Научная статья на тему 'Факторы, виды и направления развития институционализации мировой экономики'

Факторы, виды и направления развития институционализации мировой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
872
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мировая экономика / институционализация / транснациональные компании / национальная валюта / international economy / institutionalization / transnational companies / national currency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ягодкина Вера Михайловна

Исследован процесс институционализации мировой экономики. Проанализирован процесс формирования транснациональных, международных и многонациональных компаний. Выявлены факторы, способствующие появлению международных институтов как инструментов решения внутринациональных проблем. Раскрыты организационные формы межправительственных и международных институтов, оказывающих содействие экономическому развитию. Рассмотрена деятельность Международного института унификации частного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of international economy institutionalization is studied. The process of transnational, international and multinational companies" formation is analyzed. The factors that influence the appearance of international institutions as tools of international problems solution are found out. Organization forms of intergovernmental and international institutions that render economic development assistance are revealed. The activity of the International Institution of Private Law Unification is studied.

Текст научной работы на тему «Факторы, виды и направления развития институционализации мировой экономики»

линии электропередач, крупные угольные бассейны, предприятия по ремонту и сервисному обслуживанию этих комплексов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Рязанов В.Т. Экономическое развитие России: Реформы и российское хозяйство в Х1Х-ХХ вв. СПб., 1999.

2 Чувство земли. М., 1988. С. 52.

3 Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. М., 1999. С. 288.

4 Российская газета. 1998. 29 авг. С. 4.

5 Российская газета. 1999. 5 нояб. С. 6.

6 Экономическая безопасность: Производство — Финансы — Банки/ Под ред.

B.К. Сенчагова. М., 1998. С. 60.

7 Аксенов В.Н., Бовин А.А., Вавилин Е.А. Проблемы экономического развития Сибири и участие МАСС в их решении // Регион: экономика и социология. 1999. № 4.

C.19-35.

8 Экономика, право, менеджмент. 2000. № 40. С. 11.

В. М. ЯГОДКИНА

докторант БГУЭП

ФАКТОРЫ, ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Начавшийся еще в XIX в. процесс инсти-туционализации мировой экономики к настоящему времени достиг поистине грандиозных масштабов.

Предпосылками к началу этого процесса послужили прежде всего интернационализация национальных экономик и порожденная ею транснационализация мирового хозяйства.

Общеизвестно, что импульсом, давшим толчок к развитию процесса интернационализации, выступила интенсификация распространения производственных, технических, научных и иных достижений в различных областях (производства, транспорта, связи и т.д.) за пределы национальных границ с целью извлечения большей прибыли. На национальном уровне стало проявляться усиление зависимости национального воспроизводства от внешних факторов: динамики мирового производства, зарубежного уровня науки, техники, производительности труда, развития международной торговли, притока иностранных капиталов и др. В результате этих процессов стало наблюдаться формирование сначала транснациональных, позднее — международных и многонациональных компаний.

Первые транснациональные компании добровольно стали пробным камнем или низовым звеном (а вместе с этим приняли и колоссальные предпринимательские риски) в фундаменте для строительства мировой экономики. Они на собственном примере продемонстрировали национальным экономикам возможность и, главное, выгодность функционирования на международном уровне. Очевидно, что транснациональные компании (ТНК) выступали и выступают в качестве миниатюрных моделей созданных позднее международных образований или, иными словами, бизнес-институтов мировой экономики.

Углубление процессов интернационализации привело к созданию разветвленной сети транснациональных, международных и многонациональных корпораций, которая со временем трансформировалась из просто связующего звена национальных экономик в устойчивый каркас мировой экономики. Более того, транснациональные, международные, многонациональные корпорации, являющиеся, с одной стороны, объективным продуктом усиливающихся взаимосвязей национальных экономик, очень быстро превратились в основную движущую

силу процесса интернационализации. Во многом благодаря именно их деятельности стал формироваться и функционировать современный механизм интернационализации мирохозяйственной жизни, обеспечивающий взаимосвязи национальных экономик друг с другом во всех возможных направлениях — производственном, технологическом, научном, техническом, валютно-финансовом, организационно-управленческом и т.д., а фактор взаимозависимости приобрел доминирующее значение в современном мире. И в настоящее время ТНК выступают в качестве действенного катализатора интернационализации хозяйственной жизни в мировой экономике, объективно способствующего стиранию граней между национальными хозяйствами.

