УДК - 93.94
Нурбердиева О. преподаватель кафедра педагогики и психологии
Гурбанова З. преподаватель кафедра педагогики и психологии Туркменский национальный институт мировых языков имени Довлетмеммеда Азади
Ашхабад, Туркменистан
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: В данной статье говорится о факторах, которые влияют на совершенствование личности, и о их влиянии на образовательную среду. Анализируются обстоятельства из учебного процесса.
Ключевые слова: педагогика, образование, педагогические технологии, методы преподавания.
Nurberdiyeva O. Gurbanova Z.
Lecturers
of the Departments of Pedagogy and Psychology Turkmen National Institute of world languages named after Dovletmemmet Azadу
Ashgabat, Turkmenistan.
FACTORS AFFECTING THE EFFECTIVENESS OF EDUCATION
Abstract: This article talks about the factors that influence personal development and their impact on the educational environment. The circumstances of the educational process are analyzed.
Keywords: pedagogy, education, pedagogical technologies, teaching methods.
Существует ряд факторов и подфакторов, которые определяют эффективность образования. В первую очередь, это ученик и его характер. Во-вторых, домашняя и общественная среда, в которой живет ученик. В-третьих, учителя и то, насколько эффективно они выполняют свои обязанности. И последнее, но не менее важное: академическая среда, в том числе школьные администраторы, а также методы и характер управления. Все эти факторы важны.
Студент и характер студента. Основной целью образования является удовлетворение потребностей учащегося, то есть эффективное
обучение студента и подготовка его к эффективному функционированию в мире, включая надлежащее трудоустройство и внесение позитивного вклада в общество, в некоторой степени в соответствии с его талантами и интересами. Вторичная цель образования - обучать и направлять учащихся таким образом, чтобы они отвечали потребностям общества. Здоровое и эффективное образование обеспечивает и то, и другое.
Эффективное образование ориентировано как на потребности конкретного учащегося, так и на потребности конкретного сообщества. Роль учащегося заключается просто в том, чтобы узнать как можно больше, учитывая различные образовательные возможности, личные интересы, таланты и способности, а также потребности сообщества. Существует определенный набор материалов (знаний, понимания) и опыта обучения, который необходим большинству студентов, независимо от их интересов, таланта и способностей, а также потребностей сообщества. Кроме того, студентам необходимы дополнительные материалы и опыт, которые в большей степени соответствуют их конкретным потребностям и интересам.
Обучение - это не столько знания, хотя знания, безусловно, являются важным компонентом. Понимание гораздо важнее знаний, но для этого необходима достаточная база знаний. Таким образом, возможно, самым важным достижением студента является умение учиться, развивать способность к обучению, эффективно накапливать и оценивать знания, эффективно преобразовывать эти знания в понимание и эффективно преобразовывать это понимание в мудрость. Но многое зависит от самого студента, а именно от присущего ему самосознания, интеллекта, способностей к обучению и восприимчивости к обучению.
Таким образом, самым важным фактором является то, что ученик привносит в этот мир. Это не просто вопрос генетики, но в основном вопрос сознания, где генетическая обусловленность является просто одним из множества граничных условий. Независимо от обстоятельств, некоторые учащиеся просто способны учиться более эффективно, а другие - менее. В других случаях обстоятельства являются основным фактором, влияющим на способность учащегося к обучению. У студента с относительно хорошей сознательностью будет гораздо больше шансов преодолеть любые обстоятельства, которые могут возникнуть. Таким образом, сознание студента и сопутствующее ему отношение являются ключевыми.
Окружающая среда дома и в сообществе. Следующим непосредственным фактором, помимо самого учащегося, является окружающая среда дома и в сообществе. Родители и их характер, их эффективность как родителей, их эффективность как образцов для подражания, их способность создавать комфортную, здоровую и воспитывающую домашнюю обстановку важны. Хотя многие могут преодолеть ограничения, существующие в семье и обществе, многим это дается нелегко.
