Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на пропускную способность лесовозных дорог'

Факторы, влияющие на пропускную способность лесовозных дорог Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
919
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ ДОРОГ / ЛЕСОВОЗНАЯ ДОРОГА / УПРАВЛЯЕМЫЕ И НЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ ФАКТОРЫ / СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / ROAD CAPACITY / TIMBER TRANSPORT ROAD / CONTROLLED AND UNCONTROLLED FACTORS / SPEED

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Мохирев Александр Петрович, Медведев Сергей Олегович, Смолина Ольга Николаевна

Статья посвящена представлению результатов исследования по актуальной для лесозаготовительной отрасли теме. Одной из важных и проблемных для лесозаготовителей характеристикой лесовозных дорог является их пропускная способность. Количество перевозимого груза за определенный период времени зависит от категории и состояния транспортных путей. Чем лучше дороги, тем выше скорость автолесовозов, больший объем перевозит машина. Исследования строились на базе основных технико-экономических данных по вывозке леса на лесозаготовительных участках ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс» (ЗАО «НЛХК), а также натурных наблюдений и анализа результатов транспортировки древесины. Также активно использовался экспертный метод и математическая обработка полученных результатов. По результатам исследований выделены наиболее значимые неуправляемые факторы: грунтово-почвенные условия, рельеф местности и наличие водных преград. Их значимость зависит от периода вывозки древесины в течение года. Так самым благоприятным периодом считается зимний, когда водные преграды замерзают и превращаются в ледовые переправы, грунт промерзает глубоко, а неровности на дороге скрывает утрамбованный лесовозной техникой снег. Самыми неблагоприятными считаются весенний и осенний периоды, когда производительность заготовки и вывозки сырья падает из-за трудных дорожных и погодных условий. В условиях Красноярского края можно выделить пять периодов: зимний, зимнее весенний, весенний, летний, осенний. Каждый фактор принимает разное значение в разные периоды времени. В результате исследований предложены технологические мероприятия по увеличению пропускной способности. Полученные результаты должны быть использованы при планировании развития сети дорог на лесной территории, выбора способов и методов вывозки древесины. Однако что более важно, при определении пропускной способности дорог на лесной территории. Последнее направление исследования и результаты по нему следует признать наиболее интересными для академической науки и практики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Мохирев Александр Петрович, Медведев Сергей Олегович, Смолина Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS INFLUENCING THE ACCESSIBILITY OF TIMBER TRANSPORT ROADS

The article is devoted to the presentation of research results on a topic relevant to the forestry industry. One of the important and problematic characteristics of timber transport roads for loggers is their carrying capacity. The amount of cargo carried over a certain period of time depends on the category and condition of transport routes. The better the roads, the higher the speed of the truck, the greater the volume of the car is. The studies were based on the basic technical and economic data on forest forwarding at the logging sites of Novoeniseysk Forest-Chemical Complex CJSC (NFCC CJSC), as well as field observations and analysis of the results of timber transportation. The expert method and mathematical processing of the results have been actively used. According to the research results, the most significant uncontrollable factors have been identified: soil conditions, terrain and the presence of water barriers. Their significance depends on the period of timber transportation during the year. So, winter is considered to be the most favorable period, when water barriers freeze and turn into ice crossings. Soil freezes deeply, and bumps on the road are covered by snow packed by forestry equipment. The most unfavorable are the spring and autumn periods when the productivity of harvesting and transporting raw materials falls due to difficult road and weather conditions. Five periods can be distinguished in the conditions of the Krasnoyarsk Territory: winter, winter spring, spring, summer, autumn. Each factor takes different meaning at different time periods. Technological measures to increase throughput are proposed as a result of research. The results should be used in road network planning in the forest area, and the choice of timber transportation methods. However, it is more important to use it in determining the capacity of forest roads. The last area of research and the its results should be recognized as the most interesting for academic science and practice.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на пропускную способность лесовозных дорог»

DOI: 10.34220/issn.2222-7962/2019.3/10 УДК 630*182.3

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОПУСКНУЮ СПОСОБНОСТЬ ЛЕСОВОЗНЫХ ДОРОГ

кандидат технических наук, доцент А.П. Мохирев кандидат экономических наук С.О. Медведев магистрант О.Н. Смолина ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева», Лесосибирский филиал, г. Лесосибирск, Российская Федерация

Статья посвящена представлению результатов исследования по актуальной для лесозаготовительной отрасли теме. Одной из важных и проблемных для лесозаготовителей характеристикой лесовозных дорог является их пропускная способность. Количество перевозимого груза за определенный период времени зависит от категории и состояния транспортных путей. Чем лучше дороги, тем выше скорость автолесовозов, больший объем перевозит машина. Исследования строились на базе основных технико-экономических данных по вывозке леса на лесозаготовительных участках ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс» (ЗАО «НЛХК), а также натурных наблюдений и анализа результатов транспортировки древесины. Также активно использовался экспертный метод и математическая обработка полученных результатов. По результатам исследований выделены наиболее значимые неуправляемые факторы: грунтово-почвенные условия, рельеф местности и наличие водных преград. Их значимость зависит от периода вывозки древесины в течение года. Так, самым благоприятным периодом считается зимний, когда водные преграды замерзают и превращаются в ледовые переправы, грунт промерзает глубоко, а неровности на дороге скрывает утрамбованный лесовозной техникой снег. Самыми неблагоприятными считаются весенний и осенний периоды, когда производительность заготовки и вывозки сырья падает из-за трудных дорожных и погодных условий. В условиях Красноярского края можно выделить пять периодов: зимний, зимне-весенний, весенний, летний, осенний. Каждый фактор принимает разное значение в разные периоды времени. В результате исследований предложены технологические мероприятия по увеличению пропускной способности. Полученные результаты должны быть использованы при планировании развития сети дорог на лесной территории, выбора способов и методов вывозки древесины, однако, что более важно, при определении пропускной способности дорог на лесной территории. Последнее направление исследования и результаты по нему следует признать наиболее интересными для академической науки и практики.

