Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ'

ФАКТОРЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ»

преимущественно была подчинена решению задачи сдерживания инфляции. Задача стабилизации валютного курса выходила на первый план в период с июля 1995 г. по август 1998 г. В обоих случаях виден источник проблем в использовании руководством страны макроэкономической политики в качестве непосредственного инструмента решения социальных вопросов и снижения социальной напряженности. В период, предшествовавший августовскому кризису 1998 г. проведение подобной политики наталкивалось на недостаток финансирования и, следовательно, приводило к необходимости увеличения объемов государственных заимствований. Последовавший затем рост стоимости энергоносителей на мировом рынке позволил преодолеть бюджетный дефицит, привел к укреплению реального курса рубля. В результате Банк России оказался перед выбором: сокращать инфляцию для обеспечения стабильность экономического развития или сдерживать рост реального курса рубля в целях обеспечения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Сегодня перед регулятором стоят не менее сложные вызовы: остановить девальвацию рубля, которая набирает значительные масштабы, и сдержать высокий уровень инфляции, для обеспечения стабильности экономики России.

Использованные источники: 1. Моисеев С. Инфляционное таргетирование: международный опыт и российские перспективы. //Вопросы экономики.. - 2000 - № 9.

Якушев И.И. магистрант МИЭМИС Алтайский государственный университет

Барнаул, Россия

ФАКТОРЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ

Для понимания экономического содержания инвестиций важно различать инвестиции, связанные с принятием конкретных инвестиционных решений на микроэкономическом уровне, от инвестиций, реализуемых на макроэкономическом уровне. На макроэкономическом уровне к инвестициям относятся лишь те вложения, которые обеспечивают расширение действующего или создание нового капитала. Такие инвестиции обычно трактуют как часть валового национального продукта, предназначенную для использования в будущем. Вложения же индивидуальных инвесторов, направленные на приобретение или перераспределение уже имеющихся активов, например, на покупку ценных бумаг на вторичном рынке или приобретение уже действующей коммерческой организации либо иных инвестиционных объектов, не являются инвестициями на макроэкономическом уровне

Одна из мер повышения привлекательности Росси в качестве площадки для инвестирования была оглашена президентом России в

послании к Федеральному Собранию: Предлагается провести полную амнистию капиталов, возвращающихся в Россию, - именно полную. И конечно, нужно разъяснить для людей, которые должны принять соответствующие решения, что это значит - полная амнистия.

Это значит, что, если человек легализует свои средства и имущество в России, он получит твердые правовые гарантии, что его не будут таскать по различным органам, в том числе и правоохранительным, трясти его там и тут, не спросят об источниках и способах получения капиталов, что он не столкнется с уголовным или административным преследованием и к нему не будет вопросов со стороны налоговых служб и правоохранительных органов. Лучшая гарантия для бизнеса - это национальная юрисдикция[1].

По мнению администрации президента, данное мероприятие, амнистия капиталов, способствует увеличению притока капиталов из-за рубежа.

Ожидаемый эффект от предложенных мер - это возвращение капиталов, то есть такую политику можно назвать деофшоризацией, другими словами проведение государством комплекса мероприятий в законодательной, правоприменительной и информационной областях для снижения или исключения впоследствии вовлеченности в национальный хозяйственный оборот резидентов под видом иностранных лиц или с использованием иностранных правовых конструкций, преследующих преимущественно незаконные или недобросовестные цели[2].

Также предлагается создать национальный рейтинг инвестиционного климата и уже со следующего года внедрить его во всех субъектах Федерации, и рассматривать полученные результаты на заседании Государственного совета.

.Одним из важнейших факторов увеличения инвестиционного климата в России и долгосрочного экономического роста является качественное развитие инфраструктуры. В этой области существует ряд проблем требующих внимания.

Так, в 2013 г. Россия заняла 93-е место среди 148 стран по качеству инфраструктуры в рейтинге Global Competitiveness Report 2013-2014 гг., который рассчитывается Всемирным экономическим форумом (интересно, что страна поднялась на 8 позиций по сравнению с предыдущим годом)[3].

Потребности России в инфраструктурных инвестициях составляют минимум 4% от ВВП. Масштабные инвестиции требуются практически во всех сегментах инфраструктуры, включая автомобильные и железные дороги, электроэнергетику, водоснабжение, телекоммуникации, порты и аэропорты. По оценкам компании McKinsey, в период с 1992-2011 гг.

