Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОТДАЛЕННЫХ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ'

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОТДАЛЕННЫХ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / СЕВЕРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ИНФРАСТРУКТУРА / КАЧЕСТВО / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Диденко Людмила Анатольевна, Кирко Владимир Игоревич, Лукьянова Анна Александровна, Саволайнен Галина Савельевна

Проблема и цель. Образование сегодня выступает как важнейшая движущая сила общественного и экономического развития. Оно - основа инновационных процессов. Но в разных регионах России этот процесс идет с разной интенсивностью и эффективностью. В особенно сложной ситуации находятся удаленные от научных и образовательных центров территории, к которым относятся северные районы Красноярского края. В статье выявлены и проанализированы факторы, влияющие на развитие системы образования одной из отдаленных северных территорий - Енисейского района с компактным проживанием малочисленных народов. Цель статьи - выявить факторы развития системы образования отдаленных северных территорий Красноярского края. Методология исследования основывается на положениях компетентностного и системно-деятельностного подходов. Объектом исследования являлась сформированная в настоящее время система образования. Исследование проводилось с использованием методов анализа, систематизации, обобщения и полевого эксперимента. В основу данной статьи положен метод полевых исследований, который включал в себя опрос администрации управления образованием, директоров школ, населения. Вопросы для респондентов касались: доступности и качества образования, обеспеченности кадрами, материально-технического обеспечения образовательных организаций, использования цифровых технологий, состояния дополнительного образования и др. Были проанализированы материалы ежегодных отчетов районного управления образования. Результаты. Проведенные анализ, систематизация и обобщение материалов полевых исследований позволили определить основные факторы, влияющие на развитие образования в удаленных северных территориях Красноярского края (Приенисейской Сибири). К таким факторам нами были отнесены: доступность и качество образования, переход на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, внедрение системы оценки качества общего образования, развитие материально-технической базы учреждений общего образования с учетом новых принципов проектирования, строительства и реконструкции зданий, использование современных информационных и коммуникационных технологий, дистанционных форм обучения. Выводы. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для совершенствования системы образования отдаленных северных территорий, а также учтены при разработке муниципальных программ развития северных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Диденко Людмила Анатольевна, Кирко Владимир Игоревич, Лукьянова Анна Александровна, Саволайнен Галина Савельевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT FACTORS OF EDUCATION SYSTEMS IN REMOTE NORTHERN TERRITORIES OF THE KRASNOYARSK REGION

Statement of the problem. Education today acts as the most important driving force of social and economic development. It is the basis of innovation processes. But in different regions of Russia, this process goes with different intensity and efficiency. In a particularly difficult situation are the territories remote from scientific and educational centers. Northern regions of the Krasnoyarsk territory are among them. The article identifies and analyzes the factors influencing the development of the education system of one of remote Northern territories - the Yenisei district, with a compact population of indigenous peoples. The purpose of the article is to identify the development factors of the education system in the remote Northern regions of the Krasnoyarsk territory. The research methodology is based on the principles of competence and system-activity approaches. The object of the study is the currently formed education system. The study was conducted using methods of analysis, systematization, generalization and field experiment. This article is based on the method of field research, which included a survey of the administration of education, secondary school directors, and citizens. Questions for respondents were: availability and quality of education, security personnel, logistical support of educational institutions, use of digital technologies, additional education etc. The annual reports of the district Education Department were analyzed. Research results. The analysis, systematization and generalization of field research materials allowed identification of the main factors influencing the development of education system in the remote Northern territories of the Krasnoyarsk territory (Yenisei Siberia). Such factors included: the availability and quality of education, the transition to the Federal State Educational Standards of the second generation, the introduction of a system for assessing the quality of General education, the development of the material and technical base for General education institutions, taking into account the new principles of design, construction and reconstruction of buildings, the use of modern information and communication technologies, distance learning. Conclusion. The results of the study can be used to improve the education system of remote Northern territories, as well as to be taken into account in the development of municipal programs for the development of Northern territories.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОТДАЛЕННЫХ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-50-4-158

УДК 37.09

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОТДАЛЕННЫХ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ1

Л.А. Диденко (Красноярск, Россия) В.И. Кирко (Красноярск, Россия) А.А. Лукьянова (Красноярск, Россия) Г.С. Саволайнен (Красноярск, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. Образование сегодня выступает как важнейшая движущая сила общественного и экономического развития. Оно - основа инновационных процессов. Но в разных регионах России этот процесс идет с разной интенсивностью и эффективностью. В особенно сложной ситуации находятся удаленные от научных и образовательных центров территории, к которым относятся северные районы Красноярского края. В статье выявлены и проанализированы факторы, влияющие на развитие системы образования одной из отдаленных северных территорий - Енисейского района с компактным проживанием малочисленных народов.

Цель статьи - выявить факторы развития системы образования отдаленных северных территорий Красноярского края.

Методология исследования основывается на положениях компетентностного и системно-деятель-ностного подходов. Объектом исследования являлась сформированная в настоящее время система образования. Исследование проводилось с использованием методов анализа, систематизации, обобщения и полевого эксперимента. В основу данной статьи положен метод полевых исследований, который включал в себя опрос администрации управления образованием, директоров школ, населения. Вопросы для респондентов касались: доступности и качества образования, обеспеченности кадрами, материально-

технического обеспечения образовательных организаций, использования цифровых технологий, состояния дополнительного образования и др. Были проанализированы материалы ежегодных отчетов районного управления образования.

Результаты. Проведенные анализ, систематизация и обобщение материалов полевых исследований позволили определить основные факторы, влияющие на развитие образования в удаленных северных территориях Красноярского края (Приенисейской Сибири). К таким факторам нами были отнесены: доступность и качество образования, переход на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, внедрение системы оценки качества общего образования, развитие материально-технической базы учреждений общего образования с учетом новых принципов проектирования, строительства и реконструкции зданий, использование современных информационных и коммуникационных технологий, дистанционных форм обучения.

Выводы. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для совершенствования системы образования отдаленных северных территорий, а также учтены при разработке муниципальных программ развития северных территорий.

Ключевые слова: система образования, факторы развития, северные территории, инфраструктура, качество, цифровая образовательная среда.