Ключевые слова: пропускная способность дорог, лесовозная дорога, управляемые и неуправляемые факторы, скорость движения

FACTORS INFLUENCING THE ACCESSIBILITY OF TIMBER TRANSPORT ROADS

PhD (Engineering), Associate Professor A.P. Mokhirev PhD (Economics) S.O. Medvedev Master's Degree Student O.N. Smolina FSBEI HE Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Lesosibirsk branch, Lesosibirsk, Russian Federation

Abstract

The article is devoted to the presentation of research results on a topic relevant to the forestry industry. One of the important and problematic characteristics of timber transport roads for loggers is their carrying capacity. The amount of cargo carried over a certain period of time depends on the category and condition of transport routes. The better the roads, the higher the speed of the truck, the greater the volume of the car is. The studies were based on the basic technical and economic data on forest forwarding at the logging sites of Novoeniseysk Forest-Chemical Complex CJSC (NFCC CJSC), as well as field observations and analysis of the results of timber transportation. The expert method and mathematical processing of the results have been actively used. According to the research results, the most

significant uncontrollable factors have been identified: soil conditions, terrain and the presence of water barriers. Their significance depends on the period of timber transportation during the year. So, winter is considered to be the most favorable period, when water barriers freeze and turn into ice crossings. Soil freezes deeply, and bumps on the road are covered by snow packed by forestry equipment. The most unfavorable are the spring and autumn periods when the productivity of harvesting and transporting raw materials falls due to difficult road and weather conditions. Five periods can be distinguished in the conditions of the Krasnoyarsk Territory: winter, winter-spring, spring, summer, autumn. Each factor takes different meaning at different time periods. Technological measures to increase throughput are proposed as a result of research. The results should be used in road network planning in the forest area, and the choice of timber transportation methods. However, it is more important to use it in determining the capacity of forest roads. The last area of research and the its results should be recognized as the most interesting for academic science and practice.

Keywords: road capacity, timber transport road, controlled and uncontrolled factors, speed

Введение

Лесовозные автодороги могут быть круглогодичного или временного пользования [16]. На данном виде дорог основными транспортными средствами являются лесовозные автопоезда. Основное назначение каждой лесовозной дороги состоит в том, чтобы вывезти в заданные сроки плановый объем древесины при минимизации затрат и эффективном использовании автопарка [13]. В значительном числе исследований [3, 5, 7] выделяется ряд ключевых проблем в данной сфере. Среди них выделяются:

- проблема повышения транспортной доступности лесных ресурсов;

- необходимость учета и нейтрализация негативного воздействия факторов, оказывающих влияние на вывозку заготовленной древесины;

- минимизация расходов на всей цепи поставок.

Такая проблематика выявлена при проведении анализа трудов как отечественных, так и зарубежных ученых.

Следует особо выделить, что теоретические исследования, по большей части, не находят внедрения в практику деятельности лесозаготовительных предприятий. Это обусловлено слабыми связями академической науки с производственниками и, как следствие, недостатком информации о реальных проблемах и факторах, оказывающих влияние на транспортировку заготовленной древесины.

Ученые из Петрозаводского государственного университета (Анисимов Г.М., Лукашевич В.М., Шегельман И.Р., Щеголева Л.В.) ведут

исследования в направлении повышения эффективности лесозаготовок. Так, среди наиболее интересных разработок здесь можно выделить серьезное внимание к эффективной организации лесозаготовительных работ. Для этих целей, как отмечается авторами [8], необходимо иметь подробную информацию о природно-производ-ственных условиях мест лесозаготовок. Под последними понимается совокупность всех факторов, определяющих выбор и обоснование комплектов машин и технологического процесса лесозаготовок.

Классификация факторов - крайне сложная задача, особенно с учетом их зависимостей и взаимообусловленностей. Тем не менее, многие современные авторы успешно решают данную задачу и приводят различные примеры систематизации факторов. Одним из выводов, отмечаемым многими исследователями, следует признать необходимость осуществления заготовки и вывозки древесины в зимний период времени при неблагоприятных поч-венно-грунтовых условиях.

Обращаясь к одному из вариантов классификации, можно разделить природно-производственные условия на две группы: внутренние и внешние [8]. Первые из них определяются конкретной структурной схемой и организацией ее использования. В частности, ими могут быть: производственные условия, основные параметры и конструктивные особенности машин. Вторые -действием окружающей среды: производ-ственные условия, основные параметры и кон-структивные особенности машин.

