Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
продукция / товар / ассортимент / ассортиментная политика / факторы / производственное предприятие / merchandise / products / assortment / assortment policy / factors / production enterprise

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Лисенюк, В.А. Кузнецова

В статье определены терминологические различия таких понятий как товар, продукция, производственный и торговый ассортимент. Рассмотрена роль ассортиментной политики производственных предприятий и факторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование ассортимента. С помощью PEST-анализа проведен анализ тенденций изменения внешней среды для предприятия ОАО «КЗХ «Бирюса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS INFLUENCING THE FORMATION OF THE ASSORTMENT POLICY OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISE

The article defines the terminological differences of such concepts as goods, products, production and trade assortment. The role considered of the assortment policy of manufacturing enterprises and the factors that directly influence the formation of the assortment. With the help of PEST analysis, the analysis of trends in changes in the external environment for the enterprise of JSC «KZH «Biryusa» was carried out.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 338.4

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

А. А. Лисенюк, В. А. Кузнецова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: lisenyuk97@mail.ru

В статье определены терминологические различия таких понятий как товар, продукция, производственный и торговый ассортимент. Рассмотрена роль ассортиментной политики производственных предприятий и факторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование ассортимента. С помощью PEST-анализа проведен анализ тенденций изменения внешней среды для предприятия ОАО «КЗХ «Бирюса».

Ключевые слова: продукция, товар, ассортимент, ассортиментная политика, факторы, производственное предприятие.

FACTORS INFLUENCING THE FORMATION OF THE ASSORTMENT POLICY OF

THE INDUSTRIAL ENTERPRISE

А. А. Lisenyuk, V. A. Kuznetsova

1Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

Е-mail: lisenyuk97@mail.ru

The article defines the terminological differences of such concepts as goods, products, production and trade assortment. The role considered of the assortment policy of manufacturing enterprises and the factors that directly influence the formation of the assortment. With the help of PEST analysis, the analysis of trends in changes in the external environment for the enterprise of JSC «KZH «Biryusa» was carried out.

Keywords: merchandise, products, assortment, assortment policy, factors, production enterprise.

Прежде, чем обращаться к термину ассортимент, целесообразно определиться с такими понятиями как продукция и товар. Во многих научных источниках эти два термина подменяют друг друга, внося путаницу в дальнейшие исследования. Чтобы этой проблемы избежать, очертим четкие границы:

Продукция - это те материальные или нематериальные активы, которые были созданы производителем в ходе производственного процесса, при этом затрачены определенные ресурсы, сформировавшие ее себестоимость;

Товар - это такая экономическая категория, такой физический объект, в который переходит продукция, когда производитель принимает решение продать созданные им материальные и нематериальные ценности. При этом себестоимость продукции увеличивается с целью покрытия непроизводственных затрат, и в итоге получается цена единицы товара.

Если продукция не продается покупателям, а остается в распоряжении предприятия и используется для удовлетворения внутренних потребностей, то такая продукция не

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

переходит в категорию товаров, а становится материальными запасами, комплектующими или полуфабрикатами для дальнейшего использования.

В связи со сказанным различают два основных вида товарного ассортимента -производственный и торговый, в зависимости от того, кто занимается его формированием. Изготовителем предлагается производственный ассортимент, а предприятием торговли -торговый ассортимент. Первый отражает специализацию предприятий и служит основанием для заключения договоров поставки. Во втором случае судят о масштабах торгового предприятия, его возможностях удовлетворять спрос населения [1].

Слово ассортимент происходит от французского слова assortiment, означающего «подбор». Это состав, разновидность, набор видов продукции, товаров, услуг, изготавливаемых в производстве или находящихся в продаже.

Можно с полной уверенностью утверждать, что ассортимент товаров, построенный с учетом закономерных правил классификации позволит не только безусловно верно вести учет движения товаров внутри компании, но и даст неоспоримые преимущества в решении маркетинговых задач.

Тут стоит отметить, что, не каждому предприятию нужно уделять особое внимание ассортиментной политике. Для примера можно взять Красноярский завод «Красмаш», который, как и любое предприятие работает для достижения основной цели - получение прибыли. Но так как основным видом экономической деятельности завода является производство межконтинентальных баллистических ракет, то можно смело сказать, что за потребителями ему «гоняться» нет необходимости, да и конкурентов у него новых не предвидится. Для такого предприятия важнее будет модернизация производственной базы, а не ассортиментная политика, так что, говоря о важности и необходимости оптимизации ассортиментной политики на предприятии, нужно четко понимать, о каком виде экономической деятельности идёт речь, и кто является потребителем товара [2].

Цель ассортиментной политики промышленного предприятия заключается в формировании оптимального, полного и рационального ассортимента в зависимости от потребностей рынка и стратегических целей предприятия.

