Научная статья на тему 'Факторы спроса на рынке услуг высшего образования в городе Красноярске'

Факторы спроса на рынке услуг высшего образования в городе Красноярске Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СПРОС / ФАКТОРЫ ВЫБОРА ВУЗА / ФАКТОРЫ ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ВУЗ / THE MARKET OF HIGHER EDUCATION SERVICES / DEMAND / FACTORS OF COLLEGE CHOICE FACTORS OF CHOICE OF PROFESSION / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рупич А.В.

Представлены результаты исследований факторов спроса на рынке услуг высшего образования г. Красноярска. Результаты опроса позволили составить рекомендации по профориентации для абитуриентов с учётом всех выявленных условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMAND FACTORS IN THE MARKET OF HIGHER EDUCATION SERVICES IN THE CITY OF KRASNOYARSK

The article presents the results of studies of demand factors in the market of higher education services of Krasnoyarsk. The results of the survey to make recommendations on career guidance for students, taking into account all the identified conditions.

Текст научной работы на тему «Факторы спроса на рынке услуг высшего образования в городе Красноярске»

Секция ««Маркетинг и коммерциализация космоса»

УДК 339.138

ФАКТОРЫ СПРОСА НА РЫНКЕ УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ГОРОДЕ КРАСНОЯРСКЕ

А. В. Рупич Научный руководитель - Н. В. Федорова

МАОУ Гимназия № 14 «Управления, экономики и права» Российская Федерация, 660121, г. Красноярск, пер. Медицинский, 27

E-mail: nvfed@mail.ru

Представлены результаты исследований факторов спроса на рынке услуг высшего образования г. Красноярска. Результаты опроса позволили составить рекомендации по профориентации для абитуриентов с учётом всех выявленных условий.

Ключевые слова: рынок услуг высшего образования, спрос, факторы выбора вуза, факторы выбора специальности, вуз.

DEMAND FACTORS IN THE MARKET OF HIGHER EDUCATION SERVICES

IN THE CITY OF KRASNOYARSK

A. V. Rupich Scientific Supervisor - N. V. Fedorova

MAOU Gymnasium № 14 "Management, Economics and law" 27, Medical Lane, Krasnoyarsk, 660121, Russian Federation E-mail: nvfed@mail.ru

The article presents the results of studies of demand factors in the market of higher education services of Krasnoyarsk. The results of the survey to make recommendations on career guidance for students, taking into account all the identified conditions.

Keywords: the market of higher education services, demand, factors of College choice factors of choice of profession, the University.

При широком выборе специальностей и развитии технологий особую актуальность приобретает изучение факторов, формирующих спрос на услуги высшего образования. В настоящее время усиливается конкуренция между вузами, в связи с сокращением бюджетных мест, снижением потенциального контингента студентов, расширения границ региональных рынков услуг высшего образования вследствие реализации проекта единого государственного экзамена. Поэтому спрос стал формироваться под влиянием факторов активности вуза. В свою очередь, изучение спроса должно базироваться на актуальной эмпирической базе. Наша гипотеза такова: главным фактором, определяющим выбор выпускниками будущей профессии, является её востребованность.

Функционирование рынка услуг высшего образования г. Красноярска имеет ряд особенностей. Во-первых, в регионе активно сокращается количество студентов с 2013-2014 на 6,8 % [1]. Во-вторых, в Красноярске функционируют два вуза занимающие высокие позиции в рейтинге высших учебных заведений России [2]. Кроме того, на нашей территории располагаются 10 федеральных государственных и 1 негосударственный вуз, в которых обучаются около 99 тысяч студентов.

С целью изучения намерений потенциальных абитуриентов в отношении выбора вуза и специальностей в феврале 2016 г. было проведено маркетинговое исследование методом опроса. В качестве объекта исследования выступили учащиеся гимназии №14. Объем выборки составил 86 учащихся.

По результатам проведенного исследования 87 % гимназистов ориентировано на получение высшего образования, а 13 % на получение средне-специального. Большинство опрошенных предпочитает государственные вузы нашего города-86 %. Из них выбор был сделан в пользу СФУ, СибГАУ и КрасГМУ (см. рисунок).