Очевидно, что внутренние факторы напрямую зависят от способа организации лесосечных

работ. В то же время управление внешними крайне затруднительно, а зачастую и вовсе невозможно. Вследствие этого возникает потребность минимизации их влияния.

Такая постановка вопроса привела к ряду важных последствий для науки и практики. Ключевым из них представляется потребность в дополнительных исследованиях в части пропускной способности лесовозных дорог. Данный термин в научной литературе [1, 7, 13] трактуется как наибольшие объемы грузов, которые могут пройти через определенный участок дороги за единицу времени в одном или двух направлениях при определенных погодно-климатических и дорожных условиях. При вывозке древесины с леса основной поток направлен в одну сторону.

Пропускная способность дорог общего назначения к настоящему моменту времени исследована достаточно подробно. Однако проблематика пропускной способности автолесо-возных дорог представлена в научной литературе недостаточно широко, что обуславливает необходимость дополнительных и целенаправ-ленных исследований в данном направлении.

Среди исследований в данном направлении можно выделить Е. В. Платонову [11]. Она предлагает определять пропускную способность как сумму пропускных способностей дороги и разъездов. Однако в своих работах она не учитывает внешние факторы, влияющие на время прохождения по разъездам, которые могут иметь разный характер. На время их прохождения влияют множество неуправляемых природно-климатических факторов [4].

Неуправляемые природно-климатические факторы - это природные явления, а также влияние климата на дорожные условия, при которых воздействие человека сводится к минимуму.

Анализируя зарубежные источники по данному вопросу, следует отметить, что ключевая роль в снижении пропускной способности отводится ливневым потокам [14]. Они размывают дороги, тем самым ограничивая движение. При этом в авторы приводят рекомендации разнообразных дренажных сооружений для различных видов почв с целью решения проблемы.

Обобщая полученные в ходе анализа литературных данных сведения, следует отметить, что в материалах отечественных и зарубежных исследований встречается множество различных факторов, влияющих на пропускную способность дорог. Однако комплексная оценка влияния неуправляемых факторов в различные сезоны года практически не проводилась.

Целью исследований авторского коллектива является подробное изучение неуправляемых факторов, влияющих на пропускную способность автомобильных лесовозных дорог в различные сезоны года.

Материалы и методы исследований

Исследования строились на базе основных технико-экономических данных по вывозке леса на лесозаготовительных участках (ЛЗУ) ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс» (ЗАО «НЛХК»), а также натурных наблюдений и анализа результатов транспортировки древесины.

ЗАО «НЛХК» производит лесозаготовки в границах Нижне-Енисейского, Енисейского, Мо-тыгинского, Гремучинского, Терянского, Невон-ского и Хребтовского лесничеств, располо-женных на территории Енисейского, Мотыгинского и Богу-чанского муниципальных районах Краснояр-ского края, в соответствии с двенадцатью договорами аренды лесных участков.

Столь обширная территория обуславливает существенное разнообразие лесозаготовительных участков по природно-климатическим условиям, почвенным характеристикам, рельефу местности. На ЛЗУ существует сезонное разграничение существующей лесной инфраструктуры на летние, зимние и объекты круглогодичного использования. При этом выбор сезона и объема вывозки зависит от пропускной способности и работоспособности дороги.

Перечень факторов и их значение определялось экспертным методом. Эксперты выбирались из числа инженерно-технических работников лесозаготовительных участков ЗАО «Новоенисейский ЛХК», связанных с транспортировкой древесины, а также научных сотрудников Лесосибирского филиала СибГУ. Отбор экспертов осуществлялся посредством математического алгоритма «О лидере»,

позволяющего сделать наиболее объективный выбор среди кандидатов в эксперты.

Результаты и обсуждение

В ходе исследования установлено, что пропускная способность в исследуемой сфере зависит от большого числа факторов [18]:

- дорожных условий (ширины проезжей части, продольного уклона, радиуса кривых в плане, расстояния видимости и др.);

- состава потока автомобилей;

- наличия средств регулирования;

- погодно-климатических условий;

- возможности маневрирования автомобилей по ширине проезжей части;

- психофизиологических особенностей водителей;

- конструкции автомобилей и т.д.

Изменение отмеченных факторов ведет к нестабильной пропускной способности в течение суток, месяца, сезона и года. При этом пропускная способность маршрута в значительной степени определяется временем, затрачиваемым на преодоление узких мест отдельных участков дороги [4]. Значимость данных факторов представлена на диаграмме рис. 1.

Анализ полученных результатов позволил выделить факторы:

1. Управляемые, то есть те, что непосредственно связаны с деятельностью человека, - состояние дорожного покрытия, геометрические параметры дороги, пересечения и примыкания дорог

[9];

2. Неуправляемые - природно-климатические факторы [12].

Наиболее значимыми неуправляемыми факторами выступают почвенно-грунтовые условия дороги [15], рельеф местности [8] и наличие водных преград [17].

Декабрь Ноябрь 6%

Октябрь Сентябрь 5% Август

Февраль

Январь

I Природно-климатические

I Производственно-технологические

■ Дорожные условия

Апрель 7%

Март

0% 20% 40% 60% 80%

Рис. 1. Влияние факторов на пропускную способность лесовозных дорог, по месяцам года

Почвенно-грунтовые условия (общее состояние почв) выступают важнейшей характеристикой использования дорог. При этом в зависимости от времени года особенности учета данного фактора разнятся. В осенний и весенний (влажные) периоды почвенно-грунтовые условия существенно ниже за счет повышенной влажности. Данный факт ведет к снижению прочности грунта. При проезде лесовозной техники по такому полотну оно сначала прогибается, а затем возвращается в исходное или близкое к исходному состояние.

