Научная статья на тему 'Факторы социальной мобильности населения Дальневосточного федерального округа'

Факторы социальной мобильности населения Дальневосточного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / SOCIAL STRUCTURE / СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ / SOCIAL MOVEMENTS / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / SOCIAL MOBILITY / БЕЗРАБОТИЦА / UNEMPLOYMENT / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / ЕСТЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / NATURAL POPULATION MOVEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гречихин Владимир Григорьевич

В статье раскрывается современное состояние и уровень социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа как одного из наиболее перспективных округов России. Определяются и анализируются факторы, влияющие на динамику и направленность рыночной трансформации округа, на его роль в процессах включения России в мировую глобализацию и интеграцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гречихин Владимир Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social mobility factors in the Far Eastern Federal District of Russia

The article explains the current state and the level of socio-economic development of the Far Eastern Federal District, as one of the most promising districts of Russia. Identifies and analyzes the factors that affect the dynamics and direction of market transformation District, on his role in the integration of Russia into the world of globalization and integration.

Текст научной работы на тему «Факторы социальной мобильности населения Дальневосточного федерального округа»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2015. № 1

В.Г. Гречихин, докт. филос. наук, проф. кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*

ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

V.G. Grechikhin

SOCIAL MOBILITY FACTORS IN THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT OF RUSSIA

В статье раскрывается современное состояние и уровень социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа как одного из наиболее перспективных округов России. Определяются и анализируются факторы, влияющие на динамику и направленность рыночной трансформации округа, на его роль в процессах включения России в мировую глобализацию и интеграцию.

Ключевые слова: социальная структура, социальные перемещения, социальная мобильность, безработица, миграция, естественное движение населения.

The article explains the current state and the level of socio-economic development of the Far Eastern Federal District, as one of the most promising districts of Russia. Identifies and analyzes the factors that affect the dynamics and direction of market transformation District, on his role in the integration of Russia into the world of globalization and integration.

Key words: social structure, social movements, social mobility, unemployment, migration, natural population movement.

Россия последнего десятилетия ХХ в. и начала ХХ! в. войдет в мировую историю как страна динамично-ускоренной трансформации социалистического планового ведения хозяйства в систему рыночных отношений, в систему открытой экономики. Утверждение господства рыночных отношений открыло для России возможности более системного и глубинного ее включения в мировые глобализационные процессы, способствовало укреплению ее политических и социально-экономических интеграционных связей с мировым сообществом.

Развитие рыночных отношений в России стало основой формирования нового для страны социального пространства, явления, характеризующего непрерывность взаимодействия людей в зарождающемся рыночном социальном бытии. Выступая регулятором

* Гречихин Владимир Григорьевич, e-mail: theory@socio.msu.ru

процесса самоидентификации человека по отношению к самому себе и другим людям в новых социально-экономических условиях, социальное пространство объективно требует определения и принятия новых параметров статуса человека и сфер его деятельности. Оно может реализоваться только при господстве в стране социально-экономических и культурно-политических норм и правил рыночной экономики, при коренных изменениях сущности социальной мобильности населения как изменения статусного положения индивида или социальной группы в социальной структуре1.

При характеристике социально-экономического состояния современного российского общества необходимо учитывать тот факт, что его рыночная трансформация не была подготовлена ни социально-экономически, ни политически, ни морально-духовно и реализовывалась ускоренными темпами. Проявление этой неподготовленности в развитии современных социально-экономических, политических и демографических процессов страны почти двадцать пять лет спустя является вполне закономерным явлением.

Реализация сущности принципов рыночной трансформации российского общества, охватившей все направления его жизнедеятельности, первична и наиболее радикально выразилась в развитии и функционировании социально-экономической сферы, в частности в укреплении господства частной собственности и усилении социальных перемещений экономически активного населения. Так, в 2012 г. доля предприятий и организаций частной собственности среди общей численности предприятий и организаций России достигла 85,8%, в то время как доля организаций государственной и муниципальной собственности сократилась почти до 7%2. За период 1992—2012 гг. численность работающих на предприятиях частной собственности увеличилась в 2,8 раза и в 2012 г. достигала почти 60% занятых в экономике страны. Численность занятых в организациях государственной и муниципальной собственности за этот же период сократилась в 2,5 раза и в 2012 г. достигала 27,2% численности занятых в экономике3.

Рыночные преобразования в России оказали радикальное воздействие на уровень и качество жизни населения, на формирование новой социальной структуры общества как определенным образом упорядоченной системы связей между элементами его социально-экономической сферы. В новых условиях в стране произошел

1 Социологический энциклопедический словарь / Ред.-координатор Г.В. Осипов. М., 1998. С. 186.

2 Россия в цифрах. 2013. М., 2013. С. 205; Российский статистический ежегодник. 2000. М., 2000. С. 277.

