УДК /UDC 371
DO110.54509/22203036_2024_2_142 EDN NNRWIQ
Печерина Оксана Владимировна
старший преподаватель кафедры спортивно-оздоровительных технологий, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово
Петунин Олег Викторович
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово
Pecherina Oksana V.
Senior Lecturer at the Department of Sports
and Wellness Technologies of Kemerovo State University,
Kemerovo
Petunin Oleg V.
Doctor of Pedagogy Sciences, Full Professor, Professor of Pedagogy and Psychology Department, Institute of Education, Kemerovo State University, Kemerovo
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
FACTORS INFLUENCING THE FORMATION OF UNIVERSITY STUDENTS' READINESS TO ORGANIZE CONTINUOUS PHYSICAL EDUCATION ACTIVITIES OF SCHOOLCHILDREN
Аннотация. В статье рассмотрены факторы, влияющие на формирование готовности студентов вуза к организации непрерывной физкультурной деятельности школьников. На основании проведенного исследования выявлены внешние и внутренние факторы, влияющие на исследуемый процесс. К внутренним факторам отнесены практическая значимость изучаемого материала, осуществление дифференцированного и индивидуального подходов в образовательном процессе, осуществление практической деятельности на базах практик, использование преподавателями в образовательном процессе разнообразных средств обучения, отражение в изучаемом материале современных научных достижений, соответствие современным требованиям материальной базы высшего учебного заведения. К внешним факторам - пропаганда и агитация школьников за здоровый образ жизни, традиции семьи, деятельность школьных спортивных клубов, работа спортивных школ и учреждений дополнительного образования. Выявленные внутренние и внешние факторы были проранжированы. Знание их значимости необходимо учитывать преподавателям вуза в образовательной деятельности со студентами.
Abstract. The article considers the factors influencing the formation of university students' readiness to organize continuous physical education activities of schoolchildren. Based on the conducted research, external and internal factors affecting the process under study have been identified. The internal factors include the practical significance of the
studied material; the implementation of differentiated and individual approaches in the educational process; the implementation of practical activities on the basis of practices; the use of various teaching tools by teachers in the educational process; reflection of modern scientific achievements in the studied material; compliance with modern requirements of the material base of the higher educational institution. External factors include the promotion and agitation of schoolchildren for a healthy lifestyle; family traditions; the activities of school sports clubs; the work of sports schools and institutions of additional education. The identified internal and external factors were ranked. Knowledge of their importance should be taken into account by university teachers in educational activities with students.
Ключевые слова: непрерывная физкультурная деятельность, школьники, образовательный процесс, факторы, подготовка студентов.
Keywords: continuous physical education, students, educational process, factors, student preparation.
Введение
В условиях рыночной конкуренции и нехватки высококвалифицированных специалистов в сфере физической культуры и спорта актуальным стал вопрос о качественно новом содержании высшего образования по рассматриваемому направлению [1; 2]. На сегодняшний день высшее учебное заведение не только
осуществляет подготовку студентов, но и включает сопровождение выпускника с целью повышения его квалификации в соответствии с потребностью рынка труда, готовностью решать необходимые задачи [3]. Современному обществу в сфере образования требуются специалисты, которые могут сочетать в себе способность к сотрудничеству, владение профессиональными знаниями, умениями и навыками в организации физкультурной деятельности школьников и призваны воспитывать и обучать современное поколение.
С. В. Бренч, Р. И. Габдуллин и другие указывают: «Содержательная сторона учебного процесса характеризуется обновлением и систематизацией знаний, которые должны формировать целостное представление о будущей деятельности» [4, с. 58]. В свою очередь, Е. С. Снегова, С. В. Ефимова, В. В. Романов считают, что «процесс обучения в вузе является важным этапом формирования и становления профессионализма выпускника, готового решать профессиональные задачи» [5, с. 291]. По мнению И. В. Тарасевича, А. В. Пегова и других исследователей, в процессе обучения в вузе студентов, получающих образование в сфере физической культуры и спорта, важно обеспечить знаниями для формирования умений управлять двигательной активностью обучающихся, применять информационные технологии в физкультурной деятельности, основываясь на непрерывности, последовательности, гибкости и планомерности [6-8].