Общеизвестно, что грунтовые естественные дороги являются наименее благоустроенными дорогами. Они не снабжены технологически верно исполненным поперечным профилем, повышающим качество полотна, водоотводами и боковыми канавами. Зачастую движение лесовозной техники по таким дорогам возможно лишь в летний и, что важно, сухой период. Следует выделить исключение из этого правила. Проезд по дорогам, проходя-

щим по песчаным грунтам, легче во влажные периоды года, нежели в сухие. Это объясняется тем, что легкие суглинки и супеси обладают свойствами оптимальной грунтовой смеси.

Для поддержания надлежащего качества дорожного полотна таких дорог осуществляются следующие мероприятия [6]:

- укрепление каменными материалами;

- обустройство поперечного профиля;

- рытье каналов;

- ограничение или полный запрет движения транспорта в период повышенной влажности;

- возведение разнообразных временных сооружений (мосты и мостики) и т. д.

Все это ведет к существенным затратам для лесозаготовительных предприятий и в целом ведет к ощутимому снижению эффективности их деятельности [5].

Грунты III и IV-й категорий представляют собой серьезную проблему для лесозаготовителей. Их наличие существенно снижает вариативность выбора способов и видов транспорта для перевозки лесоматериалов. Таким образом, для практики лесозаготовителей крайне важной задачей выступает повышение проходимости путем управления несущей способностью дорожного покрытия на цепях поставки древесины. При грамотных мероприятиях в данном направлении возможно существенно повысить производительность лесотранспортных машин [7]. При этом ресурсы для повышения несущей способности путей ограничиваются возможностями древостоя, биологическая продуктивность которого определяется режимом увлажнения и рельефом местности, то есть категорией местности [5].

В условиях, приближенных к идеальным, лесозаготовители выбирают наиболее короткие маршруты доставки [12]. Однако среднее расстояние вывозки в трудных условиях эксплуатации, как правило, больше расстояния вывозки в благоприятных условиях. Это связано с необходимостью объезда проблемных участков дорог: заболоченных, с низкой несущей способностью грунтов, сильно пересеченным рельефом и т. д. Современные лесозаготовительные предприятия действуют в условиях все возрастающего плеча вывозки. Это обуслав-

ливает то, что в реальных условиях эксплуатации лесотранспортная машина движется по местности с различными типами почвогрунтов [4]. На проблематичных участках движения могут возникнуть ситуации с пробуксовкой колес и застреванием техники. Очевидно, что на таких почвах техническая проходимость лесовозной техники существенно снижается. Для ее восстановления необходимо снижение нагрузки на рейс, то есть массы перевозимых лесоматериалов. Следствием данного положения является изменение коэффициента технологической проходимости. Обращаясь же к условиям, приближенным к оптимальным, следует отметить, что при них объем транспортируемых лесоматериалов ограничен лишь возможностями техники, а в реальных условиях даже несколько выше.

Выбор оптимального комплекта лесотранс-портных машин, которые будут подходить под требования природно-производственных условий работы, предопределяет необходимость расчета коэффициента технологической проходимости.

В целях недопущения снижения производительности лесотранспортных машин вследствие потери проходимости и увеличения затрат времени на буксование и вытаскивание застрявших лесных машин необходимо проводить укрепление путей первичного транспорта леса древесными материалами, образующимися на лесосеке в ходе лесозаготовок [11]. Укрепление волоков целесообразно при работе в условиях заболоченной местности (на участках с грунтами III и IV-й категории) и при необходимости сохранить подрост (выборочные рубки и рубки ухода). Использование лесосечных отходов в качестве дорожной одежды позволяет более рационально использовать биомассу дерева и снизить затраты на обустройство путей первичного транспорта леса.

В качестве важной дискуссионной проблемы следует отметить исследование О.Н. Галактионо-ва [5]. Им предлагается исследовать процесс взаимодействия хворостяной подушки и почвогрунта при эксплуатации транспортных путей лесосеки, определить объем лесосечных отходов, необходимый для строительства волоков, с учетом имеющегося их объема, ограничиваемого типом леса и условиями его произрастания. При этом основная

задача изысканий - определение взаимосвязи между параметрами древостоя, условиями его местопроизрастания и характеристиками транспортной сети лесосеки.

Проведение анализа данных позволило выявить зависимости концентрации лесосечных отходов на волоке от коэффициента возврата несущей способности волока [12]. Данные результаты позволили разработать рекомендации, направленные на сохранение несущей способности волока. Последний определяется числом проходов техники по участку. Также определено, что коэффициент возврата несущей способности волока [16] определяется по следующей схеме: исходный уровень принимается за 1, а после совершения 10 проходов - 0. Для повышения до 0,2 (при этом коэффициент снижения несущей способности равен 0,8) на волок укладываются отходы лесосек с концентрацией 0,02 м3/м2. В свою очередь, для увеличения уровня несущей способности до 0,8 (коэффициент снижения несущей способности равен 0,2) концентрация должна составлять 0,06 м3/м2.

