Научная статья на тему 'Факторы совершенствования системы корпоративного управления инвестиционными процессами и реализации политики государственной поддержки хозяйствующих субъектов экономики региона посредством механизма создания образовательного кластера'

Факторы совершенствования системы корпоративного управления инвестиционными процессами и реализации политики государственной поддержки хозяйствующих субъектов экономики региона посредством механизма создания образовательного кластера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / КОРПОРАТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еремеев Е. И.

В статье анализируются текущие проблемы системы корпоративного управления инвестиционными процессами и реализации политики государственной поддержки хозяйствующих субъектов в рамках экономики региона, выделяются факторы и предлагаются механизмы инновационного развития экономики региона на основании комплексного корпоративного взаимодействия в рамках образовательного кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper analyzes the current problems of corporate management, investment process and implementation of the policy of state support of business entities in the economy of the region, highlighted factors and proposes mechanisms for innovative economic development of the region based on a comprehensive corporate interaction within the education cluster.

Текст научной работы на тему «Факторы совершенствования системы корпоративного управления инвестиционными процессами и реализации политики государственной поддержки хозяйствующих субъектов экономики региона посредством механизма создания образовательного кластера»

ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА ПОСРЕДСТВОМ МЕХАНИЗМА СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА

В статье анализируются текущие проблемы системы корпоративного управления инвестиционными процессами и реализации политики государственной поддержки хозяйствующих субъектов в рамках экономики региона, выделяются факторы и предлагаются механизмы инновационного развития экономики региона на основании комплексного корпоративного взаимодействия в рамках образовательного кластера.

The paper analyzes the current problems of corporate management, investment process and implementation of the policy of state support of business entities in the economy of the region, highlighted factors and proposes mechanisms for innovative economic development of the region based on a comprehensive corporate interaction within the education cluster.

Ключевые слова: корпоративное управление, инвестиционные процессы, корпоративная инфраструктура, частно-государственное партнерство,инновационное развитие,

образовательный кластер, региональная экономика

Keywords: corporate governance, investment process, corporate infrastructure, public-private partnerships, innovative development, educational cluster, regional economy.

Исследование проблем совершенствования системы корпоративного управления инвестиционными процессами и реализации политики государственной поддержки хозяйствующих субъектов региона является актуальным, так как позволяет определить необходимые факторы и выработать условия развития производительных сил и производственных отношений в рамках отраслевых структур и комплексов отраслей в регионе.

Новизна исследования проблем совершенствования системы корпоративного управления инвестиционными процессами и реализации политики государственной поддержки хозяйствующих субъектов региона состоит в оценке влияния факторов внешней и внутренней среды на мотивацию субъектов экономического взаимодействия к формированию эффективных стратегий организации и

Еремеев Е. И.

корпоративного управления в рамках отраслевых структур и комплексов при условии ужесточающейся конкуренции на региональном и субрегиональном рынках.

Целью исследования является анализ факторов, позитивно влияющих на конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность, а также снижающих степень рисков для отраслевых структур и комплексов в рамках экономики региона.

Гипотезой исследования является предположение, о том, что совершенствование системы корпоративного управления инвестиционными процессами и реализации политики государственной поддержки хозяйствующих субъектов региона посредством создания образовательного кластера может стать одним из факторов повышения конкурентоспособности и может привести к снижению степени рисков для производственного потенциала региона.

Для достижения означенной цели в рамках «Коми регионального инновационнотехнологического центра» нами было проведено исследование проблем совершенствования системы корпоративного управления инвестиционными процессами и реализации политики государственной поддержки хозяйствующих субъектов в Республике Коми.

В качестве методов исследования предпочтений потенциальных участников кластеров по вопросам создания в РК эффективных инструментов государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов был избран экспертный анкетный опрос руководителей предприятий региона, проведенный на основе анкетирования корпоративных респондентов.

К экспертным методам, используемым в рамках исследования, необходимо отнести совокупность логических и математико-статистических процедур, направленных на получение от экспертов необходимой информации, а также анализ и обобщение этой информации в целях подготовки и выбора наилучших решений. Опрос экспертов проводился по шкале Лайкерта; оценка экспертов подверглась шкалированию и была использована наряду со статистическими данными. Однако необходимо отметить, что использование экспертных данных имеет определенные недостатки. Существуют свидетельства о том, что на экспертные вопросы относительно субъективного понимания ситуации не всегда даются достоверные ответы, точно отражающие ситуацию. Тому имеется множество причин: ошибки при разработке опроса, неправильная шкала ответов, нежелание экспертов высказывать свое незнание проблемы или отсутствие личного мнения, ошибки в выборке экспертов. Даже порядок размещения и формулирования вопросов к экспертам может являться

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра Н у 2013

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования ^ *

Сыктывкарского государственного университета Режим д°сгупа: www.'vestmk.-k.u.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: vestnik-ku@syktsu.ru

