Научная статья на тему 'Факторы успешности социально-трудовой абилитации детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната'

Факторы успешности социально-трудовой абилитации детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
445
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самарина Эльвира Владимировна

В статье представлены результаты исследования социачъно-трудовой абилитации тяжело умственно-отстачых детей. Выделены факторы успешности социачъно-трудовой абилитации данной категории детей в условиях школы-интерната

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Самарина Эльвира Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы успешности социально-трудовой абилитации детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната»

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают её границы и формы, а также придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение личных целей или целей организации.

В социальной работе должны принимать участие люди, неравнодушные к бедам и проблемам других людей, желающие и знающие, как помочь человеку в трудной жизненной ситуации, безусловно, честные, так как общество направляет в систему социальной защиты населения значительные ресурсы.

Качественное управление предполагает правильную расстановку сил и средств для решения поставленных задач и выполнения утвержденных планов, а также непосредственную организацию их исполнения. В процессе исполнения могут возникнуть неожиданные помехи. Неучтенные факторы, совершаться ошибки - все это может привести к неудаче и даже провалу задуманного. Поэтому такое большое значение придается личностным качествам и профессиональной компетенции исполнителей. Умение и способности улавливать и адекватно реагировать на помехи и дополнительные факторы становятся определяющими в оперативном управлении. Также важно определить заранее союзников, «смежников», контрагентов, конкурентов и т.п., способных оказать существенное положительное или негативное воздействие на успешность проекта и его результаты. Координация планов и конкретных действий с заинтересованными лицами и структурами также является частью и важнейшей фун-

кцией оперативного управления.

В повышении качества управления социальной работой обязательны и заключительные этапы (контроль, учет, анализ) - моменты реализации программы, проекта, плана, когда подводятся окончательные итоги. Однако даже непрофессиональный менеджер знает, что иногда полезно остановиться, проанализировать создавшуюся ситуацию, подвести промежуточные итоги, зафиксировать их в той или иной форме, возможно, обсудить с кем-то, кто имеет авторитет в данном вопросе, посоветоваться, доложить вышестоящему лицу и получить новые инструкции, юто-рые корректируют выбранный курс, методы, набор средств или состав участников и т.п.

Очевидно, что, несмотря на многообразие вариантов проектов, воплощаемых в жизнь, вое эти варианты имеют много схожего в технологии воплощения, называемой менеджментом.

Социальный работник - должность рядовая, над ним есть руководители разного уровня, рядом с ним работают коллеги. Однако его деятельность в определенной мере автономна и включает в себя управленческие функции, так как он не просто выполняет указания начальства, а сам планирует, организует, координирует, корректирует и осуществляет самоконтроль и самоанализ своей деятельности. Вот почему хорошие знания основ менеджмента и теории управления социальными системами, а также общественной структуры и государственного строительства являются важной составляющей частью его профессионального багажа.

Э.В. САМАРИНА

ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

В статье представлены результаты исследования социачъно-трудовой абилитации тяжело умственно-отстачых детей. Выделены факторы успешности социачъно-трудовой абилитации данной категории детей в условиях школы-интерната

Социализация и интеграция в общество детей тии специального образования. (Басилова ТА, с ограниченными возможностями здоровья, по- Бгажнокова И.М., Гончарова Е.Л., Малофее-

вышение их качества жизни и социального стату- в Н.Н., Лубовский В.И., Маллер А.Р., Шипицьгаа са становится ведущим направлением в разви- Л.М. и др.). Проблема социально-трудовой аби-

литании тяжело умственно отсталых школьников с множественными нарушениями развития в нашей стране мало изучена в связи с тем, что до недавнего времени эти дети не были включены в систему специального образования. Недостаточная разработанность проблемы психолого-педа-гогического сопровождения воспитания и обучения тяжело умственно отсталых детей сказываются на эффективности прогноза в отношении их социального развития и качестве программ психолого-педагогической помощи.

Многие годы работы с детьми и подростками, имеющими выраженную умственную отсталость в условиях специальной школы заставил нас задуматься над проблемой объяснения разной успешности социально-трудовой абилитации учащихся с одинаковыми клиническими диагнозами, воспитывающихся в одних условиях коррекционной школы-интерната.