Постановка проблемы. Развитие российского общества усиливает значимость и необходимость преобразования различ-

ных сфер жизнедеятельности, включая сферу образования. Преобразования в последнем связаны с широким применением информационных

1 Исследование выполнено при поддержке краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках реализации проекта «Субъективное восприятие качества жизни и формирование форсайт-образа „качество жизни" в представлениях жителей, населяющих сельские территории, прилегающие к формирующимся промышленным кластерам комплексного инвестиционного проекта „Енисейская Сибирь"» и регионального конкурса научных проектов междисциплинарных фундаментальных исследований, проводимого РФФИ совместно с Правительством Красноярского края, проект «Полипарадигмальный и мульти-этнический подходы в оценке качества жизни населения как инструмент управления развитием человеческого потенциала формирующегося макрорегиона «Енисейская Сибирь» № 18-413-242002.

технологии, развитием и распространением методик, средств и технологии, ростом потребности в образовательных услугах, созданием и сопровождением информационно-образовательных сред (ИОС) открытого и дистанционного обучения и др. Провозглашая образование ресурсом инновационного общественного развития, необходимо обеспечить его качество и соответствие современным требованиям во всех, даже самых отдаленных регионах. Как показывает проведенный анализ, в ряде удаленных регионов Российской Федерации сложившаяся система образования не в полной мере отвечает поставленным задачам.

Целью статьи является выявление факторов развития системы образования отдаленных северных территорий Красноярского края.

Методология исследования строится на основных положениях компетентностного и системно-деятельностного подходов. Объектом исследования являлась сформированная в настоящее время система образования. Предметом - факторы развития системы образования отдаленных северных территорий. Исследование проводилось с использованием методов анализа, систематизации, обобщения и полевого эксперимента. В основу данной статьи положен метод полевых исследований, который включал в себя опрос администрации управления образованием, директоров школ, населения. Вопросы для респондентов касались: доступности и качества образования, обеспеченности кадрами, материально-технического обеспечения образовательных организаций, использования цифровых технологий, состояния дополнительного образования и др. Были проанализированы материалы ежегодных отчетов районного управления образования. Представленные результаты проведенного исследования могут быть использованы для совершенствования системы образования отдаленных северных территорий, а также учтены при разработке муниципальных программ развития северных территорий.

Обзор научной литературы позволяет констатировать значимость заявленной проблемы и ее полидисциплинарный характер. Отечествен-

ные и зарубежные ученые проявляют интерес к разным аспектам социокультурного и технологического развития удаленных, в частности северных, регионов, связывая этот процесс с повышением качества жизни и развитием образования как одной его составляющей. В контексте данной статьи интерес представляют работы Р.А. Абрамова [2008] М.А. Афонасовой [2018], Н.В. Гальцевой, О.С. Фавстрицкой, О.А. Шарыповой [2017], В.И. Сморчковой [Сморчкова], В.В. Фаузер, А.В. Смирновой, Т.С. Лыткиной [2018], L. Novopashina, B. Khasan [2015].

Как отмечают в исследованиях отечественные и зарубежные ученые, образование является одним из основополагающих факторов и ресурсов экономического и социального развития, одним из важнейших условий повышения благосостояния общества, обеспечения конкурентоспособности и устойчивого развития национальной и региональной экономик [Белова и др., 2013; Бородкина, Рыжкова, Улас, 2015; Диденко, Погорелова, 2017; Eremin, Osmachko, 2017; Pevzner et al., 2019].

В исследованиях многих авторов отмечается ключевая роль образования как одного из показателей качества жизни, в том числе жителей северных отдаленных территорий [Копцева и др., 2018; Слюсарь, Говорухина, 2017; Смирнов, 2015; Щеглова, 2013].

Проблемам образования в локально удаленных поселках, расположенных в труднодоступных местах, в том числе на северных и арктических территориях, посвящено достаточно много исследований [Гурьянова, 2015; Смирнов, 2015; Kirko, Nevzorov, 2015; Lu et al., 2016; и др.]; особенности социокультурной модернизации регионального образования исследованы в работах А.Ю. Белогурова [Белогуров, Позоян, 2015]; развитию дистанционного образования посвящены работы В.А. Ковалевского, В.И. Кирко, Е.В. Малаховой, Е.А. Васильева [2014], А.А. Лукьяновой, Л.В. Шке-риной, Г.С. Саволайнен, Л.А. Диденко (2015), D. Wu, C.C. Li, W.T. Zhou, C. Lu, C.C. Tsai [2019]; объединение внутренних ресурсов образования и интеграция образования с другими отраслями социальной сферы в сельском социуме рассматри-

< И

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и к

0

1

к

ш PQ Н

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

н и

w

PQ

вались в исследованиях М.П. Гурьяновой [2015], В.И. Кирко, Е.С. Кононовой [2019]; изучению образования и воспитания, формированию профессионализма, духовных потребностей, ценностных ориентаций и стратегий поведения молодежи, в том числе в сфере образования, посвящены работы А.В. Мудрика, Н.А. Патутиной [2019]; В.А. Адольфа, Н.Ф. Яковлевой [2016].

Задача развития образования чрезвычайно актуальна для отдаленных северных территорий. Для решения данной задачи представляется необходимым выявление факторов, влияющих на развитие системы образования как основы привлечения специалистов и закрепления населения в климатически экстремальных условиях.

В таком документе, как «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», подготовленном Министерством экономического развития Российской Федерации, подчеркивается: «Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества. Развитие сферы образования, намеченное на период до 2030 года, должно быть ориентировано на повышение доступности и качества образования, подготовку квалифицированных кадров всех уровней профессионального образования, способных быстро реагировать на запросы рынка труда, повышать уровень своей квалификации в течение всей жизни, использовать свои знания, навыки и компетенции, полученные в процессе обучения»2. В документе подчеркивается необходимость продолжения модернизации системы общего образования, в частности: создания эффективных механизмов обновления качества общего образования, разработки и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения для всех его уровней, внедрения современных образовательных

2 Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/ prognoz/doc20130325_06 (дата обращения: 20.09.2019).

технологий, обеспечения современных условий получения общего образования. Отдельно в документе говорится о необходимости поддержки школ, работающих в трудных условиях: «Сеть школ в сельской местности будет иметь сложную структуру, включающую базовые школы и филиалы, соединенные не только административно, но и системой дистанционного образования. Многие сельские школы станут интегрированными социально-культурными учреждениями, выполняющими не только функции образования, но и иные социальные функции (культуры и спорта, медицинского обслуживания и другие)»3. Реализация данных задач требует серьезных шагов уже сегодня.

