Социология № 9 2024
Факторы трансформации социального института отцовства
Николаева Анастасия Олеговна,
аспирант отдела социологии социальной сферы Института социологии Национальной академии наук Беларуси E-mail: [email protected]
В настоящей статье представлены основные факторы, влияющие на современную трансформацию социального института отцовства и меняющие его роль в обществе. Нередко социальный институт отцовства, воспринимаемый как второстепенный по отношению к материнству, часто связан с меньшей вовлеченностью отца в качестве воспитателя. В настоящее время наблюдается рост трансформационной концепции отцовства, которая иллюстрирует социокультурную эволюцию этого института. Эта концепция служит стратегией и механизмом, позволяющим отцам адаптироваться к кардинальным социальным изменениям, происходящим в современном обществе. Расширение спектра социальных практик ответственного отцовства указывает на актуальность научного изучения данного социального явления на фоне недостаточного внимания исследователей к проблемам отцовства.
Цель исследования заключается в формировании представления об ответственном отцовстве и факторах социальной динамики, оказывающих значимое влияние на развитие этой новой формы отцовства. Объект изучения: феномен ответственного отцовства. Предметом изучения является институт отцовства. Новизна проведенного исследования обусловливается самостоятельно проведенным изучением факторов семейной социальной динамики, которые оказывают влияние на процесс трансформации института отцовства, по результатам которого сделан вывод о необходимости создания новой научно обоснованной концепции вовлеченного отцовства, которая бы опиралась на комплексный анализ факторов, радикально меняющих отношения «отец-ребенок» в современном социуме. Сделан вывод о необходимости создания новой научно обоснованной концепции вовлеченного отцовства, которая бы опиралась на комплексный анализ факторов, радикально меняющих отношения «отец-ребенок» в современном социуме.
Ключевые слова: социальная динамика, факторы социальной динамики, родительство, отец, институт отцовства в социологии, вовлеченность и ответственность отцов.
Введение
Семья является ключевым социальным институтом, который выполняет значимую роль в воспроизводстве будущих поколений, служа основой для создания комфортной среды, которая помогает в первичной социализации ребенка. В силу ст. 32 Конституции Республики Беларусь под защитой государства находятся непреходящие традиционные социальные ценности (брак, родительство, дифференцируемое на материнство и отцовство). Родительской семье отведена значимая, центральная роль в организации воспитания новых поколений, обеспечении общественной стабильности и социального прогресса. Потенциальные родители, а именно так воспринимаются супруги обществом - как будущие мать и отец, создают брачный союз, перерастающий в родительскую семью. В рамках него оба родителя объективно оказывают существенное влияние на психическое и физическое здоровье рожденных и/или усыновленных детей.
Субинститутом отцовства опосредуется происхождение ребенка от конкретного мужчины (отца), что порождает в свою очередь родственные взаимоотношения отца и ребенка. Отцовство является сложным социальным явлением, нынешний кризис в сфере семьи носит серьезный характер и усугубляет проблемы, связанные с планированием семьи, что, в итоге влияет на демографическую ситуацию. В Республике Беларусь прослеживается снижение демографических показателей. Анализ статистики 2022 года: количество новорожденных существенно меньше числа умерших -110 687 к 133 940, что фиксирует убыль населения [9]. Положение семейного института отцовства представляет собой важный аспект, воздействующий на демографические процессы, что акцентирует внимание на необходимости исследования отцовства в качестве социального субинститута.
Основная часть
Во второй половине XX века научное сообщество уделило внимание отцовству в контексте изменений в семейных и родительских отношениях. Исследователи изучают также особенности развития альтернативных семейных моделей, изменения, происходящие с ролью мужчин в семье и обществе в целом. Отцовство является межпредметным феноменом, который рассматривается в таких научных направлениях, как социология, правотворчество и правоприменение, педагогика и психология, однако. В значительном количестве научных иссле-
дований роль отца в развитии ребенка рассматривается недостаточно подробно, акцент делается на негативных последствиях безотцовщины, признается доминирование в семейном воспитании материнского начала.
На основе анализа и обобщения современных методов определения отцовства можно выделить основные подходы. В первом подходе отцовство рассматривается как социальный субинститут, включающий набор прав, обязанностей и общественных ожиданий, возлагающихся на отцов со стороны семьи и общества. Такой подход подвергается критике со стороны ряда исследователей, включая И.С. Клецина [6], И.С. Кона [7], А.Р. Михеева [8].
