процессе профессионального становления. Обобщение трудов отечественных исследователей в данной области проводит И. А. Зимняя. Ею выделены 10 основных профессиональных компетенций, разделенных на три группы.
«1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения.
2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы.
3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека»
[8].
Достижение современных целей начального профессионального образования не возможно без обновления его содержания. В Российской Федерации содержание начального профессионального образования зафиксировано в документах Министерства образования РФ: государственном образовательном стандарте, профессионально-квалификационных характеристиках (или профилях подготовки специалиста), учебных планах и программах. Вместе с тем, данные документы уже не ограничивают организаторов образовательных процессов, напротив - они оставляют им значительную свободу, являются достаточно вариативными и позволяют принимать участие в выборе содержания самим авторам производственного и социального заказов на специалиста.
В динамике содержания начального профессионального образования, в свою очередь, возможно также выделение нескольких характерных тенденций, обусловленных новыми целями.
Происходит осознание необходимости изменения содержания образования на государственном уровне. Подтверждением этого, является тот факт, что в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы, Концепции модернизации российского образования говорится об актуализации содержания образования, связанной с его ориентацией на международные стандарты качества. В планы по достижению этой цели была поставлена интенсификация дея-
Библиографический список
тельности по укрупнению, интеграции профессий, а также переориентация учреждений начального профессионального образования на потребности местного рынка труда [3].
Следует акцентировать внимание и на происходящем устранении существующего вакуума ценностей в сфере образования, в том числе и профессионального, идеологического вакуума в обществе, несовместимости людей и сообществ. Содержание образования, в том числе и профессионального, в современном мире переориентируется на формирование мировоззренческих идеалов и ментальных приоритетов личности.
Затем можно отметить рационализацию соотношения фундаментальной и практико-ориентированной подготовки, единение профессионального, общеобразовательного культурологического компонентов содержания, усиление связи федерального и национально-регионального компонентов содержания образования. Основные изменение, по мнению Б.М. Бим-Бада, происходят в строительстве учебных планов, обеспечивающих, с одной стороны, наличие инвариантного содержания базового (основного) образования, с другой стороны «дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса через систему специализаций, курсов, факультативов, спецкурсов, спецсеминаров и т.п.» [1, с. 224].
На сегодняшний день предполагается изменение структуры государственных образовательных стандартов, их согласование с производственным заказом, ориентация на формирование общих и профессиональных компетенций будущего специалиста. Все это неизбежно повлечет за собой модернизацию существующих и разработку новых образовательных ресурсов, делая актуальной проблему разработки практикоориентированных педагогических инструментов, обеспечивающих профессиональное становление будущего специалиста через равнозначное развитие его операционального и личностного потенциалов.
1. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад, М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.; отв. редактор Б.М. Бим-Бад. -
М.: Большая Российская энциклопедия, 2008.
2. Российская Федерация. Законы. Об образовании: федеральный закон № 3266-1 от 21.07.2007 // Российская газета. - 31.07, 1992. - № 172.
3. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы / Правовая библиотека образования. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
4. Интернет-конференция Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева 5 марта 2007 года: http: // rost.ru / themes / 2007 / 03 / 052148 8215.shtml.
5. Российский статистический ежегодник. - М.: Росстат, 2007.
6. Статистика российского образования / ФГУ ГНИ ИТТ «Информатика»: http: // stat.edu.ru.
7. Российское образование - 2020. Модель образования для экономики, основанной на знаниях: Доклад / А.В. Волков и др. - М.: ГУ ВШЭ, 2008.
8. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». 5.05.2006 г.: http: // www.eidos.ru / journal / 2006 / 0505.htm.
Статья поступила в редакцию 15.04.09
УДК 796.323
М.В. Калита, аспирант АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: pub@uni-altai, ru
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ АМПЛУА
В данной статье рассматриваются теоретические вопросы эффективности игровой деятельности баскетболистов, освещается вопрос ролевого подбора спортсменов. Помимо этого, в статье раскрываются основные обязанности баскетболистов в соответствии с их функциями, а также специализированные роли внутри традиционных игровых амплуа.
Ключевые слова: взаимосвязанная деятельность, ролевой подбор, специализированные роли, амплуа, оптимальная организация.
Достижение победы во взаимосвязанной деятельности в спорте может быть достигнуто только при условии совместного участия всех членов команды, выполняющих определенные функциональные спортивные роли [1, с. 5]. При этом распределение функций между игроками обусловлено необходимостью эффективной организации действий команды [2, с.
