Научная статья на тему 'Факторы устойчивого развития муниципального образования'

Факторы устойчивого развития муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ФАКТОР / РАЗВИТИЕ / ВЛАСТЬ / ГОРОД / РАЙОН / ДОХОДЫ / ДЕМОГРАФИЯ / НАЛОГИ / MUNICIPAL DISTRICT / LOCAL SELF-GOVERNMENT / FACTOR / DEVELOPMENT / GOVERNMENT / CITY / DISTRICT / REVENUE / DEMOGRAPHICS / TAXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муравлева Татьяна Виталиевна

Статья посвящена вопросам устойчивого развития муниципального образования. Даются определение понятия «муниципальное образование», его отличительные особенности, анализируются виды муниципальных образований. Выделяются четыре группы факторов устойчивого развития муниципального образования: социальные, экономические, экологические и институциональные. Каждая из представленных групп факторов разбивается на составные компоненты и исследуется более детально. Особое внимание отводится процессу цифровизации на местном уровне, развитию малого бизнеса и многим другим ключевым компонентам развития муниципального образования. Делается вывод, что добиться устойчивого развития муниципального образования можно только при условии комплексного многофакторного подхода к решению этого вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Муравлева Татьяна Виталиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF MUNICIPAL DISTRICTS

The article examines various issues of securing sustainable development of municipal districts. A definition of the concept of «municipal district» is given, its distinctive features are identified, types of municipal districts are analyzed. Four groups of the factors that ensure sustainable development ofthe municipal district are singled out: social, economic, environmental and institutional. Each of the presented groups of factors is further divided into component components and examined in more detail. Special attention is given to the process of digitalization at municipal level, development of small businesses as well as many other key components of the successful functioning of the municipal district. It is concluded that sustainable development of a municipal district can only be achieved through a comprehensive multi-factor approach.

Текст научной работы на тему «Факторы устойчивого развития муниципального образования»

ISSN 1994-5094 ♦-

71 -♦

Tatyana Vitalievna Muravleva,

Doctor of Economics, professor, dean of the faculty of finance and accounting, Saratov socio-economic institute (branch) Plekhanov Russian University of Economics

УДК 352/353

Татьяна Виталиевна Муравлева,

доктор экономических наук, профессор, декан факультета финансов и учета, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

Muravleva@ssea.runnet.ru

ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена вопросам устойчивого развития муниципального образования. Даются определение понятия «муниципальное образование», его отличительные особенности, анализируются виды муниципальных образований. Выделяются четыре группы факторов устойчивого развития муниципального образования: социальные, экономические, экологические и институциональные. Каждая из представленных групп факторов разбивается на составные компоненты и исследуется более детально. Особое внимание отводится процессу цифровизации на местном уровне, развитию малого бизнеса и многим другим ключевым компонентам развития муниципального образования. Делается вывод, что добиться устойчивого развития муниципального образования можно только при условии комплексного многофакторного подхода к решению этого вопроса.

Ключевые слова: муниципальное образование, местное самоуправление, фактор, развитие, власть, город, район, доходы, демография, налоги.

FACTORS OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF MUNICIPAL DISTRICTS

The article examines various issues of securing sustainable development of municipal districts. A definition of the concept of «municipal district» is given, its distinctive features are identified, types of municipal districts are analyzed. Four groups of the factors that ensure sustainable development of the municipal district are singled out: social, economic, environmental and institutional. Each of the presented groups of factors is further divided into component components and examined in more detail. Special attention is given to the process of digitalization at municipal level, development of small businesses as well as many other key components of the successful functioning of the municipal district. It is concluded that sustainable development of a municipal district can only be achieved through a comprehensive multi-factor approach.

Keywords: municipal district, local self-government, factor, development, government, city, district, revenue, demographics, taxes.

Для того чтобы исследовать факторы устойчивого развития муниципального образования, необходимо определиться с термином «муниципальное образование».

Данное понятие было зафиксировано в Федеральном законе № 131-Ф3 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этим документом было определено пять видов муниципальных образований.

