УДК 658
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
ПРОДУКЦИИ
Ю. В. Зыбина Научный руководитель - Н. Е. Гильц
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Выделены и систематизированы факторы, оказывающие влияние на формирование стратегии распределения продукции промышленно-бытового назначения. Выявлены сферы проявления указанных факторов и определена их характеристика.
Ключевые слова: факторы, классификация факторов, стратегия распределения, среда предприятия, степень влияния.
FACTORS AFFECTING THE FORMATION OF THE PRODUCT DISTRIBUTION
STRATEGY
Y. V. Zybina Scientific Supervisor - N. E. Gilts
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article identified and systematized the factors influencing the formation of the distribution strategy of products of industrial and domestic purposes. Revealed the scope of manifestation of these factors and determine their characteristics.
Keywords: factors, classification of factors, distribution strategy, enterprise environment, extent of influence.
В современной экономике, в связи с большим и быстрым ростом конкуренции, развитие и совершенствование промышленных предприятий, в том числе производящих продукцию промышленно-бытового назначения, становится невозможным без применения правильно построенной стратегии распределения.
Разрабатывая стратегию распределения своей продукции, предприятие учитывает многочисленные факторы, которые определяет существующий на данный момент рынок сбыта товаров. В определенный промежуток времени на предприятии намечаются четко поставленные цели, стратегия распределения же направлена на их эффективное достижение [3].
В экономической литературе под фактором понимаются условия, причины, параметры, показатели, оказывающие влияние, воздействие на экономический процесс и результат этого процесса [4].
Экономически обоснованная классификация факторов, оказывающих непосредственное влияние на сбытовую деятельность продукции, промышленно-бытового назначения, является основным условием правильно разработанной стратегии распределения.
Именно поэтому в ходе выполнения данного исследования были изучены работы ведущих экономистов и не только, посвященные поиску факторов, их классификации и оценке степени влияния. Также было установлено, что полной классификации факторов, охватывающей все возможные события, связанные с деятельностью предприятий, производящих продукцию промышленно-бытового назначения, до настоящего времени не разработано. А формирование стратегии распределения продукции, в свою очередь, требует изучения влияния всех факторов [1].
Предложенная классификация объединяет основные виды внутренних и внешних влияющих факторов, но она не является исчерпывающей для всех предприятий, производящих продукцию
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
промышленно-бытового назначения. Кроме того, факторы, относящиеся к событиям конкретного предприятия, индивидуальны и весьма изменчивы. Поэтому для каждого конкретного предприятия существует свой набор наиболее важных факторов (см. таблицу). Данная классификация может быть пересмотрена с учетом изменившихся условий производства [2].
Факторы, влияющие на формирование стратегии распределения продукции
Среда предприятия Факторы Степень влияния
Товар (продукция, услуги) Ассортимент товара; потребительские, конструктивные, технические, физические и другие свойства товара, определяющие характер его потребления, хранения, транспортировки и продажи; характер и объем потребления, использования, эксплуатации и обслуживания товара; цена товара; жизненный цикл товара; конкурентная позиция товара Непрерывность производственного цикла, производство продукции стандартизованных размеров, производство и отгрузка крупных партий продукции, и работа с большим количеством потребителей
Предприятие Конкурентный (производственный, ресурсный и интегральный в целом) потенциал предприятия, в частности его финансовый ресурс - финансовые возможности, структура и число его хозяйственных связей и деловых отношений с партнерами в общей системе создания ценности (товара); размеры предприятия и объем производства и сбыта; организация и функциональные возможности предприятия; структура издержек; конкурентная позиция на рынке (в отрасли); конкурентная стратегия и т. д. Необходимость в проектировании процесса производства, на основе гибких производственных систем, из автоматизированных модулей и систем. Продолжение работы по увеличению количества продукции. Применение современных методов контроля и стимулирования качества для удержания конкурентного преимущества
Рынок Потенциал (емкость) рынка; конъюнктура рынка; характер спроса и тенденции его развития; территориальные размеры рынка; концентрация и объем закупок и потребления; характер потребления; состав, структура и количество покупателей и потребителей; инфраструктура рынка; характер и уровень конкуренции Необходимость в изучении параметров рынка, проведении постоянного мониторинга рыночной инфраструктуры, с целью сохранения устойчивого положения на рынке
Финансы Размер прибыли; текущая ликвидность; финансовая прочность; снижение себестоимости затрат за счет совершенствования технологического процесса системы распределения продукции; учет затрат (по их видам, по видам продукции, по месту возникновения); обеспеченность собственными средствами; коэффициент оборачиваемости видов ресурсов или капитала Экономические показатели определяют качество функционирования организации по всем аспектам и направлениям. Указанные показатели определяются индивидуально для каждого предприятия
Конкурентная среда Конкурентное давление; реальные (существующие) конкуренты; угрозы появления новых конкурентов; предприятий-производителей товаров-заменителей; экономические и торговые альтернативы поставщиков; экономические и торговые альтернативы покупателей (потребителей) Чем выше сила конкуренции в отрасли, тем меньше будет доходность и себестоимость продукции, но выше коэффициент оборачиваемости видов ресурсов или капитала и её качество продукции
Сбытовая система Конкурентные, организационные и функциональные возможности и давление субъектов системы; экономические и торговые альтернативы посредников; характер и структура взаимосвязей субъектов системы; топология сбытовой сети Постоянный анализ конкурентной среды, а также анализ действия законов спроса, предложения, конкуренции и др. Наличие качественной информационной базы и квалифицированных специалистов
В настоящее время предприятиям, производящим продукцию промышленно-бытового назначения необходимо разрабатывать стратегию распределения с учетом всех ранее изложенных особенностей. Разработка стратегии должна включать в себя комплекс мер по улучшению всех логистических операций и функций в сфере распределения. На логистическую стратегию распределения оказывают влияние также степень глобализации, тип конкурентного позиционирования, степень интеграции
логистических цепей, что является важными этапами планирования на предприятии. Итак, разработка эффективной стратегии распределения, основанной на принципах логистики, является главным фактором развития предприятий, производящих продукцию промышленно -бытового назначения и поддержания их конкурентоспособности.
Библиографические ссылки
1. Ахметова А. Р. Разработка технологии сбыта и реализация продукции // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2013. № 5. С. 231-233.
2. Гильц Н. Е. Анализ и систематизация факторов, влияющих на производство инновационной продукции машиностроительных предприятий // Решетневские чтения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. 2015. Т. 2. С. 392-393.
3. Розина Т. М. Распределительная логистика : учеб. пособие. Минск : Выш. шк., 2012. 319 с.
4. Словарь экономических терминов [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru (дата обращения: 10.02.2016).
© Зыбина Ю. В., 2016