Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на развитие туризма в Узбекистане'

Факторы, влияющие на развитие туризма в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1311
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Урокова Дилфуза Бахриддиновна, Толипов Мухаммадали Улугбек Угли

В статье рассматриваются факторы, влияющие на развитие туризма в узбекистане. Туризм является существенным источником доходов, занятости, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. Кроме этого туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на развитие туризма в Узбекистане»

12. Djuraeva Z.T., Mahmudova N.U., Khurramov O.K. Definitions, principles and main features of ecotourism // Современное экологическое состояние природной среды и научно-практические аспекты рационального природопользования, 2016. С. 783-789.

13. Ходжаева Д.Х. Экологические проблемы и экономический рост // Современное экологическое состояние природной среды и научно-практические аспекты рационального природопользования, 2017. С. 193-197.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА

В УЗБЕКИСТАНЕ

1 2 Урокова Д.Б. , Толипов М.У.

1Урокова Дилфуза Бахриддиновна - старший преподаватель;

2Толипов Мухаммадали Улугбек угли - студент, кафедра экономики сферы сервиса, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются факторы, влияющие на развитие туризма в Узбекистане. Туризм является существенным источником доходов, занятости, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. Кроме этого туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства.

Ключевые слова: туризм, региональное развитие, туристские услуги.

Ресурсные возможности Узбекистана позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры увеличить прием иностранных туристов в несколько раз. региональное развитие относится к развитию других стран вокруг экономического роста одной страны

В прошлом году туристским сектором Узбекистана было обслужено более 9,4 процента иностранных граждан, побывавших в Узбекистане в 2018 году приезжали к своим родственникам и друзьям. Второй наиболее крупный сегмент респондентов составляет 33,6%, которые ответили, что целью посещения Узбекистана были отпуск, досуг и отдых. Следующей идет группа респондентов (9,1%) прибывших в Узбекистан с деловыми и профессиональными целями. 5,7% респондентов отметили, что прибыли для лечения и оздоровительных процедур, а ещё 5,4% - для совершения покупок.

По данным пресс-службы компании, объем оказанных туристских услуг в 2018 году превысил на 6% показатели 2017 года, экспорт туристских услуг вырос в два раза и составил 546,9 млн долларов США в 2017 году, а в 2018 году - 1 041 млн долларов. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые. Экономическое развитие туризма характеризуется впечатляющими данными по мировому экономическому рынку. Они показывают, что туризм является самой динамично развивающейся отраслью во многих странах мира и что его роль в мировой экономике непрерывно растет. По данным пресс-службы компании, объем оказанных туристских услуг в 2018 году превысил на 6% показатели 2017 года,

экспорт туристских услуг вырос в два раза и составил 546,9 млн долларов США в

2017 году, а в 2018 году - 1 041 млн долларов

По итогам 2018 года республику посетили около 5,3 млн иностранных туристов. Принимаемые меры по поддержке и защите частного сектора способствовали увеличению количества туристских организаций с 398 в 2015 году до 950 по итогам

2018 года, гостиничных хозяйств - с 661 до 900 единиц.

В последние годы были реализованы крупные инвестиционные проекты по развитию туристской инфраструктуры, в числе которых открытие брендовых гостиниц "Hyatt Regency Tashkent" и "Lotte City Hotel Tashkent Palace" в городе Ташкенте, создание культурно-развлекательных парков в городах Андижане, Ургенче, Ташкенте, открытие железнодорожной линии "Ангрен-Пап", электрифицированных железнодорожных линий высокоскоростных поездов до городов Бухары, Карши, Шахрисабза и Хивы.

Среди респондентов, прибывших для отпуска, досуга и отдыха, наибольшую часть составляют граждане Казахстана - 17,2%, РФ - 10,4%, Кыргызстана - 8,5%, Китая -7,7%, Туркменистана - 6,8%, Франции - 5,9%, Таджикистана - 5,8%, Индии - 5,7%, Италии - 4,9%.

Анализ показывает, что большинство граждан дальнего зарубежья прибывают в Узбекистан для досуга и отдыха. Так, респонденты - граждане Гонконга - все отметили, что прибыли для отпуска, досуга и отдыха. Данный показатель по отношению к респондентам из Австралии составляет 89,4%, Нидерландов - 87,1%, Италии - 86,3%, Франции - 85,1%, Великобритании - 84,9%, Германии - 80,2%, США -78,2%, Китая - 75%, Южной Кореи - 70,3%.

