Научная статья на тему 'Факторы влияния массмедиа на качество жизни и поведение молодежи'

Факторы влияния массмедиа на качество жизни и поведение молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
347
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология и право
ВАК
Ключевые слова
МАСС-МЕДИА / MASS MEDIA / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOR / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ефимов Иван Серафимович

На современном этапе развития общества, в век тотальной информатизации, общественное сознание во многом предопределено воздействием со стороны массмедиа - средств массовой информации (СМИ). Повсеместное распространение средств массмедиа в настоящее время оказывает огромное влияние на формирование общественного сознания, в особенности у такой социальной группы, как молодежь. На современном этапе возникла проблема «сдвигов» стандартов и ценностей молодых людей, в частности наблюдается искажение их жизненных целей, стремление к некоей мифической «успешности», потребительское отношение к образованию и саморазвитию (изучение лишь тех дисциплин, направлений, специальностей, которые считаются престижными и высокооплачиваемыми). Во многом это обусловлено воздействием тех образов, которые навязаны со стороны СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of influence of mass media on quality of life and behavior of youth

At the present stage of the development of society - in the age of total informatization, public consciousness is largely predetermined by the influence of the mass media. The ubiquitous spread of the media now has a huge impact on the formation of public conscious ness, especially among a social group such as youth. At the present stage there is a problem of “shifts” of standards and values of young people. In particular distortion of their vital purposes, aspiration to certain mythical “success”, the consumer relation to education and self-development is observed (studying only of those disciplines, the directions, specialties which are considered prestigious and highly paid). In many ways, this is due to the impact of those images that are imposed by the media.

Текст научной работы на тему «Факторы влияния массмедиа на качество жизни и поведение молодежи»

ценностей (ценностей — жизненных целей). При этом инструментальные ценности-средства (личностные качества), которые, по мнению респондентов, способствуют достижению жизненных целей, во многом схожи у двух групп испытуемых. Следовательно, грамотная реализация ценностно-ориентированной концепции управления персоналом предприятий на этапах отбора, адаптации, обучения и развития персонала, включающая в себя процесс диагностики ценностных ориентаций работников, способна предотвратить ошибки в использовании трудовых ресурсов, в том числе создать возможности для повышения мотивации работников, их вовлеченности в рабочий процесс, укрепления доверия между сотрудниками и руководителями, снижения показателей текучести персонала.

литература

1. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития М.: Новое издательство, 2011. 464 с.

2. Капцов А. В., Карпушина Л. В. Тест личностных ценностей: руководство по применению. 3-е изд., доп. Самара: ИПК «Содружество», 2010. 40 с.

3. Потемкин В. К. Управление персоналом: учебник для вузов. СПб.: Сев.-Зап. ин-т повышения квалификации ФНС России, 2013. 775 с.

4. Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: Изд. дом БАХРАХ-М, 2001. 128 с.

5. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: дис-позиционная концепция. 2-е расшир. изд. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с.

6. Яницкий М. С. Модификация методики Р. Инглхарта для изучения ценностей структуры массового сознания [Электронный ресурс]. URL: http://hpsy.ru/public/x2489.htm (дата обращения: 23.04.2017).

7. Прекратившие существование кредитные организации [Электронный ресурс]. URL: http://www.banki.ru/banks/memory/ (дата обращения: 01.05.2017).

УДК 05/07:659

И. С. Ефимов

Факторы влияния массмедиа на качество жизни и поведение молодежи

I. S. Efimov. Factors of influence of mass media on quality of life and behavior of youth

На современном этапе развития общества, в век тотальной информатизации, общественное сознание во многом предопределено воздействием со стороны массмедиа — средств массовой информации (СМИ). Повсеместное распространение средств масс-

At the present stage of the development of society — in the age of total informatization, public consciousness is largely predetermined by the influence of the mass media. The ubiquitous spread of the media now has a huge impact on the formation of public conscious-

Иван Серафимович Ефимов — аспирант кафедры социологии и психологии Санкт-Петербургского государственного экономического университета. © Ефимов И. С., 2017

