Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНОГО ТУРИЗМА НА СМЕЖНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ РОССИИ И ФИНЛЯНДИИ'

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНОГО ТУРИЗМА НА СМЕЖНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ РОССИИ И ФИНЛЯНДИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
157
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / ПРИГРАНИЧНЫЙ ТУРИЗМ / ПРИГРАНИЧЬЕ / РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ / ФИНЛЯНДИЯ / TOURISM DEVELOPMENT FACTORS / CROSS-BORDER TOURISM / BORDER AREAS / REPUBLIC OF KARELIA / FINLAND

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Степанова Светлана Викторовна

Российско-финляндская государственная граница является самой протяжённой границей России с Европейским союзом (1325,8 км), из которых почти половину составляет карельский участок. Республика Карелия из всех приграничных регионов Северо-Запада имеет единственного зарубежного соседа - Финляндию. Развитие туризма, с особым акцентом на приграничный туризм, представляется в качестве приоритетного и/или перспективного направления социально-экономического развития территорий по обе стороны границы. Целью данной работы является выявление факторов развития приграничного туризма в российско-финляндском приграничье. Модельной площадкой исследования выступил карельский участок государственной границы, представленный Республикой Карелия (Российская Федерация) и областями Северная Остроботния, Кайнуу, Северная Карелия, Северное и Южное Саво (Финляндская Республика). Проведённое исследование позволило выявить политический, институциональный, транспортно-логистический, инфраструктурный, экономический, социокультурный факторы развития приграничного туризма в российско-финляндском приграничье. Доказана зависимость развития взаимной туристской мобильности местного населения сопредельных территорий Республики Карелия и Финляндии от политических и институциональных факторов. Так, обострение политического фактора, наряду с ужесточением инфраструктурного, приводит к резкому сокращению приграничного туризма. И наоборот, стабильность отношений между государствами способствует активизации трансграничных туристских обменов. Обосновано значение транспортно-логистического, экономического и социокультурного факторов в развитии приграничного (трансграничного) туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Степанова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF DEVELOPMENT OF BORDER TOURISM IN RELATED TERRITORIES OF RUSSIA AND FINLAND

The Russian-Finnish state border is the longest border between Russia and the European Union (1325.8 km), of which almost half is the Karelian section. The Republic of Karelia from all the border regions of the North-West has its only foreign neighbor - Finland. Tourism development, with special emphasis on cross-border tourism, is presented as a priority and/or prospective direction for the socio-economic development of territories on both sides of the border. The aim of this work is to identify factors in the development of cross-border tourism in the Russian-Finnish border. The Karelian section of the state border represented by the Republic of Karelia (Russian Federation) and the regions of Northern Ostrobothnia, Kainuu, Northern Karelia, Northern and Southern Savo (Finland Republic) served as a model site for the study. The study revealed the political, institutional, transport and logistics, infrastructure, economic, sociocultural factors in the development of cross-border tourism in the Russian-Finnish border. The dependence of the development of mutual tourist mobility of the local population of the adjacent territories of the Republic of Karelia and Finland on political and institutional factors is proved. Thus, the escalation of the political factor, along with the tightening of the infrastructure factor, leads to a sharp reduction in cross-border tourism. And vice versa, the stability of relations between states contributes to the activation of cross-border tourist exchanges. The importance of transport and logistics, economic and sociocultural factors in the development of cross-border (cross-border) tourism is substantiated.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНОГО ТУРИЗМА НА СМЕЖНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ РОССИИ И ФИНЛЯНДИИ»

Выпуск 4 (40) Том - 2019

Псковский регионологический журнал 2013-2020

ISSN 2079-8784

URL - http://ras.jes.su

Все права защищены

псковский

РЕГИОНОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Выпуск 4 (40) Том . 2019

Факторы развития приграничного туризма на смежных территориях России и Финляндии

Кондратьева (Степанова) С. В.

