Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на процесс обучения'

Факторы, влияющие на процесс обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3677
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРИНЦИП / ОПЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Норова Рахима Файзуллоевна

В статье раскрывается проблема усвоения материала, в процессе которого приоритетом являются и интеллектуальные особенности учащихся. Приведены внутренние и внешние факторы, определяющие успешность обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на процесс обучения»

Одна из важных проблем, это интернет-зависимость - вопрос, который становится одним из важных в современных психологии и педагогике.

В Интернете создается «реальность», которая «удобна» подростку. Потому-то из нее так сложно выходить. И когда юноша или девушка ее теряют, становятся раздражительными, могут даже возникать довольно частые вспышки беспричинной агрессии.

Способом предотвращения интернет-зависимости является создание условий для всестороннего развития молодых людей. Если у ребенка нет проблем в обращении с родителями, сверстниками, его досуг интересный и разнообразный, то на компьютер и Интернет времени практически не остается.

Необходимо помнить: компьютер и Интернет не могут быть «наградой» за успехи в учебе, это лишь дополнительные средства обучения, получения информации и связи с друзьями. Более того, общение с незнакомыми людьми в социальных сетях может грозить негативными последствиями, поэтому родителям следует объяснить, что общаться необходимо только с теми, кого знаешь в реальной жизни.

Нельзя, конечно же, искать в Интернете только минусы. Некоторые психологи утверждают, что общение в социальных сетях, при помощи приложений сотового телефона в чем-то помогает совершенствованию коммуникативных навыков молодежи, повышению самооценки.

Интернет оптимизировал процесс получения и распространения информации, и все зависит от самого человека: Интернет - это всего лишь инструмент, который необходимо использовать с пользой для себя, а не в ущерб здоровью или психике.

Список литературы

1. Закон Республики Узбекистан об информатизации, г. Ташкент, 11 декабря 2003. № 560-11.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Норова Р.Ф.

Норова Рахима Файзуллоевна - преподаватель английского языка, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрывается проблема усвоения материала, в процессе которого приоритетом являются и интеллектуальные особенности учащихся. Приведены внутренние и внешние факторы, определяющие успешность обучения.

Ключевые слова: психологические особенности, интеллектуальное развитие, эмоциональное развитие, принцип, операция.

Успешность, темп и направленность процесса обучения во многом зависят от организации учебной деятельности обучаемого, его непосредственной работы, направленной на понимание материала, его осмысление, заучивание, использование для решения различных задач. На этот процесс влияют как внутренние, так и внешние факторы. К внутренним относятся: психологические особенности человека, влияющие на своеобразие выполнения деятельности, а также мотивация. Она во многом определяет усилия, направляемые учащимся на изучение нового материала. Источниками мотивации активности человека могут быть потребности, как биологические, так и социальные. Среди врожденных потребностей особое значение для стимуляции учебной деятельности имеют потребности в активности информации. Ограничение того и другого ведет к дефектам интеллектуального, волевого и эмоционального развития и порождает такие отрицательные состояния, как утомление и скука, ни в коей мере не стимулирующие учебную деятельность. К числу общественно формируемых потребностей, стимулирующих учебную деятельность, относятся потребность в знаниях, стремление приносить пользу обществу, стремление к высокому уровню общественно ценных успехов, достижений и др. Задача преподавателя - оценить имеющиеся потребности, опереться на стимулирующие обучение и нейтрализовать мешающие [1, с. 38].

Наиболее наглядно мотивация проявляется через установку, готовность к определенной активности. Содержательная направленность деятельности, определяемая установкой, может быть обусловлена факторами внешним и (так делают все, это ценят и т.д.). В этом случае она

ведет к формированию стереотипов действия и поведения, обусловленных односторонним и заимствованным взглядом на мир. Установка может отражать собственные потребности и взгляды. Тогда, несмотря на то, что она сужает в определенной мере взгляд на мир, она создает одновременно предпосылки для индивидуально-своеобразного видения мира, лежащего в основе творчества. Сложившаяся установка оказывает стимулирующее или тормозящее влияние на организацию внимания, от которой во многом зависит успешность усвоения нового материала. К значимым для обучения внутренним условиям относится уровень уже имеющихся у учащегося знаний, его подготовленность. Их отсутствие делает недоступным для учащегося новое знание, и потому педагог должен хорошо знать уровень знаний своих учеников. Учет этих различий при организации обучения представляет несомненную трудность, и задача педагога найти возможность их нивелировать.

Внешние факторы, определяющие успешность обучения, связаны с содержанием формой учебной работы. В первую очередь это содержание учебного материала. Это могут быть фактические сведения или обобщенные знания, понятия или принципы, действия или операции. В каждом из этих случаев учебная деятельность должна строиться по-своему. Значима и область знаний и деятельности, к которой относятся факты, понятия, практические действия. Вторая характеристика материала - его форма. Она может быть жизненной, предполагающей обучение на реальных предметах или видах деятельности. Может быть и дидактической, использующей для обучения специально препарированные и схематизированные учебные объекты. Форма материала может быть предметной образной, речевой и символической. Иначе говоря, язык изложения материала должен быть различным, но он должен соответствовать ему и быть понятным обучаемому влияет на качество усвоения и трудность материала, которая при прочих равных условиях зависит от степени связанности учебного материала с уже усвоенными знаниями, имеющимся опытом. Эта связь облегчает понимание, а, следовательно, и усвоение и заучивание. Помимо закономерной связанности материала имеют значение и особенности изложения. И письменный, и устный текст должны затрагивать чувства учащегося, вызывать определенные переживания. Апелляция к эмоционально-чувственной сфере стимулирует более легкое и прочное усвоение и влияет на усвоение материала и его знание. Однако материал должен иметь значимость для учащегося, отвечать его потребностям. Чтобы материал стал значимым, он должен быть осмыслен, т. е. установлены связи между осваиваемым материалом, с одной стороны, и знаниями и опытом, уже имеющимся у ученика, его потребностями - с другой. Этот процесс во многом зависит от структуры учебного материала, предусмотренного характера связей между известным и неизвестным, определяющих логику его подачи. Структура учебного материала может быть логической, содержательной и синтаксической, предусматривающей связи на основе правил принятого языка науки [2, с. 79]. Усвоение нового материала не может быть сведено к простому заучиванию. Оно предполагает работу по обнаружению новых связей элементов учебного материала между собой и опытом учащегося, уточнение и совершенствование знаний и действий, которое может быть достигнуто только в процессе его практического использования. В соответствии с этим для усвоения знаний важно ввести изучаемого знания в контекст деятельности.

Список литературы

1. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. С. 38-45. М., 1980.

2. Крутецкий В.А. Психология. С. 79-88. М., 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.