Научная статья на тему 'Факторы, способствующие развитию индустрии торговли людьми в России и в мире'

Факторы, способствующие развитию индустрии торговли людьми в России и в мире Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
771
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Торговля людьми / современное рабство / миграция / скрытая миграция / международная преступность / теневая экономика / криминальная экономика / права человека / неравенство / глобализация. / Human trafficking / modern slavery / migration / hidden migration / international crime / shadow economy / criminal economy / human rights / inequality / globalization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Силуянова Юлия Александровна

Торговля людьми (траффикинг) в современном мире — феномен, имеющий глубокие социальные корни и затрагивающий самые уязвимые социальные группы. Международное сообщество единогласно признает его тяжким преступлением против прав и свобод человека. Привычный дискурс рассмотрения данной проблемы в рамках криминалистики и права не дает достаточного понимания траффикинга как явления. Для глубокого понимания проблемы требуется применять междисциплинарный подход, останавливаясь на культурных, социальных, экономических факторах. Сегодня траффикинг является одним из наиболее прибыльных видов криминального бизнеса в мировом масштабе. Из-за недоработок в законодательствах многих стран и отсутствия практики у правоохранителей раскрываемость такого рода преступлений сравнительно мала. Таким образом, индустрия торговли людьми имеет предпосылки к росту при оптимальном соотношении высокой доходности и низких рисков. К тому же из-за слабой научной проработки феномена мы не имеем достаточного количества данных исследований, чтобы более или менее точно оценить объем рынка криминальной индустрии траффикинга. В данной работе, опираясь на статистические данные, отчеты международных организаций, материалы уголовных дел и интервью с представителями российских правоохранительных органов, мы рассматриваем основные понятия, классификацию преступлений такого рода, а также экономическую модель торговли людьми и комплекс причин, которые сегодня способствуют развитию этой криминальной индустрии на примере России и других государств. Выявив «тонкие места», мы предлагаем ряд точечных мер, которые позволят лучше изучить феномен траффикинга и более эффективно противостоять ему на национальном и международном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors Contributing to the Development of Human Trafficking Industry in Russia and in the World

Human trafficking in the modern world is a phenomenon with deep social roots, it affects the most vulnerable social groups. International society considers it as a tough crime against rights and freedoms of people. Trafficking as a phenomenon can’t be analyzed only by the means of criminalistics and law. For deeper understanding it is necessary to apply interdisciplinary approach which takes into account cultural, social and economic factors. Trafficking is one of the most profitable types of criminal business, and due to shortcomings in the legislation and lack of practice in law enforcement, the risks for criminals remain relatively low. Thus, trafficking industry tends to have profits. Moreover, we don’t have enough scientific researches in this area to evaluate the market of trafficking. In this paper, using statistical data, international organizations reports, criminal cases and interviews with a spokesperson of Russian enforcement authorities we consider the basic concepts, classification of crimes of this kind, as well as reveal the economic aspects of trafficking and a set of reasons that contribute to the development of this criminal industry on the example of Russia and other countries. Having revealed vulnerabilities, we offer a set of measures which can allow studying trafficking phenomenon better and countering it at international and national levels more effectively.

Текст научной работы на тему «Факторы, способствующие развитию индустрии торговли людьми в России и в мире»

Силуянова Ю.А.

Факторы, способствующие развитию индустрии торговли людьми в России и в мире1

Силуянова Юлия Александровна — аспирант, факультет государственного управления, МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: zemovaju@,gmail.com SPIN-код РИНЦ: 3391-9684

Аннотация

Торговля людьми (траффикинг) в современном мире — феномен, имеющий глубокие социальные корни и затрагивающий самые уязвимые социальные группы. Международное сообщество единогласно признает его тяжким преступлением против прав и свобод человека. Привычный дискурс рассмотрения данной проблемы в рамках криминалистики и права не дает достаточного понимания траффикинга как явления. Для глубокого понимания проблемы требуется применять междисциплинарный подход, останавливаясь на культурных, социальных, экономических факторах. Сегодня траффикинг является одним из наиболее прибыльных видов криминального бизнеса в мировом масштабе. Из-за недоработок в законодательствах многих стран и отсутствия практики у правоохранителей раскрываемость такого рода преступлений сравнительно мала. Таким образом, индустрия торговли людьми имеет предпосылки к росту при оптимальном соотношении высокой доходности и низких рисков. К тому же из-за слабой научной проработки феномена мы не имеем достаточного количества данных исследований, чтобы более или менее точно оценить объем рынка криминальной индустрии траффикинга.

В данной работе, опираясь на статистические данные, отчеты международных организаций, материалы уголовных дел и интервью с представителями российских правоохранительных органов, мы рассматриваем основные понятия, классификацию преступлений такого рода, а также экономическую модель торговли людьми и комплекс причин, которые сегодня способствуют развитию этой криминальной индустрии на примере России и других государств. Выявив «тонкие места», мы предлагаем ряд точечных мер, которые позволят лучше изучить феномен траффикинга и более эффективно противостоять ему на национальном и международном уровне.

Ключевые слова

Торговля людьми, современное рабство, миграция, скрытая миграция, международная преступность, теневая экономика, криминальная экономика, права человека, неравенство, глобализация.

DOI: 10.24411/2070-1381-2019-10019 Введение

На сегодняшний день проблема торговли людьми и смежная с ней проблема современного рабства не теряют актуальности. По оценкам международных организаций, в мире сохраняется негативная тенденция к увеличению числа пострадавших и преступлений подобного рода. Причин тому можно выделить несколько.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-31190020.

Во-первых, эта проблематика для международных и национальных институтов относительно новая: системный подход к ее изучению и преодолению до сих пор находится в процессе становления. Это приводит к тому, что нормативно-правовая база отдельных государств слабо развита и содержит массу пробелов. Во-вторых, торговля людьми, как и прочие виды преступности, имеет скрытый характер. При этом она неразрывно связана с процессами глобализации и миграции и в условиях отсутствия эффективных механизмов диагностики и пресечения неотличима от других естественных социальных процессов. В-третьих, торговлю людьми и рабство можно трактовать как крайнюю степень выражения неравенства как в индивидуальном масштабе, так и в масштабе обществ и государств. Следовательно, общемировая тенденция к увеличению неравенства закономерно проявляет себя в росте такого рода преступности. И, наконец, в-четвертых, для эффективной борьбы с торговлей людьми требуется высочайший уровень международного сотрудничества и координации, который на сегодняшний день трудно достижим.

В данной статье мы ставим перед собой задачу раскрыть факторы, упомянутые выше, а также обобщить и упорядочить знания и данные, описывающие феномен торговли людьми, чтобы подготовить основу для дальнейшего более детального исследования. Для реализации этой задачи мы проанализируем международные и российские правовые нормы, статистические отчеты, материалы уголовных дел и статистические данные из отчетов международных организаций. Для лучшего понимания российской специфики, мы будем опираться также на глубинные интервью с представителями правоохранительных органов. В результате будет сформулирован перечень мер по повышению эффективности борьбы с торговлей людьми.

Основные понятия и правовая база

В последние десятилетия проблема торговли людьми широко и активно обсуждается на международном уровне. Одной из важнейших вех в ее институциализации на уровне мирового сообщества стало принятие в 2000 году Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и Протокола о предупреждении и пресечении торговли

людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее2. К 2012 году 134 страны ратифицировали протокол и ввели нормы, криминализирующие торговлю людьми3.

С формальной точки зрения этот факт подтверждает значимость проблемы для международного сообщества, однако на практике обновленные правовые нормы национальных законов часто оказываются «сырыми» и недоработанными, вследствие чего они с трудом применимы в реальных ситуациях: термины и понятия нечетко или не полностью определены, признаки не полностью обозначены, формулировки носят слишком абстрактный или слишком обобщенный характер.