3 Россия в цифрах. 2013. С. 103.

ускоренный процесс глубинной социально-статусной поляризация общества. Ускоренное закрепление основ рыночной экономики в стране стимулировало формирование новых элитных классов и страт, появление многомиллионных слоев населения, живущих за чертой бедности, а также безработных. В 2011 г., например, численность живущих за чертой бедности в России достигала 18,1 млн человек, или 12,8% численности населения страны, а численность безработных — 4,1 млн человек, или почти 5,5% численности ее экономически активного населения4. Эти данные свидетельствуют о высокой степени социальной мобильности экономически активного населения страны на начальном этапе ее рыночной трансформации.

Рыночные преобразования российского общества оказывают прямое воздействие не только на экономическую и социально-статусную дифференциацию населения страны, но и на динамику и направленность социально-демографических процессов. За период рыночных преобразований численность населения страны сократилась более чем на 3% — со 147,6 млн человек в 1990 г. до 143,0 млн человек в 2012 г. Анализ процессов сокращения численности населения показывает, что они обусловлены двумя факторами: естественным движением и миграцией населения.

Естественное движение населения — это социально-демографический процесс, выражающий изменение "численности и состава населения вследствие рождаемости, смертности, брачности и разводимости"5. На современном уровне рыночных преобразований России естественное движение населения, обусловливая межпоколенные перемещения, пока что негативно влияет на динамику изменения численности населения страны.

Таблица 1

Естественное движение населения в России за период 1992—2012 гг. (тыс. человек)6

Годы 1990 1992 2000 2005 2008 2010 2012

Естественная прибыль, убыль (—) населения (тыс. человек) 332,9 -219,8 -958,5 -846,5 -362,0 -239,6 -2,5

На 1000 человек населения (человек) — -1,5 -6,6 -5,9 -2,5 -0,9 -0,02

4 Российский статистический ежегодник. 2012. М., 2012. С. 191.

5 Социологический энциклопедический словарь. С. 78.

6 Россия в цифрах. 2013. С. 33.

Данные государственной статистики, приведенные в табл. 1, показывают, что с начала 1990-х гг. и до настоящего времени убыль населения является постоянным спутником рыночных преобразований в России. Несмотря на то что с 2005 г. в стране наметилась тенденция прогрессивности в естественном движении населения, все равно в 2012 г. его убыль была достаточно высокой и составила 2,5 млн человек. В настоящее время естественная убыль играет решающую роль в сокращении численности населения России.

Вторым фактором, влияющим на динамику и направленность изменения численности населения России, является миграция. Миграция — это процесс перемещения людей на другую территорию, смена постоянного места жительства. Анализ направленности миграционных потоков за годы рыночной трансформации в России показывает, что характерной особенностью всего периода становления рыночных отношений является численное превосходство иммиграционных потоков над эмиграционными. Так, если в 1997 г. из России выехало 232 987 человек, то прибыло более чем в 2,5 раза — 597 651 человек. В 2011 г. из страны выехало 36 774 человека, а прибыло почти в 7 раз больше — 356 535 человек, миграционный прирост составил 319 761 человек7. Миграционные процессы оказывали и оказывают определенное стабилизирующее воздействие на процессы изменения численности населения страны, но миграционный прирост населения пока что значительно ниже его естественного прироста.

Современная Россия, как записано в ее Конституции, "есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления"8. Рыночная трансформация российского общества специфически проявляется в социально-экономическом развитии 9 ее Федеральных территориальных округов, разделенных на 84 субъекта-региона.

На путь развития рыночных отношений регионы России перешли, находясь на разных уровнях социально-экономического, демографического и культурно-духовного развития, сформировавшихся под влиянием таких факторов, как географическое расположение и климатические условия, степень включенности региона в хозяйственно-экономическую систему страны, наличие природных и человеческих ресурсов. Реализуемые в настоящее время в стране методология и принципы рыночных отношений далеко не всегда учитывают влияние этих факторов на решение острых социально-экономических и демографических проблем регионов,

7 Россия в цифрах. 2008. М., 2008. С. 89—90; Российский статистический ежегодник. 2012. С. 113.

8 Конституция Российской Федерации. СПб., 2009. С. 4.

на их стабильность. Это особенно актуально и значимо для развития Дальневосточного федерального округа (ДФО), образованного Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. В состав округа входят 9 субъектов (регионов) Российской федерации, в том числе Республика Саха (Якутия), Камчатский, Приморский и Хабаровский края, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, Амурская, Магаданская и Сахалинская области.

