Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ'

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Региональные рынки медицинских услуг / сегментирование региональных рынков / факторы / экзогенные шоки / рынок платных медицинских услуг / Regional markets for medical services / segmentation of regional markets / factors / exogenous shocks / market for paid medical services

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михаил Александрович Зубатов

В последние годы в регионах России наблюдается сложная финансово-экономическая и демографическая ситуация, которая не могла не отразиться и на социальной сфере, в том числе и на системе здравоохранения. В отечественной системе здравоохранения медицинские услуги играют значительную роль, однако они еще не достигли того уровня развития, который характерен для медицинского сектора развитых стран. Этот сегмент нуждается в дальнейшем изучении с целью усовершенствования подходов в предоставлении медицинских услуг, для того чтобы отвечать международным стандартам. Важно учитывать ряд факторов, влияющих на рынок медицинских услуг в России. В связи с этим, в настоящей статье проводится анализ российской системы здравоохранения и анализ региональных рынков предоставления медицинских услуг. Также выявляются тенденции развития здравоохранения под влиянием различных факторов в разрезе субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT FACTORS OF THE REGIONAL MEDICAL SERVICES MARKETS

In recent years, the regions of Russia have experienced a difficult financial, economic, and demographic situation, which could not but affect the social sphere, including the healthcare system. In the domestic healthcare system, medical services play a significant role, but they have not yet reached the level of development that is typical for the medical sector of developed countries. This segment needs further study to improve approaches to the provision of medical services in order to meet international standards. It is important to consider a few factors influencing the medical services market in Russia. In this regard, this article analyzes the Russian healthcare system and analyzes regional markets for the provision of medical services. Trends in the future development of healthcare under the influence of various factors in the context of constituent entities of the Russian Federation are also identified.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ»

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Аннотация. В последние годы в регионах России наблюдается сложная финансово-экономическая и демографическая ситуация, которая не могла не отразиться и на социальной сфере, в том числе и на системе здравоохранения. В отечественной системе здравоохранения медицинские услуги играют значительную роль, однако они еще не достигли того уровня развития, который характерен для медицинского сектора развитых стран. Этот сегмент нуждается в дальнейшем изучении с целью усовершенствования подходов в предоставлении медицинских услуг, для того чтобы отвечать международным стандартам. Важно учитывать ряд факторов, влияющих на рынок медицинских услуг в России. В связи с этим, в настоящей статье проводится анализ российской системы здравоохранения и анализ региональных рынков предоставления медицинских услуг. Также выявляются тенденции развития здравоохранения под влиянием различных факторов в разрезе субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова. Региональные рынки медицинских услуг, сегментирование региональных рынков, факторы, экзогенные шоки, рынок платных медицинских услуг.

Zubatov M.A.

DEVELOPMENT FACTORS OF THE REGIONAL MEDICAL SERVICES MARKETS

Abstract. In recent years, the regions of Russia have experienced a difficult financial, economic, and demographic situation, which could not but affect the social sphere, including the healthcare system. In the domestic healthcare system, medical services play a significant role, but they have not yet reached the level of development that is typical for the medical sector of developed countries. This segment needs further study to improve approaches to the provision of medical services in order to meet international standards. It is important to consider a few factors influencing the medical services market in Russia. In this regard, this article analyzes the Russian healthcare system and analyzes regional markets for the provision of medical services. Trends in the future development of healthcare under the influence of various factors in the context of constituent entities of the Russian Federation are also identified.

Keywords. Regional markets for medical services, segmentation of regional markets, factors, exogenous shocks, market for paid medical services.

Введение

Медицинское обеспечение населения и развитие рынка медицинских услуг играют важную роль в достижении высокого качества и уровня жизни населения в любой стране [1, 2, 3, 4, 5]. В этой связи, этой проблематике уделяется большое внимание как в научных исследованиях, так и в практике государственного управления. В частности, расходы на здравоохранение занимают заметное место в структуре затрат федерального бюджета.

ГРНТИ 06.39.02 ЕБМ NDTFCW © Зубатов М.А. 2024

Михаил Александрович Зубатов - аспирант Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. ORCID 0009-0002-3036-6284

Контактные данные для связи с автором: 190000, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 44А (Russia, St. Petersburg, Lermontovsky av., 44А). Е-mail: zubofffma@mail.ru. Статья поступила в редакцию 18.03.2024.