Истоки этой недоработанности можно увидеть на самом высоком уровне международных норм. ООН в Протоколе определяет торговлю людьми как «осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо». Для определения торговли людьми используется понятие «эксплуатация», которое также частично раскрывается в тексте Протокола: «эксплуатация проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов». Здесь мы видим раскрытие явления фактически через самое себя, а также введение понятия «рабство» и «подневольное состояние». Все эти понятия довольно широкие и используются не только в рамках объяснения преступной противоправной деятельности. Они, кроме того, часто являются объектом политических, пропагандистских, идеологических спекуляций и допускают разные трактовки и интерпретации. Возникает ряд вопросов, на которые важно ответить для понимания проблематики. Например, о соотношении понятий торговли людьми и рабства: они эквивалентны? Одно из них является подвидом другого? Между ними существуют причинно-следственные связи?

В общем виде дать однозначный ответ, опираясь на нормы права, довольно трудно, поэтому уместно отталкиваться от практики и конкретных примеров. Так,

2 Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности // ООН [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/protocoli.shtml (дата обращения: 11.10.2019).

3 UNODC 2012. Global Report on Trafficking in Persons. P. 88 // UNODC [Электронный ресурс]. URL: https://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/glotip/Trafficking in Persons 2012 web.pdf (дата обращения: 11.10.2019).

можно понимать рабство как состояние незаконного лишения свободы, наступающее после акта продажи человека. В этом случае мы констатируем, что понятия не эквивалентны и между ними действительно прослеживается логичная причинно-следственная связь. Однако в ряде случаев мы можем наблюдать одно явление без другого, то есть они, несмотря на близость, являются самостоятельными феноменами. Так, в случае торговли органами мы имеем факт изъятия и продажи, но не имеем состояния рабства как такового. В случае с традиционными принудительными браками мы, напротив, часто не имеем факта продажи, но имеем состояние рабства без целей извлечения прибыли.

Семантические и понятийные нестыковки в понимании самых общих терминов осложняют теоретическое понимание явления и негативно отражаются на качестве уголовного законодательства на национальном уровне. Акт сделки зафиксировать проще, чем состояние незаконного лишения свободы, поэтому национальные законодательства часто лучше проработаны именно в области определения и описания сделок по купле-продаже человека, чем в области фиксации подневольного состояния.

Хорошим примером является Уголовный кодекс (УК) РФ, где статья 127.1 «Торговля людьми»4 фактически относится к сделкам, а статья 127.2 «Использование рабского труда»5 — к состоянию несвободы. Даже из названия видно, что во втором случае акцент делается на выполнение работ и эксплуатацию человека как работника, что автоматически делает статью неэффективной в случаях, когда речь идет об упомянутых выше принудительных браках, религиозных сектах, усыновлениях посредством покупки детей и т.д. Другой нюанс статьи 127.2 заключается в том, что она вплотную граничит с трудовыми отношениями, то есть потенциально содержит ключ к декриминализации конкретных случаев эксплуатации и сведению их к нарушению трудового законодательства. Напрашивается вывод, что статья 127.1 лучше применима и доказуема, а следовательно, является более эффективной нормой, чем 127.2. Это предположение подтверждается судебной практикой РФ. Согласно открытым данным ГАС «Правосудие»6, количество дел по статье 127.1 с 2016 по 2019 год в 3-4 раза превышает количество случаев использования статьи 127.2; приговоров

4 УК РФ Статья 127.1. Торговля людьми // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 10699/4a5e2bbfdd061dde65a55bb65d36d4b4a7fe8e e7/ (дата обращения: 10.10.2019).

5 УК РФ Статья 127.2. Использование рабского труда // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 10699/d9997ad420efb5277afbabe009c87f15895214 cf/ (дата обращения: 10.10.2019).

6 Поиск по делам и судебным актам // ГАС РФ Правосудие [Электронный ресурс]. URL: https://bsr.sudrf.ru (дата обращения: 11.10.2019).

по статье 127.1 вдвое больше, чем по статье 127.2. При этом проблема использования рабского труда в России стоит достаточно остро, и нельзя объяснить малое количество уголовных дел малым количеством подобного рода преступлений. Прежде всего в зону риска попадают трудовые мигранты. Согласно опросу граждан, приехавших на заработки в Россию [Тюрюканова 2006, 201], в среднем 24% из них принуждали работать бесплатно, 20% лишали свободы, помещая в изоляцию, 7% подвергались физическому насилию.

Статьи УК РФ, касающиеся проблемы торговли людьми, подвергаются критике со стороны юристов и правоведов [Алихаджиева 2006; Волков 2014]. Авторы отмечают, что ст. 127.1 и 127.2 УК РФ в нынешнем виде не вполне оправдывают ожидания общества и не могут эффективно снизить количество случаев преступной эксплуатации и продажи людей. Очевидно, что нормы нуждаются в доработке и уточнении, в первую очередь требуется более предметно описать признаки состава преступления и способы их фиксации. Так, российское законодательство с трудом позволяет определить состав преступления в случаях принудительных браков. Кроме того, «как теоретики, так и практики не делают различий между добровольной и принудительной проституцией», поэтому факты торговли людьми для сексуальной эксплуатации рассматриваются априори скептически, а само «явление слабо освещено в научной литературе и еще меньше находит признания в российской правоохранительной и криминалистической практике» [Ерохина, Буряк 2002, 5]. И, наконец, в самом общем виде дискуссионными порой становятся сами понятия свободы и принуждения. С одной стороны, если человеку не сломали ноги и не нанесли других тяжких увечий, то он может встать и уйти, следовательно он свободен. С другой стороны, существует масса способов принуждения, такие как угрозы, шантаж, обман, манипуляции, изоляция и многое другое. Можно ли считать свободным человека, который подвергается такого рода давлению? Пока законодательство не дает четкого ответа на этот вопрос.

Недоработанность нормативной базы и редкость применения статей имеют еще одно негативное следствие, которое можно наблюдать в работе российских правоохранительных и судебных органов. Огромное значение для них имеют прецеденты и наработанная практика. Когда такой практики мало либо у конкретного ответственного лица она отсутствует, возникает опасение «связываться» с новой зыбкой проблематикой. С учетом общей склонности российских правоохранительных органов к консерватизму этот психологический эффект в масштабах страны

приобретает существенные масштабы. Эта закономерность хорошо заметна на примере МВД г. Москвы. Нижняя ступень структуры — отделы по районам — де факто не занимаются расследованием преступлений, связанных с торговлей людьми. Для того чтобы собрать достаточно материалов для уголовного дела, их знаний и компетенций недостаточно. Именно поэтому раскрытие подобного рода преступлений находится в компетенции более высоких подразделений — окружных управлений и ГУ МВД по г. Москве. За пределами столицы дело обстоит хуже: сложная проблематика вызывает скепсис и недоверие у большинства правоохранителей даже на высоких уровнях. Это приводит к тому, что, не получив одобрения у собственного руководства, прокуратуры или СК, ответственное лицо не предпринимает оперативных действий, тем самым просто позволяя совершаться сделкам по продаже людей. Именно так произошло в Нижнем Новгороде в 2018 году при продаже новорожденного, где полиция не вышла на оперативный эксперимент (закупку). Из-за отсутствия фиксации сделки преступление было поначалу проигнорировано, затем неверно квалифицированно как мошенничество и только спустя долгое время переквалифицировано по п. «б» ч. 2 ст. 127.17, продаваемый ребенок к тому моменту исчез.

Есть, однако, и признаки положительной динамики деятельности правоохранительных органов: московскими подразделениями МВД в 2015 и 2016 году не было зафиксировано ни одного преступления по статье 127.1. В 2017 году по этой статье правоохранители возбудили 2 уголовных дела, в 2018 — 3, в 2019 — 68. Это свидетельствует о том, что компетентность полиции в раскрытии таких преступлений возрастает, вследствие чего возрастает и их раскрываемость.

