12. Djuraeva Z.T., Mahmudova N.U., Khurramov O.K. Definitions, principles and main features of ecotourism // Современное экологическое состояние природной среды и научно-практические аспекты рационального природопользования, 2016. С. 783-789.
13. Ходжаева Д.Х. Экологические проблемы и экономический рост // Современное экологическое состояние природной среды и научно-практические аспекты рационального природопользования, 2017. С. 193-197.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА
В УЗБЕКИСТАНЕ
1 2 Урокова Д.Б. , Толипов М.У.
1Урокова Дилфуза Бахриддиновна - старший преподаватель;
2Толипов Мухаммадали Улугбек угли - студент, кафедра экономики сферы сервиса, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются факторы, влияющие на развитие туризма в Узбекистане. Туризм является существенным источником доходов, занятости, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. Кроме этого туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства.
Ключевые слова: туризм, региональное развитие, туристские услуги.
Ресурсные возможности Узбекистана позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры увеличить прием иностранных туристов в несколько раз. региональное развитие относится к развитию других стран вокруг экономического роста одной страны
В прошлом году туристским сектором Узбекистана было обслужено более 9,4 процента иностранных граждан, побывавших в Узбекистане в 2018 году приезжали к своим родственникам и друзьям. Второй наиболее крупный сегмент респондентов составляет 33,6%, которые ответили, что целью посещения Узбекистана были отпуск, досуг и отдых. Следующей идет группа респондентов (9,1%) прибывших в Узбекистан с деловыми и профессиональными целями. 5,7% респондентов отметили, что прибыли для лечения и оздоровительных процедур, а ещё 5,4% - для совершения покупок.
По данным пресс-службы компании, объем оказанных туристских услуг в 2018 году превысил на 6% показатели 2017 года, экспорт туристских услуг вырос в два раза и составил 546,9 млн долларов США в 2017 году, а в 2018 году - 1 041 млн долларов. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые. Экономическое развитие туризма характеризуется впечатляющими данными по мировому экономическому рынку. Они показывают, что туризм является самой динамично развивающейся отраслью во многих странах мира и что его роль в мировой экономике непрерывно растет. По данным пресс-службы компании, объем оказанных туристских услуг в 2018 году превысил на 6% показатели 2017 года,
экспорт туристских услуг вырос в два раза и составил 546,9 млн долларов США в
2017 году, а в 2018 году - 1 041 млн долларов
По итогам 2018 года республику посетили около 5,3 млн иностранных туристов. Принимаемые меры по поддержке и защите частного сектора способствовали увеличению количества туристских организаций с 398 в 2015 году до 950 по итогам
2018 года, гостиничных хозяйств - с 661 до 900 единиц.
В последние годы были реализованы крупные инвестиционные проекты по развитию туристской инфраструктуры, в числе которых открытие брендовых гостиниц "Hyatt Regency Tashkent" и "Lotte City Hotel Tashkent Palace" в городе Ташкенте, создание культурно-развлекательных парков в городах Андижане, Ургенче, Ташкенте, открытие железнодорожной линии "Ангрен-Пап", электрифицированных железнодорожных линий высокоскоростных поездов до городов Бухары, Карши, Шахрисабза и Хивы.
Среди респондентов, прибывших для отпуска, досуга и отдыха, наибольшую часть составляют граждане Казахстана - 17,2%, РФ - 10,4%, Кыргызстана - 8,5%, Китая -7,7%, Туркменистана - 6,8%, Франции - 5,9%, Таджикистана - 5,8%, Индии - 5,7%, Италии - 4,9%.
Анализ показывает, что большинство граждан дальнего зарубежья прибывают в Узбекистан для досуга и отдыха. Так, респонденты - граждане Гонконга - все отметили, что прибыли для отпуска, досуга и отдыха. Данный показатель по отношению к респондентам из Австралии составляет 89,4%, Нидерландов - 87,1%, Италии - 86,3%, Франции - 85,1%, Великобритании - 84,9%, Германии - 80,2%, США -78,2%, Китая - 75%, Южной Кореи - 70,3%.