149].
В целом, правильное функциональное распределение игроков благоприятствует наиболее полному раскрытию ими своих возможностей и служит более эффективному использо-
ванию каждого игрока в общих интересах команды [3, с. 83].
В психологии роль трактуется как «нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным или половым характеристикам и т.п.)» [4, с. 156].
В целом «роль - это относительно постоянная и внутренне связанная система поступков.. .которых группа ожидает от своих членов.» [5, с. 73-74]. «Играние» ролей для участников спортивной деятельности обусловлено разнообразием
последней, причем степень добровольности при принятии ролей весьма важна по причине определения эффективности групповых действий. В связи с этим, особенную важность в игровых видах спорта имеет проблема ролевого подбора спортсменов. При решении данного вопроса необходимо учитывать не только физические и технические возможности, желания и склонности, но и социально-психологические особенности личности. Здесь особую важность приобретает вопрос степени соответствия личностных качеств и взятых ролей [5, с. 74].
Ориентировка при назначении на роль только на физические данные, недоучет тренером коммуникативных особенностей спортсмена ведет к стрессу [6, с. 112].
Напротив, зная, к примеру, что наибольшая интенсивность общения тренера в баскетболе и гандболе наблюдается с капитаном, выполняющим роль разыгрывающего [1, с. 25], можно рекомендовать капитанам команд выполнять роль делового лидера [1, с. 25; 7, с. 57].
Хотя, нужно отметить, что на эту точку зрения нет единодушного мнения, в связи с тем, что разыгрывающий не всегда наделен лидерскими качествами, ряд авторов считают, что «. поручать ему роль капитана команды весьма рискованно» [8, с. 128].
Распределение функций между игроками является одним из основных условий оптимальной организации действий команды, где определение функций происходит с учетом того, что команда и нападает, и защищается.
При этом необходимо отметить, что современный этап развития игры требует от игроков овладения всем арсеналом способов и средств, вне зависимости от выполняемых ими функций, как в нападении, так и в защите. В целом можно заметить, что развитие игрока проходит по следующим направлениям: совершенствование в универсальных навыках игры и совершенствование в навыках для выполнения своих функций.
Но при этом нельзя считать, что распределение игроков по функциям утрачивает всякий смысл: полная универсализация без распределения по функциям нецелесообразна, так как не происходит учет ею антропометрических данных игроков и способности и склонности их к выполнению той или иной функции.
Правильное распределение по функциям формирует условия для более полного раскрытия способностей игроков, что служит более полноценному использованию их для реализации целей команды [9, с. 57].
В современном баскетболе принято следующее распределение игроков по ролевым функциям (амплуа): защитники, форварды, центровые.
Основные обязанности защитников - основываясь на способности к комбинационному розыгрышу мяча организовывать командные действия, выполнять диспетчерские функции, осуществлять руководство действиями партнеров в нападении, «голевыми» передачами создавать возможность для прицельного броска нападающим, владеть умением результативно выполнять броски со средних и дальних дистанций, организовывать контратаки, уметь обострять игру вблизи корзины после прохода, в сочетании с обманными движениями, страховать тыл, индивидуально прессинговать соперника при необходимости, взаимодействовать с партнерами в обороне.
Защитники должны быстро ориентироваться в игровых ситуациях, обладать инициативой, выдержкой, спокойствием. Их отличают высокие показатели по скорости и скоростной выносливости, параметрам внимания, объема поля зрения.
В основные функциональные обязанности форвардов входят: поражение корзины в нападении, борьба за отскочивший мяч в нападении и защите, подстраховка действий партнеров. В целях реализации атак, форвард должен иметь высокую стартовую скорость, прыгучесть, обладать чувством времени, агрессивностью, смелостью, решительностью при атаке в проходе с противодействием, уметь взаимодействовать с партнерами, опекать соперника, вести борьбу за отскочивший мяч.
В функциональные обязанности центровых входит руководство партнерами в обороне, контролирование зоны штрафного броска, подбор мяча на обоих щитах, завершение комбинаций, действия на ближних подступах к щиту соперников.
Центровой должен обладать высоким ростом, атлетической подготовкой, прыгучестью, выносливостью, настойчивостью, хладнокровием, способностью к экстраполяции, переключению внимания [10, с. 26-28].