Среди федеральных округов России Дальневосточный округ выделяется, во-первых, выгодностью географического расположения — он занимает все Тихоокеанское побережье России; во-вторых, огромностью территории (более трети — 36,08% — территории страны); в-третьих, пригодностью многих площадей территории округа для проживания населения, развития сельского хозяйства и размещения промышленных комплексов. Кроме того, недра округа содержат 92% государственных запасов олова, 81% запасов алмазов, 40% запасов золота, 35% запасов серебра, 23% запасов вольфрама и др. В 2010 г. округ занял первое место в Российской федерации по добыче морепродуктов, второе место — по добыче угля и газа, пятое место — по добыче нефти. В то же время среди округов страны по добыче полезных ископаемых округ занимает восьмое место, по производству электрической энергии — седьмое, по мощности электростанций — шестое9. В настоящее время по уровню социально-экономического развития ДФО занимает одну из последних позиций среди федеральных округов России, а его включение в рыночные отношения идет менее динамично, чем других округов страны. Так, если за период 1990-2012 гг. общее количество предприятий и организаций в стране возросло в 16,8 раза, то в ДФО — только в 11,0 раз10, доля частных предприятий как базы рыночной экономики по стране достигла 85,6%, а в ДФО — только 79%11. Следует указать и на тот факт, что в округе недостаточными темпами развивается малое предпринимательство, на которое возлагаются большие надежды в перспективном развитии социально-экономической сферы, в производстве материальных благ и занятости населения. В 2011 г. из 185 749 предприятий, функционировавших на территории округа, 81,3 тыс., или 4,3%, относились к числу малых предприятий. Они обеспечивали работой 481,7 тыс. человек12. В округе на 10 000 населения приходится 101 малое предприятие (в целом по стране — 113)13.

9 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011. М., 2011. С. 474-475, 483, 514, 515.

10 Российский статистический ежегодник. 2012. С. 357, 359.

11 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011. С. 403.

12 Российский статистический ежегодник. 2012. С. 368.

13 Российский статистический ежегодник. С. 359; Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011. С. 410-411.

Недостаточная включенность экономики округа в хозяйственно-экономическую систему страны, неразвитость инфраструктуры и недооценка значимости человеческого фактора привели к тому, что 6 регионов из 9 — Камчатский край, Магаданская область, Амурская область, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Еврейская автономная республика — являются дотационными регионами России.

Развитие и укрепление рыночных отношений в ДФО привели в движение многомиллионные массы его населения, стимулируя их мобильность и изменяя их социально-экономические статусы и роли. В первую очередь это проявилось в изменении численности населения, занятого трудовой деятельностью, его соотношения с численностью экономически активного населения.

Таблица 2

Численность экономически активного населения и населения, занятого в экономике по субъектам ДФО за период 2000—2011 гг. (тыс. человек)14

Годы у/ // Регионы округа 2000 2005 2011

Число экономически активного населения Из них занятых в экономике Число экономически активного населения Из них занятых в экономике Число экономически активного населения Из них занятых в экономике

ДФО 3628 3170 3489 3213 3547 3284

Республика Саха (Якутия) 485 431 483 440 488 445

Камчатский край 213 178 209 189 204 192

Приморский край 1134 995 1074 993 1077 989

Хабаровский край 765 672 761 717 785 732

Амурская область 482 425 424 380 471 442

Магаданская область 118 105 102 95 103 98

Сахалинская область 303 263 309 285 294 270

Еврейская автономная республика 93 79 91 84 94 85

Чукотский автономный округ 36 32 32 31 31 29

14 Российский статистический ежегодник. 2012. С. 133.

Материалы табл. 2 показывают, что за период 2000—2011 гг. на фоне сокращения общей численности экономически активного населения округа в 6 регионах из 9 она сократилась на 81 тыс. человек, или на 2,2%. Но в то же время в 6 регионах из 9 произошло увеличение занятых в экономике на 114 тыс. человек, или почти на 3,6%. Это свидетельствует о сокращении в округе численности безработных, об усилении внутри округа региональной мобильности населения.

Динамика и направленность изменения численности населения округа, занятого в сфере экономики, и его социально-экономическая мобильность органически связаны с дифференциацией занятости населения по формам собственности (табл. 3).

Таблица 3

Распределение населения регионов ДФО, занятого в экономике, всего и по формам собственности в период 1995—2010 гг. (тыс. человек)15

Годы у/ Регионы округа 1995 2010

Занято всего в экономике В государственной собственности В частной собственности Занято всего в экономике В государственной собственности В частной собственности

ДФО 3374,8 1626,0 857,8 3313,3 778,7 1672,4

Республика Саха (Якутия) 513,9 291,3 113,6 481,1 109,7 193,6

Камчатский край 194,9 103,1 65,4 189,1 48 95,2

Приморский край 986,2 338,4 301,0 980,1 208,7 561,5

Хабаровский край 665,3 375,9 117,6 729,4 195,3 351,5

Амурская область 460,0 226,8 132,8 437,9 102,7 229,1

Магаданская область 134,8 70,7 32,8 89,9 23,8 37,1

Сахалинская область 291,0 148,1 71,0 288,7 53,9 159,1

Еврейская автономная республика 83,0 38,2 27,3 81,3 21,7 38,1

Чукотский автономный округ 45,7 33,5 6,3 35,9 14,9 7,2

15 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011. С. 99.