Опираясь на полученные результаты, был произведен расчет площади лесосеки, обеспечивающей расчетный объем отходов на лесной территории. Важно отметить, что результаты получены при учете следующих факторов [2]:

- тип леса;

- уровень возврата несущей способности;

- условия произрастания леса.

Такая постановка вопроса позволила разделить лесосеку на две зоны:

1. Зона летней разработки.

2. Зона зимней разработки.

Также одним из результатов стало то, что появилась возможность оценить потери производительности техники вследствие разрушения волоков. В конечном итоге полученные данные и результаты использовались для выработки рекомендаций по проектированию транспортной сети в лесной территории на лесотипологической основе [10]. Следует особо выделить, что параметры определенной количественной взаимосвязи между несущей способностью волока, типом леса и нагрузкой лесозаготовительной машины позволяют формировать системы пасек и волоков с минимальным воздейст-

вием на экологическую среду лесозаготовительной техники.

Представленные результаты исследований направлены на улучшение почвенно-грунтовых условий и выбор наиболее оптимальных производственно-технологических условий. Однако важнейшее значение для пропускной способности лесовозных дорог также имеют природно-климатические факторы.

Так, фактор дождевых осадков оказывает влияние на скорость движения лесовозной техники и, как следствие, на пропускную способность дорог и дорожного покрытия. Выделяются следующие затруднения при дожде: повышение скользкости дороги, размягчение обочины, ухудшение видимости.

Метеорологическая дальность видимости причисляется к факторам, оказывающим влияние на режим движения через водителя автотранспортного средства. Однако степень ее влияния определяется состоянием дороги. Ключевой фактор при этом - сцепные качества [11]. Расстояние, на котором водитель лесовозной техники различает находящийся на дорожном покрытии предмет, называется дальностью (геометрической) видимости поверхности дороги. Влияние данного фактора на скорость движения техники стабильно на протяжении длительного периода времени. Однако оно действует лишь на ограниченном участке дорожного полотна.

Еще одной дискуссионной и поднимаемой исследователями проблемой является влияние на движение сильного ветра (следует обратить внимание на труды А.П. Васильева [2, 3]). Согласно законам физики, действие бокового ветра приводит к смещению автолесовоза от оптимальной траектории прохождения участка дороги. В целях нейтрализации данного негативного фактора необходимо отслеживание и контроль над машиной. В противном случае на дороге могут возникать аварийные ситуации. При этом самым опасным выступает порывистый ветер, к которому крайне сложно приспосабливаться. Сила действия ветра напрямую зависит от скорости движения лесовоза и площади его боковой поверхности. Наиболее опасными могут быть ветра при движении по кривой (вхожде-

нии в поворот), когда совмещение центробежной и ветряной сил способно привести к скольжению или даже опрокидыванию техники. В данном случае многое зависит от квалификации и скорости реакции водительского состава.

Другой проблемой, уже отмеченной ранее, является наличие водных преград. Они подразделяются на постоянные водотоки и водотоки периодического действия [10]. В северных районах Красноярского края в основном встречаются такие водные преграды, как малые реки и ручьи. Наибольшая проблема с данным фактором возникает в весенний период, когда существенно возрастает объем талых вод.

Еще одной представленной выше угрозой выступают заболоченные участки. Ее решение зачастую состоит в увеличении несущей способности заболоченного дорожного полотна. На практике в условиях леса укладывают настилы, осуществляют прошпаливание или проминку.

Значимость этих факторов зависит от сезона вывозки древесины. В условиях Красноярского края год предлагается разделить на пять периодов [17]: зимний, зимне-весенний, весенний, летний, осенний.

Зимний период считается наиболее подходящим для транспортировки лесоматериалов, что объясняется отрицательными температурами на протяжении практически всего периода. Период действия данных условий (с незначительными отклонениями) - с 10 ноября по 20 марта. При этом сроки зависят от раннего или позднего наступления как морозов осенью, так и тёплого периода весной. Данный период характеризуется самой большой пропускной способностью дорог. Ноябрь и декабрь являются довольно благополучными месяцами для вывозки древесины. Это обусловлено тем, что больших морозов и снегов ещё нет, зимние дороги уже в хорошем состоянии, что позволяет своевременно вывозить заготовленную древесину из лесосек. Временной диапазон зависит от природно-климатических факторов, по статисти-ческим данным его можно спрогнозировать по методике, основанной в ПетрГУ [7].

Зимне-весенний период определяется (также ориентировочно) с 20 марта по 20 апреля. Характе-

ризуется таянием и разрушением зимних дорог. Вследствие данного фактора падает их пропускная способность. Следует отметить, что более быстро разрушаются дороги, проходящие по южным склонам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Весенний период. Характеристика периода:

- минимальная пропускная способность;

- обилие влаги и даже воды на всей лесной территории.

Вполне объяснимо, что весеннее таяние снега приводит к поднятию грунтовых вод, затапливанию больших лесных территорий, особенно в низменных участках, разрушению временных сооружений и т. д. Осуществление транспортировки древесины происходит лишь на дорогах круглогодичного пользования.

