Научная статья на тему 'Факторы-стимулы инновационного развития предприятий ракетно-космической промышленности'

Факторы-стимулы инновационного развития предприятий ракетно-космической промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ECONOMY / INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ENTERPRISES THE ROCKET SPACE INDUSTRY / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полежаева Н.В., Ерыгина Л.В.

Инновационная деятельность предприятий это комплексный и длительный процесс превращения инновационной идеи в товар, который протекает под влиянием многочисленных внешних и внутренних факторов, которые в тот или иной момент времени могут стимулировать или тормозить инновационное развитие предприятий. Для получения максимального эффекта от инновационной деятельности, улучшения экономического состояния предприятий ракетно-космической промышленности приоритетными задачами должны стать разработки эффективных стратегий инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Полежаева Н.В., Ерыгина Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS-INCENTIVES OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISES AT ROCKET-SPACE INDUSTRY

Innovative activity of the enterprises is a complex and long process transformation of the innovative idea into products which proceeds under the influence of numerous external and internal factors which can stimulate or slow down innovative development of the enterprises. For obtaining the maximum effect of innovative activity, improvement of economic conditions at enterprises the rocket-space industry priority tasks are to develop effective strategy for innovative development.

Текст научной работы на тему «Факторы-стимулы инновационного развития предприятий ракетно-космической промышленности»

Инновационные технологии управления и международная кооперация в аэрокосмическом производстве

УДК 339.5

ФАКТОРЫ-СТИМУЛЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Н. В. Полежаева, Л. В. Ерыгина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: sibtermo@yandex.ru

Инновационная деятельность предприятий - это комплексный и длительный процесс превращения инновационной идеи в товар, который протекает под влиянием многочисленных внешних и внутренних факторов, которые в тот или иной момент времени могут стимулировать или тормозить инновационное развитие предприятий. Для получения максимального эффекта от инновационной деятельности, улучшения экономического состояния предприятий ракетно-космической промышленности приоритетными задачами должны стать разработки эффективных стратегий инновационного развития.

Ключевые слова: инновационная экономика, инновационная активность предприятий ракетно-космической промышленности, инновационная деятельность.

FACTORS-INCENTIVES OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISES

AT ROCKET-SPACE INDUSTRY

N. V. Polezhaeva, L. V. Erygina

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: sibtermo@yandex.ru

Innovative activity of the enterprises is a complex and long process transformation of the innovative idea into products which proceeds under the influence of numerous external and internal factors which can stimulate or slow down innovative development of the enterprises. For obtaining the maximum effect of innovative activity, improvement of economic conditions at enterprises the rocket-space industry priority tasks are to develop effective strategy for innovative development.

Keywords: innovative economy, innovative activity of the enterprises the rocket space industry, innovative activity.

В конце 80-х годов удельный вес промышленных предприятий, ведущих разработку и внедрение инноваций в СССР, составлял 66 %, к 2009 г. он снизился до 9,4 % (в развитых странах эта доля превышает 70 %). Удельный вес продукции машиностроения в общем объеме российского экспорта снизился в этот период с 17,5 до 8 % [1]. При этом в структуре машиностроительного комплекса доля наукоемкой продукции, выпускаемой с использованием преимущественно технологий пятого технологического уклада, сократилась более чем в два раза, произошло фактически полное ее вытеснение с внутреннего рынка импортными аналогами продукции.

Основные факторы, сдерживающие инновационную активность предприятий ракетно-космической промышленности (РКП), являются:

- высокий уровень энергоемкости и металлоемкости;

- длительный производственный цикл и, как следствие, длительный период возвратности инвестиций;

- высокий уровень специализации, милитаризации с незначительным удельным весом производства товаров народного потребления;

- потребность в дорогостоящем высокотехнологичном оборудовании;

- потребность в высококвалифицированных инженерно-технических кадрах и кадрах рабочих специальностей [2].

Однако все вышеперечисленные факторы могут служить и стимулом для повышения инновационной активности предприятий РКП.

Под качественным экономическим развитием предприятий РКП следует понимать повышение эффективности производственных факторов и увеличение объемов производства за счет разработки и внедрения инноваций.

