Научная статья на тему 'Факторы увеличения инвестиционной активности предприятия: системный подход'

Факторы увеличения инвестиционной активности предприятия: системный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1345
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семыкина Ольга Филипповна

Системный подход к организации на предприятии инвестирования предполагает эффективное использование в процессе создания стоимости всей совокупности материальных и нематериальных ресурсов. Состояние и организация движения во взаимодействии материального и финансового ресурсов обеспечивают необходимую достаточность условий инвестиционной деятельности. Использование организационного, управленческого, институционального, трудового, маркетингового, инновационного, информационного ресурсов, фактора организационной культуры при осуществлении инвестиций дает возможность получать дополнительный инвестиционный эффект и повышать конкурентоспособность предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The factors of increasing of investment activity of an enterprise: the system approach

The article focuses on the system approach to the organization of investing at an enterprise which implies the effective usage of the whole complex of material and nonmaterial resources in the process of creation of value. The state and organization of motion in the interaction of material and financial resources ensure the necessary sufficiency of conditions of investing activities. The usage of organizational, management, institutional, labour, marketing, innovative, information resources as well as factor of organization culture while using investing gives the opportunity to get the additional investment effect and to increase the competitiveness of an enterprise.

Текст научной работы на тему «Факторы увеличения инвестиционной активности предприятия: системный подход»

О.Ф. Семыкина

ФАКТОРЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Системный подход к организации на предприятии инвестирования предполагает эффективное использование в процессе создания стоимости всей совокупности материальных и нематериальных ресурсов. Состояние и организация движения во взаимодействии материального и финансового ресурсов обеспечивают необходимую достаточность условий инвестиционной деятельности. Использование организационного, управленческого, институционального, трудового, маркетингового, инновационного, информационного ресурсов, фактора организационной культуры при осуществлении инвестиций дает возможность получать дополнительный инвестиционный эффект и повышать конкурентоспособность предприятия.

Реализация системного подхода к организации инвестиционного процесса представляет интерес для отечественных компаний-отраслевых лидеров, ориентированных на поддержание и увеличение конкурентоспособности, в том числе и на мировом рынке, для которых актуальной становится рост рыночной стоимости и оценка инвестиционной привлекательности предприятия. Системный подход требует выхода за пределы воспроизводственного, классического и неоклассического, финансового анализа инвестиций. В современной рыночной экономике величина инвестиций отдельного предприятия определяется ходом воспроизводственных процессов, которые зависят от выстраивания системы бизнеса, а следовательно, и от характера управления, поскольку современные инвесторы, принимая решение о вложении, оценивают возможность предприятия обеспечивать доход с точки зрения функционирующего бизнеса (и в случае вновь созданного и в случае действующего предприятия). В мировой практике высокую эффективность инвестирования успешных предприятий обеспечивает применение управленческих концепций и методик, инвестиционного менеджмента на системной основе, учитывающих не только финансовые, но и нефинансовые факторы инвестиционной деятельности.

Необходимым условием простого и расширенного воспроизводства средств предприятия (в виде индивидуального кругооборота производственных фондов) является его инвестиционная деятельность - практические действия, направленные на вложение инвестиций в объекты инвестирования с целью получения прибыли (эффекта). Анализ механизма осуществления инвестиционной деятельности в рыночных условиях с использованием аналитического аппарата современной теории инвестирования дает понимание специфики и факторов инвестиционного процесса, роли инвестиций как средства долгосрочного существования и развития предприятий. Однако в современных условиях обострившейся конкурентной борьбы, ограниченности традиционных ресурсов, серьезных технологических изменений необходимо более полно использовать инвестиционные возможности предприятий.

Важнейшей для системного анализа предприятия и его инвестиционной деятельности представляется категория, которая передает его интегративное качество как микроэкономической системы, - потенциал предприятия. Потенциал предприятия - это совокупность ресурсов, процессов и связанные с ними свойства и особенности, которые определяют возможности функциони-

рования в реальных условиях. Данное определение основано на содержательном подходе в понимании процесса производства, предполагающем комбинирование доступных для предпринимателя ресурсов, т.е. ценностей, необходимых для производства продукции.

