Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на развитие креативности студентов в техническом вузе'

Факторы, влияющие на развитие креативности студентов в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
664
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ КРЕАТИВНОСТИ / FACTORS OF CREATIVITY / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / TECHNICAL UNIVERSITY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРЕДМЕТЫ / TECHNICAL SUBJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куприянычева Н.И., Куприянычева Э.Б.

В статье рассматривается факторы, влияющие на развитие креативности студентов в техническом вузе. Определены факторы, повышающие креативность при обучении техническим предметам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на развитие креативности студентов в техническом вузе»

УДК 378.026.9+378.146

Н. И. Куприянычева, Э. Б. Куприянычева

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Ключевые слова: факторы креативности, технический вуз, эффективность, технические предметы

В статье рассматривается факторы, влияющие на развитие креативности студентов в техническом вузе. Определены факторы, повышающие креативность при обучении техническим предметам.

Keywords: factors of creativity, technical university, efficiency, technical subjects.

The article discusses the factors of creativity of students in technical university. The factors influencing the development of creativity in the teaching of technical university. Defines the efficiency of learning process for technical subjects.

Путь к творчеству лежит через обучение, связанное с положительными эмоциями, приятным мотивационным настроем в аудитории. Создание положительного эмоционального фона задача непростая. В условиях активного обучения каждый преподаватель нарабатывает свои приемы, активизирующие творческую деятельность студентов [1, 2]. О том же пишет А.Л. Бусыгина: «...педагог может побудить и развить в своих учениках способность и вкус к самостоятельному мышлению, творческому освоению.» [3].

Наиболее эффективным средством для моделирования нестандартных ситуаций является использование противоречий, возникающих на основе конфликта между имеющимися у студентов знаниями, в том числе, усвоенными алгоритмами решения предметных задач и теми требованиями, которые предъявляет новая, нестандартная ситуация. Преподаватель при постановке проблемы сознательно заостряет внимание на противоречии, содержащемся в условии задания, и тем самым, активизирует деятельность студентов на выход из создавшегося положения путем разрешения этого противоречия. Повышение эффективности учебной творческой деятельности во многом определяется следующими факторами:

Во-первых, проведение занятий должно происходить всегда в хорошо проветренном помещении, с хорошим освещением, не говоря уже об отличной доске и меле. По мере возможности преподавателю необходимо приноравливаться к своему настроению: отрицательные эмоции педагога незамедлительно передаются студентам.

Во-вторых, во время лекции необходимо делать, короткие, регулярные паузы. Они предохранят мозг от утомления, а умственную работу от неприятных эмоций, повышая творческий потенциал и преподавателя, и самих студентов.

В-третьих, легче понимается и прочнее усваивается тот материал, который представляет пользу и интерес для студентов. В связи с этим, при составлении лекции необходимо распределять информацию по интегрированным блокам: заканчивая лекцию, следует дать краткий обзор следующей темы, так как «узнаваемая» информация позволяет поддерживать интерес у обучающихся.

В-четвертых, студентам необходимо поощ-

рение положительных начинаний, что создает у него впечатление достаточности всех необходимых знаний, умений для выполнения задания, и он будет упорно добиваться успеха.

В-пятых, студенты должны не только владеть предметным материалом, необходимым для создания креативного поля поиска, но усвоить эвристические приемы решения творческих задач.

Творческое мышление, по мнению Э. де Бо-но [4], представляет некую разновидность нешаблонного (литерального) мышления, и охватывает более широкую его область. В результате нешаблонного мышления может появиться либо гениальная идея, либо просто иной взгляд на решение той или иной проблемы, следовательно, что-то менее значимое, чем подлинное творчество. Он считает, что творческое мышление свойственно только талантливым людям, тогда как нешаблонному мышлению можно и нужно учить. Нешаблонное мышление доступно каждому, кто заинтересован в получении новых идей. Однако большинство психологов не делают различий между нешаблонным и творческим мышлением. Многие исследователи вместо творческого мышления применяют более осторожное определение «продуктивное мышление», тогда как термином «творческое мышление» обозначают высшую ступень мыслительной деятельности, имеющей отношение к принципиально новому и оригинальному продукту, не имеющему аналогов. Однако, не считая, что такие различия имеют принципиальное значение для исследования, и, не рассматривая творчество как ремесло, которому можно обучиться, мы считаем, что творческие способности нужно и можно развивать.

Итак, творческое (креативное) мышление характеризуется высокой новизной производимого продукта, оригинальностью процесса получения этого продукта и, наконец, существенным влиянием на интеллектуальное развитие обучающегося. Оно является определяющим в умственной деятельности вообще, обеспечивая реальное продвижение к новым знаниям. Эвристические приемы, применяемые в активном обучении, являются составляющим компонентом эвристической деятельности, которая имеет свою специфику. Она создает новую систему действий, устанавливает новые закономерности объектов и явлений.