Данные табл. 3 свидетельствуют о высокой вертикальной социальной мобильности населения округа. За период 1995—2010 гг. численность работников частнособственнического сектора увеличилась в 1,9 раза и в 2,2 раза сократилась численность работников государственного сектора. Эти процессы проходили на фоне спада безработицы, которая в 2000 г. составляла 459 тыс. человек, или 12,6% экономически активного населения, а в 2011 г. уже 264 тыс. человек, или 7,4% экономически активного населения16.

Данные табл. 3 свидетельствуют, что рост численности работников частного сектора, как основы рыночной экономики, в регионах округа шел различными темпами. Это объясняется следующими факторами: во-первых, географическим расположением региона и наличием природных ресурсов; во-вторых, вектором направленности экономической деятельности того или иного региона; в-третьих, различными стартовыми уровнями социально-экономического развития регионов при их переходе к рыночной экономике; в-четвертых, различием регионов по степени интенсивности становления и укрепления частной собственности; в-пятых, качеством и количеством наличных человеческих ресурсов регионов; в-шестых, местом, отведенным региону в перспективных планах развития округа и страны в целом.

Развитие и укрепление рыночных отношений в ДФО, как и в других регионах страны, сопровождается такими негативными социальными явлениями, как безработица, эмиграция и сокращение естественного прироста населения.

Безработица — это естественный структурный элемент рыночной экономики. Для прогрессивного социально-экономического развития ДФО, если учитывать недостаточность включенности его экономического потенциала в хозяйственную систему страны и экстремальные природно-климатические условия, проблема безработицы является чрезвычайно актуальной. Все безработные — это трудоспособное население округа, его хозяйственно-экономически не использованный и не востребованный человеческий потенциал. В настоящее время феномен безработицы присущ развитию всех субъектов округа. Особенно высокий уровень безработных в таких регионах, как Приморский край — 9,7%, Республика Саха (Якутия) — 8,8, Еврейская автономная область — 8,8, Сахалинская область — 8,2 и Камчатский край — 8,1%. В 2011 г. в округе из 3 556,5 тыс. человек экономически активного населения 263 тыс. человек, или 7,4%, были безработными, что несколько превышает общегосударственный уровень. Это достаточно высокий показатель, особенно если учитывать тот факт, что численность

16 Там же. С. 111.

экономически активного населения округа достигает только 56,6%, что на 11,7% ниже среднегосударственного показателя17.

Безработица в округе является социальным явлением, которым охвачены все трудоспособные возрастные группы обоих полов. В 2011 г. из 263 тыс. безработных 145,1 тыс. человек, или 55,2%, были мужчины (среди населения округа их немногим более 48%) и 117,8 тыс. человек, или 44,8%, — женщины (среди жителей округа их почти 52%)18.

В 2011 г. по возрастному критерию среди безработных жителей округа наибольшее количество — 37,1% — приходилось на возрастную группу 20—29 лет, т.е. на дальневосточную молодежь. Следовательно, именно эта категория лиц является первыми и основными претендентами на миграцию из региона и на несколько удлиненную "холостяцкую жизнь", что прямо и косвенно оказывает влияние на естественное движение населения. На втором месте — 21,2% — жители в возрасте 30—39 лет и на третьем месте — 19,1% — население в возрасте 40—49 лет19. Анализ возрастного состава безработных в округе показывает, что их средний возраст 34—35 лет, это период самой высокой творческой продуктивности и физической активности человека.

По критерию образования среди безработных округа преобладают лица со средним (полным общим) образованием — 31,5%, на втором месте — лица с начальным профессиональным образованием — 23,7%. Необходимо отметить, что среди безработных округа достаточно высокий уровень — 11,9% — лиц с высшим профессиональным образованием20.

Изучение и анализ социально-демографических характеристик дальневосточного безработного позволяют создать его портрет: это чаще всего семейный мужчина возраста 34—35 лет, городской житель, имеющий среднее (полное общее) образование и владеющий различными специальностями. Следовательно, в ближайшие годы руководству округа необходимо принимать конкретные меры по обеспечению трудовой занятостью безработных, в противном случае могут усилиться миграционные потоки населения за пределы округа и может возрасти численность безработных.

При анализе проблемы занятости в округе необходимо обратить внимание и на тот факт, что наличие 264-тысячной армии безработных еще не означает отсутствия в регионах округа свободных должностей и вакансий. Они всегда были, есть и, можно предположить, будут. Проблема в том, что их мало и их заполне-

17 Российский статистический ежегодник. 2012. С. 133.

18 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011. С. 113.

19 Там же. С. 115.

20 Там же. С. 117.

