме_

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», ул. 8 Марта, 62, Екатеринбург 620144, Россия e-mail: econ04@rambler.ru Статья поступила 02 сентября 2022 г.; принята 20 сентября 2022 г.; опубликована 30 сентября 2022 г.

Аннотация. Последние годы негативно отразились на состоянии отрасли туризма как в мировом, так и в национальном масштабах. Массовые ограничения передвижения, закрытие границ, повышенные требования к санитарно-эпидемиологическим нормам, ухудшение платежеспособности потребителей -все это привело к невозможности граждан путешествовать, а предприятия индустрии гостеприимства были вынуждены кардинально пересмотреть правила и методы работы. Туризм в России переориентируется на внутренние поездки и ближнее зарубежье, но не всегда туристы возвращаются удовлетворенные путешествием. Поэтому понимание того, какие процессы происходят сейчас, и какие факторы влияют на принятие решения путешественником при выборе тура, имеет большее значение, чем когда-либо, для принятия осознанных решений в сфере бизнеса. Материалы исследований данной статьи содержат анализ предпочтений российских туристов, влияющих на выбор поездки, основанный на результатах исследований Национального исследовательского университета Высшей школы экономики, данных Ростуризма и Ассоциации туроператоров России и предложения мер по развитию городского пространства, созданию вариантов пляжного туризма на реках и озерах, формированию и продвижению брендовых маршрутов во всех регионах России для повышения удовлетворенности туристов поездками с целью развития внутреннего и внутрирегионального туризма в России.

Ключевые слова: туризм; внутренний туризм; предпочтения потребителей; спрос и предложение в туризме; структура видов поездок; статистика поездок Для цитирования: Огурцова Ю.Н. Факторы, влияющие на выбор путешествия в российском туризме // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2022. 8 (2). С. 30-41. DOI: 10.18413/2408-9346-2022-8-3-0-3

UDC 379.85

Yuliya N. Ogurtsova

Factors affecting travel choices in Russian tourism

Ural State Economy University, 62, 8 Marta St., Ekaterinburg 620144, Russia e-mail: econ04@rambler.ru

Abstract. Recent years have negatively affected the state of the tourism industry, both globally and nationally. Massive restrictions on movement, border closures, increased requirements for sanitary and epidemiological standards, a deterioration in consumer solvency - all this led to the impossibility of citizens to travel, and hospitality enterprises were forced to radically revise the rules and methods of work.

Tourism in Russia is reoriented to domestic travel and near abroad, but tourists do not always return satisfied with the trip. Therefore, understanding what processes are happening now, and what factors influence a traveler's decision making when choosing a tour, is more important than ever for making informed decisions in the field of business. The research materials of this article contain an analysis of the preferences of Russian tourists who influence the choice of travel, based on the results of research by the National Research University of the Higher School of Economics, data from Rostourism and the Association of Tour Operators of Russia and proposals for measures to increase tourist satisfaction with travel for the development of domestic and intra-regional tourism in Russia.

Keywords: tourism, domestic tourism, consumer preferences, supply and demand in tourism, structure of types of trips, travel statistics

For citation: Ogurtsova Yu.N. (2022), "Factors affecting travel choices in Russian tourism", Research Result. Business and Service Technologies, 8 (2), pp. 30-41. DOI: 10.18413/2408-9346-2022-8-3 -0-3

Введение (Introduction). «В отчете Всемирного совета по туризму и путешествиям 2021 г. отмечается, что, если замедление мировой экономики составило «всего» 3,7%, то вклад туризма в мировой ВВП сократился вдвое. Ограничения сильнее ударили по международному туризму -расходы туристов в зарубежных поездках сократились на 70%, в то время как на путешествия внутри своих стран - на 45%. Согласно расчетам Ростуризма, «из-за резкого снижения спроса на туристские услуги, а также реализации карантинных мероприятий и ограничения деятельности организаций индустрии туризма падение оборота в сфере туризма достигло 95-100%, а объем недополученных доходов превысил 1,5 трлн руб.» (Огурцова, 2022).

Общее ухудшение геополитической обстановки в 2022 году привело к невозможности россиян путешествовать в страны Европы, США, Японию и другие недружественные России страны.