Для сохранения и укрепления положительной динамики необходимо обеспечить обмен информацией между подразделениями правоохранителей.

Формы и виды торговли людьми

Другой момент неопределенности вносится отсутствием единой четкой классификации преступлений, связанных с торговлей людьми. Это еще сильнее осложняет понимание феномена траффикинга и рабства. В 2018 году в отчете Европарламента под названием «Современные формы рабства»9 фигурирует следующая типология: рабство и состояния подобные рабству, принудительный или

7 Уголовное дело № 11802220064000091 от 30.11.2018.

8 Интервью с представителями ГУ МВД г. Москвы, 12.10.2019. Полевые материалы автора.

9 Contemporary forms of slavery, 2018. P. 3 // European Parliament [Электронный ресурс]. URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2018/603470/EXPQ STU(2018)603470 EN.pdf (дата обращения: 11.10.2019).

обязательный труд, торговля людьми, детский труд и худшие разновидности детского труда. Разумеется, считать эту модель удачной никак нельзя. Немного лучше обстоят дела с классификацией, предложенной в одноименном документе, составленном управлением комиссара ООН по правам человека в 1991 году10. Согласно этой типологии, рабство включает в себя детский труд, вовлечение детей в военные действия, торговлю людьми, сексуальную эксплуатацию, продажу детей, долговое рабство, апартеид и колониализм. Оба эти примера классификации нельзя считать полными и логичными, они, скорее, вводят в заблуждение и создают путаницу.

В качестве удачного примера можно привести типологию торговли людьми, используемую Интерполом. Эта структура выделяет следующие виды траффикинга в зависимости от целей эксплуатации: для принудительного труда, для принуждения к преступной деятельности, для сексуальной эксплуатации, для извлечения органов, «контрабанда людей»11. Подобной логики придерживаются многие некоммерческие организации (НКО), убирая и добавляя различные пункты. Обобщив различные классификации, мы будем в дальнейшем придерживаться типологии торговли людьми, основанной на целях преступников:

- торговля людьми для трудовой эксплуатации, в том числе принудительного попрошайничества;

- торговля людьми с целью сексуальной эксплуатации и вовлечения в проституцию;

- торговля людьми для вовлечения в криминальную деятельность;

- торговля людьми для заключения принудительного брака;

- торговля людьми для трансплантации органов;

- торговля людьми для вовлечения в военные конфликты;

- торговля людьми с целью незаконного усыновления.

Как мы уже отмечали ранее, акт сделки порождает состояние рабства в соответствующих формах. В отдельных случаях, когда факт купли-продажи отсутствует и «приобретение» осуществляется другим способом, состояние рабства, соответственно, возникает иным путем: захватом, угрозами, манипуляциями и т.д. Следуя логике Интерпола, можно также выделить контрабанду людей как отдельный вид преступлений, связанных с торговлей людьми, несмотря на то, что сам по себе этот

10 Contemporary Forms of Slavery, Geneva 1991 // Объединенные Нации. Права Человека. Управление Верховного Комиссара [Электронный ресурс]. URL: https://www.ohchr.org/Documents/Publications/FactSheet14en.pdf (дата обращения: 11.10.2019).

11 Types of human trafficking // Interpol [Электронный ресурс]. URL: https://www.interpol.int/en/Crimes/Human-trafficking/Types-of-human-trafficking (дата обращения: 11.10.2019).

тип не подразумевает ни продажи, ни состояния рабства. По мотивам преступников, активности по перемещению и последствиям для жертв контрабанда людей сходна с другими преступлениями подобного рода.

В российском законодательстве все указанные виды преступлений должны охватываться статьями 127.1, 127.2. Исключение может составлять контрабанда людей, которая вписывается в рамки статьи 322.1 (Организация незаконной миграции)12. На сегодняшний день практика показывает, что основные статьи не охватывают все типы преступлений. Кроме того, существуют «дублирующие» статьи, как например статья 120 (Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации)13, статья 240 (Вовлечение в занятие проституцией)14 и другие. Это вносит путаницу и приводит к сложностям в квалификации преступления. Кроме того, такие коллизии увеличивают количество процедурных и бюрократических затруднений и в конечном итоге могут помочь преступникам избежать наказания.

В заключении рассмотрения блока о нормативной проработке проблемы нельзя не отметить, что в России достаточно низкое количество случаев торговли людьми с целью продажи их органов. Причина, на наш взгляд, заключается в том, что еще в 1992 году был принят отдельный закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека», который четко регулирует вопрос донорства и пересадки органов, устанавливая, что «органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи»15. Наличие нормативной базы такого рода существенно осложняет работу «черных трансплантологов», повышает расходы и риски потенциальных преступников и в итоге приводит к снижению количества данного вида преступлений.

Это хороший пример, который демонстрирует, что принятие отдельного узкоспециализированного закона или иного нормативного акта по отдельной разновидности преступлений является эффективным механизмом снижения такого рода преступности. Диверсификация правовых норм в соответствии с типологией

12 УК РФ Статья 322.1. Организация незаконной миграции // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 10699/42d9c8d66e7f43d449b0fb8ec66a566a488dbb c9/ (дата обращения: 10.10.2019).

13 УК РФ Статья 120. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 10699/25fcc858b52e4b2e685727b29a70d5193e4301 e0/ (дата обращения: 10.10.2019).

14 УК РФ Статья 240. Вовлечение в занятие проституцией // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 10699/26d5592e831f43e92f5f042b8082b6542264fb 89/ (дата обращения: 10.10.2019).

15 Закон РФ от 22.12.1992 N 4180-1 (ред. от 23.05.2016) «О трансплантации органов и (или) тканей человека», ст. 1 // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/zakon-rf-ot-22121992-n-4180-1-o/ (дата обращения: 11.10.2019).

преступлений сделает российское законодательство более конкретным, четким и в конечном итоге более применимым в реальных ситуациях.

Криминальный бизнес

Вторым важнейшим фактором, определяющим положение дел в национальной и мировой практике борьбы с торговлей людьми, является латентность этого преступного сегмента экономики. Самое очевидное следствие — отсутствие каких-либо упорядоченных, систематизированных и при этом достоверных данных, позволяющих более или менее четко описать масштаб и динамику явления. В силу новизны проблематики сегодня мы имеем либо одно, либо другое: обобщенные базы данных с низкой достоверностью либо достоверные эмпирические исследования и статистики, слишком узкие и локальные, чтобы по ним можно было делать выводы о чем-либо, кроме ситуации в конкретном городе или регионе.

Рассмотрим подробнее источники, из которых поступает информация о торговле людьми. В первую очередь это отчеты международных организаций — ООН, Международной организации труда (МОТ) и Международной организации по миграции (МОМ). Кроме того, источником данных служат НКО, специализирующиеся на защите прав человека: Walk Free Foundation, Amnesty International и другие. На национальном уровне источниками являются прежде всего статистики правоохранительных органов, которые чаще всего являются закрытыми и не доступны для детального изучения. Кроме них также часто упоминаются правительственные отчеты, которые издаются в некоторых странах.

Наиболее структурированными, понятными и достоверными источниками по праву считаются международные организации. Тем не менее проблема торговли людьми в них описана порой фрагментарно, часть данных отсутствует. С течением времени ситуация медленно улучшается.

Сложнее дело обстоит с отчетами НКО. Исследователи подвергают их активной критике, и эта критика правомерна хотя бы потому, что правозащитники часто используют усредненные коэффициенты, которые по факту оказываются статистиками соседних или даже более отдаленных стран. Так, оценка индекса рабства для России (и других стран Восточной Европы) вычисляется посредством экстраполяции данных опросов, проведенных на Украине, в Белоруссии, Болгарии,

Молдавии и Румынии16. Критикуя показатель Global Slavery Index, Р. Вейтцер отмечает, что индекс составляется на основе нестандартизированных источников: сообщений СМИ, опросов населения в нескольких странах, а также оценок анонимных НКО, непонятных экспертов и ангажированных правительственных организаций. Как эти источники были выбраны — не раскрывается, и непонятно, обладают ли они полнотой информации о проблеме [Weitzer 2015].

