Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на страховые риски. Тенденции кризисного периода: плюсы и минусы'

Факторы, влияющие на страховые риски. Тенденции кризисного периода: плюсы и минусы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1170
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кандаян А. А.

Рассмотрены глобализационные процессы, влияющие на участников страхового рынка в России. Проанализированы причины изменений в общей концепции и методах работы страховых компаний, страхователей и банковской системы. Определены приоритеты в развитии страховщиков, промышленных предприятий и кредитных организаций в кризисных условиях. Ключевые слова: экономический кризис, страхование, кредитные организации, кредиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на страховые риски. Тенденции кризисного периода: плюсы и минусы»

УДК 65:330.131.7:338.45.669 А.А. Кандаян

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТРАХОВЫЕ РИСКИ. ТЕНДЕНЦИИ КРИЗИСНОГО ПЕРИОДА: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Рассмотрены глобализационные процессы, влияющие на участников страхового рынка в России. Проанализированы причины изменений в общей концепции и методах работы страховых компаний, страхователей и банковской системы. Определены приоритеты в развитии страховщиков, промышленных предприятий и кредитных организаций в кризисных условиях.

Ключевые слова: экономический кризис, страхование, кредитные организации, кредиты.

"ШУ условиях экономического кри-_ж1# зиса на предприятиях увеличиваются риски убытков, связанные не столько с развитием естественного хода глобализационных процессов в мировой экономике, сколько с тем, как реагируют на эти изменения игроки страхового поля, т.е. те участники происходящих событий, кого они касаются в первую очередь. Конъюнктура страхового рынка, чутко реагируя на качественно-количественные изменения, связанные с новыми условиями функционирования игроков, заставляет страховщиков и страхователей подстроиться под себя. Российские предприятия, как и предприятия других стран, ощутившие на себе все «прелести» экономического кризиса, вынужденно пересмотрели политику своего развития, сделав перестановку в приоритетах своей деятельности. В эпоху обострения конкуренции, усиления борьбы за выживание и «места под солнцем» происходит своего рода поляризация интересов. Изучения показывают, что среди первостепенных потребностей российских предприятий в начальной стадии постсоветского периода их развития страхование не занимало

ведущее положение. В этом деле сыграли свою роль и советский подход к страхованию как к бизнесу, перешедший по инерции в новые условия хозяйствования, и отсутствие должного опыта вследствие небольшого отрезка времени от его зарождения до настоящего времени. По сравнению со страховыми компаниями экономически развитых стран, которые функционируют на протяжении многих десятков лет, а также промышленных и кредитных организаций, пользующихся их услугами, наши аналогичные предприятия делают лишь первые шаги.

Однако практика показывает, что предприятия, придававшие в докризисные времена серьезное значение страхованию как категории повышения экономической устойчивости и конкурентоспособности, не ошиблись. Конечно, экономический кризис внес свои коррективы в принципы хозяйствования страхователей, однако только в той части, где следует принять конкретное решение - какое направление в своей деятельности, какую ее часть и на какую величину страховать. Многие предприятия пришли к выводу, что в рыночных

условиях экономить на страховании в принципе невозможно. Другое дело, если проявляя к нему дифференцированный подход и определенную прагматичность, просчитать оптимальный вариант, приводящий к минимизации потерь. С этой целью на предприятиях в последнее время стал вводиться и широко практиковаться риск-менеджмент.

В современных условиях нарастания глобализационных процессов и кризисных ситуаций в экономике страхованию имущества, как объекта наибольшего интереса для влияния внешних сил, уделяется наиболее пристальное внимание, т.к. частичная или полная потеря имущества почти во всех случаях приводит к катастрофе. Исследования показали, что в подавляющем большинстве при возникновении страховых случаев преобладает негативная роль пресловутого человеческого фактора. Руководители компаний в погоне за оптимизацией издержек в работе, увлекаясь сокращением персонала, не полностью или вовсе не уменьшают (не автоматизируют) приходящиеся на сокращенных работников нагрузки. В результате этого интенсивность в работе персонала повышается и, соответственно, увеличивается количество сбоев и срывов в технологической цепочке функционирования компании, нарастают системные риски, связанные с перерывами в производстве. В такой атмосфере у персонала появляются и развиваются настроения криминальной направленности. В условиях возрастания количества вынужденных перерывов в производстве, а также рисков неисполнения договорных обязательств со стороны партнеров роль страхования повышается. Однако здесь страховщикам необходимо проявить тщательно выверенный подход ко всем конкретным случаям, т. к. не исключена заранее спланированная акция (сговор)

между партнерами (смежными организациями) по наступлению страхового случая. Поэтому особая ответственность должна возлагаться на андеррайтинговые службы страховщиков для объективного расчета стоимости конкретного вида риска и более взвешенного принятия таких рисков на страхование или пересмотр (обычно - увеличение) страховых тарифов по ним.