По мнению исследователей, особое внимание необходимо уделять содержанию образовательного процесса в вузе по формированию готовности студентов физической культуры и спорта к непрерывной физкультурной деятельности обучающихся. По данным исследованиям Л. М. Куликова, благодаря изучению дисциплин, овладению знаниями в вузе и прохождению педагогических практик, студент погружается в практическую деятельность и реализует урочную и внеурочную деятельность со школьниками [9]. Необходимо отметить, что непрерывная физкультурная деятельность направлена на поддержание физического здоровья населения всех возрастных категорий. Для того, чтобы личность активно занималась физической культурой на протяжении всего периода жизни, необходимо квалифицированно организовать процесс непрерывного физкультурного образования.
Н. В. Масягина обращает внимание на то, что непрерывная физкультурная деятельность является сложным процессом, требующим больших усилий как со стороны преподавателей, так и обучающихся [10, с. 63]. В работах этого ученого [11] сказано, что специалист в области физической культуры и спорта системати-
чески осуществляет разностороннюю и многофункциональную деятельность со школьниками и молодежью.
Непрерывную физкультурную деятельность школьников мы рассматриваем как сохранение потребности обучающихся в двигательной активности на протяжении всей жизни: в семье, в школе, в рекреативно-оздоровительных и спортивных секциях, командах по видам спорта и т.п.
При формировании готовности студентов к непрерывной физкультурной деятельности школьников необходимо учитывать ряд обстоятельств:
- деятельность специалистов в области физической культуры и спорта направлена на работу с людьми разных возрастов, и владение знаниями психолого-педагогических особенностей каждой возрастной категории позволит более грамотно организовать образовательный процесс;
- на занятиях используются различные виды двигательной активности и др.
В ряде исследований [12] выявлено, что функционированию непрерывной физкультурной деятельности школьников способствуют непрерывность обучения, опережающий характер процесса обучения, использование всех видов дополнительного образования.
Т. Б. Бадахова считает, что в настоящее время результативно организованный образовательный процесс предполагает не только освоение дисциплин, приобретение знаний, умений и навыков, но и достаточно высокую степень педагогического взаимодействия. На результативность данного процесса оказывают влияние факторы, проявляющиеся в образовательном процессе вуза [13].
В научной литературе «фактор» трактуется как причины, действующие силы какого-либо процесса как явления [15].
Исходя из выше сказанного, нами сформулирована проблема: каковы факторы, влияющие на формирование готовности студентов к непрерывной физкультурной деятельности школьников?
Цель - обоснование, выявление и ранжирование факторов, влияющих на формирование готовности студентов к организации непрерывной физкультурной деятельности школьников.
Задачи:
1. Выявить на основе анализа теории и практики факторы, влияющие на формирование готовности студентов к непрерывной физкультурной деятельности школьников.
2. Осуществить на основании опроса студентов ранжирование внутренних и внешних факторов, влияющих на формирование готовности студентов к непрерывной физкультурной деятельности школьников.
Методология
Материалы нашего исследования отражают результаты научной работы. В процессе исследования нас заинтересовал вопрос, какие факторы, выбранные студентами, влияющие на формирование готовности студентов к непрерывной физкультурной деятельности школьников, будут в приоритете. Экспериментальной базой исследования являлся Кемеровский государственный университет, факультет физической культуры и спорта. Исследование проводилось в конце 1-го курса во 2-м семестре. В исследовании принимали участие 224 студента направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (физическая культура и безопасность жизнедеятельности). Методы исследования - теоретические(сопоставление, анализ, сравнение), эмпирические (социологический опрос, ранжирование, педагогический эксперимент), методы математической статистики.
Результаты
Исходя из анализа теории и собственной практической деятельности, мы классифицировали факторы, влияющие на формирование готовности студентов к организации непрерывной физкультурной деятельности школьников, на две группы: внутренние и внешние.
К группе внутренних факторов мы отнесли те, которые оказывают влияние на студента в образовательном процессе вуза:
- использование преподавателями в образовательном процессе разнообразных средств обучения;
- практическая значимость изучаемой дисциплины;
- осуществление практической деятельности на базах практик;
- осуществление дифференцированного и индивидуального подходов в образовательном процессе;
- отражение в изучаемом материале современных научных достижений;
- соответствие современным требованиям материальной базы высшего учебного заведения.