фактором, влияющим на объективность полученного результата. Тем не менее экспертные методы активно используются в практике формирования рейтингов конкурентоспособности, особенно для формирования рейтингов конкурентоспособности экономики региона. Для уменьшения влияния ошибок экспертов при агрегировании первичных данных в обобщающие коэффициенты более высокого порядка экспертным данным были присвоены меньшие весовые коэффициенты, чем статистическим данным. Примером, послужил рейтинг конкурентоспособности регионов Международного института менеджмента (ГМО) при формировании интегрального показателя конкурентоспособности, статистические данные агрегируются с весовым коэффициентом, равным единице, в то время как данные экспертов при агрегировании получают весовой коэффициент, равный 0,64. В рейтинге конкурентоспособности стран Всемирного экономического форума (ВЭФ) для статистических данных используется весовой коэффициент, равный 0,75, а для результатов экспертных опросов - 0,25[10].

В нашем случае в качестве среднего весового коэффициента при оценке как ориентира для балльной оценки мнения экспертов был избран уровень 0,75.

Обобщенные результаты эксперимента в рамках исследования проблем совершенствования системы корпоративного управления инвестиционными процессами и реализации политики государственной поддержки хозяйствующих субъектов в Республике Коми были сведены в таблицу, позволяющую учесть полученные экспертные данные в расчете интегрального показателя (табл. 1)

Таблица 1.

Итоговая экспертная балльная оценка по результатам исследования

№ вопроса Содержание вопросов анкетирования Варианты ответа, генерирующие процесс кластеризации (кол-во ответов категории А) Варианты ответа, не генерирующие процесс кластеризации (кол-во ответов категории Б) Суммарная балльная оценка (X соотношение ответов по категориям/ общее кол-во вопросов)

Как Вы считаете, для каких сфер в Республике Коми в настоящий момент наиболее актуально решение вопросов совершенствования системы корпоративного управления? 67 53 1,26

Каково, по Вашему мнению, состояние развития корпоративной среды Республики Коми, включающей субъектов-участников производственных и финансовых отношений на всех уровнях? 65 55 1,18

Какова, по Вашему мнению, сопротивляемость изменению 71 49 1,45

Вестник Научно-исследовательского центра Н у 2013

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования ^ *

Сыктывкарского государственного университета Режим д°сгупа: www.'vestmk.-k.u.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: vestnik-ku@syktsu.ru

текущего состояния корпоративной среды в регионе?

Как Вы думаете, каковы причины сопротивления изменениям текущего состояния корпоративной среды в регионе? 67 53 1,26

Что, на Ваш взгляд, является причинами неудовлетворительного состояния корпоративной среды в регионе? 43 77 0,56

Какие, на Ваш взгляд, факторы могут способствовать улучшению состояния корпоративной среды в регионе в сфере высокоинтеллектуальных, высокотехнологичных производств? 82 38 2,16

Какие, по Вашему мнению, факторы могли бы способствовать созданию высокотехнологичных производственных комплексов (кластеров)в регионе? 34 86 0,40

Какие из мер в первую очередь могли бы способствовать созданию высокотехнологичных производственных комплексов (кластеров)в регионе? 71 49 1,45

С какими объектами инновационной инфраструктуры, включая все объекты производственных и финансовых отношений, Вам приходилось взаимодействовать в регионе? 61 59 1,03

Развитие каких объектов инновационной инфраструктуры, по Вашему мнению, может способствовать созданию высокотехнологичных производственных комплексов (кластеров)в регионе? 39 81 0,48

Укажите, какие, по Вашему мнению, консалтинговые организации следует развивать в целях создания высокотехнологичных производственных комплексов (кластеров)в регионе? 62 58 1,07

Какие, на Ваш взгляд, производственно-технические объекты инновационной инфраструктуры необходимо развивать в целях создания высокотехнологичных производственных комплексов (кластеров) в регионе? 73 47 1,55

Какие объекты финансовой составляющей инновационной инфраструктуры , по Вашему мнению, необходимо развивать в целях создания высокотехнологичных производственных комплексов (кластеров) в регионе? 76 44 1,73

Какие направления в рамках кадровых и образовательных объектов инновационной инфраструктуры Вы предложили бы внедрить в целях развития высокотехнологичных производственных комплексов (кластеров) в регионе? 39 81 0,48

Какие объекты информационной инфраструктуры Вы предложили бы внедрить в целях развития высокотехнологичных производственных комплексов (кластеров)в регионе? 74 46 1,61

Какие сбытовые объекты инновационной инфраструктуры Вы бы предложили внедрить в целях развития высокотехнологичных производственных комплексов (кластеров)в регионе? 72 48 1,50