Для выяснения факторов, определяющих успешность социально-трудовой абилитации детей, мы попытались проанализировать индивидуальные особенности 125 воспитанников специальной (коррекционной 8 вида) школы-интерната №3 г. Рязани в возрасте от У до 21 года с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, условия и результаты их обучения в течение более Шлет.

При организации нашего исследования мы понимали социально-трудовую абилитацшо как процесс и результат кдинико-психолого-педаго-гичесшго и социально-трудового сопровождения детей в специально организованной коррекционно-развивающей среде. В качестве содержательных компонентов процесса социально-трудовой абилитации мы выделили: развитие уровня активности воспитанников; расширение их социального опыта; развитие познавательной деятельности; социально-бытовую ориентировку и трудовую подготовку.

Первой задачей нашего исследования стало выделение наиболее существенных факторов, влияющих на успешность социально-трудовой абилитации наших воспитанников. Для решения этой задачи мы наметили ряд параметров внутри выделенных содержательных компонентов процесса социально-трудовой абилитации, по-нашему мнению, влияющих на ее успешность (выраженность умственной отсталости, структура дополнительных нарушений, психопатологические эмоционально-волевые и поведенческие особен-

ности, психологическая готовность к трудовой деятельности, уровень владения социально-бытовыми навыками) и подвергли их факторному анализу,

Такой анализ показал, что определяющими факторами успешности социально-трудовой абилитации являются: психологическая готовность к трудовой деятельности и уровень владения социально-бытовыми навыками.

В результате факторного анализа все воспитанники поделились на 4 группы по успешности социально - трудовой абилитации.

Воспитанники с I типом социально-трудовой абилитации (наиболее успешные) имели положительные оценки по факторам готовность к трудовой деятельности и уровню владения бытовыми навыками - 37 человек; воспитанники с II типом (средняя успешность) имели положительные оценки по фактору готовности к трудовой деятельности, но показали низкий уровень владения бытовыми навыками; воспитанники с III типом (низкая успешность) - имели низкие оценки по фактору готовности к трудовой деятельности и положительные оценки по фактору уровня владения бытовыми навыками; воспитанники с IV типом социально-трудовой абилитации (неуспешные) - отрицательные значения по двум факторам.

В каждой из выделенных 4-х групп была проанализирована роль влияния на успешность аби-литации особенностей и степени умственной отсталости воспитанников. Результаты этого анализа показали, что влияние этих факторов существенно, но оно не является определяющим.

Мы обнаружили некоторую зависимость успешности социально-трудовой абилитации от глубины интеллектуальных нарушений. I тип чаще встречается у детей с умеренной отсталостью и не встречается у детей с глубокой умственной отсталостью; II тип чаще встречается у лиц с выраженной отсталостью, чуть реже - у лиц с умеренной отсталостью и деменцией и не встречается у лиц с глубокой отсталостью. III тип социально-трудовой абилитации встречается во всех клинических группах умственной отсталости, но чаще у лиц с выраженной отсталостью. В группе воспитанников с IV типом социально-трудовой абилитации также представлены все клинические формы умственной отсталости, но в этой группе оказались почти все дети с глубокой умственной отсталостью.

Результаты клинического изучения наших воспитанников показали, что во всех выделенных нами группах почти одинаково были представлены дополнительные к интеллектуальному дефек-

ту нарушения слуха, зрения, моторики, речи, нэ-врологические и психопатологические синдромы, осложняющие процесс социально-трудовой абилитации.

Таблица 1

Особенности умственной отсталости у воспитанников разных групп успешности социально-трудовой абилитации

Группы воспитанников (количество) Особенности умственной отсталости

Умеренная степень Выраженная умственная отсталость Глубокая умственная отсталость Деменция

1(37 чел.) 24(65%) 9 (24%) 0 4(11%)

II (32 чел.) 11(34%) 17 (53%) 0 4(13%)

Ш (30 чел.) 7(23%) 15 (50%) 0(3%) 7(24%)

IV (26 чел.) 6(23%) 8(31%) 5(19%) 7(27%)

множественность нарушений

gj группа 1

ШУпв 2

•группа 3 •группа 4

Диаграмма 1. Наличие множественных нарушений у воспитанников разных групп успешности социально-трудовой абилитации

Как видно из диаграммы I, эти дополнительные нарушения также не оказывают существенного влияния на успешность абилитации наших воспитанников. Их чуть больше в Ш группе и несколько меньше в IV.

