УДК 378
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Буй Тхи Ле Тхюи, В.И. Казаренков, Т.П. Лагуткина
Аннотация. В этом исследовании авторы использовали Q-методологию, позволяющую определить факторы развития творческой активности студентов в процессе обучения с помощью веб-приложения - Ken-Q Analysis версия 1.0.6. Мы исследовали взгляды 63 вьетнамских студентов в двух университетах Вьетнама и России (Ханойском педагогическом университете и Российском университете дружбы народов) по этому вопросу. Целью данной работы является выявление важных факторов и взаимосвязи между ними в процессе обучения для развития творческой активности студентов. Результат исследования показал, что сами студенты и деятельность преподавателей выступают факторами развития творческой активности студентов. В каждый фактор входят конкретные элементы, которые способствуют ориентированию на преподавательскую деятельность и учебную деятельность студентов для достижения творческих целей. Мы надеемся привлечь интерес исследователей к использованию Q методологию, поскольку Q-методология не получила широкого применения в образавательных исследованиях.
Ключевые слова: творческая активность, Q-методология, вьетнамский студент, развитие, деятельность преподавателя.
FACTORS OF DEVELOPMENT OF STUDENTS' CREATIVE ACTIVITY IN THE LEARNING PROCESS
Bui Thi Le Thuy, V. Kazarenkov, T. Lagutkina
Abstract. In this study, the authors used a Q-methodology that allows to determine the factors of development of students' creative activity in the learning process using a web application - Ken-Q Analysis version 1.0.6. We explored the views of 63 Vietnamese students at two universities in Vietnam and Russia (the Hanoi national University of Education and the Peoples' Friendship University of Russia) about this issue. The aim of this work is to identify important factors and the relationship between them in the learning process for the development of students' creative activity. The result of the study showed that the students themselves and the teachers' teaching activity as factors of development of students' creative activity. Each factor includes specific elements that contribute to the orientation on the teachers' teaching activity and students' learning activity to achieve creative goals. We hope to attract the interest of educational researchers in using the Q methodology in the future. Since the Q-methodology is not widely used in educational research.
Keywords: creative activity, Q-methodology, Vietnamese student, development, teaching activity.
Введение. Творческая активность в учебном процессе определяется как «форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важная для формирования личности как общественного субъекта» [2, с.34]. Создание творческих личностей для развития общества стало главной заботой всех народов мира. Эта проблема также привлекла внимание научных исследователей в области образования и психологии во всем мире: формирование творчества студентов [3;18]; развитие творческой активности студентов и ее методы в зарубежной педагогике [1]; альтернативные теории, педагогика и образование для содействия творчества в разнообразном глобальном мире [21]; преподавание для развития творчества [22;14];
связь творчества и интеллекта [20]; факторы влияния на творческое преподавание учителей [12]; творческие характеристики и их отношение к достижению и типу школы среди иорданских студентов [4]; связь между творчеством и академическим достижением [11]; дизайн творческой среды обучения в образовании [9; 19].
В настоящее время использование Q-методологии значительно увеличивается в исследованиях в области психологии, социальной психологии, политики и т.д. [16]. В последнее время в области образования стали появляться исследования с применением Q-методологии: сущность Q-методологии [6]; применение Q-методологии в процессе обучения [10;13]. Q-методология: объективная техника для обработки субъективных вопросов в образовательных исследованиях [23]; является ли Q для вас?
Использование Q-методологии в географических и педагогических исследованиях [17].
Однако было очень мало образовательных исследований с использованием Q методологии при изучении творческой активности студентов. В этой статье Q-методологии применяется для исследовании взглядов вьетнамских студентов на
факторы развития творческой активности студентов в процессе обучения.
Процедура проведения Q-методологии. Процедура проведения исследования с использованием Q-методологии состоит из пяти широких этапов (Brown, Steve R, 1980), см. рисунок 1.
Q конкорс
I
Q-утверждения
I
P-выборка
I
Q-сортировка
I
Q анализ
Рисунок 1. - Процедура проведения исследования с использованием Q-методологии
Q конкорс. Это коллекция содержаний по теме исследования. Она создана из разных способов: предыдущих исследований, глубинного интервью, ответов на открытые вопросы, книг, текстов; касается темы исследования, исследователи определили «конкорс» текстов, содержащих все взгляды на эту тему. Из этого конкорса выбирается Q-выборка утверждений, используемая для выполнения Q-сортировки [7].