медиа в настоящее время оказывает огромное влияние на формирование общественного сознания, в особенности у такой социальной группы, как молодежь. На современном этапе возникла проблема «сдвигов» стандартов и ценностей молодых людей, в частности наблюдается искажение их жизненных целей, стремление к некоей мифической «успешности», потребительское отношение к образованию и саморазвитию (изучение лишь тех дисциплин, направлений, специальностей, которые считаются престижными и высокооплачиваемыми). Во многом это обусловлено воздействием тех образов, которые навязаны со стороны СМИ.

Ключевые слова: массмедиа; качество жизни; поведение; молодежь; идентичность; саморегуляция.

Контактные данные: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21; (812) 602-23-24; vanya-e@mail.ru.

ness, especially among a social group such as youth.

At the present stage there is a problem of "shifts" of standards and values of young people. In particular distortion of their vital purposes, aspiration to certain mythical "success", the consumer relation to education and self-development is observed (studying only of those disciplines, the directions, specialties which are considered prestigious and highly paid). In many ways, this is due to the impact of those images that are imposed by the media.

Keywords: mass media; the quality of life; behavior; the youth; identity; self-regulation.

Contact details: Sadovaya Str. 21, St. Petersburg, Russian Federation, 191023; (812) 602-23-24; vanya-e@mail.ru.

Качество жизни общества в целом и молодежи в частности предполагает оценку набора условий и характеристик жизни в социуме, основанную на степени удовлетворенности данными условиями и характеристиками. Таким образом, как сама совокупность характеристик жизни (условия жизни, отношения, доход, ценностные ориентиры, цели, профессия, социальный статус и т. д.), так и отношение в обществе к этим характеристикам определяют качество жизни [1, с. 136-139].

Средства СМИ воздействуют как на отдельные составляющие качества жизни молодежи (например, цели, ценности, выбор профессии, поведение в рамках коммуникации), так и на отношение молодежи к этим характеристикам — оценку их как удовлетворительных либо неудовлетворительных. В этой связи представляется актуальным рассмотреть отдельные составляющие качества жизни молодежи и особенности отношения к этим составляющим, формируемые со стороны СМИ. Наиболее важными среди таких характеристик представляются уровень и особенности коммуникации молодежи в современном обществе, которые в первую очередь трансформируются под влиянием СМИ [2, с. 130-133].

Развитие и повсеместное распространение массмедиа в обществе и в молодежной среде, как его части, обусловило, как уже говорилось выше, появление качественно иных типов коммуникации (компьютерно-опосредованной коммуникации) и трансформации социального взаимодействия, которое опосредуется средствами массмедиа (главным образом, Интернетом). Указанные изменения напрямую влияют на становление коммуникативной культуры молодежи, а уровень коммуникативной культуры во многом определяет успешность адаптации в обществе, достижение социального и экономического успеха и, следовательно, повышение качества жизни.

На современном этапе коммуникативная культура выступает неотъемлемой частью жизни каждого индивида, ввиду того что успешная коммуникация в социуме предопределяет развитие личности, успех в обучении и деловой сфере, способность индивида быть полезным обществу, что в конечном итоге сказывается на качестве жизни. Акт коммуникации является одним из основополагающих

элементов повседневной жизни человека, и реализация этого элемента, успешность реализации напрямую зависит от уровня развития коммуникативной культуры. Кроме того, сформированность коммуникативной культуры — требование современного периода развития общества, вступившего в век информатизации, то есть во время постоянного обмена большими объемами информации, который осуществляется через коммуникацию.

Под коммуникативной культурой понимают совокупность знаний умений и навыков, позволяющих человеку осуществлять взаимодействие с другими членами общества в процессе обучения, трудовой или иной деятельности. Коммуникативная культура в значительной степени определяет механизм и порядок социального взаимодействия, а также его правила и условия [3, с. 115-119].