Отцовство, представляющее собой набор разнообразных социальных практик, предназначенных для воспитания и заботы о детях, не достигших совершеннолетия, отражено такими исследователями, как О.Н. Безрукова [1], А.Е. Звонаревой [5], И.С. Кона.
В рамках гендерного подхода, представленного в трудах И.С. Кона и Ю.В. Борисенко [3], отцовство и гендерную самоидентификацию отождествляются.
Изучение широкого круга источников позволило выявить основные проблемы современного отцовства. Процесс развития современного общества привел к неизбежной существенной трансформации многих социальных институтов: активно меняются представления о семье и родитель-стве. Традиционное родительство продолжает выступать как важный компонент семейных отношений и базовая цель процесса формирования брачных отношений. Современные представления о родительстве в значительной мере базируются на рассмотрении его как способа самореализации каждого из родителей в условиях детоцен-тричной семьи и иных современных видов семейного устройства. Основной проблемой в семейной сфере в настоящее время представляется несоответствие традиционных представлений о семье и родительстве (отцовстве, материнстве) сложившимся общественным ожиданиям, а также несоответствие современных представлений о семье и родительстве глубинным интересам общества и государства.
При этом сохранение сугубо традиционных представлений в современных условиях невозможно, а современные подходы ведут к разобщению членов социума и усилению кризиса семьи. Обозначенная противоречивость социальных условий, когда одновременно сохраняются и патриархальные установки, и реализуются социальные трансформации отцовства, порождает дискуссии о природе отцовства как социального явления. С середины ХХ в. в социологической науке постепенно разворачивается дискуссия о природе отцовства с точки зрения кризисной и трансформационной концепций.
Кризисные тенденции проявляются в возросшем количестве разводов, увеличении числа незарегистрированных сожительств, так называемых «гражданских браков», увеличении количества детей, рожденных вне официального брака, а также в росте числа смешанных семей и воспитывающихся в них детей. Наряду с этим наблюдается увеличение выбора одиночного материнства и отцовства, наряду с разнообразными альтернативными формами семейных отношений. Эти негативные тенденции вызваны тем, что традиционные модели семейного поведения, ранее воспринимаемые как социально допустимые и желательные, оказались под вопросом в современном обществе. Традиционные представления о ролях и ценностях в семье стали менее актуальными, что отразилось на изменении структуры и функций семьи. Проблема гармоничного функционирования внутри семьи проявляется в недостаточной вовлеченности отцов в процесс воспитания детей. Особенно отчетливо данная проблема прослеживается: в семьях, включающих детей-инвалидов, которые массово воспитываются в основном женщинами - матерями, бабушками; в маргинализации отца в семье, процесса феминизации мужчины, понижении экономической функции отца-мужчины; в девиациях (алкоголизация, наркотизация, домашнее насилие).
Не вызывает сомнений, что рождение ребенка в современных условиях продолжает оставаться предпочтительным в семье, поскольку брачный союз мужчины и женщины создает наиболее благоприятные условия для ребенка. Содержание и воспитание детей продолжают оставаться актуальными вопросами, несмотря на растущие экономические и организационные возможности для их воспитания вне традиционной семейной структуры. Одинокий родитель, обладая финансовыми и материальными ресурсами, неизбежно сталкивается с психологическими трудностями, которые, как правило, менее ощутимы в рамках обычной семьи. Прежде всего, это проблема демонстрации ролевых моделей поведения в семье и обществе. Сказанное не означает, что не связанные с традиционной семьей формы родительства не имеют права на существование, речь идет о выработке общественного представления о наиболее предпочтительном способе общественного устройства и его продвижении в социуме.
Нельзя не согласиться с высказанным Л.А. Янак мнением о том, что широкая вариативность традиционных и альтернативных типов семейно-брачных отношений не снижает, а лишь усиливает проблематичность практик современного отцовства [12, с. 234]. Применительно к отцовству плюральность современной семьи способствует расширению понимания способов реализации мужчины в роли отца в контексте перехода от авторитарного к более «понимающему» стилю отцовства, внедрения современных вариантов мужских ролей и возникно-
вения гражданских инициатив со стороны отцов, наблюдается заметное ограничение функций, выполняемых отцом в семейной структуре.