В этом исследовании утверждения построены на основе разных методов: (1) Из интервью со студентами разных факультетов: математики, физики, химии, филологии, географии, психологии и педогогики Ханойского педагогического университета, Вьетнама, а также со студентами разных факультетов Российского университета дружбы народов, России о факторах, влияющих на развитие творческой активности студентов в процессе обучения; (2) Из интервью с преподавателями факультета психологии и педогогики Ханойского педагогического университета, Вьетнама; (3) Из ответов на открытые вопросы: «По вашему мнению, какие факторы могут повлиять на развитие творческой активности студентов в процессе обучения?». (4) Из предыдущих исследований, связанных с темой творческой
активности студентов. Исходя из этих методов, мы собрали 112 утверждений.
Q-утверждения. Важно, что все основные вопросы, связанные с темой исследовании, должны появляться в Q-выборке. Типичное число утверждений составляет от 40 - 80 [15]. В этом исследовании окончательная выборка Q состоит из 56 утверждений.
P-выборка. Те, кто выполняет Q-сортировку, называется Q-участниками. Исследование с использованием Q-методологии может быть проведено в эффективной форме, когда число участников содержит от 40 до 60 человек [24]. В этом исследовании приняли участие 63 вьетнамских студентов разных факультетов в двух университетах во Вьетнаме и России: Ханойском педагогическом университете и Российском университете дружбы народов.
Q-сортировка. Q-утверждения напечатаны на карточках и случайно пронумерованы. Участники выполняют Q-сортировки в соответствии с инструкциями. В данном исследовании Q-сетка включает в себя 11-балльную шкалу (-5, -4,-3, -2, -1, 0, +1, +2, +3, +4, +5).
Q анализ. Мы использовали веб-приложения - Ken-Q Analysis версия 1.0.6 [5] (https ://shawnbanasick.github.io/ken-q-analysis/).
Факторный анализ и интерпретация приведены в результатах исследования.
Результаты исследования. В Q-методологии факторный анализ и интерпретация являются наиболее сложным и важным шагом для публикации результатов исследований. Статистический анализ в Q-методологии состоит из трех групп: (1) корреляции (correlation); (2) факторный анализ; (3) вычисление значений фактора (factor scores).
В данном исследовании мы установили корреляции между Q-наборами в матрице. Мы выбрали анализ полученных данных путем
метода принципиальных компонентов (principal components method) и вращении варимакса (varimax applied). После рассмотрения полученных результатов был сделан вывод о двух факторов развития творческой активности студентов.
С помощью анализа значительной факторной нагрузки определяется нагрузка каждого респондента на выделенные факторы для установления сходства и различия закономерностей раскладки карточек респондентами.
Таблица 1. - Гипотетические факторные нагрузки студентов, осуществлявших Q-сортировку
Студент № Нагрузка на Студент № Нагрузка на
Фактор 1 Фактор 2 Фактор 1 Фактор 2
1 0,29 0,30 33 0,51x 0,41x
2 0,79x 0,33 34 0,47x 0,24
3 0,60x 0,15 35 0,53x 0,06
4 0,71x 0,25 36 0,59x 0,66x
5 0,71x 0,33 37 0,78x 0,14
6 0,60x 0,44x 38 0,65x 0,37x
7 0,71x 0,41x 39 0,50x 0,58x
8 0,33 0,50x 40 0,49x 0,41x
9 0,73x 0,26 41 0,75x 0,38x
10 0,39x 0,31 42 0,53x 0,44x
11 0,50x 0,48x 43 0,60x 0,32
12 0,43x 0,21 44 0,59x 0,51x
13 0,60x 0,42x 45 0,56x 0,44x
14 0,55x 0,32 46 0,58x 0,44x
15 0,60x 0,32 47 0,64x 0,45x
16 0,69x 0,37x 48 0,64x 0,48x
17 0,50x 0,48x 49 0,43x 0,65x
18 0,77x 0,35x 50 0,64x 0,45x
19 0,49x 0,21 51 0,28 0,83x
20 0,57x 0,30 52 0,26 0,90x
21 0,70x 0,47x 53 0,28 0,87x
22 0,74x 0,37x 54 0,29 0,83x
23 0,78x 0,19 55 0,33 0,78x
24 0,76x 0,15 56 0,29 0,85x
25 0,73x 0,07 57 0,25 0,88x
26 0,72x 0,43x 58 0,24 0,74x
27 0,68x 0,32 59 0,26 0,86x
28 0,48x 0,43x 60 0,30 0,87x
29 0,65x 0,23 61 0,25 0,91x
30 0,65x 0,37x 62 0,35x 0,87x
31 0,74x 0,21 63 0,32 0,91x
32 0,85x 0,24
X: указывание на высокую связь между Q-сортировкой студентка и фактором
Факторные нагрузки были подсчитаны по формуле (на уровне 0.01) (Brown, 1980): 2.58x1/VN=0.58, где N - число утверждений. В данном исследовании у нас были 56
утверждений: 2.58* 1/^56 =0.34. Нагрузка каждого из студентов статистически значима на фактор 1 или фактор 2 или оба (при уровне значимости р < 0,01 факторная нагрузка считается значимой, если
ее абсолютное значение превышает 0,34). Анализ данных в таблице 1 показывает, что 22 студента выбрали фактор 1; 13 студентов выбрали фактор 2; 27 студентов выбрали оба фактора 1 и 2. Например, студент № 2 соотносит 0,79 с фактором 1. Студент № 8 соотносит 0,50 с фактором 2. Студент № 6 соотносит 0,60 с фактором 1 и 0.44 с фактором 2.