Большинство работ, посвященных анализу содержания и процессам формирования коммуникативной культуры, подчеркивают ее творческое начало, психоэмоциональную «настроенность» на собеседника, речевые навыки, восприятие партнера. То есть это те качества, развитие которых у молодежи на современном этапе подвергается негативной трансформации за счет влияния средств массмедиа (например, многие молодые люди «забывают», как коммуницировать вживую, поскольку общаются в социальных сетях).

Активное влияние массмедиа на современном этапе негативным образом сказывается и на процессе становления идентичности молодежи и ее социальной саморегуляции. Ключевым отличительным признаком юношеского и молодого возраста являются изменения в области самосознания, имеющие кардинальное значение для последующего развития и формирования социальной идентичности, определяющей, в свою очередь, последующее развитие личности и ее социализацию [4, с. 179].

Невозможность и неспособность молодого человека достичь идентичности вызывает кризис идентичности. Кризис идентичности, или иначе называемое ролевое смещение, подразумевает под собой неспособность выбрать карьеру, специальность, профессию, призвание, продолжить дальнейшее образование. У многих молодых людей вследствие кризиса идентичности возникает чувство душевного разлада, бесполезности себя для близких людей и общества. Неприспособленность молодежи к жизни в обществе, отсутствие цели приводит к отклоняющемуся (девиантному) поведению, отрицательно сказывается на качестве жизни.

Из многих источников формирования у молодежи идентичности наиболее жизненно важными выступают представление о собственном теле, речь как способность выражать информацию и формировать представления о себе и других, интерпретация обратной связи от ближайшего окружения. На все эти факторы в той или иной степени оказывает влияние информация, поступающая из средств массмедиа. Например, современное телевидение и Интернет создают типаж «удачной» внешности, правила коммуникации и т. д. Также для становления идентичности имеет значение идентификация себя с моделью половой роли и усвоение стереотипов, практика воспитания в семье, которые также опосредуются влиянием средств массмедиа.

Современное общество, вследствие воздействия средств массмедиа, характеризуется трансформацией ценностных ориентиров, которые задают СМИ, что достаточно существенно влияет на процесс становления идентичности молодежи. Именно нарушение нравственных норм и правил жизни в социуме, их намеренное отвержение отдельными социальными группами, преимущественно состоящими из молодежи, влияние на российское общество через СМИ западных цен-

ностей ведет к возникновению девиации (отклонения от норм поведения) в социуме, которая, в свою очередь, способствует нарушению процесса становления идентичности молодежи.

Отмечено, что девиации возникают в тех обществах, которые переживают трансформацию, где при усилении кризисных явлений у индивидов и социальных групп нарастает неудовлетворенность собственным статусом и положением, что вызывает общее чувство общественной неудовлетворенности, невостребованности в социуме и отчуждения от него, что является одной из форм нарушения идентичности. Такое чувство депривации может привести к появлению среди населения (особенно молодежи) пессимистических настроений и деморализованности [5, с. 24-29].

По данным отечественных социологов, на современном этапе для 85% населения России характерна некоторая деморализованность. Типичными реакциями на общественную аномию становятся асоциальное поведение, безразличие к средствам достижения цели, цинизм, экстремизм, что особенно характерно для больших городов, таких как Санкт-Петербург. Все это является признаками нарушения процесса становления социальной идентичности молодежи.

Кризис социальной идентичности — неумение многих современных молодых людей найти свое место в жизни — во многом обусловлен ложными ценностями престижности, декларируемыми массмедиа. В частности, в СССР, по оценкам многих социологов, у молодых людей не было столь серьезных проблем с самоопределением после окончания училищ и вузов, а профессию большинство из них выбирали исходя из собственных склонностей, а не из престижности того или иного занятия или образования. На современном этапе множество молодых людей поступают в вузы и заканчивают их не ради интересного занятия (желаемой профессии) в будущем, а по инерции, так как в СМИ декларируется престиж высшего образования. Такая популяризация высшего образования «модных» профессий (менеджер, пиарщик, юрист и т. д.) при отсутствии со стороны государства «социального заказа» на эти профессии приводит к тому, что молодежь получает невостребованные в столь огромном количестве в обществе «лишние» профессии, после чего возникают трудности в устройстве на работу [6, с. 146-152].