Потенциал предприятия органично соединяет в себе три вида основных процессов, представляющих различные формы движения совокупности ресурсов: производства, реализации продукции, воспроизводства ресурсов. Логику рыночного существования предприятия в долгосрочном промежутке времени раскрывает воспроизводственный подход, составляющий основу анализа его инвестиционной деятельности и активности. Особенности воспроизводства потенциала предприятия содержит категория «инвестиционный потенциал». Системный подход к анализу инвестиционной деятельности предприятия с использованием категории «инвестиционный потенциал бизнес-системы», передающей воспроизводственный аспект функционирования предприятия, позволяет расширить границы инвестиционного анализа деятельности предприятия за пределы классической и неоклассической теории. Инвестиционный потенциал, являясь одной из сторон потенциала предприятия, представляет собой характеристику совокупности его ресурсов, свойств и особенностей с точки зрения обеспечения роста доходности капитала и конкурентоспособности предприятия в долгосрочной перспективе. Признаки высокой конкурентоспособности предприятия - это наличие собственных возможностей для финансирования нововведений и производства, стабильность и устойчивость к изменениям на рынке, высокая привлекательность для инвесторов и кредиторов, наличие дополнительных возможностей для решения социальных проблем. Состояние инвестиционного потенциала предприятия определяет ход его воспроизводственных процессов.

В основе выделения составляющих инвестиционного потенциала - признание качественного аспекта ресурсов, используемых в теории управления, явившееся следствием ограниченности традиционных ресурсов, серьезных технологических изменений, усиления рыночной конкуренции. В качестве основных составляющих инвестиционного потенциала выделим ресурсы (факторы), определяющие содержательно процесс инвестирования на предприятии или оказывающие на него серьезное влияние:

- материальный (реальный) и финансовый ресурсы, объединенные в инвестиционно-финансовую подсистему;

- организационный, управленческий и институциональный ресурсы, объединенные в институционально-управленческую подсистему;

- трудовой, фактор организационной культуры, маркетинговый, инновационный и информационный ресурсы, объединенные в социальную подсистему.

Выделение набора ресурсов основывается на признании их важной роли в осуществлении инвестиционной деятельности предприятия и представляет пример функциональной дифференциации экономической системы (предприятия) на внутренние подсистемы. Предполагается, что ресурсы инвестиционного потенциала связаны функционально друг с другом, при этом не ставится задача представить их иерархическую взаимосвязь и допускается их качественное различие. Анализ инвестиционного потенциала предприятия с учетом многослойной структуры внутренней и внешней среды и их взаимодействия позволяет увидеть горизонтальные связи основных составляющих и оказываемое ими влияние на инвестиционный процесс предприятия, а их содержательный анализ делает возможным оценку «вклада» каждого ресурса в инвестиционном эффекте в соответствии со спецификой деятельности.

Инвестиционно-финансовая подсистема, допускающая лишь условное разграничение материальных и финансовых ресурсов, характеризует необходимую достаточность условий для осуществления инвестиционной деятельности предприятия как производственно-экономической единицы, обеспечения воспроизводства его интегративного качества. Институционально-управленческая подсистема, образующая фундамент корпоративной инфраструктуры управления, обеспечивает эффективное управление инвестиционной деятельностью предприятия. Другие ресурсы -маркетинговый, трудовой, фактор организационной культуры, инновационный, информационный - относительно самостоятельны, но их объединяет то, что они отражают социальный аспект инвестиционной деятельности предприятия в рыночных условиях (согласно теории «разумного эгоизма»), состоящий в развитии потребностей, производственных отношений общества и в развитии человека - носителя творческого начала в производственном процессе.

Решая социальные задачи, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе реализует основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости - создает благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые доходы. Социальная и институционально-управленческая подсистемы в конечном итоге оказывают сильнейшее влияние на результативность и масштабы инвестиционной деятельности предприятия: состояние и качество взаимодействия этих ресурсов инвестиционного потенциала либо увеличивают, либо уменьшают экономический эффект функционирования инвестиционно-финансовой подсистемы. Исследование 469 американских компаний разных отраслей показало, что общая прибыль фирм, имеющих высокие финансовые и социальные показатели, за последние 15 лет выросла на 43%. За то же время этот

показатель для «просто» финансово успешных компаний вырос всего на 19%. Это же относится и к другим финансовым показателям деятельности [1].