научный сотрудник отдела региональной экономической политики, Институт экономики Карельского научного центра РАН Российская Федерация, Петрозаводск

Российско-финляндская государственная граница является самой протяжённой границей России с Европейским союзом (1325,8 км), из которых почти половину составляет карельский участок. Республика Карелия из всех приграничных регионов Северо-Запада имеет единственного зарубежного соседа — Финляндию. Развитие туризма, с особым акцентом на приграничный туризм, представляется в качестве приоритетного и/или перспективного направления социально-экономического развития территорий по обе стороны границы. Целью данной работы является выявление факторов развития приграничного туризма в российско-финляндском приграничье. Модельной площадкой исследования выступил карельский участок государственной границы, представленный Республикой Карелия (Российская Федерация) и областями Северная Остроботния, Кайнуу, Северная Карелия, Северное и Южное Саво (Финляндская Республика). Проведённое исследование позволило выявить политический, институциональный, транспортно-логистический, инфраструктурный, экономический, социокультурный факторы развития приграничного туризма в российско-финляндском приграничье. Доказана зависимость развития взаимной туристской мобильности местного населения сопредельных территорий Республики Карелия и Финляндии от политических и институциональных факторов. Так, обострение политического фактора, наряду с ужесточением инфраструктурного, приводит к резкому сокращению приграничного туризма. И наоборот, стабильность отношений между государствами способствует активизации трансграничных туристских обменов. Обосновано значение транспортно-логистического, экономического и социокультурного факторов в развитии приграничного (трансграничного) туризма.

Аннотация

Ключевые слова: факторы развития туризма, приграничный туризм, приграничье,

Республика Карелия, Финляндия Источник финансирования:

Исследование выполнено в рамках выполнения государственного задания АААА-А19-119010990088-8 от 19.01.2019 «Методология системного исследования и управления развитием экономического и социокультурного пространства северного и приграничного поясов России в контексте национальной безопасности».

Ссылка для цитирования:

Кондратьева (Степанова) С. В. Факторы развития приграничного туризма на смежных территориях России и Финляндии // Псковский регионологический журнал 2019. Выпуск 4 (40) C. 106-114 [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://ras.jes.su/region/s221979310011766-5-1 (дата обращения: 22.09.2020).

1 Введение. Северо-Западный федеральный округ России имеет наиболее протяжённую государственную границу с Финляндией (1325,8 км), которая непосредственно граничит с его тремя субъектами: Мурманской и Ленинградской областями, а также с Республикой Карелией. При этом из исследуемых субъектов только Республика Карелия имеет единственного зарубежного соседа, обладая самой протяжённой в Российской Федерации (более 700 км) границей с Европейским союзом [16].

2 Развитие туризма представляется в качестве одного из приоритетных и/или перспективных направлений социально-экономического развития приграничных территорий сопредельных государств. Под приграничным туризмом понимается специфическая форма туризма, свойственная регионам, обладающим специфическим экономико-географическим положением (приграничным), проявляющаяся в трансграничной туристской мобильности жителей сопредельных государств [16] и уровне развития туристского комплекса, существующего по обе стороны государственной границы и обслуживающего данную мобильность. В данном исследовании в качестве объекта изучения выступает взаимная трансграничная туристская мобильность местного населения Республики Карелия и сопредельной Финляндии.

3 Целью исследования является выявление факторов развития приграничного туризма на порубежной территории России и Финляндии.

4 Информационная база и степень изученности проблемы. Методологической основой исследования послужили работы российских и зарубежных учёных, посвящённые проблематике развития приграничного (трансграничного) туризма. К настоящему времени накоплен значительный научный задел, раскрывающий специфику и общие тенденции развития и функционирования туристской сферы деятельности в приграничье. Достаточное внимание в работах зарубежных учёных уделяется развитию трансграничного шопинг-туризма [13; 19; 20]. Следует заметить, что рассмотрение туризма в российском приграничье как сферы экономической деятельности представляется сравнительно новым направлением исследований в российской науке [1; 2; 4; 9; 17]. Отдельного внимания заслуживают работы, исследующие барьерность российских границ [5] и оценивающие приграничную специализацию межрегиональных взаимодействий приграничных регионов [6]. Обращаясь к российско-финляндскому приграничью, необходимо указать работы, раскрывающие отдельные теоретические и практические аспекты развития туризма в приграничье [3; 14], шопинг-туризма [15; 18], формированию трансграничного социокультурного пространства [11].

