Научная статья на тему 'Факторы, сдерживающие развитие сферы туризма'

Факторы, сдерживающие развитие сферы туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3207
804
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СФЕРА УСЛУГ / ФАКТОРЫ / TOURISM / SERVICE INDUSTRIES / FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каурова Ольга Валерьевна, Канина Татьяна Ивановна

Одна из задач научно обоснованной налоговой системы, которая отражает общие закономерности, сформированные в сфере туризма, и особенности конкретной страны и сферы налогообложения, заключается в позитивном воздействии на расширение отдельных видов деятельности, а значит сфер деловой активности и развитие всей экономики в целом. В статье рассмотрены основные направления и перспективы развития сферы туризма в зависимости от различных факторов, в том числе с точки зрения налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the tasks of a scientifically substantiated tax system reflecting both general regularities in tourism and peculiarities of a certain country and a certain taxation sphere is its positive impact on widening certain activities and thus spheres of business activity and general development of all the economy. The article analyses key directions and development prospects of tourism industry depending on various factors including taxation.

Текст научной работы на тему «Факторы, сдерживающие развитие сферы туризма»

УДК 336.1

ФАКТОРЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА

Каурова Ольга Валерьевна, доктор экономических наук, доцент, зав. кафедрой «Бухгалтерский учет и налогообложение», Atosik2006@mail.ru,

Канина Татьяна Ивановна, аспирантка кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение», Kanina_Tatyana_Ivanovna@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

One of the tasks of a scientifically substantiated tax system reflecting both general regularities in tourism and peculiarities of a certain country and a certain taxation sphere is its positive impact on widening certain activities and thus spheres of business activity and general development of all the economy. The article analyses key directions and development prospects of tourism industry depending on various factors including taxation.

Одна из задач научно обоснованной налоговой системы, которая отражает общие закономерности, сформированные в сфере туризма, и особенности конкретной страны и сферы налогообложения, заключается в позитивном воздействии на расширение отдельных видов деятельности, а значит сфер деловой активности и развитие всей экономики в целом. В статье рассмотрены основные направления и перспективы развития сферы туризма в зависимости от различных факторов, в том числе с точки зрения налогообложения.

Keywords: tourism, service industries, factors

Ключевые слова: туризм, сфера услуг, факторы

Рынок туризма представляет собой высоко-конкурентный рынок с возможностями выбора потребителей среди нескольких направлений (высокая эластичность спроса). Поэтому данный сектор особенно чувствителен к вопросам налоговой политики.

В результате, особенности туристской деятельности, оказывающие влияние на систему налогообложения, могут быть разделены на два блока: со стороны спроса и со стороны предложения (табл. 1).

Таблица 1

Особенности туристской деятельности, влияющие на систему налогообложения

Группы особенностей Особенности

Со стороны спроса — мультипликативный эффект — потребление отечественными и зарубежными потребителями — внешние эффекты — эластичность спроса по цене — услуги соответствуют характеристике как конечного спроса, так и промежуточного спроса

Со стороны предложения — малый и средний бизнес — занятость социально незащищенных слоев населения — размытость границ отрасли — трудоинтенсивная отрасль — монополистическая конкуренция

Налогообложение туризма связано с тремя теоретическими аспектами:

— интернализация внешних эффектов от туристов;

— пополнение доходами государственного бюджета;

— покрытие расходов на производство общественных благ (например, более высокие издержки на безопасность в связи с привлечением туристов).

Туризм в настоящее время является одним из крупнейших и быстро растущих секторов

экономики мира, что определяется ведущей тенденцией развития мировой экономики — развитием сферы услуг.

Доля услуг в валовом

В настоящее время сфера услуг вносит существенный вклад в увеличение общественного благосостояния; так, более 70% ВВП в мире производится в секторе услуг (табл. 2).

Таблица 2

внутреннем продукте, %

Страны 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Страны с высоким уровнем дохода 72 72 72 73 74

Страны со средним доходом 52 52 53 53 54 55

Страны с доходом ниже среднего 45 46 46 46 46 48

Страны с низким уровнем дохода 46 47 47 49 49 50

Наименее развитые страны 45 46 46 46 47 48

Отдельные страны

Австралия 70 70 69 69 68

Канада 66 66 67

Китай 41 40 41 42 42 43

Финляндия 67 68 64 63 65 69

Франция 76 77 77 77 78 79

Германия 70 69 69 69 69 73

Япония 68 68 69 69 71

Российская Федерация 60 55 58 59 60 62

США 77 77 77 77 77

Составлено на основе данных: World Development Indicators database, 2011.