ние всегда связано с определенными трудностями: квалификационными требованиями к должности (вакансии), профессионализмом самих претендентов, уровнем оплаты и условиями труда, перспективами профессионального и карьерного роста и др.

Таблица 4

Число безработных и потребность в работниках (человек) в 2000—2010 гг.21

Годы Регионы округа 2000 2010

Число безработных (тыс. человек) Потребность в работниках Число безработных (тыс. человек) Потребность в работниках Соотношение числа безработных и потребности в работниках (в разах)

ДФО 459 000 25 402 307 000 94 641 3,2

Республика Саха (Якутия) 55 000 3610 43000 4704 9,1

Камчатский край 35 000 3369 15 000 4515 3,3

Приморский край 140 000 7927 105 000 47 452 2,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хабаровский край 94 000 5877 70 000 15 114 4,6

Амурская область 66 000 1943 31 000 11827 2,6

Магаданская область 13 000 918 6000 1968 3,0

Сахалинская область 40 000 1329 27 000 5706 4,7

Еврейская автономная республика 14 000 258 9000 2767 3,2

Чукотский автономный округ 4000 171 1000 588 1,7

Данные табл. 4 показывают, что в регионах округа количество безработных всегда в разы превышало потребность в работниках. Так, в 2010 г. количество безработных в ДФО в 3,2 раза превышало число вакансий. В особо сложном положении находится экономически высокоразвитый, богатый природными ресурсами и перспективный в плане дальнейшего развития регион округа — Республика Саха (Якутия), где уровень безработицы в 9,1 раза превышает потребность в работниках. В другом не менее перспективном регионе Сахалинской области уровень безработицы превы-

21 Российский статистический ежегодник. 2012. С. 133.

шает наличие свободных должностей в 4,7 раза, в Хабаровском крае — в 4,6 раза. Многотысячная армия безработных в регионах округа — это потенциальные миграционные потоки экономически активного населения за пределы округа, а также возможные острые социальные конфликты. Следовательно, важнейшей проблемой успешного решения современных и перспективных социально-экономических и демографических задач округа является более полное обеспечение занятости населения и повышение значимости человеческого фактора.

Методология развития рыночных отношений в округе, породившая высокую напряженность в сфере занятости населения, способствовала формированию в ДФО социальной группы населения с доходами ниже прожиточного минимума, что также негативно отражается на стабилизации населения округа.

В Дальневосточном федеральном округе во все годы становления рыночной экономики доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума была достаточно высокой и всегда превышала общегосударственные показатели. Так, если в 1994 г. в среднем по стране доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составляла 22,4% от общей численности населения, то в ДФО — 24,4%. Наиболее критическим для округа был 2000 г., когда численность живущих за чертой бедности достигала 43,1% численности жителей округа против 29,0% по стране. Несмотря на то что в последующие годы во всех регионах округа утверждается тенденция сокращения численности живущих за чертой бедности, их доля в 2011 г. была достаточно высокой и равнялась 16,0%, что на 3,3% выше общегосударственных показателей22. Некоторое снижение численности живущих за чертой бедности можно объяснить, во-первых, массовой миграцией за пределы региона трудоспособного населения в поисках работы и, во-вторых, некоторым улучшением материально-экономического и финансового положения жителей округа.

Наличие в округе многотысячной армии живущих за чертой бедности и безработных оказывает прямое негативное воздействие на динамику численности населения региона. За период 1990— 2012 гг. население округа сократилось с 8 045 тыс. человек в 1990 г. до 6 266 тыс. человек в 2012 г., т.е. на 1 779 тыс. человек, или на 22,1%23.

Особенно интенсивно процесс сокращения населения проходил в Магаданской области — на 60,3%, Чукотском автономном округе — на 39,3, Камчатском крае — на 33,0 и Сахалинской обла-

22 Там же. С. 192.

23 Там же. С. 77.

сти — на 30,7%. Эти регионы выделяются богатством природных ресурсов, разработка которых способствовала увеличению численности их жителей "временщиками" — людьми, приехавшими за "длинным рублем". Развитие рыночной экономики разрушило подобную систему "экономической занятости", что и привело к значительным миграционным оттокам населения из регионов в первые годы рыночной трансформации России.

Сокращение численности населения округа как повсеместный спутник его рыночных преобразований присуще и городским и сельским районам.

За период 1990—2011 гг. численность городского населения округа сократилась на 21,8%, с 6 121 тыс. человек в 1990 г. до 4 701 тыс. человек в 2011 г.24 Особенно интенсивно процесс сокращения городского населения проходил в Чукотском автономном округе — на 72,8%, в Магаданской области — на 53,2 и в Сахалинской — на 33,8%. Безусловно, это большие потери для регионов. С городским населением, его численностью чаще всего связываются уровни культурно-образовательного, социально-политического и про-мышленно-экономического развития округа.