Однако система образования отдельных северных территорий не соответствуют общим тенденциям развития российского образования, характеризуется отсутствием развитой инфраструктуры, недостатком квалифицированных кадров, низким качеством предоставления образовательных услуг, отсутствием цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней и требует дополнительного исследования. В связи с этим возникает необходимость в изучении системы образования отдаленных северных районов и выявлении факторов, влияющих на ее развитие, поиске путей по ее модернизации.

Результаты исследования. Объектом исследования было определенно изучение существующей системы образования Енисейского района Красноярского края, выявление основных показателей развития системы образования. Выбор именно Енисейского района был вызван тем, что в ближайшее время (2018-2024) в рамках Комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь» в развитие Ангаро-Енисейского района будет инвестировано 195 млрд руб.

Предполагается строительство моста через р. Енисей в районе пос. Высокогорский (Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2018 № 2101-р), строительство и реконструкция автодорожной сети, существенное расширение

3 Там же.

золотодобычи, а также модернизация деревообрабатывающих производств. Кроме того, будут освоены новые месторождения цинка, сурьмы, свинца, магнезита, талька, бокситов и т.д.

Создание новых крупных промышленных объектов обеспечит свыше 3000 новых рабочих мест (https://ensib.ru/projects/mvest/angara-еп1$еу). В этой связи для реализации столь масштабного проекта потребуются квалифицированные специалисты и рабочие различных профессий. Создание системы качественного образования, повышения квалификации и переподготовки кадров в условиях существующей в настоящее время частичной безработицы являет-

ся ключевым для формирования нового района коллаборативной экономики.

Енисейский район - территориально-административная единица в западной части Красноярского края, относится к районам Крайнего Севера, включает 26 муниципальных образований и 65 населенных пунктов. По данным 2019 г., население составляет 22 599 человек.

Исследование состояния дошкольного образования. В Енисейском районе 13 дошкольных образовательных учреждений и 15 групп при 14 общеобразовательных учреждениях. Охват детей, получающих дошкольную образовательную услугу, представлен в табл. 1.

Таблица 1

Динамика численности детей, получающих дошкольную образовательную услугу

в Енисейском районе

Table 1

Dynamics of number of children receiving preschool educational service in the Yeniseysk District

Показатель 2017 г. 2018 г. Динамика Прогноз до 2021 г.

Доля детей от 1 года до 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу 65,10 % 63,5 % -1,6 % 66,5 %

Доля детей в возрасте 1-6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения 0,78 % 0,25 % -0,53 % 0,32 %

<

PQ £ a

4

с

PQ

S к

EÜ W H Я

и ^

ш PQ ■S

о

к

w PQ H

и

ft <

и о

l-ч

0

ё и ft

s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

и

Уменьшение в 2018 г. доли детей, получающих дошкольную образовательную услугу, и доли детей, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, связано с уменьшением количества детей дошкольного возраста в населенных пунктах, имеющих дошкольные образовательные учреждения.

Исследование организаций общего образования. Выписка из интервью с Бурбукиной

Еленой Кирилловной, руководителем управления образования Енисейского района: «В Енисейском районе работают 35 общеобразовательных учреждений, из них 14 филиалов (средних школ - 15, основных школ - 9, из них 4 филиала, начальных школ - 11, из них 10 филиалов). Количество обучающихся Енисейского района по образовательным программам представлено в табл. 2.

Таблица 2

Статистические данные обучающихся в 2019 году

Table 2

Statistical data on students in 2019

Название программы Количество обучающихся в общеобразовательных школах Енисейского района Успешно выполнивших программу в 2019 г.

Образовательная программа основного общего образования (очная форма) 2989 чел. 99,1 %

Образовательная программа основного общего образования (заочная форма) 80 чел. 75,9 %

Адаптивная образовательная программа 74 чел. 100 %

>>

0

1

и w V

к

Ь

1-й <

a

S К

H

и

Ш

PQ

[ 17 ]

Расходы бюджета Енисейского района на общее образование в расчете на одного обучающегося в школах увеличились с 62,08 тыс. руб. в 2017 г. до 78,2 тыс. руб. в 2018 г. в связи с увеличением расходов местного бюджета на повышение минимального размера оплаты труда.

Следует отметить положительную динамику роста средней заработной платы работ-

ников дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций в связи с установлением региональной выплаты в Енисейском районе с 01.01.2017 - 17080,2 руб. с 01.05.2018 - 20 094 руб. и повышением окладов на 4 %. Уровень роста средней заработной платы работников образования отражен в табл. 3.

Таблица 3

Анализ уровня средней заработной платы работников образования Енисейского района

Table 3

Analysis of the mean salary for educational employees in the Yeniseysk District

Год 2016 2017 2018 2019 2020

Средняя зарплата работников общеобразовательных организаций (руб.) 28849,6 29489,9 31709,4 31719,4 31719,4

Средняя зарплата учителей (руб.) 38020,1 38835,1 40826,4 40826,4 40826,4

Средняя зарплата работников дошкольных организаций (руб.) 20110,5 20575,6 22608 22618 22618

Анализ отчетов и документов показал, что техническое состояние зданий, соответствующих требования надзорных органов, составляло 75 % в 2017 и 76,1 % в 2018 г. Улучшение показателя произошло за счет устранения замечаний, отмеченных в предписаниях надзорных органов, проведения текущих ремонтов зданий, приобретения и пополнения материально-технической базы школ. Вместе с тем наблюдается отрицательная динамика такого показателя, как «аварийное состояние зданий школ / требуют капитального ремонта», с 19,40 % в 2017 до 23,8 % в 2018 г. Требуют капитального ремонта: МБДОУ «Подтесов-ский детский сад № 19», МБДОУ «Ярцевский детский сад № 3», МБДОУ «Новокаргинский детский сад № 20», МБДОУ «Высокогорский». Существование данной проблемы связано с длительной эксплуатацией зданий и отсутствием денежных средств на проведение ремонтов. В течение ближайших двух лет планируется снижение этого показателя за счет проведения капитальных и текущих ремонтов зданий: МБОУ «Потаповская СОШ № 8», МБОУ «Новокаргинская СОШ № 5», филиала МБОУ «Высокогорская СОШ № 7», «ООШ с. Городище», спортивного зала МБОУ «Кривлякская СОШ № 3», а также в связи со строительством новой школы в пос. Майское.