Кроме степени интеллектуальных нарушений,

нами были исследованы психопатологические эмоционально-волевые и поведенческие особенности воспитанников в группах с разной успешностью социально-трудовой абилитации, а именно эксплозивность, астеничность, торпидность и пуэрильность.

Представленность эмоционально-волевых и поведенческих особенностей воспитанников разных групп

1-2

02 ГПгъ гИтг

j?

j>

-sr-

• 1 группа

•2 группа

•3 группа

•4 группа

*

о

Диаграмма 2 . Синдромы эмоционально-волевых и поведенческих расстройств воспитанников с разной успешностью социально-трудовой абилитации.

Воспитанников I группы с высокой готовностью к труду и высоким уровнем владения социально-бытовыми навыками отличает преобладание эксплозивного варианта нарушенного развития. Их эксплозивность как проявление чрезмерно повышенной активности и возбудимости часто проявляется в аффективных реакциях. Несмотря на быстрое пресыщение монотонной деятельностью, при условии привлекательности продукта труда, чередовании различных трудовых операций и организующей помощи взрослого, эти воспитанники обладают большей работоспособностью, по сравнению с другими.

Во второй группе воспитанников с высокой готовностью к труду и низким уровнем владения социально-бытовыми навыками ведущим синдромом нарушения является астеничность, которая проявляется в быстрой утомляемости, психической истощаемости и колебаниях продуктивности деятельности. По нашим наблюдениям, это чаще всего дети с неврологическими нарушениями в виде остаточных явлений или протекающих органических заболеваний ЦНС, например, гидроцефалии, эпилепсии. В то же время у детей этой группы меньше всего двигательных и других дополнительных нарушений

У воспитанников III группы с низкой готовностью к труду и высоким уровнем владения со-

циально-бытовыми навыками по сравнению с другими более выражена пуэрильность, которая проявляется в инфантильном благодушии, дурашливости, крайне низкой мотивации целенаправленной деятельности.

IV группа воспитанников с низкой готовностью к труду и низким уровнем владения социально-бытовыми навыками отличается выраженной заторможенностью в поведении и эмоционально-волевых реакциях.

Следующей задачей нашего исследования стало построение модели психолого-педагогическо-го сопровождения, адекватной потребностям воспитанников с разными типами успешности социально-трудовой абилитации, для решения которой мы решили оценить взаимосвязь компонентов социализации с характером нарушений в развитии воспитанников разных групп.

В качестве методики оценки социализации была выбрана «Социограмма» по Х.С. Гюнцбур-гу (педагогический анализ социального развития людей с множественными нарушениями), форма РАС - S/P. Она охватывает следующие сферы процесса социализации: 1) Самообслуживание: поведение за столом; двигательная способность; туалет и умывание; одевание (раздевание); 2) Речь и познавательные способности: речь; сравнения и элементарные понятия; понятие чис-

ла (количества); действия с бумагой и карандашом; 3) Социальная приспособленность: игра; бытовая деятельность; 4) Моторика: мелкая моторика; подвижность (общая моторика). Для количественного анализа данных мы использовали балльную систему оценок: 2 балла - навык сформирован, 1 балл - частичное освоение навыка, О баллов - навык отсутствует. Сумма набранных баллов по всем наблюдаемым параметрам отражала показатель социализации. Баллы устанавливались методом экспертных оценок. В качестве

экспертов выступали учителя и родители воспитанников.

Для выявления структуры взаимосвязей параметров социализации был проведен корреляционный анализ показателей разных групп воспитанников по успешности социально-трудовой абилитации. В каждой группе детей с разной успешностью социально-трудовой абилитации обнаружились свои соответствующие особенности социализации.

Корреляционные плеяды компонентов социализации воспитанников с I типом социально-трудовой абилитации

Понятие о числе

Рис. 1. Графическая структура статистически значимых связей Pearson Correlation (г >0, р<0,01) исследованных параметров социального развития тяжело умственно отсталых воспитанников с I типом социально- трудовой абилитации (N= 37)

I тип социально-трудовой абилитации:

Особенности детей в этой группе характеризуются наличием двух корреляционных плеяд социализации. Эксплозивность, в большей мере присущая воспитанникам этой группы, с одной стороны проявляется в рассогласованности их аффективной сферы, а с другой стороны в более высоком энергетическом потенциале (с точки зрения работоспособности) и активности.

