ИКТИСОДИЁТНИ МОДЕРНИЗАЦИЯЛАШ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ
Умаров А.А.
Институт экономики АН РУз, соискатель
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В условиях развития рыночных отношений в суверенном Узбекистане проводится политика последовательного перехода реального сектора экономики на инновационный путь развития, на все более широкое использование в отраслях экономики и на предприятиях инноваций, созданных отечествен -ными учеными и научными учреждениями (НИУ). Эта государственная политика приобретает все большее значение в настоящее время, в условиях происходящего мирового экономического кризиса, что особо подчеркнул Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов1.
Цель государственной инновационной политики заключается в создании экономических, правовых, организационных и иных необходимых условий и механизмов, обеспечивающих рост конкурентоспособности отечественной продукции, широкое использование результатов инновационных разработок. С целью осуществления государственного регулирования был издан ряд указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, а также правительственных постановлений по активизации и приданию динамичного развития инновационной деятельности в стране2.
1 Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. - Т.: Узбекистан, 2009. - 48 с.
2 Указ Президента Республики Узбекистан № УП-438 «О государственной поддержке науки и
развитии инновационной деятельности». - Ташкент, 8.07.1992.; Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 337 «О мерах по государственной поддержке развития науки и инновационной деятельности». - Ташкент, 21.07.1992.; Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-436 «О мерах по совершенствованию координации и управления развитием науки и технологий». - Ташкент, 7.08.2006.; Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-916 «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство». - Ташкент, 15.07.2008.; Постановление
В связи с этим целесообразно рассмотреть основные факторы, влияющие на инновационный процесс в сфере науки, оценить их вклад и перспективы для обеспечения развития НИУ и, соответственно, экономики республики на основе использования результатов исследований и инновационных разработок отечественных ученых.
Понятие фактора можно сформулировать, как делающего или производящего что-либо, или причины движущей силы какого-либо процесса, определяющей его характер или отдельные его черты3. Применительно к инновационной деятельности НИУ следует отметить, что она является многофакторным процессом, и ее особенности обусловлены рядом сопутствующих условий и соответствующих характеристик. При анализе инновационной деятельности НИУ необходимо выявлять важнейшие её факторы, и как следствие,- её факторную структуру, и оправданно применять метод выделения ее главных компонентов. Другой важной характеристикой данного метода рассмотрения инновационной деятельности НИУ яв-
Кабинета Министров Республики Узбекистан № 241 «О мерах по укреплению материально-технической базы научных, научно-исследовательских учреждений и организаций». - Ташкент, 10.11.2008.
3 http// www.wikipediya.org
V___/
Таблица 1
Факторы и компоненты составляющие инновацию
№ Компоненты Составляющие Факторы
1 Субъекты Физические и юридические лица и их объединения, в т.ч. учреждения науки, образования, производства, инновационные инфраструктурные организации и их работники. Внешние факторы (экономика страны, отраслевая специфика, рынок, законодательство, международное сотрудничество, инвестиции, экология, форс мажор и др.). Внутренние факторы (производственные, технологические, научно-технические, кадровые, финансовые, управленческие, информационные), в т.ч. рисковые для всех вышеперечисленных.
2 Объекты - Государственные инновационные программы и проекты; - Инновационные научно-технические работы и целевые разработки; - Результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и творческой деятельности, - Инновационная продукция; - Материальные и нематериальные активы. Организационные факторы - обеспечение менеджмента при реализации инновационных программ, проектов и разработок, и создании инновационной продукции, в т. ч. рисковые для всех вышеперечисленных объектов. Экономические факторы - ресурсное обеспечение инновационных объектов.
3 Предметы/ Инновации: Организационные факторы -
виды технологические; процессные; продуктовые; маркетинговые и организационные. обеспечение менеджмента в создании различных типов инноваций. Экономические факторы - ресурсное обеспечение инноваций.
4 Формы Менеджмент и реализация научно-технических проектов и инновационных разработок, внедрение, коммерциализация их результатов и созданной инновационной продукции. Организационные факторы -высокопрофессиональный менеджмент и обеспечение кадрами. Нормативно-правовые факторы - развитие законодательства в сфере инноваций и правовых норм.
5 Средства Финансовые (госбюджет, внебюджетные, инвестиции, кредиты), материально-технические, информационно -коммуникационные (ИКТ). Финансовые факторы - поддержка из средств госбюджета, заказчиков работ, инвесторов, банков, фондов доноров/ спонсоров и др. Экономические факторы -обеспеченность материально-техническими и ИКТ ресурсами.
6 Методы Научно-исследовательские, производственно-технические, патентно-лицензионные, маркетинговые, трансфер технологий, коммерческие. Организационные факторы -использование комплекса методов обеспечивающих продвижение инноваций от идеи до создания и реализации инновационной продукции.
7 Результаты Созданная инновационная продукция, в т.ч. на экспорт. Различные факторы, влияющие на вероятность создания и выпуска продукции и ее рыночного сбыта с учетом рисков.
ляется возможность ограничить рассмотрение только главными компонентами и исключить остальные из анализа, что упрощает проведение последующей интерпретации полученных результатов.