Летний период. Период действия - с июля по сентябрь. Данный период характеризуют следующие факторы:

- устойчивая жаркая погода;

- высыхание дорог;

- снижение уровня грунтовых вод;

- улучшение несущей способности грунтов. Пропускная способность лесовозных дорог определяется объемом осадков. Вероятностный характер имеющих место быть ливневых дождей не позволяет прогнозировать состояние дорог на длительную перспективу. Дороги после выпадения значительных объемов осадков не пригодны для перевозки грузов. Такая ситуация может сохраняться в течение нескольких дней. В случае же попытки использования дорожного полотна происходит существенное ухудшение его качества.

Осенний период. Период действия в условиях Сибири - с сентября и до середины ноября. Период характеризуется транспортировкой древесины преимущественно по дорогам с твёрдым покрытием. Это ведет к существенному снижению объемов вывозки. Основная причина - резкое снижение несущей способности грунтов. Вследствие данного фактора проходимость автолесовозов существенно снижается.

Переход к зимнему периоду - организации дорог зимнего действия - определяется природно-климатическими (устойчивые отрицательные температуры), почвенными (тип грунта) и антропо-

генными (величина механических воздействий от техники) факторами. В конечном итоге данные факторы определяют скорость промерзания грунта [17].

Выводы

Условия транспортировки заготавливаемой древесины на дорогах при неблагоприятных природно-климатических условиях существенно хуже, чем в летний сухой период и зимний с устоявшимся дорожным полотном. Дифференци-ация определяется несколькими важнейшими факторами: сцепные качества дорожного покрытия, особенности механического взаимодействия лесовозной техники с дорогой; ровность покрытия; наличие гололеда и тумана; сопротивление движению дорожного полотна (при наличии грязи, гололеда или снега), метеорологическая видимость (при наличии слепящего солнца, осадков, пыльных бурь, тумана).

По результатам исследований, проведенных на территории ЛЗУ ЗАО «Новоенисейский ЛХК», можно сделать следующие выводы: на маршрутах доставки древесины участки дорог имеют различные пропускные способности; основными неуправляемыми факторами, влияющими на пропускную способность дорог, являются почвенно-грунтовые условия, рельеф местности и наличие водных преград на маршруте движения; значимость факторов в различные периоды года разная; в условиях Красноярского края по пропускной способности дорог целесообразно разделить год на пять периодов; наибольшая пропускная способность дорог, в условиях Красноярского края, - в зимний период года (с ноября по март); возможно увеличивать пропускную способность дорог, проводя мероприятия, влияющие на несущую способность грунта.

Для увеличения пропускной способности рекомендуются следующие мероприятия:

1. Подготавливать в осеннее время временные лесовозные дороги, промораживая их.

2. Южные склоны дорог подсыпать опилками или щепой для наименьшего разрушения в ранние периоды весны.

3. На участках дорог со слабой несущей способностью грунтов устраивать лежневку из порубочных остатков древесины.

4. В разные периоды года следует пользоваться разными маршрутами доставки древесины, выбирая участки с максимальной пропускной способностью.

Полученные результаты должны быть использованы при планировании развития сети дорог на лесной территории, выбора способов и методов вывозки древесины, однако, что более важно, при определении пропускной способности дорог на лесной территории. Последнее направление исследования и результаты по нему следует признать наиболее интересными для академической науки и практики. Данное исследование в целом представляет результаты, систематизирующие накопленные к настоящему времени знания по исследуемым вопросам, а также предлагает ряд новых подходов к оценке пропускной способности лесовозных дорог.

*Исследование выполнено при поддержке Красноярского краевого фонда науки в рамках участия в Международной научно-практической юбилейной конференции «Инновационные направления развития лесного комплекса».

*Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-310-00311.

Библиографический список

1. База нормативной документации. URL: complexdoc.ru/ntdpdf/482300/rukovodstvo_po_otsenke_ propusknoi_sposobnosti_avtomobilnykh_dorog.pdf (дата обращения 13.04.2018)

2. Васильев, А. П. Проектирование дорог с учетом влияния климата на условия движения / А. П. Васильев. - Москва : Транспорт, 1986. - 248 с.

3. Васильев, А. П. Справочная энциклопедия дорожника. Ремонт и содержание автомобильных дорог / А. П. Васильев. - URL: http://meganorm.ru/Data1/51/51537/index.htm (дата обращения 13.04.2018)

4. Виногоров, Г. К. Некоторые лесоэксплутационные характеристики почвенно-грунтовых условий и рельефа / Г. К. Виногоров // Вопросы технологии и механизации лесосечных работ. Труды ЦНИИМЭ. -Химки : ЦНИИМЭ, 1982. - С. 5-7.

5. Галактионов, О. Н. Исследование взаимосвязи технологической проходимости лесозаготовительных машин с параметрами лесной среды / О. Н. Галактионов, А. В. Кузнецов // Инженерный вестник Дона. - 2011. -№ 4 (1). - URL: http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p1y2012/1145 (дата обращения 11.09.2018)

6. Галактионов, О. Н. Формирование структуры лесотранспортных путей лесосеки на лесотипологической основе / О. Н. Галактионов, А. В. Кузнецов // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2011. - № 8 (121). - Петрозаводск : ПетрГУ, 2011. - C. 81-84.