Спустя более 10 лет, Федеральным законом от 27 мая 2014 г. № 136-Ф3 «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» было введено два новых вида муниципальных образования:

1) городской округ с внутригородским делением - городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;

2) внутригородской район - внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в

границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Но самое последнее изменение произошло практически год назад. Федеральным законом от 1 мая 2019 г. № 87-ФЗ был введен новый вид муниципальных образований - муниципальный округ, в который в переходный период до 1 января 2025 г. предписано преобразовать те муниципальные образования без городских и сельских поселений в его составе, менее двух третей населения которых проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах; тогда как те муниципальные образования без городских и сельских поселений в его составе, где более двух третей населения проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах, получают (или сохраняют) статус городского округа или внутригородского муниципального округа, при этом на территории городского округа плотность населения должна в пять и более раз превышать среднюю плотность населения в РФ.

Целью данной статьи не является определение как такового понятия «муниципальное образование». Эта тема для отдельного широкомасштабного исследования. Однако это позволяет сделать вывод о достаточно большом разнообразии видов муниципальных образований в нашей стране в зависимости от плотности населения, количества

72 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2020. № 1 (80) -♦

проживающих и многих других внешних факторов: отдаленности от центральных районов, климатических особенностей и пр. При этом все муниципальные образования объединяет одна, но весьма существенная характеристика: это часть территории нашей страны, на которой осуществляется местное самоуправление со всеми вытекающими отсюда последствиями: наличие местной власти, закрепленной законодательно, наличие местного бюджета с четко закрепленными источниками финансирования и т. д.

Кроме того, несмотря на существующую тенденцию к укрупнению муниципальных образований и уменьшению их количества, в России на сегодняшний момент их насчитывается 21 501 (рисунок).

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что определение факторов устойчивого развития является процессом достаточно сложным и может иметь большие погрешности. В данной ситуации логичным и оправданным является определение групп факторов по различным направлениям и дальнейшая их детализация.

Предлагаем выделить четыре группы факторов устойчивого развития муниципального образования:

1) социальные;

2) экономические;

3) экологические;

4) институциональные.

1. Социальные факторы устойчивого развития муниципального образования.

Большинство мер социальной поддержки финансируется из средств бюджетов субъектов Российской Федерации [5]. В то же время именно на местном уровне наиболее четко можно отследить потребность населения в мерах социальной защиты, обеспечить их адресность. Этот блок факторов включает в себя:

• улучшение демографической ситуации;

• повышение уровня материального благосостояния граждан и борьба с бедностью;

• улучшение образования всех уровней и повышение качества воспитания в муниципальном образовании;

• улучшение здоровья населения и повышение контроля за предоставлением медицинских услуг населению;

• создание благоприятных условий для занятия спортом и физкультурой в муниципальном образовании.

Все вышеперечисленные мероприятия взаимосвязаны и имеют логическое пересечение. Сложно говорить об улучшении здоровья населения без создания комфортных условий для занятия физкультурой и спортом. Практически все эти направления нашли отражение в национальных проектах «Демография» и «Здравоохранение».

2. Экономические факторы устойчивого развития муниципального образования.

Для осуществления деятельности органам местного самоуправления необходимы финансовые ресурсы. Вопрос материального обеспечения муниципального образования необходимо рассматривать более широко, так как нормальное функционирование муниципального образования невозможно без наличия материальных и экономических ресурсов. Ограниченность экономических ресурсов приводит к отсутствию самостоятельности и зависимости от региональной и федеральной власти. В этом случае потребности местного населения становятся никому не интересными, что может привести к кризису местной власти. К сожалению, сейчас финансовая основа подавляющего большинства муниципальных образований области не обеспечивает закрепленные за ними полномочия.

Следовательно, экономические факторы устойчивого развития муниципального образования включают в себя:

• наличие постоянных источников формирования доходной части местных бюджетов;

• изменение характеристик потребления;

• создание экономических стимулов для развития малого и среднего предпринимательства;

• формирование системы сбалансированных налоговых льгот по местным налогам и сборам;

• участие в процессе цифровизации экономики.

В последние годы наметилась тенденция к унификации системы налогообложения для различных категорий налогоплательщиков, различных отраслей и сфер деятельности [2]. Однако для малого бизнеса это не всегда возможно.

Динамика количества муниципальных образований в России Источник: составлено автором.

НБЫ1994-5094 ♦-

73 -♦

В большинстве своем представители малого бизнеса применяют так называемые специальные налоговые режимы, к которым относится патентная система, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог и упрощенная система налогообложения и которые поступают в местные бюджеты. Поэтому очевидна прямая зависимость между уровнем развития малого бизнеса в каждом конкретном муниципальном образовании, формированием его бюджета и благополучием граждан, проживающих там. Необходимость стимулирования малого бизнеса в России очевидна [4]. Только взвешенная и продуманная политика в отношении налогообложения малого бизнеса будет способствовать полноценному развитию региона [3].