Среди факторов, влияющих на эффективность игровой деятельности баскетболистов различных амплуа, можно выделить следующие: для защитников наиболее значимы коммуникативность, спокойствие, психологический и игровой факторы. Для нападающих - игровая агрессивность, эффективность деятельности, антропометрический и точностный факторы. Для деятельности центровых значимыми будут являться - специфика игрового мышления, психологический и антропометрический факторы [10, с. 90].
Необходимо отметить, что внутри традиционных игровых амплуа в баскетболе наблюдается дифференциация функций [2; 3; 10].
В связи с этим, среди защитников выделяют разыгрывающего (первого номера) [2, с. 150; 11, с. 61-62], или заднего защитника [3, с. 83], или защитника разыгрывающего профиля [10, с. 27] и атакующего защитника (второго номера), [2, с.
150] или защитника атакующего профиля [10, с. 27].
В обязанности разыгрывающего входят: розыгрыш мяча, страховка от быстрого прорыва соперников, организация атаки, защита передних рубежей корзины.
Атакующий защитник, в отличие от разыгрывающего, на которого возложены в основном диспетчерские функции, является основным поставщиком трехочковых попаданий [2, с. 150]. Кроме того, допускается его участие в атаках кольца, борьба за отскок у щита соперников [3, с. 83].
Среди форвардов выделяют легкого форварда (третьего номера) [2, с. 150], или полевого нападающего [10, с. 27] и тяжелого форварда (четвертого номера) [2, с. 150] или крайнего нападающего [10, с. 27] или силового форварда [11, с. 110].
Легкий форвард - игрок «периметра». Он тяготеет к игре на дальних подступах к корзине соперника, борется за подбор у обоих щитов.
Тяжелый форвард склонен к игре на позиции центрового, но более маневренен. Он борется за подбор под обоими щитами, взаимодействует с центровым.
По вопросу дифференциации функций среди центровых нет единого мнения. Одни авторы [2, с. 150; 11, с. 120] не выделяют внутри этого игрового амплуа разделение функций. В этом случае центровой (пятый номер) участвует в атаке на ближайших подступах к щиту соперников, лишь изредка [11, с. 121] смещаясь к линии штрафного броска или в угол площадки.
Другие авторы выделяют среди центровых первого (основного) [3, с. 83] или стационарного [10, с. 28] и второго или маневренного. Первые центровые располагаются вблизи щитов, участвуют в борьбе за отскок, в завершении комбинаций своей команды. Вторые центровые действуют преимущественно на линии штрафного броска, атакуя, по возможности, с ходу [3, с. 83].
Проанализировав взгляды различных авторов, мы считаем, что в целях достижения наиболее эффективных результатов существует необходимость рационального формирования состава команды (учитывая и используя социальнопсихологические факторы, характеризующие взаимоотношения личности и коллектива). Помимо этого необходимо указать, что любое сочетание людей совместимо и способно к эффективной деятельности. При этом различия между игроками должны во взаимосвязях компенсировать друг друга. Только при выполнении этого условия возможно эффективное осуществление функций участниками совместной деятельности.
Кроме того, для повышения продуктивности деятельно- ловиях требований к подготовке спортсменов возникает необ-
сти спортивной команды необходимо, чтобы неформальное ходимость в научно-обоснованных рекомендациях по проповедение не противоречило ролевому поведению в рамках блеме выбора игровых функций, связанной с прогнозировани-
формальной структуры. ем способностей, присущих игрокам определенного профиля.
В заключение следует отметить, что в современных ус-
Библиографический список
1. Богданова, Д.Я. Социально-психологическая характеристика спортивного коллектива / Д. Я. Богданова: лекции для студентов ИФК. - Л, 1977.
2. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.И. Нестеровский. - 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.
3. Баскетбол: учебник для ин-ов физ. культ. / под ред. Ю.М. Портнова. - изд. - 3-е перераб. - М.: Физ. культура и спорт, 1988.
4. Психология общения / Е.И. Рогов. - М: Гуманитар. изд. центр Владос, 2005.
5. Коломийцев, Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю.А. Коломийцев. - М.: «Физкультура и спорт», 1984.
6. Жмарев, Н.В. Управленческая и организаторская деятельность тренера / Н.В. Жмарев. - 2-е изд, перераб. и доп. - К.: Здоровье, 1986.
7. Гомельский, А.Я. Управление командой в баскетболе / А.Я. Гомельский. - 2-е изд. - доп. М.: Физкультура и спорт, 1985.
