Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА'

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
бизнес / предпринимательство / рыночное хозяйство / бизнес-план / предпринимательская среда / business / entrepreneurship / market economy / business plan / business environment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белецкий М.В.

В статье рассматриваются вопросы, посвященные исследованию предпринимательства и предпринимательской среды. На основании детального анализа выявлены факторы развития предпринимательской среды в условиях рыночного хозяйства, а также оценено их влияние на развитие бизнеса. Исследованы проблемы предпринимательства, предложены альтернативные пути решения актуальных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF DEVELOPMENT OF BUSINESS ENVIRONMENT AND ITS IMPACT ON BUSINESS DEVELOPMENT

The article discusses issues related to the study of entrepreneurship and the business environment. Based on a detailed analysis, the factors of the development of the entrepreneurial environment in a market economy have been identified, and their impact on business development has been assessed. The problems of entrepreneurship are investigated, alternative ways of solving urgent problems are proposed.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА»

УДК 33

Белецкий М.В.

магистрант, кафедра управления интеллектуальной собственностью Российская государственная академия интеллектуальной собственности

(г. Москва, Россия)

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, посвященные исследованию предпринимательства и предпринимательской среды. На основании детального анализа выявлены факторы развития предпринимательской среды в условиях рыночного хозяйства, а также оценено их влияние на развитие бизнеса. Исследованы проблемы предпринимательства, предложены альтернативные пути решения актуальных проблем.

Ключевые слова: бизнес, предпринимательство, рыночное хозяйство, бизнес-план, предпринимательская среда.

Актуальность работы обусловлена тем, что в современных условиях функционирования национальной экономики, предпринимательская среда занимает важнейшее место, выполняя ряд социально-экономических задач. Именно поэтому, органы государственной власти заинтересованы в поддержке и сбалансированном функционировании предпринимательства.

Цель данной работы - оценить влияние различных факторов формирования предпринимательской среды на совокупное развитие предпринимательства.

Теоретическая значимость исследования состоит в подготовленной характеристике теоретических аспектов оценки и совершенствования механизма функционирования бизнеса, что позволяет на более качественном теоретическом уровне проводить исследования, посвящённые дальнейшему развитию предпринимательства в условиях рыночного хозяйства.

Предмет исследования - предпринимательская деятельность.

Объект исследования - совокупность факторов, влияющих на развитие предпринимательской деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения механизма совершенствования развития бизнеса на примере других зарубежных стран.

Научная новизна заключается в проведении комплексного анализа предпринимательской среды с учетом воздействия на нее цифровой экономики. На основании исследования выявлена существенная роль цифровизации в вопросах формирования и развития предпринимательства.

Проведенное исследование основано на использовании различного спектра методов, среди которых сравнительный, аналитический и статистический анализ. Активное применение данных методов позволило получить наиболее полные данные и сформировать детальную картину.

Предпринимательство и бизнес в последнее время занимают одно из лидирующих мест в финансово-хозяйственной деятельности государства. Предприятия как малого, среднего, так и крупного бизнеса способствуют решению ряда важнейших задач, а именно:

- создание новых рабочих мест,

- снижению уровня безработицы,

- формированию различных макроэкономических показателей, например, ВНП

- пополнение бюджета страны за счет налоговых отчислений и взносов и

т.д. [1].

Перед тем, как детально исследовать вопросы, посвященные факторам формирования предпринимательской среды, необходимо выявить, что подразумевается под категорией «предпринимательская среда».

Предпринимательская среда, есть не что иное, как совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование организации в рамках рыночного хозяйства. Важно отметить, что

руководителям компаний вне зависимости от того, в какой сфере осуществляет свою деятельность данная компания, необходимо принимать решения, направленные либо на устранение этих факторов, либо на приспособление к данным факторам.

Предпринимательская среда в условиях развития рыночного хозяйства, формируется под влиянием ряда важнейших критериев, среди которых:

- наличие производственных сил и механизм их развития,

- производственно-экономические отношения между субъектами рыночного хозяйства,

- наличие соответствующего климата, который формируется на основе общества и государства в целом,

- активное развитие рынка, как соответствующей среды для деятельности предпринимателей,

- экономические свободы и производные от них, способствующие развитию предпринимательской деятельности в целом [1].

Помимо этого, стоит сказать и о том, что предпринимательская среда состоит из взаимосвязанных элементов, среди которых можно выделить такие, как:

- стихийные силы,

- силы, с которыми приходится сталкиваться повседневно,

- силы, воздействие которых обнаруживается со временем и т.д. [1].

Переходя к исследованию самих факторов, которые оказывают

существенное влияние на формирование предпринимательской среды отметим, что их принято обобщать в несколько групп, а именно:

- демографические,

- экономические,

- природные,

- научно-технические,

- политико-правовые,

-социально-культурные [1].

Рассмотрим более подробно каждую из выше представленных групп факторов. Начнем с демографической.

Данная категория факторов напрямую связана с населением и различными социальными процессами в обществе. Поэтому, к данной категории факторов можно отнести такие элементы, как:

- динамика рождения и смертности,

- показатели браков и разводов,

- миграционные потоки и т.д. [1].

Иными словами, данная группа факторов характеризуется глубоким исследованием всех социально-значимых изменений в обществе на определенной территории и в определенный промежуток времени.

Далее, исследуем экономический фактор.

Данная категория факторов, в отличие от предыдущей связана с различными экономическими процессами, которые складываются в процессе трудовой деятельности. Поэтому, к данной категории факторов можно отнести такие элементы, как:

- покупательная способность населения,

- уровень инфляции,

- изменения в структуре потребления граждан,

- уровень цифровизации экономики [2].