В развитии речи и познавательных способностей у них обнаруживаются тесные связи между параметрами понятие о числе и действия с кар-

положительно коррелируют друг с другом (у -0,618, рАО. ООО). С общей моторикой связана переменная двигательная способность, которая входит в параметр самообслуживание. При самообслуживании воспитанники этой группы нуждаются в основном в организующей помощи и контроле со стороны взрослого. Общий уровень психомоторного развития детей этой группы выводит на передний план расширение границ их социального опыта и поведенческого репертуара Они достаточно хорошо ориентируются в пространстве школы-интерната и нуждаются

тоном и бумагой (у —0,686, р—0, ООО), что актув^более широких контактах с внешней средой (эк-

лизирует развитие их познавательных процессов через предметно-практическую и конструктивную деятельность. Дети этой группы лучше развиты по сравнению с другими в сфере моторики (общая и мелкая моторика) и социальной приспособленности (игра), высокие относитель- Главной проблемой этих детей является высокая но других: фупп гюказатели по этим параметрам степень астенизации и утомляемости. В этой груп-

скурсии, покупки в магазине, поездки в транспорте и т.д.) под контролем взрослого.

У группы с II типом социально-трудовой абилитации на первый план выступают корреляции всех сфер социализации с развитием моторики.

пе больше чем в других детей с текущими невро- ла, реализующийся в игровой и бытовой деятель-логическими заболеваниями, парезами. Двига- ности. Интерес, поддерживаемый взрослым к тельные возможности этих детей связаны с раз- игре может служить профилактикой быстрого витием навыков бытовой деятельности, навы- наступления утомления у этих детей. Кроме того, ками гигиены (туачет и умывание) и игры. Раз- при составлении индивидуальных коррекционных витие моторики связаны с развитием мышления программ для воспитанников этой группы сле-сравнение понятий и поведением за столом. Длядует учитывать с одной стороны возможность этих детей актуальным является другой уровень выполнять более сложные задания, но в меньшем развития навыков самообслуживания: освоение объеме и при «щадящем режиме» (чаще пере-

культурных форм приема пищи, сервировки сто- рывы для отдыха, физкультминутки).

Рис. 2. Графическая структура статистически значимых связей Pearson Correlation (г >0, р<0,01) исследованных параметров социального развития тяжело умственно отсталых воспитанников со II типом социально- трудовой абилитации (N= 32)

Корреляционные плеяды компонентов социализации воспитанников с Ш типом социально- трудовой абилитации

/ элем понятия

Бытовая деятельность

Рис. 3. Графическая структура статистически значимых связей Pearson Correlation (r>0, р<0,01) исследованных параметров социачьного развития тяжело умственно отстапых воспитанников с III типом социапьно- трудовой абилитации (N~ 30)

В группе с III типом социально-трудовой аби-литации другая картина социализации. Воспитанники этой группы отличаются более выраженными интеллектуальными и эмоционально-волевыми нарушениями, по сравнению с двумя вышеописанными группами. У них больше выражены нарушения слуха и речи, низкий уровень активности и мотивации, но сохранны предпосылки для развития трудовой деятельности, меньше выражены двигательные нарушения. Особенностями их эмоционально-волевого развития являются выраженная пуэрильность («дурашливость»), инфантильность, благодушие. Привлечь этих детей к целенаправленной деятельности можно при активной стимуляции. Привлекательным для них является нахождение в коллективе, яркие игрушки, привлекательность продукта труда. Обучение навыкам у этих детей наиболее успешно осуществляется по подражанию при постоян-

стве и систематичности упражнений. Несмотря на отсутствие мотивации к деятельности, в эгай группе обнаружены достаточно высокие пс*а-затели уровня владения навыками самообслуживания и социальной приспособленности. В связи с выраженным речевым недоразвитием у джй в этой группе педагогами особое место отводится развитию навыков невербального общения в игровой форме, что способствует, в том числе, и развитию их познавательных возможностей. Самый высокий коэффициент корреляции в этой группе по параметру речь и познавательная деятельность между переменными речь и сравнение элементарных понятий(г =0,735, р-0,000). При разработке коррекционных программ для детей с этим типом социально-трудовой абили-тации следует учитывать их лучшую продуктивность при работе в подгруппе из 2-3 человек, чем в индивидуальной работе.

