Научная статья на тему 'Факторы социального здоровья подростков'

Факторы социального здоровья подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
623
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / SOCIAL HEALTH / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / СУБКУЛЬТУРЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭПИДЕМИЯ / SOCIAL EPIDEMICS / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / SUBCULTURES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маркова Наталия Ефимовна

Рассматривается понятие «социальное здоровье» с точки зрения разных гуманитарных наук. Используется девиантологический подход к определению социального здоровья молодежи. Описаны девиантные проявления субкультурного образа жизни. Показана распространенность субкультур в среде молодежи. Представлены данные исследований ИСЭПН (2009-2011) о причинах вовлеченности и времени пребывания в субкультурах подростков разных возрастных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of teenagers' social health

The article considers the notion of social health in terms of different human sciences. Deviantologic approach is used for definition of the youth's deviant behavior. The author describes deviant features of the sub-cultural lifestyles, prevalence of subcultures among young people. She presents findings of the studies conducted by ISESP RAS in 2009-2011 concerning the causes of involvement and the duration of stay in subcultures of teenagers in different age groups.

Текст научной работы на тему «Факторы социального здоровья подростков»

Маркова Н.Е.

ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ

В конце 1990-х годов межведомственная комиссия Совета безопасности России по охране здоровья населения оценила проблему заболеваемости психическими болезнями как угрозу нации (протокол №4 от 23.07.1997). К сожалению, положение меняется крайне медленно. Вот уже почти четверть века остаются высокими показатели заболеваемости психическими расстройствами.

«Чрезвычайно высок удельный вес психической патологии в детском и подростковом населении при отсутствии в широкой практике современных организационных моделей психопрофилатической работы с детьми и подростками» [1].

По данным отечественных психологов и психиатров «состояние здоровья подрастающего поколения таково, что в том или ином виде в психотерапевтической помощи нуждаются многие, если не большинство» [2]. Современная моральная статистика указывает на неблагополучное состояние здоровья подростков.

В то же время «сегодня отсутствуют целостные исследования формирования социальной стороны здоровья детей младшего школьного, подросткового, старшего школьного возраста» [3].

Понятие «социальное здоровье» используется во многих гуманитарных научных дисциплинах и имеет разнообразные определения, что связано со спецификой научного знания. Разносторонний взвешенный подход особенно важен, когда речь идет о социальном здоровье подрастающего поколения, безо всякого преувеличения, о будущем страны.

Рассматривая понятие «социальное здоровье» в фокусе зрения гуманитарных наук мы увидим, что в социологии, например, социальным здоровьем считается состояние нормы для всех составляющих понятия «здоровье»: психологической, куль-туральной, экономической. При этом речь может идти как об индивиде, так и обществе в целом, части общества, отдельной группе. Во всех медицинских вузах Российской Федерации преподается дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение». Министерство здравоохранения РФ в своей деятельности ориентируется на известные определения ВОЗ, где здоровье — «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». «Общественное здоровье» рассматривается ВОЗ как «важнейший медико-социальный ресурс и потен-

циал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности, обусловленный комплексным воздействием социальных, поведенческих и биологических факторов».

В демографии широко используются разработки наук о закономерностях общественного здоровья, развивавшихся на стыке медицины и общественных наук, в частности социальной гигиены. В решении своих задач социальная гигиена тесно взаимодействует с демографией, социологией, статистикой, социальной медициной, коммунальной гигиеной, экологией и другими дисциплинами [4. С. 284].

Другое понятие, широко используемое в трудах демографов, — само-сохранительное поведение — «целенаправленные действия людей по сохранению и укреплению здоровья», однако шире распространено понятие «образ жизни».

Образ жизни зависит от сложившихся ценностей и приоритетов, с одной стороны, и практических возможностей следовать им, с другой. При этом речь идет не только об осознанных решениях подвергать или не подвергать свое здоровье и жизнь риску, но и о том, что здоровый образ жизни должен являться «реалистичной и привлекательной альтернативой тем стереотипам, которым люди следуют в повседневной жизни». [4. С. 265].

