Научная статья на тему 'Факторы роста производительности труда на предприятиях ракетно-космической отрасли'

Факторы роста производительности труда на предприятиях ракетно-космической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
647
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / LABOR PRODUCTIVITY / ФАКТОРЫ РОСТА / FACTORS OF GROWTH / СПЕЦИФИКА ОТРАСЛИ / BRANCH SPECIFICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Улицкая Т.Р.

Рассмотрены факторы роста производительности труда на предприятиях ракетно-космической отрасли с учетом ее специфики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GROWTH FACTORS OF LABOUR PRODUCTIVITY IN ENTERPRISES OF ROCKET AND SPACE INDUSTRY

Factors of labor productivity increase in rocket and space enterprises taking into consideration its specifics are focused.

Текст научной работы на тему «Факторы роста производительности труда на предприятиях ракетно-космической отрасли»

УДК 338.4: 629.7

ФАКТОРЫ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Т. Р. Улицкая

ОАО «Красноярский машиностроительный завод» Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 29

E-mail: kras@krasmail.ru

Рассмотрены факторы роста производительности труда на предприятиях ракетно-космической отрасли с учетом ее специфики.

Ключевые слова: производительность труда, факторы роста, специфика отрасли.

THE GROWTH FACTORS OF LABOUR PRODUCTIVITY IN ENTERPRISES OF ROCKET AND SPACE INDUSTRY

T. R. Ulitskaya

JSC «Krasnoyarsk Machine-Building Plant» 29, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: kras@krasmail.ru

Factors of labor productivity increase in rocket and space enterprises taking into consideration its specifics are focused.

Keywords: labor productivity, factors of growth, branch specifics.

От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования в процессе производства во многом зависят показатели объема производства продукции, уровень себестоимости и качества выпускаемой продукции, возникающий в связи с этим финансовый результат, а в конечном счете, и экономический потенциал предприятия. Данная зависимость имеет решающее значение для предприятий ракетно-космической отрасли (РКО), задачей которых является безусловное выполнение Государственной программы вооружений (ГПВ) в полном объеме и в установленные сроки, выполнение Федеральной космической программы (ФКП).

Производительность труда - это показатель, определяющий эффективность труда в процессе производства. Таким образом, критерием эффективности использования трудовых ресурсов предприятия является рост производительности труда. Анализ ситуации, сложившейся в РКО, позволяет сделать вывод о необходимости многократного ускорения темпов роста производительности труда. Данный факт обусловливает необходимость уточнения классификации факторов, т. е. причин, определяющих характер роста производительности труда. Однако прежде чем приступить к классификации факторов роста производительности труда, следует определить особенности РКО, которые оказывают значительное влияние на данные факторы.

РКО отличается рядом специфических особенностей: мелкосерийный и единичный масштаб производства; значительные объемы одновременно выполняемых работ (ОКР, производство и модернизация космической техники); высокая технологичность про-

изводимой продукции и сложность проводимых НИ-ОКР; высокие требования, предъявляемые к качеству изготовления изделий, выполнению работ; значительная доля специализированных производств и уникального оборудования; уникальность базовых технологий; длительные циклы создания ракетно-космической техники (периоды 5-7 лет от разработки до получения результатов); длительные технологические циклы изготовления изделий.

Не владея информацией, из чего складывается общий прирост производительности труда, невозможно проводить учет и анализ, так как факторы, влияющие на выработку, являются неравнозначными. Одни из них обеспечивают устойчивый прирост, влияние других является переходящим. Наконец, различные факторы требуют различных условий и затрат на их использование, следовательно, для предприятий имеет значение, за счет чего произойдет рост производительности труда.

Классификация факторов роста производительности труда позволяет определить соотношения между факторами, влияющими на ускорение ее темпов, выявить специфические особенности в действии отдельных факторов и служит основой для выявления количественной оценки резервов. Она позволяет наряду с регистрацией изменений в производительности труда осуществлять активное выявление причин, обусловливающих эти изменения.

На уровне предприятий отрасли внутрипроизводственные факторы роста производительности труда следует разделить на пять групп, в том числе научно-технические, производственные, экономические, социальные, региональные (см. таблицу).

Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов

Факторы роста производительности труда на предприятиях РКО

№ группы Наименование Факторы

I Научно-технические Разработка и внедрение прогрессивных (инновационных) технологий Внедрение высокотехнологичного оборудования Активизация взаимосвязи с научными центрами Использование автоматизированных систем в проектировании и управлении производственным процессом Применение современной компьютерной техники Внедрение в производство трудо- и ресурсосберегающих видов техники и технологии

II Производственные Оптимизация номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции Корректировка доли покупных изделий и полуфабрикатов Снижение энергоемкости производства Совершенствование организации производства, максимально эффективное использование ресурсов Разработка и внедрение мероприятий повышающих качество продукции Использование резерва загрузки производственных мощностей

III Экономические Совершенствование системы организации труда и управления Создание эффективной системы мотивации и стимулирования труда Повышение квалификации и компетентности персонала Внедрение механизмов планирования и эффективного управления производством Активизация разработки и внедрения рационализаторских предложений

IV Социальные Сокращение объемов монотонного, вредного и тяжелого труда Разработка и реализация мероприятий по охране труда Улучшение условий труда Защита социальных интересов персонала (льготы, гарантии)

V Региональные Пространственно-географическая организация территории Структура экономики, технологические возможности произв-ва Состояние рынка труда в регионе, сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов Создание системы преференциальных мер для предприятий с учетом значимости их продукции (работ, услуг) для экономического развития региона Инвестиционный потенциал региона

На предприятиях отрасли необходимо регулярно проводить анализ эффективности использования трудовых ресурсов, который должен быть комплексным и обеспечивать глубокое и всестороннее изучение факторов, способствующих или препятствующих росту производительности труда и дохода предприятия.