Со временем ТНК превратились в мощный, активно действующий, но отнюдь не единственный фактор развития процесса институционализации.

По мере развития интернационализации международные потоки товаров, услуг, капиталов и кредитов стали расширяться и интенсифицироваться в такой степени, что начала остро ощущаться необходимость их контролирования, регламентирования, регулирования, координации и т.п. с целью предотвращения неминуемых негативных последствий. Таким образом, интернационализация послужила благодатной почвой для развития интеграционных процессов в мире. Сегодня уже очевидно, что интеграция является отнюдь не временным или случайным явлением, а объективной тенденцией, закономерным продолжением и развитием процесса интернационализации.

Рассматривая интеграцию, практически все авторы представляют ее как поэтапное развитие определенных форм интеграционных объединений, начиная с зон свободной торговли через таможенные союзы и другие формы к высшей ступени экономической интеграции — экономическому союзу. Последние, в свою очередь, есть не что иное, как разные ипостаси международных институтов мировой экономики. Иными словами, интеграция, в каких бы масштабах (региональном или глобальном) она ни осуществлялась, объективно порождает и вле-

чет за собой создание многочисленных и разнообразных институтов мировой экономики.

Таким образом, возникновение и последующее развитие процесса институциона-лизации было вызвано, по нашему мнению, действием целого ряда факторов, которые можно разделить на две группы. К числу факторов, способствующих появлению международных институтов как инструментов решения внутринациональных проблем, можно отнести различия, нередко кардинальные, в уровнях экономического развития стран, их ресурсной обеспеченности, выбираемых стратегиях и тактиках развития. К факторам, способствующим обеспечению решения как внутринациональных, так и межгосударственных проблем, на наш взгляд, относятся вызываемые объективными условиями интеграция, регионализация и глобализация мировой экономики. Постепенно стал складываться механизм взаимообусловленности перечисленных тенденций развития мировой экономики и процесса ее институционализации.

В связи с тем что создание институтов давно переросло рамки разовых событий и приобрело черты массового явления, можно утверждать, что процесс институциона-лизации мировой экономики носит закономерный и, главное, необратимый характер.

Тем не менее, в трудах большинства исследователей — юристов, политологов, историков, экономистов — создание международных институтов до сих пор рассматривается как разрозненные, ничем не связанные между собой факты образования международных структур, чаще всего функционального назначения. Как правило, основное внимание при этом уделяется именно международным организациям, т.е. разновидности институтов, отличающихся большей степенью формализации, чем прочие институты. В гораздо меньшей степени исследованы учеными-экономистами такие явления международной экономической жизни, как конференции, саммиты, встречи, которые представляют собой специфические институты решения, зачастую довольно оперативного, актуальных региональных и мировых проблем и поэтому являются неотъемлемой

11 Известия ИГЭА. № 1 (34).

161

частью общего процесса институционализа-ции мировой экономики. Общее количество разнообразных институтов, функционирующих буквально во всех сферах мировой экономики и человеческой деятельности, превысило, по некоторым оценкам, 20 тыс.

Наблюдавшееся до сих пор игнорирование столь очевидного процесса существенно ограничивает возможности познания современного мира: анализа и оценки происходящих явлений и прогнозирования тенденций их развития. Особое значение в этом плане приобретают мониторинг и, по возможности, своевременная коррекция самого хода институционализации. При этом следует принимать во внимание, что до сих пор процесс носил преимущественно стихийный характер и останется таковым, по крайней мере, в ближайшее время, пока не будет создана соответствующая структура мирового уровня, наделенная специальными полномочиями и способная осуществлять подобного рода деятельность. И даже при соблюдении этого условия сохранится большая степень вероятности неконтролируемого развития процесса, объясняющаяся объективностью его характера.

Совершенно очевидно, что можно вести речь о двух путях и, следовательно, двух видах институционализации в зависимости от того, кем она инициируется. Первый вид — это институционализация сверху, или декретированная институционализация, инициированная высшими органами стран, ее участниц. Второй вид — институционализа-ция снизу, или спонтанная, совершаемая собственными силами резидентов, как правило, юридических лиц (например, ТНК, ТНБ) разных стран без санкции или помощи высших органов.