С целью выявления влияния перечисленных факторов на формирование готовности студентов к организации непрерывной физкультурной деятельности школьников нами было проведено исследование среди студентов.
По завершении исследования группы факторов были проранжированы. Из данных следует, что влияние внутренних факторов на формирование готовности студентов к организации непрерывной физкультурной деятельности школьников определяется студентами неоднозначно.
На первое место из шести представленных факторов 38,6 % студентов, принимавших участие в опросе,
поставили фактор «практическая значимость изучаемой дисциплины». Субъектами было определено, что практическая значимость изучаемой дисциплины позволит не только принимать знания, но и уметь использовать их в совместной деятельности со школьниками, увлекая их занятиями по физической культуре и спорту.
Значимым, по мнению студентов, является фактор «осуществление дифференцированного и индивидуального подходов в образовательном процессе», оказывающий влияние на формирование готовности к непрерывной физкультурной деятельности школьников (22,3 %, второе место). Данный фактор серьезно влияет на комфортность среды для обучения и развития и повышает интерес школьников к продолжению занятиями физической культурой и спортом.
Результаты нашего исследования показывают, что осуществление практической деятельности на базах практик, по мнению студентов, достаточно серьезно влияет на процесс формирования готовности студентов к непрерывной физкультурной деятельности школьников (третье место - 16,4%). Благодаря практической деятельности студенты применяют знания при организации и проведении урочной и внеурочной деятельности, спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, приобретают опыт, анализируют нормативные и локальные документы, тем самым у них формируется готовность к организации непрерывной физкультурной деятельности со школьниками.
Четвертое место занимает фактор «использование преподавателями в образовательном процессе разнообразных средств обучения» (11,4%), а на пятом месте оказался фактор «отражение в изучаемом материале современных научных достижений» (7,8 %). Последнее место в рейтинге занял фактор «соответствие современным требованиям материальной базы высшего учебного заведения». По результатам опроса студентов он занимает шестое место (3,5 %).
Таким образом, анализ результатов исследования, посвященного выявлению внутренних факторов, влияющих на формирование готовности студентов к организации непрерывной физкультурной деятельности школьников, показал, что важнейшим из них, по мнению студентов, является практическая значимость изучаемой дисциплины. Вооруженные практическими умениями студенты могут в большей степени быть интересными для школьников как педагоги, и учащиеся благодаря этому проявляют больший интерес к занятиям физической культурой и спортом.
В соответствии с классификацией, второй группой факторов, влияющих на формирование готовности студентов к непрерывной физкультурной деятельности
школьников, являются внешние факторы. К ним мы отнесли:
- пропаганду и агитацию среди школьников здорового образа жизни;
- традиции семьи;
- деятельность школьных спортивных клубов и секций;
- работу спортивных школ и учреждений дополнительного образования детей.
Проанализируем ранжирование внешних факторов по формированию готовности студентов к непрерывной физкультурной деятельности. Для большинства студентов фактор «деятельность школьных спортивных клубов и секций» оказывается на первом месте (44,3%). Функционирование спортивных клубов дает возможность школьникам приобщиться к здоровому образу жизни. Его формирование у школьников способствует побуждению к двигательной деятельности самих школьников, повышению знаний о необходимости в систематических занятиях физической культурой и спортом, об организации режима дня. Деятельность школьных спортивных клубов осуществляется через организацию и проведение занятий и турниров по видам спорта со школьниками, участие в соревнованиях разного уровня с целью формирования здорового образа жизни. В процессе посещения спортивных клубов у школьников появляется не только положительное отношение к здоровому образу жизни, но и формируется мотивация для занятий спортом, двигательный опыт при использовании средств физической культуры, развиваются необходимые физические качества. Взаимодействие со школьниками в процессе деятельности спортивных клубов дает возможность студенту развивать творческие, интеллектуальные способности, применять знания, умения и навыки в организации и проведении мероприятий.