Родители также должны уважать учителей и систему формального образования, чтобы развивать эти качества в своих детях. Помимо непосредственного домашнего окружения, существуют сверстники и общество, которые являются потенциально влиятельными факторами, тем более, если сами родители не очень эффективны в своем позитивном влиянии на своих детей. Конечно, эти факторы взаимосвязаны в том смысле, что все они влияют на учащегося в разной степени, в зависимости от учащегося и обстоятельств. Некоторые учащиеся могут быть более или менее восприимчивы к влиянию одного или обоих родителей, сверстников и/или сообщества.
Таким образом, все эти факторы (родители, сверстники и сообщество) потенциально могут изменить ситуацию к лучшему или к худшему (опять же, некоторые учащиеся могут преодолеть эти факторы, к лучшему или к худшему) (что означает, например, что в некоторых случаях даже "хорошие" родители могут оказывать незначительное влияние или вообще не оказывать никакого влияния). Но положительное, благотворное влияние родителей, положительное, благотворное влияние сверстников и положительное, благотворное влияние общества - все это, как правило, очень помогает. На самом деле, не каждое сообщество является здоровым.
Таким образом, в конечном счете, не только сам учащийся несет ответственность за себя, свои способности, восприимчивость и отношение, но и родители, сверстники и общество в целом также несут ответственность за оказываемое на него влияние. Когда учащийся попадает в среду формального обучения, все эти факторы играют определяющую роль. Они (все) являются тем, что учащийся приносит в школу, и определяют некоторые начальные условия, с которыми затем должны работать учителя (другими начальными условиями являются сами учителя и академическая среда).
Учителя и их эффективное влияние. Роль учителя, конечно же, заключается в том, чтобы поощрять и облегчать процесс обучения. В формальном смысле учитель несет ответственность за непосредственную учебную среду, средства и эффективность обучения, а также за развитие понимания со стороны учащихся. Но учитель не является непогрешимым и не обязательно является авторитетом в какой-либо области знаний. Он или она просто хорошо образованы в этой области, хорошо разбираются в методах преподавания и по темпераменту подходят для роли учителя. Но учитель также является студентом, и ему необходимо перенимать опыт преподавания, учиться у своих учеников и совершенствоваться в своей преподавательской роли.
Наиболее эффективные учителя, как правило, не придерживаются предписаний и не навязывают свои взгляды, создавая эффективную учебную среду, завоевывая доверие и уважение своих учеников и устанавливая взаимопонимание со своими учениками. В современном обществе образование и учитель, как правило, считаются важными, но "награды" и
статус, предоставляемые большинству учителей, несоизмеримы с провозглашаемыми ценностями.
Большинство учителей руководствуются современной философией образования и психологией, которые могут быть полезными, а могут и не быть. Хотя большинство учителей должным образом мотивированы и заботятся о преподавании, об учениках и о том, насколько они эффективны как учителя, некоторые из них могут быть недостаточно квалифицированы как учителя, а многие не очень хорошо разбираются в материалах или областях, в которых они преподают.
Академическая и административная среда
Четвертым фактором в образовании является академическая среда, т.е. способствует ли академическая среда обучению и в какой степени. И это, как правило, результат работы администраторов и философии образования. Школьная система в целом определяет квалификацию учителей и административные условия (политику), в соответствии с которыми работают учителя и администраторы и благодаря которым учащиеся учатся. Обычно они отражают ценности сообщества, квалификацию администраторов, а также различные способности и пристрастия администраторов. А школьная система и сообщество в целом (посредством осознания, политики и практики) определяют уровень учителей, привлекаемых в их школы.
В конечном счете, все эти факторы важны для того, чтобы студент получил достойное образование, имел рост в знании и конечно же, чтобы нашел себя.
Использованные источники:
1. Хумайон А., Шоаиб Р., Хан А. А., Айн А. Н. (2018, 6: 17). Влияние семьи на личность. Международный журнал организационного лидерства, стр. 131-142.
2. Сутиман, Эрминарто, С., Соенарто, Фарид, М. (2022). Принятие студентами решений о карьере в ходе онлайн-обучения: посредничество. Европейский журнал образовательных исследований, 11 (3), 1669-1682.
3. И. Никишина. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов //Волгоград: Учитель. - 2007. - Т. 91. - С. 7.