Цель исследования (The aim of the work). Объектом исследования является туризм в Российской Федерации. Предметом исследования послужили факторы, формирующие ожидания и предпочтения

туристов при выборе поездки, а также состояние спроса и предложения в сфере российского туризма. Цель исследования -выявить проблемы несоответствия спроса и предложения во внутреннем туризме в РФ и дать рекомендации по повышению удовлетворенности туристов поездками.

Материалы и методы исследования (Materials and Methods). Основной базой исследования послужили нормативные правовые акты отрасли туризма, статистические данные Ростуризма, отчеты и доклады руководителей Ассоциации туроператоров России (АТОР). Методы исследования - анализ, синтез, научное обобщение, сопоставление статистических данных.

Предложения по итогам данной работы могут быть применены в практической деятельности предприятий индустрии туризма и гостеприимства, органов управления и развития сферы туризма на региональном и местном уровнях, а также при обучении специалистов по направлению «Туризм» всех профилей.

Результаты исследования и их обсуждение (Results and Discussion). Россия расположена в зоне холодного континентального климата. Только в четырех мо-

рях, омывающих территорию России, температура воды пригодна для купания летом и превышает 210С. Только Каспийское, Азовское, Черное моря обладают температурой, приемлемой для пляжного отдыха (Gómez--Martín..., 2017). Поэтому россияне выбирают теплый климат при поездках за границу, и пляжный туризм остается в приоритете во внутренних направлениях летнего турпотока. По объему выездного туризма Россия занимает 6 место в мире (28 млн поездок в 2019 г.) и

из них 46% всех поездок - это «теплые» направления. Топ-3 заняли страны: Турция, Абхазия, Италия.

Исследования подтверждают, что в отдыхе в России отталкивают климатические условия и необоснованные затраты при низком уровне сервиса. По данным исследований НИИ ВШЭ, проведенном в 2020 г., часть отправившихся на отдых в России, остались не удовлетворены поездкой (ВЦИОМ, 2020). Данные приведены в табл. 1.

Таблица 1

Удовлетворенность путешествиями по России в 2020 г.

Table 1

Эмоциональный фон Доля ответов, %

Не соответствовало ожиданиям 6

Скорее не соответствовало ожиданиям 10

Скорее соответствовало ожиданиям 28

Удовлетворило ожидания 56

Приведенные показатели свидетельствуют о том, что даже при среднем уровне запросов и ожиданий российских путешественников, 16% результатов поездок не соответствовали требованиям. Более развернутая информация о проблемах

в отрасли туризм приведена ниже и дает возможность выявить несоответствие спроса и предложения в российском туризме и индустрии гостеприимства.

Данные опроса (ВЦИОМ, 2020) приведены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2

Проблемы туризма в РФ

Table 2

Tourism problems in the Russian Federation

На стороне спроса На стороне предложения Отраслевые ограничения

Нехватка комплексных и качественных турпродуктов, конкурентоспособных по соотношению «цена-качество» во всех ценовых сегментах. Несформированность брендов городов и дестинаций в отрасли туризма, попытки бренди-рования либо не успешны, либо не поддерживаются местным населением или администрациями. Повышенная нагрузка от тур-потоков требует дополнительных затрат на уборку, благоустройство и поддержание исторических памятников, но финансовые потоки от туризма не остаются в муниципальном бюджете.

Низкая финансовая доступность турпоездок для населения, особенно для семей с детьми Неразвитость инфраструктуры. Из 12 тысяч классифицированных гостиниц в России, по оценкам экспертов, менее 20% находятся в хорошем Кадровые проблемы по подготовке квалифицированных специалистов, актуальных для современных тенденций в отрасли

На стороне спроса На стороне предложения Отраслевые ограничения

состоянии, остальные требуют реновации или ремонта

Слабая информированность о турпродукте как среди россиян, так и иностранцев, сохранение стереотипов о России как криминальной и холодной стране с пьющим и негостеприимным народом. Низкое качество предложения в массовом и среднем туристических сегментах, низкое проникновение международных и федеральных сетевых брендов гостиниц, короткий жизненный цикл сервисных предприятий. Несовершенство данных статистики и устаревшие неактуальные показатели, ручной механизм сбора.