В документах указывается, что в образовательных организациях Енисейского района наблюдается дефицит площадей; возрастает доля обучающихся, занимающихся во вторую смену. В 2018 г. она составила 1,41 % от общего количества обучающихся. Из 35 общеобразовательных учреждений в 2018 г. в две смены работали МБОУ «Безымянская ООШ № 28» и два филиала (Фомкинская НОШ, Никулинская НОШ). По сравнению с 2017 г. доля обучающихся во вторую смену уменьшилась на 5,22 % (МБОУ «Верхнепашинская СОШ № 2» и МБОУ «Озер-новская СОШ № 47» в 2018 г. работали в одну смену). Однако данный показатель на период 2019-2021 гг. не удастся сохранить, так как из-за увеличения классов-комплектов МБОУ «Верхнепашинская СОШ № 2» вновь переходит на работу в две смены.

Исследование системы дополнительного образования. Анализ отчетов по состоянию системы дополнительного образования в районе позволяет сделать вывод: охват детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию, в 2018 г. составляет 68,16 %. Снижение количества детей, охваченных дополнительным образованием, по сравнению с

2017 г. возникло в результате перехода МБУ ДО ]

«Детско-юношеская спортивная школа ДЮСШ имени Ф.В. Вольфа» на реализацию программ спортивной подготовки и спортивного резерва и в связи с увеличением общего количества детей в возрасте от 5-18 лет.

В период до 2020 г. предполагается сохранить охват детей в возрасте 5-18 лет, обучающихся в образовательных организациях дополнительного образования в количестве 70 % (от общего количества детей указанного возраста).

Для сохранения численности детей, получающих дополнительное образование в различных организациях, проводятся следующие мероприятия:

- создание современной инфраструктуры системы дополнительного образования детей, укрепление материально-технической базы организаций;

- увеличение количества объединений дополнительного образования, отвечающих современным требованиям системы образования.

Рассмотрим факторы, влияющие на развитие системы образования Енисейского района (сильные, слабые стороны, угрозы и возможности).

Наличие широкой сети образовательных организаций. Как указывается в исследованиях, наличие образовательных организаций является одним из ключевых показателей обеспечения территории высококвалифицированными трудовыми ресурсами; индикатором научно-технического и социально-культурного развития региона [Ковалевский и др., 2014]. Для территории, на которой реализуется инвестиционный проект «Енисейская Сибирь», возможности получения образования, выбора профессии весьма ограничены: Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (Лесосибирск), профессиональный лицей № 5 (п. Подтесово), профессиональное училище № 13 (Енисейск), профессиональный лицей № 5 (п. Подтесово), учебно-производственный комбинат (Енисейск). Вместе с тем образовательные школы используют возможности этих учреждений для совместной реализации модели сетевого взаимодействия, в том числе для выполнения краевых проектов.

Доступность интернет-ресурсов. Одной из проблем системы образования Енисейского района является создание цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Все образовательные организации района только к 2024 г. будут обеспечены Интернетом со скоростью соединения не менее 50 Мб/с. В настоящее время только Озерновская школа имеет техническую возможность для подключения Интернета с такой скоростью соединения. Во всех общеобразовательных учреждениях введен электронный журнал; в девятнадцати учреждениях используется электронный журнал, который встроен в КИАСУО, а в Епишинской школе - электронный журнал, который предоставляет автоматизированная электронная система «ЭлЖур», в Озерновской школе - «Дневник. ру». Для осуществления контроля доступа в образовательное учреждение уже сегодня в пяти учреждениях района - Подтесовской, Аба-лакововской, Озерновской, Верхнепашинской и Высокогорской школах - установлены входные группы. До 1 сентября будут установлены еще в трех поселках: Новокаргино, Кривляк, Шапкино. Металлорамки будут установлены в Ярцевской и Новоназимовской школе № 14.

Старение педагогических кадров. В образовательных организациях Енисейского района наблюдается дефицит педагогических кадров (табл. 4).

С целью ликвидации дефицита кадров в районе действует «Мобильный кадровый резерв», муниципальный проект, являющийся частью стратегии развития системы образования Енисейского района, он направлен на привлечение студентов старших курсов, выпускников учреждений педагогических высших и средних профессиональных учебных заведений, свободных» педагогов (молодых пенсионеров; педагогов, попавших под сокращение; педагогов, проживающих в близлежащем городе и не готовых переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и др.) с целью закрытия имеющихся вакансий. Также в районе существует проблема, характерная для значительной

С И

я

а

с

и'

к

м н

и ^

д и 8

0

1

к

м рр

н и л

с и

о

[-4

0

ё и л

1

I

и

>>

0

1

и м V

к

ь

[-4 <

э

с

к

н и

и

Таблица 4

Потребность в педагогах в отдаленных сельских школах Енисейского района в 2019 г.

Table 4

Demand for teachers in far-away village secondary schools of the Yeniseysk District in 2019

№ Наименование ОУ Предмет Количество часов в неделю

1 МБОУ «Верхнепашинская СОШ № 2» Биология 10

2 МБОУ «Верхнепашинская СОШ № 2» Музыка 8

3 МБОУ «Новоназимовская СОШ № 4» Математика 11.5

4 МБОУ «Новоназимовская СОШ № 4» Русский язык и литература 6

5 МБОУ «Новоназимовская СОШ № 4» Технология (мальчики) 9

6 МБОУ «Плотбищенская НОШ № 9» (д. Айдара) Иностранный язык (английский, немецкий) 4

7 МБОУ «Новогородокская ООШ № 16» ОБЖ 5

8 МБОУ «Новогородокская ООШ № 16» Музыка 4

9 МБОУ «Погодаевская СОШ № 18» Информатика 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

части отдаленных территорий, - старение педагогических кадров [Кирко, Кононова, 2019]. В образовательных организациях Енисейского района более 65 % педагогов имеют опыт работы более 20 лет. Как показывают опросы и интервью, значительная часть этой группы педагогов не владеет цифровыми образовательными технологиями. Низкий уровень использования педагогами цифровых образовательных ресурсов (виртуальные библиотеки, музеи, онлайн-курсы, ЗD-лаборатории и др.) значительно снижает качество образования. Из интервью с Бурбуки-ной Еленой Кирилловной, руководителем образования Енисейского района: «В 2018/19 учебном году в семи образовательных учреждениях (Верхнепашинская, Подгорновская, Потаповская, Озерновская, Подтесовская, Шапкинская, Майская средние школы) начата работа по прохождению курсов повышения квалификации педагогическими работниками. В остальных школах проведен мониторинг, выявлены дефициты, составлен график прохождения повышения квалификации по технологиям цифровизации образования в разных областях».