Корреляционные плеяды компонентов социализации воспитанников с IV типом социально- трудовой абилитации

Рис. 4. Графическая структура статистически значимых связей Pearson Correlation (г >0, р<0,01) исследованных параметров социального развития тяжело умственно отстачых воспитанников сIV типом социально- трудовой абилитации (N= 26)

IV тап социально трудовой абилшации отги- связи внутри параметра речь и познавательные чается отрицательными показателями по факто- способности, но уровень освоения навыков в

рам готовность к трудовой деятельности и этой сфере на крайне низком уровне. 2 корреля-

уровень владения бытовыми навыками. Эта груп-ционная плеяда отражает самые актуальные по-

па воспитанников характеризуется выраженной заторможенностью и ригидностью психических процессов. Освоение навыков у этих воспитанников по всем параметрам на низком уровне и тесно коррелируют друг с другом. Как и в I группе, здесь мы обнаруживаем две группы зависимостей. 1 корреляционная плеяда характеризует

требности воспитанников этой группы. Параметры социализации самообслуживание (туачет и умывание, двигательная способность, одевание, поведение за столом) и социальная приспособленность (бытовая деятельность, игра) находятся в стадии формирования. Затрудненное освоение навыков личной гигиены (туалет и

умывание) связано с ограниченными возможностями в двигательной способности, актуальным остается обучение навыкам самостоятельного приема пищи, особенно культурного поведения за столом, при освоении навыков самообслуживания, (одевание) эти воспитанники также нуждаются в массированной помощи взрослого. В параметре социальной приспособленности наиболее тесные связи обнаружены в переменных бытовая деятельность и игра (г -0,841, р=0,000), которые, в свою очередь тесно коррелируют с показателями параметра самообслуживание. Этот факт и выраженная заторможенность психических процессов воспитанников данной группы дает основание строить коррекционную работу по формированию у них навыков самообслуживания в специально созданных игровых ситуациях в свободном темпе, избегая шаблонного повторения.

Таким образом, исследование социализации тяжело умственно отсталых детей с множественными нарушениями в развитии с помощью методики «Социограмма» Гюнцбурга позволяет отслеживать динамику развития социально-бытовых, культурно-гигиенических, коммуникативно-познавательных и сенсорно- перцептивных навыков и планировать дальнейшую коррекционную работу с тяжело умственно отсталыми воспитанниками школы-интерната, исходя из их актуального состояния и зоны ближайшего развития.

Анализ компонентов социализации в группах детей различной успешностью социально-трудовой абилитации показал целый ряд не только индивидуальных, но и специфических для каждой группы различий.

Полученные данные, являясь важной частью диагностического блока социально-трудовой абилитации воспитанников в условиях школы-интерната, позволяют нам проектировать различные модели психолого-педагогического сопро-

вождения детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями в развитии.

Библиографический список

1. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных. -СПб.: Речь, 2004.-392 с,

2. Самарина Э. В. Клинический анализ состава воспитанников школы-интерната для детей с тяжелой умственной отсталостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков.—2007 (7). -№1.-С. 18-27.

3. Самарина Э.В. Особенности психологической диагностики тяжело умственно отсталых школьников с множественными нарушениями в развитии в связи с задачами социально-трудовой абилитации в условиях интерната // Психолого-педашшческое сопровождение психолого-реаби-литационной работы с детьми и молодежью: сборник научных статей по материалам научнопрактической конференции 9-10.10.2006 г. / под ред. Ткач Е.Н., Ивашкиной С.й. - Хабаровск: ДВГТУ, 2006,—С. 241-249.

4. Самарина Э.В. Современные подходы к исследованию социализации тяжело умственно отсталых детей // Психолого-педагогический поиск. -Рязань: РГПУ, 2004. -№ 1. -С. 74-82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Самарина Э.В.Уровень активности как критерий личностного становления детей с тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями в развитии // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: Материалы международ ной научной конференции, посвященной 30-летию факультета педагогики и психологии. - Рязань, 2007. - С. 409412.

6. ШипицынаЛМ. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. - СПб.: Речь, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.