Вторую позицию среди внешних факторов занимает такой, как «традиции семьи». Его выбрало 34,3 % студентов. Безусловно, семья является важным фактором, влияющим на воспитание школьников. Сегодня педагогами проводится большая работа по взаимодействию с родителями. Многие родители активно участвуют в жизни своего ребенка, посещают открытые занятия по физической культуре в дошкольных учреждениях, участвуют с семьей в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях школы. Так они проявляют интерес к занятиям спортом своего ребенка и направляют его не только на достижение высоких результатов, но и для гармоничного развития в целом.
Здоровый образ жизни, как правило, зависит от приоритетов родителей, а также мотивации их к двигательной активности. Совместные спортивные мероприятия
могут оказывать положительное влияние на внутрисемейные отношения. Во многих семьях существуют физкультурные традиции: совместное проведение игр, катание на коньках или на лыжах, посещение плавательного бассейна, матчей по различным видам спорта, занятия на тренажерах и другое. Благодаря традициям семьи и личному примеру родителей у ребенка формируется потребность в двигательной активности, в систематических занятиях спортом или физической культурой.
Мнения студентов о влиянии фактора «работа спортивных школ и учреждений дополнительного образования детей» суммарно дало 13,2%. Спортивная деятельность направлена на формирование, развитие личностных качеств, достижение высоких результатов. Благодаря занятиям спортом у школьника формируются положительные качества личности: эмоциональная устойчивость, упорство, решительность, чувство товарищества, взаимное уважение, способность преодолевать сложные ситуации и другие. Многие школьники, тренирующиеся в спортивных школах и учреждениях дополнительного образования, достигают высоких результатов, что позволяет им выступать на различных соревнованиях разного уровня. После обучения в организации общего образования школьники поступают в вузы и продолжают в них заниматься физкультурной деятельностью.
На четвертое место среди внешних факторов, влияющих на формирование готовности студентов к непрерывной физкультурной деятельности, студенты поставили фактор «пропаганда и агитация среди школьников здорового образа жизни» (8,2 %).
Таким образом, изучение влияния внешних факторов, определяющих формирование готовности студентов к непрерывной физкультурной деятельности школьников, показало, что важнейшей из них является деятельность спортивных школьных клубов и секций, что географически наиболее доступно учащимся. Перед посещением спортивных школьных клубов и секций у школьников нет значимых психологических барьеров. Их деятельность позволяет обеспечить потребность в занятиях физической культурой и в спорте, развивать необходимые физические и личностные качества школьников.
Заключение
На основании исследования нами были выявлены внутренние и внешние факторы, влияющие на формирование готовности студентов к непрерывной физкультурной деятельности школьников.
Новизна результатов исследования связана с представленной компоновкой факторов и выявлением на основе ранжирования их практической значимости.
К внутренним факторам мы отнесли практическую значимость изучаемого материала, осуществление дифференцированного и индивидуального подходов в образовательном процессе, осуществление практической деятельности на базах практик, использование преподавателями в образовательном процессе разнообразных средств обучения, отражение в изучаемом материале современных научных достижений, соответствие современным требованиям материальной базы высшего учебного заведения.
К внешним факторам отнесли деятельность школьных спортивных клубов, интерес родителей к занятиям спортом, традиции семьи, работу спортивных школ и учреждений дополнительного образования, пропаганду и агитацию здорового образа жизни школьников. Таким образом, преподавателю вуза необходимо учитывать выявленные факторы, которые позволят сформировать готовность студентов к непрерывной физкультурной деятельности школьников.
Литература
1. Краснова Е. Н. Значение подготовки бакалавра физической культуры к управленческой деятельности в современных социально-экономических условиях // Молодой ученый. 2012. № 2 (37). С. 274-277.
2. Моржухина С. В. Педагогические условия совершенствования преподавания спортивно-педагогических дисциплин на факультете физической культуры и спорта : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2007. 23 с.
3. Королев А. С., Акулова Л. Н., Мануковская Л. Б. Информационная среда педагогического вуза как фактор развития студента - будущего учителя физической культуры // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2022. № 6 (208). С. 200-205.
4. Бренч С. В., Габдуллин Р. И., Кузьмин А. М., Милови-дов В. К. Роль внеучебной деятельности в формировании профессиональной направленности студентов вуза физкультурно-спортивного профиля // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2022. № 5 (207). С. 57-61.