За период рыночных преобразований 1990—2011 гг. значительные изменения численности населения произошли и в сельских поселениях округа, где его убыль составила 340 тыс. человек, или 17,6%25. Несмотря на то что и в абсолютном и в процентном исчислении это значительно меньше, чем убыль городского населения, для сельской местности это много, поскольку сельские жители того или иного региона — это чаще всего коренное население, "аборигены".

По регионам округа наибольшее сокращение численности сельских жителей произошло в Магаданской области — на 88,5% и Чукотском автономном округе — на 59,0%. Миграция сельских жителей вызвана значительным разрушением сельскохозяйственного производства в этих регионах, которое базировалось на развитии рыболовства, оленеводства, охоты. В определенные годы в ряде регионов округа — в Камчатском крае, Республике Саха (Якутия), Сахалинской области и Чукотском автономном округе — наблюдался временный незначительный рост численности сельского населения. Это объясняется некоторым временным ухудшением уровня жизни городского населения региона и временным возвратом части горожан, бывших сельских жителей, на свою "малую родину", в село.

24 Там же. С. 78.

25 Там же. С. 79.

Анализ динамики и направленности уменьшения численности и городского и сельского населения регионов округа показывает, что главную роль в этом процессе играют два фактора: миграция населения и естественное движение населения.

Миграция, как уже было сказано выше, — это пространственное перемещение людей, связанное с изменением их места жительства. В решении современных социально-экономических и демографических проблем Дальневосточного федерального округа миграция играет решающую роль.

Сущность и значимость миграции наиболее полно и наглядно выражается в показаниях коэффициента миграционного прироста.

Таблица 5

Коэффициент миграционного прироста на 10000 населения в ДФО за период 1990—2010 гг., (человек)26

Годы ^^^'''"Регионы округа 1990 1995 2000 2005 2010 1995/ 1990 2010/ 1995

ДФО -49 -188 -83 -32 -44 Снизился в 3,8 раза Возрос в 4,2 раза

Республика Саха (Якутия) -60 -219 -92 -49 -74 Снизился в 3,6 раза Возрос в 2,9 раза

Камчатский край -27 -346 -143 -68 -15 Снизился в 12,8 раза Возрос в 23,0 раза

Приморский край 1 -72 -44 -23 -36 Снизился в 72 раза Возрос в 2 раза

Хабаровский край -27 -18 -38 -2 -20 Возрос в 1,5 раза Снизился в 0,9 раза

Амурская область -86 -68 -91 -25 -44 Возрос в 1,2 раза Возрос в 1,5 раза

Магаданская область -229 -1024 -384 -154 -120 Снизился в 4,4 раза Возрос в 8,5 раза

Сахалинская область -41 -374 -121 -56 -63 Снизился в 9,1 раза Возрос в 5,9 раза

Еврейская автономная республика -31 -86 -52 -54 -35 Снизился в 2,7 раза Возрос в 2,4 раза

Чукотский автономный округ -355 -1269 -704 -75 -168 Снизился в 3,5 раза Возрос в 7,3 раза

26 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011. С. 73, 93.

Материалы табл. 5 свидетельствуют, что за годы становления рыночной экономики коэффициент миграционного прироста в регионах округа, в отличие от общегосударственного, о котором говорилось выше, всегда был отрицательным. Пик миграционного оттока населения в 7 регионах округа из 9 приходится на средину первого десятилетия формирования рыночных отношений. В 1995 г. отрицательный коэффициент миграционного прироста по округу был в 3,8 раза выше, чем в 1990 г., а в 2010 г. — в 4,2 раза выше, чем в 1995 г.

В настоящее время, несмотря на меры, принимаемые руководством округа, миграционный отток населения из Дальневосточного федерального округа не прекращается.

Значительное влияние на социально-экономическую мобильность населения округа оказывает фактор его естественного движения, основным показателем развития которого является соотношение уровней рождаемости и смертности. Динамика и направленность естественного движения населения во многом определяются уровнем экономического развития округа и состоянием социальной защиты населения, соотношением браков и разводов, направленностью, количественными и качественными показателями миграционных потоков.

Во все годы рыночных преобразований в округе фактор естественного движения населения всегда имел отрицательное значение. Если в 1990 г. естественный прирост населения в округе составил 58 220 человек, то уже через пять лет рыночных преобразований, в 1995 г., естественная убыль населения уже составляла 17 953 человека, а через 10 лет, в 2005 г., — 24 890 человек. В последующие годы в округе проявляется тенденция сокращения естественной убыли населения, но тем не менее в 2011 г. она составила 1332 человека, что для округа является значительным.

Материалы табл. 6 показывают, что за годы рыночных преобразований, начиная с 1990 г. и до настоящего времени, в округе в целом и в его регионах в частности, кроме Республики Саха (Якутия) и Чукотского автономного округа, не было естественного прироста населения. В то же время необходимо отметить, что с 2005 г. в регионах округа пусть медленно, но укрепляется тенденция естественного прироста населения, позволяющая надеяться на восстановление и стабилизацию естественного прироста населения в ближайшие 10—15 лет.