Выраженная сезонность спроса на продукт большинства туристских территорий Ограниченная транспортная доступность, высокая стоимость перевозки пассажиров транспортом на туристских направлениях. Транспортное сообщение внутри страны требует дальнейшей оптимизации (например: 70% авиарейсов следуют через Москву). Отставание законодательной базы от требований современного развития рынка

Визовые ограничения, сложный процесс получения визы даже на короткий срок. Ориентация имеющихся маркетинговых усилий на сегмент туроператоров при возрастающей роли индивидуального туриста, недостаточное финансирование маркетинговой деятельности, негативный образ России на мировой арене. Качество государственного управления в отрасли требует улучшения. Ростуризм - один из самых маленьких федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ): предпоследнее место в перечне ФОИВ по численности и одно из последних мест по уровню заработной платы. Отсутствует подведомственная сеть организаций.

Слабая защита интересов туристов, непрозрачность рынка, несовершенство системы защиты прав туристов. Низкая прозрачность рынка, применение принципов теневой экономики. Межведомственная децен-трализованность управления отраслью туризма.

Таблица 3

Причины выбора отдыха за рубежом, обозначенные россиянами

Table 3

Reasons for choosing holidays abroad indicated by Russians

Причина выбора зарубежного отдыха % ответов

Завышенные цены на отдых в различных регионах РФ 56

Ознакомление с культурно-историческими ресурсами за рубежом 50

Лучший сервис в заграничных поездках 47

Более теплая и солнечная погода за рубежом 44

Низкое качество сервиса внутри страны 38

Гостиничные услуги качественнее в заграничных отелях 34

Приоритетом является отпуск за рубежом, но я не отрицаю вероятности проведения отпуска в России 30

Могу путешествовать в другие страны, но интереснее внутри своей страны 20

Инфраструктура развлечений за границей лучше 13

В России нет таких мест отдыха, как за границей ( я не знаю) 9

За границей отдых безопасней 9

Я езжу в престижные зарубежные места отдыха 7

За границей лучше условия для оздоровления 5

Наличие необходимой инфраструктуры для детей за рубежом 3

В России нет аналогичных (сопоставимых) медицинских услуг 2

Результаты опроса, приведенные в таблицах 2 и 3 свидетельствуют о несоответствии спроса и предложения на тынке туристских услуг в России, о недостаточной удовлетворенности туристов вследствие низкой комфортности пребывания, низкой привлекательности мест показа, недостаточной сформированности туристских брендов регионов, завышенной цены туристских услуг, а также проблем и дороговизны транспортной доступности (ВЦИОМ, 2020).

Приведенные данные также подтверждают претензии по несоответствию качества туристских услуг в России их ценам, низкий уровень сервиса по сравнению

с зарубежными курортами. Привлекательны для поездок уникальные культурно-исторические ресурсы (50% ответов) и более комфортные теплые климатические условия, влияющие на выбор отдыха за рубежом (44%).

Так как в структуре поездок в летний период преобладает пляжный туризм, рассмотрим данные опроса ВЦИОМ за 2019 г., направленные на выявление ожиданий от пляжного туризма (ВЦИОМ, 2019). Результаты опроса, приведенные ниже, позволяют выделить наиболее востребованные виды туризма для формирования соответствующего предложения внутреннего турпродукта (рис. 1).

Рис. 1. Ожидания от пляжного туризма россиянами Fig. 1. Expectations from beach tourism by Russians

Данные рис. 1 показывают направленность на семейный и детский, а также оздоровительный отдых внутри страны. Поэтому восстановление и дальнейшее развитие лечебно-оздоровительной базы Анапы, Крыма и других туристских дести-наций России с теплым климатом повысит привлекательность поездок туристов различного возраста в дополнение к имеющимся там культурно-историческим и развлекательным ресурсам и создаст частичную альтернативу зарубежному детскому, семейному и оздоровительному отдыху. Также важно выявить предпочтительные для туристов объекты показа, влияющие на

выбор поездки. Они приведены на рис. 2.

Данные рис. 2 демонстрируют предпочтения культурно-историческим и природным ресурсам, оздоровительному отдыху. Поэтому можно предположить, что интересны будут предложения по городскому туризму с познавательным уклоном, экологическому, активному и водному туризму; сельский туризм должен сопровождаться интересной культурной программой посещения самобытных мест и возможностью приобретения фермерской продукции.

Ожидания от прочих видов туризма приведены в таблице 4 (ВЦИОМ, 2019).