На развитие стран, а также мировой экономики в целом оказывает влияние и международная торговля услугами.

Мировой экспорт услуг в 2008 году вы-

рос на 12% по сравнению с 19% в 2007 году. Данные таблицы 3 свидетельствуют о существенном снижении темпов роста экспорта в некоторых странах.

Таблица 3

Темпы роста экспорта услуг, в процентах к предыдущему году

Страна 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Мир 120,8 111,9 112,3 118,5 112 -

Австралия 119,9 109,1 106,8 122,5 112 92

Австрия 116,6 112,1 108,6 120,8 117 86

Китай 133,8 119,1 123,7 133,1 117 84

Эстония 127,5 111,6 110,7 125,2 113 73

Финляндия 132,3 112,2 103,1 118,7 134 84

Франция 114,1 105,4 99,7 116,3 112 86

Германия 118,7 113,7 115,4 114,8 115 88

Индия 160,5 146,3 135,2 119,6 120 87

Италия 118,0 105,8 110,7 113,2 104 82

Япония 124,9 113,8 112,8 110,4 115 86

Латвия 117,8 121,9 122,4 140,0 122 84

Нидерланды 117,1 108,9 102,5 109,2 113 91

Российская Федерация 127,2 120,9 124,8 126,5 133 64

Испания 115,8 110,0 112,8 121,2 112 86

Рассчитано на основе базы данньк WTO, 2011.

Кроме того, статистические данные позволяют сделать вывод о том, что до кризиса именно в странах с развивающимися рынками ежегодный прирост экспорта услуг значительно превышал как среднемировые темпы роста, так и показатели роста экспорта услуг в странах с развитыми рынками.

География торговли услугами отличается крайней неравномерностью и дифференци-рованностью. Несмотря на более высокие темпы роста экспорта услуг в странах с развивающимися рынками, около 75% стоимости объема услуг экспортируется развитыми странами, и только 24% — развивающимися и странами с переходной экономикой, 1% приходится на экспорт услуг международными организациями.

Туризм в начале XXI века стал одним из ведущих направлений социально-экономического развития многих государств и регионов мира, занимая, по оценкам специалистов, третье место после торговли нефтью и оружием в развитых странах. Средние темпы роста его объемов составляют 7% в год, что намного выше аналогичных показателей мировой экономики [1].

На долю мирового туризма приходится 3,6% ВВП (с учетом влияния туризма на смежные с ним отрасли — 10,6%) и 9,5% мировых капиталовложений. В развитых странах ВВП состоит на 15% из туристических услуг [2].

Число рабочих мест непосредственно в ту-ристско-рекреационной сфере составляет 74,5 млн, с учетом же сопряженности ее с другими отраслями — 225 млн [3]. Каждое 11-е рабочее место в общей мировой занятости создано в туризме. По некоторым оценкам, каждый турист обеспечивает рабочими местами от 10 до 20 человек в таких обслуживающих сферах, как гостиничный бизнес, сфера общественного питания, производство сувениров, индустрия развлечений [1]. В 2005 году на туризм приходилось 6% всей занятости в мире, в некоторых странах на туризм приходится более 50% занятости. В 2010 году каждые 30 дополнительно прибывших туристов способствовали созданию одного рабочего места в «прямом» туризме (транспорт, проживание, питание), а 16 туристов — одного рабочего места в инфраструктуре туризма.

По подсчетам специалистов, совокупная стоимость продуктов и услуг, созданная

в структуре, связанной с туристическим обслуживанием, почти в 2,5 раза превышает стоимость самих услуг туризма.

В некоторых странах туризм является одной из основных отраслей, формирующих доходную часть бюджета, однако и существенная часть бюджетов этих стран направляется на продвижение туристского продукта.

Многие страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция, Болгария, значительную часть своего благосостояния построили на доходах от туризма. Так, в Австрии 8,6% в ВВП страны составляют прямые доходы от туризма и 15% — доходы с учетом мультипликативного эффекта, в Испании, соответственно, 6,8% и 18,2%, во Франции — 4,1% и 10,9%, в Хорватии — 8,5% и 19,0%, в Великобритании — 3,4% и 9,1%, в Канаде — 3,4% и 11,0%, в Болгарии — 4,1% и 14,5%.