Непростая ситуация с данными негативно сказывается на научных исследованиях в области общественных наук. Ш. Джан, проанализировав 100 академических статей на тему траффикинга, пришел к выводу, что лишь малая часть из них содержит оригинальные данные. Большинство авторов просто повторяли утверждения правительственных учреждений, международных организаций и НКО, даже если те не раскрывали источники и методы получения данных [Zhang 2009].

Сложно не согласиться с тем, что данные, которые мы имеем сегодня, дают далеко не полную картину. Тем не менее они остаются пока единственным источником для анализа проблемы торговли людьми в глобальном масштабе. С учетом транснационального характера проблемы без такого анализа нельзя обойтись. Важно и необходимо продолжать исследования, принимая во внимание специфику и особенности имеющейся статистики. При этом исследования на среднем и микроуровне, опирающиеся на надежные эмпирические данные, будут хорошим подспорьем для проверки выводов и смогут помочь избежать заблуждений. Такая стратегия, на наш взгляд, является оптимальной при работе с объектами с высокой степенью латентности, такими как торговля людьми.

Мера, которая существенно расширит наше понимание индустрии торговли людьми, — это системный сбор и обобщение информации о преступлениях такого рода. На сегодняшний день российское научное сообщество мало занимается рассмотрением вопросов траффикинга, в том числе по причине недостатка качественных эмпирических данных. В случае, если исследователи получат более или менее информативные данные, понимание проблемы может быть значительно расширено и углублено за счет исследований психологов, социологов, экономистов и представителей других социальных наук.

16 The Global Slavery Index 2013. P. 112 // Walk Free Foundation [Электронный ресурс]. URL: https://cdn.walkfreefoundation.org/content/uploads/2016/03/14153121/Global-Slavery-Index-2013.pdf (дата обращения: 11.10.2019).

Итак, рассмотрев источники, обратимся к экономическим аспектам торговли людьми. Для этого нам потребуется дать приблизительную оценку криминальной экономике в целом, а затем сравнить с оценками индустрии траффикинга.

Скрытый характер криминальной экономики затрудняет измерение ее объемов, однако, основываясь на теоретических моделях, исследователи строят прогнозы. Шнайдер и Энсте утверждают, что чем более развита экономика в целом, тем меньше будет ее теневой и криминальный сегмент. Они предположили, что к криминальной экономике относятся торговля наркотиками, проституция, азартные игры, контрабанда, пиратство и мошенничество, и этот сегмент составляет 20-27% от ВВП для России и достигает 70-80% для развивающихся стран [Schneider, Enste 2002, 10], что в 2018 году составляло 326-441 млрд долларов.

Серьезных отечественных исследований об объеме криминальной экономики в России не публиковалось, в открытом доступе есть лишь данные Росфинмониторинга, согласно которым теневой сектор (отмывание денег, махинации, «черные» и «серые» зарплаты и т.д.) имеет объем порядка 20% от ВВП, то есть те же 326 млрд долларов17. По другой оценке, объем теневой экономики России почти вдвое больше и составляет 39% от ВВП18. Не совсем понятно, однако, что именно понимают авторы исследования под теневой экономикой в данном случае. Они определяют ее как деятельность, которая «намеренно скрывается от государственных органов», то есть сюда могут быть включены и криминальные типы бизнеса, такие как организация проституции, торговля наркотиками и т.д. , либо речь может идти только об экономических преступлениях.

Попытку посчитать обороты в сегменте торговли людьми предприняли в МОТ. Эксперты вычислили, что общая годовая прибыль торговцев людьми по всему миру составляет 150 млрд долларов, 99 млрд — прибыль от сексуальной эксплуатации и 51 млрд — от трудовой. В отчете также оценивается годовая прибыль от каждой жертвы траффикинга: 21 800 долларов в принудительной проституции и 4800 долларов в таких отраслях, как строительство, производство, добыча полезных ископаемых и хозяйственные работы19.

17 Финансовая разведка оценила в D20 трлн объем теневой экономики в России // РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/22/02/2019/5c6c16d99a79477be70257ee?from=from main (дата обращения: 11.10.2019).

18 Россия вошла в пятерку стран с крупнейшей теневой экономикой // РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/30/06/2017/595649079a79470e968e7bff (дата обращения: 11.10.2019).

19 Profits and poverty: The economics of forced labour // ILO [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/global/publications/ilo-bookstore/order-online/books/WCMS 243391/lang--en/index.htm (дата обращения: 11.10.2019).

Одну из этих цифр мы можем проверить на соответствие российской практике, опираясь на материалы уголовного дела в отношении гражданки Нигерии, которая принуждала свою соотечественницу заниматься проституцией, чтобы выкупить свою свободу и паспорт, а затем попыталась продать потерпевшую20. Прейскурант на услуги девушки составлял 6000 руб. за 2 часа, 10000 за ночь (примерно 90 и 155 долларов, соответственно). Девушка еженедельно обслуживала 5 и более клиентов, отдавая все деньги сутенерше. Таким образом, за неделю она приносила доход от 450 долларов, а за год — от 23400. Эта цифра близка к оценке МОТ, но по факту прибыль в данном случае была больше, мы рассчитали ее минимальный показатель.

Попробуем дать грубую оценку объемам индустрии траффикинга в России. Для этого необходимо понимать количество случаев торговли людьми в нашей стране. Очевидно, статистика уголовных дел и судов не является сколько-нибудь правдоподобным показателем. Согласно исследованиям, проведенным экспертами Академии Генеральной Прокуратуры РФ, в России минимальный коэффициент латентности для такого рода преступлений составляет 10,92 (ст. 127.1 УК) и 11,05 (ст. 127.2 УК) [Шестаков 2010, 16]. То есть соотношение незарегистрированного объема преступности к зарегистрированной ее части составляет как минимум 10:1, или регистрируется не более 1 преступления из 10. Исходя из этого, строить прогнозы общей численности жертв очень сложно, и мы используем данные международных НКО.

По расчетам правозащитников Global Slavery Index, количество жертв рабства и торговли людьми в России в 2016-2017 гг. составляло около 800000. Если предположить, что 30% из них — жертвы принудительной проституции и 70% — трудовой эксплуатации, то получим годовую прибыль около 8 млрд долларов. Разумеется, это слишком грубая оценка, чтобы быть достоверной, однако она дает представление о порядках объема прибыли в криминальном бизнесе торговли людьми. Индекс кажется преувеличенным, однако этот факт компенсируется тем, что в расчет не включаются многие виды преступлений, в том числе сделки по продаже детей и человеческих органов. Первые достаточно многочисленны, и каждая из них подразумевает сумму минимум в несколько сотен тысяч рублей21. Таким образом, обобщенный итог может оказаться правдоподобным. Если сравнить этот показатель (0,5% ВВП) со статистикой «белых» отраслей экономики, то он будет примерно равен

20 Уголовное дело № 11901450087000345 от 20.06.2019.

21 Уголовное дело № 11802220064000091 от 30.11.2018; Уголовное дело № 01-0528/2019 от 06.03.2019.

суммарному вкладу в ВВП России в 2018 году рыболовства и переработки рыбы22 и составит 20-26% объема криминальной экономики.

Криминальный бизнес, как и легальный, основан на прибыли и без нее не имеет смысла. Именно поэтому важнейшая задача состоит в том, чтобы лучше понять экономику индустрии торговли людьми. Это позволит законодательно воздействовать на «узкие места», делая бизнес более рискованным и менее прибыльным. Для реализации этой цели важно поддерживать взаимодействие между правоохранителями, которые имеют понимание практических вопросов, и научным сообществом, которое способно на основе имеющихся эмпирических данных строить экономические модели.