В настоящее время значительная доля мужчин не вовлечена в отцовство и рассматривает отцовские обязанности как факультативную социальную практику, конкурирующую с карьерным саморазвитием и возможностью личностного роста. В то же время, для других мужчин отцовство представляет собой значимый элемент их повседневной деятельности, источник радости и чувства полноценности в жизни.
С целью преодоления устоявшегося мнения общества о том, что отцовство является менее значимым, чем материнство, предложена концепция трансформационного отцовства. В рамках данной концепции акцентируется социокультурная эволюция подинститута отцовства, рассматриваемая как стратегия и адаптационный механизм, содействующий формированию «нового отцовства», которое предполагает более активное участие отца в жизни ребенка.
Тем не менее, расширение практик вовлеченного отцовства встречает ряд трудностей по нескольким причинам, наиболее значимыми из них являются несовершенство семейного законодательства и недостаточное внимание к вопросам и положению отцов.
И отец, и мать сегодня совместно или индивидуально реализуют равные обязанности по финансовому содержанию детей, обеспечивают образование, осуществляют уход и воспитание. От отца ожидается, что он выступит как в традиционной роли добытчика и защитника, так и в роли воспитателя, носителя дисциплины и власти. Соответственно, сегодня роль отца расширяется и углубляется: в современной семье значительная часть отцов, в сопоставлении с предшествующими поколениями, принимает значительно большее личное участие в воспитании детей. Для современных практик вовлеченного отцовства характерно существенное расширение спектра родительских функций, принимаемых на себя отцами, как проживающими в семье с матерью ребенка, так и находящимися в разводе. Мужчины во все большей степени вовлекаются в процесс осуществления ухода за малолетним ребенком, в том числе ухода за младенцами, то есть действуют в той сфере, которая в течение многих веков выступала в качестве материнской прерогативы.
Данный подход обусловлен как изменением экономической ситуации, которая характеризуется широким вовлечением женщин в процесс получения профессионального образования и труда, но и тем, что в современном обществе возрастают требования к воспитанию молодого поколения и увеличению воспитательного потенциала семьи [11, с. 24].
Изучение феномена отцовства позволяет отметить, что успешная реализация мужчины в ро-
ли отца основывается на том, что у него развиты отцовские навыки и жизненные ценности, а также присутствует желание воплощать их в реальность. Недостаток этих компетенций возможно компенсировать в ходе саморазвития личности, принятия своих эмоций и их самостоятельного контроля. Семейное воспитание и образец поведения, который транслирует мужчина-отец имеет повышенную значимость для правильного воспитания и развития детей [2].
Сегодня до четверти общего числа несовершеннолетних детей рождается и воспитывается в неполных семьях. Этот факт указывает на реальность возможности успешного выживания ребенка при содержании и воспитании одним родителем, как правило, матерью-одиночкой [4, с. 246]. Однако нельзя и отрицать повышенного уровня социальных рисков, с которыми сталкиваются дети, выросшие без позитивного воспитательного воздействия со стороны отца: нередко такой ребенок в силу женского воспитания не имеет уважения к авторитету, в большей мере оказывается подвержен школьной неуспеваемости, девиант-ным способам поведения.
Социальное развитие общества связано со значительными изменениями ролей мужчин и женщин в семье, общественных стереотипов, внутрисемейных взаимоотношений, а также увеличением распространенности практик «нового», ответственного отцовства [10, с. 158]. Социодинамика представляет собой комплекс разнообразных процессов, которые отражают функционирование, движение и развитие общества и его социальных структур. Для сохранения устойчивости современного общества и обеспечения его прогресса социальная динамика должна приобрести определенный вектор развития. Тогда социальные институты, и прежде всего институты семьи и родитель-ства обретут обновленное содержание и необходимую стабильность.
Социальная динамика всегда детерминирована и зависит от воздействия внешних и внутренних факторов. Влияние позитивных факторов ведет к социальному прогрессу и благоденствию общества. Влияние негативных факторов социальной динамики, наоборот, ведет к постепенному угасанию общества, которое лишается важнейших параметров полноценного современного общества. Данное нежелательное влияние может быть преодолено путем проведения реформирования или путем революционных изменений.