5 Методика и новизна исследования. Модельной площадкой исследования выступил

карельский участок российско-финляндской государственной границы, представленный Республикой Карелия с российской и областями Северная Остроботния, Кайнуу, Севернаяй Карелия, Северное и Южное Саво с финской стороны. В статье на основе теоретических разработок российских и зарубежных учёных, а также собственных наблюдений автора выявлены политический, институциональный транспортно-логистический, инфраструктурный. экономический, социокультурный факторы развития приграничного туризма.

6 Результаты исследования. Возможности развития приграничного туризма между территориями сопредельных государств определяются рядом факторов, а также туристскими ресурсами территории.

7 Политические и институциональные факторы. Стабильность отношений между государствами, режим границ определяют политические факторы развития приграничного туризма. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. социально-экономические преобразования, изменение геополитического положения государства на мировой арене отразились на характере взаимодействия Российской Федерации с сопредельными странами, положив начало выстраиванию качественно нового политического, экономического и культурного диалога между государствами по обе стороны границы [16]. Так, трансформации России в 90-х гг. XX в., сопровождаемые открытием международных автомобильных пунктов пропуска (МАПП) и упрощением визового режима, сыграли положительную роль в генерации туристских потоков из-за рубежа, в развитии частного предпринимательства. Именно в этот период в Республике Карелия туризм стал формироваться как сектор региональной экономики, обеспечивающий поступления в бюджеты всех уровней, занятость населения в сравнении с советским пониманием его как сферы отдыха, общественной деятельности. В этот период поток финских («ностальгических») туристов на территорию Республики Карелия, в большей степени в Северное Приладожье, возрос до 700 тыс. чел. в год, в регионе открылось около 100 частных туристских организаций [4; 14; 17].

8 Обострение отношений между государствами-партнёрами, введение санкций, колебание курса валют может резко сократить или даже прекратить возможности трансграничных обменов. Практика российско-финляндского приграничья показывает, что введение санкций против России и рост курса евро негативно отразились на въездном потоке российских туристов в Финляндию, в результате в декабре 2014 г. беспошлинные продажи в приграничных городах Финляндии снизились более чем на 70 % [15]. Так, согласно данным М. Йокисипиля, Главы центра парламентских исследований Университета Турку, падение экспорта продовольственных товаров после введенных Россией контрсанкций составило 25 % [10].

9 Исследователи Института географии РАН (В. А. Колосов, М. В. Зотова, А. В. Себенцов) отмечают, что «степень барьерности сухопутных внешних границ для «среднестатистического гражданина РФ в значительной степени определяется политическими отношениями с Россией и геополитическими ориентирами соседних государств» [5]. Ужесточение режима пропуска «может привести к замиранию не только хозяйственных, но и культурно-бытовых связей», что «может вызвать замедление развития приграничных территорий, усилить ... почти повсеместно наблюдаемый отток населения, породить долговременное ухудшение социального климата и утрату социального капитала пограничного сотрудничества» [5]. А. Ю. Александрова, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, подчёркивает, что «любое упрощение визовых формальностей увеличивает турпоток на конкретном направлении как минимум на 20-30 %» [1].

10 Программы приграничного и многостороннего сотрудничества — уникальные инструменты, позволяющие развивать местные и региональные инициативы территорий.

Участие в проектной деятельности предоставляет участникам конкурентное преимущество через возможность использовать зарубежный опыт и привлекать дополнительные источники финансирования. Так, за пять лет действия Программы приграничного сотрудничества «Карелия» реализовано 66 проектов на сумму 42 миллиона евро, 30 % из которых было использовано на финансирование инфраструктурных проектов [11; 12]. Проекты в значительной мере способствуют вовлечённости местных жителей в международное сотрудничество и установлению тесных контактов как между отдельными гражданами, так и между различными организациями. В общей сложности в проектах приграничного сотрудничества «Карелия» приняло участие 244 организации, среди них региональные и городские администрации, коммерческие и некоммерческие структуры, учреждения образования, науки, здравоохранения и культуры [11].