Таблица 2. - Утверждения и их соответствующие ранжирования для каждого фактора (от -5 до 5)
№ Утверждение Factor 1 Factor 2
1 Знание дисциплины легко понять и запомнить -1 -1
2 Демократическая культура в оценке, рассмотрение мнений -1b 1b
3 Преподаватель устанавливает нормы творческих требований в процессе обучения -2b 1b
4 Студент имеет творческие знания, навыки и опыт 3b 1b
5 Преподаватель имеет высокую ученую степень и высокое учёное звание -3 -3
6 Преподаватель не использует активных методов в процессе обучения -3b -5b
7 Преподаватель редко использует учебные средства для продвижения творчества студентов в процессе обучения -4 -4
8 В аудитории не хватает оборудования и средств для поддержки творческой деятельности -3 -3
9 Университет проводит политику поощрения творчества студентов и преподавателей 2b -1b
10 Учебные задачи очень сложные и трудные -2b -2b
11 При оценке результатов обучения преподаватель высоко ценит новые, уникальные и полезные продукты 1b 4b
12 Дисциплина имеет интересные, необходимые знания 2b 0b
13 Преподаватель имеет привлекательную внешность -4a -3a
14 Студент обладает уверенностью, рискованностью и смелостью в принятии поражения 3b 1b
15 Преподаватель использует забавные элементы в своей деятельности -1b 3b
16 Учебная деятельность не стимулирует воображение, любознательность студентов -4 -4 a
17 Семья студента высоко ценит творчество в повседневной жизни 2b -1b
18 Преподаватель готов поддержать творческий процесс студентов во время занятий 2b 4b
19 Студент обращает внимание на усилия в процессе обучения 1 1
20 Преподавательская деятельность преподавателей создает мотивацию для творчества студентов 3b 5b
21 У студента близкие друзья в группе, которые имеют творческое мышление -1b -2b
22 Университет обычно организует деятельность творческого опыта 2b -1b
23 Студент может участвовать во многих мероприятиях в группе 1b 3b
24 У студента потребность развития творческой компетентности в процессе обучения 4b 2b
25 В коллективе нет сознания обучения: студенты часто опаздывают, не активно сотрудничают с преподавателями и другими студентами в группе -5b -4b
26 У преподавателя есть наблюдение, удовлетворение различных потребностей студентов в группе -1b 4b
27 Расстановка столов и стульев подходит для проведения разнообразных видов деятельности в на занятиях -2b 0b
28 Преподаватель гарантирует температуру, освещение в аудитории -3b -1b
29 Преподаватель и студенты имеют положительные отношения в процессе обучения 0b 3b
30 Высокий интеллект студентов приводит к высокой творческой способности -1b 0b
31 Преподаватель является образцовым примером творчества 1b 4b
32 В университете есть творческие клубы 1b -1b
33 У студентов есть уверенность в способности своего творчества 4b 2b
34 Преподаватель отказывается отвечать на вопросы студентов вне времени занятий -5 -5
35 Преподаватель имеет награды для студентов, у которых творческие достижения 1b 0b
36 У студента позитивное отношение, интерес к творческой активности 5b 2b
37 Преподаватель обеспечивает справедливость и объективность в оценке студентов 0b 2b
38 Объединение оценки преподавателей и студентов в процессе обучения 0 0
39 Содержание дисциплины включает в себя множество практических упражнений 0b -2b
40 Стиль руководства, управления и организация занятий преподавателей 0b 5b
Средняя оценка утверждения, данная всеми Q-сортировками, является значением фактора. Ранжирование Q-утверждений каждого фактора выполняется на основе знания фактора (factor score) или z-оценки (z-scores), которые указывают на отношение Q-утерждений к фактору [8].