Какие формы поддержки инновационной, деловой либо интеллектуальной активности Вашей организации могут дать наибольший эффект в рамках высокотехнологичных производственных комплексов (кластеров) региона? 65 55 1,18

По Вашему мнению, насколько сильным должно быть государственное вмешательство в инновационную инфраструктуру в рамках развития высокотехнологичных производственных комплексов (кластеров) в регионе? 60 60 1,00

Какие задачи по поддержке инновационной деятельности в рамках развития высокотехнологичных производственных комплексов (кластеров) в регионе, на Ваш взгляд, должны эффективно решаться на государственном и муниципальном уровнях? 65 55 1,18

Использование каких типов инвестиций в целях развития высокотехнологичных производственных комплексов (кластеров), по Вашему мнению, приведет к положительному эффекту для экономики региона? 60 60 1,00

Средний весовой коэффициент, избранный в качестве ориентира для балльной оценки £/20=15/20=0,75

Итоговая экспертная балльная оценка по результатам исследования (интегральный показатель) £/20=1,18

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим д°сгупа: www.'vestmk.-k.u.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: vestnik-ku@syktsu.ru

Номер 1, 2013

Результаты исследования позволили:

1. определить ряд факторов, непосредственно влияющих на конкурентоспособность отраслей региона, и среди них: уровень развития производительных сил, качество основных фондов и человеческого капитала, а также уровень развития инновационной инфраструктуры, система производственных отношений и переподготовки квалифицированных кадров (табл. 2).

Результаты ответов респондентов позволили ранжировать факторы по степени важности, применительно к региональным условиям проведенной выборки;

2. сформулировать ряд предложений, снижающих степень системных рисков развития экономики региона и в том числе преодоления низкого уровня инвестиционной привлекательности отраслей региона посредством создания кластерных образований в рамках интеграции производственной сферы и образовательной инфраструктуры.

Таблица 2

Факторы, непосредственно влияющие на конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность отраслей региона

Факторы, позитивно влияющие на конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность, снижающие степень рисков для отраслей региона (категория А), % от £ вариантов ответов

1. реформирование регионального законодательства 0,6

2. устойчивый спрос на инновационную продукцию 1

3. сохранение для частного сектора стимулов к финансовым инвестициям 1,05

4. государственное стимулирование развития рыночных механизмов 1,2

5. долговременные инвестиции в производство инновационной продукции, формирование класса новых управленцев (сочетание профессиональных характеристик и гражданской позиции) 1,5

6. привлечение транснациональных корпораций (ТНК) в качестве части инновационной инфраструктуры корпоративного сектора 1,55

7. создание креативного класса бизнес-инженеров 1,6

8. побуждение к инновациям крупных компаний 1,6

9. проведение ярмарок-технологий 1,65

10. приоритет развития человеческого капитала как важного элемента, формирующего инфраструктуру в рамках корпоративного управления 2

11. специализированная организация, занимающаяся разработкой и внедрением инновационных проектов, созданием электронной базы потенциальных инвесторов, выпуском специализированного электронного журнала по проблемам корпоративного управления и венчурных инвестиций 2,05

12. инновационно-промышленные комплексы, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры 2,25

13. снижение ставки налога на прибыль 2,5

14. приватизация госкорпораций, при условии сохранения производственной цепочки от инжиниринга и технологических процессов до выпуска готовой продукции 2,65

15. модернизация существующей социально-экономической инфраструктуры в рамках корпоративного управления 2,85

16. формирование в научно-технологической сфере сегмента инновационной инфраструктуры 3,1

17. развитие производительных сил в рамках совершенствования корпоративного управления 3,15

18. активное внедрение в практику целевой системы грантов по стимулированию венчурных проектов 3,15

19. формирования точек роста в виде инновационных производств 3,25

20. создание единой системы отбора территориальных инновационных образовательных кластеров как части корпоративной инфраструктуры 3,5

21. формирование и реализация портфеля инвестиционных проектов, направленных на диверсификацию экономики, а также повышение ее конкурентоспособности на основе инновационного развития с использованием кластерных технологий 3,55

22. организация коучинга на ведущих предприятиях отрасли с использованием корпоративных сбытовых объектов инновационной инфраструктуры (ярмарки инновационных проектов, внешнеторговые объединения, 4,25

Вестник Научно-исследовательского центра Н у 2013

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования ^ *

Сыктывкарского государственного университета Режим д°сгупа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^^тк-ки@^ук^и.ги

| специализированные посреднические фирмы) |

Факторы, негативно влияющие на конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность, повышающие степень рисков для отраслей региона (категория Б), % от £ вариантов ответов

1. отсутствие дизайна новых потребностей 0,7

2. отсутствие частно-государственного партнерства в образовательной сфере 1

3. отсутствие механизмов солидарного финансирования научной деятельности государством и бизнес-сообществом 1,5