Изучение документов показывает, что проблема старения педагогических кадров в районе частично решается: ежегодно в образовательные учреждения приходит до 10 молодых педагогов. Продолжается поиск актуального содержания и современных эффективных форматов работы с ними. В октябре 2018 г.

на базе Озерновской школы проведен отборочный этап краевых молодежных профессиональных игр; в зональном этапе приняли участие пятнадцать молодых педагогов. С 2010 г. проводится краевой конкурс «Поддержка проектов молодых педагогов Красноярского края», в конкурсном отборе участвовали педагоги из двух учреждений района. Так, например, проекты Усть-Кемской и Абалаковской школ по археологии и «Стажерская служба - структурный элемент методической службы при освоении инновации» допущены к участию в конкурсе на предоставление грантов.

Обновление содержания образования. Результаты исследования показывают, что в районе создается сеть центров образования - «Точек роста» цифрового и гуманитарного профилей (на базе Озерновской, Абалаковской, Подте-совской, Ярцевской, Верхнепашинской, Шапкин-ской школ). На базе таких центров планируется реализация программ по предметным областям «Технология», «Информатика», «ОБЖ», а также программ дополнительного образования по П-технологиям, медиатворчеству, шахматному образованию, проектной и внеурочной деятельности и др. Достижением системы образования Енисейского района является участие в проекте «Современная школа»: обновление содержания и совершенствование методов обучения.

Обновление содержания и совершенствование методов обучения по предмету «Технология»

осуществлялись в пилотном режиме педагогами школ: Погодаевской, Озерновской, Абалаков-ской, Усть-Кемской. Предъявление опыта по реализации обновленного содержания состоялось на презентационной площадке в Абалаковской школе по сервису, производству и обработке материалов, в Озерновской — по технологии в области ЗО-моделирования, в Погодаевской и Усть-Кемской школах — по технологиям сельского хозяйства. Погодаевская школа в этом году признана региональной инновационной площадкой, деятельность которой связана с возможностью предоставления школьникам выбора

будущей профессии, с жизнью на селе. Большая работа проведена и Абалаковской школой: педагоги прошли повышение квалификации «Мастер производственного обучения», обновлена материально-техническая база, получена лицензия на ведение образовательной деятельности по направлениям «Столяр» и «Швея», что позволит организовать дополнительную профессиональную подготовку детей с ОВЗ.

В результате исследования были выявлены основные показатели развития системы образования Енисейского района, влияющие на качество жизни населения.

Таблица 5

Показатели развития системы образования Енисейского района, влияющие на качество жизни населения

Table 5

Indicators on development of educational systems in the Yeniseysk District that influence

the population quality of living

Показатели развития системы образования Енисейского район Текущее состояние (2019) Прогноз показателей на 2021 г.

1 2 3

Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте от 3 до 7 лет 0,0 % Численность детей всех возрастных категорий, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения, на конец отчетного периода составит 79 человек

Доля выпускников дневных общеобразовательных учреждений муниципальной формы собственности, получивших аттестат о среднем образовании, в общей численности выпускников дневных общеобразовательных учреждений муниципальной собственности 98,33 % 98,02 %

Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, не имеющих предписаний контрольных и надзорных органов в общей численности общеобразовательных учреждений 75,0 % 80 %

Доля дневных образовательных учреждений муниципальной формы собственности (подведомственных МКУ «Управление образования»), здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве дневных образовательных учреждений 16 % 15 %

Доля детей в возрасте от 7 до 17 лет, включенных в различные виды отдыха, оздоровления и занятости в период оздоровительной кампании в отчетном периоде от общей численности детей от 7 до 17 лет, обучающихся в образовательных учреждениях 71,9 % 80 %

Консультационные пункты по оказанию услуг по дошкольному образованию 0,0 % Доля населенных пунктов, в которых созданы консультационные пункты по оказанию услуг по дошкольному образованию, будет не менее 33,3 %

<

PQ £ a

4

с

PQ

S к

EÜ W H Я

и ^

ш PQ ■S

о

к

w PQ H

и

ft <

и о

l-ч

0

ё и ft

s

1

и

>>

0

1

и w V

к

ь

l-ч <

э

с

S

к

н

U

W PQ

Окончание табл. 5

1 2 3

Доля учащихся, охваченных дополнительным образованием 40 % Доля учащихся, охваченных дополнительным образованием, составит не менее 75 %

Количество ОУ, подведомственных МКУ «Управление образования», которые приведены в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности, санитарных норм и правил, строительных норм и правил 4 Количество ОУ, подведомственных МКУ «Управление образования», которые приведены в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности, санитарных норм и правил, строительных норм и правил (год), сохранится на уровне не менее 6 учреждений

Доля школьников, включенных в систему научно-практических, спортивных мероприятий на школьном, муниципальном, краевом уровнях 25 % Доля школьников, включенных в систему научно-практических, спортивных мероприятий на школьном, муниципальном, краевом уровнях, составит 47 %

Количество школьников, участвующих в интенсивных школах 45 Количество школьников, участвующих в интенсивных школах, будет не менее 85 человек

Доля учащихся группы профессиональной ориентации от общего контингента учащихся детских школ искусств Енисейского района 28 % Доля учащихся группы профессиональной ориентации от общего контингента учащихся детских школ искусств Енисейского района составит не менее 48 %

Доля оздоровленных детей школьного возраста из общего числа школьников 65 % Доля оздоровленных детей школьного возраста из общего числа школьников составит не менее 73 %

Сохранение и развитие замещающих семей 140 Сохранение и развитие замещающих семей на уровне составит 140

Сохранение количества детей в замещающих семьях 265 Сохранение количества детей в замещающих семьях на уровне 265 человек

Выводы. В результате исследования выявлено, что цель муниципальной программы в области образования в Енисейском районе -повышение качества предоставления общедоступного и бесплатного начального, основного, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, дополни-

тельного образования, а также организация отдыха и оздоровления детей, муниципальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приоритетные направления развития отрасли «Образование» Енисейского района по уровням и видам образования представлены в табл. 6.

Таблица 6

Мероприятия, направленные на совершенствование системы образования

Енисейского района

Table 6

Activity aimed at improvement of educational system in the Yeniseysk District

Уровень образования Цели и задачи Мероприятия

Система дошкольного образования Повышение доступности и качества дошкольного образования. Создание новых мест в учреждениях, предоставляющих услуги дошкольного образования, а также места в группах кратковременного пребывания детей 1. Создать в системе дошкольного и общего образования равные возможности для современного качественного обучения, позитивной социализации детей.