В то же время на сегодня ощутим недостаток специалистов рабочих профессий (автомехаников, сварщиков и т. д.). Заработная плата у специалистов такого плана сопоставима, а в ряде случаев выше, нежели у представителей «чистых» специальностей (например, заработная плата нотариуса (бакалавриат юридического факультета 4 года) составляет 20-25 тыс. руб. по Санкт-Петербургу при значительной конкуренции на эту должность, в то же время заработная плата сварщика (3 года колледжа или училища) составляет 40-50 тыс. руб. и выше, по мере повышения квалификации). Однако молодежь предпочитает выбирать получение высшего образования, зачастую за собственные средства лишь по той причине, что современные СМИ ввели «моду» на «интеллигентные профессии».

Достаточно негативное влияние современные средства массмедиа оказывают на репродуктивное здоровье и сексуальную культуру молодежи, причем это влияние особенно сильно в крупных городах, например таких, как Санкт-Петербург. Влияние со стороны массмедиа на формирование ценностей межполовых отношений у молодежи привело к тому, что в современной России достаточно остро стоит демографическая проблема, которая возникла главным образом отнюдь не из-за недостатка финансов в семьях, а вследствие сложившегося в обществе отношения молодежи к своему репродуктивному здоровью.

В данном случае одной из основных проблем является низкая осведомленность молодежи относительно вопросов пола и половой жизни, внедренный СМИ стереотип американского общества о том, что следует «брать от жизни все», в том числе и раннее начало половой жизни. в современном обществе можно отметить высокий уровень сексуальной распущенности в сочетании с низким уровнем сексуальной культуры [7, с. 77-81].

Такое положение вещей приводит к халатному отношению молодежи к своему здоровью в целом и социальному репродуктивному здоровью в частности. Следствием этого является то, что у 30% браков существуют проблемы с зачатием и беременностью, главным образом из-за ранних абортов, подорванного вредными привычками здоровья, позднего решения обзавестись детьми [8, с. 46-48].

Последнее также составляет немаловажную проблему, по статистике, более половины населения России предполагают родить детей после тридцати, считая, что дети могут быть помехой карьере.

в качестве примера влияния массмедиа на сексуальное поведение молодежи можно привести историю опросов по данным ВЦИОМ: средний возраст «старта» половой жизни у подростков и молодежи в России на 2016 г. составляет 15,5-16 лет, причем еще в 1993 году он составлял 19,5 лет (данные статистики официального сайта ВЦИОМ). Россия опережает даже мусульманские страны, где девочек выдают замуж в 13-14 лет (по среднему показателю). Среднемировой показатель времени начала половой жизни составляет 17 лет [9, с. 121-131].

Общественное отношение к половой жизни с 1975 г. по настоящее время существенно изменялось, во многом под влиянием СМИ, если в период СССР в СМИ декларировались семейные ценности, то на современном этапе средствами масс-медиа сформировано иное мировоззрение — необходимость «брать от жизни все», в том числе и раннее начало половой жизни. Это негативно сказывается на репродуктивном здоровье молодежи и на качестве жизни.

Для сохранения репродуктивного и сексуального здоровья подростков и молодежи необходимы информация, обучение жизненным навыкам и доступные и доброжелательные медико-социальные службы, предоставляющие услуги в области сексуального и репродуктивного здоровья и планирования семьи, что также может быть обеспечено средствами массмедиа при определенном планировании деятельности последних [10, с. 248].

Результаты многочисленных исследований в разных странах убедительно показали: опасение того, что сексуальное образование может привести к большей и ранней сексуальной активности у молодых людей, не подтверждается фактами [11, с. 12-17]. Основу сексуального просвещения и образования возможно заложить именно средствами массмедиа.