Принципиально важным является включение в понимание «инвестиционный потенциал предприятия» оценки степени возможной его реализации в процессе управления, которое обеспечивается в рамках инвестиционного менеджмента (с общесистемными функциями) и предполагает важность управленческих концепций. Представляют интерес управленческие концепции, позволяющие задействовать системный эффект: концепция управления бизнес-процессами, опирающаяся на представление о предприятии как о бизнес-системе, в которой соединены все элементы системной функции конкретного бизнеса, необходимые для реализации предпринимательских идей и для лидерства в конкурентной борьбе, что для современного инвестора является важнейшим мотивом вложения средств; стоимостная концепция, рассматривающая увеличение рыночной стоимости (ценности) фирмы в качестве ее главной стратегической цели. Структура стоимости, отражающая финансово-экономическое положение предприятий, позволяет определить активы и оценить уровень вклада каждого в стоимость бизнеса, в том числе вклад нематериальных активов (передовой менеджмент, престиж торговой марки, репутация фирмы и т.д.), обладающих ценой только в условиях действующего бизнеса и обеспечивающих получение дополнительных конкурентных преимуществ. Концепция управления стоимостью бизнеса позволяет учесть все факторы, вклад каждой составляющей инвестиционного потенциала в увеличение рыночной стоимости фирмы.

В рыночных условиях инвестирования сложная система мотивации предприятия, по крайней мере наличие экономических и внеэкономических, финансовых и нефинансовых мотивов, находит отражение в понятии «инвестиционная привлекательность», учитывается при разработке и реализации инвестиционной стратегии предприятия, в системе принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, составляющих содержание инвестиционного менеджмента как управляющей системы. Эффективному выполнению функций инвестиционного менеджмента как управляющей системы способствует ориентация на концепцию инжиниринга бизнес-процессов.

Деятельность инвестиционного менеджмента как специальной (инвестиционной) сферы направлена на эффективное управление инвестиционно-финансовым блоком предприятия, который включает тесно переплетенные и взаимно обусловленные материальные и финансовые потоки, допускающие раздельный анализ лишь условно. Теоретический анализ производственной и инвестиционной деятельности предприятия подтверждает, что индикатором деловой и инвестиционной активности служит уровень загрузки производственных мощностей, характеризующийся величиной основного и оборотного капитала, которая, в свою очередь, зависит от его предельной эффективности в соответствии с технико-технологическими параметрами и объемом реализованной продукции -

комплексом показателей, обусловливающим состояние материально-технических ресурсов и присутствующим в стоимостной оценке предприятия.

Рост эффективности инвестиций обеспечивается корреспондируемостью реальной и финансовой эффективности. Финансовая эффективность достигается при движении в процессе инвестиционной деятельности финансового ресурса, характеризующего способность корпорации к аккумулированию денежных средств и использованию их с целью финансирования инвестиционных проектов в процессе: а) оптимизации капитальной структуры фирмы; б) выработки дивидендной политики, включающей оптимизацию пропорций между потребляемой (дивиденды) и реинвестируемой частями прибыли; в) направления временно свободных денежных средств в реальные инвестиционные проекты или (с целью накопления) в финансовые инвестиции путем формирования оптимального инвестиционного портфеля.

Финансовые ресурсы трансформируются непосредственно и быстро в любой другой вид ресурсов, поэтому имеют первостепенное значение на уровне стратегического развития предприятия. Эффективное управление финансовым ресурсом позволяет увеличивать или поддерживать поток реального капитала и способствовать росту эффективности инвестиций. Часть финансового ресурса при необходимости можно заменять активным использованием институционально-управленческого блока (включающего организационный, управленческий, институциональный ресурсы), обеспечивающего реализацию инвестиционного потенциала.

Организационный фактор инвестиционного потенциала фирмы включает способность выбирать оптимальную организационную структуру, т.е. характеристики внутренней среды (цели, ресурсы, структу-ра,размер, технологии и люди), позволяющие поддерживать и реализовывать адаптивные и инновационные качества в бизнес-среде, а в итоге - необходимую конкурентоспособность. Понимание организации в рамках инжиниринговой концепции как бизнес-системы, представляющей оптимальный способ создания стоимости посредством совокупности бизнес-процессов, взаимодействующих с деловой средой, позволяет включить в сферу координации максимально полный набор целей участников и факторов (ресурсов) бизнеса.