Современная педагогика определяет социальное здоровье, как: • гармоничное единство биологических, психических и социальных качеств человека, позволяющих ему адаптироваться к условиям микро- и макросреды, а также вести продуктивную в социальном и экономическом плане жизнь;

• самореализация личности в образовательном процессе, в котором происходит воплощение ребенка по разработанному и принятому в социуме личностному образу [5]. Психологи среди факторов, влияющих на здоровье подростка, указывают на успешность учебы, которая зависит от:

а) внимания и способности выделить основное;

б) умения действовать;

в) понимания важности учебы;

г) достаточно высокой самооценки,

д) реакции на стресс, которая позволяет активно преодолевать трудную ситуацию, не замыкаться и не уходить от решения проблем [6. С. 219].

По мнению специалистов, предельные стрессовые переживания являются одним из главных рисков для психологического, а значит и для социального здоровья. «Психологическое здоровье — динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое...позволяет актуализировать свои индивидуальные возрастно-психоло-гические возможности на любом этапе развития [6. С. 232].

Наконец, около десяти лет назад в рамках дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» появился раздел «Эпидемиология общественного здоровья (социальная эпидемиология)», призванный изучать закономерности распространения показателей общественного здоровья и разных групп населения в связи с воздействием условий и образа жизни. Цель социальной эпидемиологии — разработка мер политического, экономического, медико-социального и организационного характера, направленных на улучшение

показателей общественного здоровья.

Социальное здоровье подростков в большой степени зависит от широкого круга объективных причин, начиная с нравственной атмосферы, созданной в семье и кончая состоянием экономики. Важными факторами социального и психологического здоровья являются усвоенные ценности и нормы, правила поведения, в наибольшей степени способствующие сохранению физического здоровья, успешной социализации и интеграции в социум.

Образ жизни обычного здорового подростка связан с обучением в школе и общением в школьной среде, домашней жизнью, деятельностью вне дома (свободное время.) Подросток, активно занимающийся интересным для него делом, растет и развивается как личность, получает представление о собственных достоинствах и недостатках, приобретает соответствующие навыки, мастерство, утверждается в культурных ценностях, обретает значимые для развития личности цели и самореализуется достигая их. Он приобретает круг друзей, общие темы для обсуждений, размышлений, стимулы к новым знаниям и совершенствованию умений.

Особенно отметим, что самоактуализация подростка — наивысшая человеческая потребность, связанная с личностным ростом, происходит вследствие его собственных достижений в творческом труде: спорте, музыке, искусстве, науке или технике.

Способность к личным достижениям — одна из важных составляющих социального и психологического здоровья. «Если у ребенка обеднен образ жизни, в котором основное — уроки в школе, уроки дома, но при этом мало практической созидатель-

ной деятельности, исчезает игровая деятельность, как практика досуга, сужен круг общения (в т. числе интимного), его развитие существенно тормозиться. Напротив, обогащение образа жизни, выбор многих возможностей для осуществления деятельности создает зону интенсивного личностного развития» [6. С. 212].

При отсутствии возможности самореализации в сфере конвенциаль-ной культуры такую функцию начинают выполнять субкультурные движения и идеологии, наделяющие жизнь подростка смыслом, предлагающие иллюзию выбора и самоактуализацию в особом субкультурном смысле. Деструктивные явления, возникающие на почве участия в субкультурных движениях, — потребление наркотиков, агрессия, депрессии, преступления, суициды — указывают на социальное нездоровье общества, требуют адекватного научного анализа этих явлений.

Исследования подростков, нуждавшихся в реабилитации вследствие пребывания в деструктивных субкультурных модификациях (панки, скинхэды, футбольные фанаты, сата-нисты, язычники, эмо, готы и пр.) показывают, что часть молодежи, имеющая благоприятные условия для развития, обладающая целостным мировоззрением и конструктивными установками, занятая учебой или работой воспринимает субкультурную моду, не особенно вдаваясь в идеологию. Другая часть подростков — социально неустроенных, из неполных и проблемных семей — достаточно глубоко окунулись в субкультурные практики и стали пополнять реаби-литационые центры, нуждаясь в помощи психолога или психиатра.

В процессе формирования девиа-нтной модификации поведения под

влиянием информации постепенно происходит изменение личности, ин-териоризация, т.е. «формирование стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних действий с предметами и овладение внешними знаковыми средствами» [7].

«В повседневном социальном опыте индивида социетальные и культурные детерминанты поведения выступают неразделимо, — пишет социолог здоровья И.Н. Гурвич, — их значение для здоровья не обнаруживается непосредственно, а устанавливается по различию в показателях состояния здоровья между большими социальными и культурными группами. Эти различия в действительности очень высоки, что заставляет искать их причины в условиях жизни и социальном опыте, общих для всех представителей данной социокультурной группы» [8].