В международных торговых терминах экспортные доходы от туризма занимают четвертое место в общем значении, уступая лишь топливу, химикатам и автомобилям. По оценкам, международные поступления от туризма за 2007 год достигли $856 млрд.

В развивающихся странах туризм играет еще более важную роль. Часто туризм выступает в качестве основного источника дохода и экспортного товара. Валовые поступления от туризма по стоимости стали больше, чем все остальные статьи экспорта, вместе взятые.

Все это позволило определить новую стратегию экономического развития для развивающихся стран, основанную на туризме.

В РФ в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства России от 17 ноября 2008 года № 1662-р) туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики.

Несмотря на то, что туристский потенциал России пока используется лишь на 20%, перспективы развития туризма в нашей стране огромны (табл. 4).

В настоящее время в субъектах Российской Федерации реализуются 65 региональных целевых программ развития туризма, в 5 регионах приняты концепции развития туризма. Фи-

Таблица 4

Целевые показатели Стратегии развития туризма в РФ до 2015 года

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2015

Этапы реализации стратегии Этап 1 Этап 2

Въезд иностранных граждан в Россию (млн поездок) 22,2 22,5 22,9 25,1 27,2 28,5 29,8 31,5 35—36

Численность обслуженных в средствах размещения (внутренний туристский поток) (млн человек) 24,810 26,567 29,0 31,0 33,0 35,0 37,5 40,0 46—48

Количество гостиниц (ед.) 4812 5375 6000 6700 7500 8300 9200 10200 13000— 14000

Число ночевок в гостиницах (тыс.) 51922 55148 78000 87100 97240 107900 119600 131820 156000

Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения (млн руб.) 60098 74711 88900 107560 130140 157460 190520 224800 370000

Экспорт туристских услуг (млрд руб.) 564,0 604,4 679,6 796,3 913,0 1029,7 1146,0 1262,7 1613

Инвестиции в основной капитал (млрд руб.) 532,6 599,0 709,7 983,3 1257,0 1531,0 1804,6 2278,2 2898,5

нансирование региональных программ развития туризма предусматривается за счет средств субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников и составляет по предварительным оценкам около 37 млрд руб., из них из внебюджетных источников около 32 млрд руб., что составляет почти 85% от общей суммы. Прежде всего, внебюджетные средства будут направлены на строительство средств размещения в регионах.

Экономический кризис отрицательно повлиял на реализацию региональных целевых программ развития туризма. Во многих регионах финансирование программ сократилось (в среднем на 15%). Однако есть и положительные примеры. Так, 31 декабря 2008 года в Республике Татарстан была принята республиканская целевая программа «Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2009— 2011 годы», в рамках которой из бюджета республики на развитие туризма было предусмотрено финансирование в объеме 224 млн руб.

На развитие туризма в России в 2011—2016 годы планируется выделить 96 млрд руб. на основе принятой Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2016 годы)», принятой в 2010 году.

Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично, но неэффективно.

Развитие индустрии туризма с точки зрения налогообложения можно проследить по изменению количества предприятий данной отрасли (табл. 5).

По оценке Всемирной туристской организации, наша страна может принимать до 40 млн туристов, но в настоящее время мы принимаем всего 2 млн иностранцев в год и находимся на 122 месте по эффективности работы туристской отрасли.

Таблица 5

Количество крупных и средних предприятий некоторых видов деятельности индустрии туризма в РФ (на 1 января)

2005 2006 2007 2008 2009 2010

Деятельность туристических агентств 79 64 68 66 62 65

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организация комплексного туристического обслуживания 44 38 46 50 52 47

Обеспечение экскурсионными билетами, обеспечение проживания, обеспечение транспортными средствами 2 3 3 5 1 6

Предоставление туристических информационных услуг 1 2 2

Предоставление туристических экскурсионных услуг 6 6 4 2 2 4

Составлено на основе данных www.gks.ru

Неэффективность туристической индустрии с точки зрения налогообложения также определяется долей убыточных предприятий (табл. 6).