В частности, по утверждению отраслевых экспертов (см., например: https://iz.ru/1589065/sergei-gurianov/skinut-po-rubliu-izmenitsia-li-finansirovanie-zdravookhraneniia-v-2024-godu), в 2024 году акцент будет сделан на строительстве инфраструктуры, модернизации медицинских учреждений и приобретении современного оборудования. Также будут предприняты меры для решения кадровой проблемы. Всё это свидетельствует о комплексном подходе к обеспечению устойчивости и эффективности системы здравоохранения. В совокупности эти меры будут способствовать позитивной траектории развития, улучшению качества оказания медицинской помощи, ухода за пациентами и повышению общей эффективности системы. В то же время, ситуация в разрещзе регионов несколько отличается. Материалы и методы исследования

Проведенный мониторинг публикаций по рассматриваемой теме показал, что данная проблематика изучается многими российскими исследователями [6, 7, 8, 9, 10, 11]. Однако, в контексте современных рыночных условий, имеется целесообразность рассмотрения новых аспектов и актуальных особенностей функционирования системы здравоохранения и региональных рынков медицинских услуг. Это важно для развития здравоохранения: повышения конкурентоспособности медицинских организаций и эффективного взаимодействия всех участников рынка, включая государственные органы, страховые компании и пациентов.

При проведении мониторинга регионального здравоохранения применялись методы статистического, системного и сравнительного анализа, а также применялись методы анализа и синтеза. Дополнительно использовались данные оценок от рейтинговых агентств, консалтинговых служб и статистические данные, предоставленные Росстатом. Этот подход позволил получить всестороннюю оценку развития регионального рынка медицинских услуг, проанализировать его состояние и определить потенциальные направления его развития для улучшения качества медицинских услуг и обеспечения доступности здравоохранения для населения. Основные результаты

Система здравоохранения в России финансируется из трех источников: из системы обязательного медицинского страхования (ОМС), из расходов бюджетов регионов и в незначительной части из федерального бюджета. В целом (см.: https://tass.ru/ekonomika/18877453), расходы федерального бюджета в разделе «Здравоохранение» в 2024 году составят более 1,62 трлн рублей, в 2025-м - 1,63 трлн, в 2026 году - 1,6 трлн. По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов этого раздела составит в 2024 году 0,9%, в 2025 и 2026 годах - 0,9% и 0,8%, соответственно. Доля в общем объеме расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2024 году по сравнению с 2023 годом уменьшится с 5,2% до 4,4%. В 2025 и 2026 годах она составит 4,9% и 4,8%, соответственно.

Предусмотрено увеличение расходов за счет государственных источников финансирования (бюджеты всех уровней и средства ОМС) на оказание всех видов медицинской помощи, предоставляемых гражданам бесплатно, и, прежде всего, скорой медицинской помощи, профилактики, медицинской реабилитации, медицинской помощи в дневных стационарах, высокотехнологичной медицинской помощи взрослому и детскому населению. Также в федеральном бюджете предусмотрено увеличение более чем на 20% объема профилактических мероприятий, включая диспансеризацию и медицинские осмотры. Упор в работе поликлиник все больше будет делаться на профилактику. Финансирование профилактических осмотров, диспансеризации и плановых медосмотров при диспансерном наблюдении за хроническими больными вырастет на 17,3% (норматив по диспансеризации вырос с 2,5 тысячи до 2,7 тысячи рублей за «среднего» пациента) (см.: https://www.noav.ru/?p=38468).

Значимым достижением в здравоохранении является создание программы, определяющей объемы и финансовые ассигнования на диспансерное наблюдение больных с распространенными хроническими заболеваниями, специально происходит ориентация на такие заболевания, как онкологические, сердечно-сосудистые заболевания и диабет, которые оказывают значимое влияние на уровень инвалидности и смертности. Таким образом, в России власти демонстрируют упреждающий подход в стремлении повысить показатели здоровья населения, что отражено в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.12.2023 г. № 2353. «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».

В рамках указанной Программы подушевой норматив финансирования ОМС в России планируется установить на уровне 19 169 руб. (повышение с уровня 16 776 руб. в 2023 году). Этот показатель учитывает ряд факторов, включая индексацию заработных плат, индекс потребительских цен, динамику расходования средств ОМС, а также различия в себестоимости медицинской помощи по различным регионам России. До 200 млрд рублей вырастет финансирование лечения детей с тяжелыми хроническими (орфанными) заболеваниями.