8. Николич А. Отбор в баскетболе. / А. Николич, В. Параносич. - М.: ФиС, 1984.
9. Баскетбол / под ред. Н.В. Семашко. - 2-е изд, доп. и перераб. - М.: «Физкультура и спорт», 1976.
10. Бабушкин, В.З. Специализация в спортивных играх / В.З. Бабушкин.- К.: Здоровья, 1991.
11. Баскетбол / Уолт «Клайд» Фрейзер, Алекс Сэчер; пер. с англ. Р. А. Цсафмана. - М.: Аст: Астрель, 2006.
Статья поступила в редакцию 15.04.09
УДК 371. 01
Н.Н. Тулькибаева, д-р. пед. наук, проф. ЧГПУ, г. Челябинск, (351) 2 393753 Н.Л. Грейлих, соискатель ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье дается описание разработанной педагогической модели, реализуемой в процессе повышения квалификации педагогов общего образования для развития ИКТ компетенций средствами дистанционной технологии обучения. Рассмотрены блоки, компоненты модели, методика её реализации.
Ключевые слова: модель, повышение квалификации, компетенции, дистанционные технологии.
Глобальность перемен, на пороге которых находится система образования, предполагает пересмотр существующих подходов к образованию детей, которые будут жить в системе знаний и деятельности, существенно отличающихся от предлагаемых сегодня. Очевидно, что в связи с интенсивным развитием информационных технологий в самое ближайшее время предстоит изменение не только форм и содержания школьного образования, но и его целей, смысла, перспектив развития [4; 6].
В настоящее время в нашей стране создаются условия для использования информационных и телекоммуникационных технологий в сфере образования. В региональном плане развития информатизации региона Челябинской области есть направления, связанные с организацией и развитием не только внутриучебных, но и городских локальных сетей. Это особенно важно в условиях малого города. Такая система позволяет объединять в локальную сеть узловые станции образовательных учреждений, существенно облегчая тем самым обмен информацией между удаленными компьютерами. В условиях малого города реально обеспечить подключение всех задействованных в повышении квалификации педагогов узловых станций через сеть Интранет, тем самым обеспечив режим онлайн или офф-лайн по просьбе слушателя. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и появление все новых возможностей их использования в образовании заставляет искать адекватные подходы к организации процесса повышения квалификации учителей в сфере ИКТ. Изучение и анализ ряда нормативно-правовых документов, материалов Всероссийских, Международных конференций, посвященных рассмотрению вопросов, связанных с дополнительным педагогическим образованием и информатизацией российской образовательной системы, позволили нам выделить следующие направления развития и совершенствования современной системы повышения квалификации: построение программ с учетом личностно-ориентированного подхода в обучении через использование дистанционных технологий
обучения и использование модульного построения образовательных программ; реализация андрагогического подхода к организации процесса повышения квалификации работников образования.
Сказанное выше позволяет сделать вывод об обоснованности реализации андрагогического подхода в разработке структурно-содержательной модели дистанционных технологий обучения для развития ИКТ компетенций педагогов на курсах повышения квалификации в условиях малого города.
В педагогической теории и практике предпринимаются попытки обосновать модели образования, которые ориентированы на интеграцию интеллектуального, профессионального и личностного развития. Разработка любой педагогической модели требует научно - методологического осмысления, определения комплекса подходов к предмету исследования. Анализ рассмотренных нами моделей образования (М.Н. Берула-вы, С.В. Герасимовой, С.И. Осиповой, Г.Н. Прозументовой, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др.) позволяет утверждать, что каждая их группа ориентируется преимущественно на развитие одной характеристики: на получение и закрепление знаний, на развитие мышления, на развитие личностных качеств - в то время как современные образовательные системы, на наш взгляд, должны обеспечивать совершенствование профессиональных способностей в синтезе с личностными качествами педагога. В связи с этим актуальной становится проблема поиска адекватной модели организации повышения квалификации педагогов.
В нашем исследовании мы рассматриваем процесс повышения квалификации педагогов средствами дистанционных технологий обучения, поэтому считаем необходимым рассмотреть как структуру, так и содержание предлагаемой модели, разрабатываемая модель относится к разряду структурно-содержательных. Понятие структура обозначает определенную взаимосвязь, взаиморасположение составных частей единой (например, педагогической) системы, ее устройство. Понятие «содержание» включает основные компоненты моде-