Проблемы экономики и менеджмента
УДК 332.122
Н.М. Гасанова
канд. экон. наук, доцент, кафедра экономики и управления в нефтяной и газовой промышленности, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет»
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Аннотация. В статье изложены теоретические и методологические основы управления развитием строительного комплекса как сложной производственной системы. Детально рассмотрены факторы внешней и внутренней среды системы в функциональном и компонентном разрезах.
Ключевые слова: управление, развитие, строительный комплекс.
N.M. Gasanova, Daghestan State Technical University
THE BUILDING COMPLEX DEVELOPMENT FACTORS
Abstract. Some theoretical and methodological foundations of the business complex development operating as a complex production system have been stated in the article. The detailed consideration is given to the factors of internal and external environments of the system in functional and component views.
Keywords: operating, development, building complex.
Строительный комплекс всегда функционирует на основе взаимосвязей с внешней средой, задающей ограничения для его развития или способствующей активизации производственно-хозяйственной деятельности. Интенсивность этих связей, вынуждающих систему адаптивно реагировать на изменение средовых характеристик, позволяет характеризовать её как открытую систему. Однако строительный комплекс как система не только приспосабливается к внешним условиям, но в первую очередь, использует свой внутренний потенциал. Именно внутренняя среда и взаимодействие её компонентов является источником развития и целесообразного поведения этой системы.
Предприятия строительного комплекса обосновывают цели своей деятельности, оценивают ресурсные возможности, планируют последовательность стратегических и тактических мероприятий, осуществляют процедуры контроля и оценки полученных результатов.
Развивая теоретические положения в данной области исследования следует рассмотреть предметный аспект проблемы, отражающий отраслевую специфику и особенности, обусловленные исследуемой системой - строительным комплексом. Функционирование строительного комплекса детерминировано рядом системообразующих факторов. В структуре таких факторов представлено несколько элементов, характеризующих отдельные факторные группы.
К первой группе относятся производственные факторы. Они формируют, в первую очередь, технологические условия строительного производства и влияют на характер продуктного ряда предприятия строительного комплекса. С производственными факторами смыкаются организационные факторы, задающие параметры функционирования и развития строительного производства. Организационные факторы обуславли-
28
№ 8 (24) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
вают ряд предпосылок, необходимых для успешной производственно-хозяйственной деятельности на строительном рынке.
Среди системообразующих факторов развития строительного комплекса выделяются коммерческие факторы. Коммерческая деятельность предприятий строительного комплекса отмечается совокупностью прямого и косвенного методов сбыта, когда посредническое звено отторгается или участвует в процессе производства-распределения строительной продукции [1].
В следующей группе системообразующих факторов отражаются финансовые аспекты производственно-хозяйственной деятельности предприятий строительного комплекса. Их ключевым вопросом является анализ и прогноз финансовых ресурсов предприятий строительного комплекса, поиск источников финансирования и непрерывное и достаточное финансовое обеспечение производства, продвижение на рынок строительной продукции.
Еще одна группа системообразующих факторов детерминирована коммуникативными процессами. В общем виде под коммуникацией понимается процесс передачи информации. Применительно к функциям управления коммуникация трактуется как процесс, посредством которого некоторая идея передается от источника к получателю с целью изменить поведение этого получателя [1]. Роль коммуникаций состоит в том, чтобы вносить согласованность и обеспечить нормальное функционирование к внутренней среды хозяйствующих субъектов, так и их взаимодействие с внешней средой.
На предприятиях строительного комплекса коммуникации представляются развитой сетью каналов, предназначенных для сбора, систематизации и анализа информации о внешней среде, а также для передачи переработанных сообщений обратно, во внутреннюю среду предприятий строительного комплекса. Система бизнес-коммуникаций, таким образом, служит средством интеграции предприятий строительного комплекса и элементов внешней среды. Во взаимоотношениях между предприятием строительного комплекса и внешней средой используется, как правило, радиальная сеть.
Важными системообразующими факторами являются элементы организационной культуры предприятий строительного комплекса. Эффективное управление требует четкого представления о функциях организации по отношению к собственным структурным элементам, системе, частью которой она сама является, а также собственных целей. Достижение максимальной согласованности действий сотрудников предприятия строительного комплекса является при этом необходимым условием эффективного управления. Используемые для этого средства могут широко варьироваться в зависимости от культуры данной организации и принятого в соответствии с ней смысла управления [2]. Модель управления развитием строительного комплекса должна фокусироваться на трех главных моментах: правилах, власти и разделяемых ценностях, отраженных в организационной культуре.
Процесс формирования культуры представляет собой проверку соответствия организационной структуры целям развития строительного комплекса, когда все сотруд-
№ 8 (24) - 2013
29
Проблемы экономики и менеджмента
ники его предприятий знают, что нужно делать; обладают профессиональной подготовкой и способностями делать то, что необходимо; хотят делать то, что нужно для предприятия и стремятся достичь поставленных целей [2]. При отраслевых и межотраслевых изменениях возможно выделение дополнительных факторов: научно-технических, экологических, информационных, отражающих специфические средовые характеристики и приоритеты в решении актуальных рыночных проблем.
Список литературы:
1. Багиев Г.Л. Мотивации и коммуникации в системе маркетинга / Г.Л. Багиев, Н.А. Красикова. - СПб.: Изд-во СПбУЭиФ, 1994.
2. Томилов В.В. Организационная культура и предпринимательство: учебное пособие / В.В. Томилов. - СПб.: Изд-во СПбУЭиФ, 1994.
List of references:
1. Bagiev G.L. Motivation and communication in the marketing / G.L. Bagiev, N.A. Krasikova. - St. Petersburg.: SPbUEiF Publishing House, 1994.
2. Tomilov V.V. Organizational culture and entrepreneurship: a training manual / V.V. Tomilov. - St. Petersburg.: SPbUEiF Publishing House, 1994.
30
№ 8 (24) - 2013