Естественное движение населения — сложное и многогранное социально-демографическое явление. Его направленность и количественные показатели во многом определяются уровнем детской смертности.

Таблица 6

Динамика естественного прироста населения в регионах ДФО за период 1990—2011 годы (на 1000 человек населения)27

Годы 1990 1995 2000 2005 2011

ДФО 7,2 -2,4 -3,5 -3,8 -0,3

Республика Саха (Якутия) 12,7 5,5 4,0 4,1 7,7

Камчатский край 6,2 -2,0 -1,7 -1,6 0,4

Приморский край 5,5 -3,7 -5,3 -5,8 -2,1

Хабаровский край 5,9 -3,9 -5,6 -5,4 -1,6

Амурская область 7,6 -1,9 -4,4 -4,8 -1,2

Магаданская область 8,0 -2,7 -2,1 -2,6 -1,4

Сахалинская область 6,1 -8,3 -4,2 -6,0 -2,4

Еврейская автономная республика 8,2 -2,7 -4,8 -6,3 -1,3

Чукотский автономный округ 10,1 1,3 1,9 3,9 2,5

Таблица 7

Коэффициенты детской смертности (число детей, умерших в возрасте до одного года, на 1000 родившихся живыми) по регионам за период 1990—2010 гг.28

Годы Регионы округа 1990 1995 2000 2005 2010

ДФО 18,8 20,5 18,6 13,5 9,6

Республика Саха (Якутия) 19,9 9,5 17,6 10,6 7,2

Камчатский край 16,6 15,4 16.0 10,3 9,4

Приморский край 18,3 21,5 19,1 13,1 9,6

Хабаровский край 18,7 17,8 17,3 13,0 10,5

Амурская область 20,0 23,6 23,8 18,7 12,8

Магаданская область 17,4 14,2 15,1 12,1 9,3

Сахалинская область 16,7 22,7 15,1 14,4 5,9

Еврейская автономная республика 23,9 26,4 20,2 15,6 10,4

Чукотский автономный округ 18,5 34,0 23,4 17,6 21,8

27 Российский статистический ежегодник. 2012. С. 105—107.

28 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011. С. 67.

Данные табл. 7 свидетельствуют, что в первое десятилетие рыночных преобразований, до 2000 г., ежегодный коэффициент детской смертности в регионах округа был достаточно высок. После 2000 г. набрала силу тенденция сокращения детской смертности, и в 2010 г. коэффициент детской смертности равнялся 9,6, что в 1,9 раза ниже, чем в 2000 г. Существенное снижение детской смертности в последние годы в регионах округа, кроме Чукотского автономного округа, свидетельствует о начале процессов стабилизации естественного движения населения в округе, гарантирующих будущее его социально-экономического развития.

На количественные характеристики естественного движения населения округа определенное влияние оказывает соотношение бракосочетаний и разводов. Вполне естественно, что продолжительный период семейной жизни способствует развитию крепких семейных уз, приросту семьи, первичной социализации подрастающего поколения, оседлости на данной территории.

Таблица 8

Соотношение браков и разводов в ДФО за период 1990—2010 гг. (число разводов на 1000 браков)29

Годы ^^^^^^^^ Регионы округа 1990 1995 2000 2005 2010

Российская Федерация 424 619 700 567 526

ДФО 498 748 799 627 583

Республика Саха (Якутия) 439 579 690 522 536

Камчатский край 635 853 843 612 674

Приморский край 487 704 748 686 564

Хабаровский край 477 867 906 598 587

Амурская область 413 688 640 604 568

Магаданская область 736 987 1426 772 668

Сахалинская область 538 787 876 649 633

Еврейская автономная республика 431 707 691 592 601

Чукотский автономный округ 731 1230 1090 733 753

Согласно статистическим данным за период 1990-2000 гг. (табл. 8) численность разводов почти во всех регионах округа возрастала,

29Там же. С. 74-75.

значительно опережая общегосударственные показатели. Если в 1990 г. на 1000 браков в округе приходилось 498 разводов, то через 10 лет, в 2000 г., — уже 799. К 2010 г. количество разводов на 1000 браков сократилось до 583, но это все равно на 85 разводов больше, чем в начальный год рыночной трансформации, и на 57 разводов больше, чем в среднем по стране.

Миграция и процессы естественного движения населения округа оказали прямое воздействие на дифференциацию его структуры по критерию трудоспособности.

Таблица 9

Структура населения ДФО по критерию трудоспособности в период 1990—2012 гг.