Помимо перечисленных угроз репродуктивному здоровью молодежи, генерируемых СМИ, существуют и другие. Это в первую очередь так называемые карьерные перспективы. Молодые люди не стремятся обзаводиться детьми по совершенно надуманным причинам, основные из которых: «я испорчу фигуру», «надо жить для себя», «мне надо делать карьеру» (причем даже если карьерные перспективы не определены), «мне надо заработать денег», «я морально не готов стать отцом (матерью)». Большинство этих причин возникло по той причине, что активно тиражируются в средствах массмедиа, обсуждаются в Интернете.

Безусловно, все эти причины являются по большей части надуманными, однако они удерживают молодежь от попыток заключить брак и обзавестись деть-

ми, что провоцирует более позднее социальное взросление и последующие трудности в социализации и установлении у молодого человека своего социального статуса, удовлетворенности своей жизнью [12, с. 16-22].

Особое влияние оказывает на молодежь «мода» на так называемые гражданские браки, не зарегистрированные в органах ЗАГС. На первый взгляд, они не представляют социальной угрозы поведению или качеству жизни — молодые люди пробуют жить вместе некоторое время, с тем чтобы понять, насколько гармоничны их отношения. Однако на практике «некоторое время» порой растягивается на годы, а иногда и на десятки лет.

Проблема влияния на качество жизни такого гражданского брака, который с точки зрения законодательства именуется сожительством, состоит в том, что в нем ни одна из сторон не берет на себя социальную ответственность за другую, не говоря уже об ответственности по отношению к детям. Дети в таком браке часто не рождаются или же регистрируются только на мать, то есть по факту растут у матери-одиночки, что также не является социально здоровым для ребенка. Подобный брак в СССР стал бы немыслимым и осуждаемым, в то время как на современном этапе он является нормой и часто даже одобряется.

Таким образом, можно выделить ряд угроз репродуктивному здоровью молодежи со стороны информации, распространяемой средствами массмедиа:

• Внедрение «сомнительных» западных ценностей после распада СССР, что преимущественно осуществляется через СМИ.

• Распространение в СМИ ценностных установок, негативно влияющих на сексуальное и репродуктивное поведение молодежи.

• Проблемы гендерных ролей, многие из которых также тиражируются и освещаются в СМИ, в частности, например, движение феминисток.

• Стремление оттянуть рождение детей по условным причинам, например при отсутствии моральной и психологической готовности.

• Понимание семьи и детей как конца «вольной жизни» и «жизни для себя», так как в СМИ дети часто противопоставляются свободной жизни, сходное мнение популяризуется и на различных интернет-форумах.

• Распространение гражданских браков, в которых стороны не готовы брать на себя ответственность друг за друга и за будущих детей.

• Позднее социальное взросление (в среднем молодые люди начинают жить автономно от родителей в бытовом и финансовом плане примерно в 27-30 лет, у значительной доли населения жизнь с родителями затягивается до 40 лет и выше).

Нивелировать перечисленные негативные факторы влияния на поведение и качество жизни молодежи возможно при освещении в средствах массмедиа иных точек зрения, а также при помощи специализированных социальных технологий.

Негативное воздействие средств массмедиа на качество жизни молодежи проявляется и в нарушении у молодых людей процесса социальной саморегуляции. В современных условиях информатизации общества проблема саморегуляции молодежи актуализируется в рамках гуманистического подхода, по которому личность мыслится с позиции активности, свободы, способности к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию. Особенно сложной для молодого человека является личностная и социальная саморегуляция. Для молодежи характерен, с одной стороны, рост потребностей в самореализации и самоутверждении, а с другой — социальная и жизненная беспомощность, отчужденность от социума, максимализм, обидчивость. Процесс формирования идентичности мо-

лодежи вследствие воздействия средств массмедиа характеризуется ослаблением морально-духовных ценностей и ростом эгоцентричных тенденций. У молодых людей усиливаются отклонения в поведении, что напрямую влияет на саморегуляцию [13, с. 174].