Окончание табл. 6

1

2

3

Система общего образования

Повышение доступности и качества образования, в том числе переход на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, внедрение системы оценки качества общего образования, развитие материально-технической базы учреждений общего образования с учетом новых принципов проектирования, строительства и реконструкции зданий, использование современных информационных и коммуникационных технологий, дистанционных форм обучения

Система дополнительного образования

Создание условий для модернизации и устойчивого развития системы дополнительного образования, обеспечивающих качество услуг и разнообразие ресурсов для социальной адаптации, разностороннего развития и самореализации подрастающего поколения, через совершенствование организационно-экономических механизмов обеспечения доступности услуг дополнительного образования детей, распространение сетевых форм организации дополнительного образования

2. Создать условия для развития дополнительного образования, отдыха и оздоровления.

3. Развить семейные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказать муниципальную поддержку детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа

< И

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и к

Заключение. Таким образом, основными факторами, влияющими на развитие образования в северных территориях, являются: доступность и качество образования, переход на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, внедрение системы оценки качества общего образования, развитие материально-технической базы учреждений общего образования с учетом новых принципов проектирования, строительства и реконструкции зданий, использование современных информационных и коммуникационных технологий, дистанционных форм обучения.

Развитие сферы «Образование» позволит: повысить качество образовательных услуг, привлекательность педагогической профессии и уровень квалификации преподавательских кадров; ликвидировать очереди на зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения; создать условия, соответствующие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов во всех образовательных учреждениях; обеспечить охват не менее 73,0 % детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования, отдыха и оздоровления и др.

Библиографический список

1. Абрамов Р.А. Особенности развития северных регионов России // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/osobennosti-razvitiya-severnyh-regionov-rossii (дата обращения: 29.09.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Адольф В.А., Яковлева Н.Ф. Готовность педагога к поддержке развития духовно-нравственного мира детей-сирот как предмет теоретического анализа // Мир образования - образование в мире. 2016. № 1. С. 35-41. URL: https://elibrary. ru/download/elibrary_28313521_86787240.pdf (дата обращения: 09.09.2019).

3. Афонасова М.А. Проблемы измерения качества жизни населения сельских территорий РФ // Экономические науки. 2018. № 11-2. С. 62-65. D0I.org/10.23670/ IRJ.2018.77.11.049

4. Белова Е.Н., Саволайнен Г.С. Фалалеев А.Н., Яковлева Н.Ф. Модели развития профессиональной компетентности работников сферы образования: кол. монография / под общ. ред. Г.С. Саволайнен; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 268 с. URL: https://elibrary.ru/download/

0

1

К

ш PQ Н U fc С

и

о

[-4

0

ё

и

Ин

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

elibrary_23055318_80799691.pdf (дата обращения: 18.09.2019).

5. Белогуров А.Ю., Позоян О.Г. Приоритеты образовательной политики: межкультурная коммуникация в стратегии устойчивого развития общества // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки 2015. № 10. С. 21-25. URL: https:// elibrary.ru/download/elibrary_24498714_ 22805611.pdf //

6. Бородкина В.В., Рыжкова О.В., Улас Ю.В. Производственный потенциал Северных территорий Красноярского края: проблемы и возможности развития // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16, № 22. С. 4053-4074. DOI: 10.18334/rp.16.22.2082

7. Гальцева Н.В. Фавстрицкая О.С., Шарыпова О.А. Уровень жизни населения северных и арктических территорий Дальнего Востока России // Regional Economics: Theory and Practice. 2017. Vol. 15, is. 1. P. 85-100. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroven-zhizni-naseleniya-severnyh-i-arkticheskih-territoriy-dalnego-vostoka-rossii (дата обращения: 07.09.2019).

8. Гурьянова М.П. Вектор развития образования в сельском социуме: выбор будущего для села региона // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2015. № 1 (146). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vektor-razvitiya-obrazovaniya-v-selskom-sotsiume-vybor-buduschego-dlya-sela-regiona (дата обращения: 29.09.2019).

9. Диденко Л.А., Погорелова Н.В. Использов-ние эмпирических методов при изучении удовлетворенности услугами дополнительного образования в школе // Современное психолого-педагогическое образование: сб. ст. VIII Психолого-педагогических Чтений памяти Л.В. Яблоковой / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_30651235_82398202.pdf (дата обращения: 18.09.2019).

10. Кирко В.И., Кононова Е.С. Образование как

ключевой фактор инновационного и устой-

чивого развития // Современное образование. 2019. № 1. С. 12-24. DOI: 10.25136/24098736.2019.1.28894

11. Ковалевский В.А., Кирко В.И., Малахова Е.В., Васильев Е.А. Реализация дистанционного образовательного процесса в условиях отдаленного поселка с ограниченным доступом к скоростной сети Интернет // Современное образование. 2014. № 4. С. 72 - 85. DOI: 10.7256/2306-4188.2014.4.13421

12. Копцева Н.П., Кирко В.И., Петрова К.И., Пи-менова Н.Н., Худоногова А.Е., Филько А.И. Оценка качества жизни коренным малочисленным народом Севера Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края (на примере поселка Потапово) // Социодинамика. 2018. № 10. С. 47-60. DOI: 10.25136/2409-7144.2018.10.27689

13. Мудрик А.В., Патутина Н.А. Детерминанты позитивных и негативных потенций составляющих процесса социализации // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 3. С. 7-20. DOI: 10.15293/1813-4718.1903.01

14. Слюсарь А.А., Говорухина Е.Н. Качество жизни как основной критерий состояния здоровья жителейсеверныхтерриторий//Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Сер.: Биологические науки. 2017. № 1. С. 9-13. URL:https://elibrary.ru/ download/elibrary_29910330_60910317.pdf (дата обращения: 17.09.2019).

15. Смирнов А.В. Человеческий потенциал науки и образования северных регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 25 (400). С. 60-72. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskiy-potentsial-nauki-i-obrazovaniya-severnyh-regionov (дата обращения: 29.09.2019).

16. Сморчкова В.И. Геоэкономический потенциал регионов Крайнего Севера России // Государственная служба. 2016. № 2. С. 92-94. URL:https://elibrary.ru/download/ elibrary_26039554_75956094.pdf (дата обращения: 17.09.2019).