И тот, и другой виды институционализации развиваются в определенных направлениях. На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о таких устойчивых, четко сформировавшихся направлениях экономической институционализации, как региональное, секторальное и отраслевое.

Региональные институты отличаются прежде всего географически строго очерченными масштабами своей деятельности. При этом круг их компетентности может

варьировать в самом широком диапазоне: от узкой специализации (например, Европейская организация по безопасности воздушной навигации — «Евроконтрол») до всеобъемлющей диверсификации (ЕС). Яркими представителями региональных институтов являются различные интеграционные группировки — НАФТА, АТЭС, уже упоминавшийся ЕС и многие другие.

Секторальное направление формируется институтами, функционирующими в разных областях мировой экономики.

Производственный сектор представлен большим числом бизнес-институтов мировой экономики — транснациональными, международными и многонациональными корпорациями. Эти институциональные образования, преследуя абсолютно иные для нашего понимания традиционных институтов-организаций цели, самой своей деятельностью вносят существенные, а нередко и определяющие, коррективы в состояние мировой экономики. При этом они руководствуются преимущественно собственными соображениями, идущими зачастую вразрез с интересами как отдельных, так и целых групп стран-реципиентов, нанося тем самым значительный ущерб состоянию их экономик. Эта проблема, несмотря на давность существования и пристальное внимание к ней многих авторитетнейших институтов мировой экономики (Комиссии и Центра ООН по ТНК, ЭКОСОС, ОЭСР, МОТ, ЮНКТАД, МТП и др.), до сих пор не нашла решения.

В качестве координирующих органов в этом секторе выступают Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) и др. в зависимости от сферы своей компетенции. Многие проблемы решаются в рамках узкоспециализированных организаций глобального или регионального уровня (например, Центр по науке и технике ООН, Система оповещения о новых технологических достижениях — АТАС, Азиатская организация по вопросам производительности — АОП и др.).

В торговом секторе наблюдается чрезвычайное многообразие организационных форм межправительственных и междуна-

родных институтов как общей компетенции, так и специализирующихся на тех или иных аспектах торговой деятельности. Начало процессу институционализации в этом секторе было положено созданием в 1919 г. неправительственной организации под названием Международная торговая палата (МТП), насчитывающей к нынешнему времени свыше 1,6 тыс. объединений предпринимателей1, среди которых можно выделить федерации промышленников, национальные торговые палаты, союзы мелких и средних фирм и др. До учреждения МТП сектор был представлен только Ассоциацией торговцев сахаром-рафинадом, весьма немногочисленной по своему составу.

Следует отметить, что сфера деятельности МТП не ограничивается исключительно торговлей, что с полным основанием может быть сказано о значительном числе международных институтов мировой экономики. В частности, компетенция МТП распространяется на все области международного бизнеса, включая промышленность, транспорт, финансы и пр. Однако одним из приоритетных направлений, безусловно, является содействие развитию международной торговли, в том числе путем гармонизации торговой практики.

Кроме МТП торговый сектор обслуживается такими уникальными по своему организационному, целевому и структурному решению институтами, как ЮНКТАД, ВТО, МТЦ ЮНКТАД/ВТО, имеющими в территориальном разрезе глобальную компетенцию. Некоторые из институтов сектора ограничены в своей деятельности определенными географическими рамками (Конфедерация Азиатско-Тихоокеанских ТПП, ЕАСТ, ЛАИ, КАРИФТА, АФТА и др.). Самую многочисленную группу в этом секторе составляют многосторонние межправительственные организации по регулированию мировых товарных рынков (МОКК, МОК, МОС, ОПЕК и т.д.).

В валютном секторе основная роль постоянно действующего института возложена на МВФ. Функции нестационарных образований выполняются различными конференциями (Парижская, Бреттон-Вудская валютно-финансовая, Ямайская и др.), в ходе которых

принимаются решения о введении новых или изменении действующих мировых валютных систем. В качестве региональных институтов выступают валютные союзы (стран-членов зоны франко, Центральной Африки, Западно-Африканский и пр.). Функции финансирования дефицитов платежных балансов стран-членов выполняются региональными валютными фондами (Арабский валютный фонд, Европейский фонд валютного сотрудничества, преобразованный в 1994 г. в Европейский валютный институт и упраздненный в 1998 г. в связи с учреждением Европейского центрального банка). В целом этот сектор более чем какой-либо другой подвержен довольно частым изменениям институциональной инфраструктуры.