В качестве основных принципов нешаблонного мышления можно рассматривать популярные идеи, различные подходы к одному и тому же явлению, использование случая. Они могут быть более и менее очевидными, например, когда требуется просто иная расстановка акцентов на изучаемом явлении. Так, изменение подхода к рассмотрению идеи, отход от устоявшихся ассоциаций, помогает визуализировать мышление. Преимущество зрительных образов заключается в их пластичности, подвижности, которыми не обладают слова. Визуальный язык мышления позволяет применить обозначения или знаковость: линии, диаграммы, графики, применение которых помогает установить те соотношения и связи, а также изменения, которые трудно поддаются описанию обычным текстом. Максимальное использование в процессе обучения зрительных образов, которые легко меняются под влиянием динамических процессов, дают возможность наблюдать процесс, как в настоящем его проявлении, так и прогнозировать его будущее течение, что особенно актуально при изучении технических предметов. Здесь на первый план в эвристическом поиске выходят пути решения проблемы, и, прежде всего, содержательный, семантический анализ, направленный на раскрытие натуральных отношений объектов, содержащихся в условии задачи. Существенную роль в таком поиске играет образное мышление, которое позволяет непосредственно оперировать натуральными отношениями. Эти связи представляют собой особую, образную логику, дающую возможность устанавливать связи при словесном рассуждении со многими звеньями анализируемой ситуации.

Творческий, не шаблонный подход используется при делении одной большой задачи на более мелкие самостоятельные элементы, у большинства из которых известны алгоритмы решений, что позволяет, решая мелкие подзадачи, воссоздавать более крупные элементы - большую задачу. Такой прием (индукция-дедукция) значительно упрощает решение сложных задач, на основе известного алгоритма, для которого преимущественно задействовано только логическое мышление. Чем больше вариантов решения выдвигается студентами, тем больше вероятность решения поставленной проблемы. Таким образом, использование вспомогательных задач, дробление большой задачи на самостоятельные более мелкие, помогает выстроить план решения всей задачи. Умение правильно подбирать вспомогательные задачи всегда свидетельствует о том, что студент хорошо владеет определенными навыками эвристических приемов. Если этот запас не велик, то преподаватель, видя затруднения обучающегося, может предложить ему систему вспомогательных задач или систему эвристических указаний (эвристических вопросов), которые помогут выстроить собственный алгоритм решения, понять идею решения. Однако и в данной ситуации возможен отрицательный результат.

Так в каком же случае целесообразно использовать эвристические приемы? Только тогда, когда логический (алгоритмический) способ непродуктивен и задача требует перебора громадного

числа вариантов, которые необходимо проверить по очереди. Включая творческое мышление, мы экономим время. По мере накопления практических навыков и опыта, на решение нелогических задач студенты затрачивают меньше времени. Наибольший эффект в активном обучении наблюдается при решении таких творческих задач, которые позволяют обучающимся установить новые причинно-следственные связи и закономерности, выявить общие признаки решения одного класса задач.

В условиях вуза, наиболее выразительной формой инициации творческого мышления является эвристическая беседа, состоящая из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути решения проблемы и требует от студентов частично-поисковой учебной деятельности. По мнению В.И. Андреева, преподаватель в процессе управления поисковой деятельностью студентов, для постановки учебной проблемы может использовать при формулировании противоречия систему последовательных вопросов, способствующих эвристическому поиску и творческому саморазвитию личности [5]. Вместе с тем, не исключена возможность того, что существующая проблема трудно поддается формулировке и требует длительных усилий.

Логике всегда предшествует стадия перцептивной очевидности, на основании которой и построено логическое мышление (рассуждение). Если же эта логическая конструкция неверна, способ решения в этом случае найти практически невозможно. Творческое мышление свободно от этого и в процессе мыслительной деятельности студент подсознательно выбирает разные (а не один) способы решения задачи. Творческое мышление предполагает не только широкое использование усвоенных знаний, но и преодоление барьера прошлого опыта, отхода от привычных устоявшихся штампов мышления, разрешение противоречий между актуализированными знаниями и требованиями проблемной ситуации. Его отличает оригинальность решений, их своеобразие, переключение от одних действий к другим, длительная задержка на уже известных действиях, несмотря на наличие отрицательных результатов.

При творческом подходе к решению проблемы важно не только выделить существенные признаки для данной ситуации, но и, удерживая в уме всю их совокупность, действовать в соответствии с ними, не поддаваясь на влияние внешних, случайных, для данной ситуации, признаков. Открытие принципиально новых знаний, столь характерное для эвристической деятельности, представляет собой скачкообразный, циклический процесс, в котором в диалектическом противоречии выступают как хорошо осознанные, словесно-логические компоненты, так и не находящие адекватного отражения в слове, подсознательные, интуитивно-практические компоненты. Вполне оправдано включение интуиции в процесс поиска нового направления решения. Вместе с тем, в некоторых случаях полезно отойти от выбранного направления и поменять его на прямо противоположное.