11 Транспортно-логистические факторы. Высокую значимость в трансграничной транспортно-логистической инфраструктуре играют международные пункты пропуска через государственную границу, создающие как благоприятствующие развитию приграничного (трансграничного) туризма предпосылки, так и ограничивающие международные туристские потоки в случае ужесточения, например, институционального фактора. Исследователи Института географии РАН указывают, что число и плотность пунктов пропуска во многом определяется историческими аспектами и современным состоянием двусторонних отношений Российской Федерации и сопредельных государств. В качестве показателей, позволяющих оценить барьерности государственных границ, исследователями предложены следующие [5]: -число пунктов пропуска, плотность, пропускная способность, часы работы; - режим границы (при визовом — процент отказа, сроки рассмотрения и сложность оформления документов; при безвизовом — возможность пересечения границы по внутреннему или общегражданскому заграничному паспорту); - действие режима местного приграничного передвижения или упрощённое получение визы для приграничных регионов; - интенсивность потока физических лиц и транспортных средств; - наличие мер, облегчающих прохождение (предварительное бронирование, видеотрансляция); - инфраструктурные ограничения.

12 Пункты пропуска через карельский участок государственной российско-финляндской границы представлены в табл. 1.

13 Таблица 1 Пункты пропуска через карельский участок российско-финляндской границы (по состоянию на 09.01.2019 г.)*

№ Наименование Местоположение

Железнодорожные пункты пропуска

Классификация

Режим работы

Вяртсиля

Люття

Республика Карелия, г. Сортавала, железнодорожная станция Вяртсиля

Республика Карелия, г. Костомукша, железнодорожная станция «Кивиярви» (пограничный знак № 695)

Грузопассажирский постоянный многосторонний

Грузопассажирский постоянный многосторонний

круглосуточно

летнее время: 07.00-21.00; зимнее время: 08.00-22.00.

Автомобильные пункты пропуска

Инари

Грузопассажирский Республика Карелия, Муезерский двусторонний район, пограничный знак № 618 временный

упрощённый

понедельник — четверг: 08.00- 19.00; пятница: 08.0017.00

Республика Карелия, автомобильная дорога г.

летнее время: Грузопассажирский 07 00-21 00" постоянный

1

2

3

4

Люття

Костомукша госграница, от г. Костомукши 29 км

многосторонний зимнее время: 08.00-22.00.

Суоперя

Сювяоро

Республика Карелия, Лоухский район, пограничный знак № 758

Республика Карелия, Лахденпохский район, 32 км автомобильной дороги г. Лахденпохъя — пос. Ихала — пос. Райвио — хутор Сювяоро

Грузопассажирский постоянный многосторонний

летнее время: 08.00-20.00; зимнее время: 09.00-21.00.

Грузопассажирский временный двусторонний упрощённый

понедельник — пятница: 09.00-20.00.

Воздушные пункты пропуска

Республика Карелия, 7 Петрозаводск Прионежский район, поселок

(Бесовец) Верхний Бесовец, п/о Шуя,

аэропорт

* составлено на основе источника [8].

Грузопассажирский на время работающий на оформления

нерегулярной основе воздушных многосторонний судов

14 В туристско-рекреационном освоении приграничных территорий решающую роль играет наличие международных автомобильных пунктов пропуска. Максимальную нагрузку испытывает МАПП «Вяртсиля — Ниирала», где число пересечений в среднем за период 20122017 гг. составляет 1,5 млн чел. в год, или 74 % от общего трафика на карельском участке российско-финляндской государственной границы [17].

15 Для населения Республики Карелия, имеющего постоянную или временную регистрацию, действует режим упрощённого получения визы (как жителей приграничного региона), что позволяет не предоставлять специальных документов для обоснования целей поездки при получении многократной шенгенской визы. Так, наличие визового центра в г. Петрозаводске значительно упрощает процедуру получение визы местному населению региона, которые могут оформить её сроком на два года и продолжительностью 360 дней [15].

16 Особое значение в развитии приграничного туризма имеет уровень развития транспортной и придорожной инфраструктуры. В настоящее время развитая транспортная инфраструктура Северной Карелии (Финляндия), наряду с активным развитием придорожной инфраструктуры в Республике Карелия (обустройство площадок для отдыха, кафе, появление информационных указателей и пр.) создают условия для активизации приграничного туристского обмена в карело-финском приграничье [11].

17 Инфраструктурный фактор, подразумевающий уровень развития туристской инфраструктуры (инфраструктура размещения; питания; досуга и отдыха; туристских услуг), играет ключевую роль в эффективности функционирования регионального туристского бизнеса.

18 Исследователи подчёркивают, что «в конкурентной борьбе за финансовые ресурсы туристов, решающее значение приобретает не столько удалённость населённого пункта от государственной границы, сколько именно его насыщенность необходимыми для потребителя товарами и услугами» [15].