4. интенсивное техногенное воздействие на социально-экологическую среду 1,7

5. обострение конкуренции при концентрации предприятий отрасли в одном регионе 1,7

6. монополизации рынков бизнес-структурами с государственным участием 2,35

7. высокое налоговое бремя на этапе венчурного инвестирования 2,9

8. слабое развитие инновационной среды ввиду хронического недофинансирования инфраструктуры научноисследовательской и опытно-конструкторской деятельности 3

9. отсутствие сети организаций, оказывающих консалтинговые, информационные, финансовые и другие виды услуг, направленных на поддержку и развитие инновационной деятельности в регионе 3,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. отсутствие экономических стимулов прямой государственной поддержки, региональные программ развития инфраструктуры (кадровых структур, консалтинговых организаций, образовательных структур), 3,35

11. отсутствие малых организаций, созданных на базе действующих научных и образовательных учреждений и специализированных организаций, располагающих собственной материальной и кадровой базой 3,65

12. проблема кадрового голода в производственном и непроизводственном секторах 3,65

13. отсутствие последовательной цепочки инновации-технологии-коммерциализация 3,9

14. отсутствие бюджетных ресурсов, венчурного капитала и прямых инвестиций в рамках частных и государственных инвестиционных проектов 4,2

15. повышение акцизов на нефтепродукты 4,35

16. нехватка объективной информации о состоянии производственно-технической среды и, как следствие, ошибочное либо нерациональное расходование бюджетных ассигнований и спонсорской помощи 4,45

17. бюрократизм в процессе принятия административных решений в рамках управления корпоративным сектором 4,55

Исследование показало, что развитие производительных сил в рамках совершенствования корпоративного управления необходимо рассматривать в качестве одного из приоритетов политики модернизации региональной экономики, непосредственно влияющего на конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность, снижающего степень рисков для отраслей экономики региона.

Первой группой факторов, непосредственно влияющих на конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность, снижающих степень рисков для отраслей региона, является необходимость развития инновационной деятельности в Республике Коми, которое должно послужить основой формирования научно-технологической сферы сегмента инновационной инфраструктуры, обеспечивающей создание малых технологических предприятий и условий для динамичного развития корпоративного управления в целом. Среди ключевых аспектов корпоративного управления - обеспечение притока внешнего капитала в фирму, а также стимулирование заинтересованных лиц к осуществлению инвестиций в ее человеческий капитал [11]. Инфраструктурные функции корпоративного управления экономической системой региона могут выполнять как малые организации, созданные на базе действующих научных и образовательных учреждений, так и специализированные организации, располагающие собственной материальной и кадровой базой. К объектам производственно-технической инфраструктуры, которые необходимо выстраивать в целях повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, снижения степени рисков для отраслей региона, следует отнести прежде всего

инновационно-промышленные комплексы, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры. Развитие инновационной инфраструктуры в рамках корпоративного управления предусматривает создание сети организаций, оказывающих консалтинговые, информационные, финансовые и другие виды услуг, направленных на поддержку и развитие инновационной деятельности в регионе.

Способствовать решению выявленных в рамках исследования проблем в части развития объектов инновационной инфраструктуры в рамках совершенствования корпоративного управления способна специализированная организация, занимающаяся разработкой и внедрением инновационных проектов, созданием электронной базы потенциальных инвесторов, выпуском специализированного электронного журнала по проблемам корпоративного управления и венчурных инвестиций.

Также в рамках данной группы факторов, влияющих на конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность, снижающего степень рисков для отраслей региона, необходимо учесть деятельность транснациональных корпораций (ТНК) как часть инновационной инфраструктуры корпоративного сектора. Они стимулируют и формируют тренд развития более мелких компаний, а венчурный капитал посредством бизнес-инкубаторов обеспечивает последовательную цепочку «инновации-технологии-коммерциализация». Стимулировать процесс создания данной производственно-техгнологической связки могут решения в рамках корпоративного управления, а именно продолжение политики приватизации госкорпораций, при условии сохранения производственной цепочки от инжиниринга и технологических процессов до выпуска готовой продукции.

При этом риски экономического роста в рамках корпоративного управления связаны с обострением конкуренции при концентрации предприятий отрасли в одном регионе, повышением акцизов на нефтепродукты, а снижение ставки налога на прибыль при уменьшении трансфертов актуализирует проблему формирования точек роста в виде инновационных производств. Дополняет картину слабое развитие инновационной среды ввиду хронического недофинансирования инфраструктуры научноисследовательской и опытно-конструкторской деятельности в 90-е годы ХХ века.

Также в данном процессе крайне необходимо учитывать определенные условия, влияющие на создание и деятельность инновационных организаций: устойчивый спрос на инновационную продукцию, долговременные инвестиции в производство инновационной продукции, кадровые решения, формирование класса новых управленцев, сочетающих профессиональные характеристики

и гражданскую позицию, побуждение к инновациям крупных компаний в условиях монополизации рынков и бизнеса с государственным участием, освобождение от налогов на этапе венчурного инвестирования.