7. Кузнецов, А. В. Обоснование технологических решений, повышающих эффективность операции первичного транспорта леса : специальность 05.21.01 «Технология и машины лесозаготовок и лесного хозяйства» : дис. ... канд. техн. наук / Кузнецов Алексей Владимирович. - Петрозаводск. 2003. - С. 31-36.

8. Лукашевич, В. М. Методика планирования освоения лесных ресурсов с учетом сезонности лесозаготовок / В. М. Лукашевич, Л. В. Щеголева // Глобальный научный потенциал. - 2014. - № 8 (41). -С. 134-136.

9. Мохирев, А. П. Методика выбора лесозаготовительных машин под природно-климатические условия / А. П. Мохирев // Лесотехнический журнал. - 2016. - Т. 6. - № 4 (24). - С. 208-215.

10. Мохирев, А. П. Исследование специфики лесозаготовок в Красноярском крае / А. П. Мохирев, П. Ф. Мохирев // ResourcesandTechnology. - 2015. - Т. 12. - № 2. - С. 98-108.

11. Платонова, Е. В. Обоснование пропускной способности лесовозных дорог при различных скоростных режимах и моделях транспортного потока : специальность 05.21.01 «Технология и машины лесозаготовок и лесного хозяйства» : дис. ... канд. техн. наук / Платонова Елена Вячеславовна. - Архангельск, 2006. - 151 с.

12. Шегельман, И. Р. Анализ показателей работы и оценка эффективности лесозаготовительных машин в различных природно-производственных условиях / И. Р. Шегельман, В. И. Скрыпник, А. В. Кузнецов // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2010. - № 4. - C. 66-75.

13. Bellman, R. On a routing problem / R. Bellman // Quart. of Applied Mathematics. - 1958. - No. 16. -

P. 87.

14. Stream simulation for aquatic organism passage at road-stream crossings / D. Cenderelli, K. Clarkin, R. Gubernick, M. Weinhold // Transportation Research Record. - 2011. № 2203. - С. 36-45.

15. Dependence of filtration coefficient of forest soils to its density / I. V. Grigorev, E. G. Khitrov, A. V. Kalistratov, M. V. Stepanishcheva // Proceedings of the 14th International Multidisciplinary Scientific Geoconferences, Vol. 2 "Water Resources. Marine and Ocean Ecosystems", 16-26 June 2014. - Albena, Bulgaria. -P. 339-344.

16. Luce, Ch. H. Effectiveness of road ripping in restoring infiltration capacity of forest roads / Ch. H. Luce // Restoration Ecology. - 1997. - Т. 5. - № 3. - P. 265-270.

17. 2018. Assessment of availability of wood resources using geographic information and analytical systems (the Krasnoyarsk Territory as an example) / A. P. Mokhirev, M. O. Pozdnyakova, S. O. Medvedev, V. O. Mammatov // Journal of Applied Engineering Science. - 2018. - No 3. - Vol. 16. - P. 313-319. URL: http://www.engineeringscience. rs/article/Volume_ 16_article_5 3 4.

18. Wong, J. Y. Soil Failure Beneath Rigid Wheels / J. Y. Wong, A. R. Reece // Proc. 2nd Int. Conf. of the International Society for Terrain Vehicle Systems. - Toronto. Canada : University of Toronto Press, 1966.

References

1. Baza normativnoj dokumentacii [Base of normative documentation]. URL: complex-doc.ru/ntdpdf/482300/rukovodstvo_po_otsenke_propusknoi_sposobnosti_avtomobilnykh_dorog.pdf (data obrashche-niya 13.04.2018)

2. Vasil'ev A. P. Proektirovanie dorog s uchetom vliyaniya klimata na usloviya dvizheniya [Road Design, taking into account the influence of climate on traffic conditions] M.: Transport, 1986. -248 p.

3. Vasil'ev A. P. Spravochnaya ehnciklopediya dorozhnika. Remont i soderzhanie avtomobil'nyh dorog. [Reference encyclopedia dorozhnika. Repair and maintenance of roads] URL: http://meganorm.ru/Data1/51/51537/index.htm

4. Vinogorov G. K. Nekotorye lesoehksplutacionnye harakteristiki pochvenno-gruntovyh uslovij i rel'efa. Vo-prosy tekhnologii i mekhanizacii lesosechnyh rabot. [Some forest exploitation characteristics of soil and soil conditions and relief] Trudy CNIIMEH. Himki: CNIIMEH, 1982. P. 5-7.

5. Galaktionov O. N., Kuznecov A. V. Formirovanie struktury lesotransportnyh putej lesoseki na lesotipologi-cheskoj osnove. [Formation of the structure of forest paths of the forest area on the forest-typological basis]. Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta. No 8 (121). Petrozavodsk: PetrGU, 2011. P. 81-84.

6. Galaktionov O. N., Kuznecov A. V. Issledovanie vzaimosvyazi tekhnologicheskoj prohodimosti leso-zagotovitel'nyh mashin s parametrami lesnoj sredy. [A Study of the relationship of technological patency of logging machines with the parameters of the forest environment]. Inzhenernyj vestnik Dona. 2011. No4 (1). URL: http ://ivdon. ru/ru/magazine/archive/n4p 1y2012/1145

7. Kuznecov A. V. Obosnovanie tekhnologicheskih reshenij, povyshayushchih ehffektivnost' operacii per-vichnogo transporta lesa: dis. na soiskanie uchenoj stepeni kand. tekhn. nauk. 05.21.01. [Justification of technological solutions that improve the efficiency of the operation of primary forest transport: dis. on competition of a scientific degree Cand. tech. sciences. 05.21.01 ]. Petrozavodsk. 2003. No. 31 - 36.