19 С ростом интереса российских туристов финские приграничные города стали открывать торговые центры (в т. ч. недалеко от пунктов пропуска государственной границы, например, Laplandia Market, в 800 м от пограничного перехода Брусничное), гостиницы разного ценового уровня, а также развивать сопутствующие услуги (активный отдых, СПА-центры, аквапарки) [15]. И. И. Пирожник, профессор Поморской академии Польши, выделяет два варианта влияния границы на развитие приграничного пространства: при наличии

5

6

«объектов туристского интереса формируются рекреационные ландшафты, находящиеся в непосредственной близости от пунктов пересечения границы», при выполнении транзитных функций «складывается особый ландшафт, для которого характерам является наличие пунктов обмена валюты, отделений страховых компаний, ресторанов, автозаправочных станций и туристских информационных центров» [7].

20 Экономические факторы. Шопинг является традиционной и наиболее популярной активностью жителей приграничья [19], феномен которого проявляется тем ярче, чем значительнее разрыв в уровне доходов и развитии сопредельных государств [13]. D. J. Timothy, профессор Университета штата Аризона (США), сформулировал достаточно чёткие условия развития феномена приграничного шопинг-туризма [19]: - достаточный контраст (экономический, социальный, культурный) по разные стороны границы); - знания туристов о том, что можно найти и приобрести на другой стороне границы; - факторы, мотивирующие покупателя совершать покупку (например, выгодный курс валют или персональная мобильность); - граница должна быть достаточно «прозпрачна», чтобы люди могли её пересечь с относительной лёгкостью.

21 Позднее М. Tömöri, исследователь Дебреценского университета (Венгрия), доработал предложенные условия, сформулировав их следующим образом [20]: - достаточный контраст по разные стороны границы товаров и услуг (качество, стоимость, ассортимент); -достаточная степень информации; - шопинг-туристы имеют возможности совершить поездку; - достаточная проницаемость и лёгкость пересечения границы.

22 Обращаясь к практике российско-финляндского приграничья, следует указать, что в настоящее время российские предприниматели, приобретающие товары с коммерческой целью, наравне с шопинг-туристами представляются источником благосостояния для части жителей приграничных регионов Финляндии. Особое значение имеют системы tax free и Invoice, культура обслуживания, инфраструктурные особенности торговли, а также магазины беспошлинной торговли Duty Free [15]. Коллективная работа исследователей Польши, Финляндии и России выявила, что российские шопинг-туристы обычно посещают приграничные города Финляндии, редко путешествуя в другие части сопредельного государства. При этом часто путешествия совершаются исключительно до основных супермаркетов или торговых центров в пригороде или на границе. При этом часть россиян выезжает в период скидок и акций для приобретения дорогостоящих товаров или для приобретения товаров повседневного пользования [18]. С постепенным спадом потока «ностальгических» финских туристов наметился устойчивый тренд шопинг-туризма [11]. И. Бьерн, исследователь университетов Восточной Финляндии и Турку (Финляндия), указывает, что обычные поездки финнов Северной Карелии в Республику Карелия за топливом длятся всего несколько часов, причём трое из четырёх финских граждан посещают только пос. Вяртсиля (около 6 км от пункта пропуска) [3].

23 Социокультурные факторы. Развитие межгосударственных отношений в последние десятилетия продемонстрировало возрастание роли народной (общественной) дипломатии. Народная дипломатия укрепляет социокультурное сотрудничество, добрососедство и атмосферу безопасности, служит инструментом «мягкой силы», повышающим привлекательности региона и страны, языка, культуры и образа жизни. Исследователями указывается, что основными источниками представлений жителей приграничных территорий друг о друге в настоящее время являются: общение с родственниками и друзьями, проживающими на территории сопредельного государства или часто посещающими данную страну; СМИ; интернет-ресурсы и социальные сети, а также личный опыт посещения сопредельного государства [11].

24 Таким образом, в условиях сложной политической ситуации трансграничное сотрудничество НКО позволяет наладить позитивное взаимодействие между людьми, учреждениями, городами и регионами вне «большой политики» и политических противоречий. Трансграничное взаимодействие оказывает положительный эффект на развитие добрососедских отношений и активизирует локальные сообщества не только для создания сетей сотрудничества и налаживания прямых связей, но и для развития инициатив местных сообществ, повышения взаимопонимания, доверия и осведомлённости [11].