Рис. 2. Предпочтения в отдыхе туристов в 2019 г. Fig. 2. Tourist Holiday Preferences in 2019

Ожидания от прочих видов туризма по РФ

Expectations from other types of tourism in the Russian Federation

Таблица 4 Table 4

Вид туризма Городской туризм атмосферный Лечебно-оздорови тельный Событийный Летний активный Деловой Городской туризм экскурсион ный Горнолыжный

Расслабиться и снять напряжение 50 60 29 62 33 17 44

Сменить обстановку 54 36 39 50 46 42 40

Повеселиться, развлечься 39 19 42 24 22 21 47

Попробовать что-

то новое, получить новые впе- 19 14 29 27 30 89 24

чатления

Укрепить здоровье 12 68 7 25 3 2 30

Провести время с близкими 20 16 15 19 12 24 14

Получить новые знания, расши- 30 12 20 14 29 56 7

рить кругозор

Навестить друзей, родственников 16 7 21 9 12 4 9

Вид туризма Городской туризм атмосферный Лечебно-оздорови тельный Событийный Летний активный Деловой Городской туризм экскурсион ный Горнолыжный

Развить детей, показать им новое 5 8 7 7 6 33 6

Заняться спортом 2 4 11 10 2 1 32

Отметить событие/ праздник 4 1 17 5 2 1 2

Данные таблицы 4 дают представление о наполнении программ в формировании турпродуктов по различным видам туризма и наиболее полным комбинациям наполнения туров для повышения удовлетворенности российских путешественников. Также эта информация должна быть донесена до местных и региональных органов управления туризмом для развития и повышения доступности объектов показа и природных рекреационных ресурсов. Например, мы видим, что городской атмосферный туризм по ожиданиям туристов должен быть более наполнен уютными ме-

стами отдыха, так как потребность «расслабиться и снять напряжение», почти равна в городском атмосферном и лечебном туризме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие детей и собственного кругозора более предпочтительно для городского экскурсионного туризма, поэтому должно быть наполнение объектами показа, интересными и понятными как детям, так и взрослым, либо формирование специальных детских познавательных экскурсий.

Структура видов туризма в общем объеме турпотока за 2020 г. приведена на рис. 3 (Ростуризм, 2020).

Рис.3. Структура видов туризма в общем объеме турпотока в 2020 г. Fig. 3. The structure of tourism types in the total volume of tourist flow in 2020

Данные рис. 3 демонстрируют преобладание пляжного отдыха (32%), интерес к городскому атмосферному туризму (18%). В то же время следует отметить недостаточную развитость лечебно-

оздоровительного (11%) и событийного туризма (9%), которые дают возможность реализации поездок вне зависимости от времени года.

Среднестатистические показатели

для стандартной поездки россиянина составляют:

- продолжительность отдыха - 2 недели;

- время отдыха - во время отпуска;

- когда бронируют - за 2 месяца до поездки;

- с кем отдыхают - с семьей, с детьми.

Дополнительная информация при выборе тура российским туристом приведена в таблице 5 (Федеральное агентство..., 2022).

Сравнительная характеристика внутреннего и выездного туров Comparative characteristics of domestic and field tours

Таблица 5 Table 5

Показатель По РФ За границу

Затраты на человека 35000 руб., 60000 руб.

Как покупают билеты 79% - сами 83% - через турфирму

Как добираются 34% - самолет 34% - автомобиль 31% - поезд 97% - самолет

Как бронируют жилье 31% - на сайте отеля 67% - через агрегатор

31% - по телефону с мене- 27% - на сайте отеля

джером

Где останавливаются 37% - отель 22% - апартаменты 16% - у друзей 87% - отель

Заключение (Conclusions). Таким образом, можно выявить основные тенденции в спросе российских туристов и сформулировать рекомендации для формирования соответствующего предложения в сфере создания продаваемых тур-продуктов:

- сохраняется культурно-познавательный интерес, связанный с историческими и культурными аспектами развития территорий. «Поэтому требуется обустройство центров крупных городов как самостоятельного туристического продукта» (Duarte, 2022). Для этого необходимо обновление центров городов, объединяющих все ключевые точки притяжения в красивом ухоженном пространстве. Крупные города являются местами посещения городов-спутников в регионе, а также местом посещения иногородних туристов из других регионов;

- повышается спрос на активный, экологический и загородный туризм, возможность выезда на природу и укрепить

здоровье, поэтому в летний сезон необходимо организовывать пляжный отдых на реках и водоемах посредством оборудования в гостиницах на пляжных курортах подогреваемых бассейнов для расширения сезона, строительства новых и благоустройства существующих пляжей на реках и водоемах, обустройства и сертификация пляжей для соответствия международным стандартам;