Результаты исследования рас-спространенности субкультур

(ИСЭПН, 2009-2011) показывают, что в среднем более четверти (29%) молодежи в возрасте 12-25 лет в той

или иной степени оказались затронуты субкультурной мифологией и участвовали в субкультурных группах; более трети (34%) имели знакомых в субкультурах и только 37% опрошенных не имели представления о содержании субкультурной деятельности и знакомых среди участников движений (табл. 1). Данные исследований показывают более широкое распространение субкультурных движений в мегаполисе (Москва) и крупном портовом городе (Владивосток), чем в городах с населением менее 500000 человек (Вологда, Коломна, Тула). В то же время, в этих поселениях распространение субкультурных движений относительно однородно, что указывает на схожесть происходящих процессов.

Социальная эпидемия, а мы имеем дело именно с ее проявлениями, охватила все населенные пункты, покрытые современной коммуникационной сетью (Интернет, телевидение, пресса), не имеющие сегодня достаточной сдерживающей силы в виде цензуры или социального контроля.

Таблица 1

Год и место проведения опроса Число респондентов Из них:

Человек % Участники субкультур прямо или косвенно, % Имеют знакомых участников, % Небыли в движении и не имеют знакомых, %

Владивосток (2009 г.) 55 100 25 50 25

Москва и Московская обл. (2009 г.) 175 100 75 13 11

Тула (2009 г.) 137 100 12 44 44

Вологда (2010 г.) 498 100 20 42 38

Коломна (2011 г.) 198 100 15 19 66

Всего респондентов 1063 100 29 34 37

Участие молодежи 14-25 лет в субкультурных движениях1

1 Исследования проведены ИСЭПН РАН в 2008- 2011 гг. при финансовой поддержке РГНФ.

В свете современной распространенности социальных девиаций наиболее приемлемым подходом к определению социального здоровья молодежи становится девиантологи-ческий подход, заключающийся в оценке состояния общественного здоровья по сравнению с уровнем социальных девиаций.

Известно, что социальная девиация (отклонение) — это поведение, нарушающее кодифицированные или некодифицированные социальные нормы. По описанию респондентов, для большинства современных субкультурных практик характерно именно девиантное поведение, культивируемое идеологией субкультуры: рискованное поведение («экст-рим»), раннее начало половой жизни, потребление алкоголя и наркотиков, агрессивное и преступное поведение.

Результаты наших исследований позволяют классифицировать молодежные субкультуры по сходным поведенческим реакциям и моделям поведения. В предшествующей публикации [9], мы условно обозначили их как «агрессивные, депрессивные, гедонистические, рисковые». Это связано с типами девиантной самоактуализации, формируемой вследствие усвоения субкультурных норм. Так, самоактуализация, выраженная в грубых, агрессивных, преступных действиях, направленных против идеологически обозначенных «врагов», характерна для скинхедов, футбольных фанатов, национал-социалистов. Такого рода поведение чревато преступлением закона и влечет ответные санкции общества.

Самоактуализация посредством обретения «мистической мудрости», «экстаза», сексуальной «раскрепощенности» связана с субкультурами гедонистической направленности — хиппи, растаманов, клабберов и др. Идеологически санкционированное

субкультурой потребление наркотиков — путь к маргинализации, физической гибели.

Еще один вид деструктивной самоактуализации посредством самоубийственного поведения связан с рисковыми субкультурами — стрит-рейсеров, зацеперов, скейтбордистов и других, где спортивная деятельность осуществляется часто с риском для жизни, в нарушение необходимых правил безопасности, как своей, так и окружающих, что зачастую ведет к травмам, инвалидизации, летальному исходу.

Подавляющее большинство субкультурных идеологий культивирует неповиновение властям, отказ от правил, регулирующих общественную жизнь. При этом, оказавшиеся в референтной группе, подростки подвержены действию групповых законов и становятся жертвами (вплоть до физического насилия) значительного социального контроля со стороны участников группы.

В анкетах при проведении нами исследований были названы 44 субкультуры. Наибольшую распространенность (47%), имеют 5 движений, составивших 8-10% от числа всех респондентов (1 группа). 2-я группа состоит из 5 движений по 3-6% от числа респондентов. Группы 3 и 4 составляют субкультуры, к которым относятся 1-2% респондентов. Наконец, группа, представляющая 17% опрошенных, состоит из большинства движений (23 субкультуры) с наименьшим ареалом (0,7%).