Сегодня одним из главных факторов социально-экономического развития большинства развитых государств является цифровизация бизнес-процессов. Процессы цифровизации на сегодняшний день затронули все сферы общественной и экономической жизни. В современном мире цифровая экономика всё интенсивнее проникает в общественные сферы жизни и всё прочнее приспосабливается тенденциям экономического развития.

Предпринимательство, как наиболее гибкий сегмент экономики, стремится в короткие сроки освоить цифровые технологии, а уже это, в свою очередь, дает возможность предприятиям добиться ускоренного развития, для получения конкурентных преимуществ [2].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что внедрение процессов цифровизации в экономике приводит к активизации предпринимательской деятельности, а так же повышает ее эффективность и адаптивность в современных реалиях.

Иными словами, эта группа факторов характеризуется исследованием экономических изменения в обществе за определенный временной промежуток и в рамках определенной территориальной принадлежности.

Природные факторы не менее значимые в предпринимательской среде.

К данной категории факторов относят:

- состояние источников сырья и энергоресурсов.

- уровень загрязнения окружающей среды и т.д. [3].

Иными словами, данная группа факторов характеризуется исследованием динамических аспектов природных изменений в рамках территориальной принадлежности.

Научно-технические факторы напрямую связаны с производственным процессом. К данной категории факторов относят:

- технологических изменений в контролируемой и смежных отраслях,

- инновационный потенциал фирмы и ее ближайших конкурентов и т.д.

[3].

Таким образом, научно-технические факторы характеризуют и все производственные процессы, которые связаны с созданием определенного товара ли услуги.

Политико-правовые факторы в предпринимательской среде занимают одно из важнейших мест. К данной категории факторов относят:

- состояние законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность.

- государственную экономическую политику и т.д. [4].

Иными словами, данная группа факторов является «регулятором» всей предпринимательской деятельности.

Социально-культурные факторы характеризуются такими аспектами,

как:

- особенности культурных и нравственных ценностей сообществ потребителей,

- формами культур и т.д. [4].

Стоит отметить, что все факторы, формирующие предпринимательскую среду, взаимосвязаны между собой и могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие бизнеса.

Положительное влияние от факторов может проявляться в следующем:

- рост объемов производства,

- расширением рынка сбыта,

- увеличением товарного ассортимента продукции товаров/ услуг и т.д.

[1].

При этом, отрицательное влияние факторов может проявляться в следующем:

- падением ряда финансово-хозяйственных показателей,

- сокращением клиентской базы,

- банкротством/ реорганизацией и т.д. [4].

Стоит отметить, что большинство компаний в условиях рыночного хозяйства и роста конкуренции вне зависимости от сферы своей деятельности, подвержены влиянию факторов предпринимательской среды. Однако, то, как повлияют данные факторы на компанию, зависит от руководителя организации, как ключевого лица. Именно руководитель принимает итоговые решения по ряду вопросов и способствует выбору стратегии и плана развития на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

Грамотный и опытный руководитель на основании анализа текущей ситуации и с учетом влияния ряда факторов сформирует комплекс мер, которые будут способствовать:

- снижению потенциальных рисков и угроз,

- стабилизации ситуации и производственных процессов внутри компании,

- улучшению показателей финансово-хозяйственной деятельности и т.д. Если же в компании руководитель, который по ряду причин не желает

учитывать факторы предпринимательской среды и пренебрегает советами от своих ведущих сотрудников (например, финансового аналитика), то такая компания может столкнуться с рядом проблем и в среднесрочной перспективе серьезно ухудшить свою финансово-хозяйственную деятельность.

Влияние факторов предпринимательской среды избежать нельзя и на них нужно реагировать. Последствия факторов могут быть различными, однако важно грамотно принимать управленческие решения для снижения потенциальных угроз и дальнейшего развития компании в условиях рыночной конкурентной борьбы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лебедев А.Б. Современное состояние малого предпринимательства в РФ // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 7. С. 128-142;

2. Фильшина Г.Н., Чиркова Т.В. Поддержка и активное участие Правительства РФ в развитии предпринимательства // В сборнике: Современный менеджмент и экономика: проблемы и перспективы развития. Сборник трудов национальной научно-практической конференции специалистов, ученых, аспирантов и студентов. Санкт-Петербург, 2023. С. 138141;

3. Федоров Г.Р. Механизм государственной поддержки предпринимательства в РФ // В сборнике: Молодой исследователь: вызовы и перспективы. сборник статей по материалам СССХХХУП международной научно-практической конференции. Москва, 2023. С. 452-456;

4. Юнусов И.А., Юнусов Л.А. Условия реализации стратегии развития малого предпринимательства РФ под влиянием пандемии COVID-19 // Журнал исследований по управлению. 2021. Т. 7. № 2. С. 11-22

Beletsky M.V.

Russian State Academy of Intellectual Property (Moscow, Russia)

FACTORS OF DEVELOPMENT OF BUSINESS ENVIRONMENT AND ITS IMPACT ON BUSINESS DEVELOPMENT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract: the article discusses issues related to the study of entrepreneurship and the business environment. Based on a detailed analysis, the factors of the development of the entrepreneurial environment in a market economy have been identified, and their impact on business development has been assessed. The problems of entrepreneurship are investigated, alternative ways of solving urgent problems are proposed.

Keywords: business, entrepreneurship, market economy, business plan, business environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.