17. Фаузер В.В., Смирнов А.В., Лыткина Т.С. Методический инструментарий оценки демо-

графической устойчивости северных регионов России // Экономическая наука сегодня. 2018. № 7. С. 151-164. URL:https://elibrary. ru/item.asp?id=35306531 (дата обращения: 17.09.2019).

18. Щеглова А.Н. Тенденции развития региональных социально-экономических систем Крайнего Севера в условиях модернизации высшего образования: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Апатиты, 2013. 158 с. URL: https://www.dissercat.com/content/ tendentsii-razvitiya-regionalnykh-sotsialno-ekonomicheskikh-sistem-krainego-severa-v-usloviy (дата обращения: 18.09.2019).

19. Eremin A., Osmachko S. The education activity of the Russian Orthodox Church in the contemporary transcultural space of Russia // Procedia - social and behavioral sciences. 2017. Vol. 237. P. 1475-1481. DOI: 10.1016/J. Sbspro.2017.02.232

20. Kirko V.I., Nevzorov V.N. Innovative processes in the Siberian Arctic // Sociodynamics. 2015. № 5. С. 70-82. DOI: 10.7256/24097144.2015.5.15325. URL: https://nbpublish. com/library_read_article.php?id=15325

21. Lu M., Cui M., Shi Y., Chang F., Mo D., Rozelle S., Johnson N. Who drops out from primary schools in China? Evidence from minority-concentrated rural areas // Asia Pacific Education Review. 2016. Vol. 20, № 2. P. 235-252. DOI: 10.1007/s12564-016-9421-1

22. Novopashina L.A., Khasan B.I. Northern territories residents' quality of life: Interrelated parameters of subjective // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. Supplement. 2015. Vol. 8. P. 262-277. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzai-mosvyazannye-parametry-subektivnoy-karti-ny-kachestva-zhizni-severnyh-territoriy (дата обращения: 07.09.2019).

23. Pevzner M., Shirin A., Shaydorova N., Rakhkoch-kine A. Internationalization of schools in Russia // Policy futures in education. 2019. Vol. 17, № 6. P. 715-731. DOI: 10.1177/1478210319828940

24. Wu D., Li C.C., Zhou W.T., Lu C., Tsai C.C. Relationship between ICT supporting conditions and ICT application in Chinese urban and rural basic education // Asia Pacific education review. 2019. Vol. 20, № 1. P. 147-157. DOI: 10.1007/s12564-018-9568-z

С PQ

£ a

4

с

PQ

¡5 к

£

w

H Я

и ^

ш PQ Я

0

1

я

w PQ H

и

ft <

и

о

l-ч

0

ё и ft

s

1

и

>>

0

1

и w V

я

ь

l-ч <

э

с

S

к

н

U

w

PQ

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-50-4-158

DEVELOPMENT FACTORS OF EDUCATION SYSTEMS IN REMOTE NORTHERN TERRITORIES OF THE KRASNOYARSK REGION

L.A. Didenko (Krasnoyarsk, Russia) V.I. Kirko(Krasnoyarsk, Russia) A.A. Lukyanova (Krasnoyarsk, Russia) G.S. Savolaynen (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract

Statement of the problem. Education today acts as the most important driving force of social and economic development. It is the basis of innovation processes. But in different regions of Russia, this process goes with different intensity and efficiency. In a particularly difficult situation are the territories remote from scientific and educational centers. Northern regions of the Krasnoyarsk territory are among them. The article identifies and analyzes the factors influencing the development of the education system of one of remote Northern territories - the Yenisei district, with a compact population of indigenous peoples.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The purpose of the article is to identify the development factors of the education system in the remote Northern regions of the Krasnoyarsk territory.

The research methodology is based on the principles of competence and system-activity approaches. The object of the study is the currently formed education system. The study was conducted using methods of analysis, systematization, generalization and field experiment. This article is based on the method of field research, which included a survey of the administration of education, secondary school directors, and citizens. Questions for respondents were: availability and quality of education, security personnel, logistical support of educational

References

1. Abramov R.A. Development features of the Russian northern regions // Regionalnaya ekonomi-ka: teoriya i praktika (Regional Economics: theory and practice). 2008. No. 11. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-sever-nyh-regionov-rossii (access date: 29.09.2019).

2. Adolf V.A., Yakovleva N. F. Teacher's readiness to support the development of the spiritual and moral world of orphans as a subject of theoretical analysis // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire (World of education-education in the world). 2016. No. 1. P. 35-41. URL: https://elibrary.ru/

institutions, use of digital technologies, additional education etc. The annual reports of the district Education Department were analyzed.

Research results. The analysis, systematization and generalization of field research materials allowed identification of the main factors influencing the development of education system in the remote Northern territories of the Krasnoyarsk territory (Yenisei Siberia). Such factors included: the availability and quality of education, the transition to the Federal State Educational Standards of the second generation, the introduction of a system for assessing the quality of General education, the development of the material and technical base for General education institutions, taking into account the new principles of design, construction and reconstruction of buildings, the use of modern information and communication technologies, distance learning.

Conclusion. The results of the study can be used to improve the education system of remote Northern territories, as well as to be taken into account in the development of municipal programs for the development of Northern territories.

Keywords: education system, factors of development, Northern territories, infrastructure, quality, digital educational environment.

download/elibrary_28313521_86787240.pdf (access date: 09.09.2019).

3. Afonasova M.A. Problems of measuring the quality of life of the population in rural areas of the Russian Federation // Ekonomicheskie nauki (Economic Sciences). 2018. No. 11-2. P. 62-65. DOI.org/10.23670/IRJ.2018.77.11.049

4. Belova E.N., Savolaynen G.S. Falaleyev A.N., Yakovleva N.F. Models of development of professional competence among employees in the sphere of education: collective monograph / Edited by G.S. Savolaynen. Krasnoyarsk State Pedagogical University named

after. V.P. Astafiev. Krasnoyarsk, 2013. 268 p. URL: https://elibrary.ru/download/eli-

brary_23055318_80799691.pdf (access date: 18.09.2019). 10.

5. Belogurov A.Yu., Pozoyan O.G. Priorities of educational policy: intercultural communication in the strategy of sustainable development of society // Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie 11. nauki (News of the Southern Federal University. Pedagogical Sciences). 2015. No. 10.