Следует отметить, что у страховщиков в отношении развития тарифной политики могут обозначиться два направления. С одной стороны, они могут понижать тарифы, ориентируясь на обедневшего страхователя, с другой - повышать их, стремясь сохранить рентабельность на должном уровне. Вместе с тем в борьбе за клиента со стороны определенного типа страховщиков допускаются случаи неоправданного снижения тарифов, что чувствительно бьет по рынку страхования. Перестраховочные компании в свою очередь очень болезненно относятся к демпингу при оценке рисков и не хотят перестраховывать риски по заниженным тарифам. Что же касается перестраховочных компаний экономически развитых стран, то некоторые виды рисков в России ими воспринимаются с трудом. Учитывая высокий уровень коррумпированности властных структур, к страхованию ответственности по государственным контрактам они относятся крайне осторожно, а страхование рисков невозврата кредитов ими просто не рассматривается. Сам факт невозврата кредитов ими рассматривается либо как следствие неэффективной работы страховщика по изучению условий работы страхователя, либо как следствие сговора.

Кредитные организации по мере углубления финансового кризиса все более пристальное внимание стали обращать на страхование в целом и страхов-

щиков в частности. Объяснений этому много. Следует иметь ввиду, что одновременно с кризисными явлениями качественно изменилось поле страховой деятельности. Одновременно с уменьшением числа банков и, соответственно, количества транзакций, претерпели изменения их активы и капиталы, появились новые кредитные организации, «разнообразились» риски.

Общеизвестно, что качественная страховая защита банка снижает уровень риска неплатежеспособности, способствует привлечению клиентуры, новых партнеров, инвесторов. В экономически развитых странах комплексное страхование кредитных организаций (В.В.В.) с давних пор воспринимается как неотъемлемая часть их функционирования. Однако среди большинства российских банков полисы комплексного банковского страхования не очень популярны, несмотря на то, что аналогичные программы банковского страхования могут предложить многие ведущие отечественные страховые компании. Причин такого отношения банков к этой стороне своей деятельности, по нашему мнению, несколько. Перечень стандартных условий страхования, покрывающий наиболее вероятные риски, которые разработаны в европейских фирмах с большими традициями, в практике подавляющего большинства российских банков востребованы не полностью.

Банки очень чутко и избирательно относятся к различным рискам. Комплексное страхование обычно рассматривается без большого энтузиазма, поэтому банки обычно приобретают полис с определенным покрытием соответствующей направленности и компенсации. Они стремятся найти некоторое оптимальное соотношение между стоимостью полиса и размерами его покрытия.

Нередко банками рассматривается весьма ограниченный круг рисков с установлением соответствующего лимита по страховым случаям и снижением стоимости полиса. Несмотря на некоторую изменчивость перечня рисков, в настоящее время один из них в большинстве случаев рассматривается непременно - это риск нелояльности персонала банка, т.к. с нарастанием кризиса растет уровень нездоровой напряженности в коллективах и, соответственно, число людей, не удовлетворенных своим материальным положением. Обычно, по условиям договора страхования предусматривается фран-шиза, которая в некоторых случаях может быть рассмотрена как страховка страховщика от возмещения небольших по своим размерам убытков и уменьшение страховой премии. С повышением уровня прозрачности функционирования российских кредитных организаций и их надежности, а также (парадокс) ростом преступлений в банковской сфере расширяется круг рисков, представляющих интерес для страхования со стороны банковского сообщества.

Рассматривая деятельность страховщиков в кризисных условиях, следует отметить, что они стараются изучить состояние дел своих клиентов и подстроиться под спрос в новых условиях. Эти условия характеризуются как увеличением спектра услуг и возрастанием спроса на них, так и увеличением рисков по поведению недобросовестных страхователей. В то же время у страхователей и страховщиков происходят вполне понятные «позиционные» изменения интересов. Риски, где статистика благоприятна для страховщиков, не вызывают интереса у страхователей, а риски с «плохой» статистикой для страховщиков, наоборот, востребованы у страхователей. Пристальное внимание

страховые компании стали обращать на изменения, произошедшие в работе с реальным сектором экономики. Банки очень чутко стали относиться к гарантиям возврата денежных средств, а требования по страхованию залога стали распространяться даже на микрокредиты.