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

* СФУ

■ СмбГАУ

КрасГМУ

Не Краоияромс вузы

КГПУ СибГГУ СибЮИ Крхглу

Предпочтение учащимися вузов г. Красноярска

Анализ данных показал, что наиболее важными факторами для выпускников школ являются: наличие интересующего направления в вузе - 98,8 %; возможность дальнейшего трудоустройства-91,8 %; количество бюджетных мест - 88,3 %; доступная стоимость обучения - 82,5 %; проходной балл ЕГЭ - 79 %. Факторами средней значимости стали: материально-техническая база вуза - 67,4 %; статус государственного вуза - 53,4 %; мнение родителей - 51,1 %; наличие магистратуры - 48,8 %; контакт с зарубежными вузами - 47,6 %. А вот на мнение друзей - 17,4 %, отзывы вупускников -34,8 %; наличие общежитий - 36 % и удобное местоположение вуза - 36 % учащиеся меньше всего обращают внимание.

Учащиеся с успеваемостью «3-4» предпочитают обучение на коммерческой основе в большей степени-77 %, чем учащиеся с успеваемостью «4-5» - 43 %, и меньше всего с успеваемостью «5» -36 %. В целом планируют поступление по конкурсу 58 % и на коммерческой основе 42 %.

В профессиональных предпочтениях выпускников школ продолжают лидировать направления подготовки:

«Инженерное направление»-26,7 % и «Экономика и управление»-25,5 %. Средние позиции занимают: «Гуманитарные науки»-16,2 %; «Медицина»-15,1 % и «Юриспруденция»-11,6 %. Наименьший процент предпочтения у группы «Военное дело».

Значимой причиной выбора для учащихся школы является интересность профессии, так заявили 47 % опрошенных. На втором месте материальная мотивация - 26 %, на третьем месте престижность - 17 % и на последнем месте советы родителей - 10 %

Процесс принятия решения о выборе вуза в большей степени зависит от источников информации. По результатам проведенного исследования выявлено, что наиболее популярными источниками информации для выпускников школ являются сайты вузов и социальные сети - 59 %, мнение родителей и друзей - 22 %, «Дни открытых дверей» - 19 %.

Изучение предполагаемых респондентами намерений после окончания вуза показало, что около половины опрошенных - 51 % планируют трудоустраиваться, 30 % - продолжить обучение в магистратуре, 19 % учащихся затруднились ответить.

В связи с развитием технологий часть профессий устаревает и уходит из нашей жизни [4]. Поэтому учащимся следует обращать на перспективные и востребованные в будущем отрасли и профессии. Поскольку наших абитуриентов больше интересуют направления инженерии и экономики предложены следующие варианты на основе рекомендаций Сколково [1].

Строительство - одна из важнейших инфраструктурных отраслей, обеспечивающая как развитие экономики, так и повседневный комфорт населения. Информационные технологии (1Т) - одна из наиболее быстро развивающихся сфер. Происходящие в ней изменения открывают новые возможности и в других областях. Энергогенерация - одним из символов нового экологического общества станет атомная энергетика, способная обеспечить минимальное воздействие на окружающую среду.

Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»

Безопасность - появляются новые угрозы. Поэтому вопросы безопасности становятся еще более актуальными. Биотехнологии - в течение ближайших десятилетий она не только будет развиваться сама, но и кардинально повлияет на другие сферы. Финансовый сектор - система экономики, помогающая регулировать перераспределение капитала, направляя его на наиболее востребованные рынком проекты. В будущем все производственные процессы будут усложняться, поэтому потребность в людях с хорошими организационными способностями будет расти.

Именно на эти отрасли мы рекомендуем обратить своё внимание выпускникам, поэтому студентам, окончившим своё образование в этих областях и имеющим прочные знания и соответствующие навыки, гарантировано дальнейшее трудоустройство и высокий спрос на рынке труда. Таким образом, моя гипотеза подтвердилась, но учащиеся обращают внимание ещё на её интересность специальности.

Библиографические ссылки

1. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. URL: http://atlas100.ru/ (дата обращения: 10.02.2016).

2. Ендовицкий Д. А. Анализ предпочтений выпускников школ при выборе профессии // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 117-022.

3. Цылев В. Р., Дюмина Н. Н. Тенденции в изменении мотивов получения высшего образования у молодежи Мурманска // СоцИС. 2012. № 2. С. 143.

4. Кайдашова А. К. Методика оценки зависимости потребительского спроса на услуги высшей школы от различных факторов // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2010. № 4. С. 338-349.

5. Исследования причин выбора вуза / А. О. Сёмина, А. А. Давыдова, И. И. Вольных, А. И. Черных // Актуальные проблемы авиации и космонавтики [Электронный ресурс] : тезисы IX Всерос. науч.-практ. конф. творческой молодежи (8-12 апреля 2013 г., Красноярск) : в 2 т. Т. 2. С. 97.

© Рупич А. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.