Траффикинг и миграция

Глобализация является важным фактором, способствующим росту торговли людьми. В современном мире границы государств и регионов проницаемы, социальная мобильность очень высока и возможности для перемещений огромны. С учетом специфики различных форм эксплуатации, которой подвергаются жертвы траффикинга, географическое перемещение имеет принципиально важное значение. Для генерирования прибыли жертва чаще всего должна взаимодействовать с другими людьми. Однако также для безопасности траффикеров и сохранения преступной схемы жертва должна быть максимально изолирована от общества. Это противоречие с легкостью разрешается путем помещения жертвы в среду, с которой она практически не может взаимодействовать: незнание языка, непонимание правовой, социальной и культурной основы жизни общества служат отличным механизмом изоляции. Здесь также важно отметить, что преступники выбирают в качестве жертв людей со специфическими психотипами: наиболее управляемых, податливых, неспособных оказать сопротивление. Д. Шестаков говорит о том, что общий склад характера (виктимность) определяет предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой торговли людьми. Ключевую роль играют низкая правовая грамотность, низкий уровень образования, неосторожность, наивность, доверчивость по отношению к работодателям, вербовщикам, медицинским структурам, посредникам и, самое главное, неосведомленность о приемах торговцев людьми [Шестаков 2010]. Помещение виктимного человека в чуждую культурную среду обеспечивает надежную гарантию безопасности для преступников.

22 Минсельхоз оценил дополнительный вклад рыболовства в ВВП // ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/6649651 (дата обращения: 11.10.2019).

Именно по этой причине траффикинг и миграция неразрывно связаны. По сути, торговля людьми составляет часть миграции и формирует отдельный криминальный миграционный поток. Некоторые исследователи даже определяют торговлю людьми как незаконное, тайное перемещение лиц через национальные границы, будь то принудительное или добровольное, независимо от пола, возраста или причины, для трансграничного перемещения [ВаББюиш й а1. 2010].

Криминальная экономика, как и законный бизнес, подчиняется законам спроса и предложения. В качестве примера можно рассмотреть потребность развитых стран и их жителей в развитии производств, для которого требуется дешевая рабочая сила и дешевое сырье, в качественных и разнообразных половых услугах. Предложение же на этом рынке формируется странами третьего мира, жители которых в попытке избежать нищеты, готовы практически на все и с легкостью становятся мишенью преступных группировок. Таким образом, весь мир превращается в единую систему сообщающихся сосудов, страны в этой системе могут иметь функции доноров, реципиентов и транзитных хабов.

Эта гипотеза подтверждается статистикой МОТ. Анализируя распределение доходов от торговли людьми, представители организации пришли к выводу, что в 2005 году 57% прибыли от трудовой эксплуатации обеспечивали индустриальные страны. Та же тенденция наблюдается в доходах от принудительной проституции, где доля развитых экономик достигает 50%, за ними следуют страны Азии (34%), переходные экономики (12%), Африка и Ближний Восток (4%) [Векег 2005, 15].

Данные Рисунка 1 позволяют сделать вывод, что лидерами среди стран-реципиентов являются западные страны с развитой экономикой, а главными донорами выступают развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки (см. Рисунок 1).

—Transregional flows: detected victims in destination countries

—Transregional flows: victims repatriated from destination countries Countries and territories not covered

Рисунок 1. Потоки торговли людьми по оценке ООН в 2012-2014 гг.23

Однако ошибочно было бы полностью объяснять объем траффикинга экономическими причинами. Важными факторами также служат вооруженные конфликты, природные катастрофы, демографические показатели, «притяжение» диаспор и многие другие.

В контексте рассмотрения миграционных процессов важно отметить, что они сами по себе тоже являются системообразующим фактором для торговли людьми. На Рисунке 2 видно, что направления и структура миграционных потоков схожи с потоками торговли людьми.

23 UNODC 2016, Global Report on Trafficking in Persons, Main destinations of trans-regional flows and origins of countries, 2012-2014 // UNODC [Электронный ресурс].

URL: https://books.google.ru/books?id=0E48DwAAQBAJ&pg=PT100&lpg=PT100&dq=main+destinations+of +trans-regional+flows+and+origins+of+countries+map&source=bl&ots=PF-

EfcbMMX&sig=ACfU3U1BXaapYsRVv22njA 6B5k5s1Cv4w&hl=en&sa=X&ved=2ahUKEwiM0dLn6YzmA hVpmYsKHZ30AlEQ6AEwFHoECAkOAO#v=onepage&q=main%20destinations%20of%20trans-regional%20flows%20and%20origins%20of%20countries%20map&f=false (дата обращения: 11.10.2019).

Рисунок 2. Миграционные потоки — визуализация данных, публикуемых Отделом народонаселения ООН, за 2010-2015 гг.24

Отдельно следует также выделить национальный и этнический фактор. Важную роль в формировании как миграционных, так и траффикинговых потоков могут играть диаспоры. Обладая высокой степенью «герметичности», национальные сообщества являются одновременно инкубаторами для ассимиляции мигрантов в новых культурных условиях и «закрытым клубом», который позволяет вовлекать людей в преступную деятельность и эксплуатацию своими же соотечественниками без придания огласки, с молчаливого согласия сообщества.

В современных условиях миграционные потоки многочисленны и разнообразны. Внешне завербованная жертва ничем не отличается от обычного человека, въезжающего или выезжающего из страны. Ситуация усугубляется еще и тем, что об истинном своем «назначении» многие пострадавшие узнают уже после прибытия, наивно полагая вначале, что едут работать или учиться.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для лучшего понимания динамики процесса уместно уделять больше внимания фиксации миграционных потоков. Исходящие потоки государственным структурам фиксировать сложнее, но и с входящими потоками ситуация складывается неоднозначная. Рассмотрим более подробно российский пример.

Сегодня учет въезжающих мигрантов подразделениями МВД ведется посредством подсчета выданных виз и фактов регистрации в органах ФМС25. Первый

24 All the World's Immigration Visualized in 1 Map // Metrocosm [Электронный ресурс]. URL: http://metrocosm.com/global-immigration-map/ (дата обращения: 11.10.2019).

25 Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-сентябрь 2018 года с распределением по странам и регионам // МВД РФ [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deliatelnost/statistics/migracionnaya/item/14852910/ (дата обращения: 11.10.2019).

показатель априори не применим к мигрантам из стран СНГ, с которыми установлен безвизовый режим. Второй же не отражает реальное положение дел, так как жертвы траффикинга не проходят регистрацию в ФМС. Таким образом, для безвизовых стран ни один из способов измерения нельзя считать эффективным.

Что касается мигрантов из других стран, их можно было бы теоретически отследить по количеству виз. Теоретически — потому что этот способ учета не даст близких к реальности результатов. Причина кроется в том, что Россия регулярно отменяет визовый въезд. Так было во время Олимпиады (2014), во время проведения Кубка Конфедераций (2017) и чемпионата мира по футболу (2018). Иными словами, обычно жесткий визовый режим раз в 3-4 года перестает действовать на достаточно долгий период. Ввозить в страну людей по паспорту болельщика ФИФА или аккредитации на Олимпиаду намного проще и дешевле, и этими «окнами» активно пользуются траффикеры.