При этом основное внимание следует уделить обоснованности плановых заданий по труду и заработной плате; выполнению плана по труду во всех подразделениях предприятия; определению факторов и степени их влияния, вызвавших те или иные отклонения от плановых показателей по труду и заработной плате; анализу эффективности мероприятий по внедрению новой техники и технологии, организации труда и производства; выявлению неиспользованных возможностей улучшения трудовых показателей и эффективного использования этих резервов; анализу вариантов плана для выбора оптимального из них, позволяющего выполнить плановые задания с наименьшими материальными и трудовыми затратами.

На современном этапе развития отрасли, учитывая те задачи, которые ставятся перед предприятиями со стороны государства и Федерального космического агентства по выполнению ГПВ и ФКП, усилия как руководителей предприятий (собственников), так и трудовых коллективов направляются на всемерное повышение дохода предприятий, ускорение применения результатов научно-технического прогресса, повышение производительности труда, ввод новых и эффективное использование имеющихся производст-

венных мощностей, вывод непрофильных активов, безусловное выполнение ГОЗ наряду с увеличением выпуска объемов продукции гражданского назначения, повышение качества продукции при одновременном снижении материальных и трудовых затрат.

К числу наиболее важных задач относится рациональное использование трудовых ресурсов предприятий отрасли. Имеют место резервы снижения трудозатрат благодаря достижениям научно-технического прогресса, более эффективному использованию рабочего времени в результате совершенствования организации труда и производства. Чем экономичнее и рациональнее используется труд человека, тем выше производительность труда, тем быстрее растет доход предприятий.

На сегодняшний день собственные средства предприятий являются одним из основных, а для многих -единственным источником развития. Этот факт требует особого внимания к следующим вопросам: заинтересованность руководителей предприятий (собственников) и трудовых коллективов в изыскании внутрипроизводственных резервов эффективного и высокопроизводительного труда, поскольку прибыль, получаемая предприятием, становится главным источником развития предприятия, усиливается взаимосвязь оплаты труда и конечных результатов деятельности предприятия; внедрение учета эффективности организации труда на каждом рабочем месте (совмещение профессий, расширение зон обслуживания, выполнение большего объема работ меньшей числен-

ностью персонала); заинтересованность руководите- ресурсов; рациональное и эффективное использова-

лей предприятий (собственников) в результатах тру- ние результатов деятельности предприятия. да, что создаст предпосылки для оптимизации численности работников и перераспределения трудовых © Улицкая Т. Р., 2014

УДК 339.138

МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ТОРГОВОЙ КОМПАНИИ

Н. В. Федорова, А. А. Кожова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: fedorova@sibsau.ru

Рассматриваются вопросы разработки маркетинговой стратегии. Изложены методы разработки маркетинговой стратегии компании, ориентированной на рынок.

Ключевые слова: маркетинг, стратегия, методы и инструменты разработки стратегии.

DEVELOPMENT METHODS OF MARKETING STRATEGIES FOR A TRADING COMPANY

N. V. Fedorova, A. A. Kozhova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: fedorova@sibsau.ru

The issues of developing marketing strategy are examined. Methods of developing a strategy for a market-oriented trading company are specified.

Keywords: marketing, strategy, methods and tools to develop strategies.

Стратегию организации можно считать маркетинговой, если она ориентирована на рынок, иначе говоря, если ориентированы на потребности рынка и корпоративная культура, и внутренние процессы организации. Признается, что конкурентное преимущество организации основано на создании исключительной (высокой) ценности для потребителей. То есть корпоративную стратегию формируют рынок и потребители [1].

Маркетинговая стратегия представляет собой одну из частей общей стратегии компании (корпоративной стратегии), которая описывает, как компания должна использовать свои ограниченные ресурсы для достижения максимального результата в увеличении продаж и доходности от продаж в долгосрочной перспективе.

Для разработки маркетинговой стратегии используются количественные методы сбора маркетинговой информации: SWOT-анализ и PEST-анализ.

SWOT - это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка фирмы отражается в основном в S и W, а внешняя - в О и Т. SWOT-анализ является этапом разработки маркетинговой стратегии [2].

Методология SWOT-анализа предполагает, во-первых, выявление внутренних сильных и слабых сторон фирмы, а также внешних возможностей и угроз и, во-вторых, установление связей между ними.

Классический SWOT-анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку в баллах относительно среднеотраслевых показателей или по отношению к данным стратегически важных конкурентов. Классическим представлением информации такого анализа являлось составление таблиц сильных сторон в деятельности фирмы (S), ее слабых сторон (W), потенциальных благоприятных возможностей (О) и внешних угроз (Т).

PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) - это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании [3].

Традиционно PEST-анализ касается изучения исключительно макросреды, которая включает в себя достаточно большое количество факторов, поэтому из общего их числа принято рассматривать только четыре узловых направления, которые оказывают наиболее существенное влияние на деятельность организации:

- политические факторы (Р): какие возможности и угрозы для бизнеса создает динамика политической ситуации; каковы главные тенденции, которые могут повлиять на деятельность компании;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.