Исследование механизмов управления инновационными факторами экономического роста позволяет сделать следующие выводы: превращение имеющегося научно-технического и инновационного потенциала в фактор повышения инновационной активности возможно только на основе объединения усилий всех подразделений предприятий РКП. Наращивание потенциала экономического роста и конкурентных преимуществ предприятия РКП на основе инновационных технологий возможно с использованием стратегий инновационного развития. На основе принципов

<Тешетневс^ие чтения. 2016

инновационного развития можно сформулировать следующие концептуальные положения управления инновационным развитием как фактором экономического роста предприятия РКП:

1. Инновационное развитие предприятия РКП должно создать устойчивый экономический рост, обеспечивающий выполнение основной цели предприятия - создание конкурентоспособной продукции.

2. В процессе инновационного развития предприятия РКП должно обеспечиваться сохранение его целостности, структурированности и доходности в условиях изменений внутренней и внешней среды, а также при кризисных явлениях [3].

Механизм реализации данного положения предусматривает наличие достаточных запасов ресурсов, выявление и эффективное использование резервов, учет рисков во всех сферах деятельности предприятия РКП, адаптацию к изменениям. Экономическая устойчивость предприятия включает устойчивость производственных, технологических и инновационных процессов, а также маркетинговой, финансовой и экономической деятельности.

Стратегия инновационного развития предприятия РКП - это стратегия, в которой первоначально происходит вложение в НИОКР как в неосязаемые активы. Разработка таких стратегий эффективна только в том случае, если они предусматривают разработку инновационного цикла, когда продукт или технология будут представлены в форме экспериментального образца, апробированы в экспериментальных условиях, оформлены права на интеллектуальную собственность. Специфика вложения в НИОКР - высокий уровень риска (угроза их потери). Вероятность успеха воплощения новой стратегии достигает только 8,7 % [4].

Стратегию инновационного развития предприятия РКП можно определить как систему управленческих, организационных и инновационных решений, направленных на реализацию стоящих перед ним задач. Следовательно, она предполагает формирование и формализацию пакета мероприятий, позволяющих структуре в перспективе изменить свое положение, что фактически означает разработку тактических задач, обеспечивающих стратегические цели. Стратегия инновационного развития - обоб-

щающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей предприятия на основе выбранных критериев [5].

Библиографические ссылки

1. Индикаторы инновационной деятельности: 2011 : стат. сб. М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. 456 с.

2. Управление организацией : учебник / под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Инфра-М, 2005.

3. Фатхутдинов Ф. А. Инновационный менеджмент : учебник. 2-е изд. М. : Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.

4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб. : Питер, 1999.

5. Касс М. Е. Формирование стратегии инновационного развития предприятия на основе управления нематериальными активами : моногр. / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. Н. Новгород : ННГАСУ, 2011. 159 с.

Referances

1. Indicators of innovative activity: 2011: to become. sb. M. : National research university : "Higher School of Economics", 2011. 456 p.

2. Management of the organization : the textbook under the editorship of A. G. Porshnev, Z. P. Rum-yantseva, N. A. Salomatin. 4 prod., reslave. and additional M. : Infra-M, 2005.

3. Fatkhutdinov F. A. Innovative management [Text]: textbook. 2nd prod. M. : CJSC Intel Synthesis Business School, 2000.

4. Аnsoff I. New corporate strategy. SPb. : Prod. St. Petersburg, 1999.

5. Kass M. E. Formation of strategy of innovative development of the enterprise on the basis of management of intangible assets : monograph ; Nizhegor. state. architecture. builds. un-t N. Novgorod : NNGASU, 2011. 159 p.

© Полежаева Н. В., Ерыгина Л. В., 2016

УДК 661

УЛУЧШЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ

М. И. Самарцева, А. В. Семенец Научный руководитель - О. Е. Подвербных

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: samartseva.marina@mail.ru

Рассмотрена важность социально-психологического климата и приведены рекомендации по его улучшению.

Ключевые слова: социально-психологический климат, коллектив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.