Тенденция снижения кредитной активности заставила банки серьезно задуматься об удержании «стэндинга» прежнего уровня за счет дифференциации комиссионных доходов, удержания клиентов путем предоставления им выгодных условий. Изменились подходы к процессу страхования. Страховые компании совместно с банками стали разрабатывать и внедрять универсальные программы, включающие в себя комплексное страхование. При этом в банковской сфере на фоне повышенной необходимости в наличии ликвидности все более растет интерес к финансовым средствам страховщиков. И здесь возникает двоякая ситуация. С одной стороны деньги банкам нужны, а с другой - при сокращении программ кредитования и малоэффективных активах эти средства могут оказаться дополнительным бременем для них. По нашему мнению как в работе банков, так и в работе страховых компаний следует придерживаться четко выверенной политики оценки и управления рисками. Партнерство на этом поле деятельности будет иметь синергетический эффект, т.к. это позволит сбалансировано взаимодействовать и снижать издержки обеим сторонам.

Что касается малых и средних предприятий, то они, в силу специфики и направленности своей деятельности, не могут и не хотят тратить так нужные им в современных условиях финансовые средства на «комплексное» страхование или настойчиво предлагаемый страховщиками «коробочный» продукт. Например, руководству компании, торгующей

лакокрасочной продукцией, мало резона страховать свою продукцию от затопления склада готовой продукции, а компании, торгующей питьевой водой - от пожара и т.д. Отлично сознавая бесперспективность развития комплексного страхования в сложившейся ситуации, страховщики в каждом случае стараются работать с конкретным клиентом по определенным договорам. Дальнейшее развитие создавшейся к концу прошлого года ситуации показало, что целенаправленная «штучно - единичная » работа с малым бизнесом может быть рентабельной только за счет большого количества операций. Однако параллельно с этим банки стали вводить повышенные требования к заложенному имуществу. Некоторая часть собственников бизнеса пошла на то, чтобы заложить личное имущество, т.к. это могло бы явиться гарантией того, что кредит заемщиком будет погашен. Но все же большая часть собственников малого и среднего бизнеса предпочитает находить ликвидный залог и пойти на повышенные требования банка, застраховав риски по залоговому имуществу. Банки в подавляющем большинстве считают ликвидными объекты недвижимости, транспорт и оборудование, не обращая особого внимания (или просто отвергая) на готовую продукцию и товары в обороте. По нашему мнению здесь банки поступают опрометчиво. Они могли бы, изучив технологическую цепочку производства у своих дебиторов и снабжающих их организаций, а также предприятий, реализующих их продукцию, «внедриться» в нее и совместными усилиями расширить ряд ликвидных товаров. Здесь сказывается инерционность подхода со стороны банков к кредиту как рычагу развития реального сектора экономики, а также невысокий уровень экономического

развития значительной части руководства малого бизнеса.

Изучение содержания страхового портфеля компаний, ориентированных на страхование малого бизнеса, показывает, что по отношению к прошлому году мало что изменилось - малые и средние предприятия страхуют в основном только то, без чего их бизнес не сможет существовать (оборудование, транспортные средства). Логика их поведения проста и понятна - все риски предусмотреть трудно. Вместе с тем разные режимы ведения бухгалтерии у страховщиков и хозяев малого и среднего бизнеса ставит их в неодинаковое положение. Ни для кого не секрет, что, в отличие от страховых компаний, у малого бизнеса бухгалтерия не всегда «белая», поэтому строго придерживаться договорных условий страховщика для них довольно трудно. Исключение может составить ситуация при вынужденном страховании залога. В целом же связующим звеном между страховщиком, банком и малым предприятием остается залог. Банкам малый бизнес интересен как поле диверсифицированной деятельности, хоть и не всегда стабильное. Страховщики отмечают возросшую «удельную» страховую активность малого бизнеса по сравнению с прошлым годом. Следует отметить, что это является не только следствием возросшего уровня сознания малого бизнеса. Немаловажное значение имеет также и развернувшаяся между страховщиками борьба за страхование залогов юридических лиц, т.е. за «клиента», в ходе которой используются все средства, в том числе и откровенный демпинг. В условиях сжатия рынка тарифы претерпели резкие изменения в сторону уменьшения. Ставки по страхованию залогового имущества по нижнему порогу упали до сотых единиц процента. Однако, как известно, «где -тонко, там и рвется». У компаний, увлекающихся такой политикой, при первом