Актуальным предложением в рамках данной группы факторов, непосредственно влияющих на конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность, снижающих степень рисков для отраслей региона, является модернизация существующей социально-экономической инфраструктуры региона в рамках корпоративного управления производством на основе создания новой энергосберегающей модели экономико-технологического развития при условии снижения интенсивности техногенного воздействия на социально-экологическую среду.

Для развития объектов финансовой инфраструктуры, существенная нехватка которых ощущается в Республике, необходимы бюджетные ресурсы, венчурный капитал и прямые инвестиции в рамках частных и государственных инвестиционных проектов. Принципиальными задачами, над решением которых необходимо работать в перспективе в рамках корпоративного управления инвестициями в инфраструктуру РК, являются сохранение для частного сектора стимулов к финансовым инвестициям, государственному стимулированию развития рыночных механизмов, более активному внедрению в практику целевой системы грантов по стимулированию венчурных проектов. Необходимо использовать такие инструменты, как создание финансовых стимулов для инвесторов, вкладывающих средства в инновационные предприятия, обеспечение рационального сочетания механизмов государственного прямого и косвенного стимулирования и рыночных механизмов при осуществлении инновационной деятельности, финансовая поддержка в форме целевых грантов, а также налоговых льгот на исследования и разработки. При этом необходимо учесть, что вмешательство государства в инвестиционную деятельность должно ограничиваться государственными инвестициями и не превращать государственную поддержку в инструмент активного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов.

В качестве второй группы факторов, непосредственно влияющих на конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность, снижающих степень рисков для отраслей региона, можно отметить приоритет развития человеческого капитала. Данный фактор выступает в качестве важного элемента, формирующего инфраструктуру в рамках корпоративного управления посредством частно-государственного партнерства в образовательной сфере.

В качестве сил, тормозящих распределение и внедрение инноваций, непосредственно влияющих на конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность, снижающих риски для отраслей региона, необходимо рассматривать текущее состояние образования и науки в регионе. Выделив причины неготовности к инновациям, можно сказать, что среди них основными являются бюрократизм в процессе принятия административных решений в рамках управления корпоративным сектором, при этом малое количество из уже отобранных проектов готово к коммерциализации по причинам недостаточного уровня их проработки, а это является сильным аргументом необходимости развития образовательной инфраструктуры.

По итогам исследования обозначилась серьезная проблема кадрового голода в производственном и непроизводственном секторах, непосредственно влияющая наконкурентоспособность и инвестиционную привлекательность, снижающая риски для отраслей региона. Решить ее возможно за счет развития кадровых и образовательных объектов, формирующих в целом образовательный кластер и включающих мастер-классы в рамках НОУ «Высшая школа бизнеса и права». Актуальным также представляется организация коучинга на ведущих предприятиях отрасли с использованием корпоративных сбытовых объектов инновационной инфраструктуры (ярмарки инновационных проектов, внешнеторговые объединения, специализированные посреднические фирмы). Эффективными формами поддержки инновационной активности в рамках совершенствования корпоративного управления могут выступать: обучение персонала, предоставление материальнотехнической базы, обеспечивающей финансово-инвестиционную деятельность, что подтверждается проведенным исследованием.

Важным фактором, непосредственно влияющим на конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность, снижающим степень рисков для отраслей региона, является создание креативного класса бизнес-инженеров, составляющих космополитичный слой фрилансеров как субъектов, задающих новую социально-экономическую тональность развития реального сектора экономики, активно использующих в своей повседневной работе инновационные технологии, формирующих дизайн новых потребностей, обеспечивающих выход на междисциплинарный уровень знаний в науке. Разработка гибридных технологий как результат работы специалистов с новым системным видением проблем экономического развития может обеспечить две основные компетенции субъектам-участникам данного процесса (инженер, предприниматель), реализовать данные компетенции через осознание интеллектуальной собственности как части уставного капитала в компаниях с короткой историей операционной деятельности в рамках «start-up» нового проекта.

Исправить ситуацию способны механизмы солидарного финансирования научной деятельности государством и бизнес-сообществом, применение экономических стимулов прямой государственной поддержки, региональные программы развития инфраструктуры (кадровых структур, консалтинговых организаций, образовательных структур), реформирование регионального законодательства и проведение ярмарок-технологий. Препятствовать реализации данного процесса может нехватка объективной информации о состоянии производственно-технической среды и, как следствие, ошибочное либо нерациональное расходование бюджетных ассигнований и спонсорской помощи.