Рассмотрим логическую многофакторную структуру инновационной деятельности НИУ на основе факторов, присущих ее главным компонентам - субъектам, объектам, предметам/видам, формам, средствам, методам и результатам1, а также их составляющим.
1 Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. - М.: Синтег, 2007.
Основные характеристики компонентов, их составляющих и факторов, относящихся к инновационной деятельности НИУ, систематизированы и обобщены нами в таблице 1. Эти факторы, в основном, подразделяются на четыре основные группы - экономические, - организационные, - финансовые и - нормативно правовые. Что касается категорий «Субъекты» и «Результаты» инновационной деятельности НИУ, то они характеризуются влиянием факторов всех этих четырех групп.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 9, 2012
Рисунок 1
Основные факторы инновационной деятельности НИУ
Факторы, обусловленные законодательной
поддержкой инновационной деятельности
Факторы, рисков, влияющие на инновационну ю деятельность НИУ
Факторы, влияющие на создание новаций
Факторы, влияющие на планирование и финансирование научных проектов
Основные разновидности факторов, оказывающих влияние на инновационную деятельность НИУ
Факторы, влияющие на выполнение
НИУ инновационн ых проектов и разработок
Факторы, влияющие на защиту инноваций патентами и лицензиров ание
Факторы, влияющие на поддержку инноваций со стороны отраслей экономики
Рассмотрим и кратко охарактеризуем приведенные в таблице 1 факторы на основе построенной нами схемы (рис.1).
На рисунке 1 приведена систематизация основных факторов, относящихся к инновационной деятельности в научной сфере и оказывающих влияние на следующие процессы:
- создание новаций;
- планирование и финансирование инновационных проектов;
- выполнение НИУ инновационных проектов и разработок;
- защиту созданных инноваций патентами;
- поддержку инноваций со стороны отраслей экономики;
а также факторы, обусловленные законодательной поддержкой инновационной деятельности НИУ и факторы рисков, влияющие на инновационную деятельность в сфере науки.
Исходя из этой систематизации, можно оценить степень воздействия реальных факторов на инновационную деятельности НИУ.
Например, создание инноваций в НИУ является многофакторным процессом, который включает разработчиков новаций, оригинальность и возможность реализации их инновационной идеи, обоснованность планов и сроков ее реализации, для чего необходимо обеспечить разработчиков финансами, оборудованием, приборами, материалами, реактивами, услугами, информацией и др., непосредственное выполнение ими научных исследований, приводящих в итоге к разработке нового образца инновацион-
ной продукции, которая должна будет пройти опытную проверку для последующего использования и производственного освоения. Инновации создаются НИУ, в основном, путем реализации инновационных проектов.
Планирование работ по выполнению инновационных проектов осуществляется в рамках государственных инновационных программ. Бизнес-планы инновационных проектов содержат цель и задачи разработки инноваций, необходимые этапы и сроки работ, финансовые, материально-технические и информационные средства, состав исполнителей проектов, конкретный вид создаваемой инновационной продукции, а также факторы риска, включающие возможные форс мажорные и иные обстоятельства. Финансирование инновационных проектов в рамках государственных инновационных программ осуществляется, в основном, из средств государственного бюджета. Чтобы приблизить создаваемую инновационную продукцию непосредственно к нуждам отраслей экономики и предприятий следует: - формировать инновационные проекты на основе их заявок с учетом нужд и потребностей в модернизации и развитии производства; - обеспечить реальное долевое участие (50 и более процентов) данных организаций в финансировании инновационных проектов; - осуществить обязательное внедрение заказанной и профинансированной ими инновационной продукции.
Следует отметить, что в 2012 г. при формировании конкурсных проектов по государственным программам фундаментальных, прикладных исследований и инноваци-
V___/
онных программ объем финансирования инновационных проектов был увеличен почти в 3 раза по сравнению с их средним объемом в 2006-2011гг. и составил 15% в общей доле государственного финансирования исследований НИУ.
Процесс выполнения НИУ инновационных проектов и разработок также зависит от многих факторов:
- количества и объемов выполняемых инновационных проектов, которые определяются научным потенциалом НИУ;
- разработкой прорывных интеграционных инновационных программ, которые определяются уровнем межотраслевого сотрудничества и реальными возможностями НИУ;
- количеством и объемом хоздоговорных исследований по заказам отраслей, которые определяются конкретными задачами заказчиков и уровнем двустороннего сотрудничества с ними НИУ;
- объемом и номенклатурой экспорта научной продукции, которые определяются международными и зарубежными контрактами, заключенными на экспорт инновационной продукции НИУ;
- количеством патентов на изобретения и оформленных НИУ лицензий, которые определяются оформленными защитными документами на созданную НИУ инновационную продукцию. Своевременная защита патентами созданных НИУ инноваций также является одним из важных факторов, определяющих приоритет и авторские права создателей инноваций, и позволяющих им осуществлять лицензирование и обеспечивать внедрение и экспортные поставки инновационной продукции.
Поддержка со стороны отраслей экономики и производств инновационной деятельности НИУ в создании ими инноваций является фактором, значение которого все больше возрастает в связи с потребностями развития производства на основе инноваций.