же значительном страховом случае могут возникнуть серьезные проблемы, а то и просто может не хватить средств для выполнения своих обязательств перед страхователем. Это большей частью касается небольших страховых компаний. Несмотря на такую перспективу, большинство из них не отказывается от такой порочной практики, надеясь на авось, т.к. только в этом они видят возможность выжить в кризисное время.

Искусственное увеличение сборов премий за счет низких тарифов, в конечном счете, является объективно оправданным выходом из тяжелой ситуации, в которую попали небольшие страховые компании. Однако с переходом на такую тарифную политику, не опираясь на тщательно выверенные расчеты, можно усугубить ситуацию. Необоснованные и не-просчитанные снижения тарифов могут привести к хаосу и развалу рынка. Государственным структурам необходимо разработать и внедрить на законодательном уровне научно обоснованные правила ведения тарифной политики страховыми компаниями, которые должны предусматривать определенный уровень ответственности для тех страховщиков, функционирование которых не соответствует международным стандартам.

Ввиду того, что с нарастанием финансового кризиса происходит естественный отбор среди кредитных организаций, основными кредиторами реального сектора экономики стали крупнейшие частные банки, а также банки с государственным участием. При кредитовании по мере появления у крупных компаний масштабных проектов они широко пользуются государственными гарантиями. Создается ситуация, когда крупные предприятия при получении кредитов могут обходиться и без залогов, поэтому по мере снижения доли залогов в обеспечении кредитного портфеля, у банков и страховых компаний

будет соответственно повышаться интерес к «залогосодержащим» кредитам среднего и малого бизнеса.

Во многих случаях при невыплате кредита застрахованные залоги, переходя на баланс банка, зачастую пополняют активы созданной им специализированной компании по управлению многопрофильными активами, превращая его, в каком-то смысле, в страхователя. По этой причине, в зависимости от востребованности залога, банки просят, чтобы договоры страхования заключались на срок более длительный, чем действие кредитного договора. В большинстве же случаев банки вместо отбора залога стремятся получить акции клиента.

В кризисный период несколько возрастают страховые выплаты. Эта тенденция имеет как объективные, так и субъективные причины. Пополняя свои портфели, страховщики априори идут на возможное увеличение страховых выплат, т.к. пропорционально возрастает вероятность страховых случаев. Однако кризисные явления в свою очередь вносят свои коррек-

1. Абдулина О.П. Страхование: сборник судебной практики, М., Изд.: Феникс, 2007.

2. Никулина Н.Н., Березина С.В. Страхование. Практикум, М., Изд.: ЮНИТИ , 2008.

3. Страхование; Под ред. Т.А. Федоровой, М., Изд.: Магистр , 2009.

тивы в этот процесс. В первую очередь это касается экономии средств на количестве и качестве кадров, а также амортизационных отчислений предприятий. Увеличилось число пожаров, грабежей и мошенничества. Страхователи, находящиеся в затруднительной ситуации, иногда идут на стимулирование страхового случая, поэтому страховщикам зачастую перед заключением договора приходится изучать историю и динамику развития клиента.

Нередко страховые случаи происходят при весьма сомнительных обстоятельствах, однако проводить дополнительные расследования по выявлению фактов мошенничества ввиду их дороговизны могут позволить себе только большие страховые компании. Увлекшись демпингом, небольшие страховые компании сами обрекли себя на вымирание, т.к. в посткризисный период страховые компании и банковский сектор будут выстраивать отношения с потребителями на новых условиях, с учетом накопившегося опыта.

-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

4. %г№мг. finam.ru

5. %г№мг. rian.ru

6. %г№мг. Ьо^с. га

7. %г№мг. 1ррг£ га

8. %г№мг. gks. га

9. www.insur-info.ra ЕШ

— Коротко об авторе -------------------------------------------------------

Кандаян А.А. - аспирант Московской гуманитарно-технической академии, arthurmm@mail.ru

= © А. А. Кандаян, 2010'

УДК 336.71:339.747 А.А. Кандаян

БАНКИ: ВЫЖИВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Изучены структурные и организационные изменения в работе российских банков в период финансового кризиса. Исследована взаимосвязь между инновационным развитием российской экономики и повышением эффективности функционирования банков. Сформулированы рекомендации по оказанию государственной помощи банковской системе страны.