В 2024 году на приобретение противоопухолевых препаратов выделят 140 млрд рублей, а на льготные лекарства и медизделия для федеральных льготников - 57,9 млрд рублей. Финансирование фонда «Круг добра» в 2024 году составит 175,9 млрд рублей. С 103,7 млрд рублей (2023 год) до 120,8 млрд рублей увеличены суммы на приобретение зарегистрированных препаратов. Средства для льготного обеспечения лекарствами предусмотрены в комплексе мероприятий «Обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами». На эту статью сумма трат возрастет до 206,3 млрд рублей по сравнению с 2023 годом (тогда она составляла 186,8 млрд рублей). Из них на федеральные программы выделено 124,7 млрд рублей, что на 3% выше, чем предусматривалось на 2023 год, но меньше, чем предусматривалось по проекту - 129 млрд рублей.

Власти продолжают акцентировать внимание на онкологической помощи, для которой расходы в рамках системы ОМС неуклонно увеличиваются. Исследование, проведенное в НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина, показало, что в 28 регионах фактические расходы в этой сфере в 2023 году превысили запланированные. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ранее отмечал, что применение дорогостоящих таргетных препаратов не всегда обосновано должным образом. В рамках этого вопроса был разработан и утвержден список из 19 препаратов, применение которых требует документированных результатов молекулярно-генетического тестирования совместно с ЦЭККМП Минздрава России и профильными ассоциациями.

Эти меры помогут обеспечить более эффективное и целенаправленное лечение пациентов с онкологическими заболеваниями к 2024 году. Эти меры направлены на повышение эффективности использования средств системы ОМС и обеспечение доступности качественного лечения онкологических заболеваний для всех нуждающихся пациентов. Так, оптимизация тарифов на химиотерапию произошла благодаря пересмотру стоимости лекарственной терапии на основе реальных закупочных цен препаратов, а не предельных отпускных цен, как это было ранее. Анализ, проведенный ЦЭККМП в 2023 году, позволил сократить расходы на лекарственную онкотерапию на 26,5 млрд рублей в 2024 году (с 194,5 до 168 млрд руб.).

По новым расчетам, стоимость лечения снизилась на 28,15 млрд рублей для 54 лекарственных позиций, но увеличилась на 1,64 млрд рублей для 53 позиций. Это отразилось на стоимости клинико-статистических групп для проведения лекарственной терапии. В 2024 году большинство тарифов на химиотерапию при онкологии и онкогематологические заболевания были снижены. Минздрав России продолжает расширять объемы медицинской помощи для пациентов с гепатитом С в рамках ОМС. В новой нормативной сетке впервые появилось предусмотренное лечение гепатита С в дневном стационаре, среднее стоимостное значение которого составит 143,8 тыс. рублей на одного застрахованного при 0,000277 случаев лечения.

Отдельно стоит отметить, что в Перечне групп заболеваний и состояний (ПГГ) теперь указано, что минимум 1% от общего объема стационарной реабилитации должна составлять продолжительная реабилитация участников специальной военной операции. Это позволит улучшить качество здравоохранения и обеспечить более эффективную медицинскую помощь для данной категории пациентов, имеющих большую социальную значимость в рамках реализуемой модели социально-экономической политики.

Расходы на здравоохранение увеличивают и региональные бюджеты. В рейтинге лидеров - Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Эти субъекты тратят не только много, но и эффективно, реализуя помимо федеральных программ и свои собственные. Москва может по праву считаться эталоном для других российских регионов, здесь уже давно выстроена система здравоохранения, которая ни в чем не уступает лучшим европейским образцам, а по некоторым аспектам и превосходит их. Московским властям остается лишь закреплять этот успех. Так, на укрепление материально-технической базы медицинских объектов - завершение второго этапа капремонта поликлиник, модернизацию приемных отделений стационаров, строительство центров женского здоровья и оснащение учреждений здравоохранения оборудованием, в том числе по контрактам жизненного цикла, в 2024-2026 годах направят 227,5 млрд рублей, включая 121,6 млрд рублей в 2024 году (рисунок 1).