Способность воздействовать на организацию для достижения необходимого результата путем выстраивания системы управления рассмотрена в управленческом ресурсе фирмы. Российские вертикально-интегрированные компании проявляют все больший интерес к концепции инжиниринга бизнес-процессов как концепции горизонтального потока с целью повышения эффективности, а консалтинговые и высокотехнологичные компании используют ее в качестве инструмента регулярного менеджмента для осуществления бизнес-моделирования. Функции управления (планирования, организации, мотивации и контроля) инвестиционной деятельностью предприятия реализуются в рамках стратегического управления. В России

среди концепций развития организации (портфельных и конкурентных) наиболее популярны стратегии лидерства по издержкам и дифференциации. Однако на смену стратегиям на основе развития конкурентных преимуществ приходит представление о том, что объектом стратегического планирования является бизнес, определяющий тип и содержание стратегии развития организации посредством оптимального способа интеграции бизнес-системы в пространство отрасль - рынок (инсорсинговый, аутсорсинговый и виртуальный), с присущими особенностями инвестирования и российской спецификой.

С неспособностью инвестиционной теории включить в себя вопросы стратегического планирования исследователи связывают имеющийся разрыв между теорией и практикой. Метод оценки и отбора инвестиционных проектов И. Ансоффа нацелен на уменьшение этого разрыва, поскольку учитывает нефинансовые факторы, реализует сложное взаимодействие инвестиционных решений в меняющейся стратегии предприятия. Стратегическое управление, как и оценка управленческого ресурса инвестиционного потенциала, становится актуальным для инвесторов по мере роста бизнеса, и тогда имеют значение следующие критерии: индекс удовлетворенности клиентов; доля новых продуктов в портфеле продукции; доля затрат на исследования и разработки; доля затрат на обучение персонала [2].

Совокупность норм, обеспечивающих степень, границы согласованности экономических действий людей, включена в институциональный ресурс на основании понимания фирмы как множества участников производства, явных и неявных контрактов, традиций и правил, определяющих характер контроля, процесс принятия решений, взаимодействие с внешней средой. Изменяя корпоративное законодательство, правила и процедуры, можно добиваться большей согласованности и эффективности действий в направлении увеличения инвестиционной активности предприятия. Эффективное корпоративное управление снижает стоимость и повышает рентабельность инвестированного капитала, что ведет к росту рыночной стоимости компании, делает ее инвестиционно привлекательной. Для оценки институционального ресурса компаний может быть использована оценка качества корпоративного управления при расчете рейтинга; например, у международного агентства Standard & Poor’s - это структура собственности и внешнее влияние; права акционеров и отношения с финансово заинтересованными лицами; финансовая прозрачность, раскрытие информации и аудит; состав и эффективность совета директоров.

Влияние трудового, маркетингового, инновационного, информационного аспектов и фактора организационной культуры на процесс инвестирования позволяет инвесторам оценивать деятельность предприятия с точки зрения долгосрочных перспектив его развития как социально-экономической подсистемы.

Важнейшим фактором успешного осуществления капиталовложений являются люди, обладающие необходимым физическим и интеллектуальным разви-

тием, способностями, знаниями и навыками для реализации инвестиционных проектов с определенной доходностью и представляющие трудовой ресурс предприятия. Внимание к формированию системы мотивации и оплаты труда с применением финансовых и нефинансовых инструментов позволяет минимизировать отклонение плана от факта при реализации инвестиций, обеспечивает рост отдачи от инвестиций и рыночной стоимости фирмы. Особенно актуальны стимулы, повышающие индивидуальный вклад и заинтересованность в общей деятельности с негарантированным или отложенным во времени результатом. Не управлять трудовым ресурсом - означает уменьшать стоимость фирмы и ее инвестиционный потенциал. Для оценки трудового ресурса в рамках управления используются математические модели, но подчас достаточно оценить проекты, от которых пришлось отказаться из-за отсутствия людей с необходимыми знаниями и способностями, или оценить ущерб от нерешенных по этой причине проблем.

Необходимую свободу маневра в стремительно меняющейся внешней среде фирме помогает получить собственная организационная (корпоративная) культура, представляющая совокупность норм, правил и традиций, которые выражают коллективные знания и опыт, регулирующие взаимодействия между членами организации и ее отношения с окружающим миром. Изменение культуры предприятия отражается на его инвестиционных возможностях. Эффективная реализация организационной культурой своих функций позволяет приблизиться к сильной и эффективной рыночной инвестиционной культуре, что положительно сказывается на институциональных и организационно-технологических параметрах компании, а также передается понятием «деловая репутация», оценка которой в рыночной стоимости компаний составляет в среднем 20-25%, а иногда достигает и 85% [3].