Ключевые слова: банки, региональные финансовые структуры, рекапитализация, банковские депозиты.

ировой экономический кризис, отразившись самым радикальным образом на реальной экономике, резко усилил конкуренцию на банковском рынке и заставил банковское сообщество страны для своего выживания и развития искать скрытые резервы на организационно - управленческом поле. Ситуация, в которой оказались многие банки, заставила их принимать непростые решения относительно уровня их дальнейшей самостоятельности. Конечно, это касается в большей степени небольших банков, функционирующих в регионах. Кредитным организациям в регионах все труднее удается достигать успехов в борьбе за клиентов, ресурсы и доступ к различного рода государственным программам. Крупные банки, а также банки с государственным участием, для которых в докризисные времена обслуживание малого и среднего бизнеса не представляло большого интереса, всерьез заинтересовались этим сектором. В этих условиях региональные банки, в зависимости от предпочтений, вынужденно стали рассматривать и осуществлять различные формы объединения. Можно понять изначальное их стремление к горизонтальной интеграции. Это укрепит их конкурентоспособность перед федеральными банками, при этом потеря некоторой самостоятельности будет компенсирована определенной «независимостью» в среде равных. Кроме того, недостаточность капитала

этих банков будет просто вынуждать их к объединению, чтобы не быть поглощенными крупными банками федерального уровня. В этом случае региональное банковское сообщество намного легче могло бы пережить «трудные времена», если бы вокруг крупных региональных банков объединялись мелкие, которым лучше знакомы особенности местной экономики, специфика и потенциал ее развития в обозримой перспективе. Однако этот процесс, кажущийся простым и понятным, на самом деле таит в себе некоторые «подводные камни». Крупные региональные банки не проявляют большого интереса к небольшим банкам. Объяснения этому можно дать различные. По нашему мнению процесс объединения, будучи непростым и чреватым определенными рисками, может быть под силу не всем крупным региональным банкам. Дело вовсе не в различных подходах к механизмам банковского функционирования, оценке активов и пассивов между игроками разных «весовых категорий», но и в менеджменте, а также различном видении экономических и финансовых перспектив развития как на региональном, так и на федеральном уровнях. Понимая это, банки проводят тщательный анализ клиентской базы, примериваются друг к другу по названным, а также другим позициям и не спешат объединяться.

Вместе с тем неизбежное укрупнение региональных финансовых структур рано или поздно приведет к ликвидации, объединению или преобразованию мелких банков в другие финансовые организации. В свою очередь укрупненные и усилившиеся региональные банки, если не будут повышать уровень своей конкурентоспособности, также могут быть поглощены банками федерального уровня. Этот процесс, развиваясь по нарастающей, может привести к возникновению банков, объединяющих отдельные региональные финансовые структуры, которые будут проводить независимую от «центра» политику. Однако существует большая вероятность того, что глобализационные процессы, резко отрицательно сказываясь на экономике России, могут привести к тому, что банковское сообщество страны в недалеком будущем переживет радикальное сокращение. И дело не в том, что будет происходить укрупнение кредитных организаций за счет слияний и по-глоНоисийская экономика, несмотря на существенные сдвиги в приоритетных направлениях её развития, всё ещё остается экспортно-ориентиро-ванной, при этом основными товарами ее экспорта остаются сырьевые. В импортной составляющей превалируют высокотехнологичные изделия машиностроительной промышленности, электронной и цифровой техники, уникального технологического оборудования, бытовой техники и т.д., превосходящей по техническим характеристикам отечественные. Как известно, в постиндустриальном обществе в условиях все большего присутствия достижений науки и техники в сфере производства и услуг сырьевая составляющая в экономике теряет свое былое значение.

Перспективы превращения России в экономически развитую страну воз-

можно видеть только на основе широкого использования достижений научно-технического прогресса, разработки и внедрения эффективных технологий, повышения всеобщего уровня образования. Диверсификация во всех сферах производства при поддержке и регулировании со стороны государства может вывести нашу экономику на качественно новый уровень и укрепить устойчивость экономической компоненты национальной безопасности.