25 Значимым фактором является схожесть языка для облегчения понимания (карельский, вепсский и финский языки) и безопасность. В качестве мер, предпринимаемых бизнесом Финляндии для усиления туристского потока российских граждан, не последнее место занимает использование русского языка для облегчения языковых трудностей россиян, например [15]: - социализирующая функция навигации (надписи на русском языке); -обслуживание туристов на русском языке; - выпуск информационно-туристской литературы на русском языке; - разработка и функционирование сайтов на русском языке и др.

26 Выводы. Проведённое исследование на примере карельского участка российско-финляндской государственной границы позволило выявить ряд факторов, влияющих на развитие приграничного (трансграничного) туризма: политический, институциональный, транспортно-логистический, инфраструктурный, экономический и социокультурный.

27 Практика российско-финляндского приграничья демонстрирует зависимость развития взаимной туристской мобильности местного населения сопредельных государств от политических и институциональных факторов. Так, выстраивание политического, экономического и культурного диалога в 90-х гг. XX в., сопровождаемого усилением контактных функций государственных границ, способствовало появлению приграничного туризма и его активизации в дальнейшем. Наоборот, ужесточение институционального фактора, обострение политических отношений между государствами резко снижает трансграничную туристскую мобильность.

28 В развитии приграничного (трансграничного) туризма значим также транспортно-логистический фактор, в котором особую роль играют международные автомобильные пунктов пропуска.

29 Совместная реализация проектов, повседневное трансграничное взаимодействие жителей сопредельных государств формируют благоприятную основу развития приграничного туризма на основе развития добрососедских отношений, инициатив местных сообществ, повышения взаимопонимания, доверия друг к другу и осведомлённости о жителях соседней страны.

30 Подводя итог, следует указать, что особое значение в развитии приграничного туризма жителей Республики Карелия в сопредельной Финляндии имеет транспортная и ценовая доступность, широкие возможности проведения досуга и получения многократной Шенгенской визы, удобство работы международных пунктов пропуска на государственной границе. В развитии въездного потока финских граждан на территорию Республики Карелия также имеет значение транспортная и ценовая доступность, возможность знакомства с культурой, традициями региона и участия в мероприятиях различной тематической направленности (музыкальные фестивали, спектакли, спортивные мероприятия и пр.).

Библиография:

1. Александрова А. Ю. География туристских потоков в Российской Федерации: статистика,

тренды // Проблемы. Наука. Инновации. Технологии, 2017. № 1. С. 95-108.

2. Болычев О. Н., Гуменюк И. С., Кузнецова Т. Ю. Роль местного приграничного передвижения в развитии розничной торговли в Калининградской области Российской Федерации и приграничных регионах Республики Польша // Балтийский регион. 2015. № 34 (26). С. 135149.

3. Бьёрн И. Пограничная провинция: основные черты развития Северной Карелии после Второй Мировой войны // Studia Humanitatis Borealis, 2015. № 2. С. 4-16.

4. Громов В. В. Воздействие туризма на развитие региона. Петрозаводск: Скандинавия, 2003. С. 50-157.

5. Колосов В. А.. Зотова М. В.. Себенцов А. В. Барьерная функция российских границ // Известия РАН. Серия географическая. 2016. № 5 С. 8-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Межевич Н. М., Жук Н. П. Методика оценки приграничной специализации межрегиональных взаимодействий приграничных регионов и результаты пилотной оценки // Балтийский регион. 2013. № 1 (15). С. 38-52.

7. Пирожник И. И. Туристские миграции в трансграничном регионе как фактор активизации экономического сотрудничества (на примере белорусско-польского пограничья) // Проблемы безопасности российского общества. 2015. № 2 . С. 141-150.

8. Пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации. Министерство транспорта Российской Федерации. Официальный сайт. [Электронный ресурс]: URL: https://www.mintrans.ru/activities/168 (дата обращения: 15.07.2019).

9. Управление развитием туризма в регионе. Опыт реализации стратегии Республики Карелия. Петрозаводск, 2008. С. 13-41

10. Участники «Балтийского диалога»: Общение гражданского общества и экспертов не должно зависеть от политической конъюнктуры. [Электронный ресурс]: URL: http://gorchakovfund.ru/news/17531/ (дата обращения 15.07.2019).