Зачастую в неразрывном единстве с валютным сектором выступает кредитный. Важнейшие функции в нем выполняют: МБРР, МАР, МФК, Парижский и Лондонский клубы стран-кредиторов и др. — на глобальном уровне; ЕБРР, АзБР, ВАБР и пр. — на региональном.

Отношения, возникающие в секторе труда, регулируются уникальной в своем роде Международной организацией труда.

В правовом секторе с целью создания благоприятных условий для развития международных экономических отношений путем гармонизации и согласования частного права разных государств и группировок стран в 1926 г. был создан Международный институт унификации частного права (УНИДРУА). Координирует работу международных организаций, решающих правовые проблемы международной торговли, Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Международная деловая практика регулируется Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН.

Отраслевое направление институциона-лизации проявляется в учреждении организаций, чья деятельность направлена на развитие конкретных отраслей мировой экономики. Здесь отмечается превалирование институтов регионального (в основном — европейского) уровня. Например, в лесной и деревообрабатывающей промышленности проблемными вопросами занимаются четыре европейские организации (Европей-

ская конфедерация лесной промышленности, Европейская федерация продуцентов древесноволокнистых плит, Европейский комитет продуцентов оборудования для деревообрабатывающей промышленности, Европейский мебельный союз) и ни одна — проблемами глобального масштаба; в отрасли строительства и строительных материалов — восемь европейских институтов и ни одного института мирового уровня. В то же время резко выражена товарная специализация мировых институтов (ОПЕК, СИ-ПЕК, ФИС, МОКК, МОНК и т.д.).

Отнесение институтов к тому или иному сектору в определенной степени условно, т.к. многие из них в силу присвоенной им компетенции или с целью более успешного решения стоящих перед ними задач функци-

онируют одновременно в нескольких смежных секторах. По этой причине можно вести речь и о таком направлении институцио-нализации, как смешанное, или комплексное. Примерами являются валютно-финан-совые институты мировой экономики (МВФ, МБРР и др.), региональные экономические союзы, сообщества, содружества (ЕС, Экономическое сообщество государств Западной Африки — ЭКОВАС, Содружество независимых государств — СНГ и др.) и т.д.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. М., 2001. С. 509.

М. И. ЩАДОВ

докторант МГГУ

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПОЛЬШИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Представляет интерес процесс реструктуризации в угольной промышленности Польши, который осуществляется с начала 90-х гг. XX в.

В течение многих лет каменный уголь составлял основу польской экономики. В отдельные периоды годовая добыча его достигала 200 млн т. Польша является крупным производителем каменного угля в ЕС, обеспечивая за счет него 60% своих потребностей в первичных энергоресурсах. Объем добычи угля в Польше превышает суммарную добычу угля в странах Европы: Великобритании, Германии, Испании и Франции.

Экономическая реформа, проводимая в угольной промышленности Польши, имеет целью достижение рентабельности работы отрасли в кратчайшие сроки, обеспечение конкурентоспособности польского угля на мировом рынке, использование финансовых возможностей отрасли для осуществления инвестиций в развитие производства.

Программа «Основные проблемы реструктуризации каменноугольной промыш-

ленности» включает три последовательных этапа.

На первом этапе ставилась задача стабилизации экономических процессов в угольной отрасли: приспособление производственной деятельности шахт к потребностям внешнего и внутреннего рынков угля, снижение себестоимости добычи угля, изменение системы финансирования угольных компаний. Задачи данного этапа реструктуризации угольной промышленности Польши идентичны задачам, которые ставились и решаются в различной степени в угольной промышленности России. Обращает на себя внимание краткосрочный характер реализации намеченных задач, который был сохранен на следующем этапе реструктуризации.

На втором этапе, в период 1994-1995 гг., совокупность решаемых задач по реструктуризации отрасли включала в первую очередь необходимость обеспечения прибыльности в производственной деятельности угольных предприятий за счет изменения объемов добычи угля с учетом потребнос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.