Характерная мифология и практики формируют образ жизни и упомянутые виды поведения (агрессия, депрессия, гедонизм, риск) в чистом виде или сочетаниях (табл. 2, составлена по материалам исследований во Владивостоке, Москве и Московской области, Туле, Коломне, 2009-2011).

Таблица 2

Распространенность различных субкультур среди респондентов 14-25 лет

№ группы Всего,% Наименование субкультур (распространенность, %)

1 47 фанаты (10), эмо (10), готы (10), панки (9), НС*+скинхеды (8)

2 19 рэперы (6), металлисты (4), паркур (3), хиппи (3), рокеры (3)

3 10 растаманы (2), аниме (2), геймеры (2), альтернатива (2), R 'п' B (2).

4 5 хакеры (1), рок-н-ролл (1), байкеры (1), бэггеры (1), транс (1).

5 17 экстремалы (0,7), секс-меньшинства (0,7), брейк-данс (0,7), транс (0,7), эйдж (0,7), гопники (0,7), друиды (0,7), ска (0,7), клабберы (0,7), эльфийское движение (0,7), бодимодификаторы (0,7), стиляги (0,7), спелеостология (0,7), гранджисты (0,7), сатанисты (0,7), хип-хоп (0,7), бэггеры (0,7), трейсеры (0,7), беммеры (0,7), гринпис (0,7), тусовщики (0,7), нудисты (0,7), сноубордисты (0,7).

* НС — национал-социалисты, имеющие сходную, смыкающуюся со скинхедами идеологию.

Стрессовыми у подростка являются не только школьные информационные факторы — перегрузки, нехватка времени, усталость, но и эмоциональные, зависящие от отношений с социальным окружением - родителями, родственниками, соседями, преподавателями, школьными товарищами. Поэтому «длительные хронические стрессы, скорее всего, негативно скажутся на состоянии физиологически и эмоционально нестабильного подростка» [6. С. 219].

Значительную роль в интеграции социума, становлении общепринятых норм и ценностей играют внешние, конвециально одобренные культурные коды (одежда, прическа украшения).

По данным наших исследований (2009-2011 гг.) наибольшее число конфликтов с социальным окружением имеют респонденты, изменившие коды одежды на субкультурные одновременно по 5-7 позициям (табл. 3). Особую озабоченность родителей и возмущение преподавателей, соседей вызывает изменение прически, татуировка и пирсинг. Подросток оказывается втянутым в нешуточную борьбу, пресловутый конфликт «отцов и детей», связанный с требованиями разных референтных групп. Один из основных посылов субкультурной самоактуализации для подростка — изменить внешность в соответствии с требованиями референтной группы.

Таблица 3

Изменение кодов одежды и внешности участниками субкультурных движений*

Внешние коды Респонденты, изменившие внешние коды на субкультурные, %

1. Одежда 72

2. Аксессуары 52

3. Прическа 50

4. Украшения, знаки 38

5. Окраска волос 36

6. Пирсинг 35

7. Татуировки 28

* Ответов более 100%, так как респонденты указывали несколько позиций.

Что осуждают находясь «внутри» движений?

В субкультурах считается недопустимым пренебрежение идеологией. Именно субкультурная идеология является основой, соединяющей разнородных подростков в сплоченную группу. Осуждается нарушение правил группы, которое считается «предательством» (отметили 17% респондентов). С другой стороны, одно из групповых правил — высмеивать принадлежность к «серой массе» обывателей, вынуждая обращенного бриться наголо или красить волосы в зеленый цвет, чтобы примкнуть к референтной группе (указали 17% опрошенных). Высмеивается «позерство» — показная вовлеченность, имитирующая субкультурный стиль, без погружения в практики (10% опрошенных). Для участника субкультуры необходима неподдельная вера в идею, позволяющая, буквально, сломя голову следовать групповой деятельности, основанной на мифологии. С целью поддержания идеологической однородности осуждается связь с чужаками (8%), а также подчиненность законам и органам власти (7%). Ведь изначально, субкультура — это бунт против культуры и социального контроля.

С одной стороны, школа и родители требуют соблюдения конвеци-альных норм. С другой — субкультурная группа, удовлетворяющая значительные потребности подростка в принадлежности и приятии, самоактуализации, требует придерживаться субкультурных правил, противоположных общепринятым.