Продолжение таблицы 1
41 Студент имеет любопытство и активное осознание 5ь 0ь
42 Студенты стимулируются к новым идеям 3 3
43 Преподаватель не использует групповые формы обучения -4 -4
44 Студент имеет творческое мышление и творческие привычки 4ь 1ь
45 У студента присутствует независимость в решении учебных задач 2ь 0ь
46 Преподаватель обучает из-за рубежа -2 -3
47 Преподаватель позволяет студентами решать учебные задачи самостоятельно 3 3
48 В коллективе сотрудническая, дружелюбная психологическая атмосфера 1ь 2ь
49 Студент живет в творческом коллективе 0ь -2ь
50 Состояние здоровья студентов в группе -2ь 0ь
51 Психологическая атмосфера группы студентов в процессе взаимодействия 0 1
52 Количество студентов в классе небольшое (<= 50 студентов) -2" -2"
53 Студент имеет внутреннюю мотивацию для творчества 4ь 2ь
54 Экономические условия студенческой семьи -3ь -3ь
55 Студент живет в семье с демократической атмосферой -Р -2ь
56 Родители студента являются примерами творчества 0ь -1ь
а Отличительное утверждение при р <0,05 Ь Отличительное утверждение при р <0,01
В этом исследовании мы стремились изучить мнения вьетнамских студентов о факторах развития творческой активности в процессе обучения. Результат исследования показал, что есть два фактора, влияющих на развития творческой активности студентов в процессе
обучения: сами студенты и преподавательская деятельность.
В соответствии с Q- методологией конкретные результаты показаны на следующих рисунках, см. рисунок 2 и 3.
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
25** 16 05 03** 15** 29** 23** 22** 42 24** 36**
34 07 06** 50** 02** 51 11** 45** 04** 33** 41**
43 08 27** 26** 37** 19 18** 47 44**
13* 54** 46 30** 39** 35** 17** 14** 53**
28** 52* 55** 49** 32** 09** 20**
10** 21** 40** 31** 12**
01 38 48**
56**
Рисунок 2. - Q-сортировка для фактора 1
*Отличительное утверждение при р <0,05.
**Отличительноеутверждение прир <0,01.
Фактор 1 - сами студенты
Фактор 1 имел собственные значения 32,064, который составил 51% дисперсии исследования, 44 студента выбрали этот фактор.
Вьетнамские студенты выбрали фактор 1 , показывая высокий уровень согласия со следующими утверждениями: «У студента позитивное отношение, интерес к творческой
активности» (36: +5); «Студент имеет любопытство и активный осознание» (41: +5); «У студента потребность развития творческой компетентности в процессе обучения» (24: +4); «У студентов уверенность в способности своего творчества» (33: +4); «Студент имеет творческое мышление и творческую привычку» (44: +4);
«Студент имеет внутреннюю мотивацию для творчества» (53: +4).
Фактор 2 - преподавательская деятельность преподавателей.
Фактор 2 имел собственные значения 4,578, который составил 7% дисперсии исследования. 19 студентов выбрали этот фактор.
Вьетнамские студенты выбрали фактор 2, показывающий высокий уровень согласия или несогласия со следующими утверждениями: «Преподавательская деятельность создает мотивацию для творчества студентов» (20: +5); «Стиль руководства, управления и организация занятий преподавателей» (40: +5); «Преподаватель готов поддержать творческий процесс студентов во время занятий» (18: +4); «У
преподавателя есть наблюдение, удовлетворение различных потребностей студентов в группе» (26: +4); «Преподаватель является образцовым примером творчества» (31: +4); «При оценке результатов обучения преподаватель высоко ценит новые, уникальные и полезные продукты» (11: +4); «Преподаватель и студенты имеют положительные отношения в процессе обучения» (29: +3); «Студент может участвовать во многих мероприятиях в группе» (23: +3); «Преподаватель использует забавные элементы в учебной деятельности» (15: +3); «Преподаватель не использует активных методов в процессе обучения» (06: -5); «Учебная деятельность не стимулирует воображение, любознательность студентов» (16: -4).