Несмотря на современную тенденцию движения к «цифре», российской экономической системе присущ традиционный набор рисков [6]. И, несмотря на то что процесс цифровизации российской экономики ассоциируется с федеральным уровнем, на региональном и местном уровнях очень многое зависит от того, насколько активно продвигается этот процесс: начиная от цифровизации учета, контроля доходов и расходов органами местного самоуправления, создания многофункциональных центров предоставления государственных услуг и заканчивая внедрениями «умных» технологий в местную инфраструктуру. Уже сейчас запущены пилотные проекты по «оцифровке» малых городов. Однако пока этот процесс носит точечный характер.

3. Экологические факторы устойчивого развития муниципального образования.

Они предполагают:

• комплексный подход к рациональному использованию земельных ресурсов;

• содействие ведению устойчивого сельского хозяйства и развитию сельских районов;

• сохранение качества водных ресурсов;

• организацию охраны окружающей среды, экологически безопасное обращение с отходами и их утилизацию;

• озеленение и благоустройство территории;

• застройку и планировку муниципального образования;

• санитарное благополучие жителей муниципального образования.

Как правило, мы вспоминаем об экологии, когда уже существует определенная проблема и для ее решения в срочном порядке необходимо выделять крупные финансовые ресурсы. Однако подход по принципу «латания дыр» не совместим с понятием устойчивого развития. И большинство тех мер, которые предусмотрены для формирования стабильной экологической обстановки, должны осуществляться именно на местном уровне. Только на уровне муниципального образования возможно определить потенциально болевые точки и, не дожидаясь экологической катастрофы, минимальными затратами предупредить, обезвредить наносимый экологии вред и способствовать повышению уровня благоприятной экологической обстановки. Именно состояние окружающей среды во многом предопределяет качество жизни населения. А про-

ведение эффективной и продуманной экологической политики в муниципальном образовании влияет на экологическую ситуацию не только на местном уровне, но и в государстве в целом.

Большинство исследователей проблематики устойчивого развития муниципального образования ведут работу именно по трем вышеперечисленным группам факторов. Но в современных условиях в России достаточно слабо развиты методологические подходы к развитию муниципальных образований. И уже сама по себе разработка теоретических основ и методических подходов к повышению устойчивости и развитию муниципальных образований является необходимым условием их благополучного функционирования. В то же время не требует доказательств постулат о том, что качественно выстроенная институциональная система на местном уровне способствует не только политическому, но и социальному благополучию, росту экономических показателей. Поэтому считаем логичным и оправданным выделение институциональной группы факторов развития муниципального образования.

4. Институциональные факторы развития муниципального образования.

К ним можно отнести:

• совершенствование законодательства, регламентирующего основы местного самоуправления;

• создание эффективной и действенной системы органов власти местного самоуправления;

• формирование высокопрофессионального кадрового состава управленцев на местном уровне, создание условий для повышения квалификации людей, занятых в системе местного самоуправления;

• повышение престижа проживания в муниципальном образовании.

Добиться устойчивого развития муниципального образования можно только при условии комплексного многофакторного подхода к решению этого вопроса. При этом все перечисленные в статье факторы являются одинаково важными, и снижение показателей в рамках одной из групп факторов отрицательно скажется на развитии муниципального образования в целом.

1. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право России. 3-е изд., перераб. и доп.. М.: ТК Велби, 2008.

2. Муравлева Т.В. Налогообложение организаций финансового сектора экономики: учеб. пособие. Саратов, 2014.

3. Муравлева Т.В. Налоговое стимулирование развития малого бизнеса в регионе // Модернизация России: актуальные вопросы налогово-финансового регулирования экономики: материалы IV междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2016. С. 150-159.

4. Муравлева Т.В. Плюсы и минусы отмены единого налога на вмененный доход в России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 4 (53). С. 94-98.

5. Ржевская М.А., Симакина А. А. Социальная защита населения: современное состояние // Наука и общество. 2018. № 3 (32). С. 56-60.

6. Шевченко Л.М. Риски, влияющие на финансовую систему России в условиях цифровой экономики // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 1 (75). С. 121-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.