В России управление товарным ассортиментов стало предметом обсуждения промышленными предприятиями не так давно (едва больше десяти лет), в то время как в мировой практике опыт по данному вопросу приумножался около полувека. Соответственно, становится целесообразным применение опыта более компетентных в данной сфере стран, приспосабливая его для российских реалий во избежание возможных ошибок и рассчитывать пути развития предприятия на несколько лет вперед.

На формирование рационального ассортимента оказывают влияние многие факторы, их условно можно разделить на внешние и внутренние. К внутренним относятся факторы внутренней среды, которые оказывают влияние в целом на всю деятельность предприятия. Эта группа факторов определяется доступными ресурсами компании для создания ассортимента и управления им. К таким ресурсам относятся: сырьевая и материально-техническая база производства, достижения научно-технического прогресса, квалификация сотрудников. Для наглядности мы провели PEST-анализ на примере ОАО «КЗХ «Бирюса» и проранжировали включенные в анализ факторы методом экспертных оценок (таблица 1) [3]. В качестве экспертных оценок были использованы результаты оценивания данных факторов работниками предприятия ОАО «КЗХ «Бирюса». Факторы оцениваются по 5-ти балльной шкале и корректируются на силу влияния конкретного фактора. Оценка влияния Pest -факторов приведена в таблице 2.

Наибольшее влияние на производство холодильной техники, по мнению экспертов, оказывают требования к качеству продукции и уровню сервиса, доступ к новейшим технологиям и уровень инноваций и технологического развития отрасли в стране.

Именно эти факторы определяют общее направление и современные тенденции в

холодильной отрасли в России. В связи с этим данным направлениям ОАО «КЗХ «Бирюса» уделяют особое внимание. По мнению экспертов, отношение к импортным товарам и услугам также является немаловажным фактором. Это выражается в том, что отечественные потребители отдают предпочтение продукции иностранных брендов, что негативно сказывается на российских производителях холодильного оборудования.

Таблица 2

Оценка влияния Pest - факторов экспертным путем_

Группа факторов Название фактора Влияние фактора Экспертная оценка Средняя оценка Среднев звеш.оц енка

1 2 3 4 5

Политические Возникновение правовых рисков в виде налоговых каникул для иностранных конкурентов 1 3 2 2 1 2 2 2

Внедрение фед-ой программы импортозамещения 2 4 5 4 5 3 4,2 8,4

Гос-нные программы развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности 2 3 4 5 3 5 4 8

Экономи ческие Снижение уровня доходов населения на 5-6% 1 3 3 2 2 4 2,8 2,8

Нестабильное соотношение валют 2 2 4 2 3 2 2,6 5,2

Скачки цен на энергоносители 2 5 4 3 2 3 3,4 6,8

Социально-культурные Отношение к импортным товарам и услугам 3 3 4 4 4 3 3,6 10,8

Требования к кач-тву продукции и уровню сервиса 3 5 5 4 5 5 4,8 14,4

Размер и структура семьи 1 1 1 3 2 4 2,2 2,2

Технологические Уровень инноваций и технологического развития отрасли в стране 3 3 4 4 5 5 4,2 12,6

Расходы на исследования и разработки 3 2 4 3 5 3 3,4 10,2

Доступ к новейшим технологиям 4 4 4 3 3 4 3,6 14,4

Каждый из вышеперечисленных факторов имеет свой вес в зависимости от целей компании. Компания должна найти решение, которое будет оптимальным с точки зрения увеличения прибыли, доступности ресурсов, увеличения продаж и выхода на новые рынки. По этой причине в процессе формирования ассортиментной политики предприятия осуществляется ранжирование факторов. Уровень ранга тех или иных факторов в общей их структуре будет зависеть от специфики отрасли, конкурентов и др.

Исследование характера и степени влияния каждого фактора на уровень и динамику развития компании позволяет выявить большие резервы производства, увеличения его результативности и конкурентоспособности.

Библиографические ссылки

1. Лисенюк А. А., Кузнецова В. А. Формирование ассортиментной политики предприятия // Сборник материалов II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. - 2020. - С. 58-62.

2. Лисенюк А. А., Ерыгин Ю. В. Оптимизация производственной программы промышленного предприятия с помощью метода динамического программирования // Актуальные проблемы авиации и космонавтики: сб. материалов VI Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. Дню космонавтики (13-17 апреля 2020 г., Красноярск) в 3 т. // под общ. ред. Ю. Ю. Логинова; СибГУ им. М. Ф. Решетнева. - Красноярск, 2020. С. 201-204.

3. Финансовая отчетность ОАО «КЗХ «Бирюса» [Электронный ресурс]. ЦКЬ:: http://www.biryusa.ru Загл. с экрана (дата обращения: 13.02.2021).

© Лисенюк А. А., Кузнецова В. А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.