Ни в визовые списки, ни в списки зарегистрированных жертвы не попадают. Так, во время чемпионата мира 2018 года в Россию по паспорту болельщика смогли въехать многочисленные граждане Нигерии. Многие мужчины, как выяснилось позднее, приобрели на родине «бизнес-тур» для трудоустройства, а затем остались бродяжничать, не имея ни жилья, ни средств, ни обратных билетов. Сотни подобных случаев были зафиксированы в Москве и вызвали общественный резонанс, после чего пострадавших отправили на родину26. Другая категория «мигрантов» из Нигерии, приехавших во время чемпионата, — женщины, исчезнувшие сразу после прибытия. Впоследствии таких женщин находили в публичных домах, в том числе там оказалась потерпевшая по вышеупомянутому уголовному делу и 7 ее «подруг по несчастью». Некоторые из таких «мигрантов» до сих пор остаются в России. По данным МВД, после завершения безвизового периода в стране оставалось более 5000 человек с паспортами болельщиков27; «из указанной категории лиц наибольшее количество составляют граждане Нигерии (1863), Вьетнама (911), Бангладеш (456), Сенегала (253)»28. В общей статистике МВД эти лица не учитываются.

26 Нигерийских болельщиков эвакуируют из России // Коммерсантъ [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3690349 (дата обращения: 11.10.2019).

27 Более 5 тыс. приехавших на ЧМ-2018 иностранцев все еще нелегально находятся в России // ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/6040387 (дата обращения: 11.10.2019).

28 Почти две тысячи нигерийцев остались в России после ЧМ-2018 по футболу // Спорт. РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: https://rsport.ria.ru/20190131/1550165282.html (дата обращения: 11.10.2019).

Для того чтобы скорректировать механизмы учета, Российским миграционным службам полезно было бы добавить статистику фактического пересечения границ. В этом случае неучтенных мигрантов станет существенно меньше.

Неравенство как катализатор торговли людьми

В отчетах ООН Россия часто классифицируется как страна-донор. Де факто этот вывод — результат чрезмерного обобщения, он не вполне соответствует действительности. В зависимости от типа преступной активности Россия является и страной-донором, и страной-реципиентом. Так, если рассматривать торговлю людьми с целью трудовой эксплуатации, то Россия имеет все признаки страны назначения, странами-донорами для которой выступают государства постсоветского пространства, в особенности Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан. Особо криминогенной и виктимогенной группой являются нелегальные мигранты, многие из которых вообще не проходят миграционный учет. Из-за нелегального статуса они не могут претендовать на законное трудоустройство. Впрочем, и мигранты, находящиеся в России законно, с трудом могут найти официальный заработок. Так, на учете в органах Федеральной миграционной службы в 2008 г. состояли 7,3 млн человек. Из них легально трудились 1 млн 150 тыс. [Шестаков 2010].

Что касается сексуальной эксплуатации, Россия действительно имеет признаки страны-донора: согласно данным представителей МВД РФ со ссылкой на управление Верховного комиссара ООН по правам человека, из постсоветской России за два десятилетия продано более 500 тысяч женщин и девочек29. Основные регионы назначения — Европа и Ближний Восток.

В отчетах НКО и научных статьях также постоянно встречается упоминание о том, что из России ежегодно вывозят от 30 до 60 тысяч женщин и девочек. Все ссылки ведут к публикации доктора экономических наук И. Ивахнюк и доктора экономических наук, профессора В. Ионцева30. Источником данных, которые приводят эти авторы, является публикация студентки Факультета государственных и муниципальных служащих Уральской академии государственной службы Сысолятиной Е.А., которая пишет, что «в основном из России вывозят женщин и детей для занятия проституцией. Их количество эксперты оценивают в 30-60 тыс. человек в год» [Сысолятина 2010]. Ни

29 Более 500 тыс. женщин из постсоветской России проданы в сексуальное рабство // Regnum [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/508702.html (дата обращения: 11.10.2019).

30 IvakhnyukI., lontsev V. Human Trafficking: Russia 2013. CARIM-East Explanatory Note 13/55 // CADMUS [Электронный ресурс]. URL: https://cadmus.eui.eu/bitstream/handle/1814/62818/Explanatory%20Notes 20135 5 .pdf?sequence=1 (дата обращения: 11.10.2019).

имен экспертов, ни методов оценки она не указывает, никаких ссылок на источник данных не приводит. Это один из примеров того, как недостоверная и необоснованная статистика перепечатывается серьезными исследователями, тиражируется на английском языке и попадает в отчеты и сводки наравне с корректными данными.

Теперь рассмотрим неравенство, которое представляет собой катализатор торговли людьми. В некотором смысле устройство глобальной системы траффикинга напоминает мир-систему Валлерстайна, где формирующее потребности ядро черпает ресурсы для их удовлетворения из периферии [Валлерстайн 2001]. Торговля людьми и рабство — одни из самых серьезных современных последствий неравенства, считают многие исследователи [Barner et al. 2014]. Социально-экономическое неравенство создает систему, где власть имущие легко доминируют над теми, кто не имеет власти и денег, и пользуются ими. То есть неравенство в глобальном и индивидуальном масштабе делает возможным эксплуатацию человека и отношение к нему, как к товару.

Участники преступных схем целенаправленно ищут жертв среди самых уязвимых категорий людей, страдающих от нищеты, безработицы, вынужденных содержать и обеспечивать своих близких. Чем ниже в стране уровень образования и грамотности, чем выше бедность и безработица, чем больше сирот, одиноких стариков, инвалидов, неблагополучных семей, тем шире будет выбор у траффикеров и тем больше возможностей для вербовки. Кроме того, легитимация неравенства и подчиненного положения «худших» по отношению к «лучшим» в культуре способствует подавлению сопротивления жертв, облегчая эксплуатацию и консервируя отношения «собственность — хозяин» [Blazek et al. 2018]. Российские исследователи также видят в росте неравенства одну из причин процветания индустрии торговли людьми. Ходырева Н. и Цветкова М. утверждают, что в основании самой проблемы траффикинга «лежит экономическое различие между посылающими и принимающими полулегальных мигрантов странами, позволяющее богатым нациям эксплуатировать представителей бедных наций» [Ходырева, Цветкова 2000, 141].

Динамика неравенства в мире — вопрос дискуссионный и в высшей степени политизированный. Нобелевский лауреат по экономике Д. Стиглиц считает, что неравенство в современном мире — это намеренно поддерживаемый порядок, в консервации которого заинтересованы экономические и политические элиты, и с использованием финансовых, политических, экономических, административных механизмов они обеспечивают воспроизводство этого порядка [Стиглиц 2003, 15]. Отражение идеи рассмотрения замкнутых самоконсервирующихся элит,

102

способствующих росту неравенства, мы находим в рейтинге кланового капитализма, разработанном изданием The Economist. Согласно концепции авторов, в последние десятилетия наступила золотая эпоха клановых капиталистов, которые зарабатывают свои богатства благодаря близким связям с правительством, а не управленческим и организационным талантам и победой в честной конкурентной борьбе. С 2004 по 2014 гг. количество миллиардеров в клановых отраслях по всему миру выросло на 385%. Индекс кланового капитализма — попытка измерить масштаб этого явления31.

К экономическому форуму в Давосе 2017 года было приурочено очередное исследование, согласно которому 82% богатства, аккумулированного в прошлом году, достались 1% населения мира, а 3,7 миллиарда человек, составляющих беднейшую половину человечества, не получили ничего32. Кроме того, авторы исследования выявили, что:

- ежегодное благосостояние миллиардеров росло в среднем на 13% с 2010 года, то есть в 6 раз быстрее, чем заработная плата обычных рабочих, которая в среднем росла всего на 2% в год;

- число миллиардеров увеличивалось каждые два дня в период с марта 2016 года по март 2017 года;

- генеральному директору одного из пяти ведущих мировых модных брендов требуется всего 4 дня, чтобы заработать сумму, которую заработает бангладешский швейный рабочий за свою жизнь;

- в США генеральному директору требуется чуть более одного рабочего дня, чтобы заработать то, что за год делает обычный работник.

Эти данные указывают на то, что неравенство если не прогрессирует, то как минимум остается на прежнем уровне, и улучшения ситуации мы не наблюдаем. В таких условиях соблюдение прав человека обречено носить селективный характер: одни люди рождены, чтобы быть «равноправнее» других.