Повышение доходов и внешней эффективности предприятия с использованием совокупности средств и возможностей в реализации маркетинговой деятельности обеспечивает маркетинговый ресурс. Маркетинговая деятельность предполагает согласование возможностей фирмы и запросов потребителей, в результате чего потребителям предоставляются требуемые блага, а компания достигает своих целей (получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п.). Управление маркетингом, прежде всего целостное маркетинговое управление предприятием, позволяет уменьшить риски и обеспечить рыночную устойчивость, особенно в условиях ориентации на построение системы бизнеса с целью увеличения его стоимости. В соответствии с теорией рыночной стоимости брэнда (торговой марки) предполагается, что маркетинговый ресурс предприятия - это актив, приносящий доходы в связи с увеличением продаж и цены, которые без него не возникли бы. Необходимо выделять и управлять этими денежными ресурсами с целью увеличения инвестиционного потенциала фирмы.

Инновационный ресурс характеризует способность предприятия к осуществлению инновационного предпринимательства, созданию и коммерческо-

му использованию технико-технологических нововведений, увеличивающих отдачу каждой единицы авансированного капитала, ускоряющих оборот производительного капитала, повышающих конкурентоспособность фирмы. Инновационное инвестирование в нематериальные активы, т.е. инвестирование, направленное на использование в операционной и других видах деятельности новых научных и технологических знаний в целях достижения коммерческого успеха, позволяет существенно повысить технологический потенциал предприятия. Показателем эффективности инновационно-инвестиционной деятельности предприятия служит динамика его рыночной стоимости. Сложность измерения инновационного экономического эффекта обусловлена тем, что инновации затрагивают все без исключения показатели функционирующего капитала, отражая его качественное развитие. На рост инновационного эффекта, величина которого в стоимостной форме может быть оценена специалистами, влияет наличие у предприятия стимулирующих внутренних (позиция высшего руководства, кадровая политика, организация, информация и коммуникация, методы управления, финансирование) и внешних (защита интеллектуальной собственности, консультационные и инфраструктурные услуги, стимулирование финансовое и трансферта, кредиты и финансовая поддержка, страхование) условий.

В условиях постоянных изменений ориентиром для всех участников с различными интересами является целостная система показателей инвестиционной деятельности предприятий, отражающая состояние инвестиционного потенциала. В последние годы наибольший интерес вызывали системы показателей и концепции измерения достижений, характеризующие предприятие как систему бизнеса, состоящую из совокупности бизнес-процессов, и позволяющие учитывать эффективность использования всех ресурсов, включая нематериальные, и в итоге иметь более полное представление о стоимости и управлении инвестиционным потенциалом. Среди систем показателей самыми актуальными были концепции создания стоимости предприятия (VBM) и экономической добавленной стоимости (EVA), т.е. суммы дисконтированных потоков EVA и инвестированного на текущий момент совокупного капитала.

Наиболее популярная среди концепций измерения достижений - сбалансированная система показателей (BSC) - обеспечивает стратегическое управление организацией на основе измерения и оценки эффективности по набору многоуровневых, горизонтально интегрированных показателей, учитывающих все существенные аспекты деятельности (финансовые, производственные, маркетинговые, инновационные и т.д.) в направлении увеличения стоимости компании. Мотивы и цели сотрудников привязываются к этим показателям, данные отслеживаются, что позволяет улучшать бизнес-процессы, распределять ресурсы в направлении реализации стратегии фирмы. В BSC из классического набора в 22-25 показателей пять финансовых, а остальные нефинансовые.

В условиях быстрых изменений на современном рынке индикаторы, связанные с нематериальными

активами, - это персонал, информационные системы, вать перспективы компании (рост ее рыночной сто-бизнес-процессы, инновации, отношения компании с имости), а также приобщать к реализации стратегии потребителями. Они позволяют более точно оцени- сотрудников и менеджеров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Туркин С. Зачем бизнесу социальная ответственность // Управление компанией. 2004. № 7.

2. Идрисов А. Стратегический потенциал компании - основа оценки бизнеса // ■^^^кеаш

3. Коляда Е. Влияние репутации компании на привлечение инвестиций // Управление компанией. 2002. № 5.

Статья представлена кафедрой политической экономии экономического факультета Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Экономические науки» 8 июня 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.