Необходимость перехода к качественному росту российской экономики, основанному на использовании знаний, предполагает осмысление и анализ основных тенденций развития инновационной активности, учет опыта государственного регулирования инновационной экономики в развитых странах. Переход к инновационному развитию экономики требует анализа механизмов стимулирования и финансирования инновационной деятельности. Такой переход невозможен без активного участия государства, без выработки новой государственной политики, направленной на стимулирование инновационной деятельности, на создание инновационного механизма, функционирующего как на уровне отрасли, так и на уровне государства.

Анализ затрат промышленных организаций на инновационную деятельность по источникам финансирования за период с 1999 по 2009 г. показывает на очень слабое участие государства в этом процессе. В отдельных случаях собственные средства предприятий, направляемые на эту деятельность, в 2,5-3 раза превосходят средства федерального бюджета. Вызывает беспокойство то обстоятельство, что такое положение наблюдается и в бюджетообразующих отраслях. Вместе с тем затраты промыш-

ленных организаций на технологические инновации по видам деятельности за тот же период устойчиво растут. Однако здесь необходимо отметить, что затраты на исследования и разработку новых продуктов, услуг и методов их производства, а также новых производственных процессов существенно уступают вложениям, направленным на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями. Это говорит как о невысоком уровне инженерно - технического контингента, так и

о недостаточном развитии институциональной компоненты государственной власти.

Морально устаревшие и физически изношенные основные фонды промышленных предприятий по определению не могут обеспечивать высокую производительность и эффективность производства. Изучение структуры затрат на производство продукции по основным отраслям российской промышленности показывает, что при таких объемах финансовых вливаний в производство никаких улучшений ожидать не приходится. Затраты на производство единицы продукции по стратегическим отраслям промышленности России за постсоветский имеют тенденцию к возрастанию, а разрыв в инновационном развитии обрабатывающей промышленности нашей страны с экономически развитыми странами устойчиво увеличивается.

По состоянию на 2000 г. доля производственного оборудования в промышленности со сроком эксплуатации более 20 лет составляла около 30%, а к 2009 году этот показатель увеличился до 65%. По данным Роскомстата инвестиции в основной капитал за январь-апрель текущего года сократились на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Можно прямо говорить о деградации обрабатывающих от-

раслей промышленности. Плачевное состояние морально устаревших и катастрофически изношенных основных фондов промышленности является результатом превалирования сугубо потребительского подхода к предприятиям со стороны их руководства с одной стороны, и слабого государственного стимулирования инновационной политики в промышленности - с другой.

В этих условиях процесс воспроизводства в несырьевых отраслях промышленности происходит с отрицательным знаком, а процесс самопроедания получает необратимый характер. А поскольку эти предприятия составляют значительную часть, если не основу, клиентской базы банков, то рассчитывать на поступательное развитие банковской системы в стране в ближайшей перспективе не приходится, т.к. предприятия для получения кредита на свое развитие не смогут получать достаточно средств из-за дешевизны, а то и вовсе -невостребованности закладываемого имущества. Остается одна надежда для получения кредитов - госгарантии. Однако и в этом случае далеко не все предприятия могут рассчитывать на них. Все будет зависеть от многих факторов, среди которых ведущие позиции будут занимать не только актуальность и перспективность развития новых проектов, но и социальное значение функционирования конкретного предприятия или кластерных образований.

Банковским организациям государство также будет помогать, однако здесь, безусловно, в первую очередь помощь будут получать те, которые занимают значительную часть в секторе и у которых соответственно проблемы более значимы. Следует отметить, что при внедрении определенных программ государство проявляет избирательность и далеко не ко всем банкам относится одинаково ровно, как,

например, со льготными автокредитами. К названной программе в первую очередь были допущены государственные банки, а по прошествии определенного времени -другие.

Глобальный финансовый кризис внес свои коррективы в процесс возникновения «плохих долгов» и заемщикам, как и кредитным организациям, никуда от них не уйти. Кредитоспособность заемщика в кризисные периоды определяется не только способностью его развивать объективно рентабельный бизнес, но делать это с учетом экономических рисков многокритериального характера. А поскольку рассчитать все риски и изменения в составных частях рыночной конъюнктуры очень трудно, то большинство кредитов превращаются в плохие долги. Спад в кредитовании в кризисные периоды приводит к невозможности рефинансирования ранее полученных финансовых средств даже при наличии у предприятия - заемщика «прорывных» проектов. В случае же масштабной помощи государства кредитным организациям количество «плохих долгов» увеличится из-за разрыва между рентабельностью функционирования заемщика и условиями предоставления кредита. Отлично понимая ситуацию, в которой они могут оказаться, подавляющее большинство заемщиков все же идет на реструктуризацию, т. к. многие из них предпочитают «быть живым зайцем, чем мертвым львом». Но реструктуризация не может продолжаться бесконечно. Каждый банк, участвующий в этом процессе, в зависимости от имеющихся у него ресурсов, рано или поздно неумолимо приблизится к своей «финишной» черте, когда признавая убытки, придется решать вопрос дальнейшего своего функционирования. Следовательно, при возникновении некоторой «критической массы» банков с такими проблемами, российскую банковскую