Проанализируем основные аспекты социоди-намики и их влияние на состояние общественных институтов. Важную роль в социальных изменениях играет экономический фактор, особенно значимый в марксистской теории социологии. Согласно этой теории, экономические условия являются определяющим фактором в формировании семьи и возникновении социальных конфликтов при капиталистическом производстве,
что объясняет конфликтный характер семьи и её отцовства как центрального элемента. К данному подходу относятся К. Маркс и Ф. Энгельс, а также большая часть советских социологов. Этот метод также присутствует в американской социологии, представленный теорией социального конфликта (Р. Миллс и Л. Козер), с точки зрения данной концепции семья рассматривается прежде всего как экономическая единица. Тем не менее экономические условия существенно преобразовали распределение семейных ролей: мужчины утратили свою традиционную роль единственных кормильцев и это в свою очередь неизбежно отражается как на супружеских, так и на родительско-детских взаимоотношениях в семье.
Проблемное поле возникает также из-за влияния духовно-нравственных факторов на трансформацию родительских, в том числе и отцовских, отношений. Главным источником кризиса современной семьи является значительный духовный спад, приводящий к разрушению семейных уз и неспособности выполнять назначенные функции и роли в семье. В ряде постсоветских стран, таких как Республика Беларусь, Российская Федерация, Республика Казахстан и другие, на государственном уровне признана необходимость решения кризиса современной семьи. Предполагается, что взаимодействие между государством и обществом будет содействовать возрождению семьи в качестве духовного оплота, а также сохранению и приумножению семейных ценностей, заложенных в культурно-философских традиций народа.
Демографический фактор, влияющий на общественные изменения, обладает многослойной природой. Он охватывает такие элементы, как численность населения, плотность жилых зон, а также перераспределение жителей по полу и возрасту. Данные показатели обусловлены множеством различных причин. Так, на рождаемость в регионе влияют условия жизни, традиции, культура и вероисповедания; на детскую смертность воздействуют материальное благосостояние, качество медицинской помощи и системы социальной поддержки; частота случаев самоубийств зависит от экономических и морально-этических факторов.
Технологический фактор существенно влияет на эволюцию нынешнего общества, стимулируя повышение уровня технического прогресса посредством воздействия технологий на человеческую жизнь. Это особенно сильно влияет на нивелирование аксиологических значений человеческого существования.
Далее рассмотрим социальные динамические факторы, влияющие на практики «ответственного отцовства». Сегодня наряду с традиционным отцовством развивается так называемое ответственное (вовлеченное) отцовство. Оно реализуется путем повышения личных усилий мужчины по уходу за ребенком и воспитанию детей. «Ответственное отцовство» представляет собой немодальную со-
циальную практику, которая постепенно внедряется в жизнь современной семьи. Она может вступать в диалог или конфронтацию с доминирующими традиционными общественными устоями и всеми факторами социальной динамики. Нужно отметить, что множество аспектов социодинамики выступают как серьезные препятствия для мужчин, стремящихся внедрять ответственное отцовство. Речь идет о традиционных воззрениях и стереотипах, касающихся роли отцов в воспитании детей. Нередко они ведут к стигматизации мужчин, которые активно и всесторонне включаются в повседневную жизнь детей и их воспитание.
Наибольшую значимость для решения проблемы распространения практик вовлеченного отцовства имеют, как представляется, препятствия, которые носят духовно-нравственный характер и обусловлены особенностями культуры общества. Культурные барьеры, препятствующие попыткам расширения личного участия отцов в воспитании ребенка, состоят в укорененных в социуме традиционных гендерных нормах, наличии устойчивых гендерных стереотипов общественного сознания. В традиционном распределении семейных обязанностей отец берёт на себя роль по обеспечению семьи материальными средствами и защитой, тогда как мать занимается поддержанием домашнего уюта и воспитанием детей. Данный стереотип утверждает беспомощность мужчин в быту, в результате чего они якобы не способны справиться с ребенком. Более того, неучастие мужчины в процессе ухода за ребенком и в воспитании детей вызывает большее понимание со стороны общественности, чем активное участие в нем. Еще одним стереотипом является представление о том, что мужчина должен подключаться к воспитанию уже подросших детей, при этом в семье желателен более тесный контакт отца с сыном, нежели с дочерью.