Однако, долевое участие отраслей экономики республики в финансировании государственных инновационных проектов пока остается все ещё весьма малым, несмотря на обязательства отраслей и предприятий обеспечить проекты долевым финансированием в размере 50% от их общей стоимости. Другим отрицательным фактором, сдержи-
вающим развитие инновационных процессов в НИУ - является отсутствие масштабных заказов отраслей и целевого финансирования ими отдельных инновационных проектов, а также не включение крупных заказов отраслей и предприятий в состав государственных инновационных программ. Отмеченные недостатки приводят к необходимости формирования эффективных механизмов взаимодействия отраслей и предприятий с НИУ и регулирования их участия в со-финансировании и практическом освоении инновационных проектов.
Совершенствование законодательства в сфере инновационной деятельности является одним из главных факторов, регулируемых государством, и создает необходимые основы для создания, промышленного освоения, продвижения и реализации инновационной продукции. Однако, пока только в стадии формирования находится законопроект Республики Узбекистан «Об инновациях и инновационной деятельности», который должен определять правовые отношения между субъектами в сфере инноваций.
Важной основой для интенсивного развития науки и технологий, широкого внедрения инноваций на современном этапе стало постановление Президента Республики Узбекистан И.Каримова «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и тех-нологий в производство»1. Оно направлено на правовое регулирование отношений в сфере инновационной деятельности, в том числе на основе укрепления интеграции науки, образования и производства, которому способствуют ежегодно проводимые республиканские ярмарки инновационных идей, проектов и технологий. Так, по 2755 новым разработкам, представленным на пяти прошедших в 2008-2012гг. республиканских инновационных ярмарках было заключено 1891 договоров на разработки НИУ и вузов на 59,1 млрд. сумов2. Согласно данному постановлению были также созданы фонды модернизации и новых технологий в ведомствах и на производственных предприятиях.
1 Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-916 «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство». - Ташкент, 15.07.2008.
2 Парпиев О.Р. Инновации, внедрение , прогресс. Народное слово. 2012. №146. (5536).
Факторы риска являются объективно неизбежными элементами принятия хозяйствующими субъектами любого решения, поскольку неопределенность является неизбежной характеристикой производственного, в том числе и инновационного процесса. Предвидение инновационных рисков1, сведение к минимуму их отрицательного воздействия на процесс производства являются важнейшими задачами управленческой деятельности предприятий, фирм, научных учреждений и других хозяйствующих субъектов. Под инновационными рисками понимается совокупность рисков, включающая неуправляемость разрабатываемым инновационным проектом, степень его оригинальности, а также риски технологической, финансовой, экономической и правовой неадекватности.
Согласно статистическим оценкам допустимая вероятность получения отрицатель-
ного результата на стадии генерации идей и фундаментальных исследований составляет 5-10% (степень риска небольшая), в области прикладных научных разработок, в том числе инновационных, она составляет уже 8090%, а для ОКР - достигает 90-95% (высокий уровень риска)2.
С другой стороны, возникновению инновационного риска способствует отсутствие развитого республиканского законодательства в сфере инноваций, а также отраслевое и нормативно-правовое обеспечение, которые не в полной мере отвечают широкому продвижению новаций от науки к производству.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что исследованные выше факторы оказывают существенное, а во многих случаях - определяющее влияние на развитие инновационной деятельности научных учреждений.
Список литературы:
1. Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. - Т.: Узбекистан, 2009. - 48 с.
2. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-438 «О государственной поддержке науки и развитии инновационной деятельности». - Ташкент, 8.07.1992.
3. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 337 «О мерах по государственной поддержке развития науки и инновационной деятельности». - Ташкент, 21.07.1992.
4. Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-436 «О мерах по совершенствованию координации и управления развитием науки и технологий». - Ташкент, 7.08.2006.
5. Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-916 «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство». - Ташкент, 15.07.2008.
6. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 241 «О мерах по укреплению материально-технической базы научных, научно-исследовательских учреждений и организаций». - Ташкент, 10.11.2008.
7. Шр// www.wikipediya.org
8. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. - М.: Синтег, 2007.
9. Парпиев О.Р. Инновации, внедрение , прогресс. Народное слово. 2012. №146. (5536).
10. Хикс Дж.Р. Стоимость и капитал. / Пер. с англ. Общ. ред. и вступ. Ст. Энтова Р.М.-М.: Прогресс, 1993. - 488 с.
11. Умаров А.А., Воронин С.А., Кремков М.В. Инновационные риски: систематизация, характерные особенности и управление // Экономика и финансы. - Ташкент, 2010. - №9-10. - С.3-8.
Автор выражает благодарность проф. Кремкову М.В. за поддержку и плодотворные обсуждения материала статьи.
1 Хикс Дж.Р. Стоимость и капитал. / Пер. с англ. Общ. ред. и вступ. Ст. Энтова Р.М.-М.: Прогресс, 1993. - 488 с.
2 Умаров А.А., Воронин С.А., Кремков М.В. Инновационные риски: систематизация, характерные особенности и управление // Экономика и финансы. - Ташкент, 2010. - №9-10. - С.3-8.