5. Снегова Е. С., Ефимова С. В., Романов В. В. Профессиональные предпочтения и мотивация обучающихся как составляющие профессиональной готовности к педагогической деятельности // Ученые записки университета им. П. Ф. Лес-гафта. 2022. № 1 (203). С. 391-395.
6. Тарасевич И. В., Пегов В. А. Педагогические условия формирования интереса к будущей профессиональной деятельности у студентов вуза физкультурно-спортивного профиля // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2018. № 11 (165). С. 341-344.
7. Корнеева О. Д. Общепрофессиональная подготовка будущего учителя как педагогическая проблема // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 2. С. 107-118.
8. Латыпов И. К. Непрерывное профессиональное образование в сфере физической культуры: состояние, проблемы и перспективы // Теория и практика физической культуры. 2004. № 6. С. 5-10.
9. Куликова Л. М. Оптимизация непрерывной педагогической практики как фактор профессиональной подготовки студентов ИФК : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1996. 26 с.
10. Масягина Н. В. Реализация концепции непрерывного образования через центры непрерывного обучения специалис-
тов физкультурно-спортивного профиля // Труды молодых ученых. Вестник Спортивной науки. 2015. С. 63-65.
11. Масягина Н. В. Непрерывное образование в сфере физической культуры и спорта [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=22825 (дата обращения: 03.02.2024).
12. Масягина Н. В. Принципы подготовки кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе дополнительного образования Российской Федерации [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: www.science-education.ru/113-11384. (дата обращения: 03.02.2024).
13. Бадахова И. Т. Организация взаимодействия преподавателя и студентов в условиях в образовательного пространства вуза // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 371-373.
14. Шмелев А. Г, Комин В. С., Мохова М. Е. Инновационные подходы и технологии для подготовки специалистов по физической культуре // Проблемы современного педагогического образования. Науки об образовании. 2022. № 75-1. С. 264-267.
15. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. М. : Аделант, 2013. 800 с.
References
1. Krasnova E. N. Znachenie podgotovki bakalavra fizicheskoj kul'tury k upravlencheskoj dejatel'nosti v sovremennyh social'no-jekonomicheskih uslovijah [The importance of preparing a bachelor of physical culture for managerial activity in modern socio-economic conditions]. Young Scientist, 2012, no. 2 (37), pp. 274-277. (In Russian).
2. Morzhuhina S. V. Pedagogicheskie uslovija sovershenstvovanija prepodavanija sportivno-pedagogicheskih disciplin na fakul'tete fizicheskoj kul'tury i sporta. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for improving the teaching of sports and pedagogical disciplines at the Faculty of Physical Culture and sports. Extended Abstract of the Ph. D. habil. thesis]. Kaliningrad, 2007. 23 p. (In Russian).
3. Korolev A. S., Akulova L. N., Manukovskaja L. B. Informacionnaja sreda pedagogicheskogo vuza kak faktor razvitija studenta -budushhego uchitelja fizicheskoj kul'tury [The information environment of a pedagogical university as a factor in the development of a student - a future teacher of physical culture]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, 2022, no. 6 (208), pp. 200-205. (In Russian).
4. Brench S. V., Gabdullin R. I., Kuz'min A. M., Milovidov V. K. Rol' vneuchebnoj dejatel'nosti v formirovanii professional'noj nap-ravlennosti studentov vuza fizkul'turno-sportivnogo profilja [The role of extracurricular activities in the formation of professional orientation of university students of physical culture and sports profile]. Uchjonye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, 2022, no. 5 (207), pp. 57-61. (In Russian).
5. Snegova E. S., Efimova S. V., Romanov V. V. Professional'nye predpochtenija i motivacija obuchajushhihsja kak sostavljajush-hie professional'noj gotovnosti k pedagogicheskoj dejatel'nosti [Professional preferences and motivation of students as components of professional readiness for pedagogical activity]. Uchjonye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, 2022, no. 1 (203), pp. 391-395. (In Russian).
6. Tarasevich I. V., Pegov V. A. Pedagogicheskie uslovija formiro-vanija interesa k budushhej professional'noj dejatel'nosti u stu-dentov vuza fizkul'turno-sportivnogo profilja [Pedagogical conditions for the formation of interest in future professional activity among students of the University of physical culture and sports profile]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, 2018, no. 11 (165), pp. 341-344. (In Russian).