- фермерская продукция также представляет интерес, что дает возможность предположить о наличии потенциального спроса на гастрономический и сельский туризм в ближайшие десятилетия при формировании интересного и качественного турпродукта. Тем более, что сельский туризм официально введен в отраслевое законодательство. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» вводит следующее понятие сельского туризма:

«Сельский туризм - это вид туризма, который предполагает временное размещение туристов в сельской местности с целью отдыха и (или) участия в сельскохозяйственных работах без извлечения туристом материальной выгоды» (Федеральный за-кон...2022; Распоряжение Правительства..., 2022);

- «в городской черте есть тенденция на редевелопмент зданий производственного назначения и их преобразование в креативные кластеры, включающие гостиничные объекты. Сейчас инвесторы понимают, что современным бизнес-туристам предпочтительнее вести всю деятельность внутри локации, с необходимым набором услуг, не затрачивая дополнительных усилий на перемещение от места работы к месту проживания» (Мозганова, 2021);

- формирование национальных брендовых маршрутов в различных регионах также является первоочередной задачей в дополнение к уже имеющимся широко известным маршрутам Золотого кольца, Транссиба, Кавминвод и т.д. Для этого должна быть проведена на местах работа по созданию, дооснащению, продвижению сети национальных сертифицированные туристических маршрутов;

- увеличение предложения гости-нично-туристического сектора, создание новых объектов притяжения гостиничных комплексов под федеральными брендами: «Ростуризм в 2022 году открыл окно подачи заявок на кредиты по льготной ставке для строительства объектов туристской инфраструктуры, в мае 2022 года было завершено и рассмотрение заявок регионов на гранты для проектов в сфере туризма» (Интерфакс, 2022);

- среди факторов возможного развития туризма должны быть поддержаны местные инициативы по созданию центров развития компетенций для диверсификации экономики моногородов. «Приоритет должен быть направлен на формирование и поддержание туристических кластеров, объединяющих органы власти, активных туроператоров, средства размещения и

другие предприятия и объекты индустрии гостеприимства, разрабатывающих и реализующих проекты по повышению туристской привлекательности территорий» (Шадрин, 2022).

Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: author have no conflict of interests to declare.

Список литературы

Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-Ф3 (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения: 10.08.2022).

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года Справочно-правовая система «Консуль-тантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ doc-ument/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения: 10.08.2022).

Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой корона-вирусной инфекции: пост. Правительства РФ № 434 : Принято Правительством Рф 3 апреля 2020. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.11.2021).

В АТОР подвели туристические итоги 2021 года // Ассоциация туроператоров России. URL: https://www.atorus.ru/news/presscentre/new/ 58171.html (дата обращения: 11.08.2022).

Итоги лета - 2019. ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9917 (дата обращения: 11.08.2022).

Летние планы - 2020: дом, дача и внутренний туризм. ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10297 (дата обращения: 11.08.2022).

Минэкономразвития совместно с Росту-ризмом запустили сервис для проверки отсрочки взыскания налоговых платежей для туротрасли // Ростуризм. 2020. март. 26. URL:

https://www.russiatourism.ru/news/16633 (дата обращения: 15.08.2022).

Мисихина С. Российский туризм: достижения, проблемы, меры поддержки при пандемии коронавируса. URL:

https://dcenter.hse.ru/data/2020.pdf (дата обращения: 11.08.2022).

Мозганова В. Гостиничный рынок: ударное первое полугодие не избавит от сложностей во втором. URL: https://www.bfm.ru/news/481722 (дата обращения: 10.08.2022).

Огурцова Ю.Н. Анализ потребления услуг туризма в Российской Федерации в период постпандемии // Управленческий учет. 2022. № 3-2. URL: https://uprav-uchet.ru/index.php/journal/article/view/1847 (дата обращения: 11.09.2022).

Ростуризм после праздников планирует начать сбор заявок на льготные кредиты для инвесторов. URL:

https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/87340/ (дата обращения: 11.08.2022).

Статистические показатели, характеризующие развитие туристкой отрасли в российской федерации в 2011-2020 гг. URL: http: // tourism.gov.ru/ upload/iblock (дата обращения: 11.08.2022)

Федеральное агентство по туризму. 2022. URL: https://www.russiatourism.ru/ (дата обращения: 10.08.2022).