11. Шлапеко Е. А., Степанова С. В. Формирование трансграничного социокультурного пространства в российско-финляндском приграничье (Республика Карелия, Россия — Северная Карелия, Финляндия) // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2018. Т. 9, № 3. С. 39-48. DOI: 10.18721/JHSS.9304.

12. Cross-border cooperation program «Karelia». Official web-site. [Электронный ресурс]: URL: http://www.kareliaenpi.eu/ (дата обращения: 12.08.2019).

13. Dascher K., Haupt A. The political economy of regional integration projects at borders where poor and rich meet: the role of cross-border shopping and community sorting // Journal of Urban Economics. 2011. № 69. P. 148-166.

14. Russian Karelia in search of a new role. Joensuu: Karelian institute. University of Joensuu, 1994. Р. 33-40.

15. Shlapeko E. A., Stepanova S. V. Trends in the development of cross-border trade in the Russian-Finnish borderlands // Baltic region. 2018. № 4. P. 103-117. DOI: 10.5922/2079-85552018-4-7.

16. Stepanova S. V. Cross-border tourism in the Russian Northwest: general trends and features of development // Baltic region. 2014. № 3 (21). P. 109-121. DOI: 10.5922/2079-8555-2014-3-10.

17. Stepanova S. V. Tourism development in border areas: a benefit or a burden? The case of Karelia // Baltic region. 2019. Vol. 11. № 2. P. 94-111. DOI: 10.5922/2079-8555-2019-2-6.

18. Studzinska D., Sivkoz A., Domaniewski S. Russian cross-border shopping tourists in the Finnish and Polish borderland. Norsk Geografisk Tidsskrift // Norwegian Journal of geography. 2018.

19. Timothy D. J. Shopping tourism, retailing and leisure. Bristol: Channel View. 2005. P. 17-176.

20. Tomori M. Investigating shopping tourism along the borders of Hungary — a theoretical perspective // GeoJournal of Tourism and Geosites. 2010. Year III. № 2. Vol. 6. November. P. 202210.

Factors of development of border tourism in related territories of Russia and Finland

S. Kondrateva

researcher of Department of Regional Economic Policy, Institute of Economics of the Karelian Research Centre of the Russian Academy of Sciences Russian Federation, Petrozavodsk

Abstract

The Russian-Finnish state border is the longest border between Russia and the European Union (1325.8 km), of which almost half is the Karelian section. The Republic of Karelia from all the border regions of the North-West has its only foreign neighbor — Finland. Tourism development, with special emphasis on cross-border tourism, is presented as a priority and/or prospective direction for the socio-economic development of territories on both sides of the border. The aim of this work is to identify factors in the development of cross-border tourism in the Russian-Finnish border. The Karelian section of the state border represented by the Republic of Karelia (Russian Federation) and the regions of Northern Ostrobothnia, Kainuu, Northern Karelia, Northern and Southern Savo (Finland Republic) served as a model site for the study. The study revealed the political, institutional, transport and logistics, infrastructure, economic, sociocultural factors in the development of cross-border tourism in the Russian-Finnish border. The dependence of the development of mutual tourist mobility of the local population of the adjacent territories of the Republic of Karelia and Finland on political and institutional factors is proved. Thus, the escalation of the political factor, along with the tightening of the infrastructure factor, leads to a sharp reduction in cross-border tourism. And vice versa, the stability of relations between states contributes to the activation of cross-border tourist exchanges. The importance of transport and logistics, economic and sociocultural factors in the development of cross-border (cross-border) tourism is substantiated.

Keywords: tourism development factors, cross-border tourism, border areas, the Republic of Karelia, Finland

Publication date: 22.09.2020

Citation link:

Kondrateva S. Factors of development of border tourism in related territories of Russia and Finland // Pskov regional studies journal 2019. Issue 4 (40) C. 106-114 [Electronic resource]. Access for registered users. URL: http://ras.jes.su/region/s221979310011766-5-1 (circulation date: 22.09.2020).

Код пользователя: 25847; Дата выгрузки: 22.09.2020; URL - http://ras.jes.su/region/s221979310011766-5-1 Все права защищены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.