Интерес вызывает также данные опроса касательно посещения религиозных мест и паломничества. Основная часть респондентов, прибывших в Узбекистан по направлению зиёрат-туризма, составляют граждане Туркменистана - 33,9%. В целом, в данном направлении граждане стран Центральной Азии (Туркменистана, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана) и РФ составляют 65,1% от общей численности респондентов. Граждане стран Азиатско-Тихоокеанского региона составляют 15,6%, Европы - 12,8% и Ближневосточного региона - 6,4%.
Факторы, влияющие в Узбекистане на развитие туризма
• создано единую унифицированную систему туристской навигации, туристские информационные центры, банк информационных материалов;
• развивается транспортную и дорожную инфраструктуру: запускается туристские автобусы, обустраивать стоянки, автотуристские кластеры на ключевых трассах государственного значения, строить придорожные гостиницы;
• обновлено железнодорожные вагоны, самолеты на внутренних авиалиниях, туристские автобусы, развлекательные объекты (аттракционы, оборудование парков культуры и отдыха), фуникулеры, канатные дороги, вокзалы и автостанции;
• стимулироваться малый и средний бизнес в сфере гостеприимства (мини-гостиницы, мини-отели, хостелы, гостевые дома), развивать национальные/иностранные гостиничные сети;
• для регионов, не вошедших в кластер, а также на районных уровнях определить перспективные туристские продукты, в частности, развивать агротуризм и строить сельские дома отдыха, проводить экскурсии и фестивали в приграничных областях для гостей из соседних стран.
К числу важных факторов развития туризма в Узбекистане относят рекреационно-ресурсный потенциал территории, выражающийся в количестве и качестве природных и культурно-исторических ресурсов. Следует иметь в виду, что влияние рекреационно-ресурсного потенциала также опосредуется социально-экономическими факторами и в первую очередь зависит от размеров и характера рекреационных потребностей населения. Не менее важным является и фактор
географического положения, который выступает во всех основных разновидностях:
физико-географического, экономико-географического, транспортно-географического,
геополитического и эколого-географического положения.
Список литературы
1. Таджиева С.У., Кодирова М.М. Основные направления развития программы локализации в Узбекистане //Современные тенденции развития науки и производства, 2016. С. 374-377.
2. Khurramov O.K., Fayzieva S.A., Saidova F.K. The aspect and influence of use the global internet in tourism // Достижения науки и образования, 2019. № 13 (54).
3. Rustamovna T.H., Anvarovich K.A. The role of small businesses to improve the export potential // Academy, 2016. № 12 (15).
4. Djuraeva Z.T., Khurramov O.K. Specialty of the usage of electronic marketing in tourism //International Scientific and Practical Conference World science. ROST, 2015. Т. 4. № 4. С. 61-65.
5. Давронов И.О. Экономическое влияние инноваций в индустрии туризма // Наука, техника и образование, 2019. № 11 (64).
6. Хуррамов О. Особенности использования маркетинговых инструментов в социальных медиа // Alatoo Academic Studies, 2016. № 2. С. 236-249.
7. Olimovich D.I, Khabibovna K.M., Samadovich R. S. Improving tourist season in Bukhara region // Вестник науки и образования, 2020. № 1-2 (79).
8. Kayumovich K.O., Annamuradovna F.S., Kamalovna S.F. Features of electronic online market in tourism // Вестник науки и образования, 2019. № 24-3 (78).
9. Olimovich D.I, Khabibovna K.M., Alimovich F. E. Innovative ways of reducing tourism seasonality of tourist areas // Достижения науки и образования, 2020. № 1 (55).
10.Дилмонов К.Б. Важности интернета в сфере индустрии туризма // Современные тенденции и актуальные вопросы развития туризма и гостиничного бизнеса в России, 2017. С. 216-222.
11. Ходжаева Д.Х.Актуальность и взаимосвязь экономических и экологических проблем // Дни науки-2017, 2017. С. 191.
12. Khurramov O.K. Prospects of digital tourism development // Economics, 2020. № 1(44).