Шадрин А. Туризм в эпоху пандемии: Черное море вместо Средиземного, Петербург вместо Парижа. URL:

https://www.hse.ru/news/expertise/452697792. (дата обращения: 10.08.2022).

Gómez-Martín M.B., Xose A.A.-L., Martinez-Ibarra E. Tourists, weather and climate. Official tourism promotion websites as a source of information // atmosphere: basel. 2017. т. 8. № 12. P. 255. URL:

https://www.proquest.com/docview/1988518583/ 8bbac28494be441dpq/7 (дата обращения: 18.08.2022).

Duarte N.F.D., Cano A.M.M., Rincón LA. Revista. "The city of parks" a marketing strategy for the promotion of tourism in the city of Bu-caramaga, Colombia // Lousada. 2020. № e36, (oct.). pp. 415-427. URL: https://www.proquest.com/docview/2462684054/ 8bbac28494be441dpq/11 (дата обращения: 18.08.2022).

References

ATOR (2021), "ATOR summed up the tourist results of 2021", [Online], available at: https://www. atorus.ru/news/press-

centre/new/58171.html (Accessed 11.08. 2022).

Decree of the Government of the Russian Federation of September 20, 2019 N 2129-r On the approval of the Tourism Development Strategy in the Russian Federation for the period up to 2035 [Online], available at:

http://www.consultant.ru/ docu-

ment/cons_doc_LAW_12462/ (Accessed

10.08.2022).

Duarte, N.F.D. (2020), "The city of parks a marketing strategy for the promotion of tourism in the city of Bucaramaga", Colombia, Lousada, 36, pp. 415-427, [Online], available at: https://www.proquest.com/docview/2462684054/ 8bbac28494be441dpq/11 (Accessed 10.08.2020).

Federal Tourism Agency, (2022), [Online], available at: https://www.russiatourism.ru/ (Accessed 10.08.2022).

Gómez-Martín, M.B., Xose, A.A.-L. and Martinez-Ibarra, E. (2017), "Tourists, weather and climate", Basel, 12, p. 255, [online], available at

https://www.proquest.com/docview/1988518583/ 8bbac28494be441dpq/7 (Accessed 18.08.2017).

Interfax (2022), Rosturizm after the holidays plans to begin collecting applications for preferential loans for investors, [Online], available at:

https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/87340/ (Accessed 11.08.2022).

Misikhina, S. (2020) Russian tourism: achievements, problems, support measures during the coronavirus pandemic, [Online], available at: https://dcenter.hse.ru/data/2020.pdf (Accessed 11.08.2022).

Ogurtsova, Y. (2022) "Analysis of the consumption of tourism services in the Russian Federation during the post-pandemic period", Management, 3-2, [Online], available at: https://uprav-uchet.ru/index.php/journal/article/view/1847 (Accessed 11.08.2022).

On the basics of tourist activity in the Russian Federation: Federal Law dated 24.11.1996 № 132-FZ (latest edition) [Online], available at: http: //www .consultant.ru/document/cons_doc_LA W _12462/ (Accessed 10.08.2022).

Shadrin, A. (2022) "Tourism in the era of a pandemic: the Black Sea instead of the Mediterranean, Petersburg instead of Paris", [Online], available at:

https://www.hse.ru/news/expertise/45269779 (Accessed 10.09.2022).

Statistical indicators characterizing the development of the tourism industry in the Russian Federation in 2011-2020, [Online], available at: http: // tourism.gov.ru/ upload/iblock//. pdf (Accessed 11.08.2022).

The Ministry of Economic Development, together with Rostourism, launched a service to check the deferral of tax collection for the tourism industry, Rostourism, 2020, March, 26. [Online], available at:

https://www.russiatourism.ru/news/16633 (Accessed 15.08.2020).

VCIOM (2019), "Summer results - 2019", [Online], available at:

https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9917 (Accessed 11.08.2019).

VCIOM (2020), "Summer plans - 2020: home, summer cottage and domestic tourism", [Online], available at: https://wciom.ru/index.php (Accessed 11.08.2020).

Данные об авторе

Огурцова Юлия Николаевна, кандидат философских наук, доцент кафедры туристического бизнеса и гостеприимства Information about the author Yuliya N. Ogurtsova, PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Travel Business and Hospitality

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.