На основании анализа результатов проведенного исследования было выявлено, что в рамках совершенствования системы корпоративного управления инвестиционными процессами и реализации политики государственной поддержки хозяйствующих субъектов в Республике Коми необходимо особое внимание уделить формированию и реализации портфеля инвестиционных проектов, направленных на диверсификацию экономики, а также повышение ее конкурентоспособности на основе инновационного развития с использованием кластерных технологий.

При этом необходимо учитывать, что в российской экономике процесс формирования кластеров и промышленных районов сдерживается недостаточным развитием малых и средних промышленных предприятий [1].

В рамках данного процесса нуждаются в реализации масштабные инвестиционные проекты в области лесозаготовки, деревообработки и целлюлозно-бумажного производства. В числе механизмов решения поставленных задач можно предложить: реализацию на практике «Стратегии развития лесопромышленного комплекса Республики Коми на период до 2020 года». При этом с учетом мнения бизнес-сообщества, а также представителей ассоциации корпоративных директоров необходимо произвести выбор приоритетных инвестиционных проектов, в том числе по вопросам формирования территориально-производственных комплексов на базе лесного сектора экономики РК, развития кластеров в топливно-энергетическом и транспортном комплексе, учитывая перспективные направления индивидуального малоэтажного жилищного строительства и биоэнергетики.

Одним из приоритетов для развития корпоративного управления в республике, непосредственно влияющего на конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность,

снижающего риски для отраслей региона, является качество развития компетенций трудовых ресурсов - важный фактор, от которого зависит реализация стратегии развития региона в целом и отдельных отраслевых структур и комплексов производственной и непроизводственной сферы экономики республики. В связи с этим практическое значение в рамках стратегии развития Республики Коми имеет создание образовательного кластера с целью усиления взаимодействия производственных и образовательных субъектов и, таким образом, повышения эффективности корпоративного управления в рамках лесной и нефтегазовой и транспортной отрасли, которые выступают в качестве приоритетных направлений развития экономики, точек инновационного роста отраслевых структур и комплексов Республики Коми [3].

В целях грамотного стратегического планирования и совершенствования корпоративного управления в регионе, выстраивания системы корпоративного менеджмента инновационной образовательной деятельности, непосредственно влияющего на конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность, снижающего риски для отраслей региона, актуален вопрос о необходимости разработки концептуального проекта по созданию и развитию лесного и нефтегазового образовательного кластера с планированием мероприятий по его реализации на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Для региона, безусловно, важным и перспективным на сегодняшний день является создание лесного образовательного кластера в рамках взаимодействия системы профессионального образования региона и лесопромышленного комплекса как примера межотраслевой интеграции, в центре которой

— отраслевой вуз. Лесной образовательный кластер делает реальным создание системы распространения новых знаний и технологий в сфере образования, науки и производства, а также стимулирование инновационной деятельности в рамках лесопромышленного комплекса, результатом которой станет создание особой формы инновации — совокупного инновационного продукта отрасли [2].

При этом институциональные процессы в рамках взаимодействия предприятий региона подчеркивают открываемые возможности, непосредственно влияющие на конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность отраслей региона в рамках лесного образовательного кластера:

- интегрирование требований к содержанию профессионального образования и развитие единого образовательного пространства региона;

- совершенствование системы непрерывного профобразования и механизмов подготовки кадров на основании заказа бизнес-сообщества лесной отрасли;

- координация сотрудничества с другими организациями и предприятиями на принципах государственно-частного партнерства и формирование престижа лесного образования.

Следует учитывать, что образовательный кластер является добровольным объединением не только для образовательных учреждений, но и субъектов бизнеса, заинтересованных в подготовке современных кадров. Необходимо также подчеркнуть, что вся деятельность, направленная на развитие интеграционных связей в рамках образовательного кластера и достижение синергетического эффекта, потребует в ближайшей перспективе подключения к нему и других высших учебных заведений Северо-Западного региона России, в том числе Северного (Арктического) федерального университета (г. Архангельск) в рамках Международного совета по сотрудничеству в области лесного профессионального образования финно-угорских стран и регионов России. Данное сотрудничество в рамках образовательного кластера может служить не только инструментом совершенствования механизмов корпоративного управления и развития сотрудничества в рамках этнокультурного пространства Северо-Запада России, но и социальноэкологического просвещения и ответственного природопользования на территориях традиционного расселения финно-угорских народов [4].

Системообразующим фактором формирования лесного образовательного кластера в регионе является сотрудничество с ведущим лесным производственным комплексом региона ОАО «Монди СЛПК» и создание в рамках данного сотрудничества инновационных венчурных площадок апробации и внедрения в производство проектных разработок и НИОКР научно-исследовательских учреждений региона. В дальнейшем данное сотрудничество будет способствовать развитию корпоративного управления инновационной предпринимательской деятельностью в рамках кластера и повышению технологичности процессов производственного цикла предприятия, что непосредственно повлияет на конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность отраслей региона.