(в %)30

Годы Возрастные группы 1990 1995 2000 2005 2012 2012 (численность населения, человек)

Все население округа 100 100 100 100 100 6 255 833

Моложе трудоспособного возраста 27,6 24,8 21,0 17,9 17,5 1 106 287

Трудоспособный возраст 61,5 61,8 64,2 66,0 64,3 3 927 700

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Старше трудоспособного возраста 10,9 13,4 14,8 16,1 18,2 1 231 846

Материалы табл. 9 показывают, что за период функционирования рыночных отношений численность населения моложе трудоспособного возраста сократилась в округе более чем в 1,5 раза. Одновременно с этим и почти такими же темпами в 1,6 раза произошло увеличение численности населения старше трудоспособного возраста. Рост миграционных потоков и отсутствие естественного прироста населения в округе привели в 2009 г. к критическому состоянию, когда на 10000 человек населения приходилось 266 пенсионеров, в то время как в 1995 г. их было 197,3 человека. Кроме того, если в 1995 г. на одного пенсионера приходилось 2,35 человека из числа занятых в экономике, то в 2009 г. значительно меньше — только 1,94 человека.

Анализ развития Дальневосточного федерального округа за годы становления рыночных отношений свидетельствует о наличии негативных тенденций в его социально-экономическом развитии. Эмиграция и отсутствие естественного прироста населения, приведшие к снижению численности населения округа, сокращению

30 Российский статистический ежегодник. 2012. С. 84.

количества экономически активного населения, наличие многотысячной армии безработных стали закономерностью последних лет, сдерживающей перспективное развитие округа. Все это потребовало решительных действий, и в первую очередь — от руководства страны. В декабре 2009 г. Правительством Российской Федерации была утверждена стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г. Главной целью новой стратегии провозглашено формирование территориальной социально-экономической системы, способной обеспечить высокий уровень и качество жизни населения, разрешение демографической ситуации, умелое применение человеческого потенциала. Кроме того, программа предполагает формирование среднего класса, развитие малого и среднего предпринимательства, развитие инфраструктуры округа, расширение и углубление внешнеэкономического сотрудничества. Основой такой перспективы должны стать богатый по структуре и запасам природный потенциал округа, наличие территорий для хозяйственного освоения и близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона.

Во всех регионах округа были приняты региональные программы реализации государственных стратегических планов развития Дальнего Востока. Анализ этих программ показывает, что при учете специфики своего региона их все объединяет идея дальнейшей стабилизации и прироста населения, повышения значимости человеческого фактора, разработки новой молодежной политики, модернизации социальной инфраструктуры, развития новых секторов экономики, укрепления аграрного сектора и др.

Последующие годы показали, что стратегические планы развития Дальнего Востока реализуются далеко не полностью и малоэффективно, поэтому начиная со второй половины 2013 г. вопросы дальнейшего социально-экономического и промышленного укрепления регионов Дальнего Востока активно обсуждаются в решениях и постановлениях Правительства страны. Так, 20 марта 2014 г. на совещании Правительства России о развитии Дальнего Востока обсуждался проект федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока". Этому закону в ближайшем будущем суждено стать главным документом, регулирующим основные направления промышленно-экономиче-ского, аграрного и социально-демографического развития Дальневосточного федерального округа. Выступая в апреле 2014 г. на международном форуме "Евразийская экономическая перспектива", председатель Госдумы С. Нарышкин заявил, что "введение санкций Евросоюзом в отношении России лишь ускорит ее инте-

грацию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона"31. Несомненно, в этих условиях именно Дальневосточный федеральный округ сыграет главенствующую роль в укреплении международного имиджа России, ее места и роли в мировых глобализационных и интеграционных процессах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Глобальный кризис западной цивилизации и Россия / Отв. ред. Г В. Осипов. М., 2008 (Global'nyj krizis zapadnoj civilizacii i Rossija / Otv. red. G.V Osi-pov. M., 2008).

Попова С.М., Шахрай С.М., Яник А.А. Измерения прогресса. М., 2010 (Popova S.M., Shahraj S.M., Janik A.A. Izmerenija progressa. M., 2010).

Регионы России. Социально-экономические показатели. М., 2011 (Re-giony Rossii. Social'no-jekonomicheskie pokazateli. M., 2011).

Российский статистический ежегодник. М., 2012 (Rossijskij statisti-cheskij ezhegodnik. M., 2012).

Россия в глобализующемся мире. Стратегия конкурентоспособности. М., 2005 (Rossija v globalizujushhemsja mire. Strategija konkurentosposobnosti. M., 2005).

Россия в цифрах. М., 2013 (Rossija v cifrah. M., 2013).

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992 (Sorokin P.A. Chelovek. Civilizacija. Obshhestvo. M., 1992).

Социальное знание на службе российского общества. М., 2010 (Soci-al'noe znanie na sluzhbe rossijskogo obshhestva. M., 2010).

31 Российская газета. 2014. 18 апр. № 89 (6361).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.