систему ждут сложные времена и большие потрясения.

В такой ситуации без рекапитализации банковской системы, которая под силу лишь государству, не обойтись. Однако вряд ли государство бросится без оглядки спасать все банки. По нашему мнению «шведская» модель рекапитализации, зарекомендовавшая себя с самой положительной стороны на Западе, для российского банковского сообщества не подойдет по нескольким причинам. Во-первых, количество российских банков в целом и, в частности, нуждающихся в помощи государства намного превышает аналогичные показатели в экономически развитых странах Запада. Во-вторых, западная банковская система имеет более богатую историю и традиции, чем наша и она значительно прочнее российской. В-третьих, содержание «плохих активов» большинства российских банков, по сути, резко отличается от иностранных ввиду специфики и направленности функционирования их клиентов. В-четвертых, ввиду наличия в России огромного количества кластеров и отдельных градообразующих предприятий, технически отсталых, неконкурентных и не адаптированных к современным требованиям рынка, государству придется в эти регионы через банки направлять денежные потоки, хоть и экономически неоправданные, однако чрезвычайно нужные для поддержания там социального равновесия. В-пятых, одной из основных составных частей эффективной рекапитализации банков, как известно, является прозрачность в их функционировании, которой российские банковские структуры особо не отличаются. Если к перечисленным причинам добавить макроэкономическую ситуацию в стране, а также то обстоятельство, что уровень коррупции в государственных учреждениях различных ветвей власти в России отличается от коррумпированности в ана-

логичных структурах Запада многократно и не в лучшую сторону, можно утверждать, что при всем желании названная модель у нас не сработает. Так, по итогам первого квартала с.г. произошел отток капитала - более 12,3 млрд. долл. США. Причем большая часть денег (11,8 млрд. долл.), по словам директора Института проблем глобализации М. Делягина, выведена из России с помощью нелегальных каналов, т.е. наша экономика уходит в тень. По его словам еще в феврале Минфин РФ принял решение выделить около

1 трлн. руб. на банковские депозиты. Российским банкам, обремененным просроченными кредитами, не хватает ликвидности, и, чтобы остаться на плаву, им придется прибегнуть к бюджетным деньгам. По мнению М.Делягина, в результате может повториться первый этап кризиса,

1. Банковское дело/ Под ред. Е.Ф. Жукова, Н.Д. Эриашвили, 2008.

2. Кроливецкая Л.П. Банковское дело: кредитная деятельность коммерческих банков, М., Изд.: КноРус , 2009.

3. Мурадова С.Ш. Банковское дело, М., Изд.: Феникс, 2009.

4. Тавасиев A.M. Банковское дело:

когда в конце 2008-го и в начале 2009 года банки вместо того, чтобы кредитовать реальный сектор экономики, занимались спекуляциями на валютном рынке. Нам представляется, что такое положение дел в банковском секторе приводит к усугублению кризисных явлений в экономике.

Государственная помощь, оказываемая банкам, без объективной оценки реального места, занимаемого каждым из них, скрупулезного анализа истории их возникновения и развития, содержания кредитного портфеля, клиентской базы и т.д. может превратиться в губительную для экономики страны кампанию по спасению банков, управляемых нерадивыми и несостоятельными менеджерами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

управление кредитной организацией, М., Изд.: Дашков и К, 2009.

5. %'%гмг. Ьапкг га

6. %'%гмг. Ьо^с. га

7. %'%гмг. gks. гц

8. %'%гмг. йпат. гц

9. %'%гмг. pгompages. гц

10. \v\vw. fmance.rambler.ni ЕШ

— Коротко об авторе -------------------------------------------

Кандаян A.A. - аспирант Московской гуманитарно-технической академии, arthurmm@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.