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
06** 25** 54** 52** 32** 41** 14** 33** 29** 18** 20**
34 16* 05 10** 09** 45** 19 48** 47 26** 40**
07 46 39** 22** 30** 04** 36** 15** 31**
43 08 55** 28** 38 51 37** 23** 11**
13* 21** 17** 27** 03** 24** 42
49** 01 35** 02** 53**
56** 12** 44**
50**
Рисунок 3. - Q-сортировка для фактора 2
*Отличительное утверждение при р <0,05.
**Отличительноеутверждение прир <0,01.
Таким образом, для развития творческой активности личности студентов сами студенты и преподавательская деятельность играют важную роль. Достижение высоких результатов в творческих целях в учебном процессе требует усилий с обеих сторон: студентов и преподавателей. Студенты должны иметь необходимые условия, чтобы быть готовыми к развитию собственной творческой активности. Преподаватели должны постоянно
совершенствовать свои творческие способности, а также повышать уровень развития творческой компетенции студентов.
Заключение. Развитие творческой активности студентов считается залогом успеха современного образования. Тем не менее, образовательные результаты по-прежнему не
соответствуют требованиям развития
современного общества. Это исследование использовало Q-методологии в изучении взглядов вьетнамских студентов о факторах развития творческой активности в процессе обучения. Результаты исследований показывают, что существует два основного фактора: сами студенты и преподавательская деятельность. Учебный процесс не приведет к достижению творческих целей в конечном результате без позитива любого из этих двух факторов.
Результаты исследований могут
рассматривать как конкретные ориентиры для педагогов, менеджеров по образованию, образовательных психологов, преподавателей и студентов в направлении к цели совершенствования студенческой личности.
Литература:
1. Гайфутдинова А.Р. Развитие творческой активности студентов и ее методы в зарубежной педагогике / А.Р. Гайфутдинова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) / Modern Research of Social Problems, No4(24). DOI: 10.12731/2218-7405-2013-4-10
2. Пидкасистый П.И., Пискунов А.Е. Навыки самообразования важная цель обучения / П.И. Пидкасистый, А.Е. Пискунов // Вестник высшей школы. - 1987. - № 4. - С. 31-34.
3. Сокольникова Э.И., Романенко А.Ю., Хапалажева Э.А. Формирование творческой активности студентов в условиях образовательной среды вуза / Э.И. Сокольникова, А.Ю. Романенко, Э.А. Хапалажева // Педагогика и психология образования. 2017. - № 2. - С. 102-109.
4. Al-Oweidi. (2011). Creative Characteristics and Its Relation to Achievement and School Type among Jordanian Students. Creative Education. Vol.4, No.1, 29-34 Published Online January 2013 in SciRes (http://www.scirp.org/journal/ce)http://dx.doi.org/10.4236/c e.2013.41004
5. Banasick, S. (2019). Ken-Q Analysis (Version 1.0.6) [Software]. Available from https://shawnbanasick.github.io/ken-q-analysis/doi:10.5281
6. Bashatah, Lina Saeed. (2016). Q-methodology: What and how? Journal of Research & Method in Education, 6(5), 37-43.
7. Brown SR (1993). A primer on Q-methodology. Operant Subjectivity. 16:91-138.
8. Brown, Steve R. (1980). Political Subjectivity: Applications of Q Methodology in Political Science. New Haven: Yale University Press. Downloaded from: http://www.qualitativesociologyreview.org/ENG/Volume3 0/SR_10_3_Kamal_Kocor_Grodzinska-Jurczak.pdf
9. Davies, D., Jindal-Snape, D., Collier, C., Digby, R., Hay, P., & Howe, A. (2013). Creative Learning Environments in Education-A Systematic Literature Review. Thinking Skills and Creativity, 8, 80-91. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2012.07.004
10. Go Yoshizawa, Mineyo Iwase, Motoko Okumoto, Keiichiro Tahara & Shingo Takahashi. (2016). Q Workshop: An Application of Q Methodology for Visualizing, Deliberating and Learning Contrasting Perspectives. International Journal of Environmental and Science Education, Volume 11 Issue 13, pp. 6277-6302.
11. Habibollah, N., Rohani, A., Tengku, Aizan, H., Sharir, J., & Kumar, V., (2010). Relationship between creativity and academic achievement: A study of gender differences. Journal of American, 6, 181-190.