Усваивая морально-духовные ценности, молодой человек формируется в процессе личностной и социальной саморегуляции, ввиду чего состояние ценностных ориентиров общества, которые на современном этапе трансформируются в худшую сторону под влиянием средств массмедиа, напрямую влияет на процесс саморегуляции.

в процессе саморегуляции молодой человек руководствуется в основном случайными моральными выводами и решениями, он самостоятельно способен ре-ализовывать некоторые жизненные цели, мотивировать собственные действия, анализировать свои поступки, ориентируясь на их социальную оценку и значимость. Таким образом, саморегуляция представляется как своего рода социальный опыт, в процессе которого формируется идентичность.

Саморегуляция является осознанной деятельностью индивида, направленной на приведение собственных внутренних резервов в гармонию и соответствие с нормами, условиями, правилами и ценностями внешней среды с целью успешного достижения конкретной цели.

Процесс саморегуляции предполагает следующие основные элементы:

• Цель — то, ради чего молодой человек задействует внутренние резервы (например, получение профессии, высокого социального статуса и т. д.).

• внутренние резервы — средство достижения цели.

• Социальные нормы, в соответствии с которыми он приводит собственное поведение и действия по достижению цели.

• Результат — становление идентичности в процессе достижения либо смены цели [14, с. 224].

Процесс саморегуляции во всех перечисленных элементах сегодня подвергается воздействию со стороны средств массмедиа, а именно СМИ часто диктуют молодежи, какие цели ставить в жизни, как их достигать, какими нормами поведения при этом руководствоваться. в основном это влияние можно охарактеризовать как отрицательное (например, достаточно часто в СМИ популяризуется образ карьериста, который «идет по головам», то есть нарушает в ходе становления карьеры все социальные нормы и правила, то же относится к образу «успешного» человека, при этом основным критерием успешности сегодня выступает финансовое состояние).

Саморегуляция является интегративной структурой, включающей в себя когнитивные, интеллектуальные, волевые, эмоциональные, мотивационные и нравственные сферы. Одной из главных проблем современной молодежи является недостаточный уровень саморегуляции в целом и саморегуляции их поведения, который обусловлен социальными кризисами в обществе, с одной стороны, и переизбытком различного типа негативной информации из СМИ — с другой, при этом отрицательные трансформации личности молодежи проявляются в манере поведения.

Одним из существенных детерминант девиации поведения молодежи является низкий уровень социальной саморегуляции, обусловленный влиянием СМИ и обнаруживающий себя в поведении. Это наблюдается при таких проявлениях, как:

• отсутствие положительных нравственных положений;

• низкая самооценка;

• недостаточное самоуважение;

• неосведомленность и пренебрежение к общественным моральным нормам;

• неэтичное поведение;

• заниженная оценка моральных качеств окружающих и собственных [15, с. 67-82].

Саморегуляция поведения, по мнению А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, М. Б. Басова, Б. Ф. Ломова, является не только структурным образованием личности, но и совокупностью средств реализации поставленных целей, стремлений, задуманного, верном принятии решений, самоопределения деятельности, событий, отношения социума к подростку.

Механизмы социальной саморегуляции молодежи связаны со сферой самосознания, представленной различными факторами: намерениями, целями, рефлексией, самооценкой.

Во время саморегуляции личность познает себя так же, как и свое окружение. Эта деятельность формирует адекватный общественный и деятельный способ существования и образ самого себя, что является одним из признаков установившейся идентичности.

Учитывая тот факт, что жизнь человека представляет собой бесконечное множество видов и форм деятельности, решений, поступков, актов коммуникации и иных видов активности. Такая целенаправленная активность, которая реализует множество действенных и социальных отношений с окружающим миром, является главным модусом бытия человека.

От уровня совершенства саморегуляции напрямую зависит успешность, продуктивность, надежность, конечный исход любой активности, в свою очередь деятельность, имеющая цель, — это основа приобретения социального опыта и, как следствие, становления идентичности [там же].

Социальная саморегуляция целенаправленной деятельности выступает как общая и сущностная функция поведения и действий, именно в процессах саморегуляции реализуется единство психосоциальных и психических качеств личности, что в конечном итоге приводит к становлению целостной личности, то есть способствует становлению идентичности и обусловливает становление той или иной модели поведения.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что современные средства массмедиа оказывают негативное влияние на такие аспекты качества жизни молодежи, как:

• успешность коммуникации (коммуникативные навыки, коммуникативная культура);

• ценностные ориентиры и жизненные цели;

• выбор образования и профессии (по критерию «престижности»);

• репродуктивное здоровье и сексуальную культуру;

• социальную саморегуляцию и становление идентичности.

Можно отметить и положительное влияние средств массмедиа на качество жизни молодежи — это в первую очередь более высокий уровень информированности и осведомленности, возможности повышения образования дистанционно и удаленной работы, возможность поиска собеседника и групп по интересам (в интернет-сообществах). Однако, по мнению большинства психологов и социологов, негативный уровень влияния на качество жизни молодежи со стороны СМИ превышает положительный, кроме того, СМИ, по оценкам многих социологов, формирует качественно иные модели поведения молодежи, нежели, к примеру, те, которые формировались у молодежи в СССР.

В этой связи актуальным представляется рассмотрение влияния современных средств массмедиа на модели поведения современной молодежи, которые явля-

ются своего рода «социальной квинтэссенцией» усвоенных социальных норм,

особенностей взаимодействия, уровня коммуникативной культуры, ценностей

и целей.

литература

1. Ермоленко Д. А. Правовой нигилизм молодежи: понятие и характерные особенности // Вестник Алтайс. акад. экон. и права. 2013. № 2. С. 136-139.

2. Зайнуллина Г. Ш. Социальный феномен правового нигилизма молодежи: причины отклонения от социальных норм и пути предупреждения // Наука в современном мире: теория и практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 2013. С. 130-133.

3. Кабакович Г. А., Хамитова Г. Ш. Социальная проблема правового нигилизма молодежи и пути ее решения // Вестник Самар. муниц. ин-та управления. 2011. № 1. С. 115-119.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Лазурский А. Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 179.

5. Ковалев В. В., Муртазалиев М. М. Социокультурные детерминанты правового нигилизма в среде современной российской молодежи // Соц.-гуманитар. знания. 2015. № 7. С. 24-29.

6. Лапшина И. А. Правовой нигилизм: сущность и проявление в правовом сознании современной российской молодежи // Философские и социально-экономические аспекты формирования правового сознания граждан: материалы науч.-практ. конф. 2016. С. 146-152.

7. Монаков В. В. Тенденции развития правового нигилизма в среде российской молодежи (по результатам социологического исследования) // Интеграция образования. 2013. № 1. С. 77-81.

8. Филиппов О. С., Глебова Т. К., Шапранова Э. Д. Клинико-эпидемиологические аспекты репродуктивного здоровья девочек-подростков и девушек // Рос. вестник акушера-гинеколога. 2005. Т. 5. № 4. С. 46-48.

9. Райкова Л. М. Истоки и формы правового нигилизма молодежи // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 2016. С. 121-131.

10. Репродуктивное здоровье и поведение женщин России / В. Ю. Альбицкий, А. Н. Юсупова, Е. И. Шарапова, И. М. Волков. Казань: Медицина, 2011. 248 с.

11. Лопатина Т. В., Кохно Н. И. Влияние здоровья женщины на здоровье потомства // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2016. № 5. С. 12-17.

12. Радзинский В. Е., Семятов С. М. Репродуктивное здоровье девушек московского мегаполиса // Там же. 2016. № 4. С. 16-22.

13. Масленцева Н. Ю. Проблемы социальной работы с молодежью: учеб. пособие / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2012. 174 с.

14. Юзефавичус Т. А. Технология социальной работы с молодежью: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2012. 224 с.

15. Сергиенко Е. А. Субъектная регуляция совладающего поведения // Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы: под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. С. 67-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.