Интерес вызывает также данные опроса касательно посещения религиозных мест и паломничества. Основная часть респондентов, прибывших в Узбекистан по направлению зиёрат-туризма, составляют граждане Туркменистана - 33,9%. В целом, в данном направлении граждане стран Центральной Азии (Туркменистана, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана) и РФ составляют 65,1% от общей численности респондентов. Граждане стран Азиатско-Тихоокеанского региона составляют 15,6%, Европы - 12,8% и Ближневосточного региона - 6,4%.

Факторы, влияющие в Узбекистане на развитие туризма

• создано единую унифицированную систему туристской навигации, туристские информационные центры, банк информационных материалов;

• развивается транспортную и дорожную инфраструктуру: запускается туристские автобусы, обустраивать стоянки, автотуристские кластеры на ключевых трассах государственного значения, строить придорожные гостиницы;

• обновлено железнодорожные вагоны, самолеты на внутренних авиалиниях, туристские автобусы, развлекательные объекты (аттракционы, оборудование парков культуры и отдыха), фуникулеры, канатные дороги, вокзалы и автостанции;

• стимулироваться малый и средний бизнес в сфере гостеприимства (мини-гостиницы, мини-отели, хостелы, гостевые дома), развивать национальные/иностранные гостиничные сети;

• для регионов, не вошедших в кластер, а также на районных уровнях определить перспективные туристские продукты, в частности, развивать агротуризм и строить сельские дома отдыха, проводить экскурсии и фестивали в приграничных областях для гостей из соседних стран.

К числу важных факторов развития туризма в Узбекистане относят рекреационно-ресурсный потенциал территории, выражающийся в количестве и качестве природных и культурно-исторических ресурсов. Следует иметь в виду, что влияние рекреационно-ресурсного потенциала также опосредуется социально-экономическими факторами и в первую очередь зависит от размеров и характера рекреационных потребностей населения. Не менее важным является и фактор

географического положения, который выступает во всех основных разновидностях:

физико-географического, экономико-географического, транспортно-географического,

геополитического и эколого-географического положения.

Список литературы

1. Таджиева С.У., Кодирова М.М. Основные направления развития программы локализации в Узбекистане //Современные тенденции развития науки и производства, 2016. С. 374-377.

2. Khurramov O.K., Fayzieva S.A., Saidova F.K. The aspect and influence of use the global internet in tourism // Достижения науки и образования, 2019. № 13 (54).

3. Rustamovna T.H., Anvarovich K.A. The role of small businesses to improve the export potential // Academy, 2016. № 12 (15).

4. Djuraeva Z.T., Khurramov O.K. Specialty of the usage of electronic marketing in tourism //International Scientific and Practical Conference World science. ROST, 2015. Т. 4. № 4. С. 61-65.

5. Давронов И.О. Экономическое влияние инноваций в индустрии туризма // Наука, техника и образование, 2019. № 11 (64).

6. Хуррамов О. Особенности использования маркетинговых инструментов в социальных медиа // Alatoo Academic Studies, 2016. № 2. С. 236-249.

7. Olimovich D.I, Khabibovna K.M., Samadovich R. S. Improving tourist season in Bukhara region // Вестник науки и образования, 2020. № 1-2 (79).

8. Kayumovich K.O., Annamuradovna F.S., Kamalovna S.F. Features of electronic online market in tourism // Вестник науки и образования, 2019. № 24-3 (78).

9. Olimovich D.I, Khabibovna K.M., Alimovich F. E. Innovative ways of reducing tourism seasonality of tourist areas // Достижения науки и образования, 2020. № 1 (55).

10.Дилмонов К.Б. Важности интернета в сфере индустрии туризма // Современные тенденции и актуальные вопросы развития туризма и гостиничного бизнеса в России, 2017. С. 216-222.

11. Ходжаева Д.Х.Актуальность и взаимосвязь экономических и экологических проблем // Дни науки-2017, 2017. С. 191.

12. Khurramov O.K. Prospects of digital tourism development // Economics, 2020. № 1(44).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.