В заключение отметим, что доля убыточных предприятий в отдельных отраслях индустрии туризма растет. К 2010 году доля убыточных

предприятий в сфере туризма стала превышать долю убыточных предприятий в среднем по РФ. К основным сдерживающим факторам развития внутреннего и въездного туризма необходимо отнести следующие:

Таблица 6

Удельный вес убыточных крупных и средних предприятий, в % от общего числа в РФ

Всего Деятельность туристических агентств Организация комплексного туристического обслуживания Обеспечение экскурсионными билетами, обеспечение проживания, обеспечение транспортными средствами Предоставление туристических экскурсионных услуг

2005 35,76 26,58 20,45 - 16,67

2006 33,55 28,13 39,47 33,33 16,67

2007 29,74 30,88 32,61 66,67 25

2008 23,38 19,7 16 20 50

2009 25,19 27,42 26,92 - -

2010 30,1 33,85 29,79 66,67 -

Составлено на основе данных www.gks.ru.

— значительный физический и моральный износ большого числа объектов туристской индустрии, построенных еще в советское время;

— недостаточное развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в местах туризма и отдыха;

— постоянный рост тарифов на услуги естественных монополий, ведущих к удорожанию туристских продуктов;

— обилие негативной информации о социаль-

ной и криминогенной обстановке в стране;

— дефицит квалифицированных профессиональных кадров;

— избыточные административные формальности, связанные инвестициями в объекты туристской индустрии, в том числе сложности с оформлением земельных участков под строительство объектов;

— недостаточный объем финансовых средств, выделяемых на продвижение внутреннего и въездного туризма, и др.

Литература

1. Барлыбаев А. А., Ахметов В. Я., Насыров Г. М. Туризм как фактор диверсификации сельской экономики // Проблемы прогнозирования. 2009. № 6. С. 105.

2. Всемирная туристская организация ООН (ООН ВТО): основные показатели развития туризма 2005. Мадрид, 2006.

3. UNWTO World Tourism Barometer. 2007. Vol. 5. No 12; World Travel & Tourism Economic Research / WTTC, 2007.

4. www.gks.ru (дата обращения 27.12.2011).

УДК 338.48-32

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОКОЛЕНИЙ: СОЗДАНИЕ ЭКСКУРСИИ «М.И. ЦВЕТАЕВА И А.С. ПУШКИН - СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ»

Стоянова Татьяна Николаевна, студентка факультета туризма и гостеприимства,

tina_skay@rambler.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The topic of the article is elaboration of the rout of a new excursion based on the concept of continuity of literary generations. A bright example of the approach is the author's excursion "Marina Tsvetayeva and Alexander Pushkin — generation linkage." The article contains the rout description and excursion materials and substantiates the novelty and effectiveness of introducing the concept of literary generations' continuity as the basis for excursion elaboration.

Основная проблема статьи — разработка маршрута новой экскурсии, основанного на концепции преемственности литературных поколений. Ярким примером внедрения подобного подхода является разработанная автором экскурсия «Марина Цветаева и Александр Пушкин — связь поколений». В публикации приводится маршрут и материалы к экскурсии, а также обосновывается новизна и эффективность внедрения концепции преемственности литературных поколений как основы разработки экскурсии.

Keywords: tourism, excursion, literature, Marina Tsvetayeva, Alexander Pushkin, continuity

Ключевые слова: туризм, экскурсия, литература, Марина Ивановна Цветаева, Александр Сергеевич Пушкин, преемственность

Интенсивное развитие культурно-познавательного туризма связано с возросшей потребностью людей в расширении знаний по различным направлениям и повышении интеллектуального уровня. По некоторым статистическим данным, доля культурно-просветительного туризма в общем объеме туризма составляет 60,1% [5]. Большой интерес в составе этого сегмента представляют литературные экскурсии, которые подразделяются на литературно-биографические, историко-литературные и литературно-художественные, широко применяемые в практике туризма.

Однако на сегодняшний день в Москве

не получили должного развития литературные экскурсии, которые совмещают в себе все эти три аспекта классификации, комплексно отражая взаимосвязь биографий и творчества поэтов и писателей различных эпох. Этот ин-тегративный принцип построения маршрута экскурсии, условно названный нами «концепцией преемственности литературных поколений», — довольно новое слово в культурно-просветительном туризме. Преемственность поколений — процесс взаимной передачи, усвоения, сохранения и использования материальных и духовных ценностей, социальной информации и опыта предшествующих и сосу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.