8. Lukashevich V. M., SHCHegoleva L. V. Metodika planirovaniya osvoeniya lesnyh resursov s uchetom se-zonnosti lesozagotovok. [Methods of planning of development of forest resources taking into account the area of logging]. Global'nyj nauchnyjpotencial. 2014. No 8 (41). P. 134-136.

9. Mokhirev A. P. Metodika vybora lesozagotovitel'nykh mashin pod prirodno-klimaticheskie usloviya [Methods of selecting logging machines for natural and climatic conditions] Lesotekhnicheskiy zhurnal [Lesotekhnichesky Journal]. 2016. Vol. 6. No. 4 (24). Pp 208-215. DOI: 10.12737 / 23459

10. Mokhirev A. P., Mokhirev P. F. Issledovanie specifiki lesozagotovok v Krasnoyarskom krae. [Study of the specificity of logging in the Krasnoyarsk region]. Resources and Technology. 2015. T. 12. No 2. P. 98-108. DOI: 10.15393/j2.art.2015.3061

11. Platonova E. V. Obosnovanie propusknoj sposobnosti lesovoznyh dorog pri razlichnyh skorost-nyh rezhimah i modelyah transportnogo potoka: dissertaciya ...kandidata tekhnicheskih naukpo VAK 05.21.01 [Justification of the capacity of logging roads at different speed regimes and models of traffic flow: thesis ...candidate of technical Sciences VAK 05.21.01]. Arhangel'sk, 2006.- 151 p.

12. SHegel'man I. R., Skrypnik V. I., Kuznecov A. V. Analizpokazatelej raboty i ocenka ehffektivnosti lesozago-tovitel'nyh mashin v razlichnyh prirodno-proizvodstvennyh usloviyah. [Analysis of performance indicators and evaluation of efficiency of logging machines in different natural and industrial conditions] Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta. No 4. Petrozavodsk: PetrGU, 2010. P. 66-75.

13. Bellman R. On a routing problem. Quart. of Applied Mathematics, 16, 1958. p.87.

14. Cenderelli D., Clarkin K., Gubernick R., Weinhold M. Stream simulation for aquatic organism passage at road-stream crossings. Transportation Research Record. 2011. No 2203. S. 36-45.

15. Grigorev I. V., Khitrov E. G., Kalistratov A. V., Stepanishcheva M. V. Dependence of filtration coefficient of forest soils to its density. Proceedings of the 14th International Multidisciplinary Scientific Geoconferences, Vol. 2 "Water Resources. Marine and Ocean Ecosystems", 16 -26 June 2014, Albena, Bulgaria, pp. 339-344.,

16. Luce Ch. H. Effectiveness of road ripping in restoring infiltration capacity of forest roads. Restoration Ecology. 1997. T. 5. № 3. S. 265-270.,

17. Mokhirev A. P., Pozdnyakova M. O., Medvedev S. O., Mammatov V. O. (2018). Assessment of availability of wood resources using geographic information and analytical systems (the Krasnoyarsk Territory as an example):

Journal of Applied Engineering Science. No 3, Vol. 16, P. 313-319 URL: http://www.engineeringscience.rs/ article/Volume_ 16_article_534 DOI: 10.5937/jaes16-16908.

18. Wong J. Y., Reece A. R. Soil Failure Beneath Rigid Wheels. Proc. 2nd Int. Conf. of the International Society for Terrain Vehicle Systems. Toronto. Canada: University of Toronto Press, 1966.

Сведения об авторах

Мохирев Александр Петрович - доцент кафедры технологии лесозаготовительных и деревоперерабаты-вающих производств Лесосибирского филиала ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева», кандидат технических наук, доцент, г. Лесосибирск, Российская Федерация; e-mail: ale-mokhirev@yandex.ru.

Медведев Сергей Олегович - доцент кафедры экономических и естественнонаучных дисциплин производств Лесосибирского филиала ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева», кандидат экономических наук, г. Лесосибирск, Российская Федерация; e-mail: medvedev_serega@mail.ru.

Смолина Ольга Николаевна - студент магистратуры Лесосибирского филиала ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева», г. Лесосибирск, Российская Федерация;e-mail: hon5555@mail.ru.

Information about authors

Mokhirev Alexander Petrovich - Associate Professor, Lesosibirsk branch of FSBEI HE "Reshetnev Siberian State University of Science and Technology", PhD (Engineering), Associate Professor Lesosibirsk, Russian Federation; e-mail: ale-mokhirev@yandex.ru.

Medvedev Sergey Olegovich - Associate Professor, Lesosibirsk branch of FSBEI HE "Reshetnev Siberian State University of Science and Technology", PhD (Economics), Lesosibirsk, Russian Federation; e-mail: medve-dev_serega@mail. ru.

Smolina Olga Nikolaevna - Master's degree student, Lesosibirsk branch of FSBEI HE "Reshetnev Siberian State University of Science and Technology", Lesosibirsk, Russian Federation; e-mail: hon5555@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.