12. Hamed, P.K., Preece, A.S.D., Hashim, C.N. (2016). Factors influencing creative teaching among
teachers in Islamic private schools in Kuala Lumpur. Retrieved from: http://www.iium.edu.my/capeu2016/wp-content/uploads/2017/02/031.pdf
13. Hensel D. (2017). Using Q Methodology to Assess Learning Outcomes Following the Implementation of a Concept-Based Curriculum. Nurse Educ. Sep/Oct; 42(5):250-254. doi: 10.1097/NNE.0000000000000357.
14. Kaplan, D.E. (2019). Creativity in Education: Teaching for Creativity Development. Psychology, 10, 140147. https://doi.org/10.4236/psych.2019.102012
15. Mckeown, B. &Thomas, D. (2013) Q methodology. London: Sage Publications.
16. Mokry, S., Dufek, O. Q method and its use for segmentation in tourism. Procedia Economics and Finance. 2014, 12, 445-452.
17. Paul N. Wright.Is Q for you?: using Q methodology within geographical and pedagogical research. Journal of Geography in Higher Education Volume 37, 2013 - Issue 2. doi.org/10.1080/03098265.2012.729814
18. Ramankulov, S., Usembayeva, I., Berdi, D., Omarov, B., Baimukhanbetov, B., Shektibayev, N. (2016). Formation of the Creativity of Students in the Context of the Education Informatization. International Journal of Environmental and Science Education, 11(16), 9598-9613.
19. Richardson, C., & Mishra, P. (2018). Learning Environments that Support Student Creativity: Developing the SCALE. Thinking Skills and Creativity, 27, 45-54.
20. Shrivastava, S. (2016). Creativity and intelligence. International Journal of Recent Advances in Multidisciplinary Research, 3(3), 339-1344.
21. Thomas, G.E. (2016) Alternative Theories, Pedagogy and Education for Fostering Creativity in a Diverse Global World. Open Journal of Social Sciences, 4, 241-245. http://dx.doi.org/10.4236/jss.2016.47033
22. Tran, L.T.B., Ho, N.T. and Hurle, RJ. (2016) Teaching for Creativity Development: Lessons from a Preliminary Study of Vietnamese and International Upper (High) Secondary School Teachers' Perceptions and Lessons Plans. Creative Education, 7, 1024-1043. http://dx.doi.org/10.4236/ce.2016.77107
23. Vijay kumar Grover. (2013). Q-Methodology: an objective technique for handling subjective issues in educational research. Review Of Research Volume 2 Issue 12.
24. Watts, S. and Stenner, P. (2005). Doing Q methodology: Theory, Method, and Interpretation, Qualitative Research in Psychology, 2, 67-91. Downloaded from: http://blogs.nd.edu/lapseylab/files/2014/10/Watts_ 2005_Doing-Q-method-1 .pd
Сведения об авторах:
Буй Тхи Ле Тхюи (г. Москва, Россия), аспирант кафедры социальной и дифференциальной психологии филологического факультета, Российский университет дружбы народов, преподаватель
кафедры методики преподавания, Ханойский педагогический университет, Вьетнам, e-mail: buithilethuyk56@gmail. com
Казаренков Вячеслав Ильич (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной и дифференциальной психологии филологического факультета, Российский университет дружбы народов, e-mail: vikprof2003@yandex.ru
Лагуткина Татьяна Петровна, (г. Москва, Россия), доктор фармацевтических наук, профессор кафедры управления и экономики фармации ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», e-mail: lagutkina.t@gmail.com
Data about the authors:
Bui Thi Le Thuy (Moscow, Russia), postgraduate student of the Department of social and differential psychology of the faculty of Philology, Department of Social and Differential Psychology, Faculty of Philology, Peoples' Friendship University of Russia, Department of Teaching Techniques, University of Hanoi, Vietnam, e-mail: buithilethuyk56@gmail.com
V. Kazarenkov (Moscow, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of social and differential psychology, faculty of Philology, peoples' friendship University of Russia, e-mail: vikprof2003@yandex.ru
T. Lagutkina (Moscow, Russia), Doctor of Pharmacy Sciences, Professor, Professor of Department of Pharmaceutical Management and Economics, Peoples' Friendship University of Russia, e-mail: lagutkina.t@gmail.com
Статья поступила в редакцию 09.11.2019 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования