Перейдём к более полному анализу изображений натюрмортов в миниатюрах поэм XV века «Хамсе» и «Шах-наме». Рассмотрим миниатюры поэмы «Хамсе» «Махан в заколдованном саду» и «Искандар и Нушаба во дворце». Действие происходит в интерьере. На первом плане на полу изображён небольшой столик на котором размещены три предмета. На миниатюре «Махан в заколдованном саду» так же на первом плане представлен натюрморт из трёх кувшинов с высокими горлышками. Кувшины стоят на небольшом квадратном столике. Натюрморт находится на открытом пространстве, так как действие миниатюры проходило на фоне пейзажа с завышенной линией горизонта. Натюрморты рассматриваемых миниатюр поэмы «Хамсе» состоят из трёх предметов, присутствует чёткое деление на левую и правую симметричные части композиции. Кувшины изображены с небольшими заслонениями.
Следовательно, по своим конструктивным признакам натюрморты могут называться прямоугольными, симметричными. Натюрморт, представленный в иллюстрации «Махан в заколдованном саду» является пейзажным, а натюрморт, представленный на первом плане композиции «Искандар и Нушаба во дворце» можно называть интерьерным.
Рассмотрим миниатюру поэмы Фирдоуси «Шах-наме» «Фаридун с дочерми Джамшида». На первом плане композиции размещается натюрморт, состоящий из трёх предметов. В центре композиции изображён небольшой сосуд типа вазы с широким горлышком и слегка сужающийся к низу. Слева и справа показаны два кувшина с удлинёнными узкими горлышками, которые немного расширяются кверху. Кувшины могли быть сделаны из стекла или металла. В подобных сосудах на торжествах подавались напитки. Симметричный натюрморт изображён на небольшом столе прямоугольной формы. Предметы не заслоняют друг друга. Они расположены линейно по нижнему краю столешницы на фоне городского интерьера.
Таким образом, нами установлено, что в среднеазиатской рукописной миниатюре XVвека изображения натюрмортов по композиционно-смысловыми принципам разделяются на прямоугольные -симметричные, а так же на «интерьерные» и «пейзажные».
Список использованной литературы:
1. М.М.Ашрафи «Миниатюры XVI века в списках произведений Джами из собрания СССР» Москва 1966г. с.90.
2. В.Г. Долинская. «Очерк миниатюрной живописи Средней Азии XVI в.» // В книге «Искусство Таджикского народа», Вып. 2. г. Душанбе 1960г. с173-203
© В.В.Кулаков.,2015
УДК 749
А.Ю. Куликова
Студент Института искусств и дизайна ФГБОУ ВПО «Удмуртский Государственный Университет»
Г. Ижевск, Российская Федерация С.Н. Зыков
к.т.н., доцент, профессор Института искусств и дизайна ФГБОУ ВПО «Удмуртский Государственный Университет»
Г. Ижевск, Российская Федерация
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМООБРАЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО
РАБОЧЕГО СТОЛА ДИЗАЙНЕРА
Аннотация
В данной статье анализируются вопросы, связанные с проблематикой проектирования такого конструктивно-сложного изделия, как многофункционального рабочего стола дизайнера. Рассматриваются факторы, влияющие на формообразование этого объекта, и приводится пример разработанного проекта.
Ключевые слова
Дизайн, проектирование, многофункциональность, формообразование, стол-трансформер. Специфика современной материальной культуры обуславливается насыщением изделиями, изготовленными промышленным способом, и зачастую имеющими многофункциональное назначение. Постоянное совершенствование технологий производства и появление новых материалов требует перманентной разработки новых подходов к конструктивным и художественно-эстетическим решениям [1]. Безусловно, эти задачи являются актуальными в наше время.
При дизайн-проектировании рабочего стола дизайнера, конструктивно-сложного, высокотехнологичного изделия, имеющего авторское художественно-образное решение, необходимо учитывать множество факторов (таблица 1).
Таблица 1
Факторы, влияющие на формообразование объекта
Факторы, обусловленные пожеланиями заказчика Факторы нормативных ограничений Факторы, учитываемые при вариативном творческом поиске
Назначение и основные функции изделия Эргономика Концепция
Современные материалы и технологии изготовления Безопасность и экологичность Стиль и цветовое решение
Конструкция Предпочтения заказчика и соразмерность
Ценовая группа Современные тенденции
Размеры и локализация
Назначение и основные функции изделия. Моделируя форму стола, необходимо, чтобы она соответствовала трем функциональным назначениям [2] (письменные работы, черчение, рисование), что должно обеспечиваться различным фиксированным положениям столешницы, которые создают предпосылки конструктивного решения и организации формы.
Современные материалы и технологии изготовления. При дизайн-проектировании рабочего стола необходимо выбирать материал, который наилучшим способом отражает художественно-конструкторскую организацию формы, и обеспечивает надежность при эксплуатации. В настоящее время прогрессивным решением является использование различных сортов пластика, которые по прочностным, конструкционным и эстетическим характеристикам обладают довольно высокими показателями. При этом необходимо отметить, что некоторые сорта достаточно прочны для возможного монтажа встроенного механизма трансформации столешницы и при этом обладают хорошими литьевыми качествами, позволяя изготавливать объемные объекты высокой сложности. Наряду с пластиком по экономическим соображениям могут использоваться и другие материалы (дерево, ДСП и т.д.), но необходимо учитывать, что это может ухудшить эстетические характеристики изделия.
Конструкция. Тип конструкции рабочего стола и его механизмов оказывает существенное влияние на геометрию изделия, на его тектонику и пластику форм. Например, использование храпового механизма трансформации должно предусматривать либо включение его геометрии в общий эстетически-привлекательный образ изделия, либо его скрытие декоративными элементами.
Ценовая группа. Возможные потребители рабочего стола, как правило, желают иметь выбор между различными вариантами исполнения изделия по материалам изготовления, оборудования, технологии производства и отделки, что, естественно, накладывает отпечаток к принадлежности изделия к той или иной ценовой группе покупательской доступности.
Размеры и локализация. Размеры стола и масштаб его поэлементной деталировки находятся в прямой зависимости от его локального функционального значения и гармонии с окружающим предметно-средовым пространством.
Эргономика. Одна из главных задач проектирования многофункционального рабочего стола дизайнера состоит в обеспечении удобства работы человека при заданных трех рабочих положениях столешницы (Рисунок 1).
Безопасность и экологичность. Материалы изготовления многофункционального стола дизайнера должны быть безопасными, как для человека, так и для окружающей среды, а конструкция и механизмы -исключать возможность получения травм при эксплуатации.
Концепция. Дизайн-концепция - целостная идеальная модель будущего объекта, описывающая его основные характеристики. Через проблемизацию проектной ситуации (описание противоречий проектного задания), а затем тематизацию (отбор «тем» - возможных вариантов ее решения), складывается целостная модель дизайна будущего стола.
1) 2) 3)
Рисунок 1 - Модификация рабочих положений стола
Стиль и цветовое решение. Работая над новым объектом, каждый дизайнер формирует свой неповторимый творческий образ, который через стиль, цвет и другие характеристики находит в изделии свою материализацию.
Предпочтения заказчика и соразмерность. Процесс проектирования любого эксклюзивного изделия требует постоянного общения с заказчиком (причем заказчиком можно условно считать и самого автора проекта). Таким образом, дизайнер должен выявить основные предпочтения и пожелания к изделию, его тип и стиль, а также особенности будущей эксплуатации, соразмерность окружающей предметно-пространственной среде. Обычно все эти вопросы согласовываются в форме серии эскизных вариантов.
Современные тенденции. Соответствие современным модным стилевым тенденциям по набору эстетических и конструкторско-технологических свойств должно обеспечить изделию необходимым потребительский спрос при возможном в будущем серийном производстве.
На рисунке 2 представлен проект рабочего стола дизайнера, который выполнен в соответствии с перечисленными выше формообразующими факторами. Главным источником вдохновения формообразования рабочего стола дизайнера являются геометрические фигуры. Подчинение интерьера логике прямых углов на сегодняшний день является одним из самых модных принципов в построении интерьера. Поэтому за основу был взят характерный образ, выражающий отношение к геометрии, а именно: симплекс или n-мерный тетраэдр (от лат. simplex — простой) — геометрическая фигура, являющаяся n-мерным обобщением треугольника.
1) 2) 3)
Рисунок 2 - Рабочий стол-трансформер. Дизайн проект А.Ю. Куликовой
Цветовое решение данного стола дизайнера было выбрано на основе традиционных цветов выбранного эко стиля. Экологические проблемы являются одними из самых актуальных. В связи со сложившейся ситуацией был выбран данный стиль. Цветовое решение эко стиля: бежевый, коричневый, белый (в контрасте с черным или темным деревом), нежные пастельные тона (светло-зеленый).
Опорные ножки предлагаемой модели стола выполнены из массива дерева, так как данный материал долговечен, а так же обладает высокой механической прочностью и экологичностью. Такой вид ножек обеспечил возможность установки модуля для системного блока с любой стороны, а так же встроенного механизма трансформации столешницы, которая в свою очередь выполнена из монолитного поликарбоната. Данный материал дает возможность отлить форму столешницы со специальными направляющими для механизма изменения положения данного элемента. Стоит также отметить, что по экологическим параметрам монолитный поликарбонат не уступает таким материалам, как стекло. Остальные части стола выполнены из фанеры ФК. В свою очередь механизм (закрытый), трансформирующий столешницу в специальную доску для черчения/рисования, обозначается как храповой. Данный механизм может зафиксировать столешницу в трех положениях наклона: 0°, 20°, 30°.
Таким образом, учитывая влияние различных факторов, формообразование трансформируемого рабочего стола дизайнера происходит в результате синтеза его функциональной, конструктивной, технологичной и эстетичной составляющих. Список использованной литературы:
1. Ившин К.С., Башарова А.Ф. Принципы современного трехмерного моделирования в промышленном дизайне [Электронный ресурс] / К.С. Ившин, А.Ф. Башарова //Архитектон: известия вузов. - 2012. - №3(39). - Режим доступа: http://archvuz.ru/2012_3/11
2. Зыков С. Н. Функции мебели традиционного интерьера с позиции современного дизайна / Н. В. Бортникова, С. Н. Зыков, В. Г. Желудов // Молодежь. Наука. Современность: материалы VIII научно-практической конференции, 10 апреля 2013 г.: сб. ст. / Филиал ФГБОУ ВПО «УдГУ» в г. Воткинске; отв. ред. Р. М. Мелекесова: Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2013. - С. 17 - 19.
© А.Ю. Куликова, С.Н. Зыков, 2015