Следующим приоритетным направлением совершенствования системы корпоративного управления инвестиционными процессами и реализации политики государственной поддержки хозяйствующих субъектов региона является модернизация образовательного пространства и промышленного потенциала в рамках корпоративного управления в Республике Коми посредством создания

инновационного нефтегазового образовательного кластера на базе Ухтинского государственного технического университета.

Создание нефтегазового образовательного кластера обусловлено необходимостью использования научно-исследовательских работ научных и образовательных организаций для решения актуальных задач топливно-энергетического комплекса и рационального недропользования, внедрения инновационных решений в производство при реализации стратегии социального и экономического развития Республики Коми.

Развитие образовательного кластера по данным направлениям потребует управленческих решений на уровне межведомственной комиссии по развитию науки и инновационной деятельности при Экономическом совете республики и Главы Республики Коми.

Для достижения синергетического эффекта в рамках образовательного кластера усиление координационных мер взаимодействия органов управления региона, образовательных учреждений и промышленных предприятий, что в краткосрочной перспективе обусловит создание группы представителей субъектов-участников процесса кластеризации. В компетенцию данной группы необходимо включение следующих вопросов: об организационном статусе кластера; работе с предприятиями в рамках кластера, научными и образовательными организациями на предмет их заинтересованности в создании такого кластера, проработке схемы создания и работы кластера; определении мероприятий, направленных на стимулирование сотрудничества между участниками кластера, эффективное информационное взаимодействие. Данная работа может быть организованна в рамках совместных проектов, специализированных конференций, семинаров, создания интернет-ресурсов, актуализирующих данное направление.

В свете вышеизложенного в целях совершенствования системы корпоративного управления инвестиционными процессами и реализации политики государственной поддержки хозяйствующих субъектов региона следует в перспективе сформировать принципиальную модель комплекса корпоративного взаимодействия в рамках образовательного кластера региона. Преимущества данной модели должны заключаться в интегрированном взаимодействии всех ее участников. Учитывая, что знания рождаются в сетях, группах при условии сопротивления внешней среды, данный комплекс можно рассматривать в качестве совокупности взаимоувязанных элементов, существующих в условиях конкурентной среды, где происходит целеполагание, конкретизация, измерение, мотивация, выбор средств и инструментов реализации, источников финансирования,

формализующийся в стратегии развития в соответствии с целевыми установками. Степень развития сферы образовательных услуг один из критериев развития современного общества в условиях постиндустриальной экономики. Показателем развития в данном случае может служить как уровень сосредоточения основных фондов в отдельных отраслевых структурах и комплексах в рамках корпоративного управления, так и гуманизация социально-экономического пространства профессионального образования, рост количества электронных научных изданий. Важную роль в данном процессе на территории региона играют такие организации, как «Научно-исследовательский центр корпоративного права, управления и венчурного инвестирования», созданный в целях обеспечения взаимодействия и объединения ресурсов академических институтов и вузов в рамках интеграции фундаментальной науки и высшей школы, для развития многоуровневого образования, подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, проведения комплексных научных исследований с привлечением аспирантов и студентов. Бизнес-проекты, полученные на базе «Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования» Сыктывкарского государственного университета с участием Коми регионального инновационно-технологического центра, члена Российского сообщества корпоративных директоров, в рамках участия в сети Глобального договора ООН соответствуют принципам корпоративного управления Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Таким образом, партнерское взаимодействие субъектов корпоративного управления с системой профессионального образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров управленцев в пределах образовательного кластера может стать важным фактором совершенствования системы корпоративного управления инвестиционными процессами и реализации политики государственной поддержки хозяйствующих субъектов региона.

Весь комплекс мер будет стимулировать изобретения в рамках НИОКР и их внедрение в процесс производства, приведет к изменению модели стимулирования инноваций: от государственного инвестирования к частно-государственному партнерству и венчурному инвестированию в связи с индивидуализацией экономики, нацеленной на производство товаров народного потребления, обеспечив высокие требования к качеству и отбору результатов труда, включая производственную культуру и этику изобретательства и предпринимательства, создаст новую этику отношений к знаниям. В конечном счете это приведет к созданию единой системы отбора территориальных инновационных образовательных кластеров как части корпоративной инфраструктуры, дополняющих собственными позитивными экономическими, социальными и экологическими

эффектами синергии критерии устойчивого инновационного развития региона. Однако в дальнейшем следует учитывать необходимость решения вопроса взаимодействия государственной власти, организаций профессионального образования, бизнес-сообщества по выстраиванию рабочих схем финансирования процесса кластеризации образовательного и производственного потенциала в целях повышения конкурентоспособности корпоративного управления и снижения степени рисков для экономических субъектов в частности и экономической системы региона в целом.