По мнению Н.Ю. Егоровой, родительское сознание молодых людей, не имеющих детей проявляется как совокупность традиционных и эгалитарных установок. В сопоставлении с представлениями юношей и мужчин, которые уже стали отцами, в существенно большей мере отражают сугубо традиционные установки. Такая разница возникает ввиду, прежде всего, личного столкновения с культурными барьерами, препятствующими внедрению практик вовлеченного отцовства. Также нельзя не отметить, что, к примеру, несмотря на высокую степень приверженности студенческой молодежи эгалитарной модели семьи и ро-дительства (83%), респондентами высказывается убеждение, что отец должен проявлять большую активность в воспитании сыновей, а не дочерей. Более того, на практике данное убеждение выражается еще более отчетливо.
Представления мужчин о родительстве имеет большую степень традиционного представления в сравнении с представлениями, которые выра-
жают опрошенные женщины. Последние выражают более высокий уровень требований к исполнению мужчиной своей родительской роли, эти требования включают также личное участие в уходе за ребенком, вовлеченность в его воспитание. Как представляется, данная разница может быть объяснена объективным положением женщины-матери, при котором она в отсутствие необходимой поддержки партнера в содержании и воспитании ребенка оказывается социально уязвимой. Итак, для успешного разрешения проблемы распространения практик вовлеченного отцовства необходимо преодолеть, прежде всего, сложившиеся в обществе стереотипы, которые носят духовно-нравственный характер и обусловлены особенностями культуры общества.
Выводы
Анализ форм социодинамики показал, что на социальные институты семьи, родительства и отцовства влияют разнообразные факторы, такие как, духовные, экономические, демографические, а также технологические. Большинство из них воздействуют на социальные институты двояко, приводя как к положительным, так и к негативным последствиям.
Важность роли отца заключается в значительном воздействии на модель брачного поведения как у мальчиков, так и у девочек. Для сыновей действия отца служат примером для подражания в будущем, в то время как для дочерей отец представляет собой эталонного партнера во взрослой жизни. Этим обусловлена необходимость адаптации субинститута отцовства к современным социальным условиям.
Проведенное исследование показывает, что одной из острых проблем в обществе является влияние духовных факторов социальной динамики на внедрение принципов вовлеченного отцовства. Культурные барьеры проявляются через выраженное стигматизированное общественное разделение родительских ролей на мужские и женские. Гендерные стереотипы ограничивают потенциал для развития социально ответственного подхода к отцовству.
Повышение внимания общественности и разработка специальных государственных программ по повышению престижа семьи и отцовства, в частности, окажет благотворное влияние и будет способствовать постепенному изменению стереотипов. Необходимо целенаправленно принимать меры, способствующие признанию важности мужского родительства.
Литература
1. Безрукова О.Н. Отцовство в трансформирующемся обществе: ожидания матерей и практики отцов // Социологические исследования.
2013. № 11. С. 118-130.
2. Безрукова О.Н., Самойлова В.А. Отцовство и поддержка отцов: тренды современных зарубежных исследований // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 233-272.
3. Борисенко Ю.В. Семейные условия формирования родительской идентичности личности в современном мире // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3-3(63). С. 93-97.
4. Егорова Н.Ю. Родительские роли в современной российской семье: границы «мужского» / Н.Ю. Егорова, А.Л. Янак, Е.С. Рябинская // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 2. С. 233-251.
5. Звонарева А.Е. Социальные практики отцовства в социологии // Личность. Культура. Общество. 2012. T.14. № 3(73-74). С. 232-238.
6. Клецина И.С. Отцовство в аналитических подходах к изучению маскулинности // Женщина в российском обществе. 2009. № 3. С. 29-41.
7. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. - М.: Время, 2009. - 496 с.
8. Михеева А.Р. Человек в сфере частной жизни: векторы трансформации семейных отношений. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2012. -156 с.
9. Население Беларуси. Countrymeters: офци-альный сайт проекта [Электронный ресурс]. -URL: https://countrymeters.info /ru/Belarus7 (дата обращения: 01.09.2024).
10. Рождественская Е.Ю. Вовлеченное отцовство, заботливая маскулинность // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 5. С. 155-185.