Преодоление неравенства в мировом или региональном масштабе — идея утопическая. Сокращение неравенства — стратегическая задача государственной

31 Comparing crony capitalism around the world // The Economist [Электронный ресурс]. URL: https://www.economist.com/graphic-detail/2016/05/05/comparing-crony-capitalism-around-the-world (дата обращения: 11.10.2019).32 Richest 1 percent bagged 82 percent of wealth created last year — poorest half of humanity got nothing // Oxfam International [Электронный ресурс]. URL: https ://www.oxfam.org/en/pressroom/pressreleases/2018-01 -22/richest-1 -percent-bagged-82-percent-wealth-created-last-year (дата обращения: 11.10.2019).

32 Richest 1 percent bagged 82 percent of wealth created last year — poorest half of humanity got nothing // Oxfam International [Электронный ресурс]. URL: https://www.oxfam.org/en/pressroom/pressreleases/2018-01 -22/richest-1 -percent-bagged-82-percent-wealth-created-last-year (дата обращения: 11.10.2019).

социальной политики, рассчитанная на многолетнюю перспективу, поэтому в данной работе мы не будем останавливаться на этом аспекте. Нас будет интересовать, какие меры можно принять в существующих условиях. Первой такой мерой можно считать информирование общества о проблеме торговли людьми. В качестве механизмов информирования уместно рассмотреть СМИ, социальные сети, а также систему образования. Осведомленность об угрозе одновременно послужит профилактической мерой для уязвимых слоев населения и позволит широкой общественности научиться видеть признаки траффикинга и чаще сообщать о преступлениях такого рода в правоохранительные органы. Кроме того, отдельно следует проводить работу с виктимогенными группами, направленную на их социализацию и вовлечение в законную экономическую деятельность. Такая работа может проводиться силами государственных структур и некоммерческих организаций.

Активность правоохранительных органов и международное сотрудничество

Как уже отмечалось ранее, проблематика торговли людьми в ее современном виде — явление относительно новое. По этой причине многие страны не имеют эффективного полного законодательства, которое позволило бы систематически выявлять и предотвращать траффикинг. Соответственно, правоохранительные органы имеют низкую степень подготовки и мало опыта в борьбе с такими преступлениями. Лидерами по количеству и качеству законов, а также по уровню компетентности правоохранителей являются США и Великобритания, где существуют отдельные нормативные акты, посвященные борьбе с торговлей людьми и специальные подразделения силовиков, специализирующиеся на этом виде преступности.

Однако эффективно бороться с торговлей людьми в рамках одной территориальной единицы, будь то город или страна, не всегда возможно. Преступные группировки успешно используют географический фактор, чтобы запутать следы. На примере России можно убедиться в том, что даже внутриведомственные контакты между подразделениями МВД по регионам очень сильно затруднены и требуют времени. При этом фактическая ситуация, как правило, не терпит отлагательств и требует оперативного реагирования. Этим успешно пользуются, например, посредники, предлагающие купить ребенка на территории РФ. Схема организована таким образом, что продавец, покупатель и посредник находятся в разных субъектах РФ и встречаются лишь единожды на короткий момент передачи ребенка, а иногда не встречаются вовсе в полном составе. Фиксация такой сделки в принципе является затруднительной, но,

если вся активность происходит в основном через Интернет и распределена по разным регионам, преступление становится практически не доказуемым. В то время, когда нужно заниматься расследованием, правоохранительные органы занимаются определением территориальной принадлежности и поиском ответственного. Таким образом, низкая реактивность и бюрократизация правоохранительных органов служат гарантией безрисковой сделки для траффикеров.

Еще хуже дело обстоит тогда, когда речь идет о международных схемах торговли людьми. К административным и бюрократическим трудностям прибавляются языковые барьеры, большие расстояния, разное правовое поле. Это приводит к тому, что международные операции по разоблачению групп траффикеров сегодня почти невозможны в принципе. Исключением, пожалуй, является полиция объединенной Европы, которая успела наработать некоторый опыт координации совместных действий и систематически устраивает рейды против торговцев людьми. Однако рейды эти локализуются на национальном или более низких уровнях.

Даже при достижении высокой степени координации и взаимодействия в Европе подобные операции — это не полностью эффективная мера, поскольку они проводятся только в странах-реципиентах, в то время как вербовщики и организаторы в странах-донорах продолжат свою активность, и на смену ликвидированным ячейкам траффикеров вскоре придут другие. Решением этой проблемы может быть только усиление международного сотрудничества и наработка опыта комплексного расследования преступлений.

Для России такой опыт был бы крайне полезен. Во-первых, на сегодняшний день информированность силовиков о проблеме в среднем довольно низкая, а значит, в условиях необходимости оперативного принятия решений эффективность последних снижается. Обмен опытом с российскими и иностранными коллегами, а также выработка быстрых схем обмена информацией между регионами и между Россией и другими странами в итоге помогут наладить систему предупреждения преступлений. Так, например, при своевременном реагировании лицам, завербованным иностранными гражданами, могут не дать покинуть страну отправления или въехать в страну назначения.

Полезной мерой будет повышение общей осведомленности сотрудников правоохранительных органов о проблеме торговли людьми и рабства. Речь в данном случае идет не только о правоохранителях, занятых непосредственно расследованиями.

Массовое информирование на уровне патрульных служб и участковых уполномоченных поможет выявлять преступления более эффективно.

Для России также будет полезным перенять опыт организации отдельных подразделений, специализирующихся на борьбе с траффикингом. Фундамент для их создания внутри МВД уже сейчас существует в виде отделов, которые специализируются на таких преступлениях, как похищения, вымогательство и торговля людьми.

Заключение

Мы рассмотрели феномены торговли людьми и современного рабства в общем виде и убедились в том, что изучение их должно осуществляться с применением широкого междисциплинарного подхода и с учетом социальных, экономических, культурных, политических и правовых аспектов. Был также определен комплекс проблем, актуальных для России и многих других стран, способствующих развитию криминального бизнеса траффикинга, что может стать отправной точкой для дальнейшего более глубокого анализа.

Кроме того, подводя итог работе, мы можем сформулировать список некоторых практических мер, которые позволят лучше понять данную проблему и выработать более эффективные механизмы борьбы с ней. К таким мерам можно отнести:

- уточнение понятий «торговля людьми» и «рабство», введение единой классификации и доработка законодательства в соответствии с более четкой терминологией;

- подключение научного сообщества к изучению проблемы. Сбор и обобщение разрозненных данных, имеющихся на данный момент, для лучшего понимания динамики и диагностики основных рисков. Подготовка регулярных отчетов, более детальное изучение экономической модели траффикинга;

- выделение наиболее уязвимых групп населения в зависимости от типа преступлений. Проведение кампании по информированию граждан о рисках и угрозах, обучение распознаванию преступной активности;

- обучение правоохранителей, в том числе на самых низких уровнях, с целью повысить количество выявленных преступлений;

- налаживание взаимодействия с иностранными правоохранительными органами для обмена опытом и расширения компетенций российских специалистов;

- введение новых алгоритмов учета мигрантов, в особенности на периоды крупных мероприятий на территории России.

Разумеется, этот перечень нельзя считать исчерпывающим. Наша задача на данном этапе заключалась в том, чтобы обнаружить «тонкие места» и предложить механизмы их корректировки. Такие механизмы должны быть достаточно простыми и реализуемыми на практике. Воплощение их в жизнь позволит России выйти на новый уровень борьбы с торговлей людьми. При этом сохраняется необходимость, помимо точечной корректировки, глубже изучать проблему траффикинга и вырабатывать комплексные программы по борьбе с ним, рассчитанные на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Список литературы:

Алихаджиева И. Недостатки законодательной регламентации уголовно-правовой борьбы с торговлей людьми // Уголовное право. 2006. № 5. С. 4-7.

Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / Пер. с англ. П.М. Кудюкина; Под общей редакцией Б.Ю. Кагарлицкий. СПб.: Издательство «Университетская книга», 2001.

Волков К.А. Почему проблема торговли людьми и эксплуатации человека остается острой? // Всероссийский криминологический журнал. 2014. № 2. С. 142-148. Ерохина Л.Д., Буряк М.Ю. Торговля женщинами и детьми в социальной и криминологической перспективе. М.: Профобразование, 2003. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. М.: Мысль, 2003. Сысолятина Е.А. Торговля людьми: «экспорт» и «импорт» живого товара // Экономика, государство, общество. 2010. № 3(3). URL: http://ego.uapa.ru/ru/issue/2010/03/13/ (дата обращения: 11.10.2019).

Тюрюканова Е. Принудительный труд в современной России: нерегулируемая миграция и торговля людьми. Женева: Международное бюро труда, 2006.

Ходырева Н.В., Цветкова М.Г. Россиянки и явление трэффика // Социс. 2000. № 11. С.141-144.

Шестаков Д.А. Постлиберальная криминология о «Торговле людьми» // Всероссийский криминологический журнал. 2010. № 3. С. 14-22.

Barner John R., David Okech, Meghan A. Camp Socio-Economic Inequality, Human Trafficking, and the Global Slave Trade // Societies. 2014. № 4. P. 148-160. DOI: https://doi.org/10.3390/soc4020148.

Bassiouni C., Rothenberg D., Higonnet E., Farenga C., Augustus Sol Invictus Addressing International Human Trafficking in Women and Children for Commercial Sexual Exploitation in the 21st century // Revue Internationale de Droit Pénal. 2010. No. 3-4. Vol. 81. P. 417-491. Belser P. Forced Labour and Human Trafficking: Estimating the Profits. Geneva: International Labour Organization, 2005.

BlazekM, Esson J, Smith D.P. Relational Geographies of Human Trafficking: Inequality, Manoeuvring and Im/Mobility across Space and Time // Transactions of the Institute of British Geographers. 2019. Vol. 44. Is. 1. P. 63-78. DOI: https://doi.org/10.1111/tran.12271. Schneider F., Enste D.H. Shadow Economies: Size, Causes, and Consequences // Journal of Economic Literature. 2000. Vol. 38(1). P. 77-114. DOI: https://doi.org/10.1257/jel.38.1.77. Weitzer R. Human Trafficking and Contemporary Slavery // Annual Review of Sociology. 2015. Vol. 41. P. 223-242. DOI: https://doi .org/10.1146/annurev-soc-073014-112506. Zhang S.X. Beyond the "Natasha" Story: A Review and Critique of Current Research on Sex Trafficking // Global Crime. 2009. Vol. 10. P. 178-195.

DOI: https://doi.org/10.1080/17440570903079899.

Дата поступления: 21.08.2019

Siluyanova Yu.A.

Factors Contributing to the Development of Human Trafficking Industry

in Russia and in the World

Yulia A. Siluyanova — postgraduate student, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: Zernovaiu@gmail.com

Abstract

Human trafficking in the modern world is a phenomenon with deep social roots, it affects the most vulnerable social groups. International society considers it as a tough crime against rights and freedoms of people. Trafficking as a phenomenon can't be analyzed only by the means of criminalistics and law. For deeper understanding it is necessary to apply interdisciplinary approach which takes into account cultural, social and economic factors. Trafficking is one of the most profitable types of criminal business, and due to shortcomings in the legislation and lack of practice in law enforcement, the risks for criminals remain relatively low. Thus, trafficking industry tends to have profits. Moreover, we don't have enough scientific researches in this area to evaluate the market of trafficking.

In this paper, using statistical data, international organizations reports, criminal cases and interviews with a spokesperson of Russian enforcement authorities we consider the basic concepts, classification of crimes of this kind, as well as reveal the economic aspects of trafficking and a set of reasons that contribute to the development of this criminal industry on the example of Russia and other countries. Having revealed vulnerabilities, we offer a set of measures which can allow studying trafficking phenomenon better and countering it at international and national levels more effectively.

Keywords

Human trafficking, modern slavery, migration, hidden migration, international crime, shadow economy, criminal economy, human rights, inequality, globalization.

DOI: 10.24411/2070-1381-2019-10019

References:

Alikhadzhiyeva I. (2006) Nedostatki zakonodatel'noy reglamentatsii ugolovno-pravovoy bor'by s torgovley lyud'mi [Shortcomings of the legislative regulation of the criminal legal fight against trafficking in human beings]. Ugolovnoepravo. No. 5. P. 4-7. Barner John R., David Okech, Meghan A. Camp (2014) Socio-Economic Inequality, Human Trafficking, and the Global Slave Trade. Societies. No. 4. P. 148-160. DOI: https://doi.org/10.3390/soc4020148.

Bassiouni C., Rothenberg D., Higonnet E., Farenga C., Augustus Sol Invictus (2010) Addressing International Human Trafficking in Women and Children for Commercial Sexual Exploitation in the 21st century. Revue Internationale de Droit Pénal. Vol. 81. P. 417-491. Belser P. (2005) Forced Labour and Human Trafficking: Estimating the Profits. Geneva: International Labour Organization.

Blazek M., Esson J., Smith D.P. (2019) Relational Geographies of Human Trafficking: Inequality, Manoeuvring and Im/Mobility across Space and Time. Transactions of the Institute of British Geographers. Vol. 44. Is. 1. P. 63-78. DOI: https://doi.org/10.1111/tran.12271.

Erokhina L.D., Buryak M.Yu. (2003) Torgovlya zhenshchinami i det'mi v sotsial'noy i kriminologicheskoy perspektive [Trafficking in women and children from a social and criminological perspective]. Moscow: Profobrazovaniye.

Kpodyreva N.V., Tsvetkova M.G. (2000) Rossiyanki i yavleniye treffika [Russian women and human trafficking]. Sotsis. No. 11. P. 141-144.

Schneider F., Enste D.H. (2000) Shadow Economies: Size, Causes, and Consequences. Journal of Economic Literature. Vol. 38(1). P. 77-114.

DOI: https://doi.org/10.1257/iel.38.L77.

Shestakov D.A. (2010) Postliberal Criminology on Human Trafficking. Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. No. 3. P. 14-22.

Stiglicz Dzh. (2003) Globalization and Its Discontents. Moscow: Mysl'. Sysolyatina E.A. (2010) Torgovlya lyud'mi: «eksport» i «import» zhivogo tovara [Human trafficking: export and import of human beings]. Ekonomika, gosudarstvo, obshhestvo, No. 3(3). Available: http://ego.uapa.ru/ru/issue/2010/03/13/ (accessed: 11.10.2019).

Tyuryukanova E. (2006) Prinuditel'nyy trud v sovremennoy Rossii: nereguliruyemaya migratsiya i torgovlya lyud'mi [Forced labour in modern Russia: unregulated migration and human trafficking]. Zheneva: Mezhdunarodnoe byuro truda.

Vallerstajn I. (2001) World-Systems Analysis and Situation in the Modern World. Saint-Petersburg: Izdatel'stvo «Universitetskaya kniga».

Volkov K.A. (2014) Why Human Trafficking and Exploitation Is Still a Severe Problem? Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. No. 2. P. 142-148.

Weitzer R (2015) Human Trafficking and Contemporary Slavery. Annual Review of Sociology. Vol. 41. P. 223-242. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-soc-073014-112506. Zhang S.X. (2009) Beyond the "Natasha" Story: A Review and Critique of Current Research on Sex Trafficking. Global Crime. Vol. 10. P. 178-195. DOI: https://doi.org/10.1080/17440570903079899.

Received: 21.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.