Россия тратила на инфраструктуру в среднем 3,4% от ВВП. Для сравнения, объем инвестиций в инфраструктуру в мире за этот период составил в среднем 3.8% от мирового ВВП (3,1% в развитых странах и 5,5% - в развивающихся).

Однако для дальнейшего поддержания отечественной инфраструктуры в нормативном состоянии и обеспечения ее гармоничного расширения с ростом ВВП, объем инвестиций необходимо увеличить минимум до 4% от ВВП. Таким образом, при прогнозируемом среднегодовом темпе роста реального ВВП в 2,5% до 2030 г. совокупная потребность в инфраструктурных инвестициях в России за этот период составит 60 трлн руб. (1,7 трлн долл.) или около 100 млрд долл. в год.

Запланированные расходы на инфраструктуру в России до 2020 г. составят около 3,6-4,2% от ВВП. [4].

Проанализировав большое количество федеральных целевых программ правительства РФ, Транспортную стратегию России до 2030 г., расходы федерального и региональных бюджетов на инфраструктуру, инвестиционные программы естественных монополий (Газпром, Транснефть, РЖД), можно положить, что всего на инфраструктурные проекты будет потрачено порядка 3,6-4,2% от ВВП или 3,2-3,6 трлн руб. ежегодно (90-100 млрд долл.), что сопоставимо с объемом инвестиций крупных развитых стран. Всего до 2020 г. объем инфраструктурных инвестиций составит 22,5 трлн. руб. или около 2,2% от мировых инвестиций в инфраструктуру [5].. Этих средств должно хватить для умеренного развития отечественной инфраструктуры (в том числе автомобильных и железных дорог), повышения ее качества и эффективности, однако их недостаточно для опережающего развития российской экономики. Отличительной особенностью структуры инвестиций в российскую инфраструктуру является большая доля расходов на строительство и обслуживание трубопроводного транспорта. Основные инвесторы -Газпром и Транснефть - ежегодно будут инвестировать минимум 800 млрд руб. до 2020 г. В структуре инфраструктурных расходов России, как и в большинстве стран мира, преобладают инвестиции в транспортную инфраструктуру (55%), главным образом в развитие автомобильных дорог (45%), тогда как вложения в трубопроводный транспорт занимают второе место с долей в 25%. Остальные 20% включают в себя инвестиции в телекоммуникации, электросетевой комплекс (инвестиции в генерирующие активы мы не относим к инфраструктурным) и ЖКХ (главным образом водоснабжение).

Президент и правительство РФ осознают важность увеличения инвестиций в инфраструктуру, так как это один из ключевых факторов стимулирования экономического роста в стране

Использованные источники: 1.Сайт Президента Российской Федерации. Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. http://www.kremlin.ru/news/47173.

2.Федеральный Закон от 25.02.1999 Ш9-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"

З.Захаров А. С. Деофшоризация: российский контекст // М.: Legal Insight № 5 (21) 2013..

4.The Global Competitiveness Report 2013 - 2014. World Economic Forum.http: //www.weforum.org/reports.

5.Газпромбанк. Аналитический обзор. —Инфраструктура России. http: //www.gazprombank.ru/

6.Газпромбанк. Аналитический обзор. —Инфраструктура России. http: //www.gazprombank.ru/.

Якушев И.И. магистрант МИЭМИС Алтайский государственный университет

Россия, г. Барнаул СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ Аннотация: На эволюцию денежно-кредитной политики оказывает значительное содействие комплекс формальных институтов, в создании и поддержании которых особая роль принадлежит регулятору -Центральному банку страны. Институт, как трактует институциональная экономика, это отношения - власти и влияния. Под властью понимается - аппарат управления Центрального банка, который в результате своей деятельности пытается повлиять на экономические показатели страны.

Ключевые слова: Центральный банк России, процентные ставки, рынок ценных бумаг, денежно-кредитная политика.

Любой объект денежно-кредитной политики субъективно вынужден действовать одновременно в рамках различных институциональных структур системы. Под институциональной структурой понимается совокупность институтов, которая формирует определенным образом упорядоченную целостность. Соответственно и цели, ориентиры и поведение объектов денежно-кредитной политики формируются под воздействием различного типа институтов[1].

С точки зрения институциональной теории, Центральный банк является организацией, выполняющей следующие функции

1)спецификация и защита прав собственности в банковской сфере; 2)создание каналов обмена информацией;

3)разработка стандартов, структурирующих деятельность банков, упрощающих процедуру оценки качества предоставляемых услуг;

4)создание каналов и механизмов, обеспечивающих функционирование платежного оборота;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.