Список литературы:

1. Пилипенко И.В. Кластерная политика в России: возможности реализации и

конкурентоспособность регионов // VIII Сократические чтения. Постиндустриальная трансформация старопромышленных районов России : сборник докладов под ред. В.А. Шупера. М.: Эслан, 2011. 344 с.

2. Большаков Н.М., Иваницкая И.И., Еремеева Л.Э. Теоретические и методологические основы формирования становления и развития инвестиционного кластера в лесной отрасли // Методология развития региональной системы лесопользования в Республике Коми : сборник материалов научной конференции, Сыктывкар, Сыктывкарский лесной институт, 30 ноября 2010 г. / Сыкт. лесн. ин-т. Сыктывкар : СЛИ, 2010. С.10-16.

3. Стратегия социального и экономического развития Республики Коми на период до 2020 года (в ред. Пост. Правительства РК от 26.01.2009 № 22, от 22.12.2009 № 390, от 22.12.2010 № 460) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» : Законодательство.

4. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Фелерации. 26 декабря 2008 г. № 20615-ак/д19 Минэкономразвития РФ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» : Законодательство.

5. Еремеев Е. И., Шихвердиев А. П., Конакова О.И., Аспекты качественного анализа кластерных

образований отраслевых структур РК//Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. -2012. - № 2. [Электронный ресурс] Ц^: http://vestnik-ku.ru/2012/2012-2/3.pdf (Дата

обращения: 09.02.2013)

6. Решение Совещания по разработке и реализации государственной научно-технической политики Российской Федерации субъектов Российской Федерации от 27.02.2004 г. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» : Законодательство.

7. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утв. протоколом межведомственной комиссией по научно-инновационной политике Министерства образования и науки Российской Федерации 15.02.2006 г., N 1 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» : Законодательство.

8. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» : Законодательство.

9. Стратегия социального и экономического развития Республики Коми на период до 2020 года (в ред. Пост. Правительства РК от 26.01.2009 N 22, от 22.12.2009 N 390, от 22.12.2010 N 460) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» : Законодательство.

10. Статистические модели и экономический анализ региональной конкурентоспособности // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 18.

11. Шихвердиев А., Сычев А., Серяков А. Социальная ответственность и корпоративное управление // Человек и труд. - 2008. - № 5. - С. 62-65.

1. Pilipenko, IV Cluster Policy in Russia: the feasibility and competitiveness of regions / / VIII Socratic reading. Post-industrial transformation of old industrial regions of Russia (Proceedings / Edited Shupera VA.) M. Aslan, 2011. - 344 p.

2. Bolshakov, NM The theoretical and methodological basis for the formation of formation and development of the investment in the forest industry cluster / NM Bolshakov, II Ivanitskaya, LE Eremeeva / / Methodology of regional forest management system in the Republic of Komi: Proceedings Conference, Syktyvkar, Syktyvkar Forest Institute, November 30, 2010 / Sykt. Forest. Inst. - Syktyvkar: SSI, 2010. - P.10-16.

3. Strategy of social and economic development of the Republic of Komi in 2020 (in red. Post. RK Government of 26.01.2009 N 22, from 22.12.2009 N 390, from 22.12.2010 N 460) [electronic resource] / / ATP Consultant: legislation.

4. Guidelines for the implementation of cluster policy in the Russian Feleratsii. December 26, 2008 № 20615-ak/d19 Ministry of Economic Development [electronic resource] / / ATP Consultant: Legislation.

Literature:

5. Eremeev EI, Shihverdiev AP, Konakova OI aspects of qualitative analysis of cluster formations branch structures of Power / / Corporate governance and innovative economic development of the North: the Journal of the Research Center of Corporate Law, management and venture capital Syktyvkar State University. - 2012. - № 2. [Electronic publication]. URL: http://vestnik-ku.ru/2012/2012-2/3.pdf

6. The decision of the Conference on the development and implementation of the state science and technology policy of the Russian Federation of the Russian Federation of 27.02.2004, the [electronic resource] / / ATP Consultant: Legislation.

7. Strategy for science and innovation in the Russian Federation for the period up to 2015, approved. Protocol Interministerial Commission on Science and Innovation Policy of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 15.02.2006, N 1 [electronic resource] / / ATP Consultant: Legislation.

8. The strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020, approved. the Federal Government on December 8, 2011 № 2227-r [electronic resource] / / ATP Consultant: Legislation.

9. Strategy of social and economic development of the Republic of Komi in 2020 (in red. Post. RK Government of 26.01.2009 N 22, from 22.12.2009 N 390, from 22.12.2010 N 460) [electronic resource] / / ATP Consultant: legislation.

10. Statistical models and economic analysis of regional competitiveness / / Economic Analysis: Theory and Practice, 2009, № 18.

11. Shihverdiev A. Sychev A., Seryakov A. Social Responsibility and Corporate Governance / / Man and labor. - 2008. - № 5. - P. 62-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.