P. 21-25. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_24498714_22805611.pdf

6. Borodkina V.V., Ryzhkova O.V., Ulas Yu. V. Production potential of the Northern territories

of the Krasnoyarsk territory: problems and 12. opportunities for development // Rossiyskoe predprinimatelstvo (Russian entrepreneur-ship). 2015. Vol. 16, No. 22. P. 4053-4074. DOI: 10.18334/rp.16.22.2082

7. Galtseva N.V. Favstritskaya O.S., Sharypova O.A. The standard of living for the population of the Northern and Arctic territories of the Russian Far East // Regional Economics: Theory 13. and Practice. 2017. Vol. 15, No. 1. P. 85-100. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/urov-en-zhizni-naseleniya-severnyh-i-arkticheskih-territoriy-dalnego-vostoka-rossii (access date: 07.09.2019). 14.

8. Guryanova M.P. Development vector of education in rural society: selection of the future for a regional village // Uchenye zapiski Petro-zavodskogo gosudarstvennogo universiteta (Scientific Notes of the Petrozavodsk State University). 2015. No. 1 (146). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/vektor-razvitiya-obrazovaniya-v-selskom-sotsiume-vybor-buduschego-dlya-sela-regiona (access date: 29.09.2019). 15.

9. Didenko L.A., Pogorelova N.V. Use of empirical methods for study of satisfaction by the additional educational services in secondary schools. In: Proceedings of the VIII Psychological and pedagogical readings in memory of L.V. Yablo-kova. Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev. 2017. Krasnoyarsk:

KGPU im. V.P. Astafieva. URL: https://elibrary.ru/ download/elibrary_30651235_82398202.pdf (access date: 18.09.2019). Kirko V.I., Kononova E.S. Education as a key factor in innovative and sustainable development // Sovremennoe obrazovanie (Modern Education). 2019. No. 1. P. 12-24. DOI: 10.25136 / 2409-8736.2019.1.28894 Kovalevsky V.A., Kirko V.I., Malakhova E.V., Vasiliev E.A. - Implementation of the remote educational process in a remote village with limited access to high-speed Internet // Sovremennoe obrazovanie (Modern Education). 2014. No. 4. P. 72-85. DOI: 10.7256/23064188.2014.4.13421

Koptseva N.P., Kirko V.I., Petrova K.I., Pimenova N.N., Khudonogova A.E., Filko A.I. Assessing the quality of life among indigenous people of the North of the Taimyr Dolgan - Nenets district of the Krasnoyarsk Territory (on the example of the village of Potapovo) // Sotsiodinamika (Sociodynamics). 2018. No. 10. P. 47-60. DOI: 10.25136 / 2409-7144.2018.10.27689 Mudrik A.V., Patutina N. A. Determinants of positive and negative potentials in the socialization process // Sibirskiy pedagogicheskiy zhur-nal (Siberian pedagogical journal). 2019. No. 3. P. 7-20. DOI: 10.15293/1813-4718.1903.01 Slyusar A.A. Govorukhina E.N. Life Quality as the main criterion of Northern territories residents' health // Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Biologicheskie nauki (Scientific notes of the Crimean engineering and pedagogical University. Series: Biological Sciences). 2017. No. 1. P. 9-13. URL:https://elibrary.ru / down-load/elibrary_29910330_60910317. Pdf (access date: 17.09.2019).

Smirnov A.V. The human potential of science and education in the northern regions // Re-gionalnaya ekonomika: teoriya i praktika (Regional Economics: theory and practice). 2015. No. 25 (400). P. 60-72. URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/chelovecheskiy-potentsial-nauki-i-obrazovaniya-severnyh-regionov (access date: 29.09.2019).

<

PQ £ a

4

tí PQ

s

ES

w

H

5

и ^

д

PQ S

о

ü к

w PQ H

и ft с £tí

и

о

l-ч

0

ё и ft

1 I

>>

0

1

и w V

s

b

[-4 <

G

«

s к

H

и

W PQ

16. Smorchkova V.I. Geo-economic potential of the regions of the Russian Far North // Gosudarst-vennaya sluzhba (State service). 2016. No. 2. P. 92-94. URL:https://elibrary.ru/download/ elibrary_26039554_75956094.pdf (access date: 17.09.2019).

17. Fauser V.V., Smirnov A.V., Lytkina T.S. Methodological tools for assessing the demographic stability of the Northern regions of Russia // Ekonomicheskaya Nauka Segodnya (Economic science today). 2018. No. 7. P. 151-164. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=35306531 (access date: 17.09.2019).

18. Shcheglova A.N. Trends in the development of regional socio-economic systems of the Far North in the context of modernization of higher education: PhD dissertation. Apatity, 2013. 158 p. URL: https://www.dissercat.com/con-tent/tendentsii-razvitiya-regionalnykh-sotsial-no-ekonomicheskikh-sistem-krainego-severa-v-usloviy (access date: 18.09.2019).

19. Eremin A., Osmachko S. The education activity of the Russian Orthodox Church in the contemporary transcultural space of Russia // Procedia - social and behavioral sciences. 2017. Vol. 237. P. 1475-1481. DOI: 10.1016/J. Sbspro.2017.02.232

20. Kirko V.I., Nevzorov V.N. Innovative processes in the Siberian Arctic // Sotsiodinamika (So-

ciodynamics). 2015. No. 5. P. 70-82. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.5.15325. URL:

http://e-notabene.ru/pr/article_15325.html

21. Lu M., Cui M., Shi Y., Chang F., Mo D., Rozelle S., Johnson N. Who drops out from primary schools in China? Evidence from minority-concentrated rural areas // Asia Pacific Education Review. 2016. Vol. 20, No. 2. P. 235-252. DOI: 10.1007/s12564-016-9421-1

22. Novopashina L.A., Khasan B.I. Northern territories residents' quality of life: Interrelated parameters of subjective // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. Supplement. 2015. Vol. 8. P. 262-277. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vzai-mosvyazannye-parametry-subektivnoy-karti-ny-kachestva-zhizni-severnyh-territoriy (access date: 07.09.2019).

23. Pevzner M., Shirin A., Shaydorova N., Ra-khkochkine A. Internationalization of schools in Russia // Policy futures in education. 2019. Vol. 17. No 6. P. 715-731. DOI: 10.1177/1478210319828940

24. Wu D., Li C.C., Zhou W.T., Lu C., Tsai C.C. Relationship between ICT supporting conditions and ICT application in Chinese urban and rural basic education // Asia Pacific education review. 2019. Vol. 20. No 1. P. 147-157. DOI: 10.1007/s12564-018-9568-z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.