В целом расходы бюджета на программу «Столичное здравоохранение» составят в 2024 году 593,2 млрд рублей, а с учетом средств ОМС - 1,015 трлн рублей. На финансирование высокотехнологичной помощи в 2024 году заложено 14,5 млрд рублей, а вместе со средствами ОМС - более 34 млрд рублей. Бесплатные и льготные лекарства, медизделия и специализированное лечебное питание для москвичей обойдутся городу более чем в 55 млрд рублей в 2024 году. Препаратами будут обеспечены пациенты с онкологическими, сердечно-сосудистыми и орфанными заболеваниями, сахарным диабетом и бронхиальной астмой. На цифровизацию здравоохранения правительство столицы предусмотрело 5,8 млрд рублей на 2024 год. Этот раздел направлен на совершенствование единой цифровой платформы здравоохранения и развитие цифровой медицины.

700 600 500 400 300 200 100 0

593,2 1

160 1

134,6

Л?

61,4

ъР'

53,8

ш

39,8 1751

38,7 га

Ж

34

771

АЗ £

33,4

1771

28,9

Г771

Ж

Рис. 1. Топ-10 регионов по расходам на здравоохранение в 2024 году (млрд руб.)

Планируется расширить функционал записи на прием к врачу и внедрить в здравоохранение искусственный интеллект (ИИ). Так, «Сбер» и правительство Москвы внедряют в поликлиниках столицы диагностического ассистента «Аиду» на базе ИИ для помощи терапевтам и врачам общей практики в постановке диагноза. Разработка анализирует данные медкарт пациентов за последние два года и предлагает свой вариант диагноза, с которым сверяется врач. Как заявляют разработчики, точность постановки диагноза - 87%. Проект реализуется в столице с 2019 года.

Анализ статистики показывает, что в категории медицинских услуг в 2023 году российское население продолжало увеличивать свои расходы на здоровье по сравнению с предыдущим годом. Согласно данным, в декабре 2022 года было потрачено около 112,2 млрд рублей на медицинские услуги, в то время как в декабре 2023 года этот показатель вырос до 124,9 млрд рублей. Интересно отметить, что минимальные показатели расходов на медицинские услуги в январе также увеличились с 85,6 млрд рублей в 2022 году до 95,9 млрд рублей в 2023 году.

Объяснение снижения спроса на медицинские услуги в январе может быть связано с большим количеством праздничных дней в этот период, что влияет на общую активность и число запросов на медицинское обслуживание у населения. В 2023 году 37,6% от общего объема платных медуслуг приходилось на Центральный федеральный округ (ФО) - более 509 млрд руб. Показатель вырос на 10,5% к предыдущему году. На втором месте Приволжский ФО - около 208 млрд руб., рост на 13,8% (рисунок 2).

Москва занимает лидирующее положение по максимальным расходам на медицинские услуги среди регионов России. В 2023 году москвичи потратили более 332 млрд рублей на платное лечение, что на 10,4% больше, чем в предыдущем году. Доля Москвы в общем объеме платных медицинских услуг составляет внушительные 24,5% от РФ в целом. Затраты на медицинские услуги в других регионах значительно ниже. Например, второе место по объему расходов занимает Краснодарский край, где граждане потратили 93 млрд рублей (с долей от общего объема в 6,8%). Санкт-Петербург, Московская

область и Республика Башкортостан далее следуют в списке с существенными, но менее значительными суммами расходов.

Интересно отметить, что во всех перечисленных регионах было отмечено увеличение показателей расходов на медицинские услуги за год на 10-15%. Это может указывать на повышенный спрос на платные медицинские услуги во всех регионах, что может быть связано как с ростом доходов населения, так и с улучшением доступности и качества медицинских услуг.

Рост объема платных медицинских услуг в регионах, таких как Республика Адыгея, Пермский край, Кировская область, Республика Северная Осетия и Смоленская область, в 2023 году заметно выделяется (рисунок 3). Эти субъекты показали увеличение расходов на медицинские услуги более чем на 20%, причем в Республике Адыгея этот показатель достиг 36,6%. Эти данные свидетельствуют о растущем спросе на платные медицинские услуги в указанных регионах, возможно, связанном с лучшей доступностью и качеством медицинской помощи. На общем фоне ситуация с расходами на медицину в большинстве регионов страны остается стабильной или даже показывает рост.

509

600

500 461 400 300 200 100 0

# / 0°

183208 148168 128140

II II шш

«г

122

ш \ 87 93

ШШ ни

„V.

J 65 8 ,

¿Г

О* ^

66 71

ти

£

У /

40 45 ячш

.8°

□ 2022 2023

Рис. 2. Динамика показателей платных медуслуг населению в федеральных округах России, млрд руб.