Следует отметить, что не все участники движений безоговорочно поддерживают их нормы. Так, агрессию не приемлют 17% опрошенных, «вредный образ жизни» — 5%, суи-

цид — 4%. На вопрос: «Осуждаете ли вы нарушение общественных норм?», «не осуждаю» ответили только 4% респондентов, правда затруднились с ответом — 13% опрошенных.

Сегодня, спустя почти четверть века после начала глобальной культурной экспансии, знаки маргинализации хотя и продолжают поражать «непосвященных», постепенно примелькались. В полном соответствии с законами моды они широко распространились, а затем стали обыденными, утратили новизну и силу первичного эпатажа, и теперь вызывают, скорее, чувство сожаления, нежели негодование.

Подросток существует в мире двойных стандартов, где ему приходится избирать стратегию конформизма и делать вид, что он согласен со всем, что ему предлагают школа и родители, либо бунтовать и ежедневно вступать в борьбу с миром взрослых. Обе стратегии порочны и ведут к серьезным психологическим срывам, усугублению деструктивного поведения. Так, например, респондентка К. — 14 лет2 занимаясь в художественной школе была примерной ученицей. В прошлом году начались конфликты с девочками в классе по непонятным для нее причинам. Ее стали ненавидеть и дразнить «кроликом» из-за чуть выдающихся передних зубов. Знакомство с мальчиком-панком из старшего класса дало ей ощущение защищенности. Девочка стала подражать поведению ребят из субкультурного окружения нового знакомого. Агрессивное нарушение норм, грубость стали реакцией защи-

2 Социологические интервью, записаны автором статьи в одном из Московских социально-реабилитационных центров для подростков (2010 г.).

ты. К. находилась в начальной стадии погружения в субкультурную практику; навязчивой идеей, на тот момент, у нее было обривание головы наголо. Встревоженная мать, которая привела ее в кабинет психиатра рассказала, что К. стала неуправляемой, обнаружились ее СМС-ки с ненормативной лексикой, стала надевать в школу красный ошейник и браслет с железными шипами, что вызвало непрекращающийся конфликт с завучем и учителями. В беседе проявлялась отчаянная готовность к разрушениям: «пусть выгоняют, пусть теперь попробуют смеяться..», вербальная агрессия (грубая брань) по отношению к преподавателям, завучу. Противостояние учителям, сверстницам, родителям стало следствием ложной самоактуализации, навязанной субкультурной идеологией и происходившей на почве разрушения табу.

Другой пример: А. — 22 года, бывший панк. В возрасте 14 лет познакомилась с юношей, «зацикленным» на книгах Э. Лимонова и тоже стала читать их. Увлеклась анархизмом. Появились соответствующие друзья. Вместе слушали записи Янки Дягилевой. Решила поехать на могилу певицы, о которой рассказывал знакомый из Новосибирска. Пела в подземных переходах, собрала деньги на поездку и уехала в Сибирь. Мать была в стрессовом состоянии — дочь пропала. После возвращения в Москву и ряда скандалов в семье А. перестала посещать школу. Приводила приятелей, выпивала с ними вместе. Стала носить панковский «прикид»: рваные джинсы, линялые курточки и майки. Не пускала мать домой, вела себя неадекватно. Ее поместили в психиатрическую клинику. При помощи близких, с огромным трудом А.

удалось выйти из модификации, после чего она с отвращением сожгла всю панковскую одежду и фотографии этого периода.

В результате пребывания в субкультурном движении представление о норме у части подростков оказывается размытым и перестает каким-либо образом влиять на эмоционально-нравственную сферу. Другие становятся на путь девиаций, часть подростков возвращаются к конвенци-альности, с ужасом вспоминая собственные поступки.

По возрасту приобщения к субкультурам опрошенных можно разделить на 3 группы. В возрасте 7-11 лет в субкультурные движения были вовлечены 4% респондентов. Подавляющее большинство респондентов (85,3%) приобщилось к субкультурным движениям в возрасте 12-18 лет, что является следствием поисков подростками референтных групп, связанным с пубертатным периодом. Наконец, в возрасте 19-25 лет к субкультурам примкнули 10% респондентов, мотивация которых определялась потребностью в самоактуализации. Пик приобщений приходится на возраст 14-15 лет, уменьшаясь в группах 16-17 лет и значительно снижаясь в возрасте 19-23 года.