11. Шевченко И.О. Социальное конструирование отцовства: трансформация социальных практик в современной России: автореферат дис. ... доктора социологических наук: 22.00.04 / Шевченко Ирина Олеговна. - М., 2021. - 38 с.
12. Янак А.Л. Социальные практики отцовства в современной российской семье: автореферат дис. . кандидата социологических наук: 22.00.04 / Янак Алина Леонидовна. - Нижний Новгород, 2019. - 23 с.
FACTORS OF TRANSFORMATION OF THE SOCIAL INSTITUTION OF FATHERHOOD
Nikalayeva A.O.
National Academy of Sciences of Belarus
This article presents the main factors that influence the modern transformation of the social institution of fatherhood and change its role in society. Often perceived as secondary to motherhood, the social institution of fatherhood is often associated with less involvement of the father as a caregiver. Nevertheless, there is a growing transformational conceptualization of fatherhood that illustrates the sociocultural evolution of this institution. This concept serves as a strategy and mechanism for fathers to adapt to the dramatic social changes occurring in contemporary society. The expanding range of social practices of responsible fatherhood indicates the relevance of
Conmnorm № 9 2024
scientific study of this social phenomenon against the background of insufficient attention of researchers to the problems of fatherhood. The aim of the study is to form an idea of responsible fatherhood and the factors of social dynamics that have a significant impact on the development of this new form of fatherhood. Object of study: the phenomenon of responsible fatherhood. The subject of the study is the institution of fatherhood. The novelty of the conducted research is conditioned by the independently conducted study of the factors of family social dynamics that influence the process of transformation of the institution of fatherhood, the results of which lead to the conclusion that it is necessary to create a new science-based concept of involved fatherhood, which would be based on a comprehensive analysis of the factors that radically change the relationship "father-child" in modern society.
A conclusion is made about the need to create a new scientifically based concept of involved fatherhood, which would be based on a comprehensive analysis of factors that radically change the "father-child" relationship in modern society.
Keywords: social dynamics, factors of social dynamics, parenthood, father, institute of fatherhood in sociology, involvement and responsibility of fathers.
References
1. Bezrukova O.N. Paternity in the transforming society: expectations of mothers and practices of fathers // Sociological Studies. 2013. № 11. pp. 118-130
2. Bezrukova O.N., Samoylova V.A. Fatherhood and support for fathers: trends of modern foreign studies // Monitoring of public opinion: economic and social changes. 2020. № 4. pp. 233272.
3. Borisenko Y.V. Family conditions of formation of parental identity of the individual in the modern world // Bulletin of Kemerovo State University. 2015. № 3-3(63). pp. 93-97.
4. Egorova N.Y. Parental roles in the modern Russian family: the boundaries of "male" / N.Y. Egorova A.L. Yanak, E.S. Rya-binskaya // Monitoring of public opinion: economic and social changes. 2020. № 2. pp. 233-251.
5. Zvonareva A.E. Social practices of fatherhood in sociology // Personality. Culture. Society. 2012. T.14. № 3(73-74). pp. 232238.
6. Kletsina I.S. Paternity in analytical approaches to the study of masculinity // Woman in Russian society. 2009. № 3. pp. 29-41.
7. Kon I.S. Man in the changing world. - Moscow: Vremya, 2009. -496 p.
8. Mikheeva A.R. Man in the sphere of private life: vectors of transformation of family relations. - Novosibirsk: IEOPP SB RAS, 2012. - 156 p.
9. Population of Belarus. Countrymeters: official site of the project [Electronic resource]. - URL: https://countrymeters.info /en/Be-larus7 (accessed: 01.09.2024).
10. Rozhdestvenskaya E. Yu. Involved fatherhood, caring masculinity // Monitoring of public opinion: economic and social changes. 2020. № 5. pp. 155-185.
11. Shevchenko I.O. Social construction of fatherhood: transformation of social practices in modern Russia: abstract of the dissertation. ... Doctor of sociological sciences: 22.00.04 / Shevchenko Irina Olegovna. M., 2021. 38 p.
12. Yanak A. L. Social practices of paternity in the modern Russian family: abstract of the dissertation. Candidate of sociological sciences: 22.00.04 / Yanak Alina Leonidovna. - Nizhny Novgorod, 2019. - 23 p.