(составлено автором по данным Росстата)

25 20 15 10 5 0

I

Республика Пермский край Адыгея

Кировская Республика Смоленская область Северная Осетия область

40 35 30 25 20 15 10 5 0

2022

2023

в % к 2022

Рис. 3. Тор-5 регионов с максимальным ростом затрат на платные медуслуги в 2023 году (составлено автором по данным Росстата)

Тем не менее, в данных Росстата также отмечается снижение расходов на медицинские услуги в четырех регионах: Ненецком автономном округе, Республике Коми, Сахалинской и Калининградской областях. Это снижение несущественное и составляет около 1%, что может быть обусловлено различными, в том числе случайными и ситуационными факторами в этих регионах.

Заключение

Исходя из проведенного анализа системы российского здравоохранения и регионального рынка медицинских услуг, можно отметить комплексную картину сложной финансово-экономической и демографической ситуации, оказывающей влияние на данную сферу. Медицинские услуги в стране играют значительную роль, однако их уровень развития еще не достиг намеченных государством в рамках программных и стратегических документов.

В российской системе здравоохранения в целом прослеживаются положительные тенденции, такие как постепенное обновление медицинской техники и оборудования, улучшение квалификации медицинского персонала, а также развитие цифровых технологий для улучшения качества оказываемых услуг. Важным шагом на пути к совершенствованию системы здравоохранения является работа по оптимизации административных процедур, сокращение бюрократических барьеров и повышение прозрачности в управлении здравоохранением. Благодаря этим усилиям можно ожидать дальнейшего улучшения доступности медицинских услуг и повышения уровня здоровья населения.

Однако необходимо также отметить недостатки в системе здравоохранения, такие как неравномерное распределение медицинских ресурсов между регионами, недостаточное финансирование определенных видов медицинской помощи, а также проблемы с доступностью качественных медикаментов. Для решения этих проблем требуется дальнейшее совершенствование стратегии развития здравоохранения, улучшение контроля за расходованием бюджетных средств и поиск новых эффективных моделей управления.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Беда А.А., Зубатов М.А., Плотников В.А. Устойчивость развития региональных рынков социально значимых услуг и ее связь с экономической безопасностью // Естественно-гуманитарные исследования. 2023. № 6 (50). С. 61-64.

2. Доан Т.М., Плотников В.А. Особенности развития медицинского страхования в условиях пандемии // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 5 (131). С. 54-59.

3. Зубатов М.А. Специфика развития региональных рынков медицинских услуг в условиях санкционного противостояния // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития: сборник научных статей 13-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (29 декабря 2023 года). Том 1, в 2-х томах. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2023. С. 251-256.

4. Крестьянинова О.Г. Исследование сущности медицинских услуг как экономической категории // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 3 (117). С. 155-160.

5. Крестьянинова О.Г. Механизм сопряженного развития медицинских услуг и туристской дестинации // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. № 1 (39). С. 29-32.

6. Аганбегян А.Г. Демография и здравоохранение России на рубеже веков. М., 2018.

7. Аганбегян А.Г. О значимости современного моделирования в решении назревших экономических и социальных задач // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2023. № 2 (73). С. 4-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Аксенова Е.И., Вортон Д., Вошева Н.А., Гёки Д., Камынина Н.Н. Партнерство в контексте устойчивости систем здравоохранения и их сопротивляемости кризисам: анализ российской системы здравоохранения // Вестник Российской академии медицинских наук. 2021. Т. 76. № 85. С. 560-571.

9. Ермакова С.Э., Еремин Д.А., Машнинова Ю.В. Кластерно-ориентированный механизм взаимодействия организаций как эффективный инструмент антикризисного управления в системе здравоохранения. М., 2022.

10. Кобякова О. С., Голубев Н.А., Поликарпов А.В., Сидоров К.В. Модель автоматизации системы сбора статистической информации о показателях системы здравоохранения на основании первичных данных // Профилактическая медицина. 2023. Т. 26. № 1. С. 11-16.

11. Кривенко Н.В., Шипицына С.Е., Крылов В.Г., Басов А.Г. Модель гармоничного развития регионального здравоохранения на основе эффективного взаимодействия системы здравоохранения и социально-экономической системы региона // Экономический анализ: теория и практика. 2021. Т. 20. № 11 (518). С. 2053-2073.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.