В среднем время пребывания в субкультуре для респондентов 15-17 лет — 2 года, для респондентов 18-25 лет — 5,3 года. На момент обследования 25 человек из 139 уже не отождествляли себя с движениями.

Исследования показывают, что информацию о субкультурах (мифология, идеология, практики, нормы) большинство респондентов получили благодаря рассказам друзей (58%), из фильмов (29%), журналов (25%), телепередач (20%), книг (20%), (каж-

дый из респондентов мог назвать несколько источников информации).

Разумеется, субкультурная идеология не является плодом творчества несовершеннолетних. Здесь действуют законы многоступенчатого потока информации Лазарсфельда-Мертона. От лидеров мнений информация поступает в референтные группы и передается дальше. Таким образом, социальная эпидемия переросла первичную стадию, когда соответственные модели распространялись исключительно через СМИ.

«Столь длинный список социальных болезней, переживаемых российским обществом, в качестве все более актуальной предполагает для него угрозу социальному порядку и национальной безопасности и не под влиянием внешних угроз, а тех, что нарастают в самом обществе, в результате чего в России с устойчивым постоянством на протяжении нескольких десятилетий в самостоя-

тельную жизнь вступают все меньше молодых людей, обладающих хорошим здоровьем» [10].

Итоги нашего анализа исходят из двух доминант — национальной безопасности и необходимости социального благополучия общества. Социальное здоровье подростков в контексте влияния субкультурной информации требует защиты.

На основе проведенных обследований нами разработан инструментарий «Матрица субкультурных модификаций», позволяющий определить начальные латентные фазы социального неблагополучия [9; С. 8597], что позволит педагогам и родителям обратить внимание на источник опасности и принять заблаговременные профилактические меры. В 2011-2012 гг. инструментарий успешно применялся при проведении обследования подростков и молодежи в ряде городов России.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Городская целевая среднесрочная программа развития столичного здравоохранения на 2008-2010 годы. [Электронный ресурс]. — URL: http://www. mos.ru/documents

2 Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Радостное взросление. — СПб.: Речь. 2004.

3 Приступа Е.Н. Педагогическая диагностика личного социального здоровья подростка. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.psyh.kiev.ua/Приступа_Е.Н.

4 Демографический понятийный словарь. Центр социального прогнозирования / Под ред. проф. Рыбаковского Л.Л. — Москва, 2003.

5 Кузнецова И.В. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: Автореф.....д-ра психол. наук. — М., 2003.

6 IV международный конгресс «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья». — Киров, 2009.

7 Психологический словарь. — М. 1992.

8 Гурвич И.Н. Социокультурные факторы — [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.narcom.ru

9 Маркова Н.Е., Римашевская Н.М., Смакотина Н.Л. Типология модификаций девиа-нтного поведения в молодежных субкультурах / Народонаселение. — 2010. — № 1. — С. 85-97.

10 Ласовская Н.Ф. Социальное здоровье населения и национальная безопасность общества — [Электронный ресурс]. — URL: www.online-science.ru

Bibliography

1. Municipal Targeted Middle-Term Programme for Development of the Metropolitan Health Care in 2008-2010. Available at: http://www. mos.ru/documents.

2. Shevchenko Yu.S., Dobriden' V.P. Joyful Growing-up. St.Petersburg. Speech. 2004.

3. Pristupa E.N. Pedagogical diagnostics of individual social health of teenagers. Available at: http://www.psyh.kiev.ua/Прнступа_Е.Н.

4. Demographic Conceptual Dictionary. Ed. L.L. Rybakovsky. Center for Social Prognosticating. Moscow. 2003.

5. Kuznetsova I.V. Psychological grounds for implementation of health-saving technologies in educational institutions. Doct. diss. Moscow. 2003.

6. IV International Congress Young Generation of the 21st Century: Current Problems of Socio-Psychical Health. Kirov. 2009.

7. Psychological Dictionary. Moscow. 1992.

8. Gurvich. I.I. Sociocultural factors. Available at: http://www.narcom.ru

9. Markova N.Ye., Rimashevskaya N.M., Smakotina N.L. Typology of modifications of deviant behavior in youth sub-cultures. Population. 2010. No 1. P. 85-97.

10. Lasovskaya N.F. Social health of population and national security of society. Available at: www.online-science.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.