7. Korneeva O. D. Obshheprofessional'naja podgotovka budushhego uchitelja kak pedagogicheskaja problema [General professional
training of a future teacher as a pedagogical problem]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija: Pedagogika, 2022, no. 2, pp. 107-118. (In Russian).
8. Latypov I. K. Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie v sfere fizicheskoj kul'tury: sostojanie, problemy i perspektivy [Continuous professional education in the field of physical culture: state, problems and prospects]. Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury, 2004. no. 6, pp. 5-10. (In Russian).
9. Kulikova L. M. Optimizacija nepreryvnoj pedagogicheskoj praktiki kak faktor professional'noj podgotovki studentov IFK. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. [Optimization of continuous pedagogical practice as a factor of professional training of IFC students. Extended Abstract of the Ph. D. habil. thesis]. Chelyabinsk, 1986. 26 p. (In Russian).
10. Masjagina N. V. Realizacija koncepcii nepreryvnogo obrazovanija cherez centry nepreryvnogo obuchenija specialistov fizkul'turno-sportivnogo profilja [Implementation of the concept of continuous education through the centers of continuous training of specialists in physical culture and sports]. Trudy molodyh uchenyh. Vestnik Sportivnoj nauki, 2015, pp. 63-65. (In Russian).
11. Masjagina N. V. Nepreryvnoe obrazovanie v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta [Continuing education in the field of physical culture and sports]. Sovremennye problemy nauki i obrazo-
vanija, 2015, no. 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=22825 (accessed 03.02.2024). (In Russian).
12. Masjagina N. V. Principy podgotovki kadrov dlja fizkul'turno-sportivnoj otrasli v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija Rossi-jskoj Federacii [Principles of personnel training for the physical culture and sports industry in the system of additional education of the Russian Federation]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2013, no. 6. URL: www.science-education.ru/113-11384. (accessed 03.02.2024). (In Russian).
13. Badahova I. T. Organizacija vzaimodejstvija prepodavatelja i studentov v uslovijah v obrazovatel'nogo prostranstva vuza [Organization of interaction between teachers and students in the conditions of the educational space of the university]. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija, 2017, no. 6 (67), pp. 371-373. (In Russian).
14. Shmeljov A. G., Komin V. S., Mohova M. E. Innovacionnye pod-hody i tehnologii dlja podgotovki specialistov po fizicheskoj kul'ture [Innovative approaches and technologies for training specialists in physical culture]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. Nauki ob obrazovanija, 2022, no. 75-1, pp. 264-267. (In Russian).
15. Ushakov D. N. Tolkovyj slovar' sovremennogo russkogo jazyka [Explanatory dictionary of the modern Russian language]. Moscow, 2013. 800 p. (In Russian).
УДК/UDC 378.14
DOI 10.54509/22203036_2024_2_147 EDN IUMFCI
Полякова Кристина Анатольевна
старший преподаватель кафедры физической культуры, профессиональной физической подготовки и безопасности жизнедеятельности, аспирант кафедры педагогики и образовательных технологий, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина», г. Елец
Волынкина Наталия Валериевна
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры иностранных языков, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж
Polyakova Kristina A.
Senior Lecturer of the Department of Physical Culture, Professional Physical Training and Life Safety, Postgraduate student of the Department of Pedagogy and Educational Technologies, I. A. Bunin Yelets State University, Yelets
Volynkina Natalia V.
Doctor of Pedagogy Sciences, Full Professor, Professor of the Foreign Languages Department, Military Educational and Scientific Center of the Air Force N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin Air Force Academy, Voronezh
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
PEDAGOGICAL MODEL OF RISK-BASED THINKING OF FUTURE TECHNOSPHERE SAFETY SPECIALISTS DEVELOPMENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY
Аннотация. В статье актуализируется проблема фор- рассматривается в качестве интегративного вида про-мирования риск-ориентированного мышления будущих фессионального мышления, характеризующегося спо-специалистов по техносферной безопасности, которое собностями эффективного анализа, прогноза и оцени-