Следующей особенностью решения творческих задач является осознанная необходимость

отойти от установившихся жестких границ поискового поля. Об «отстройке» от решения задачи, диктуемого логикой поисковой области, писал классик отечественной психологии П.Я. Гальперин [6]. По его мнению, любую абстрактную ситуацию можно превратить в конкретную аналогию. В этом случае ограничения, затрудняющие оценку первоначальной ситуации, не переносятся на ее аналогии, с которыми легче оперировать. И, если аналогия выбрана удачно, то мы, время от времени, меняя первоначальную ситуацию, получаем рождение новых идей и новых подходов. Иными словами, получаем совершенно новые конкретные образы. Наличие же двух различных подходов к одному явлению увеличивает наши шансы на успех. При творческом мышлении быстрое чередование различных подходов к решению (разных вариантов) позволяет получить наиболее оптимальный алгоритм решения. Цель же логики сводится к проверке вывода, полученного в результате решения творческой задачи. И такой способ проверки должен быть максимально точным и строгим. А, как известно, способов творческого решения может быть несколько и, следовательно, необходимо выбрать наиболее оптимальный из них. Практика показала, что, как правило, нетворческий субъект классифицирует явления и объекты, отыскивая признаки, по которым можно разделить задачу, а креативно мыслящий человек, опираясь на факты, стремится соединить разрозненные факты в единое целое.

Масса высоко релевантной информации столь огромна, что охватить ее, даже привлекая информационные технологии, не всегда возможно. Необходим четкий путь решения - сужение круга интересов и увеличение уровня специализации. Но в итоге теряется всякая надежда на зарождение новых идей из смежных областей знаний. Нахождение искомого предполагает открытие субъектом новых существенных признаков, необходимых для установления отношений и закономерных связей между признаками. Иными словами, нахождение тех способов решения, с помощью которых они могут быть найдены. Обучающийся вынужденный действовать в условиях неопределенности, самостоятельно выдвигает гипотезы и проверяет все пути решения. При этом отбор наиболее вероятных из них совершается без каких-либо достаточных к тому оснований. Поиск способа решения происходит на основе выдвижения гипотез и их последовательной проверке, что может быть получено в результате упрощающих преобразований. И существенную роль в этом играют обобщения, позволяющие сокращать количество той информации, анализ которой позволяет студенту подойти к открытию новых знаний. В результате, уменьшается число производимых действий, «шагов» к достижению цели.

Вместе с тем, новые идеи могут появиться и без получения новой информации. Так, в некоторых ситуациях вполне достаточно обобщения уже имеющейся информации или (и) применения нового эвристического приема решения проблемы. Примером может служить применение инженером уже известного изобретения по новому назначению. Г. С. Альтшуллер, в основу своей ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), положил принцип «кучности» выработки новых идей, доказывая, что максимальное их количество зависит от способностей человека, совершенства его интеллекта, которые определяется складом ума и способностью творчески мыслить [7]. Логический же подход, известный алгоритм можно рассматривать лишь как ступеньку на пути к новому. Напротив, для развития креативности, при эвристическом подходе к решению проблемы лучше и вовсе не знать ни одного алгоритма решения, т. к. определенная, четкая точка зрения только мешает выдвижению новых гипотез. В процессе решения творческих задач полезно периодически переключать внимание на тех проблемах, которые не связаны с основной задачей и тогда практически нет пределов совершенства.

Таким образом, в современном мире значение в творческом подходе к решению проблем, собственно в творческом мышлении, быстро растет. И в ближайшем будущем, по мнению зарубежных психологов, его будут рассматривать наравне с другими важнейшими ресурсами, такими как финансы, сырье, рабочая сила. В условиях высочайшей конкуренции и мирового кризиса встает задача повышения конкурентоспособности между странами за рынки сбыта, а для этого необходимо повышение качества, снижения себестоимости и постоянное совершенствование производства, а все эти программы требуют нестандартных, творческих подходов к их решению.

Литература

1. Т,И. Гурьянова, Вестник казан. технол. ун-та,14, 11, С. 240 - 245, (2011);

2. 3. Э.В. Сахабиева, Н.А. Охотина, Л.Ю. Закиева, Вестник казан. технол. ун-та, 15, 8, С. 413 - 416, (2012);

3. А. Л. Бусыгина. Профессор - профессия: теория проектирования содержания образования преподавателя вуза. - Перспектива, Самара, 2003.198с.;

4. Э. де Боно. Использование латерального мышления. Москва, 2005. 55 с.;

5. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Центр инновационных технологий, Казань, 2004. 608 с.;

6. П.Я. Гальперин, Лекции по психологии. Высшая школа, Москва, 2002. 400 с.;

7. Г.С. Альтшуллер. Алгоритм изобретения. Радио, Москва, 1979. 272 с.

© Н. И. Куприянычева - к.п.н., доц. каф. техники и физики низких температур НХТИ КНИТУ, bori51@mail.ru; Э. Б. Ку-приянычева - к.ф.н., доцент кафедры политологии и истории Самарского госуд.о исслед. аэрокосмического ун-та, ella5@mail.ru.

© N. 1 Kupriyanycheva - candidate of science pedagogics, NCHTI KNRTU, Ьоп51@таД.га; E. B. Kupriyanycheva - candidate of science philosophy, SGNIFU, ella5@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.